По языческой Брянщине!
Давно изучая историю родного края хотел проехать по местам языческих реликвий.Одна из территорий их расселения побережье реки Ветьма.что созвучно с ведьмой много интересных историй ходят о этих краях о древних языческих капищах где и по сей день собираються родноверы-почитатели в частности 21 августа в их праздник день стрибога
Выехав из Жуковки я поехал не по косиловской трассе а по дороге на Латыши и Сидоровку с прекрасным асфальтом и минимумом машин,далее через поле я выехал к Гришиной слободе как раз к повороту на Десну,где не доехав до моста я свернул к курганам раскинувшимся в берёзовой роще от деревни до реки.Осмотрев их я переехал через ВЕтьму и поехал в низкорослые заросли путь к которым преграждали черепа коров наверно сатанисты собираються,там тоже виднелись курганны из песка.
Выехав на асфальт я к удивлению увидел шоу из 90ых на жуковской земле подставы на дороге,чёрный бмв 7 ,без номеров примерно 20 летней давности с качком за рулём и двумя татуированными скидухами разводили встречного грибника на бабки помахивая стволами "Да я тебя сейчас расстреляю от твоей колымаги щебёнка с дороги попала мне на крыло и поцарапала плати 6000руб!!!При моём поялении с фотоаппаратом эта троица села в бумер и газанув попылила то ли в Олсуфьево то ли в Семёновку и Рогнедено.Вот тебе и реформа МВД с бандитами не вяжуться только русских подростков вяжут за любовь к Руси,подумал я.Вот в демократической Грузии всех старых ментов разогнали а новых полицейских набрали там взятки не берут,население полиции доверяет и все воры в законе к нам сбежали!!А у нас только бирки меняют...
Вот что пишут архелолги:
Курганная группа древнерусского времени на р. Ветьме
Могильник делится на две компактные, примерно равные части: юго-восточную, находящуюся в роще ближе к селу, и прибрежную - северо-западную. В юго-восточной части прослеживается рядное расположение курганов по линии восток - запад, в прибрежной части курганы расположены более кучно.
Инвентарь погребений достаточно богат и разнообразен.
Все металлические украшения изготовлены, судя по степени и характеру окисления, из бронзы или плохого биллона. По сообщениям местных жителей, височные кольца, аналогичные найденным в кургане , были встречены в одной из разрушенных ЛЭП насыпей северо-западной части группы, что подтверждает (в основном) данные раскопок о кривичской принадлежности могильника. В целом обряд погребения, характерный для смоленских кривичей в период перехода от язычества к христианству , набор украшений и керамика позволяют датировать курганный могильник XI в., вероятно его началом или серединой.
Следует отметить, что это не единственный кривичский курганный могильник на р. Ветьме и на левобережье Десны. В 20-е гг. был исследован кривичский курганный могильник у с. Курганье и Немеричи в верховьях Ветьмы , на левобережье Десны исследовали курганный могильник Чичеринка, где наблюдались во многом аналогичный обряд погребения и набор женских украшений курганы являются самым крайним исследованным некрополем на юго-востоке кривичской территории. Некоторые «радимичские» (большое количество золотостеклянных бус в погребении кургана 25) и «вятичские» (решетчатый перстень) черты вполне объясняются местонахождением могильника в зоне кривичско-радимичского пограничья . Возможно, именно р. Ветьма и служила восточной границей кривичского расселения на левобережье Десны.
В другой день я решил прокатиться до старинного капища гора Благовещенская на берегу Десны, на развалинах которой была построенна церковь ныне разрушенная .
Выехав из Жуковки я поехал к смоленской трассе,с удивлением обнаруживая ,что некогда густые леса по обочинам были вырубленны и предсталяли голые пни среди травы.Местные жители утверждают что чёрные лесорубы специально заражают леса жучком,а потом вырубают якобы больной.Полотно дороги было отремонтированно после того как я выложил выбоины на сайт Навального РОСЯМА .Но мост через Десны вызывал жалкое зрелище при проходе тяжёлой фуры он весь раскачиваеться,не долог тот момент как его закроют для тяжёлого транспорта,а новая дорога через Ржаницу до Чернетова ещё не построенна и город окажеться в изоляции
После моста я остановилься у памятника защитникам Родины от иноземных оккупантов,который разместилься слева от дороги..
