В тревожном предвкушении весны (страстно нелюбимого мной времени года) и начала для себя велосезона был рад прочитать на форуме о готовящемся апрельском велопоходе, как писал DimaB, традиционном. Ясно осознавая, что будет ещё холодно, неблизко, (да и пять дней всё-таки) сразу решил ехать: хотелось свежих впечатлений от дороги, кроме того, это была удачная возможность получить опыт веломногодневной покатушки, палаточного быта и отойти от суеты среди своих, близких по духу и по интересам.
За две недели до похода все источники метеорологического вранья кормили обещаниями потепления и отличной для начала апреля погоды. Но чем ближе подходило время начала похода, тем неутешительнее и неумолимее становилось ясно, что будет дождь, снег и холод (и что потом вспомнить).
Накануне тревожной пятницы позвонил Дима, взявший на себя все хлопоты по организации, и среди прочего застал меня врасплох неожиданным вопросом: «Вить, ты на завтрак предпочитаешь лапшу или картофельное пюре?» Ну ничего себе, думаю, даже блюда выбирать можно будет?! На самом деле мне было всё равно: я затарился скромными запасами творога.
И был вечер. И ночью мы, DimaB, Radriggo, Newa-83, Гусаков Иван, Чёрт, собрались вместе у светофора и покатили к вокзалу. В Вязьме к нам должен был присоединиться Kruck, ехавший на электричке из Москвы. Лена и Слава собирались проколесить три дня, до Калуги. Остальную четвёрку ожидала пятидневная прогулка.
В два часа утра апрельской субботней ночью на вокзале я впервые в жизни снял с велосипеда переднее колесо, чтобы завернуть вел в плёнку и погрузить в вагон пассажирского поезда.
Может быть, Гусаков Иван или Radriggo тоже делали это в первый раз, а может быть, и нет. Newa-83 и DimaB паковались шустрее.
В вагоне мой велосипед лежал ближе других к проходу, и я всё смотрел на него и ждал, когда же он упадёт на голову кому-нибудь из пассажиров на боковых полках, но уснул, так ничего и не дождавшись.
День первый.
В Вязьму мы приехали в начале девятого часа утра. Шёл обильный мокрый снег.
Велосипеды решили собрать в здании вокзала. До переходов через пути с платформы на перрон было метров двести. Дима решительно взялся таскать велорюкзаки и зачехлённые велосипеды через рельсы, подавая их на высокий перрон. Когда велосипеды были уже почти собраны и оставалось только убрать чехлы и плёнку, заявился бодрого вида полицейский (или как их там нынче) и начал орать о том, из какой деревни мы приехали в их город и затеяли тут ремонт. Начавшего возражать Диму он увёл с собой, основанием стал переход через пути в неустановленном месте. Вскорости Дима вернулся. Не знаю, какие уж там аргументы он использовал, но полицаи больше не приставали.
Проехались по Вязьме, фотографируя памятники и выспрашивая у прохожих дорогу к старым церквям, которые хотелось посмотреть.
Самой яркой, пожалуй, стала Церковь Одигитрии Смоленской в Иоанно-Предтеченском монастыре.
Там же
После Вязьмы, свернув с калужской трассы, мы поехали в направлении Тёмкино, населённого пункта райцентрового масштаба. Дорога местами была очень плохая, местами приличная, и если бы не мокрый снег, от которого все скорёхонько промокли насквозь, всё было бы очень хорошо. Через 30-40 км. нас догнал Слава Kruck. После теплого приветствия группа в полном составе покатила дальше.
Не правда ли, любопытный топоним
В первый день путешествия Дима и я прокололи по одной камере острыми кусочками щебня, вечером на крутом подъёме Дима порвал цепь. Цепь скоро восстановили. Но вот из неожиданно остановившегося джипа водитель, молодой парень, сказал, что читал на каком-то форуме отчёт о велопоходе по аналогичному маршруту и что впереди разлилась речка, через которую нам дальше никак не проехать.
Остановились на ночёвку. В заснеженном лесу под огромной елью, под которой не было снега, поставили палатки и развели костёр, приготовили ужин, просушили одежду и обувь. Для меня было познавательно, что Андрей Radriggo, как оказалось, имеет зело солидный туристский опыт.
Надеюсь, за пять дней я чему-нибудь у него научился и это мне пригодится в новых покатушках.
Разлившуюся речку решили отложить назавтра, так как утро вечера мудренее.
День второй.
Поутру я был больше всего удивлён не тем, что холодной ночью было не холодно спать в палатке в спальнике +10, а тем, что мои совершенно насквозь мокрые вчера берцы были полностью сухими (на ночь я их набил газетами, которые попросил у продавщицы в магазине во время остановки в Тёмкино).
Когда мы заканчивали с завтраком, из лесу вышел местный житель, лет пятидесяти мировой мужик, дядя Женя. Ему было интересно, как это мы в палатках да ещё на велосипедах. Нам было интересно, есть ли возможность переправиться через речку. Дядя Женя обещал помочь, если возможность есть. Но когда через два часа он пришёл снова, то сказал, что разлив слишком большой и что мы можем попробовать успеть на поезд, который будет идти через час с небольшим. Это могло бы решить нашу проблему. До станции было 20 км. Мы не успели.
