13 октября 2018. Клетнянская Первая. Отчёт

Автор Dron, 01 января 2019, 21:53:25

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Dron

Ехать в Клетню – было много как причин, так и поводов. Среди причин, это то, что по тамошним лесам я бывал до того лишь единожды, и то можно сказать проездом, в июне 2014-го с оводами при +32. Это не считается. Хотелось вдумчиво, для ощущения атмосферы. Я не представлял ни что там за леса, ни что там за дороги. Край лесной - значит партизанский, слышал но ничего не читал о том до. Слышал что были клетнянские партизанские бригады... 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, ... там же какое-то время в начале войны действовал и отряд "Митя" (отряд состоял из чекистов, т.е. это диверсионно-разведывательная группа, скорее)... командир которого родился в Бежице, и проезжая мимо памятника в небольшом скверике никогда не думалось, что отмеченный здесь человек успел сделать за свои 56 лет так много... Прочитал-то уже после поездки.  Ещё понимал, что немцев там увидели намного раньше (сентябрь 41-го, а то и август) чем в Брянске (6-8 октября).   Для начала понимания местности, нужно её посетить. А потом уже читать... Это были причины интереса... Интерес этот был уже лет 6 - с тех пор как я пообвыкся с машиной, и почувствовал что в принципе смогу ездить на ней с великом по часу и больше, в одну сторону. Но как обычно, поездку решили поводы. Компания в лице Вити – это раз. Сухая осень – это два. Красивая осень – это три. Повод глянуть грибов ещё и в тех лесах – это четыре. Поводы были один значимее другого, ибо без любого из первых трёх я бы не поехал туда, а четвёртый подогревался знаниями что в соседнем жирятинском районе грибы за пару дней до того точно были.
Ладно... раннее утро. Машина. ВЕлики - мой и Витин. Ноль градусов за окном. Пока не светает. Летим по смоленской трассе. Вскоре светает. В прогнозируемые на день +18 не особо верится. Но утро чистое, ясное. У Клетни стало -2.  Но помня о дневных +18, я поехал в свитере, термухе, шарфе, балаклаве, зимних перчатках, чтобы не таскать никаких курток. Это конечно плюс. Шорты даже взял с собой... Хотя стартовав на великах в 7-40 при -2, ощутили реальный дубак. У нас по плану – так. Стартовать на Быстрянку, там переход через Опороть (есть ли он там – я не знал, если нет – то катить через ур. Светель),  Соловьяновку и т.д.. Дальше – побывать в почти десятке лесных мест, либо отмеченных памятными знаками, либо где партизанские захоронения. Обратно – через Соловьяновку...  тут можно попробовать проехать через Светель и вернуться на Быстрянку.. и в Клетню. Ну либо с Соловьяновки асфальтом. Планировал 80-90км. Хотел и грибов привезти – в рюкзаке как раз по его форме стояло 5-литровое ведёрко, наверх которого в пакете можно разместить ещё литров 5-7...   95км на машине пролетели быстро...

Машина оставлена в центре Клетни, велики собраны. Дальнейший путь –
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=iymdneqmuzjhbvzo

Солнце с правильной стороны. Первые несколько км пути на Быстрянку – отличный асфальт.








Дорога частенько идёт вдоль бывшей ветки жд – так называемой "мамаёвской жд". Лесовозной, видимо. Когда она была построена  - копал интернет и не нашёл, но на картах 1941-го года она есть. Да и много жд веток по клетнянскому району на старых картах, сейчас те дороги - немые насыпи. Когда она разобрана – в самом начале 2000-х. Посёлочки вдоль были именованы по её километрам от Клетни. Например, посёлок 7-го километра... единственный жилой из них. Длина её была около 23км... не просто так место её тупика обозначено как урочище 23-й километр.

Увидев слева открытое пространство, поспешил увидеть эту картину.  Осень в той самой поре, когда и клён, и дуб, и берёза, и осина – все в ярких нарядах, различимы по этим краскам издали. Вот клёны – они облетят через пару дней, но пока они самые яркие... иные уже облетели почти. Дубы в жёлто-коричневом, громадными кронами. Осины и берёзы – очень схожи, но осины имеют насыщенно-жёлтый (совсем изредка с краснинкой), а берёзы - жёлтый ближе к зелёному, и цвет не густой пока, либо густой но рассыпанный на множество "желтинок"... осины – те "сплошные", что ли...


Наш асфальт стал грейдером. За 4 года до того, тут было очень пыльно.


