Волынь, Ивоток, Ветьма. И осенний лес.

Автор Dron, 06 октября 2014, 09:25:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Dron

Парни, кто любит побуреломить и погулять с великом пешком, и с кем я ездил хоть раз. Я в отпуске с 8-го октября неделю. Предполагаю 8,10,14 октября (хотя бы раза 2) пообследовать дятьковский район. Закатывать туда буду на машине  с велосипедом. Если ещё кто хочет - могу взять, ещё на одного с великом места хватит. Ориентировочно, отъезд с камвольного  в 9 утра, возврат к 17-ти  часам. Каждый раз на 40-70 км в спокойном темпе. Кстати, если ещё одна машина соберётся - то маршрут сделаем наиболее проезжий из моих планов, т.е. повторим (чуть усложним) дятьковскую часть "приключенческого марафона", что был 30-го августа. Чего найдём проезжего - туда поедем потом когда-нибудь большой кучей!
Меня привлекает громадный лесной массив северо-восточнее Ивота, а также берега Болвы севернее Дятьково.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dron

Съездил в первый раз, машину оставил в Ивоте, катался Ивот - лесами в Сельцо(дятьковское) - Ивот. 44км(28 грунт), с 10-35 до 15-20 (позже не мог - родительское собрание у сына).
Впечатления.
Грунт в тех лесах хороший, песка мало, дороги особо не разбиты.
Много старых вырубок. Новых не видел.
Дороги слабораскатаны. 2км вообще по пропашке ехал. Часты тропы (наверно, там на мопедах грибники накатали).
Лес не шибко живописен, листья с липы и клёна все уже внизу, берёзы - где как, но чаще довольно зелёные ещё.
В лесу делать в принципе нечего. Я объехал довольно большой кусок местности - перспективнх дорог как-то не очень. Всё конечно запомнил и отснял, но надо ехать искать дорог ещё. То что видел - у Брянска лучше.
Очень сильно перекопанный в войну (октябрь 41-го) лес.Особенно у Ветьмы.
Вот что там красивого и интересного - это реки!!!! Ивоток - ожидал его намного больше, а он примерно как Сенна, но со своим характером (обычно сухая пойма, берега 0,5-1 м). Часто очень мелкий и быстрый - легко перейти. Где-то заводи шириной 10 метров, под раскидистыми дубами. Переходил его по пешеходному мостику у Сельцо. Видел немного Ветьмы - она там вообще красавица. Угру напомнила - как раз ровно год назад ездил, только Угра больше раз в 10 по количеству воды :) Переходил Ветьму вброд - в месте брода она метров 20 шириной, но мелкая - сантиметров 30 в центре. Увы, не видел Волыни. Не осилил, долго вдоль Ивотка лазал.

Чего теперь? - некоторое количество дорог уже известно. Надо заехать на машине в Бытошь - и поблуждать вдоль Ветьмы и Волыни(особенно). Уверен, откроются очень живописные места.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

ahsergey

Цитата: Dron от 09 октября 2014, 00:37:59
Чего теперь? - некоторое количество дорог уже известно. Надо заехать на машине в Бытошь - и поблуждать вдоль Ветьмы и Волыни(особенно). Уверен, откроются очень живописные места.

Мне такой круг нравится http://maps.yandex.ru/-/CVvjFDNu
только в последние годы все дороги заросли, деревни опустели...
Made in USSR

Dron

Спасибо!
Не, я лесом, на юго-восток от Бытоши.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dron

Вчера была вторая попытка - теперь от Бытоши, и теперь с Zakhar'ом. Понял, что речка Волынь - это адовые болота, которые кроме как вброд не перелезть, дорог туда нет совсем. Глянули окрестности Бытоши, речку Бытошь, Ветьму поблизости. Поняли, что ур. Голожево - это тупик. Видели много военных окопов. Снова несколько км ехали по пропашке,  однако, укатанные мопедами и великами пропашки - это фишка именно этого леса!
Про оба раза напишу отчёты, край тот у нас не освещён совсем.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

BookMaster

Цитата: Dron от 09 октября 2014, 00:52:17
Спасибо!
Не, я лесом, на юго-восток от Бытоши.

