День шестой - дневка. 10 км
Несвиж
Впервые за долгое время удалось поспать в сухости. Позавтракал, занялся стиркой вещей по случаю. Палатку и спальник, к сожалению, просушить не удалось. Хозяйка отправилась на дачу а я осматривать Несвиж. На этот раз пешком.
Пошел в центр, к гостинице "Несвиж", куда вчера (к счастью) не удалось устроиться.
Рядом на этой же площади здание администрации.
И магазин "Центральный".
А также бывшая городская ратуша, в которой сейчас размещается краеведческий музей.
В краеведческий музей решил зайти на обратном пути, если будет время. В Несвиже есть места и поинтереснее. По местным улочкам вышел к фарному костелу.
Костел действующий. Возле него толпились группы автобусных "туристов". Группы сопровождали экскурсоводы. В костел запускала злая бабулька группы по очереди. Примкнул к одной из них. После входа в костел группа оставалась возле этого самого входа ждать, пока предыдущая группа выйдет из склепа. Мне довелось примкнуть к группе с экскурсоводом-пофигистом. Девушка вообще ничего не рассказывала, просто молча ждала своей очереди. Кругом висели плакаты, запрещающие фотографировать и разговаривать по телефону. Злая бабулька постоянно на всех орала, чтобы не фотографировали. Не знаю, с чем связано это религиозное поверье. Видимо предыдущей группе попался наоборот слишком говорливый экскурсовод. Потому, что казалось, что в склеп они ушли с концами и никогда оттуда не выйдут.
Когда мы все-таки спустились в склеп, то меня озадачил вопрос: "Что здесь делала предыдущая группа?" Склеп – это подвал костела, достаточно просторный. В подвале рядами в несколько ярусов лежат гробы, царит полумрак. Здешний склеп – усыпальница династии Радзивиллов. Посмотрели на все это, пошли наверх.
Отправился к главной местной достопримечательности – замку Радзивиллов. Все оказалось рядом. Возле входа на территорию, прилегающую к замку, расположился выставочный зал.
В нем была экспозиция, посвященная инквизиции. Решил, что подобное уже видел в Питере, не стал заходить.
Чтобы попасть к замку, нужно сначала пройти через парк. Вход в парк оказался платным. Хоть сумма и небольшая, но безобразие, подумал я. Ладно туристы приезжают издалека и посещаю парк раз в жизни, но для местных жителей должно это место быть октрыто для свободного доступа.
Монумент возле входа в парк.
После входа попадаешь на дорогу, идущую по насыпи. С обеих сторон простираются искусственные озера.
Красиво, конечно, но платить деньги за прогулку по дороге на насыпи, даже если по ней расставлены лавочки – это слишком!!!
А вот и бесплатный вход в парк.
Практически пришел.
Замок Великая Отечественная война не прошла стороной.
По парку можно прокатиться в карете. Впрочем, я пока ехал в Несвиж, накатался, хотелось походить пешком.
Вот и сам замок Радзевиллов.
В замке ремонт, во всю идут реставрационные работы.
По склонам сажали траву.
Как это водится в замках, после прохода через главные ворота, попадаешь во внутренний дворик.
Там меня встретила девушка с надписью на груди "охрана". Она рассказала, что в замке можно посмотреть, где покупать билеты и куда проходить потом. Купил билет без фото за 3000 белорусских рублей. С фото стоили аж в два раза дороже – 6000, решил сэкономить. Работало 4 выставочных зала, еще в нескольких шли реставрационные работы. Прошел в начало экспозиции. Там собиралась группа приехавшая на автобусе, точнее половина той группы уже ушла с экскурсоводом, а вторая половина только подтягивалась. В замке Радзивиллов действует такая система: экскурсовод собирает группу и ведет ее по выставочным залам. Также действует система предварительных заявок, тогда экскурсии проводят в заранее договоренное время. Группа, с которой я попал на экскурсию, была без предварительной заявки и шла в порядке очереди.
