12 июня 2014 Орловское Полесье: взгляд изнутри

Автор Dron, 06 мая 2014, 11:02:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

cheerfulcow

И я так понял, против слепней есть только три способа борьбы:

1. Одеваться полностью, закрывая все части тела
2. Обычные средства не особо помогают. Надо с собой возить несколько стрижей/ласточек, для охраны
3. Щемиться 20+ км/ч. Особенно весело ездить с такой скоростью в чистом поле, когда трава такой высоты, что при езде бъёт тебя по лицу  :biggrin0:

Меня очень сильно умилял слепень, который постоянно садился мне на нос в течении километра пути. С учетом, что мы ехали по высокой траве и дороги покрытия не было видно, руль одной рукой держать было не вариант, приходилось его пытаться сдувать. Эта падла со временем привыкла и перестала реагировать на мои выбросы. Боль и унижение :biggrin0:

Dron

Покатушка состоялась. Было 2 машины – моя и Иваныча. Участники – я, Андрей, Иваныч, Кирилл, Серёга hrummsa.
Общей идеей и духом Полесья прониклись по самое... А идея и дух показались мне такими. Есть неплохой асфальт, с местами для шашлыков и прочей инфраструктурой для автотуристов. Есть природные объекты, расположенные неподалёку от этого асфальта. Озёра, несколько родников. На карте Полесья есть родники и экотропы. Где-то тропы есть на самом деле. А где-то... чего-то я не понял. Грунтовки = всё больше песок. Увы, тут чуда не случилось, нормальных грунтовок мы не увидели. Почти.
Обо всём по порядку. Около 8-20 отчаливаем 2 машинами от Сергея. Ехали через Хотынец. До Жудерского (зоовольеры) от Сергея оказалось 106км. Стартовали на великах около 10-30.Машины оставили на стоянке у зоовольеров, хотя там и написано что только для посетителей. Пока штрафных санкций на себе не заметил.
Покатили – пара небольших экотроп, асфальт на Льгов, льговский пруд. Неудачная попытка ехать лесом – там трудновато-проезжие пески (ехать можно но без удовольствия, лес сразу угадался – ехали мы по нему со Старого в Кудрявец ровно 4 года назад, уж я-то знаю сколько там песка, а тут лес выглядит так же...), возврат во Льгов. Асфальт до Булатово. Мост через Вытебеть. Дальше – довольно позитивный участок, процентов 20 песок, но проезжий. Андрей шёл больше всех. Земляника. Крупная и вкусная. Сколько раз она заставляла нас спешиваться!
Малая Михайловка, мост через Вытебеть, Большая Михайловка. Дальше – полный финиш... начался он ближе к Бутыркам. В них 2 жителя. Общаемся с пасечником, угощает мёдом. Рассказывает, что был у него прирученный волк, да скончался, скушав отравленную мышь в сарае, когда хозяин травил грызунов...
Квадроциклетный след егеря, мы движемся по нему. Дорога = просто луг. Дорога заросла. Местами колеи с 20-25-летними деревьями видны. 1-1,5км от Бутырок до р. Лисичка = самый ад. Непонятно что проще, идти или ехать. Рядом Вытебеть. Очень красивая река. Ради неё, мечтаю сюда вернуться снова :) Самое живописное место за день – устье Лисички. Но это видеть надо...
После её устья, поехали. Оводов стало побольше (хотя даже в период максимума, их было в разы меньше чем в клетнянских лесах 7 июня). Едешь по красивейшему лугу, скорость около 15-20-ти, дороги почти нет, рядом река. Очень понравилось!
Елёнка. Обед. Асфальт. Трогаемся в 15-30 в сторону Знаменского.
Порядка 5км асфальта, решаем глянуть дороги и здесь. Дороги проезжи, но трава часто выше велика, а пару раз и выше велосипедистов :) Будь мы тут до дождей -  в конце мая – думаю что осталось бы более приятное ощущение. И тут земляника... Тут кстати грунт другой, не песок. Потом твёрдыми грунтовками попадаем на асфальт у Булатово, катим на Жудерский асфальтом (поздно уж...), посещаем по асфальту озёра Рясник, Обмеж, Центральное. На последнем ужинаем. Гляжу съезды в леса и карту родников – и вообще не понимаю, как где-то тут могут быть экотропы...
Около 20-20 у машин, пробег составил около 82км. С Андрея  или Иваныча – трек.
Едем на машинах на Святой Источник и озеро Старое. Иваныч и Серёга освежаются в купели. В 21-10 трогаемся домой, мы с Андреем чуть раньше Иваныча. Я был уверен, что путь отсюда через Хвастовичи короче километров на 15 чем через Хотынец, а оказалось то же самое. Но тут километров 20-30 убитых дорог. Проклял их. Было получше год назад. И когда тут ехал в последний раз тем летом, то тут был ремонт в процессе. Иваныч так вообще наверно проклял не только дороги, а и меня впридачу :)
В 23-10 высадил Андрея у телецентра.
Вот такая покатушка. Духом Полесья прониклись, а вернуться некуда :) Вернее, есть кое-какие мысли, как зацеплять пески Полесья совсем слабо. Но нужна ещё разведка и разведка.  Пока самый лучший для меня лес – всё ж тот, который севернее Бежицы, он 100% едется. Но я-то его знаю. Возможно, и Полесье можно узнать и полюбить там ездить. Время покажет. Хотя Бежица ближе, и не утомляет машина. Вело-часть меня не утомила, я б покатался ещё часа 3-4 (в смысле, раньше начать, позже закончить), авто-часть – утомила. Очень напряжённо езжу в сумерки.

