Данный маршрут хотел проехать еще в том году. Но отсутствие северо-восточного ветра летом, да и боязнь ехать на 190-195 км без возможности эвакуации по ж/д – не пускали меня туда. Ностальгия у меня по тем местам – очень чётко было в моём единственном велопоходе в Тулу в 2003-м, когда я проезжал многие из этих мест.
Получившийся маршрут
Дату выбрал воскресенье 4 июля. Незадолго до того, вечером в пятницу, выпало немало осадков, осадки обещали и на субботу и немного на воскресенье. Суббота была холодная (+20...+22) и почти полностью пасмурная. Прогноз на воскресенье обещал
По Брянску переменную облачность, +24…+26, возможность дождя
По Козельску и Болхову переменную облачность, +28…+30, без осадков.
Ветер и там, и там северо-восточный утром и вечером, и восточный днём.
В субботу лёг спать в 23:50, всё подготовил. Утром встал в 3:30, выехал в 4:30 и покатил на электричку в 5:26 с Брянска-1 на Сухиничи. Фара утром оказалась почти не нужна, отключил минут через 20 после старта, и то использовал ее только для обозначения себя на дороге.
Уже около 5:10, я сидел в новенькой электричке, в 1-м из 6 вагонов. Велик поставил внутри вагона, - народу было мало, да и то в основном рыбаки, которые скоро выйдут.
Поезд тронулся в 5:26, вскоре подошла кондуктор, которой я сунул две сотни, надеясь получить рублей 50 сдачи, но получил только 15… и правда, Сухиничи – 12-я зона. Это 180. А почему 185…. Возможно, за багаж. Ну да ладно, я еду отдыхать, а не выторговывать рубли!
Чернец оставил в вагоне около 20% от всех пассажиров, еще несколько рыбаков вышли на станции Козёлкино. Пассажиров осталось двое. В Березовском село человек 12-15, ехавших по чернику, все видно знающие друг друга, бомжеватого вида, половина дети. Кондуктор на них не среагировала. Вышли они через несколько остановок, на Озерской. Ближе к Сухиничам, возле железной дороги часто встречались свежеполоманные деревья. Народу в вагоне к Сухиничам стало 25-30 человек.
Сухиничи встретили прохладным, почти пасмурным утром, со следами вчерашнего неслабого дождя.
От ж/д вокзала в сторону центра вела ямистая дорога.
Решил заехать в центр, несмотря на возможность этого не делать
Несколько памятников, городок вроде ухоженный, где-то растяжка с призывом к сухиничанам гордиться своим городом.
Сразу 4 светофора показывали красный на перекрёстке.
Рядом красивая клумба.
Церковь.
Вернулся от церкви на улицу, по которой ехал, поворачиваю на Козельск.
Ага, очень интересно, ямы с водой, и знак для грузовых машин “только вперёд”. Ловушка такая для грузовых – если сюда доехали то вы попали.
Вылез на цивильную дорогу. Небольшой встречный, чуть слева, ветер, северо-восточный, как и обещали. Спокойно еду 25-26.
Потом был долгий спокойный некрутой тягун. На фото – взгляд назад. Стало слегка проглядывать солнце. Асфальт пока неплохой, начиная с выезда из Сухиничей.
Местами были немного ямистые вставки, ямки легко объехать на велосипеде, движение слабое.
Начался козельский район. Для меня это означало смену покрытия, вот это покрытие как раз и запомнилось со всех 32 км дороги Сухиничи-Козельск, когда я тут был в 2003-м. Скорость пришлось снизить до 20, и то было некомфортно.
Такого покрытия было около 2км, дальше начался хороший асфальт. А местность стала более овражистая.
Самый крутой здесь овраг, с прудом внизу, где деревья над дорогой сомкнули кроны, что очень запомнилось с 2003-го…
Взгляд назад, когда выехал из оврага. Там же, первый раз поел.
Почти Козельск.
Ж/д Сухиничи-Козельск.
В Козельске свежайший ровный асфальт, возраст которого исчисляется максимум месяцами. Всё носит следы быстрого, срочного ремонта, либо стройки “на века” с большим размахом. То ли 1000 лет собираются отмечать, то ли олигарх какой вложился, мечтая впоследствии иметь вотчину с 30 тысячами душ населения
Возле каждого двухэтажного дома вдоль улицы – строительные леса.
Такую колонну и в Брянске недавно поставили. Рядом – место явно под парк.
Еду той же улицей вниз.
Посреди спуска остановился – слева метрах в 500 церковь. В 2003-м была покрашена в синий.
Снизу – перекрёсток, что-то вроде Брянского Городищенского. Жуткое количество машин и постоянная пробка. Тут это обусловлено находящимся рядом рынком и припаркованными на проезжей части машинами.
Прошёл рынок с великом в руках – хотел купить какую-нибудь небольшую игрушку сухиничского производства жене (в Сухиничах был слишком рано утром и ничего такого не было). Не нашёл. Единственная продавщица таких игрушек сказала, что Сухиничи больше игрушек не производят и всё китайское
Поехал в сторону Оптиной Пустыни. Взгляд на Козельск.