Савчино непременно посети!

Zakhar

Синглтрек вдоль Ветьмы и Волыни - чудесен!
















Dron

Итак, 8 октября 2014, отличный яркий день, первый день бабьего лета. Правда, день рабочий. Я в отпуске. Спасибо gismeteo, это начало бабьего лета сайт предсказал точно ещё за 3-4 недели до того, и я мог оформить отпуск. Гружу велик в машину, еду в Ивот, оставляю машину вскоре после въезда в Ивот, и всё, свобода. Нужно осмотреть тут леса, главная цель – выявление интересных и полезных в будущем дорог, ну и на речки по пути посмотреть. Стояла та пора осени, когда с клёнов и лип всё уже осыпалось, покрыв дорожки шуршащим пологом разноцветной листвы, ещё не примятой дождями и морозами, тополя были желты и щедро сыпали листвой даже при слабом дуновении ветерка, дубы ярко рыжели на солнце, а берёзы во многих местах ещё были скорее зелёными чем жёлтыми.
Уже половина одиннадцатого утра, но в тени повсеместно иней, а на редких лужах лёд. Морозно. Через полчаса на солнце уже припекает. Сворачиваю с асфальта после озера – см. карту. Карта рисована от руки, ездил без навигатора.


Проезжаю долгую населёнку. Наконец, она закончилась.


Грунтовка довольно твёрдая, правда, фишка этих мест, посыпана отходами производства Старь-стекла. На велике всё ж по стёклам неохота. Но в лесу стекла на дороге уже не оказалось.

Первый же поворот с дороги к Ивотку – еду туда глянуть, что ж это такое, речка Ивоток. Вскоре пойма, лавочка у леса. Отсыревшая от ставшего бусинками воды инея на солнце, и всё ещё белёсо-седая в инее трава в тени. Слабая тропка к реке. А вот и он, Ивоток. На фото – небольшая старица.


Само по себе ощущение утра, солнца, яркости, а также того что этот праздник устроил себе сам удачным расчётом – придавало импульс к движению, смотреть, ощущать. Прошёл немного вдоль реки. А она тут небольшая, меньше Сенны, и на удивление часто неглубокая, и даже кое-где быстрая. Я ждал метров 5-7 шириной и очень медленную, а тут явно живее и 2-4 м шириной. В русле лежат листья, как разноцветные камешки.




Возвращаюсь в лес. Снова морозно. Грунтовка нормальная, песка мало. Вскоре с неё отходят пара дорог восточнее, но в такой яркий день удаляться с солнца в тёмные леса кажется глупо. Еду по той дроге, которая максимально близко идёт от Ивотка. Выглядит так – пойма Ивотка и он тут вьётся рядом, повышение 3-4 метра - край леса с моей дорогой.








Где-то заводи шириной 10 метров, под раскидистыми дубами.


Вскоре моя дорожка сказала, что она всё же тропка. Это случилось у речки Хмелинки (есть на карте). Течения почти нет, рядом с тропой – болото с бобровыми погрызами. Неприятное место, такую болотину трудно перейти если двигаешься не по дороге. Уж куда лучше ручьи, которые вьются в оврагах, а не заполняют водой широкие низины.


Сразу после, тропка делится на две, выбираю левую (ближе к реке). Вскоре – остатки моста (см. фото). Это ручей Мачульский. Мост есть на карте.


А сам ручей – сухой в этом сухом году.


Дальше тропа снова делится на две. Правая более торная, по карте она ведёт в сторону ур. Голожево. Выбираю снова левую. Тут начинаются завалы, тропка виляет между ними, через пару деревьев переношу велосипед. В какой-то момент, у тропы оказывается много довольно крупных камней. Сразу вспомнился рогнединский район – а ведь тоже север брянской области, тоже спасибо леднику. Молодые сосновые посадки – возможно лет 20-30 назад тут было поле, а камни вывернулись из земли при его перепашке, и так и оставили их на краю того поля, ставшего уже лесом.


Очень боялся увидеть перед собой тупик. Но не увидел. Впереди просветы, а значит – это ур. Мопр впереди (подписано на карте).