Примерно 12км от Клетни позади. Это поворот на Красный Дворец. Сюда мы ехали с Витей в 2014-м в июне. И отсюда выедем на грейдер через неделю с Zakhar'ом. Отсюда можно легко попасть в урочище 23-й км мамаёвской ветки жд. Но о том следующий рассказ.


А мы дальше по грейдеру, и вот уже Быстрянка. Десяток-другой  жилых домов пока есть.


Проспект прямо....


Сразу после деревни, остаётся ненакатанная насыпь. Тут стало печально. Моста нет 100%, но может хоть какие клади... тропка идёт.


Насыпь привела к беседке над обрывом у Опороти.


Однако. Местные жители не сидят без дела, а практикуют ходить по грибы в клетнянский заказник. Нам с ними по пути.




Надо сказать, рыбака что на фото, я увидел лишь после того, как он обратился к нам с вопросом. Солнце слепило. Спросил, куда мы. Сказал, что дорога завалена, но местные пешком ходят, тут поблизости особенно. Недалеко клюквенное болото, к тому ж. "Дорога появится лишь тогда, когда будет поворот на Черниково"... Я на тот момент ещё не знал, где это Черниково. Думал, ну 3км мы и походим. А он видимо имел ввиду соединение с дорогой в урочище 23-й километр. Но это ещё не скоро, пока смотрим на дубовую полянку у реки. 9-20 утра.


Залезаем на высокий берег. И вот оно началось.






Тропа есть.


И насыпь видна, даже по фото.


Едем не больше 10%. Но перемещаться вполне получается, вот уже и жд стала из насыпи – канавой :)


Растительность. Нормальных пока не встретил. Да и поганок других совсем не видно.


Пока дорога была насыпью – идти было попроще. А в "канаву" норовили упасть все окрестные деревья.  К тому же следы тропы закончились. Идём от Опороти уже больше 2км.


Первые грибы. Семейка из 6-ти белых, но староватых. Взял штук 5, Хотя у пары оставил губчатую часть лесу. То что ближе к верху шляпки – сохраняется обычно лучше. В суп не положу, в жарёнку пойдёт.


И снова... хоть бы даже и пешком, но без завалов.


Некое урочище. Трава. Роса. Быть мойке ног росой. Идём метров 100 по высоченной траве. Следы жд насыпи теряются.


Потом по краю леса обнаруживается пропашка, едем по ней метров 200-300. И оказываемся у поворота дороги!!!! 3,5 км от Опороти. Смотрим навигатор. Можно на юг по жд. Или куда-то на запад (с надеждой на юго-запад)... Выбираем второе. 11 утра. 3,5 км часа за полтора...


Проехав 500-700м, посреди дороги видим их. И маслят нормальных, тоже.






Всё, о покатухе можно забыть, поддавшись синдрому тихой охоты – теряешь уйму времени. Хотя мы тут и для этого тоже, так что Вить, расслабься и получай удовольствие. Спешно перевязываю вещи на раму – освободить ведро в рюкзаке. Дальше как пчёлка от цветка к цветку – так и мы тоже... Посещает мысль, а можно ли. Заказник всё-таки. Хотя  заказник – он не заповедник.  И грибы в колеях. Не топтаны. Вывод – им дней по 3-5. Да и машины их уничтожат, колёсами. На листьях однако ещё иней, хотя воздух уже тёплый, а нам под грузом урожая и забот – даже жарко.


Посещает ещё мысль, что за пару дней до того в парке у Кургана, клёны были с сухими листьями, вялыми. То ли город, то ли ветра не было чтобы их сдуть... а здесь же, всё максимальной яркости и свежести.


Дорожка привела к урочищу.






У которого была соль для животных. И дорожный тупик.


Я не сильно расстроился, минут 5 (найдены ещё пара белых там же) – и мы у перекрёстка, чтобы ехать на юг по бывшей жд. Вскоре было ещё урочище.


Дорога была проезжей, но оказалась не для всех.


Через 100м после замка, мы оказались в урочище 23-й км. Получается, ехали лесом до сюда 2,5км по жд, да ещё 3,5 км от Опороти шли с завалами.  Я вздохнул легко. Тут уже мы с нашими грибами не столь явная добыча лесников.  Тут же и пообедали. Время 12-20. Кто ж знал, что на 6км от Опороти (не считая 4,5км того тупикового пути где были грибы) – мы потратим 3ч....