Проехав через обезлюдившие Гостиловку и Большак я при подъезде к Летошникам свернул налево и поехал через сады,по просёлочной дороге лакомясь зелёными яблоками.Доехав до Угры я выехал на мост и проехав через него,завернул налево к мемориалу защитникам родного края с пушками и блиндажём=место посещения свадебных процессий.
По смоленской трассе ехать сомнительное удовольствие=много транспорта и фур,при проезде которых порывы ветра так и норовят выкинуть велосипед на песчанную обочину.При подъезде к повороту на Задубравье асфальт стал хуже с выбоинами.Интересный эффект наблюдаеться при проезде под высоковольтной линией все железные части велосипеда бьют током!!!
Проскочив Задубравья на выезде увидел то ли большую лужу то ли маленький пруд с надписью "ЗАрыбленно" и не единного рыбачка на нём.Далее дорога пошла вниз и мой железный конь сам разогналься до 40 км/час при подъезде к Дятьковичам кругом стояли развалины ферм и свинарников.Проехав по разбитой бетонке до поворота я свернул на деревянный мостик и поехал по гладклому асфальту мимо дач новых русских на восток.Далее дорога стала грунтовой и проходя через берёзовую рощу я свернул в овраг с заросшей колеёй по ней я выехал почти к музею и церкви древнейшего поселения Вжищ.Проехав до курганна и поснимав виды кругом,я поехал к финишу покатушки=Благовещенской горе к ней вела тропа заваленная буреломом через которую велосипед пришлось переносить.На ней помимо креста виделись остатки раскопок археологов ,вот что они пищут:
Дохристианские святилища наших далеких предков-язычников, так называемые «капища» — большая редкость. На поверхности земли они вообще не сохранились, ибо, по-видимому, это были очень простые сооружения из нестойких материалов. Поэтому местности, где предположительно такие капища были, и проекты их реконструкции вызывают большой интерес, даже если такие проекты не отличаются особой достоверностью. В некоторых случаях такие святилища представляли собой площадку с расставленными на ней деревянными идолами, которые, разумеется, не могли устоять под разрушительным действием времени. В центре такой композиции, где устанавливался жертвенник и главный идол, и совершались языческие ритуальные действия. Примерно так выглядит языческое святилище, раскопанное академиком Б. Рыбаковым в 1940—1949 годах на правом берегу Десны в районе села Дятковичи Жуковского района (в пятидесяти километрах на северо-запад от Брянска). Святилище это обнаружено в местности, издавна называемой «Благовещенской горой». В плане площадка святилища представляет собой полукруг, по границе которого были поставлены деревянные изображения языческих божеств, а в центре этого полукруга — деревянное скульптурное -изображение главного идола — божества. По внешней стороне полукруга устроено вытянутое узкое сооружение длиной около шестидесяти метров, с входом в центре. При раскопках не было обнаружено никаких вещественных доказательств того, что в таком необычном здании люди жили или работали. В таком вместительном помещении могли происходить племенные собрания, пиры, а также общественные трапезы — «требища» и иные ритуальные действия, о которых мы практически ничего не знаем. Вблизи от языческого святилища обнаружены остатки церкви XII—XIII веков. Эта церковь называлась Благовещенской. Все это дает возможность допустить, что главным скульптурным изображением языческого святилища была богиня-дева, которая у древних славян называлась «Берегыня». От великокняжеского времени и периода удельной раздробленности на поверхности Брянской земли памятников не сохранилось. Однако рядом с раскопками языческого святилища на Благовещенской горе той же археологической экспедицией на высоком правом берегу Десны обнаружены и достаточно полно изучены остатки древнего русского города Вщижа (в древности — «Вьсчиж», «Усчиж»), Этот город впервые упоминается в летописи под 1142 годом. Он до основания был разрушен Батыем в 1238 году. Вщиж