2009.11.22 – 124 км Брянск-Любохна-Дятьково-Ольшаница-Куява-Голосиловка-Брянск

Автор Dron, 02 декабря 2009, 21:50:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Dron

2009.11.22 – 124 км Брянск-Любохна-Дятьково-Ольшаница-Куява-Голосиловка-Брянск

Очередная разведка местности. Давно видел на карте старую дорогу с Любохны на Дятьково, идущую на 2-3 км восточнее нынешней дятьковской трассы, и хотел по ней проехать. Эта дорога проходит Любохну, Дятьково, и далее из Дятьково выходит в лес, и очень похоже что далее по ней несколько десятелетий назад ездили в Людиново. Хотел насколько можно далеко проехать этой дорогой в сторону Людиново, а в случае ее отсутствия – выскочить на трассу и ехать домой.
Погода. Утром +6, сильноватый западный ветер. Осадки обещались по-разному на разных погодных сайтах, от полного их отсутствия до периодических небольших дождей. Везде обещали пасмурно.
Ехал один – в разведки езжу обычно один  Кроме того, в случае дождя я мог вообще не поехать.

Утро запомнилось чуть ли не первым за последних 3 недели чистым рассветом. Т.е. не совсем чистым, но все же! Погода зазывала поехать.

Выехал в 8:17 с камвольного в сторону Чайкович. Когда ехал по частному сектору после конечной транспорта, дома слева озарились лучами восходящего солнца.


Выехал на трассу перед Дарковичами. Ветер стал слегка помогать. Проехал Дарковичи. Солнце радовало.




К Шибенцу, солнце почти скрылось. Казалось что еще минут 20 – и может начать капать.


После поворота на Фокино, ветер стал похуже. В Любохне свернул с трассы направо. Вот поворот.


Домики, пруд, ручей. Да еще "Сантехлит", которому судя по вывеске исполнилось 255 лет.






На выезде с Любохны пацан запускал воздушного змея. Облака испугались и стали понемногу рассеиваться.


Дорога – довольно ровный асфальт (с поправкой на то что эта трасса уже много лет как не латалась), многовато трещин, узковато. Машин очень мало. По сравнению с новой трассой – намного более волнистая местность. Объясняется это тем, что раньше дороги проходили через все попутные деревушки, а деревушки как правило на ручейках и речках, коим место в оврагах и низинах, соответственно и дороги старые более овражисты, чем современные объездные пути.


Вот уже и Дятьково.


Моя дорога превратилась в улицу Ленина, которая пронизывала весь город широким рубцом насквозь.


Вскоре и центральная площадь, Ленин, за его спиной – городская администрация.


Справа – культурно-досуговый центр.


В Дятьково очень понравилась ширина и размах главной его улицы. Вот умели же спланировать, а почему в Брянске все несутся например от Кургана до городищенского поворота по 2 полосам, несмотря на то что Брянск был разрушен на 90% в годы войны и улицы можно было перепланировать заново?
Улица Ленина в Дятьково была запланирована как две проезжих части, по одной в каждую сторону, между полосами один ряд деревьев, дома от проезжей части достаточно удалены и тоже за деревьями. Но, из-за малого количества машин, используется только правая полоса ул. Ленина, по ней движение в обе стороны. Частенько было ощущение, что вот-вот по соседней полосе проедет трамвай... Не знаю, почему это ощущение появилось, наверно потому, что наличие еще одной проезжей части подсознательно никак не могло соотнестись с пешеходной дорогой, и подсознательно же на нее определялся какой-то другой вид транспорта, например трамвай. Но, трамваев в Дятьково нет, зато есть завод "Дятьковский Хрусталь".


Напротив через дорогу – музей хрусталя. Музей, честно говоря, представлял себе не таким, думал будет какая-нибудь избушка на курьих ножках, деревянная и с красивой резьбой на окнах, а увидел огромный кокон из бетона, стекла и пластика. Надо выбраться сходить как-нибудь...