Только поехали – вот те на... Кстати, через неделю ехали этой же дорогой в сторону Алени. Нашли тут поблизости  почти с десяток белых у дороги, в основном староватых, но съедобных... а потом встретили грибника на Оке с пол-корзинкой таких же белых... думая, - вот ведь встретились тут в глуши, и не разберёшь кто чей урожай унёс, мы его или он наш... Но пока людей тут не было, совсем.


Тут я уже понял, что такое Черниково. И что рыбак имел ввиду, мы поедем как раз отсюда. Вспомнились минут 10 нашей езды по жд перед тем. Идти бы 2,5км да с завалами – больше часа лишнего. А от ур. 23-й км до Черниково – дорога обозначена как насыпь. Да, что-то такое есть. И снова грибы. Изредка по обочинам. Маслята, пара староватых белых. Берём.


Потом был пруд. Я думал, это речка Невижка. Витин навигатор тупил – стык листов карты. На карте с исторического форума, тут братское захоронение партизан. Поэтому, видя что Невижку пересекаем а захоронений не было, потратили минут 15 на возврат и поиск.. не нашли. Да и дороги вдоль "Невижки" на юг не оказалось, я-то по ней планировал. Что ж, пересекаем ручеёк, смотрим на пруд.




Кстати, ручеёк только для хороших внедорожников. Очень резкий спуск и подъём, метра по 2 высотой. Едем дальше. И тут понимаю, что там была не Невижка, а её приток, а захоронение вот.




До того я не слышал о партизанском отряде Фёдорова. "Черниговские партизаны, но что они делают здесь, в Брянских лесах?..." Задолго до войны Алексей Фёдоров вступает в Партию, живёт в Чернигове, но с началом войны не стал бежать в тыл и решил остаться, чтобы руководить сопротивлением на месте. Его назначают руководителем подпольного обкома партии.  Партизанские отряды начали формироваться с первых дней войны. В соответствии с директивой Ставки Верховного Главнокомандующего, Алексей Фёдоров сразу же обозначил главные задачи подпольных отрядов. В первую очередь это была антифашистская пропаганда на оккупированных территориях. Партизаны, преимущественно в тёмное время суток, расклеивали листовки и плакаты. Помимо своего содержания они являлись и символом Сопротивления. Наличие листовок показывало, что существуют люди, которые не согласны принять новый порядок, готовы бороться. Это вселяло надежду в местное население. Отряд Фёдорова укрылся в Елинском лесу, это территория нынешней Украины, примыкающая к климовскому району брянской области. Там они создали систему оборонительных рубежей. Из леса партизаны устраивали регулярные рейды и диверсионные акции – налёты на небольшие немецкие гарнизоны, засады на дорогах. Немецкое командование обратило свое внимание на эту проблему и отправило дополнительные силы. Нацисты перекрыли все дороги из леса, при этом не решаясь в него входить. Но и в таких условиях "фёдоровцы" продолжали выполнять свою задачу. В конце марта 1942-го более семи тысяч гитлеровцев отправились в Елинский лес, чтобы окончательно разобраться с партизанами, чья численность не превышала тысячу человек. Завязались ожесточённые бои. Несмотря на превосходящие силы противника, Фёдорову удалось вырваться из окружения. За этот прорыв он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Я искал в интернете информацию о дальнейшей судьбе отряда. Явной даты входа в клетнянские леса не нашёл, но полагаю это середина 1942-го. Ибо уже к зиме с 1942-го на 1943-й, в лесу было большое партизанское поселение – так называемый "лесоград". Располагался он тут же, в районе бывшего хутора Черников, через овраг с речкой от мемориала что на фото выше.  Неделей позже мы доехали до такой таблички, буквально в 200-300м отсюда.




