Рекомендации по настройке велосипеда для кросс-кантри

Автор Lanser, 17 сентября 2013, 15:24:49

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Lanser

Взято со Смоленского вело-форума
Автор dr.acoola

Если вы решили попробовать катание по кросс-кантрийным трассам, стоит правильно настроить свой велосипед. От правильной компоновки велосипеда может сильно зависеть скорость роста ваших навыков и ваша результативность. Но при этом предположим, что в техническом плане велосипед полностью настроен и обсудим другую немаловажную часть — эргономику.

Итак, с чего же начать?

1. Тормоза.

Одну из важнейших ролей в кросс-кантри (и вообще в технических видах велоспорта), разумеется, играют тормоза. Как известно, чаще всего встречаются ободные и дисковые тормоза, если рассуждать с точки зрения принципа торможения. С другой стороны — они разделяются на гидравлические и механические. На современных велосипедах даже недорогая гидравлика Tektro справляется с задачей торможения лучше, чем любая дисковая механика. Но главное преимущество гидравлических тормозов в том, что за счет высокой мощности появляется возможность тормозить одним пальцем руки. И торможение двумя и более пальцами — самая частая ошибка у начинающих велосипедистов. Чем меньше пальцев находится на руле, тем слабее хват, тем меньше возможностей отрабатывать препятствия и проходить повороты. Но зачастую, просто перестать тормозить двумя пальцами не получается.

Неправильное использование тормозов


Правильное использование тормозов


Что нужно сделать? Сдвинуть тормозные ручки ближе к центру руля. Все работает по законам физики, чем больше рычаг — тем меньше нужно усилие. Откручиваем тормозные ручки и смещаем их таким образом, чтобы в обычном положении рук указательный палец был на кончике рычага. Угол наклона ручек в вертикальной плоскости выбираем так, чтобы предплечье и палец на тормозе лежали на одной прямой. Обычно — это примерно 45 градусов с поправкой на посадку райдера.

Кроме того, у всех тормозных ручек (как гидравлических, так и механических) есть регулировка отвода тормозной ручки. Чаще всего — это шестигранник на 2 мм возле шарнира, который соединяет тормозной рычаг и корпус ручки. Один из вариантов настройки — отвести ручку на такое расстояние, чтобы при полностью зажатом тормозе рычаг немного не доставал до пальцев. Слишком далекий отвод тормозных ручек перенапрягает мышцы предплечья и не дает тормозить со всей мощью, слишком близкий — создает неудобства при торможении.

Разумеется, эти принципы подойдут не только для гидравлики, но и для механических тормозов.


2. Манетки.

Перемещение тормозных ручек наверняка потребует смещения и манеток переключения передач. Эта процедура тоже может повысить комфорт при управлении велосипедом — на руле становится больше места для различных вариантов хвата.

В случае с манетками Shimano, стоит обратить, что на современных манетках уровня Alivio  и выше можно сбрасывать передачи не только указательным пальцем, но и большим, что позволяет сдвинуть манетки еще ближе к центру и не снимать указательного пальца с тормоза на сложных участках.


3. Давление в покрышках.

В кросс-кантри немалую роль играет правильный подбор давления покрышек. С одной стороны — накачка с использованием манометров имеет смысл. Но с другой стороны — нужно использовать один и тот же манометр, так как погрешность измерения давления на велосипедных насосах зачастую очень большая. Кроме того, температура так же ощутимо влияет на фактические значения давления.

Жестко накачанные покрышки хороши для перемещения по шоссе и твердым ровным грунтам. Но в случае, если трасса содержит достаточное количество неровностей, поворотов и технических элементов — лучше иметь более низкое давление в шинах. Это позволит ощутимо увеличить сцепление покрышек в поворотах, на подъемах и повысить комфорт в поездке. А комфорт — это сбереженные силы и более свежие мышцы на тренировке, покатушке или в гонке. Один из вариантов — снижать давление немного не доходя до того момента, когда начнет чувствоваться нестабильность покрышки при крутом повороте. В случае езды по камням, ступенькам и бордюрам есть смысл незначительно подкачать колеса. Кроме того, более слабо накачанные колеса снижают вероятность прокола, т.к. покрышка имеет шанс просто прогнуться при контакте с острым предметом вместо пробития. К слову, бескамерные колеса позволяют использовать более низкие давления без боязни пробить колесо на гранях, а UST покрышки и герметик способны самостоятельно заделывать проколы.


4. Рога.

Можно долго спорить о необходимости рогов на велосипеде, они имеют как плюсы в виде возможности разгрузить руки на прямых и в подъемы и защиты рук от ударов, так и минусы в сокращении эффективного размера руля. Кроме того, многим и на некоторых типах рулей рога просто кажутся неудобными и ненужными. Но речь не об этом.

Часто можно увидеть рога, выставленные под большим углом к горизонту (а в некоторых случаях и вообще вертикально). Такое расположение не только нефизиологично,  довольно неэффективно, но и опасно. При сильном прыжке, ударе, падении, торчащий рог может серьезно поранить райдера.

Неправильное расположение рогов


Одно из оптимальных положений можно достичь, если установить рога под небольшим углом относительно земли (10-20 градусов с учетом личных предпочтений). Это позволяет использовать рога в подъемы при работе в стойке, дает возможность удлиннить посадку и разгрузить спину на длинных прямых участках. При неправильной установке рога будут мешать широкой постановке рук и не будут достаточно защищать руки при ударах об деревья.

Правильное расположение рогов

Lanser


cioxideru