представлял собой город-крепость, в плане близкий к равностороннему треугольнику, с протяженностью сторон до трехсот пятидесяти метров. Посад города был окружен мощным двойным валом и глубоким рвом, ширина которого и сейчас достигает восемнадцати метров. Стены города были рублены из дубовых городен размером 3X5 метров. В центре детинца находилась большая башня типа западноевропейских донжонов. Эти искусственные укрепления дополнялись естественными преградами в виде крутых склонов, а также мощной в те годы рекой Десной. Вщиж не был крупным городом, и поэтому его сооружения не поражали особым величием. Он весь был рублен из дерева, и поэтому наземных частей зданий не сохранилось. Представление о нем и графические реконструкции не могут быть вполне достоверными. Можно отметить лишь то, что в ту пору, когда велись непрерывные войны, в облике города главенствующими были оборонительные, а также культовые сооружения. Кроме остатков крепостных стен и башен, а также и других деревянных сооружений в земле, как уже указывалось, были обнаружены руины единственного каменного здания — церкви XII—XIII веков. Судя по ее фундаментам, она представляла собой трехапсидный одноку-польный храм простого объема, лишенный украшений, о чем можно судить по тому, что никаких остатков таких украшений в земле не найдено. Главной достопримечательностью храма являлось гульбище, то есть арочная открытая галерея. Подобное гульбище первоначально было и в знаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром, что, между прочим, в корне меняет сложившиеся представления о художественных особенностях этого всемирно известного памятника. Такие гульбища устраивались и в деревянных церквах западных областей Украины, и возможно, что этот прием восходит к более ранним каменным зданиям такого же типа.
Назад я поехал по берегу Десны по заросшей автодороге,которая частично было непроезжаема поэтому часть пути я шёл пешком несмотря на наступающую осеннюю ночь, вывевшей меня к грунтовке на Дятьковичи огни которых светились во тьме полей.По смоленской трассе в темноте было ехать жутковато от проносящихся мимо на огромных скоростях фур и машин.Домой я приехал при свете звёзд к 23 часам маршрут составил 62км.
Фото на http://foto.mail.ru/mail/vovaludoed/716
Интересный эффект наблюдаеться при проезде под высоковольтной линией все железные части велосипеда бьют током!!!
Также бьёт током от аллюминиевых частей байка и даже от пластиковых с металическим напылением заглушек шоссейного руля.
Где черепа коров - может это скотомогильник? И чья это собачка в кадре, неужели она пробежала 62 км. :)
Я знаю где скотомогильник Жуковке за Мадьяровкой,он весь забором обнесен и бес черепов...А собака в первой поездке со мной бегала до Ветьмы это около 25 км намотал.А она у меня вообще спортивная дома сидеть не хочет -скулит,плачет приходиться с собой брать тренировать рекорд 89км в матрасном режиме Жуковка-Семёновка-Каменка и назад! :)
места хорошие , но судя по фото непроходимые, дремучие
Сегодня разведка донесла язычники проводят древний обряд на капище у Ветьмы -где точно держат в секрете...
Я взял своего верного пса-пирата и решил прокатить вдоль реки а заодно поснимать древний обряд,традиции и манеры проведения:песни,пляски,тосты...Путь лежал к мосту через Ветьму вдоль железнодорожной ветки на Смоленск проехал по отремонтированному асфальту улицы Калинина дальше перекрёстка все то же разбитое дорожное полотно по грунтовке с песком,проехав город я въехал в сосновый лес по тропинке до дач,встречные дачники не торопя вели велосипеды с сумками и мешками наполненными дарами дач..У моста увидел оживления какая то комиссия проверяла ремонт моста который делали с весны,бригада разбила городок прямо у Ветьмы построив деревянный мостик на другой берег. На мосту зачем то бетонные плиты пешеходной дорожки заменили на недолговечную металлическую решётку,проехав мост я поехал по насыпи до деревни.