Тут был совхоз имени МОПР. Набираю в яндексе, что такое МОПР – а это Международная Организация Помощи борцам Революции (МОПР) — коммунистическая благотворительная организация, созданная по решению Коминтерна в качестве коммунистического аналога Красному Кресту. И вот имени всего этого самого, тут был совхоз, оставив на карте лишь 4 буквы – МОПР. Я ещё знаю МОПРы по соседним регионам – теперь ясно что это за звери.
Думал, начнётся дорога, да как бы не так. Моя тропка стала пропашкой. Правда, с парой следов мопедов, что придавало уверенности. Земля была твёрдая.


По пропашке было очень много камней. В основном, небольших – по 1-3 кг, но очень частых. Где-то там разбил одну из педалей о незамеченный камень, - так до сих пор с потресканной и езжу. Вскоре, на пропашке впереди увидел зверя. Зверь меня – тоже, особенно после того как я остановился с громким скрипом тормоза. Он оказался лисицей, сел в 100 метрах от меня и смотрел на меня. И я стоял смотрел. Лучшая из фоток с максимальным приближением –

Так длилось с минуту, потом мне надоело, я поехал. И лисица убежала.

Пару раз на пропашке были завалы – приходилось переводить велик рядом в руках. От совхоза имени МОПР остался лишь сухой колодец, да несколько одичавших яблонь. И всё.

В какой-то момент, склон к Ивотку расчищается, как бы зовёт туда спуститься. Иду метров 100-150. Вот он тут какой.


Солнце, тепло, ярко. Сесть бы тут, да подумать спокойно. Но мне надо было на родительское собрание к сыну, время тикало, и чтобы успеть что хочу – пришлось ехать дальше, хотя место очень чёткое и тихое.

Наконец, дорога. Ведёт в сторону Сельцо (дятьковского района), оно тут близко.


Решаю проверить, есть ли мост через Ивоток. Если это мост, то есть :) Я перешёл – конструкция не упала.


Совсем тепло. Неслабый ветерок намекает, что будет встречным на обратный путь. Тут вспоминаю, что ехал на покатушку с больной шеей – вверх смотреть вообще не мог, а тут ощутил себя в области шеи совершенно свободным. В очередной раз сработало – если болезнь не совсем одолела (без температуры), то час спокойно на велике (зимой на лыжах) – и всё сразу проходит. Сколько раз бывало.
Пойма Ивотка.




Совсем мелкий.


А на машинах переезжают здесь. Вообще, машинных свежих следов почти не было.


Перехожу по "мосту" обратно. Вскоре выкатываю на прямую дорогу строго на восток – кажется, она была и на старых довоенных картах. Проще говоря, это место старой узкоколейки. Рядом очень сильно разрыто и неровно, по неровностям растёт высокий сосновый лес. То ли от войны (тут наши оборонялись порядка 5-6 октября 1941), хотя фронт неровностей скорей вдоль дороги а не фронта войны, который тут был вдоль Ветьмы.


Что было дальше... опишу так. Я хотел прорваться в ур. Голожево, оттуда вылезти куда-то в район пос. Петровский, и оттуда асфальтом на Ивот. Проехав с километр по этой прямой на восток, вскоре свернул на север и северо-восток. Всё шло нормально, дороги накатисты и никем не разбиты. Несколько раз останавливался слушать листопад. Было так – ветерок, потом он прекращается, стоишь ждёшь – и вот сверху долетает привет от того ветерка в виде медленной кружащейся листвы, а вокруг тихо, и слышно как каждый листок чирканув по соседям на земле оставил свой последний яркий след, слившись с яркой, но всё же монотонной, массой. Зрелище, да.... Ну что ж, надо дальше.


Пара перекрёстков на север. По одной дороге проезжаю метров 500 – дальше сильно завалена. По другой – метров 200-300 – тот же результат (попытался отметить эти тупики на карте). Примерно по карте понимаю, что где-то там куда они ведут – находится ур. Голожево, а перед ним – ещё одна лесная речушка которую очень хотелось сегодня увидеть – Волынь. Увы, пока туда не получается. Еду дальше – начались постоянные вырубки, но старые, уже заросшие. Не лес, а подлесок, выходит на первый план. Обедаю. Решаю что ещё километр – и разворот. К этому моменту дорога становится менее катанной, и в сырые времена там возможно частенько стоит вода, по направлению (восток-юго-восток) понимаю что через Волынь она точно не стремится. Наконец , разворот, вот в этом месте. От "моста" через Ивоток в районе Мопра до сюда 7км по одометру.


