Северные Каникулы, 4-11.07.2019. Фото-отчет

Автор Lanser, 15 июля 2019, 18:35:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Lanser

Перезалил фото и дописал. Приятного просмотра.

Вернулись из поездки на север.
Откатали 7 дней в двух локациях.
В качестве превью




Пролог
После прошлогодней поездки на Алтай пришло четкое понимание, что здоровья на горы с набором высот не хватает, для того чтобы накататься мне хватает 7-8 дней.
То есть, в этом году требовалась с одной стороны поездка попроще, покороче, и более бюджетная, с другой – не менее интересная.

Названия Хибины, Умба в Мурманской области давно вертелись в голове.
Поэтому мы решили отправиться на север, покатать радиалки налегке: замерзнуть на полуострове Средний и Рыбачий, а затем отогреться в проверенном месте Карелии - Калевале.

Как варианты рассматривались: лагерь в районе Печенги ( https://forum.velomania.ru/showthread.php?t=342645&highlight=%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%B9), но предложение в этом году уже не актуально, а также база "Бухта "Большое Озерко" (https://vk.com/ozerko51), но цены не особо радовали.

В это же время планировалась поездка знакомого дайвера с организацией большого палаточного лагеря с питанием и походной баней на полуострове Средний (https://barracuda-pro.com/blog/avtoputeshestvie-na-kolskiy-poluostrov-28-iyunya-13-iyulya-2019-goda), что нас вполне устраивало.
Даты нашей поездки были привязаны к датам лагеря, однако, забегая вперед скажу, что организатор со снаряжением до полуострова не доехал в силу форс-мажорных обстоятельств.
Мы остались на самообеспечении в плане еды и без бани, что не стало для нас проблемой.

Проехав два дня на машине, ночью (точнее полярным днем), мы наконец прибыли на полуостров Средний.


Раскинули палатки, отоспались, днем благоустроили лагерь.


Очень пригодился тент, который спасал от дождя и ветра, а также набор стульев и столик

[/img]

Проскочила мысль – не туда мы приехали кататься летом: температура +8, низкие свинцовые облака, туман, морось...

День 1. Губа Кутовая – бухта Большое Озерко

После обеда распогодилось – перестало капать сверху, температура поднялась до +11..12 градусов.
Стал виден противоположный берег с хребтом Муста-Тунтури


Собрали велосипеды, решили выехать, размяться.


Дорога вдоль восточного берега полуострова Средний


На полуостровах очень большое количество воинских захоронений и памятников


Периодически проезжают действующие войска


Дорога вдоль бухты Большое Озерко


Причал


Дорога вдоль губы Большая Мотка. Вид на гору Рокапахта


Турбаза Большое Озерко


Река Полтын


Вид на «сад камней» в заливе Большая Мотка


Река Ростой


Дорога в гору


Вид на залив Большое Озерко, перешеек между полуостровами Средний (слева) и Рыбачий (справа)


Поехали обратно. Переход реки Ростой


Вдали поселок Большое Озерко


Дорога вдоль моря к лагерю


Пробег 51 км.
Набор 440 метров
Трек https://www.gpsies.com/map.do?fileId=oakdrmwyzxnheyma

Lanser

#16
 День 2. Полуостров Средний

Карта


На полуострове Среднем шли бои, много памятников, есть интересные природные объекты.

Полуострова Средний и Рыбачий имеют статус Государственного природного парка. Для посещения необходимо заранее подавать уведомление на сайте https://mpr.gov-murman.ru/activities/okhrana-okruzhayushchey-sredy/09.oopt/forms/rybachiy_sredniy/index.php, хотя это является формальностью.


Первое водное препятствие - река Люйванхоу


Из-за плохой погоды (+8, постоянно моросит) и позднего старта в музей обороны Рыбачего и Среднего решили не заезжать.

Вид на хребет Муста-Тунтури и бухту Малую Волоковую


Западный берег полуострова Средний


Очередная река и промокшие ноги


Набрали немного высоты. Ветер. Холодно.
Быстро фоткаемся командой: Debr, Petrols, StereoLight


Мемориал артиллеристам 113-го дивизиона. Расположен на братском кладбище.