Там свернул налево вдоль реки по осиново-дубовой рощи тропа была не широкая =рыбачья,с ответвлениями к руслу реки с огнищими от старых костров ,но дыма от костра нигде видно не было наконец тропка вышла из рощи на заболоченный луг,осмотрев окрестности в свою подзорную трубу я понял что ошибся -народ собралься не на глухом правом берегу а на обжитом левом прямо у Жуковки.Там горело огнище и фигуры совершали какие то языческие ритуалы.
Придёться ехать назад,а другой дороги кроме как через мост нет,пришлось делать крюк в 12 километров.Проехав через мост я поехал вдоль реки мимо дома престарелых и заречных улиц Жуковки свернув у ручья и проехал по заболоченному лугу к пляжу-Подсолнух.Заметив удаляющиеся огни мопедов я понял что опоздал,капище ещё дымилось не далеко от пустынного осеннего пляжа на фоне красивого заката в дымке над водой но самих язычников и след простыл.Только старинные курганны неподвластные течению веков молча окружали догорающие огнище...
Вот что пишут краеведы о этом месте:
Жуковка (курганный могильник)
Период: 10-13 вв.
Состояние: В 1972 г – 9 курганов диаметром от 6 до 12 м, высотой от 0,3 до 1,3 м. 5 курганов повреждены копателями. Распашка отсутствует.
Тип захоронения: Вскрытие не производилось.
Артефакты: Вскрытие не производилось.
Новые фото на http://foto.mail.ru/mail/vovaludoed/716/?page=3
Очень познавательно - спасибо!
Историю Вщижа было бы не лишним знать всем брянцам - очень любопытное место
Поход в место взлёта НЛО
Пока позволяет морозная погода,решили исследовать местность в районе Ветьмы на наличие древнеславянского капище и мест вылета НЛО .которые,часто появляются из этой местности и после летят мимо Жуковки к аномальной поляне.
Подробнее о этом уже писали как при поездке видели взлетающие из-за Ветьмы огни в небе среди болот и чащоб!
http://kosmopoisk-br.ucoz.ru/publ/obzor_anomalij_pod_zhukovkoj/1-1-0-20
Путь мы начали из Жуковки проследовав на север мы попали в пойменную зону Ветьмы,вниз по течению,по словам местных рыбаков на левом берегу наблюдались заросшие лесом терасы и останки каких то строений в окружении болот.Что это и кто их построил никому не известно,может древнеславянские городища или следы забытых цивилизаций!Летом к ним пробраться можно только,по воде и то,если уровень воды позволяет плыть не садясь на мели.Осенью попав в болото мы прекратили экспедицию в самом начале путешествия!
Сейчас путь пролегал по камышам и ледяным линзам болот,предательски трещащим при переходе под ярким мартовским солнцем!Продираясь сквозь кусты и ручьи,мы подошли к крутому холмистому берегу,поднявшись на который мы увидели,канал паралельно руслу реки густо заросший растительностью!
Далее пересекая ручей мы вышли к холму,с двух сторон омываемому ручьями ,а третей выходящей к реке. http://my.mail.ru/mail/vovaludoed/photo?album_id=1229#photo=/mail/vovaludoed/1229/1243
Где то я уже это видел,промелькнула мысль-ба,да это уменьшая копия Благовещенской горы под Вжищем-места древнего капища и развалин старинной церкви,это место силы до сих пор является поломничеством различных язычников и сектантов!А это его уменьшая копия .Пёс Пират взобравшись на холм стал там носиться как заводной,так же он себя вел и на горе Благовещенской!
