Брянский велофорум
24 Апреля 2024, 19:24:01 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
 
   Главная   Помощь Поиск Календарь Пользователи Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Старый отчет. Смоленское Поозерье - болотный квест, 1-3 мая 2008г.  (Прочитано 5012 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Lanser
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 5826


Откуда: Брянск
Езжу на: Rorwild R.X2


« : 19 Января 2011, 12:31:23 »

Наше приключение началось вечером 30го апреля. Предстоял неблизкий путь из Брянска в Пржевальское через Смоленск. Планировалось выехать из Брянска в 20:00 (хотя в идеале надо было бы выезжать в 17 – 18 чтобы большую часть пути проехать засветло).  Велики устанавливали на прицеп с самодельными импровизированными креплениями, основную массу груза – тоже в прицеп.  Наконец, впятером (Саша, Kruck, DimaB, Krutyashiy_pedali и я) погрузившись в ВАЗ 2115 в  21:20, выехали из Брянска.
 

Созвонились с NoiseGat’ом и Siberian’ом, которые выехав из Смоленска в 14:00, к этому времени уже проехали Демидов и продолжали двигаться в сторону Пржевальского.  Новость о том, что мы выехали в десятом часу их сильно расстроила, т.к. мы планировали встретиться в Пржевальском в около часа ночи. А проехать нам еще предстояло почти 400 км.
Путь в Смоленск осложнялся тем, что эту дорогу назвать дорогой можно с большой натяжкой. Итак, по Брянской области мы ехали со скоростью 40 – 60 км/ч, объезжая убитые участки трассы по обочине (которая была намного ровнее).

Приближалась ночь, а мы все тащились по Брянской области. Стало заметно холоднее, я начал беспокоится за NoiseGat’а и Siberian’а, т.к. они не взяли с собой палатку, понадеявшись на места в моей палатке. 


День 1.

Километры в ночи тянулись неохотно, а путь казался почти бесконечным. Наконец, в четыре утра мы свернули перед Пржевальским, и через деревню Боровики, спустились по нечеловеческой горке с корнями к стоянке Ровненький Борок.  Разбудили NoiseGat’а и Siberian’а, которые спали выше над стоянкой.  Светало.
Позавтракали и в седьмом часу легли спать, причем DimaB и Krutyashiy_pedali прямо под открытым небом в спальниках. (Теплые спальники позволяли бы так спать и при более низких температурах.  Может быть вообще не стоило тащить с собой в нелегкий путь палатку? Сбросили бы 5 килограммов груза.)
 

Проснулись в 10:00 от смс’ки Petrols’а. Их группа (в составе Petrols’а, главного почетного веловода Смоленска Black Priest’а с женой и Маши) в это время выезжала с Акатовского озера. До Пржевальского им оставалось еще 70 км. 

Petrols’а рано мы не ждали, по-этому разбили базовый лагерь , отдыхали и неспеша собирались в поход к Щучьему озеру.
 

Начали подъезжать наши друзья: Doc с женой, Макс со Стасом.  Мы гоняем на великах по Ровненькому Борку, разминаясь перед стартом.


Признаюсь честно, что поход к Щучьему не планировался для большой группы и тяжелого снаряжения. Катаясь в окрестностях Пржевальского по озерам Чистик, Дго, Бакланово, Рытое можно было получить массу удовольствия без напряга. А для меня, Siberian’а и NoiseGat’а посещение Щучьего озера (видимо, это ностальгия) и прохождение этого маршрута было самоцелью (хотя никаких достопримечательностей, кроме пьяницы Коли в деревне Митино, там по большому счету нет).

В 18:15 прилетает Petrols, пот из-под мембраны с него стекает ручьями. Так спешил чтобы отправиться с нами на Щучье!


В 19:00 выезжаем по направлению к Щучьему. В Переселье заправляемся водой и летим к Подосинкам сначала по асфальту, а потом по грейдеру.  Эти первые 30 км проходим быстро, меньше чем за 2 часа. Моросящий дождь нас не останавливает.




