Майский велопоход Калуга-Юхнов-Угра-Безымянная Высота-Брянск
Хочу организовать в мае 2013-го такой вот 5-дневный велопоход (ниже подробно маршрут). Даты - предположительно
с 5 мая до 9 мая. По дням пока не расписываю, ибо непонятно, во сколько мы будем в Калуге.
Варианты заезда. Электричка в 8-46 с Брянска, пересадка в Сухиничах на электричку, и в 14-16 мы в Калуге. Другой вариант – в 5-26 с Брянска, тогда в 10-12 в Калуге. Что видимо предпочтительнее, учитывая что будет праздник Пасхи и соответственно в пригородном ж/д транспорте будет твориться ад, так уж хотя бы до Сухинич доехать свободно.
Общая характеристика. Дороги местного значения с покрытием (асфальт, грейдер). Будет несколько непродолжительных грунтовых участков по 5-8 км длиной. Оживлённых трасс минимум. Маршрут очень “нелинейный” и извилистый, т.е. содержит возможность быстро срезать в случае дождей, поломок, переоценки своих сил, или еще каких-то непредвиденностей. Будет несколько мест, которые очень хочется посетить. О них ниже подробнее.
Про характер движения. Предполагается преодолевать
по 90-110км в день (отталкиваемся от этих чисел!), в первых два дня по 90-100 (если в Калуге в 10 утра), последний порядка 150. Темп 20-23 по асфальту (считая остановки и не считая время обеда, ехать по 15-17км за час). Итого, часов по 8-9 в день ехать (не считая обеда и прочих больших остановок, которых впрочем будет немного). Можно и быстрее, если собравшаяся в итоге группа единогласно это потянет и захочет. Подъём в 7-8 утра. К 10-30 стартовать. Порядка 20-30 – 21-00 стать на ночёвку. Порядка 23-00 – 23-30 отход ко сну. Днём питание из магазинчиков попутных населёнок, с собой везём пищи (завтрак и ужин) на 3 дня, в крайнем случае использовать это для обеда если внепланово где-то застрянем. На остальные дни закупаться по пути, чтоб много не тащить, - по пути будут крупные райцентры. Воду для стоянок набирать тоже в населёнках незадолго до остановки. Под сильным и умеренным дождём не едем. Май – месяц переменчивый, как намочит так и высушит. Насекомых еще не должно бы появиться (разве что начало сезона для мошек, но они боятся всяких противонасекомных средств и не могут догнать велосипедиста).
Итак, маршрут.
Высадились в Калуге. Часа 2-3 катаемся по центру Калуги. Выдвигаемся Калуга-Тихонова Пустынь-Льва Толстого-Товарково-Полотняный Завод. Прямой путь с Тихоновой Пустыни на Льва Толстого, увы, загорожен птицефабрикой, перекрывшей собой дорогу, так что видимо будет возврат к городу. Но и надеюсь на калужан, - что встретят и покатают по Калуге и окрестностям. Ближе к делу решим, как там точно ехать, смотрел уже их треки.
В Полотняном Заводе глянуть на
усадьбу Гончаровых.
Итого, до Полотняного Завода от выхода из поезда 60км. В Полотняном Заводе задержимся на полчаса на осмотр достопримечательностей.
Полотняный Завод – Галкино-Гребнево-Звизжи-Николо_Ленивец (фестиваль Архстояние с такими вот
необычными поделками – планируется 2-3 часа там походить посмотреть, а если заехать на эльке в 5-26 – то где-то среди этой “красоты” будет и первая ночёвка с архитектурными снами)-Звизжи – Покров-Хлестово-Дерминка-грунтом 6км до Выползово (
мемориал на месте столкновения самолётов ) – усадьба
Павлищев Бор. Итого, от Полотняного Завода до Павлищево под 80км, из них 6км грунта.
Путь до Юхнова – либо полугрунтовый через Чемоданово-Упрямово-Олоньи Горы – Палатки (
место “Стояния на Угре” ), что займёт под 50км и это минимум полдня с учётом покрытия (эх, не очень охота…)
Альтернатива до Юхнова – 35км по Р132 – узковатой и загруженной трассе. Видимо, самый загруженный транспортом кусок маршрута, не считая Калуги.
В Юхнове чуть покататься по городу. Мост там красивый через пруд, говорят.
Итого, Калуга-Юхнов – это 60 + 80 + 50(35) = 190(175).
Дальше асфальт, движение спокойнее. Юхнов – посетить
памятник генералу Ефремову близ Климова Завода – Слободка (обелиск Катюша
на месте последнего боя батареи Катюш Капитана Флерова) – Знаменка – Желанья – мемориал “поле сожжённых деревень” на месте деревни Прасковка - Угра – Всходы (
музей песни Катюша с посещением Катюшиного Берега) – дальше видимо грейдер на Холмы и до 10-ти км грунта до Гнездилово (смоленская часть этого грунтового участка ожидается полупешей из-за колей и грязи), где побываем на
Гнездиловских Высотах - Спас-Дёменск (перед ним побываем в нас. пункте Болва, недалеко от которого исток одноименной реки, устье которой в черте г. Брянска) – А101. Юхнов – выезд на А101 – около 175км. Если ехать от Юхнова до сюда по прямой по А101 (она там вроде хороша для велика), то это 90км. Но в том-то всё и дело, что предложенный вариант – вдоль реки Угры и по сути дорога очень часто вообще идёт вдоль реки, хочется посетить места запечатлённые в истории Великой Отечественной.
Дальше Кузьминичи-перед Бетлицей срезаем несколько км грунтами по деревням - Безымянная Высота. 75км. В идеале, последняя ночёвка (накануне 9 мая) за 20км перед Безымянной Высотой. 9 мая хочется побывать на мемориале часа полтора, и порядка 13-ти часов выкатить через Бетлицу-Бытошь-Дятьково на Брянск, до которого от Высоты 120км. Да, знаю, грустный изъезженный нами участок с убитым покрытием… если захотим, можно через Большую Лутну-Хотмирово-Косилово-Жуковку-Ржаницу. На поезде сливаться очень неохота, т.к. будем с велорюкзаками, а поезд и без нас будет полным.
Если вечером 2-го дня ощутим, что не тянем ехать на Угру, то от Юхнова катим на Зайцеву Гору, с посещением д. Цветовки (посмотреть на воронку от взрыва 25 тонн взрывчатки, заложенной нашили разведчиками), и по Р68 до Кирова мимо Шайковки с её аэродромом, Бетлицы на Безымянную Высоту. Либо через Спас-Дёменск- Кузьминичи…
Итого, считаю без заезда в Палатки, 175+175+75+120 = под
550км если до самого Брянска. Но расстояния взяты чутку с запасом. Проезже за 5 дней (последний день порядка 150км).
Будем корректировать маршрут по ходу движения если будем не успевать или пообещают дожди, так что вариант Юхнов-Зайцева Гора напрямую – не буду считать провалом, а просто буду мечтать вернуться через год
А вот обсуждение на
калужском форуме (я там сначала совсем жестокий вариант предлагал, потом упростил).
Информация об объектах для посещения взята из отчётов калужан, и прочих источников.
P.S. Попутчикам. Все мы тут примерно знаем, кто как ездит. Если же кого не знаю или кто сомневается в своих силах - убедительная просьба выкатиться на 120-150км одним днём дней за 10 до похода. Так вы узнаете примерный уровень нагрузки, длительность которой будет 5 дней (гружёными ехать, не забывайте).