Скоро все собрались, и мы ждали, пока предыдущий экскурсовод освободит первый выставочный зал. В это время на большом мониторе крутилась заставка с видами Несвижа и его достопримечательностями. Экскурсовод нам рассказа, пока ждали не только о замке, но и других достопримечательностях Несвижа. Врямя не прошло даром. Оказывается, в замке долгое время была лечебница, по слухам очень хорошая. А реконструкция началась совсем недавно по указу Александра Лукошенко.
Замок в миниатюре.
Еще несколько фотографий замка изнутри.
Николай Радзивилл Сиротка.
При нем произошла реконструкция замка. Замок вырос в высоту. К этому виду сейчас пытаются все вернуть. Рядом с ним уникальный глобус, выполненный по специальному заказу. Это единственный в мире глобус, на котором есть Несвиж.
Экскурсия оказалась интересной. Да и вообще, хорошо, что устроил дневку именно в Несвиже – маленьком старинном городке в сердце Белоруссии.
Вышел из замка и попал в Старый парк.
Оказывается, парк – это то, что находится за замком. То, что проходил по пути к замку – это Новый парк, где особо-то и смотреть не на что.
А вот и бесплатный вход в замок.
Теперь несколько фото в Старом парке.
Здесь тоже катались кареты.
В парке расставлено множество скульптур.
Многочисленные экскурсии гуляют по парку.
Пруды, мосты, беседки.
Встречаются и байкеры.
Солнечные часы. К сожалению, солнца не было, не удалось проверить точность хода.
На этом экскурсию по замку закончил. Вернулся в центр.
Здесь тоже кареты.
Побродил по округе.
Во времена коммунизма не только замок переквалифицировался под советскую жизнь. Вот здесь до сих пор располагается педагогический колледж.
Впрочем, внутри все выглядит более обыденно.
Вернулся к ратуше, хотел попасть и туда на экскурсию. Было 3 часа дня. По непонятным причинам музей был закрыт до 4, в пять он закрывался в принципе, а 4:30 туда прекращали запускать. Т.е. надо было прийти с 16:00 до 16:30, чтобы попасть на экскурсию, и то, только если его к тому времени решат открыть для свободного доступа.
Решил, что лучше будет пообедать и посмотреть ранее не увиденное на велосипеде. Что и сделал. Оказалось, что смотреть уже особо нечего все обошел пешком. Несвиж – город маленький, а исторический центр и того меньше.
Все же кое-что найти удалось. Арка. Раньше движение было через ворота, теперь по кругу.
Вид на замок с другой стороны озера.
Плотина.
Вид на фарный костел со стороны озера.
На этом достопримечательности закончились. Поехал кататься по городу. Уехал на противоположный конец и там выявился медленный прокол на заднем колесе. И это когда был максимально далеко от дома. Насос и велоаптечку с собой не брал. Грозило обратно идти пешком. Но нашлись добрые люди, которые помогли накачать колесо с помощью компрессора. Покатил домой, пока колесо опять не впустило. Едва доехал до дома, колесо опять спустило.
Заклеился. Обнаружил, что сломался багажник. Лопнула заячья нога, не понятно почему. Занялся починкой багажника. Потом ужин, сборы в дорогу, чтобы утром не терять время. Так прошла дневка.
Здесь я жил в Несвиже.
День седьмой. 133 км
Несвиж – Копыль – Греск – Левки – Моисеевичи – р. Птичь
Рано утром покинул Несвиж.
Надо сказать, что надежды на смену погоды оправдались. Еще вчера был пасмурный день, но без дождя. Сегодня было гораздо больше солнца. Да и вообще, до конца похода практически не было дождей, чему я был несказанно рад.
Но все отлично не бывает, поднялся ветер, который мешал ехать. А на открытых просторах после Несвижа он свирепствовал особенно рьяно. Радовался каждой лесополосе вдоль дороги. Особенно хорошо от ветра защищают лесополосы из елок – отличная штука.