отчёт о том походе http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=6189.0
Лес вокруг изобиловал разными давно заросшими канавами явно искусственного происхождения,причём деревья искревлёными стволами явно указывали на геопотагеную зону с излучением земли!Одно из деревьев в сумраки казалось рогами дьявола!
http://my.mail.ru/mail/vovaludoed/photo?album_id=1229#photo=/mail/vovaludoed/1229/1260
Далее мы наткнулись на бункер,прямо как в фильме "Остаться в живых!" http://my.mail.ru/mail/vovaludoed/photo?album_id=1229#photo=/mail/vovaludoed/1229/1249
он был полуразрушенный странной конструкции,похоже ещё гражданской войны ,что скрывается под ним ...???
Пройдя далее по течению мы спустились к болоту с вывалом деревьев в одну сторону,что редко наблюдается в буреломах-появилась мысль,что что то пролетало низко над лесом и создало такой вывал леса.Там же посреди поляны стояло большое странное V образное дерево
http://my.mail.ru/mail/vovaludoed/photo?album_id=1229#photo=/mail/vovaludoed/1229/1264
Но уже стало смеркаться путь назад предстоял по зарослям и сложному рельефу ,домой мы возвращались уставшими но полными впечатлений от новых интересных мест где мы побывали!
Цитата: vovaludoed от 07 марта 2014, 23:27:44
Далее мы наткнулись на бункер,прямо как в фильме "Остаться в живых!" http://my.mail.ru/mail/vovaludoed/photo?album_id=1229#photo=/mail/vovaludoed/1229/1249
он был полуразрушенный странной конструкции,похоже ещё гражданской войны ,что скрывается под ним ...???
это обычный ДОТ времен 2 мировой :)
сегодня ходил с пиратом в лес в пойме ветьмы наткнулись на какое то секстанское капище со змеями на деревьях,в дремучем лесу полным коряг в виде сказочных чудовищ фото http://my.mail.ru/mail/vovaludoed/photo?album_id=1229#photo=/mail/vovaludoed/1229/1272 и далее
Что-то змеи не выглядят эффективными живыми :black_ey:
Жуть какая. Больше в лес одна не хожу
да лучше там не лазить... дураков и каких то "странных" людей мягко говоря в лесу ночью хватает... будьте осторожны... тем более в каких то "непонятных" местах... о чем говорить про капища и тд... одни соловьи чего тока стоят.. раз видел кучу народа там, ночью, палили костер, измазанные чем то и кошек резали... далеко ходить не надо.
Цитата: Xean от 07 апреля 2014, 23:44:09
да лучше там не лазить... дураков и каких то "странных" людей мягко говоря в лесу ночью хватает... будьте осторожны... тем более в каких то "непонятных" местах... о чем говорить про капища и тд... одни соловьи чего тока стоят.. раз видел кучу народа там, ночью, палили костер, измазанные чем то и кошек резали... далеко ходить не надо.
за больницей что ли??? видел там как-то на тренеровки утром тлеющую кучу пепла, см. 30 высотой и пол метра в диаметре.
Ничего себе, даже я в Космопоиске отметился! Даааа, вокруг Жуковки всего полно, видели, встречались, убегали, наблюдали, всякое было!
за больницей что ли??? видел там как-то на тренеровки утром тлеющую кучу пепла, см. 30 высотой и пол метра в диаметре.
[/quote]
Нет, в соловьях... (неподалеку от голубого моста) если с Володарки в сторону десны (Совка), то по правую сторону метров 300... года 3 назад это было...
Цитирую новость
В том же Советском районе есть роща "Соловьи", излюбленное место отдыха горожан. Ее считают так называемым "блудным" местом. Говорят, здесь случалось плутать даже тем, кто знает кругом все тропинки. И некоторым во время блужданий встречается на пути большой заброшенный каменный фонтан, заполненный дождевой водой. Что тут такого? Но дело в том, что во второй раз отыскать этот фонтан уже не удается. И является он будто бы то здесь, то там...