Едем дальше, немного набирая высоту. Если постоянно крутить – то не холодно.
Вдалеке видны Айновы острова и идущий корабль


Берег Среднего


Еще немного в гору


В тумане проезжаем без осмотра старые артиллерийские батареи


Спрятавшись от ветра в ложбине, успели смогли быстро перекусить, но замерзли.
После этого начался спуск, на котором замерзли окончательно.

Спустившись с горы, проскочили мимо достопримечательности – скал «Два Брата».

Северный берег Среднего. Вечер стал попутный и стих


Пумманки (Земляное). Здесь недалеко находился военный аэродром. Памятная стелла воинам-летчикам.


Уперлись в реку Выкат. Объехали выше по течению. Разулись, перешли вброд – неглубоко, примерно до колена


Дорога по северной части Среднего – постоянные лужи


Река Кохмелойоки


Набрав немного высоты после бухты Большой Волоковой, дорога стала посуше.


Выехали на восточный берег Среднего и по уже известной дороге поехали в лагерь.

Пробег 63 км.
Набор 530 метров.
Трек https://www.gpsies.com/map.do?fileId=jhvnqjxrplizabey

Lanser

День 3. Мыс Немецкий
В предыдущие дни Debr не накатывался и добавлял до или после покатушки беговые тренировки от 8 до 16 км.
Третий день на полуострове планировался наиболее эпичным. Погода опять была холодной и пасмурной.
Не ощущая в себе достаточно сил, и помня постоянные вчерашние броды и холод, StereoLight решил в этот день воздержаться от покатушки.
Я тоже был в сомнениях, но нашел вариант проехать часть пути на своей машине, сократив уже известный участок по восточному побережью Среднего.

Карта


Debr и Petrols стартовали на велосипедах, я на машине.
Доехали до построек Большого Озерка, дальше поехали вместе.


Дорога по западному побережью Рыбачьего, в отличие от Среднего, была более каменистая и сухая. Лужи легко объезжались, обходить не приходилось.   


Дождевые облака улетели в сторону Норвегии


На мгновение показалось Солнце


Дорога спустилась к заливу


Где мы с удовольствием покатались по отливной полосе. Песок твердый, почти как асфальт


Дорога начала набирать высоту. Впереди видны ДОТы


Опять туман и моросящий дождь. Дорога постоянно идет вверх. Приближаемся к воинской части


Объехав воинскую часть с РЛС, добрались до мыса Немецкого (на фото слева)
Цитата:  WikipediaМыс Немецкий —самая северная континентальная точка Европейской части России. Древнее название — мыс Кегор. Здесь в XVI веке существовал оживленный торг, через который шла торговля Русского государства с Западной Европой. Сейчас здесь находится метеостанция и маяк.


Идем на Немецкий


На заднем плане здание похоже на старый маяк (слева) и Вайдагубский маяк (справа)


Цитата: Пикник [url=https://music.yandex.ru/album/217939/track/2200853https://music.yandex.ru/album/217939/track/2200853[/url]]Там, на самом на краю Земли В небывалой голубой дали Внемля звукам небывалых слов, Сладко-сладко замирает кровь.


Северный ледовитый океан




Спрятались от дождя и ветра в здании старого маяка, поели, поехали обратно.

Ехали назад достаточно быстро. Опять покатались по песку


Западный берег Рыбачьего




Докрутили почти без остановок до машины. Я погрузил велосипед, и через час прибыли с товарищами в лагерь.

Трек (Debr, Petrols) https://www.gpsies.com/map.do?fileId=pdppshyxfwszltrx
Пробег 87,5 км
Набор 790 метров

Трек (мой) https://www.gpsies.com/map.do?fileId=srnthunchrzfoqfl
Пробег 55 км
Набор 500 метров.

Lanser

День 4. Хребет Муста-Тунтури и старая немецкая дорога
Одной из достопримечательностей этих мест является немецкая дорога, постройки 1941-43 годов.

ЦитироватьСтарая немецкая дорога, именуемая как Пороваарская дорога (населенный пункт называет Porovaara: Poro – Олень и Vaara – Гора, то есть Оленья Гора). Другое название этой дороги - "Швабская дорога" (Schwaben Weg). Дорога была построена для тылового обеспечения. Начиналась она у Петсамо (ныне Печенги) и вела на хребет Муста-Тунтури.