Быстро обратно. Попутно иногда останавливаюсь поснимать лес. Еду едва ли не на максимуме. Первый километр скорость 10-12 – кочки, потом с километр 15-17, дальше (до дятьковского Сельцо) спокойно можно держать и 20.






Километра за 3 до Сельцо, сворачиваю специально не туда как ехал – всё больше дорог увижу, а еду севернее. Тут тоже хорошо. Вскоре пара перекрёстков, моя дорога вообще превращается в картинку.


Метров за 500 до Ветьмы, был большой перекрёсток 4 дорог. От него шла торная дорога и на северо-восток, т.е. куда-то вдоль Волыни (через Волынь? – нет, не через неё – через 6 дней в аналогичной покатушке с того берега Волыни мы её не нашли). Всё очень накатано – явный признак что скоро населёнка, и я точно не в тупике. Замечаю что лес где я еду – находится как бы на возвышении по отношению к низине рядом метров на 5-7. Оставляю велик, иду к низине – а там уже старица Ветьмы. Коровами тропки нахожены по берегу. Почти приехал.


А на возвышенности, лес очень сильно перекопан – всё те же следы боёв 5-6 октября 41-го. Да и в 43-м тут тоже воевали.


Дорога спускается в пойму Ветьмы и как бы рассыпается, становится не такой торной. Вот тут Ветьма соединяется со своей старицей.




И вся Ветьма.


Дорога дальше.... Не то чтоб отсутствует, но скажем так, менее торная чем следы коров по ней. Что, моста всё ж нет?.... Еду берегом, вот уже и дома д. Сельцо. И даже там дальше на асфальте машины видны.


И всё ж, моста нет.


Разуваюсь, перехожу с кроссовками в руках. Глубина не более 30 см в центре, ширина метров 25. Пятки колет – всё ж утром был мороз, а значит и вода градусов 5. Вон, велик на том берегу остался.




Эти островки травы, бодрое течение в жёлтых пожухших берегах, очень напомнили мне Угру, как раз год назад. Только там воды раз в 10 больше.

Перенесён и велик. Асфальт! И даже по времени нормально. И даже спускаюсь снова к Ветьме – вот ещё один брод для машин, да и кого угодно. Летом перейти эту речку тут – вообще не проблема, а только освежить пятки.


100м от автомоста – устье Ивотка.


Врубаю максимальную скорость по асфальту. 27...25...23..21..20... встречный ветерок кушает силы, а после простуды против ветра особо не едется. Держу 18-20. Хотел ещё через ур. Ивоток проехать, но решил ехать прямо на Ивот. После р. Велетиха замечаю памятный знак у дороги – спускаюсь – здесь 15 сентября 43-го произошла встреча партизан с частями Красной Армии.


Поблизости кладбище – бывшей деревни Ивоток. На нём есть захоронение павших при освобождении Ивотка бойцов.


Снова асфальт. Речка Ивоток перед Ивотом. Мысленно говорю "до встречи!"


Пара км – и я у машины. Минут 10 – и уже несусь к Брянску. Вся покатушка заняла время с 10-35 до 15-20.   44км.

Впечатления.
Грунт в тех лесах хороший, песка мало, дороги особо не разбиты.
Много старых вырубок. Новых не видел.
Дороги слабораскатаны. Часты тропы (наверно, там на мопедах грибники накатали).
Через Волынь – только по болоту и видимо пешком. Волынь чётко делит этот лес на 2 части.
Очень сильно перекопанный в войну (октябрь 41-го) лес. Особенно у Ветьмы. Речки Ивоток и Ветьма тут чудесны!
Какое-то количество дорог узнал. Узнаю ещё – и надеюсь включить эти края в какой-нибудь большой магистрально-лесной маршрут.

"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."