Лесоград упоминается в воспоминаниях, что удалось прочитать. Поселение в лесу – партизаны и мирные жители, которым пришлось уйти в лес (партизанские семьи, либо бывшие на особом учёте у полицаев). Какой раньше всё-таки многолюдный был этот лес!...  Большие деревни, мелкие хуторки, живущие на отшибе лесники... А Мамаёвка, которая в 3-4 км отсюда на юго-запад, она была весьма немаленькая тогда, хотя и в лесах. По старой карте, явно видно что она тяготела к мглинскому району. Поэтому, и район мглинский сейчас. Но нынешние дороги легли так, что Болотня стала в разы больше Соловьяновки (тогда Соловьяновка была точно не меньше Болотни), а Тельча почти умерла. Дорога с Мамаёвки на Тельчу не прокатана сейчас... это деревни по периферии этого леса. В войну, в Мамаёвке был ещё и аэродром. С большой земли – продукты, боеприпасы, обратно – раненых.    Ещё одна населёнка - раньше был посёлок лесоучастка - нынешнее урочище 23-й километр, где мы проезжали минут 40 назад. Лесоград был атакован немецкими карателями в январе или феврале 1943-го, тогда же прекратились полёты наших самолётов в Мамаёвку... Возможно, часть лежащих в этой братской могиле погибли именно тогда.
Этот отчёт пишется в декабре, когда уже лежит снег. Но помню сколь сильное чувство было тогда, в середине октября, в этих лесах, когда казалось бы всё для человека – тепло, сухо, тишина... разбавляемая порывами тёплого южного ветра и шорохом сорвавшейся листвы...  это полное спокойствие, которого не сыскать ни на каком краю земли, потому что в четырёх часах отсюда находится твой дом, и там тепло и сухо и тебя там ждут... А как  в войну?.... Тысячи человек в клочке леса не более чем 20 на 20км?!!!! Что ели? Как держали оборону? Как при всём при этом переживали зимы? Как при этом ещё и устраивали диверсии?... Как к ним относились местные жители? Или они и сами через одного местные жители? – обо всём этом думалось тогда, крутя педали, да находя выросшие там и сям в колеях белые грибы с маслятами... с нежными корешками уходящими в землю, объединившую тысячи судеб...
Что удалось понять, немного о том почитав. Люди были разные, среди местных. Партизаны были в основном хорошие, ну, о "плохих" нам не напишут. Людей было много, деревни большие, все дороги известны, и Мамаёвку сейчас не связал с цивилизацией асфальт лишь потому, что в ней не осталось жителей (тогда большая была). На оккупированных территориях были полицаи – поддержатели нового порядка, слуги новой власти. Говорили по-русски, немного знали местных жителей. Были румыны и мадьяры – гарнизоны. Немцев было не много, и то как правило они приходили с карательными отрядами. Все жили бок-о-бок – там деревни с полицаями и гарнизонами в несколько десятков человек, а тут лес – и в нём несогласные жить по новому порядку – из числа местных это в первую очередь коммунисты, а также многочисленные выходящие с запада из окружения бойцы РККА. Одни знают о других и предпринимают энергичные меры к защите - и другие, тоже. Одни верят что когда-то всё станет как раньше, а во что верят другие.... А вот и не знаю. Ещё, где-то далеко есть Большая Земля, откуда прилетают самолёты... любопытный момент заметил в одном из воспоминаний – как командир дал парню в дорогу продуктов, т.к. там на Большой Земле с этим было хуже чем здесь, в Лесограде. Откуда здесь пища?.... Неужели местные?  Мне честно не верится. Добывали по захваченным гарнизонам?.... У партизан были связные и информаторы из числа местных жителей – мальчишек 12-16 лет. Если партизаны предпринимали серию удачных действий, то прибывал карательный отряд.  Партизаны старались упредить их прибытие и выдвигались навстречу, чтобы встретить в пути. Для этого нужна информация из ближайших деревень, о количестве немецкой техники и живой силы... А партизаны – подрывали эшелоны на ЖД (направление Брянск- Гомель и Брянск-Смоленск), устраивали налёты на гарнизоны. Немцы не могли извести партизанское движение, т.к. их самих было мало, а территории ими захваченной много. Немцы охраняли жд как могли, но партизаны на то и местные жители, что знали как есть шанс пройти незамеченными. Бывало что карательные отряды брали несколько десятков местных жителей в заложники, и если следовала атака партизан – то убивали заложников.
Из клетнянских лесов, отряд Фёдорова ушёл на Украину. И примерно за год, в районе Ковеля было пущено под откос свыше 500 воинских эшелонов.

Хутор Черников осенью 2018-го – красивейшее место!










С Черникова, получается, можно ехать в 3 стороны –
1)   Откуда мы и приехали
2)   Мимо бывшего Лесограда на Болотню (или Соловьяновку). Самый торный путь. Но не наш.
3)   На Мамаёвку. Едем сюда. Грунтовки тверды, местами была колейность. Но везде сухо.


Через полтора км попадаем на перекрёсток.


И едем влево. Это оказалось верно – отсюда метров 200 до столов, землянки, и остатков старых землянок.








Возвращаемся 200м до перекрёстка  и едем дальше. Метров через 700 – партизанское кладбище.











Кстати, во второй клетнянской партизанской бригаде было много казахов... по составу выходивших из окружения с запада бойцов.

Остаётся немногим более километра до Мамаёвки. Но и тут нас задержали....




Переходим Невижку.


И через 200м мы на перекрёстке. Времени уже 14-10. А в 6 вечера темно...