А завод? Он жив? На административном здании со стеклодувами на крыше, первый этаж пестрит вывесками "Шмотки", "Наборы для детского творчества" и "Адвокат". Завод умер?

Далее церковь, чуть дальше сдающийся в аренду комплекс "Адмирал".


Потом стадион "Кристалл", художественная школа. На первый взгляд, нахождение художественной школы вне линии застройки кажется нелепым, глупым и "впиндюрить куда-нибудь в центре", но при ближайшем рассмотрении этого необычного здания, начинаешь понимать, что это даже лучше. Здание носит оттенок сказки, самобытности, особенно в контрасте с типовыми пятиэтажками. Этакий проросток старины среди типовых строений, выросший не в строю и обособленно. И хотя кругом пятиэтажки, но он появился и вырос как гриб, будто сама земля его породила.


Далее преобладает частный сектор, дорога не теряет своей прямоты и идет в лес. Вот и конец асфальту.
10:26, 34 км пути. Много останавливался, смотрел и фотографировал перед этим, поэтому скорость невеликая.


Сначала хорошая грунтовая дорога.


Но уже метров через 200 по сторонам начинаются небольшие следы рубки леса, и соответствующая исковерканность всего что попадалось под колеса и пилы. Стало страшно – а что же дальше? Но такой испорченный кусок был недлинный, метров 150. Потом снова все нормально, дорожка мельчает, становится почти тропкой. Ах да, железная дорога! Уже и забыл про нее. Моя тропа подошла к железной дороге примерно через 1,5 км после окончания асфальта. Все точь-в-точь как по карте, значит еду верно. Перешел железную дорогу, переезда нет, и благодаря тому что тут не ездят машины, дорога далее вполне нормальная. Прямая, 2 колеи, листья, под листьями грязь, заносит. Местами лужи, вполне можно объезжать не останавливаясь. Еду в среднем 15 км/ч.


Вскоре остановился на перекус и отдых на 25 минут.


Еду дальше, переехал низинку, ручеек под мостом. Глянул карту, справа должна быть Верещевка. Кажется, видел пару строений вдалеке. Наверно деревня не очень живая. Торных дорог туда не было.
Вскоре со стороны трассы, слева подошел гряземес и ушел куда-то направо (может, в Верещевку?). Явно лесовозы, - тут же лежат бревна.


Но и моя дорога после этого испортилась. Видимо, некоторые ездили все же и тут. Еду очень тяжело, 7-8 км/ч, лужи обхожу пешком. Пару раз погружался по щиколотку и глубже в грязь, и берцы, бывшие пестрыми от брызг из-под колес, окрасились в равномерный грязевой цвет, но ноги не вымокли. Прошел так метров 300... Надоело. Посмотрел на отходящую направо в лес дорогу. Думаю – а может это сразу в Ольшаницу? Поехал туда. Метров 200 было неплохо. Потом начались лужи, заливавшие пространство между колей, а около дороги, впритык, были деревья и обходов не было, кое-как продирался с великом. Разворачиваться не хотелось, но и двигаться было тяжело. Дорога явно носила характер как минимум несколько месяцев не использовавшейся – лежали небольшие деревья, куски гнилых и распавшихся на несколько частей при падении берез.


Лез так порядка километра. Дорога вышла на вырубку, повернула в сторону моей дороги Брянск-Людиново. Явно вырубали какой-то квартал, - форма вырубки носила четко прямоугольную форму. Проехал эту вырубку, дорога с глубочайшими колеями от вывозки деревьев, вижу признаки перекрестка впереди. Оставил велик, побежал посмотреть куда дальше. Метров через 50 оказалась грунтовая дорога на Людиново (та которая моя плановая), но качество ее в сторону Людиново мне не понравилось. Впереди виднелось несколько упавших деревьев, и по дороге не было следов машин, только тропка. Не рискнул туда ехать. Но от края вырубки в сторону Ольшаницы отходила еще дорожка. Я даже разглядел на ней свежие следы УАЗика. Мелкие деревца, когда-то выросшие посреди этой дороги, были под корень спилены. Все это наводило на мысль, что за дорогой немного следят и она куда-нибудь (не на очередную вырубку) да выведет. Метров через 400 встретил пешего охотника. Он посмотрел на меня медленным уничтожающим взглядом – всех кабанов распугал – и я поехал дальше. Еще метров через 300 встретил УАЗик в сопровождении трёх охотничьих собак. Наверно, УАЗиком кабанов и зайцев загоняли   

