День 4. Хребет Муста-Тунтури и старая немецкая дорогаОдной из достопримечательностей этих мест является немецкая дорога, постройки 1941-43 годов.
Старая немецкая дорога, именуемая как Пороваарская дорога (населенный пункт называет Porovaara: Poro – Олень и Vaara – Гора, то есть Оленья Гора). Другое название этой дороги - "Швабская дорога" (Schwaben Weg). Дорога была построена для тылового обеспечения. Начиналась она у Петсамо (ныне Печенги) и вела на хребет Муста-Тунтури.
Традиционные покатушки по Старой немецкой дороге выглядят примерно так, т. е. упираются в конец дороги у южной части хребта Муста-Тунтури
Я подумал, почему бы не закольцевать маршрут через хребет, тем более что пешком идти там всего 2-2.5 километра.
Изначально я планировал с горы спускаться. Нарисовал в MapSource примерный трек через хребет Муста-Тунтури по ложбине, с обходом озер внизу.
Прикинул трек на 3D-карте в Google Earth – получалось достаточно оптимистично
Однако, так неизвестный участок приходился на конец маршрута, и при невозможности спуститься – пришлось бы крутить обратно по старой немецкой дороге и в перевал, что делало покатушку достаточно эпичной. Поэтому, мы решили ехать в обратном направлении с подъемом на хребет.
Стартовали из лагеря по уже известной дороге по Среднему.
Погода была без дождя, около +11 градусов
Свернули к хребту
Распогодилось. Разулись, перешли речку. Песчаный брод в лучах солнца доставил удовольствие
На подъезде к хребту показались озера. После озера должна закончиться дорога
Фото команды на берегу Малой Волоковой губы
Переобули велосипедные туфли, начали подъем. Сначала виднелась тропа, потом она пропала
По нарисованному треку решили не идти – ложбина оказалась заросшая кустарником и местами заболоченная. По камням идется в целом хорошо
Местами так
С подъема открывается отличный вид на бухту Малую Волоковую
Дошли до линии немецких укреплений
«После кровопролитных и во многом сумбурных боев в первые месяцы войны весь фронт от Кутовой до Волоковой представлял опорные пункты. Так называемое боевое охранение и с той, и с другой стороны занимало ключевые высоты, между которыми существовала огневая связь. Промежутки между опорными пунктами были напичканы минами»
«Диорама линии фронта по хребту Муста-Тунтури с обозначением советских (звездочка) и немецких (крест) позиций, опорных пунктов (ОП), ходов сообщений (стрелки). Является многолетним трудом бывшего морского пехотинца Г.М. Возлинского»
Перед камнями видны бетонные кирпичи с круглой дыркой – для фугасного огнемета
Осмотрели укрепления. Идем дальше
Еще немного, через хребет – и мы спустились на старую немецкую дорогу
Устроили перекус возле снежника, спрятавшись от ветра за камнями
Продолжаем движение
Дорога в отличном состоянии – немцы строили на совесть
Наш путь по дороге налево. Дорога прямо и вверх – в Печенгу
Вдоль дороги сохранились останки немецких построек и оборонительных укреплений.
Один из наиболее хорошо сохранившихся – так называемый «домик Дитля» (Эдуард Дитль — с июня 1942 года — генерал-полковник, командующий 20-й горной армией в Заполярье) на самом деле это дом врачей, находившегося на базе "Норд" лазарета.
Руины вероятно командного пункта «Норд». Размеры и качество бывших построек впечатляют
Продолжаем движение
Вскоре выехали на автомобильную дорогу через перевал Муста-Тунтури
Вершина перевал Муста-Тунтури
После перевала открывается шикарный вид на Мотовский залив, полуострова Средний и Рыбачий
Дорога в лагерь
Карта
Мы заканчивали нашу короткую серию покатушек по полуостровам, проникшись ощущением Севера и с четким пониманием зачем мы сюда ехали.
Трек
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=hkhazsgalntrbqhsПробег 38 км
Набор 675 метров.
Продолжение следует.