Сворачиваем на Борки. Начинается грунтовка с лужами. Вспоминаю эти места, как 2 года назад мы шли здесь пешком. 
 

Постепенно лужи становятся все шире и глубже. Не сбавляя скорости едем дальше, пытаясь проскочить по сумеркам как можно больше.  Большие лужи приходится объезжать/обходить по краю. Здесь же угадывается свежая мотоциклетная колея (какой-то ненормальный тут ездит), и я стараюсь ехать рядом с ней.
 


Совсем темнеет. Вылетаем на мост в Кутино. Вспоминаем что эта дорога в обход Щучьего озера с южной стороны (вроде бы) через Шамши на Гороватку. Несмотря на темень и грязь, решаем объезжать Щучье озеро с северной стороны через Митино и Морозово. (Хотя я предполагал что в таких условиях с грязью и дефицитом времени мы поедем сразу на Гороватку, т.к. эта дорога должна быть более проезжаемая, и немного сократим маршрут).
Проезжаемая дорога заканчивается. Приходится идти пешком, перетаскивая велики через лужи с жидкой грязью. При этом группа постоянно сильно растягивается.


На подходе к Кутино находим в кустах тот самый мотоцикл, который ехал до нас по лужам. Вот вам и ответ на вопрос: кто кого – мотоцикл или велосипед.
Идем наугад по памяти с прошлого пешеходного похода. Хотя за 2 года местность изменилась – заросла и намного мокрее.
Не доходя около 500 метром (по ощущениям) до Митино упираемся в лес с болотом и решаем остановиться на сегодня.


Греем замерзшие в холодных лужах ноги, готовим еду на коричневой болотной воде и ложимся спать.


Добавлено: 19 Января 2011, 12:32:04
День 2

Проснуться рано как обычно не получилось. Быстрый завтрак и продолжительные сборы – и мы снова в путь.


Предполагалось  в этот день закончить маршрут, прибыв к ночи в Пржевальское.

Выходим из лагеря в 12:00, переходим заболоченный ручеек и сразу же попадаем в Митино.  Как и предполагалось, мы были метрах в 500 от деревни. Встречаем Колю, который заметно изменился в лучшую сторону: завел кошек, убрал помойку перед домом, но рыбу стал ловить меньше, т.к. на лодку необходимо получить разрешение.


Прощаемся с Колей. Нам предстоит обогнуть Щучье озеро и выйти в Морозово.  По карте дорога есть. Сначала едем вдоль берега по тропе, затем тропа начинает теряться в небольших овражках с лесом и ручьями.



Кабаниьми (реально) тропами выходим к началу национального парка Смоленское поозерье, т.е. к границе с Тверской областью.


По заболоченной, но местами проезжаемой колее огибаем Щучье, выезжаем к стоянке, на которой мы с NoiseGat’ом и Siberian’ом были 3 раза. Мы ловим ностальгию, а Petrols купается.


Через 2 км выезжаем в Морозово, смываем дрисню с великов, смазываем цепи.


Далее 4 км быстро пролетаем по грунтовке и попадаем в деревню Щучье. Совершаем велосипедный набег на магазин и устраиваем перекус.


Время поджимает. От Щучьего начинается грейдер. Подкрепившись, быстро огибаем озеро Щучье и прибываем в Гороватку.
 


Уточняем дорогу к Велисто: она есть короткая с участком заболоченного леса, и длинная около 18 км грейдера. Решаем не искать приключений и прем по грейдеру, причем быстро, и я с NoiseGat’ом отстаю.

На подъезде к Велисто встречаем косулю в поле. А она тоже встречает нас, пугается и убегает куда глаза (её) глядят (т.е. назад).