В Качановичах у группы Гвоздева произошло несчастье – потеряли человека, который не свернул в нужном месте. У меня таких проблем не возникло. Тот поворот оказался хорошо заметным и очевидным, повернул куда надо.
Вообще, день прошел спокойно, без происшествий, хоть и накрутил 133 км. Дальше по ходу движения был Копыль. Как и предполагалось, Копыль не представлял собой ничего интересного. Город стоит на горке. Сначала в нее приходится долго подниматься, зато потом вниз легко. В этой части Белоруссии местность стала более рельефной.
А вот после Копыля свернул не на ту дорогу. Еще в самом Копыле на выезде надо было повернуть. Я не посмотрел вовремя карту и проехал прямо. Компас показывал не совсем, то что я предполагал. В деревне Кель остановился посмотреть карту. Оказало, что Кель я должен был не проезжать.
Подъехал местный байкер. По его виду было видно, что он скорее всего ехал либо на точку за самогоном, либо уже с нее. А остановился стрельнуть у меня сигарету, но ему не повезло. Я взамен спросил у него дорогу. И он толи из злости, то ли просто дебил, послал меня не туда. В итоге проехал Кель по центральной улице и уперся в поле. Через поле шла едва различимая дорожка, которая скоро повернула явно не туда. Однако в поле проходил грейдер в нужном направлении. Он был виден, но до него еще надо суметь добраться. Пока лез к грейдеру, попал в болото, слегка замочил правую ногу. А ведь на этот грейдер можно было попасть безо всяких трудностей, если свернуть с дороги в нужном месте. К слову сказать, грейдер на карте не обозначен. Он сначала выходит на асфальтовую дорогу, так же не обозначенную, которая уже попадает на нужную.
Так доехал до Жуков, где передохнул и перекусил.
В Греске повернул на Шищицы. В Шищицах пересекаются две дороги местного значения. Трасса Минск – Слуцк, которую пересекал оказалась более оживленной. Но машин все равно было не много. Мне по прежнему на восток, в Осиповичи. Указалели уже говорил, сколько километров осталось до Осиповичей. Проехал недалеко от водохранилища Руднянского. Здесь у группы Гвоздева была ночевка. Если не считать мою дневку, то я наконец-таки нагнал их график.
Местный асфальт Валентин Гвоздев описывал, как "лучший в Белоруссии". Мне он показался ужасным. Выщерблены, хоть и не глубокие, зато стабильные. Трясет дико. Руки желают бросить руль. Мелкие камушки летят от колес. Это я, конечно, зажрался, за время что находился в РБ. По нашим мерка, асфальт очень даже ничего…
Дальше небольшой отдых недалеко от Поликарповки в оборудованной придорожной зоне отдыха.
Асфальт.
Левки.
Дороги здесь прямые, проходят по лесу. Лес спасал от ветра. Населенные пункты встречаются редко, что не характерно для Белоруссии. За Левками закончился Стародорожский район, а вместе с ним и "плохой" асфальт. Ехать стало приятнее.
Хотелось кое-чего прикупить съестного. Но было воскресенье и все магазины в деревнях не работали. В Дричине магазин также был закрыт, но работал пункт приема вторсырья и сельхозпродукции. В нем сквозь окно проглядывалось что-то съедобное. Зашел, здесь можно было не только сдать но и купить. Чем и воспользовался. В смысле закупился.
Начал приглядывать к водопойным местам. День клонился к вечеру. Пора было думать о ночевке. Но ни в Дричине, ни в следующей деревне Моисеевичи воды не нашел. Правда скажу, что не сильно старался. Доехал до моста на реке Птичь. Правый берег был сильно заболочен, подходов не было. Переехал мост, под мост спускалась дорога. Запасся водой из Птичи. Это был единственный раз, когда ночевка была с речной водой!!! Чтобы дотянуться до воды в Птичи, пришлось постараться. Берег высокий, это не так-то просто сделать, не угодив в эту самую Птичь.