Павел Шушканов рассказывает, что в 60-е годы парковую зону в Соловьях хотели расширить до самого берега Десны. А на спуске к реке от Кургана Бессмертия планировали устроить комплекс из нескольких каскадных озер и фонтанов, которые соединялись бы между собой ручьем. Хотя все это так и осталось только на планах, видимо, один из фонтанов каким-то образом материализовался...
Экстрасенс Феникс уверяет, что всему виной особая энергетика данного места: в древности в Соловьях находилось славянское капище, где проводились ритуалы поклонения языческим божествам.
Откуда такие данные?? :)
Цитата: HOSTO от 08 апреля 2014, 17:55:02
Цитирую новость
В том же Советском районе есть роща "Соловьи", излюбленное место отдыха горожан. Ее считают так называемым "блудным" местом.
Да. Людей реализующих там блуд по кустам много :biggrin0: Причем в самых причудливых позициях :biggrin0:
Благовещинская гора у Вжища https://youtu.be/E_KvZVqf4VU
В Брянском Полесье, куда еще на рубеже нашей эры устремился поток славянских колонистов, исследовано очень интересное городище юхновской культуры – Благовещенская гора, оказавшееся святилищем. На городище вплоть до конца XIX века стояла деревянная церковь Благовещения, подтверждая слова средневековых авторов о том, что "куда же древне погании жряху бесом на горах – ныне же паки туды святыя церкви стоят". Какая-то церковь могла быть здесь и в XI–XII веках, так как на этой горе существовало кладбище горожан удельного города Вщижа. Название церкви было связано с древней сущностью юхновского, неславянского святилища (V век до н.э. – V–VII век н.э.). Благовещенская гора расположена в непосредственной близости от Вщижа на соседнем мысу правого высокого берега реки Десны. Экспедиция выдающегося советского археолога и историка Бориса Александровича Рыбакова два года (1948–49 год) вела здесь работы и вся площадь Благовещенской горы была исследована полностью. В трех километрах на север от святилища в густом лесном массиве находится небольшое озеро, называемое Святым. Поселения юхновской культуры в непосредственной близости от городища нет. По своему внешнему виду Благовещенская гора очень похожа на обычное жилое городище мысового типа: мыс отрезан от плато глубоким и очень широким рвом в 18 метров шириной и валом. Длина треугольной площадки городища 45 метров. Раскопки показали, что святилище, существовавшее несколько веков, перестраивалось и постепенно расширялось. Лучше всего сохранились поздние сооружения первой половины I тысячелетия нашей эры. Река подмывала северный край городища и почти половина его постепенно обрушилась вниз, но, по счастью, раскопки выявили уцелевшую "линию симметрии", и мы можем представить себе устройство этого языческого центра.
Внешне святилище выглядело как настоящая крепость на высоком берегу Десны: глубокий ров, высокий подковообразный вал и деревянные стены (ограда?) по верхнему краю площадки. Диаметр округлой (ныне треугольной) площадки был примерно около 60 метров, т.е. равнялся диаметру болотных городищ среднего размера. Внутреннее устройство двора святилища-крепости было таково: вдоль всего вала, вплотную к нему было выстроено в западной части площадки длинное, изогнутое по форме вала сооружение шириной до 6 метров. Протяжение его (считая и рухнувшую часть) должно было быть около 60 метров. На расстоянии 5–6 метров от длинного дома были врыты в материк на глубину более метра вертикальные столбы, расположенные, как и дом, полукругом. Это – идолы. На противоположном от дома и идолов восточном конце площадки находилось некое сооружение, от которого (или от которых, если одно заменялось другим) остались вертикальные столбы, угли, зола, прокаленная земля. У южной стены площадки – зола, угли, кости животных и обилие так называемых "рогатых кирпичей" – подставок для вертелов. Свободная от сооружений середина двора была примерно 20–25 метров в диаметре. Вход на городище был со стороны плато. Фортификация имела внушительный вид, но являлась чисто символической, так как ров был перекрыт земляной "греблей", а вал