Грейдер вымотал всех, в Велисто устраиваем отдых с массовым лежбищем. Попытки найти работающий магазин (последний на маршруте) ни к чему не приводят (магазин закрылся 30 минут назад). Уточняем маршрут у дедушки, который оказывается старым охотником (но наверное он уже лет 20 не ходил по лесам), получаем от него ценную топографическую информацию: в Овсянкино есть дорога в Лесной по гати (наложенные бревна) через болота, а в Овсянкино есть холм, который является ориентиром. Причем деревни со слов деда обитаемые.

Запасаемся вкусной водой из ключа по полной. Наш путь должен пройти через Окольники, Овсянкино, Срытею и Постоялик. Выезжаем из деревни в 18:30.

За Велисто начинаются классные сухие грунтовки. Гоним что есть сил.


Пролетаем вроде бы жилую деревню с собаками и лошадью, наверное Окольники. И сразу же натыкаемся на следы крупного медведя. Следы медведя я видел первый раз. Только для Siberian’а  – это привычное дело, он к такому привык. Радует одно – следы медведя в нашу сторону. И мы с ним уже не встретились.


Рельеф местности снижается, при этом грунтовки переходят в разъезженные (давно) грязевки, но мы стараемся по ним ехать.


Проезжаем по таким дорогам около 3 километров, едем вдоль медвежьих следов, но теперь они в попутном направлении.

Выезжаем в поле с холмом вначале (о! это ж Овсянкино), но от деревни не осталось ни одного дома. Только поле со следами дорожек.
Едем дальше, пытаясь найти гать через болота в сторону Лесного, т.к. эта дорога короче, чем через Постоялик, а уже вечер. И, пропершись по заболоченным дорогам, наконец упираемся в вырубку и тупик. Дороги дальше нет.


Смеркается. В сумерках быстро возвращаемся в предыдущую деревню с холмом (Овсянкино). Пытаемся сориентироваться. Лазаем по холму и пытаемся осмотреться. Находим дорожку через лес, но по ней получается только навернуть 2х-километровый крюк по полю. Вот сейчас бы GPS! Или телепорт в Пржевальское…

Совсем стемнело (быстро, блин). Мне с трудом удается поймать Мегафон на поднятой с телефоном руке, разговаривая через громкую связь. Контрольный созвон с Максимом: мы не можем найти дорогу.


Мы заблудились... Это совсем неприятное ощущение. Возвращаемся в деревню с холмом (Овсянкино). Дальнейшие попытки сориентироваться приводят к ясному осознанию того, что мы не можем определить свое место положение на карте, а значит надо возвращаться к известному месту, т.е. к жилой деревне с собаками и лошадью (наверное это Окольники).

Едем назад, взбираясь в темноте по холму. Немного не доезжая этой деревни, выбившись из сил, останавливаемся в поле. Набираем воду из ручья в середине холма.

Ребята разводят костер, а мы с NoiseGat’ом и Siberian’ом залезаем в палатку и зажигаем 2 горелки в маленьком тамбуре. Пока готовится сладкая рисовая каша и чай я изучаю свою карту – генштабовскую километровку на карманном компьютере.

Та деревня с холмом – это точно не Овсянкино… А где мы?.. Где-то свернули не туда.
За миской вкусной каши, когда остальные 2 палатки уже уснули, мы обсуждали план действий на завтра (3 мая, это должен был быть день уезда из Пржевальского). Надо как можно быстрее добраться в Пржевальское. Анализируем пройденный за 2 дня путь – он самый известный до Превальского, но преодолеть его за день практически не реально. Через Постоялик – намного ближе, но это неизвестный путь по заболоченной местности. Заводим будильники на 6:30 утра в надежде выехать в 8:00. План – ехать до жилой деревни, сориентироваться и принимать решение утром. Утро вечера мудренее, и мы засыпаем.



Добавлено: 19 Января 2011, 12:33:06
День 3.