Была мысль заночевать на Птичи, недалеко от воды. Решил от этой мысли отказаться. На реке я был бы слишком досягаем для посторонних. А чем меньше людей знает, где ночует турист, тем туристу ночевать спокойнее. Когда путешествуешь один – это становится особенно актуально.
Через пару километров от моста мне приглянулся сосновый лес. Отъехал от дороги и остановился на ночевку. Обычно я останавливался позже. Светлого времени хватило, чтобы поставить палатку и запасти дров. Здесь я единственный раз за весь поход воспользовался ножовкой. Перед походом специально купил легкую ножовку, чтобы можно было одному заготавливать толстые дрова, не мучаясь с перерубанием их топором.
День восьмой. 90 км
Мазовичи – Осиповичи – Ясень – Бобруйск – Бабынино 2-е
Утро началось со сборов и приготовления завтрака. Вообще, всю вторую часть похода всегда готовил сам, в столовых больше не питался.
На завтрак была гречка с тушенкой.
Т.к. тарелку с собой не брал, пользовался вместо нее пакетом – своеобразная одноразовая тарелка. Пока ел, в кружке-котелке грелась вода для чая.
Без происшествий добрался до Осиповичей. Осиповичи – это железнодорожный узел, построены в 1872 г вместе с железной дорогой. Типовая застройка, интереса не представляет. Местная достопримечательность – памятник-паровоз, установленный в 2002 г. в честь 130-летия Осиповичей. На его поиски и отправился.
Отсюда в Бобруйск группа Гвоздева ехала по второстепенным дорогам (синяя линия на карте). А в сам Бобруйск въезжала по грунтовке, местами с завалами. Изначально я планировал ехать тем же путем, но потом решил сэкономить время и поехал по трассе Минск-Бобруйск.
Выехал на трассу. Движение здесь не как на Московско-Киевской, но близко к тому. Но по две полосы в каждую сторону, справа широкая заасфальтированная обочина, прямо велодорожка. Но счастье мое продолжалось не долго. Так было до путепровода, как только его переехал, стало по одной полосе в каждую сторону. Местами обочины вообще не было, если и была, то узкая. Местами по правому краю лежала щебенка, щедро оставленная дорожниками. Старался ехать как можно быстрее, чтобы поскорее проскочить это страшное место. Немножко расслабиться можно было только в местах примыкания второстепенных дорог. Здесь практически всегда появлялась третья полоса.
Примерно посередине перегона увидел зону отдыха. Заехал перевести дух.
Добрался до объездной Бобруйска. Основная часть транспорта шла в объезд, ехать стало комфортно. На въезде в город находится мемориальный комплекс, сооруженный в честь 40-летия победы советского народа в ВОВ.
А вот и сам Бобруйск.
Поехал через город. Широкие улицы производили приятное впечатление. На берегу реки Березина без труда нашел местную достопримечательность – Бобруйскую крепость и старинные военные укрепления.
Все это находится в центре города, по соседству с новой постройкой – спортивным комплексом.
Было здесь не многолюдно, помимо меня местные достопримечательности осматривал еще один турист. Больше никого не было. После осмотра и перекуса на лавочке, коих здесь расположилось не мало, двинулся дальше, искать символ города – бобра. Местная дворничиха любезно объяснила, где его искать. Также выяснилось, что бобров не один а два. Чтобы добраться до символа города, пришлось по петлять по местным улочкам.
Как это водится, не все местные знают, где у них установлены скульптуры бобров. Еще возникло такое впечатление, что люди объясняли дорогу то к одному бобру, то к другому, что вводило в заблуждение. Наконец одного из них удалось найти.