Очень приятная компания!

Скоро с фото!

"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

IvanIvanych

Мне понравилось. Еще больше бы был доволен, если бы был на подвесе.
В том, что были заросшие старые дороги был особый шарм, который нарушали лишь слепни. Река Вытебеть - очень красивая в тех местах где песчаное дно и в нее впадают ручьи.
Асфальтовые участки пригодны для велосоревнований на шоссе. Там вообще очень интересно на шоссере покатать было бы.
Много земляничных мест, где она большая как арбуз. Очень  трудно ехать видя ее заросли вокруг себя.

Я так понял это была разведка боем. Андрей еще туда собирается.

Вот трек. http://www.gpsies.com/map.do?fileId=zxmddsbmczrobbxd. Писал трек уже от Льгова.
В этом месте должна быть умная фраза заставляющая задуматься.

Андрей

Спасибо Андрею за организацию этого путешествия. Прокатиться по чудным местам в компании лосей ...    :yahoo000: До сих пор чувство какой-то тихой радости еще не покинуло меня. У компании прошу прощения за функцию тормоза.  Кириллу респект. Тропил лыжню тропу по траве мощно.

Трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=fbpuwncfhlzjqgln

Все фотки http://fotki.yandex.ru/users/ankil62/album/213027/

Ну и для общего представления






























Дорогу осилит идущий.

IvanIvanych

Кстати. На обратном пути я уставший, забыл, что собирались обратно через Хвастовичи и вернулся через Хотынец. Я уже понял, что не зря  :).
В этом месте должна быть умная фраза заставляющая задуматься.

Dron

Цитата: IvanIvanych от 13 июня 2014, 14:16:26
Кстати. На обратном пути я уставший, забыл, что собирались обратно через Хвастовичи и вернулся через Хотынец. Я уже понял, что не зря  :).
Ура! А я там фигурным вождением занимался.... Поймал ямки 3 неплохих, всего. В целом, я по такому в гараж езжу, и улица Почтовая не сильно лучше была весной. Так что, примерно 2-3 недельную норму неровностей набрал.  :biggrin0: Зато знаю, что с семьёй туда точно не поеду, только через Хотынец. И если ребят с Калуги приглашать, то тоже - им путь туда от Болхова :)
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

cheerfulcow

Вопрос. Помните, мы выехали в "Еленка-Сити", там где дом лесника?
На север дорога уходила в лес. Она, я такпонял, должна идти в Клён/Тросну и далее в Еленский?   Кстати, та дудоровская ветка сейчас уже недействительна (пока враг изучает нашу местность по картам, мы вручную разбираем ж/д пути)

Добавлено: 13 июня 2014, 14:39:23

ЦитироватьПрокатиться по чудным местам в компании лосей ...    yahoo000 До сих пор чувство какой-то тихой радости еще не покинуло меня. У компании прошу прощения за функцию тормоза.