Утро начинается в 6:30 с истошного гудения будильников. Но оторваться от коврика никак не получается. Выключив их, мы благополучно спим дальше.
В 7:48 меня будит Siberian и жестами показывает “тише”. Недалеко от палатки раздаются звуки крупного зверя, мне кажется что это был рык, а Siberian’у – что хрюкание. Лежим затаив дыхание и не шевелясь еще несколько минут. Вылезти и посмотреть кто там мы не решаемся. Никто кроме нас этих звуков не слышал, т.к. еще спали. В 8:00 вылезаем из палатки.
Начинаем готовить скромный завтрак, собирать лагерь. Я отчищаю засохшую дрисню с травой от велосипеда.


После легкого завтрака смотрим на запасы еды – 900 грамм риса, 200 грамм гречки, 2-3 шоколадки. На восьмерых. Не густо…
Выезжаем в 10:00, быстро поднимаемся на холм и въезжаем в деревню (там где была лошадь и собаки).



Хозяева единственного жилого дома говорят что это Дмитрово, а вчера вечером мы сделали крюк на северо-запад и заперлись в Пузеки! Причем медведей (со слов мужика) тут до хрена, иногда встречаются волки, но они не местные, просто пробегают. Мы тихо офигеваем.
Набираем питьевой воды. Выясняем дорогу: от Постоялика в Пржевальское вроде бы должна быть. Женщина на велосипеде любезно провожает нас до дороги к Окольникам.
Быстро по грунтовкам доезжаем до Окольников. Вдоль деревни идет ЛЭП. Судя по размерам поля, которое осталось от деревни, это была большая деревня.
В поле за Окольниками едем по самой наезженной дороге, в итоге сворачиваем на вырубку, которая упирается в лесную чащу.


Блин, опять возвращаемся назад, к Окольникам. Время стремительно тает. Я и Krutyashiy_pedali едем в Окольники и пытаемся сориентироваться и найти другую дорожку. Тем временем Siberian и Petrols едут на разведку и находят менее накатанную дорожку в нужном нам направлении.
Каким-то чудом в рюкзаке DimыB оказываются 2 рации. Почему они 2 дня ехали мертвым грузом до сих пор остается для меня загадкой. Выдаем рации ведущему (Petrols) и замыкающему (DimaB).
Выезжаем в лес по настоящей кантрийной дороге, скорость достаточно большая. Надо только успевать пригибаться под поваленными деревья и переезжать лежащие бревна. Дорога периодически идет параллельно и пересекает старую ЛЭП, которая обозначена на километровой карте. 3 километра пролетаем по такой дороге на одном дыхании.


Дальше дорога портится – большие рытвины от больших кабанов и заболоченная колея не позволяют нормально ехать. Продолжаем идти, еще около 3х километров.


Наконец выходим в Овсянкино. Деревня, конечно же, не жилая, но строения сохранились. Осматриваем старый дом с красивыми наличниками на окнах. Рвем листья смородины с куста, который растет на крыльце дома – они пригодятся для чая.


Складывается впечатление что люди уезжали очень быстро, впопыхах побросав вещи и оставив после себя бардак в доме.
Лет 20 назад здесь были колхозы, поля и лесное хозяйство. Сейчас здесь осталось только разруха, брошенные деревни, загнившие колодцы и непроезжаемые дороги.


Еще через 2 км выходим в деревню Срытея, узнаем ее только по деревянному мосту через реку Скрытейку и ЛЭП. В Срытее пытаемся найти дорогу в Смыково, но найти тропинку в болотах – не реально. Движемся дальше по лесной заболоченной дороге, через 1.5 километра должен быть Постоялик.

На подходе к Постоялику в лесу слышим звук трактора! Неужели деревня обитаемая?!
Нет, не обитаемая. Кидаем велики в деревне и видим подъезжающий одинокий трактор. Машем ему, но он не останавливается, а увидев нас, только прибавляет скорости. Бегом с Petrols’ом догоняем  трактор, которому уйти от нас не дала глубокая лужа. Водитель не сразу открывает кабину, видимо не ожидал увидеть нас.