Найденный находится возле рынка. Из объяснений самого просвещенного человека из опрошенных, дворничихи, следовало, что второй бобер находится по той же самой улице невдалеке. Начал спрашивать местных, на что получил ответ, что у них он один. Вот так. На этот раз умнее всех оказалась девочка лет 5, она показала пальцем направление и сказала, что второй бобер там. Поехал его искать, это было мне по пути, но бобра не заметил. Возвращаться не стал. Был уже вечер, пора было думать о ночевке. Хотелось отъехать подальше от города.
По пути заметил колонку. Решил набрать воды на ночь. Вот такие колонки в Бобруйске.
Не доезжая до колонки метров 20 произошло знаковое событие, повлиявшее коренным образом на весь оставшийся поход. Рюкзак на багажнике стал вести себя не хорошо. Остановился, снял рюкзак с багажника и обнаружил, что срезало болтик, которым крепится багажник к раме возле оси колеса.
Проблема была в том, что обломок болтика остался в резьбе и его извлечь от туда не удалось. Перекрутил багажник в другую пару отверстий, что располагаются выше. Багажник стал сидеть "не так" – выше, ближе к седлу. Пока возился ко мне подъехал на велосипеде парень и предложил помощь. Оказалось, что он работает в местных электрических сетях. Оказывает помощь населению. Велосипедом пользуется для облегчения своего труда. А в сумке возит кучу всякого инструмента и болтиков, гаечек, шайбочек.
Помощь оказалась весьма кстати. Одолжил несколько болтиков и др. в том числе и про запас. Также нормальная отвертка спасла от мук кручения мультиключом. Он же и показал мне дорогу дальше. Спасибо доброму человеку.
Начало темнеть, светлого времени оставалось совсем мало. Решил заночевать в ближайшем лесу за Бобруйском. После объездной увидел дорогу в лес. Дорога была весьма раскатанная, вела в деревню Савичи. Свернул с нее на примыкающую дорогу и заехал в тупик. Там и заночевал.
Располагался уже в темноте. За вечер мимо проехало три машины. Фары хорошо освещали лес, было видно издалека. Зато с дровами повезло. Вокруг был хороший сосновый лес и дрова находились без проблем.
День девятый. 94 км
Бабынино 2-е – Дворец – Рогачев – Гедиловичи – Городец – Николаевка – Совхозная
Утром традиционно пришли грибники. Готовка.
И ремонт. При дневном свете обнаружил еще переломы на теле багажника.
Впрочем, изолента творит чудеса.
Что-то в это утро было не как обычно. Не надо было читать на дорогу отчет Валентина Гвоздева с описание того, что меня ждет впереди. Наши дороги разошлись. Его группа поехала в Оршу и Смоленск на северо-восток. Из отчета следовало, что там по пути все обыденно и не особо интересно. Разве только они посещали родную деревню господина Александра Лукошенко. Думаю, Лукошенко на меня не особо обидится, если его родную деревню посещу как-нибудь в другой раз. Мой путь лежал дальше на восток, в родной Брянск.
Впрочем, мой оставшийся путь тоже не изобиловал такими интереснейшими местами, как было до этого. Из-за возни с багажником выехал поздно. Было беспокойство из-за больного багажника. Не было ясности, как долго еще он сможет проехать. Но день прошел без происшествий.
На подъезду к населенному пункту с названием "Дворец" случилось еще одно знаковое событие. Впервые за весь поход меня обогнал местный велосипедист. Безусловно обрадовался этому. Сел на колесо. Педали крутить стало легче, а скорость возросла на пару км/ч. Всегда приятно отдохнуть на колесе у более сильного байкера. Но радость моя была не долгой. Байкера хватило метров на 200–300, потом он сдох. Сделал вид, что ему надо сворачивать.
Пока фотографировал дворец во Дворце байкер неспешно проехал мимо.
Так я добрался до Рогачева.
Рогачев примечателен в первую очередь тем, что здесь делают хорошую сгущенку. Чего-то выдающегося здесь нет. Чистые улицы. Памятник героям ВОВ. В целом впечатление приятное.