Традиционные покатушки по Старой немецкой дороге выглядят примерно так, т. е. упираются в конец дороги у южной части хребта Муста-Тунтури


Я подумал, почему бы не закольцевать маршрут через хребет, тем более что пешком идти там всего 2-2.5 километра.
Изначально я планировал с горы спускаться. Нарисовал в MapSource примерный трек через хребет Муста-Тунтури по ложбине, с обходом озер внизу.
Прикинул трек на 3D-карте в Google Earth – получалось достаточно оптимистично



Однако, так неизвестный участок приходился на конец маршрута, и при невозможности спуститься – пришлось бы крутить обратно по старой немецкой дороге и в перевал, что делало покатушку достаточно эпичной. Поэтому, мы решили ехать в обратном направлении с подъемом на хребет.

Стартовали из лагеря по уже известной дороге по Среднему.
Погода была без дождя, около +11 градусов


Свернули к хребту


Распогодилось. Разулись, перешли речку. Песчаный брод в лучах солнца доставил удовольствие


На подъезде к хребту показались озера. После озера должна закончиться дорога


Фото команды на берегу Малой Волоковой губы


Переобули велосипедные туфли, начали подъем. Сначала виднелась тропа, потом она пропала


По нарисованному треку решили не идти – ложбина оказалась заросшая кустарником и местами заболоченная. По камням идется в целом хорошо



Местами так


С подъема открывается отличный вид на бухту Малую Волоковую


Дошли до линии немецких укреплений


«После кровопролитных и во многом сумбурных боев в первые месяцы войны весь фронт от Кутовой до Волоковой представлял опорные пункты. Так называемое боевое охранение и с той, и с другой стороны занимало ключевые высоты, между которыми существовала огневая связь. Промежутки между опорными пунктами были напичканы минами»


«Диорама линии фронта по хребту Муста-Тунтури с обозначением советских (звездочка) и немецких (крест) позиций, опорных пунктов (ОП), ходов сообщений (стрелки). Является многолетним трудом бывшего морского пехотинца Г.М. Возлинского»


Перед камнями видны бетонные кирпичи с круглой дыркой – для фугасного огнемета



Осмотрели укрепления. Идем дальше



Еще немного, через хребет – и мы спустились на старую немецкую дорогу



Устроили перекус возле снежника, спрятавшись от ветра за камнями


Продолжаем движение




Дорога в отличном состоянии – немцы строили на совесть



Наш путь по дороге налево. Дорога прямо и вверх – в Печенгу


Вдоль дороги сохранились останки немецких построек и оборонительных укреплений.
Один из наиболее хорошо сохранившихся – так называемый «домик Дитля» (Эдуард Дитль — с июня 1942 года — генерал-полковник, командующий 20-й горной армией в Заполярье) на самом деле это дом врачей, находившегося на базе "Норд" лазарета.




Руины вероятно командного пункта «Норд». Размеры и качество бывших построек впечатляют


Продолжаем движение



Вскоре выехали на автомобильную дорогу через перевал Муста-Тунтури



Вершина перевал Муста-Тунтури



После перевала открывается шикарный вид на Мотовский залив, полуострова Средний и Рыбачий


Дорога в лагерь


Карта


Мы заканчивали нашу короткую серию покатушек по полуостровам, проникшись ощущением Севера и с четким пониманием зачем мы сюда ехали. 


Трек https://www.gpsies.com/map.do?fileId=hkhazsgalntrbqhs
Пробег 38 км
Набор 675 метров.

Lanser

В этот день нам предстояла автомобильная заброска южнее, в Калевалу.
Стартанув в 6:30, мы преодолели перевал Муста-Тунтури, еще раз насладившись видами тундры


Я завез Debr'а в Мурманск, который вечером улетал в Москву на самолете, и помчал дальше.


Проведя день за рулем, вечером мы прибыли в отель Велт, где были предварительно забронированы номера и сауна.


День 5. Калевала – водопад Куми - Войница

Я в Калевале уже третий раз (из них второй раз с велосипедом), поэтому хотелось разнообразить маршруты покатушек и увидеть что-то новое. Опорной точкой была выбрана деревня Войница, где мы должны были провести 2 ночевки.