Самый тёплый, и даже жаркий момент дня. Мы выбрались на солнце. Явно припекало. Если катить так и дальше, я бы шорты одел. Но мы катили дальше в леса южнее. Через 1км достигли перекрёстка – на юг – на деревни мглинского района,
А на восток (по указателю) – захоронения 4-й партизанской клетнянской бригады.


На самом же перекрёстке – памятный знак.




Отсюда с километр на восток...


И мы попадаем к кладбищу 4-й клетнянской партизанской бригады.










По партизанским клетнянским бригадам. 15 октября 1942г главнокомандующий партизанским движением маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов издал приказ об организации 1 , 2, 3, 4-й Клетнянских партизанских бригад. Созданы они для укрупнения располагавшихся здесь партизанских отрядов. Отряды входили в них в качестве батальонов. Иные входившие в них партизанские отряды существовали с августа 41-го, отрядов было под 2 десятка, а общее количество людей в них под 10 тысяч. В управлении партизанскими бригадами важную роль играла авиация, обеспечивавшая тесную связь между партизанскими центрами и командованием в советском тылу.
1-я клетнянская партизанская бригада базировалась на территории нынешнего Дубровского района в лесной деревне Бочары (около 20 км севернее Клетни).  Вначале это был отряд имени Чапаева. Командир бригады - майор Ф.С.Данченков, комиссар - капитан И.К. Гайдуков. Создана 15  октября 1942 г., действовала на территории Брянской и Смоленской областей. Состояла из 5 батальонов и спецподразделений, имела более 2 тысяч бойцов, активно взаимодействовала с наступавшими войсками Западного фронта. В сентябре 1943 г. несколько дней вела бои с гитлеровцами вместе с частями 50-й армии за районный центр Ершичи. На счету партизан этой бригады немало боевых операций, но Жарынская, была одной из самых удачных.  Шел август 1943 года. Командование 1-й Клетнянской бригады из донесений подпольщиков и допросов пленных установило, что в селе Жарынь Рославльского района располагается крупный авторемонтный завод 4-й немецкой армии гитлеровской группировки <Центр>. Здесь же находится автомобильный батальон 577-й армейской автоколонны, снабжающий вражеские фронтовые части.  Если уничтожить завод и исправные машины, то, естественно, будет оказана существенная помощь нашим наступающим войскам. Вот почему, несмотря на то что в Жарыни находились усиленная охрана и сотни гитлеровских солдат, командование бригады приняло решение во что бы то ни стало разгромить этот гарнизон. В отряде были и местные жители, и вскоре с их помощью была составлена карта с огневыми точками. 1 сентября 1943 гарнизон был разгромлен. В селе Жарынь, на кургане, в канун 32-й годовщины освобождения Смоленска и Рославля от немецко-фашистских захватчиков - 20 сентября 1975 года - был открыт монумент партизанской славы. На нем написано: <1 сентября 1943 года здесь, в селе Жарынь, партизаны 1-й Клетнянской бригады разгромили немецко-фашистский гарнизон...>.