А куда я собственно спешу??? Когда еще я тут окажусь??? Надо посмотреть город! Возвращаюсь до “городищенского” перекрёстка возле рынка, и сворачиваю налево. Подъём, церковь, рядом ж/д.
Еду дальше. Строится большой, масштабный, парк. И рядом площадь обустраивается.
Некоторое количество полуразрушенных домов, некоторые я бы отнёс к началу того века.
Разворачиваюсь обратно на “городищенский” перекрёсток. Снова ж/д переезд. Кстати, впереди по дороге и есть рынок, он находится на одной из улиц, возможно просто пешеходной в нерыночное время суток.
Справа от дороги – парк явно с прицелом на туристов.
Снова отстоял в пробке
Вперёд на Оптину Пустынь. Кстати, по указателю, до Калуги отсюда 67км.
Река Жиздра.
Сворачиваю на Оптину Пустынь.
Рядом тоже явно для туристов скопление объектов художественного декора.
Оптина Пустынь. Я доехал до шлагбаума и развернулся. Ехал сюда исключительно как турист… но не для посещения этих мест. Рядом большущая стоянка.
Разворачиваюсь, еду на Белёв. Сначала неплохой асфальт, движение по дороге в основном до деревни Сосенка, дальше машины реже. Речка Сосенка.
Дальше долгий тягун.
Спуск. Где-то там внизу встретил машину с липецкими номерами, водитель обратился ко мне спросить дорогу (липецкий автомобилист к брянскому велосипедисту недалеко от границы калужской и тульской областей
) – я не остановился, т.к. он это сделал слишком поздно, а скидывать внизу оврага 37 км/ч мне, сами понимаете, не хотелось.
И вот эта дорога очень запомнилась с 2003-го
Это участок длиной около 700 метров, рядом “асфальт как асфальт”. Начинаешь задумываться, что в козельском районе есть производство этих самых плит, и на всех дорогах этого района хоть чуть-чуть представлен “местный производитель”
Потом я облажался, ошибочно свернув на Слаговищи и доехав до них. Около 4км лишних, зато там высоты местности такие… около 250 метров над уровнем моря. Очень далеко видно. Становилось жарко, вышло солнце, ветер стал восточнее и мешал.
Тут направо.
Высоты местности впечатляют!!! Поля в основном пустуют.
Тут налево. На Белёв.
Памятный бетонный спуск. И впереди вдали подъём.
Дорога напоминает трамвайные пути
Рядом деревни Грязна и Юрино.
“Но всё кончается в конце-концов!“ – вот и конец плитам. Дальше пара километров без них.
А рядом красотища!!!
Получите кусочек отличного асфальта! Около 2-3км. Это уже тульская область.
Впереди деревня Березово. Редчайший случай – ограничитель скорости можно было ставить гораздо более сильный, а не 60. Ибо маловероятно что знающие люди тут едут более 40.
А причина тому – конец асфальта. Через 50 метров после ограничителя, и сразу вначале спуска. Разгонишься так вот на легковушке, а потом – оп, увидел перед собой что ехать не по чем, а тормозить поздно… Хотя тут мало кто незнающий этого ездит.
Крутой подъём по гравию в Березово. Большая заброшенная инфраструктура в этой деревне. Пустующая школа, магазин, много брошенных домов. Нашёл лавочку под деревом, устроил второй обед. Стало жарко.
Вскоре переехал ж/д, 2 раза.
После 2-го раза начался отличный асфальт. Вдали виднеется Белёв.
Справа от дороги, стоит столб времён Царской России – граница калужской и тульской губерний. Примерно за 3-4км до Белёва.
Въехал в Белёв, вернее пока в промзону. Асфальт пропал, возле дороги тянутся трубы как артерии…весьма тщедушные и тощие, слева большой склад металлолома. Машины движутся хаотически – там где нет ям.
Постепенно, я ощутил что я в городе. Дорога не улучшалась
Асфальт начался там, где поворот на Калугу. Немного проехал в ту сторону.
Вернулся, двигаюсь дальше в центр.
Дальше впереди ремонтирующийся мост через небольшую речку, движение только по одной полосе.
Разворачиваюсь, съезжаю с главной улицы.
Тут тоже остатки рынка, уже сворачивающегося, у стен разрушенного монастыря. Останки строений носят следы деятельности воинствующего атеизма… что-то просто разрушено, а что-то – криво переделано. Из проёма в стене открывался неплохой вид на Оку, но я не стал снимать т.к. туда запрещен проход… да и вообще, было чувство что я со своим великом и фотоаппаратом оказался будто у кого-то дома, а “в чужой монастырь со своим уставом…”. Набрал 1,5л воды из колонки, напился. Водичка вкусная.
Вернулся на дорогу, ремонт моста идёт полным ходом.
Доехал до реки Оки, проехав 1км в сторону Тулы. Недалеко отсюда, ночевал в походе в 2003-м. На счётчике 108км, это считая 14 км утром до электрички.
Разворот на 180 градусов, моё направление – на Орёл. Вернее, до Болхова, а потом либо Хотынец либо…. Посмотрим. Асфальт хороший, местность волнистая, машин - с десяток каждую минуту.