Выехал на какой-то перекресток, поехал в сторону грунтовки на Людиново. Видел кормушку с сеном – подкармливать зверей зимой. Выехал на людиновскую грунтовку. Тут она уже была нормальная – как везде прямая, но еще и ровная и пригодная для велосипеда. Разогнался на спуске.


Перед деревней на открытой местности – памятник партизанам (под командованием Волкова) на месте их боя с немецко-фашистскими захватчиками. Потом овраг с ручейком. После ручейка меня уже встречали.


Добрая бабушка попыталась отогнать собак - "Проезжай, сынок!" Эта часть Ольшаницы почти нежилая. Поехал в гору по деревенской дороге, и вскоре выскочил на покрытие. Куда дальше? Мне-то прямо, но прямо грязь, которую недавно месил какой-то вездеход... Покрутился около этого места... "Ну надо, так надо", - поехал туда.
Сначала еще и с подъемом. Еле еду 7-8 км/ч. Лужи обхожу пешком или объезжаю на велике на низшей передаче. Вел вывозил бы, но около дороги местами оказались под травой куски мокрых скользких бревен, решил все же обходить пешком. Вскоре передо мной открылся вид на мою дорогу на ближайший километр....


Жуть. Небольшой спуск. По колеям сочатся мелкие ручейки. Слева – все вырублено, справа деревья... были... наверно до 3-го июня 2009-го года. Кажется, 3-го июня был ураган, который зацепил особенно дятьковский район. И 90% крупных деревьев лежали, вывернутые с корнем!


По виду, лежали не очень давно, земля свежая и березы еще не начали гнить. Ветер разгонялся слева от дороги с пустыря и завалил то что справа. Впрочем, лежало это все не на дорогу, а от дороги, и ехать было можно. В самом нижнем месте перелезал грязь по бревнышкам.
Отойдя метров 200 от самого нижнего места, заметил, что машины тут сворачивали направо. Моя же дорога шла вперед, но начались завалы.

Чувствуя, что до Куявы всего-то километра 2-2,5, попробовал прорваться прямо по бурелому. Метров 200 пролез, пока была еле заметная тропа, переходившая через бревна и огибавшая корчи. Но потом тропа пропала, и местность приобрела такой вид – прямо – беспросветные завалы, слева и справа низины и стоит вода местами, кроме того справа лежат 50% деревьев – свежие завалы. Оставил вел, чуть прошел вперед. Хуже и хуже.


Развернулся, отошел 200м назад, полез туда куда ездили машины. Сначала немного ехал, потом из-за луж пришлось идти. Распаханная вырубка предстала передо мной. Пни – не очень старые, думаю года 2-3 назад тут пилили. И уже недавно этой осенью распахали – борозды от плуга метрах в трех одна от другой, по бороздам местами стоит вода. Местность вскоре приподнялась, свежие следы машин закончились – значит ездили только "пахатели". Въехал в небольшой лесок. Одна дорога вскоре уперлась в распаханную вырубку, другая – в завал.


Обошел его вокруг без велика.... Да, давненько тут никто не ездил. Пришлось вернуться в Ольшаницу на дорогу с покрытием. И пошел/поехал 2,5 км грязи обратно... Наконец вылез.