Узнаем что дорога есть через деревню Кирякино и озеро Лошамье.
Останавливаемся на обед. Разводят костер, достаем из ближайшего дома стол, стулья и устраиваем настоящий пикник на обочине. Доедаем оставшийся пустой рис и шоколад.


От старого моста через Сермятку остались только опоры на 2х-метровой высоте.
Siberian и я наводим мост через реку из досок и бревен от старого моста, переходим Сермятку и разведываем дорогу. Тем временем на стоянке закипает чай со смородиновыми листьями.
Время 17:00. Заполняем все фляжки чаем и всей группой переправляемся через Сермятку по нашему мосту.


Petrols, Siberian и я решаем идти в отрыв от основной группы. Цель – долететь до Пржевальского до 21:00 чтобы успеть закупить еды в магазине. Забираем одну рацию и ломим по полям и перелескам через Кирякино.
От Кирякино осталось только выжженное поле без построек.

Не останавливаясь мчим дальше. По дороге я убираюсь через руль, неудачно застряв колесом в ручье. Выезжаем на холм уровень Горицкое. Находим лесную дорогу, наверное на нам по ней.  Перед лесом в траве находим змею, при ближайшем рассмотрении – гадюка средних размеров. Siberian решает поиграть с ней, и это чуть не закончилось печально, т.к. из густой травы вылезла большая гадюка и могла его укусить. А по болотам до Пржевальского мы бы его не донесли. 

В лесу начинаются настоящие болота с водорослями, лягушками и другой дриснёй.


Приходится их обходить пешком, но большую часть пути стараемся ехать. В спешке пролетаем поворот (как оказалось позже) и выходим на большую просеку и мощную ЛЭП. Я вспоминаю, что на снимках из Google Earth эта просека хорошо видна, и она ведет практически до самого Пржевальского. Принимаем решение не искать поворот, а идти по ней.

Фотографий с этого участка маршрута, к сожалению, нет. Попробую описать.

Просека под ЛЭП – это смесь густого кустарника на возвышенностях и болота минимум по пояс в низинах с глубокой колеей (интересно, какой транспорт здесь может проехать??). Болота приходится по возможности обходить сбоку, там где по колено. Стараемся держать скорость не ниже 5 км/ч, мы практически бежим с великами в руках по болоту. Периодически влетаем в вязкую трясину почти по пояс, причем с каждым движением ноги засасывает все глубже. В таком ритме проходим около 5 километров.

С нами по рации связывается остальная часть группы – мы успеваем сообщить что тут полное болото, и они застрянут на долго. Им придется искать дорогу в лесу, которую мы пропустили.

Меня мучает гипогликемия. Я внезапно сильно устаю, координация движений нарушается и с трудом догоняю Petrols’а и Siberian’а, скидываю рюкзак и падаю. Мне надо немного передохнуть. Время – начало восьмого, у ребят еще есть шанс успеть до закрытия магазина.  Прошу оставить мне кружку и рацию. Siberian отдает мне свой облизанный леденец, а Petrols ему половинку своего леденца. Капля углеводов, но приятно.

Petrols и Siberian убегают по болотам дальше. Я набираю воду из болотца, профильтровав через марлю, кипячу ее с еловыми веточками – офигенный чай получается, богатый витамином С. Нахожу молодые липы, ем с них молодые листья, и кислицу (заячью капусту) – никогда подножный корм не казался мне таким вкусным! 

Отдохнув полчаса в 20:00, я продолжаю двигаться по болоту и скоро выхожу на дорогу, которая пересекает просеку с ЛЭП. Она то нам и нужна. По карте ориентируюсь, и снова вперед. Дорога в лесу в основном проезжаемая, но заболоченные участки приходится преодолевать по обочине пешком. Еду по следам Petrols’а и Siberian’а.