Какого такого тормоза? Андрей, вы честно держали заданный темп в  30 км/ч по асфальту по ветру  :good0000:
И вообще, я вчера был удивлён, как эти люди на гибридах вчера по пескам и по лугам гоняли  :crazy000:

Lanser

Интересные места и покатушка.

Может быть тоже выеду туда в таком же формате, с заброской на машине.


Цитата: IvanIvanych от 13 июня 2014, 13:49:10
Вот трек. http://www.gpsies.com/map.do?fileId=zxmddsbmczrobbxd. Писал трек уже от Льгова.

По треку явный косяк с высотой. Скорее всего прибор слишком часто ставит точки трека.

cheerfulcow

Цитата: Lanser от 13 июня 2014, 15:15:11
Может быть тоже выеду туда в таком же формате, с заброской на машине.

По треку явный косяк с высотой. Скорее всего прибор слишком часто ставит точки трека.

Предварительно только с дроном поговори плотнее на сччет качества дорог. От тех 12-15км по траве выше пояся не многие получат удовольствие. Хотя, если бы не толпа слепней, я бы там совсем кайфовал (на подвесе :zlorad:).  А так - я неделю-две теперь не смогу носить платье, так как ноги все расцарапаны и покусаны (вчера ещё казались нормальными)  :biggrin0:

Думаю, по осени там будет очень круто.

С высотой очень большой косяк. фактический набор не более 500метров будет.

Dron

Цитата: cheerfulcow от 13 июня 2014, 14:31:35
Вопрос. Помните, мы выехали в "Еленка-Сити", там где дом лесника?
На север дорога уходила в лес. Она, я такпонял, должна идти в Клён/Тросну и далее в Еленский?   Кстати, та дудоровская ветка сейчас уже недействительна (пока враг изучает нашу местность по картам, мы вручную разбираем ж/д пути)
Дудоровская ветка разобрана в 2010 или 2011. Кстати, вчера от Теребени по ней грунтовочку чуть накатали машины, по направлению если глядеть в сторону Брянска, не знаю как далеко, то раньше ничего не было.
От дома лесника дальше ещё просто Еленка. А вот дальше - дядька в Большой Михайловке сказал, что дороги зарастают. Т.е. торная грунтовка видимо только до Еленки, а дальше неизвестно. Но думаю, что там ездят. Скатаем как-нибудь.

Цитата: cheerfulcow от 13 июня 2014, 14:31:35
И вообще, я вчера был удивлён, как эти люди на гибридах вчера по пескам и по лугам гоняли  :crazy000:
"Эти люди на гибридах" фраза  :good0000:
Андрей по пескам осваивает леса в районе Свени. Ну, а я на этом аппарате везде езжу, разве что спуски крутые нельзя, ну и в песках на резине 35 мм посложнее, чем вам. Видел, я нарыл как глубоко, что вы после того как я проехал тоже вязнуть стали  :rofl0000: Это кусочек дороги с Льгова в сторону Кудрявца.

Цитата: Lanser от 13 июня 2014, 15:15:11
Интересные места и покатушка.

Может быть тоже выеду туда в таком же формате, с заброской на машине.
Дикие места  :biggrin0:
Соберёшься на машине - пиши, можно снова на 2-3 машинах выехать. Не набьёшь тех синяков, что набивал уже я  :biggrin0: в смысле, знаю  что можно ехать, а что стрёмно.

Цитата: Lanser от 13 июня 2014, 15:15:11
Цитата: IvanIvanych от 13 июня 2014, 13:49:10
Вот трек. http://www.gpsies.com/map.do?fileId=zxmddsbmczrobbxd. Писал трек уже от Льгова.

По треку явный косяк с высотой. Скорее всего прибор слишком часто ставит точки трека.
Ага, на каждый оборот педали  :biggrin0:

Иваныч свободно вместил 3 велика  и 3 человека. Я могу вместить 3 человека и 3 велорамы. Количество велоколёс при таком раскладе неясно, но 6 - очень маловероятно. 26-х колёс - может и 6, но у нас-то с Андреем 28-е, так что, на удивление, колёса поместить оказалось сложнее чем рамы  :O_o:
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dron

Кстати, в этом формате хочу в Клетню. Период - начало августа - середина октября, точнее пока не знаю. Примите к сведению, автомобилисты. Тоже дикий край. Но на удивление, там полегче ехалось чем в Полесье. Больше твёрдого грунта.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dron