Поехал в Ольшаницу - глянуть хотя бы, есть ли дорога на Куяву. Ольшаница – большущая по площади деревня, но в той ее части, которая в сторону трассы Брянск-Людиново – почти нет жилых домов, а дальше вполне жилая деревня. Возле переезда через овраг с  ручьём, разделяющий 2 улицы, остановился и достал карту. Более торная дорога продолжала идти вперед, менее торная – через ручей и потом если верить карте выходила в сторону Куявы. Поверил карте, поехал на улицу, идущую по ту сторону ручья. Проехал этой улицей до леса. Действительно, есть следы от широкой дороги, некогда здесь проходившей, а теперь наглухо заросшей высокой травой и с еле заметной тропкой. Проехал метров 100. Появилась вода на тропке, вернулся в деревню. Думаю – может они как-то сбоку объезжают? Но там тоже нет дорог в нужном направлении...
От ограды крайнего огорода в лес отходила тропка. Решил поехать по ней – думаю, метров через 100-200 она рассыпется и тогда я с чистой совестью поеду домой. Но она метров через 100 вышла на старую дорогу, с каким-то громадным давно упавшим попрек деревом, и еще метров через 200 я был на той дороге, которую я отверг при выезде из деревни и которая есть на карте. Тропа на дороге, много травы. Глянул на часы. 13:12, 52,6 км пути. Если допустить, что я по ней проеду 5км до Куявы и потом сразу быстренько от Куявы выскочу на трассу, то все нормально и я успеваю. На фото – уже гораздо более хорошая дорога, ближе к калужской области.


Небольшое отступление на тему "фара в моих покатушках". Современной фары у меня нет, так и не собрался купить. Есть старая, которую делал себе мой отец и сейчас она у меня. На 20 км/ч с ней можно ездить, но блок питания – аккумуляторы – порядка 0,8кг и я решил не брать ее по 2 причинам. Вес блока питания и то, что уезжая с фарой, я обычно возвращаюсь затемно, несмотря на то что собираешься не задерживаться. Хотя сама-то фара была, поленился отвинтить. Тут же я собирался вернуться к 16.30 – засветло. И давненько не было такого, чтоб всякие внеплановые задержки заставляли ехать по темноте. Итого, у меня было ограничение по времени.

Первых 2-2,5 км по этой тропе ехал очень тяжело, скорость 7-10 км/ч. Кажется, с подъемом. Местами стояла вода, но грунт твердый и я по лужам нормально ехал. Местами были небольшие завалы. Крупных деревьев рядом не было, что уберегло эту дорожку от жутких завалов после урагана. Примерно через 3км после Ольшаницы тропка стала небольшой дорожкой. По карте, это уже Калужская область. Многократно простреленная табличка о запрещении охоты. Местность снижается, на листьях заносит из-за грязи под ними, скорость 15-20 км/ч. Крутой поворот налево, еще более крутой спуск. Ручей. Моста нет естественно. Ширина где-то 1,5 метра, дно песочное, не илистое, глубина небольшая. Отошел шагов 5 назад, переключился на низшую передачу – переехал. Ручеек живописный. Фото ручейка слева от дороги.


Вылез из оврага. Сразу подошла 1...2... даже 3 дорожки слева. Твердо, сухо, ровно, 20 км/ч. Подумалось – а что если б я из Ольшаницы поехал не по карте, а не переезжая оврага выехал той же улицей в лес?? Возможно, там была "человеческая" дорога, а не моя "козья тропа" в Куяву.

Впереди справа вижу строение моста – должно быть, мост через Болву. Вернее, несколько монументальных пролетов, въезд и спуск издали не заметны. Подъехал, заехал на него. До сюда от выезда с Ольшаницы 5км. Сбоку видна Куява – много домиков, более половины нежилые. Внизу Болва, довольно большая, чуть меньше чем около Бежицы. Вид моста указывает, что никто тут по нему не ходит – подход травой зарос, хотя бетон сверху довольно свежий. Спуск на тот берег – деревянная лесенка. Поставил картинно вел, спускаюсь. Подо мной скрипит, хрустит и сильно шатается – деревянная лестница - страшная. Спустился, сфоткал вел.