Много раз пытаюсь связаться по рации в основной группой – ответа нет. Выезжаю к озеру Лошамье, опять убираюсь в ручей (на этот раз не смог выстегнуться из контактов). Появляется еще одна колея – от мотоцикла (явно псих какой-то тут ездит). Дорога становится хорошо проезжаемой, и я сначала неспеша въезжаю в холм, а потом лечу с него 30 км/ч.  Быстро доезжаю до деревни Протокина Гора. Набираю питьевой воды, и продолжаю ехать по следам ребят.
После Рудни начинается песок, ехать уже почти нет сил. В 21:05 На перекрестке останавливаю мотоцикл с парнем и девушкой, узнаю от них, что 2 велосипедиста ели возле магазина. Фууу… Они успели, а значит мы наконец-то поедим. И еще, оказывается в Пржевальском есть магазин, работающий до 24:00. Ура! Смеркается.
Продолжаю катить к Пржевальскому, проклятый песок. Или это просто нет сил?
В горки с песком еле еду, а иногда иду. Ставлю фару на руль. Наконец –то начинается асфальт, и я в темноте доезжаю до магазина. Молодежь перед ним смотрит на меня как на инопланетянина. Минут 5 стою перед ним пока рассосется очередь, а потом захожу в маленький магазин прямо с велосипедом. Мне все равно что обо мне подумают, и я спокойно покупаю еду.

Ем бананы и отдыхаю. Заметно холодает. Выезжаю из Пржевальского – на полях плотный туман, фара и налобный фонарь освещают дорогу всего метров на 15. Сворачиваю к Сапшо, поднимаюсь пешком по гряде к смотровой площадке, и от туда спускаюсь в наш базовый лагерь в Ровненьком Борку после 23х часов. Костер, отдых и горячая еда – в этот вечер ничего не может быть лучше.

Обсуждаем прошедший поход и беспокоимся за основную часть группы. Выпиваем за остальную группу – что б дошла. Ночью в лесу ориентироваться почти невозможно.

В третьем часу ночи видим свет фонариков – основная группа прибыла, но без ДимыБ, который где-то потерялся.


Еще через час приходит ДимаБ. Все в сборе, наш поход завершен. Опять выпиваем что б расслабиться, но напряжение отпускает не скоро.

На рассвете ложимся спать. Спим как убитые.


Вот и пришло время уезжать. Это были хорошие, но очень тяжелые выходные, после которых надо еще несколько дней отдыхать. Пакуем вещи, выезжаем. Но песчаная горка останавливает нас на полпути. С пятого раз удается затолкать машину наверх, а потом затянуть прицеп и вещи.


Уставшие, но довольные собой, в 18:15 выезжаем на трассу и едем в Брянск. 


Итоги: 160 км вместо 130. Из них примерно асфальта 10-15 км, грейдер 30 км, грунтовки сухие 20 км. Остальное - говнолин.
3 дня похода вместо двух.

Выводы:

1. Голод - не тетка. Поход, рассчитанный на 2 дня растянулся на 3 суток. Запас еды не был на это рассчитан. Необходимо брать аварийный запас еды (для облегчения веса - сублимированных).
2. GPS навигатор в таких поездках очень нужен. Это не прихоть, а суровая необходимость.
3. Снимки маршрута с Google Earth не помешало бы брать с собой на КПК или телефоне, они могут пригодиться.
4. Нормальные мощные рации тоже были бы очень кстати, а на большую группу (8 человек) желательно их иметь 3 штуки.
5. Теоретически этот маршрут мог быть пройден за 2 дня маленькой мобильной группой из 3-4 человек с легким снаряжением (если бы выезд в первый день был рано утром).
6. Горелка и балон с газом станем моим непременным атрибутом даже однодневных поездок.
7. Это был мой самый тяжелый поход.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

цены на велосипед stels
Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2011, Simple Machines
© 2008-2018, Баранов Дмитрий (DimaB), Лебедев Павел (krutyashiy_pedali)
Страница сгенерирована за 0.07 секунд. Запросов: 22.