разрезан посередине. Единственной реальной защитой здесь могли быть лишь ворота, от которых уцелел только один массивный столб, давший нам упомянутую линию симметрии. Сооружение на восточном краю городища, расположенное на противоположном от входа конце, могло быть помостом-жертвенником, на котором часто и помногу горел огонь и происходила разделка жертвенных туш. Обильные следы костров у южной стены свидетельствуют о поджаривании мяса на многочисленных вертелах. Все это происходило перед лицом полукруга идолов, окаймлявших пустую середину двора святилища. Идолы, вероятно, были высокими, так как их основания были очень глубоко врыты в ямы, тщательно вырытые в плотном материале. В уцелевшей части городища сохранились ямы-гнезда всего лишь 5 идолов: всего их могло быть 10–12. Около идолов, у самого подножья, найдены небольшие глиняные сосудики, а у идолов, расположенных в центре, у входа обнаружены бронзовые гривны, отлитые, но не зачищенные, с литейными заусеницами. Живая женщина физически не смогла бы носить такую гривну. Очевидно, они или украшали деревянных идолиц или подносились им. Около этих женских идолов, близ входа была сделана самая замечательная находка Благовещенской горы – горловина огромного толстостенного глиняного сосуда в виде головы медведя с широко разверстой пастью.
За полукругом идолов, вплотную к подковообразному валу было выстроено длинное сараеобразное и тоже полукруглое в плане сооружение. Его каркасом были массивные столбы, державшие, очевидно, кровлю. Стены в промежутках между этими опорами были образованы сплошным рядом вертикально врытых бревен. Длина всего помещения в сохранившейся части 26 метров, а в свое время оно должно было достигать метров 60. Внутри было вырыто продольное, с плоским дном углубление во всю длину каждой половины "дома" и по обе стороны его сделаны в материке сплошные скамьи-лежанки тоже во всю длину. На плоском полу в трех местах (в сохранившейся половине) прослежены костры без специальных очагов. Всего на четырех земляных скамьях обеих половин здания могли усесться 200–250 человек. Это просторное помещение предназначалось, очевидно, для тех пиров и братчин, которые были неотъемлемой частью языческого ритуала. Совершив жертвоприношение, заколов на дальнем помосте жертву, одарив и вознеся хвалу полукругу идолов, приготовив на рогатых кирпичах жертвенное мясо, участники обряда завершали его "беседою", "столованьицем, нечестным пиром" в закрытом помещении, сидя на скамьях у небольших (очевидно, осветительных) костров. Весь вещевой материал Благовещенской горы резко отличается от материала обычных юхновских поселений. Здесь нет обычных жилищ, нет очагов, нет рыболовных грузил, пряслиц для веретен. Все найденное здесь предназначено именно для пиров: большие сосуды (для пива?), небольшие кубки, ножи, кости животных, подставки для вертелов. Вход в святилище был устроен так, что сначала входивший проходил на мост через ров ("греблю"), затем попадал в узкое пространство ворот, приходившееся на середину вала и на середину длинного дома. Возможно, здесь происходила какая-то церемония "причащения" содержимым сосуда-медведя. Из этого срединного помещения два пологих спуска вели налево, в северную половину здания, и направо – в южную половину. Прямо от входа был весь внутренний двор святилища. Возможно, что четкое деление помещения на две половины связано с фратриальным делением племени. К сожалению, верхний слой городища IX–X века полностью разрушен кладбищем. Для совершения летних обрядов купальского цикла, не требовавших теплого помещения и нуждавшихся в воде для совершения жертвоприношений подводно-подземным силам, имелось поблизости Святое озеро окруженное густым лесом (в получасе ходьбы от святилища-крепости).
Источник информации:
1. http://historic.ru – Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / Рецензенты: В.П.Даркевич, С.А.Плетнева, М.: Издательство «Наука», 1987 г.
(Часть первая. Язычники «троянских веков». Глава 3. Святилища, идолы и игрища)
2. http://tkachov-musey.ru – Музей Братьев Ткачевых