Увидел тропку, ведущую под мост, пошел посмотреть. Обычно редко смеешься в голос, когда катаешься один. Но тут это случилось. Я увидел вот что.


Куявцы сделали "человеческий" мост, удобный и применимый как минимум 8 месяцев в году. А я не заметил этой тропы от деревни, и шел через верх...

В сторону Людиново по тому берегу шла дорожка, даже наверно машины там немного ездят. Думаю, если поехать туда, то можно выскочить в Людиново. Как-нибудь надо попробовать.


Поехал в Куяву... Большая деревня на краю области, вот и все. Много брошенных домов. По деревне асфальт, дальше простое старенькое покрытие.


Но, однако же, мне надо на трассу!!! А дорог туда нет. Есть что-то еле заметное и ненадежное, не рискнул ехать напрямую такими дорогами. Еду вглубь калужской области. Покрытие есть, не асфальт, ветер очень мешает. Неровная местность, например вот такой овраг после Куявы был.


Тяжело, время идет, ветер дует, вынужден удаляться от дома. Проехал Косичино.


Снова нет дорог. Потом Голосиловка. Тут уже наконец выезжаю на трассу... 15:05, 67,5 км пути. От моста в Куяве до сюда 10 км.

Я ожидал попутного ветра, но он был справа сбоку, иногда немного помогал, но чаще мешал. Еду напряженно, порядка 22 км/ч, на подъемах до 17, на спусках под 30. Пока светло, и на закате солнце выглянуло в окно среди туч. Въехал в Брянскую область, вскоре указатель


Да уж, еще 52... Хотя бы до Шибенца надо доехать видя асфальт, потом уже по памяти...
Обратил внимание, нормальной дороги от Куявы действительно не было, на трассу она не выходила. Было несколько гряземесов... и все. Хорошо что не полез туда.

Крутил долго, напряженно. Многократно пожалел что взял маловато воды – для спокойного катания моих 2 литров вполне хватило бы, но если выкладываться – то очень мало. Машин мало, дорога от Дятьково имеет много спусков, убегаю от ночи.

Перед Шибенецким подъемом я почувствовал что совсем темно. Машины слепят, их после поворота на Фокино стало много. Фара... что толку будет с фары, если слепят. Фара полезна когда машин мало, а тут – как в центре города, только без фонарей и тротуара.
Ближе к Дарковичам ехал в основном по обочине. После Даркович свернул на свою обычную дорожку в Чайковичи и спокойно вздохнул.... В Чайковичах появилось уличное освещение, поехал быстрее.

Итого, получилось 124 км, приехал порядка 18:15. Но вымотался жутко – как раз 15 км по калужской области были лишние, и не пришлось бы так спешить, успел бы комфортно и засветло.

В итоге, очень доволен, что знаю про мост в Куяве  Это существенно расширяет карту грунтовых маршрутов.

"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Bookworm

Внушаить! (с)
1. "У нас асфальт кладут местами и немного, что б всякий оккупант на подступах застрял" (с) Трофим
2. Фара нужна не для того, чтобы в ответ встречных слепить, а чтобы они тебя лучше видели. А уж задний маячок в 100 раз лучше просто катафоты.

krutyashiy_pedali

Зачетная покатушка, Андрюха! Карту с ниткой маршрута не выложишь? Можно через яндекс.карты.

Dron

Восстановил этот отчет - фотки не работали из-за отвала ipicture.ru. Перенёс эти фотки на yandex.фотки. Может, кому пригодится описание Куявской местности, особенно перед походом 28-29 августа.

И наконец, нитка маршрута. Лучше поздно чем...  :pardon00:  По лесам, маршрут нанесён примерно, как я себе представлял.



"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."