2-я клетнянская партизанская бригада базировалось именно в этих лесах, на подъезде к Мамаёвке, по нашему пути, а поначалу, как я понимаю, в Каменце.  Командир бригады - Галюга Алексей Николавич, с октября-ноября 1942 г. до 11 января 1943г. Потом - Коротченко Тимофей Михайлович. На момент создания, в бригаде было 727 человек. Самой дерзкой и результативной считается Пригорьевская операция, проведенная в ночь на 5 ноября 1942 г. на станции Пригорье. Движение на этом участке железной дороги было прервано на 17 суток. В результате операции, проведенной в ночь на 5 ноября 1942 г. объединенными силами 5-й Ворговской и 2 отрядами 2 Клетнянской партизанских бригад на станции Пригорье, уничтожено 370 гитлеровцев, 2 воинских эшелона, 17 самолетов, 40 бронетягачей, 4 вагона с воинским снаряжением, 13 автомашин, 6 мотоциклов, 2 вещевых склада, сенобаза, мельница с локомобилем. В марте 1943 г. Т.М. Коротченко был назначен командиром 2 Клетнянской бригады. Самой крупной операцией 2 Клетнянской партизанской бригады под командованием Коротченко является взрыв моста на реке Беседь около ст. Белынковичи 17 апреля 1943 г. В октябре 1943 г. бригада воссоединилась с Красной Армией. На станции Пригорье в 1978 году установлен мемориальный комплекс в виде рельефного изображения партизан. За свои боевые заслуги Т.М. Коротченко был награжден двумя орденами Красного Знамени.
Подробнее по 1-му командиру Галюге А.Н. 15 или 16 января 1943-го были взяты на борт санитарного самолета тяжело раненные майор Галюга и капитан Шевцов. В суматохе никто даже не проверил документов у летчика. Потом кто-то вспомнил, что он представился по фамилии Кирш. Этот лётчик, вместо того чтобы доставить командиров в город Боровск, приземлился на немецком аэродроме в Орле. Гитлеровцы тут же окружили его, предлагая командирам сдаться. В завязавшейся перестрелке капитан Алексей Шевцов погиб, а Алексей Галюга, будучи тяжело раненным, оказался в плену.  В партизанской среде были (и остаются по сей день) различные суждения. Поступок летчика объясняется так. Первая версия: он предатель из русских немцев Поволжья. Вторая: это был настоящий немецкий летчик, выполнявший специальное задание германского командования и выкравший комбрига Галюгу. Высшие немецкие чины не забыли пощечину, какую нанес им Галюга, когда весной-летом 1942-го командовал рогнединским партизанским соединением.  После того, как кав-корпус генерала Белова благодаря его действиям благополучно перешел линию фронта (из казалось бы неминуемого окружения), они стали буквально охотиться за ним. Скорее всего их агентурная разведка выследила штаб Галюги в Каменце. Только этим можно объяснить столь массированную бомбардировку небольшого села Каменец. Ведь были размещены в соседних деревнях штабы и других бригад, но их не тронули. В лице Галюги немцы видели очень сильного противника. Возможно, путем радиоперехвата или через свою агентуру узнали о его ранении, выследили и предприняли столь дерзкий вариант его захвата.
3-я клетнянская партизанская бригада. Командир бригады Шестаков Иван Васильевич, комиссар - Глебов А. Р. Создана тогда же – 15 октября 1942-го. Читал о Шестакове. Его отряд "Славный" был сформирован в Козельске в феврале 1942-го. По сути, это ДРГ как и у Медведева, т.к. в отряд входили спортсмены, чекисты, и боевые офицеры.  Всего 49 человек. Отряд несколько месяцев базировался в районе д. Волынь у Ивота, совершая диверсии. К концу мая гитлеровцы сомкнули кольцо окружения партизанских отрядов в дятьковско-бытошских лесах, и отряд был переведён через Десну в клетнянские леса, вскоре после этого Шестаков и был назначен командиром 3-й клетнянской бригады. Из отрядов им. Чапаева и Клетнянского (командир Глебов) была создана третья бригада. Базировалась она западнее д. Алень. Для решения продовольственной проблемы 26 октября 1942г отряд им. Чапаева и отряд Панасенкова напали на немецкие "склады" под Почепом в Житне и Громыках. В результате было захвачено около 600 голов крупного рогатого скота, свиные туши, много муки, соли, меда, масла, табака. Часть коров раздали населению. В зимний период (1942-1943 годы) диверсионные партизанские группы ежедневно осуществляли операции на автомобильных и железных дорогах Брянск-Рославль, Брянск-Гомель, Сураж-Костюковичи, а также участвовали в разгроме вражеских гарнизонов в Жирятинском и Клетнянском районах. В декабре, закончив блокаду дятьковских лесов, немцы начали блокаду клетнянских¸ да и было за что – партизаны держали немецкие гарнизоны в ожидании страшной расплаты. В течение всего января шли непрерывные бои с карателями. А в феврале партизаны много перемещались по клетнянским лесам, уходя от немцев. Фашисты разрушили все партизанские базы вокруг Мамаевки. 14 февраля партизаны перешли ближе к пос.Новая Эстония (в сторону Жирятино), на поле которого была оборудована площадка для приема самолетов. Партизаны начали громить немецкие гарнизоны, закрывавшие выход в Жирятинский район. 21 февраля был разгромлен вражеский гарнизон в Сокольей Слободе, 23 февраля - в с.Высоком, были захвачены склады с боеприпасами и продовольствием. Вскоре было принято решение о выделении отряда им. Чапаева из 3 Клетнянской партизанской бригады в самостоятельную бригаду им. Чапаева. 11 марта бригада вернулась на прежнее место в Мамаевку. Враг усиленно перебрасывал войска, технику, боеприпасы в район Орла и Курска, готовился к летнему наступлению. Поэтому партизаны возобновили диверсии на железных и автодорогах. Немцы, чтобы защитить эти пути, 19 мая начали очередную блокаду. Перемещаясь по лесам, 9 июня партизаны были прижаты к р.Ипуть. Было решено форсировать реку, прорыв вражеского кольца начать в полночь. Привыкшие вести бой в ночных условиях, партизаны хорошо ориентировались, просачиваясь к окопам противника. Гитлеровцы не выдержали стремительного натиска и стали отступать. Колонна вышла к реке. Брода в этом месте не было. Немцы обстреливали место прорыва. Партизаны несли потери. Напор фашистов нарастал, и нужно было начинать переправу. Из жердей и ремней соорудили нечто вроде канатов, держась за которые переправлялись те, кто не умел плавать. Две роты ценой огромных усилий и больших жертв сдерживали фашистов, не допуская их к переправе. Завершив переправу, бригада направилась в район Васильевки. Вокруг все населенные пункты были заняты гитлеровцами. Большим утешением было то, что уцелела рация. Штаб запросил, что случилось. Была передана радиограмма. Среди погибших более 30 человек составляли чапаевцы, в том числе погиб комиссар Федор Брук (его заменил Тресиков А.А.). Через два часа радистка приняла ответ с благодарностью и просьбой сообщить координаты нахождения. Около полуночи послышался рокот советских самолетов. Они доставили груз с автоматами, пулеметами, боеприпасами, обмундированием, медикаментами и продуктами. Самолеты стали прилетать регулярно. Были отправлены на Большую землю раненые, удалось переправить за линию фронта многих стариков и детей. К концу июня 1943-го, партизаны снова вернулись в Мамаёвку...
4-я клетнянская партизанская бригада базировалась как раз здесь (2км юго-восточнее Мамаёвки), дальше за кладбищем пройдя с велосипедами по заваленной дороге метров 500, мы видели остатки землянок.