Долго здесь не задерживался. Заехал, посмотрел, уехал.
Рогачев стоит на Днепре. Выезжая из города, попадаешь на мост через эту величественную реку.
К сожалению, на мосту велись ремонтные работы и поехать по тротуару не удалось. Вдоль всего моста шел отбойник, и за мостом в пойме тоже. Остановиться для фото не было возможности. Потом было далеко возвращаться. Поэтому Днепр запечатлен не был.
В Белоруссии повсеместно встречал плакаты, предвещающие всебелорусский день бега или ходьбы. Уже точно и не помню. Везде забеги были свои, например из Мира в Несвиж. Но дистанция довольно протяженная, километров на 20-30. И вот этот день настал. Навстречу мне двигалась колонна, участвующая в данном показательно-спортивном мероприятии. Колонна состояла практически только из девушек. Видимо не мужское это занятие, в показательно-спортивных забегах участвовать. А может, просто выгнали на дорогу студентов кулинарного техникума или швейного училища… Никто не бежал, но шли весело, позитивно. Колонна меня приветствовала. Я тоже помахал рукой девчонкам.
Доехал до Годиловичей, где посетил местный магазин. Здесь предстояло свернуть на второстепенную дорогу, что и сделал. Было около четырех часов вечера и хотелось есть. На въезде в д. Камень обнаружил удобную лавочку на остановке. Решил этим воспльзоваться и перекусить. Становиться было еще рановато, а леса заканчивались… Поехал дальше.
В деревне Городец предстояло свернуть на грунтовую дорогу. Начало дороги оказалось грейдером, который скоро кончился. После д. Большие Стрелки дорога пошла по лугам. Причем началась песчаная дорога, ехать удавалось не всегда. Скоро она повернула направо, дальше пошла менее накатанная и менее песчаная дорога, порой даже заросшая. Временами дорога разветвлялась, причем обе шли примерно в одном направлении. Старался ехать по более наезженной. Стоит отметить, что лугов в Белоруссии видел не много. Здесь практически все перепахано.
В районе д. Надеждино (виднелась по правую руку) начались поля. Работала сельхозтехника. Дорога стала более укатанная, ехать стало проще. В Варварино начался грейдер, который шел до Николаевки. В Николаевке увидел асфальт, но оказалось, что он шел поперек моего пути. Поехал прямо на Меркуловичи. Уже темнело. Среди лугов полей были микророщицы, но такие маленькие, что ни одна не привлекла моего внимания. По пути на Меркуловичи было искусственное озеро, хотел на нем остановиться. Но дорога оказалась столь песчаная, что по ней ехать было вообще невозможно. Колеса просто утопали в песке. Тогда решил ехать по запасному пути, через Совхозную, Головачи по асфальту. Что и сделал.
Начал капризничать багажник. Колесо стало неуклонно тереться о стойки багажника. Ремонтироваться было уже поздно, ехал так. В Совхозной достал фару, стало совсем темно. За деревней была березовая рощица, в нее уходила дорога. Туда и свернул. Рощица была жиденькой, постарался спрятаться поглубже по мере возможности. Но поглубже рощица кончилась…
На подъезде к рощице видел в поле блуждающие фонари. Фонарями оказались пастухи, три человека, которые гоняли коров в столь позднее время. Было уже восемь вечера. Коров гоняли они совсем рядом, были отчетливо слышна речь. Решил подождать, пока они успокоятся, чтобы не выдавать место ночевки. Коровы не слушались, дело затягивалось…
Около девяти часов поставил палатку. И развел костер. Пастухи ушли куда-то, но не совсем. Голоса были слышны вдалеке. Часов в десять стало спокойно, тихо. А уже в пол-одиннадцатого раздалось дикое "му" совсем рядом. Видимо буренка смекнула, что рискует остаться не доенной. И все началось сначала. В общем, место оказалось не спокойным.