Пробовали искать дорогу через лес. У Димы опять разорвалась цепь. Я уезжал на разведку пути в лес и поле без велорюкзака, взмешивая песок и глину, и возвращался ни с чем, проехав 5-7 км. Весенняя распутица – та же стихия.
Выручило то, что следующий поезд был в пять вечера. Время коротали на вокзале.
Потом полтора часа ехали на поезде из Тёмкино до Мятлево.
Из Мятлево вечером, поехали на Медынь.
Дима заинтриговал тем, что в Медыни есть памятник воробью (что за диво!). Когда мы отыскали этот самый памятник (а памятник оказался пчеле – символу трудолюбия и терпения, и потому что Медынь), то мы отфотографировались на его фоне за все два дня.
Бронзовая (наверное) пчела как стойкий оловянный солдатик продемонстрировала нам своё терпение.
После Медыни достигли места запланированной ночёвки. В еловом лесу довольно глубокий снег был замаскирован нападавшими еловыми иголками. Развели костёр, расчистили от снега места для палаток, приготовили ужин – было здорово.
День третий.
Упаковав к полдвенадцатому дня вещи, выбрались на асфальт.
Проехав значительное расстояние, свернули к Барятинскому монастырю.
Ехали легко, с настроением. Особенно Лена на её стелсике ласточкой взлетала на участившиеся подъёмы, а по ровным участкам катила так, что под стать шоссеру, не испытывая при этом никаких технических неурядиц (достойная реклама велам этой марки). Димина цепь порвалась ещё раз (явно с ней что-то не так).
Осмотрели Полотняный завод.
Проехали мимо огромного карьера, рядом с которым красовалась информационная табличка: «с 9 до 12 взрывные работы». Впечатлений хватало с лихвой. Однако мы шли с отставанием по времени из-за поздних выездов с места ночёвок. Ребята рисковали не успеть на поезд в Калуге, Лена к шести, Слава к девяти часам. После Льва Толстого решено было, что Слава и Лена поедут вперёд, чтобы ещё успеть посмотреть Калугу (успели или нет?), а мы вчетвером в очередной раз свернули с пути в поисках интересностей.
Так мы приехали к Святому источнику при монашеском ските.
Впервые в месте, называемом святым источником, я почувствовал атмосферу умиротворения и покоя. Там было хорошо и красиво.
Впереди был выезд на большую трассу, въезд в Калугу по крутейшему подъёму.
Но самым неожиданным стало то, что мы встретили Славу. (Кого ещё из знакомых мы могли встретить в Калуге!)
Очень обрадовались. Поехали смотреть город. В центре нашли пешеходную улицу, вроде Арбата. На ней – фантастический по задумке памятник Циокловскому.
Мы с Циолковским
Я даже сфотографировался, взобравшись на его велосипед.
Неподалёку, около театра ещё одна оригинальная бронзовая скульптура – девушка с лишним билетиком.
Позже Слава поехал к своему поезду, а мы из Калуги к месту очередной ночёвки.
День четвёртый.
Настало время въезда в Тульскую область. Качество пограничных между областями дорог описывать излишне. Кроме того, планировался участок пути, где мы должны были малоизвестным грунтом через поле и лес перейти с одной дороги на другую, позволившую бы удобно заехать в Алексин (точнее напишет Дима, он планировал, ему и карту в руки). Участок был 3-4 км., но в снегу. Решили не мочить в очередной раз ноги, а проехать лишних 24 км. по асфальту до Алексина.
Воистину мы не ведали, что творим!
Когда наш асфальт кончился и впереди уже виднелся Алексин, город в Тульской области, свернули на грунт. Встречавшиеся водители, у которых мы спрашивали про дорогу, как один уверяли, что мы не проедем через карьер.
Это мы-то?!!
За очередным поворотом показался грязноватый карьер.
На дне – речка с говорящим названием
Ребята шли пешком, я спешился дважды, чтобы сфотографировать их, и чтобы Дима сверху сфотографировал меня.
За карьером, непосредственно перед самым Алексиным дорогу снова преградила разлившаяся река (около 30 метров в ширину). И когда мы стали искать, как всё-таки проехать, то увидели, что наш путь лежит через внушительных размеров, огромный карьер, в котором добывают щебень.
Ваня предложил мне его сфотографировать. Я неосмотрительно подъехал к краю. Radriggo тоже. Фотоаппарат не включился: батарейки уже подсели. Попробовал пойти обратно, - да не тут-то было!
Я влип в глину, без аллегорий, в самом прямом и неутешительном смысле слова. Когда отодрал от земли поочерёдно правую и левую ногу, был добит танцем: глина намоталась на покрышки и прочно приклеила колеса к крыльям. Radriggo тоже попался.
Товарищи, знайте, в Алексине самая классная глина, которую мне когда-либо приходилось встречать!