Чувствуется, что нога человека ступает тут редко. Но вернёмся к истории этих мест. 4-я клетнянская партизанская бригада создана 15 октября 1942г. Командир бригады Панасенков Иван Александрович, комиссар - Сухоруков Николай Макарович. В состав 4-й Клетнянской бригады "За Родину" вошли партизанские отряды: отряд "За Родину", командир отряда Панасенков И. А., комиссар - Сухорукое Н. М.; отряд им. Котовского, командир отряда Коленченко Николай Прохорович, комиссар - Анискин Павел Александрович. В мае 1943 г. отряд им. Котовского выделен из партизанской бригады "За Родину" и на его базе была образована партизанская бригада им. Котовского; отряд "Народный мститель", командир отряда Максимец Александр Григорьевич, комиссар -Дмитриев Николай Дмитриевич; Мглинский отряд, командир отряда Каплин Василий Ефимович, комиссар - Крупянко Кондрат Тимофеевич. В мае 1943 г. Мглинский отряд был выделен из бригады в самостоятельный партизанский отряд; 1-й стрелковый полк, командир полка Лозицкий Захар Андреевич, комиссар - Борисов Николай Иванович; 2-й стрелковый полк, командир полка Ильиных Иван Афанасьевич, комиссар -Дмитриев Николай Дмитриевич. Из крупных операций – 30- ноября 1942-го - удар по железной дороге Брянск - Унеча. Взята и разбита ст. Жудилово и станционное хозяйство. 8 июля 1943-го захватили районный центр Жирятино. Перебив гарнизон и уничтожив административное здание и склады, партизаны захватили большое количество оружия, боеприпасов, продовольствия, обмундирования и пленных. Из тюрьмы были освобождены заключённые патриоты, а также жители, собранные в лагерь для отправки в Германию на каторгу.  4 августа 1943-го - мощный удар по железной дороге Брянск - Унеча. Разбиты и сожжены: ст. Жудилово и всё станционное хозяйство, 3 эшелона с боеприпасами и техникой, элеватор с зерном, маслозавод, сенной пункт, склад боеприпасов. При этом убито до 300 фашистов, захвачены большие трофеи и документы.  21-го сентября 4-я Клетнянская бригада "За Родину" соединилась с частями Брянского фронта в районе Жирятино.