Деревня Рука, внизу речка Рука, и спуск крутой. Ну и подъём потом некислый.
Очередной спуск.
Подъём, взгляд назад
Очередная деревня с оврагом. Между оврагами по 1-3км ровного пространства, где можно было отдохнуть от подъёмов.
Где-то в этих краях, по центру расстояния между Белёвом и Болховом, устроил перекус и отдых. Мучала жара, выбивали овраги. Ветер уже не мешал, и даже местами немного помогал. Но разница между скоростью по ровному и в подъёмы всё увеличивалась, подъёмы лез уже 10-12. Признак что устал. Задумался – как в итоге ехать в Брянск. Я изначально хотел поехать от Болхова через Льгов, Хвастовичи, Батагово, Фокино. Но это получается 320-330 км за день. Стоит пытаться?.... Наверно, нет, посмотрим ближе к делу.
Дальше в путь. Очередная неровность рельефа.
А подъём был весёлый и начался со щебёнки.
Глядя назад, когда уже проехал
Это ловушка для шоссеров.
Тут же, рядом, граница областей. Въехал в орловскую.
Снова взгляд назад.
Дальше, было с километр вот такого покрытия.
Дорогу ремонтировали, и возможно уже сделали.
Дальше лежал свежайший асфальт.
Спуск закончился, начался подъём. Взгляд назад.
Небольшой перелом подъёма, и он продолжился. Солнце шпарит, никакой тени, с рук на асфальт капает пот, весь “теку”. На вело-рожках появились какие-то белые полосы… понятно, краска с перчаток (до сих пор осталась). Остановился на подъёме, когда пот потёк в глаза и стало щипать. Обмылся из бутылки с водой, стало лучше. Снова взгляд назад – на фотке дорожные знаки вдали – те что на предыдущей фотке были рядом. Это всё один подъём.
И еще немного подъёма осталось впереди.
Но ровного участка не было абсолютно. Вот верхняя точка, и снова спуск….
Подъём, взгляд назад…
Вскоре увидел долгожданную табличку Болхов. Счастье!!!!
Набрал воды из колонки, напился. Увидел указатель –
И поехал туда.
Около 2,5км от дороги – и монастырь.
Сквозь проём стены увидел город Болхов вдали – впечатляет!!!!
Преодолел еще 1 овраг в Болхове, зашёл в магазин для дозакупки припасов, а вдруг всё же решусь через Хвастовичи ехать?!
Город назову красивым и ухоженным. Думаю, при желании и из Белёва можно было сделать подобное. Но битый асфальт и множество забытых ремонтом зданий Белёва не производят очень приятного впечатления. Болхов приятнее.
Центральная площадь, долго тут пробыл.
Недалеко от выезда в сторону Брянска, красивейшая колокольня.
Велики.
Болхов провожал указателем “Брянск 140”. Времени уже около 17:30, матриса с Хотынца в 21:40. 4 часа на 60км – легко. Долго пробыл в Болхове, решив что не стоит ломиться через Хвастовичи. Да и апатия какая-то началась к дороге… странно, у меня такого не было. Сейчас меня гнало сильнейшим попутным ветром на открытом пространстве, я мог спокойно ехать за 30 (что поначалу и делал), но потом решил что можно не спешить и ехал 20-22. Отъехав пару километров от Болхова, оглянулся – красиво!
Дальше отличный асфальт, ровная местность, мало машин, поля. Севернее Болхова, полей было не очень много, зато был большой участок с яблонями и запретом туда съезжать.
Редкая небольшая неровность.
Через 15 км от Болхова, стал в лесополосе на отдых на 40-50 минут. Выехал свежее.
Березовая лесополоса.
В Знаменском районе, вскоре испортилось покрытие. Местами оно было какое-то дряблое, крупнозернистое.
Зато пейзажи золотые.
Асфальт шёл мимо сплошного золота, казалось что всё гладко и ровно. Но вдруг впереди увидел указатель – крутой спуск. Какой, думаю, спуск – тут всё одно поле… Подъехав ближе, увидел такую картину – овраг действительно есть, и я его не мог заметить когда был дальше.
Ближе к Знаменскому, взгляд назад, в лучах заходящего солнца.
Возле Знаменского 1км очень плохого покрытия.
Снова золотые пейзажи
Конец Знаменского района.
Солнце садится, веет прохладой, меняются оттенки того что мы видим.
Недалеко от Хотынца, в деревне, увидел семейство аистов.
В Хотынце на станции был за полчаса до поезда, и решил немного покататься по Хотынцу. Вернулся на станцию за 10 минут до поезда, познакомился с парнем, который тоже с великом ждал поезда. Оказалось, это Юрик, с велофорума.
В тамбуре матрисы стоял очень знакомый байк…. А вот и хозяин – Крутящий, с Курской Дуги возвращается.
Паша вышел у мясокомбината, а мы с Юрой ехали до 1-го Брянска, потом вместе на камвольный, и Юра покатил дальше в Шибенец. Наверно, к часу ночи дома.
Так проехал один из маршрутов, о котором уже давно мечтал!