Мы двадцать минут выковыривали её из-под крыльев, и ничего путного из этого не выходило. Андрею, кажется, удалось высвободить переднее колесо. Мои колёса с невегалом держало крепко. Попробовал тащить велосипед так, с невращающимися колёсами. Под велорюкзаком это оказалось трудно. Потаскав вел по луже, удалось провернуть педали. Поехали.
Дальше путь лежал по дну карьера, около двух км. Под колёсами была недобытая ещё щебёнка, а сверху - жидкая, а местами и не очень жидкая глина. Велосипеды вели в руках. Брели вперёд, местами погружая ноги почти до середины голени в глину. Когда неспешно перешли карьер (к моему полному удивлению), цепь, переклюки, тормоза, кассета были основательно забиты глиной. Их почти не было видно. Дима как-то ехал. У меня ничего не переключалось. Остановились около лужи (колонок там не нашли) и из бутылок проливали все механизмы. Кое-как поехали.
Начался сильный рельеф. Больше всех доставалось Ване. Он поехал не вкатанный; как сказал, второй раз в сезоне сел на велосипед. Было видно, что ему очень не сладко давались эти горки, но он держался молодцом, что само по себе вызывает уважение.
Алексин проехали в темноте. Впереди была последняя ночёвка и 45-50 км. до Тулы. Учитывая, что выезжали обычно не раньше одиннадцати, была вероятность не успеть на поезд из Тулы в Орёл на 15.08. и вернуться в Брянск не вечером пятнадцатого, а шестнадцатого утром. Ребят это устраивало, меня категорически нет. Я хотел один поехать, не останавливаясь, ночью до Тулы, чтобы наверняка успеть посмотреть город и уехать, как планировали. Кроме того, одуревший от ярких впечатлений, для полного счастья я жаждал хорошей гонки. 50 км. ночью – было как раз то, что надо.
Обсудили сложившуюся ситуацию. Андрей предложил как можно скорее стать на ночёвку, не ставить палатки, чтобы сэкономить время, немного поспать и в пять утра начать собираться, чтобы в шесть поехать дальше.
Так и поступили, развели костёр впервые из осиновых дров, сидели под тентом, так как начал идти снег, варили кашу из риса и гороха с тушёнкой (какое название мы придумали для этого блюда?), спали на ковриках в спальниках без палаток. Андрей решил не ложиться, до утра поддерживал огонь, вымерял дорогу (что-то с ней мы намудрили: благодаря мне, свернули в ночи не туда, куда изначально планировал Дима).
День пятый.
Быстро собравшись, выехали утром в начале седьмого. Был туман. Дорога делалась всё рельефней, чаще и чаще чередуя спуски и подъёмы. Кажется, я немного обморозил руки, раскатываясь до 40-45км.\ч., в перчатках без пальцев. Когда выехали на М2, то дорога стала похожа на вьющуюся на ветру ленточку: километр вниз – километр вверх, и так до самой Тулы.
В 11 утра «миг вожделенный настал»
Тула!!!
Этот город влёк и манил меня больше всего. Мог ли я ещё месяц назад подумать, что смогу приехать в Тулу на велосипеде? И вот – она.
Памятник капитану крейсера Варяг
Дима не демонстрировал буйного восторга, однако его было не оттащить от деревянной церкви Святого Владимира поразительной красоты (я надеюсь ты сам об этом напишешь).
К Свято-Серогиевскому храму мы пошли вместе.
Потом была лавка тульских сувениров, Тульский Кремль, тульские пряники…
Сделав круг по центру города, покатили к вокзалу. Было ещё полтора часа в запасе. Я поехал посмотреть город и пофотографировать.
Пообщался с четырьмя незнакомыми туляками. Открытые, интересные, светлые люди, нет привычной для Брянска хмурости в лицах. Дороги хорошие и шире, чем у нас, через центральный проспект Ленина подземные пешеходные переходы, сухо и опрятно.
Позже собрались на Московском вокзале Тулы, погрузились в электричку. Теперь впереди был только путь домой на поездах.
Когда приехали в Орёл, где я также оказался впервые, поехал посмотреть город. Пятидесяти минут, за которые я на бешенной скорости проехал к Александровскому мосту и дальше – в городской парк и обратно – конечно, слишком мало, чтобы осмотреть город, но вполне достаточно, чтобы осталось грандиозное приятное впечатление и желание приехать сюда снова, специально чтобы познакомится с городом.
В 20.20 поезд повёз нас в Брянск.
В вагоне было прохладно. Приехали в полдвенадцатого на Брянск-1. У Андрея задний переключатель и кассета начали выражать своё недовольство. Но ехать на велосипеде в итоге у него, всё-таки, вышло.
Неспешно стали разъезжаться.
Закончился этот первый для меня пятидневный велопоход . Больше всего мне понравились крупные города, которые мы проезжали: Калуга, Тула, Орел; ночёвки в заснеженном лесу и неблизкая, зовущая вперёд дорога. Я рад, что я там был!
P. S. Если я что-то упустил, ребята, дополните и поправьте.