Утром неспешно собрались и стартовали из отеля Велт


Дороги здесь автомобильные грунтовые, и качество их улучшилось с 2014 года


Посетили памятное место - высоту Кис-Кис, где в течение трех лет стоял фронт
Отечественная сторона



Примерно через километр - финская


Погода радует, отогреваемся после северного промозглого холода



До Войницы доехали примерно за 3.5 часа.
Заехали в арендованный дом, пообедали – теперь можно еще покататься


За Войницей дорога не такая накатистая, более песчаная, но и она стала ощутимо лучше за прошедшие 5 лет


На мосту через реку Войница




Мост через р. Войницу стал совсем автомобильным – теперь по нему ездят лесовозы


Сворачиваем на дорожку к водопаду


Водопад Куми опять слышен издалека


На этот раз подошли к водопаду сверху



Перекусили, поехали обратно



Около 21 часа финишировали в доме в Войнице



Трек https://www.gpsies.com/map.do?fileId=cfvivrqtzwkrwers
Пробег 114 км
Набор 870 метров.

Lanser

День 6. Войница – Вокнаволок – хутор Кормило - Войница
На этот день катания не смог придумать ничего другого, как отправиться в Вокнаволок, который входит в лучший этнографический маршрут России.

Карта


Стартовали достаточно поздно.
Понадеялись что грунтовые дороги здесь окажутся такие же накатистые, как и вчера.
Но дорога оказалась ощутимо хуже, и рельефнее. На фото один из очень хороших участков


В деревне Вокнаволок посетили интересную экскурсию по дому деревни (музею)



В деревне еще живы старинные ремесла


А также развивается изготовление и игра на кантеле


Далее поехали на хутор Кормило




Очень сытно поужинав, нам провели экскурсию по музею самоваров




Коллекция безменов


Самоедские лайки


На хуторе есть домики для отдыха, а также небольшое животноводческое хозяйство


Вечерело и я не чувствовал в себе достаточно сил для бодрого кручения.
Поэтому решил доехать обратно на машине и заняться хозяйством на доме.
Парни вдвоем покрутили в обратный путь, и через 3.5 часа прибыли в Войницу



Трек https://www.gpsies.com/map.do?fileId=kdetwaieidttgjce
Пробег 95 км (у меня 50 км).
Набор 890 метров.



День 7. Войница - Калевала
В последний катальный день оставалось вернуться в Калевалу.
Неспешно собрались


Выехали около 12 дня



Памятный знак строителю дороги


Знакомые пейзажи



Около 17 часов прибыли в Калевалу на турбазу, заселились в котедж Медведь


Трек https://www.gpsies.com/map.do?fileId=ncsvwwlccuojgytw
Пробег 57 км
Набор 476 метров.


Самый большой в мире ловец снов


В качестве «изюминки на торте» вечером нас ждала Карельская трапеза и отличная баня


На этом программа наших покатушек была выполнена полностью.
Оставался автомобильный путь длинной 2000 км, который уже был привычен.

Благодарю за внимание.

Макс

Спасибо за отчёт. Интересно и познавательно. Для себя сделал вывод, что на север я не поеду :). Во всяком случае с велосипедом.
Интересно было бы посмотреть информацию по ценам - съём жилья и прочее.

Lanser

#22
Цитата: Макс от 03 ноября 2019, 23:14:41
Интересно было бы посмотреть информацию по ценам - съём жилья и прочее.

Проживание (с учетом моей персональной скидки) в отеле Велт 3500 р., изба в Войнице (2 ночи) 6850 р., котедж Медведь 4400 р. Это все делилось на четверых, т.е. примерно 1000р/чел/сутки.  
Сауна в отеле 400 р/чел. Баня на турбазе 2000 р (на всех).
Карельская трапеза 1400 р/чел.

Музей в Вокнаволоке + хутор Кормило - 600 р/чел.

Расходы на бензин, платные дороги, перекусы в дороге (туда/назад) - примерно 13-14 тыр. с человека.

В целом бюджет вышел примерно 26-28 тысяч на человека, в зависимости от транспорта.