По захоронениям на кладбище 4-й клетнянской партизанской бригады (всего захоронено 114 партизан), есть записи что партизаны погибали -
...в бою с фашистскими карателями за деревню Мамаевка 14 августа 1942 года
...при взрыве вражеского эшелона на железнодорожной станции Унеча 14 августа 1942 года
...в Мамаевском лесу 26 октября и 30 ноября 1942 года
... в бою с врагом на ст. Жудилово 30 ноября 1942 года
... в декабре 1942 года
... в январе 1943 года
... в боях с фашистскими захватчиками у д.Осколово и Алень 2 и 3 февраля 1943 года
...в клетнянских лесах 8-9 и 14 февраля 1943 года
...в марте-апреле 1943 года.
...в бою при разгроме партизанами немецко-полицейского гарнизона в с. Бельково 20 апреля 1943 года
...в мае-июне 1943 года
...в августе и сентябре 1943 года

Теперь в обратный путь. Мимо стоянки Мглинского отряда, на Мамаёвку. Время 15-20. День клонится к вечеру. На фото – партизанский источник в Мамаёвке. Когда сухо, вода с виду для питья непригодна.


Путь на Болотню внушал уверенность, что долетим быстро.


Самый северный из памятных знаков на Мамаёвке.



"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dron

Продолжение.

Дорога не подвела. Но "подводили" грибы, кои попадались в больших количествах – разновозрастные белые, изредка подосиновики, да множество маслят. Я бы не тащил грибы с клетнянского района в Брянск, но у Брянска осенью 2018-го было пусто. Вот и останавливались. Ехали 7-10км/ч... Тут особенно преуспел Витя – он ехал по правой колее и нашёл среди прочих с десяток отличных белых, в то время как у меня были маслята либо "белое старьё". Поменялись с Витей – поднабрал и сам. Но позже.  Фотографировать было уже некогда, спешка.


У этого плаката Витя взял штук 5 боровиков, по обочинам. Если поехать тут влево, через пару км будет ур. Черниково, где мы были.




Дорога, кажется, проезжа даже для жигулей, когда сухо. Но были и следы объезда, дающие понять что лужи бывают нехилые. Мы же не видели ни одной лужи по пути.


Перекрёсток. Налево – Болотня, направо – Соловьяновка. Немного едем влево поначалу, ошибочно.


Первые Соловьяновские дома. Время 16-30.


Пролетаем деревню... потом метров 200 асфальта.


Как уже закатно... и 30+ км до финиша... даже если только асфальтом. Но близость реки Надвы, вдоль которой местами по спутнику видны дороги, придала нам сил со всеми нашими грибами, поискать ещё дорожек нелёгких. И через 100м после моста, мы свернули с асфальта вправо. 5км до Каменца... посмотрим, во что они нам выльются. Первое открытие здесь было сделано уже совсем скоро – это опоры бывшего жд  моста через Надву. Сейчас только насыпь осталась. Да и вообще подобных насыпей по клетнянскому много. Точно довоенная.






Речка была – что надо. Солнце – тоже, но низковато уже. Дубы догорали яркостью красок этого дня.








Таки нужно до сюда доехать и с байдаркой...


Но пока надо выбираться отсюда. Чуть больше километра от асфальта мы ехали по дорожке вдоль реки. Но вот от неё осталась тропка.


Потом было метров 500 по пропашке, ехали. Но нащупали какую-то дорогу вдоль реки и стариц.


... которая ушла потом на север, отказываясь приближать нас к Каменцу (от которого мечты рисовали путь на ур. Светель и дальше на Быстрянку). Мы же двигались тропкой дальше. Высота над рекой впечатляла.


И местность всё повышалась...


Высота над рекой – для брянской области какая-то запредельная. Фото не передаёт масштаба, и оттого не приводится здесь. Тропка глохнет. Солнце садится. Время 17-10. Я без света (думал к 5-ти быть у машины, ага), а Витя с налобником. Вертаем обратно на дорогу что куда-то на север лесами. Потом ещё пару раз щупаем тропки с неё на восток – безнадёга. Бросаем это дело, едем на Добрую Корну лесами. Леса – на загляденье. Грибы по сторонам сухие и порезаны.




Добрая Корна. Отсюда на асфальт.


18-00. Светло благодаря яркому вечеру. Солнце уже село. Остановка транспорта. Перекус, утепление, и 20-22км асфальтом до финиша. Трогаемся порядка 18-10 – 18-15.  6км до Харитоновки пролетаем со скоростью 27-30 (там много спуска), потом до Клетни из 15км примерно половину едем что-то видя (скорость 24-25), потом уже в лучах Витиного налобника, скорость по его словам та же. Машин к счастью мало, раз в минуту. Почти в 7 вечера финишировали. До Брянска на машине ехал тяжеловато, после Жуковки стало срубать в сон.
Вывод – наконец-то это сделано. Тогда ещё казалось – вот как так, грибов набрали и к исторической теме прикоснулись, но 1) ярких фото мало, и 2) все в мыле.
Требовалось продолжение...
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."