В орловской области не много лесов, и те немалой своей частью протянулись полосой вдоль границы брянской и калужской областей. Эта часть хотынецкого района орловской области выделена в национальный парк – Орловское Полесье, видимо, с целью защиты столь редкого объекта природы орловской области, как лес. Казалось бы, рядом два лесных региона – наш родной брянский и соседний калужский, но всё ж чем-то манит это словосочетание – "Орловское Полесье". Манит нас, брянских любителей двухколёсного транспорта, приводимого в движение ногами. Нет, мы ездим не в окрестности заповедника "Брянский Лес", хотя ездим и туда тоже, но в разы реже. Тянет в Полесье. А что там внутри? Мы проезжали по асфальтовым дорожкам, любовались озёрами, кто-то ходил в зоовольерный комплекс с кусачими ценами. А что там рядом, если сойти с асфальта, в дикой природе?
Бывал я в Полесье раз 8 до того. Было всякое, но очень проезжим грунт назвать не могу. Пески. Малая прокатанность. Низины с водой. Не тянет. А если попытаться поискать проезжих грунтовок, сделав главной задачей ПВД именно это, а не добраться домой к ночи, проехав пару сотен за день, как обычно?...


История моего "освоения" Орловского Полесья началась случайно – просто через тот край пролегал маршрут очередной 200-ки ровно 4 года назад. И именно тогда мы ехали через те леса впервые... Потом узнавали новые и новые дороги, но они были между окрестными деревнями, часто с асфальтом. Формально, это тоже территория Полесья. Но реально сюда не очень тянет – деревень хватает и возле Брянска. Леса, надо в леса. Но поезд с Брянска сюда в 4-25 утра, а следующий в 9, ехать полтора часа. На сей раз,  в качестве средства заброски и выброски были выбраны машины. Авто-вело-покатушка. Маршрут был построен так, чтобы утро начать "с места в карьер", максимально отдалившись от машин в первой половине пути. А именно, сразу же проехать полями и лесами от Льгова до Елёнки грунтовками вдоль Вытебети. Вытебеть – главная водная артерия Полесья, его центральная ось, как ствол дерева. В Елёнке отдышаться, сказать оводам "пока-пока", пообедать, немного насладиться асфальтом, и снова уходить в сторону Вытебети, но уже с другого берега. В Булатово снова отдых, снова возможность "отцепить" тучку оводов. Потом – прорываться лесами  в сторону Кудрявца, и на полпути свернуть в сторону Старого, посетив Святой Источник, и снова отцепив очередных оводов. Далее, прорыв куда-то в сторону Обельны или сразу Жудерского. В конечной части пути, уже по асфальту, посетить озёра Центральное, Обмеж, Рясник. По пути, учитывать что есть указанные по ссылке экологические тропы с родниками, стараться при движении следовать по этим тропам, если они окажутся на местности. Хотя, однажды, следуя по тропе, мы приехали на самую настоящую свалку...

Такой замысел. Дороги оценены по спутнику. Ох, чувствую, после Бол. Михайловки будет жесть. Да и с другого берега Вытебети тоже, дорог не видать. А что же получилось? Вот итоговый трек от Андрея

Накануне ничто не предвещало более 2 участников – нас с Андреем. "Люди на гибридах", - как назвал нас Кирилл. Но позвонил Сергей hrummsa, - если будет место, то +1... С местом непонятно. Уже после 10-ти вечера минут 30 я экспериментировал с укладкой своего гибрида 21-й ростовки – велосипеда реально большого, в салон Hyundai i30 с двумя сложенными сиденьями. На удивление, проблемой оказалось вместить именно колёса, если будет 3 человека и 3 велика. 3 человека и 3 велорамы я мог вместить точно, а вот все 6 колёс при этом – едва ли. И тут звонок Кирилла ближе к 11-ти вечера – они с Иванычем тоже хотят поехать, а Иваныч способен везти троих! Понятно, кто теперь повезёт колёса :) или ещё что-то. Хотя 5 человек для велоразведки и многовато (риск что будем заниматься "велопоносом" не вдвоём а впятером), но почему бы и не устроить покатушку в те края? Маршрут допускает упрощения, изменения. Полная импровизация.


Итак, ясное утро 12 июня 2014. Забираю Андрея с телецентра. Около 8-20 отчаливаем 2 машинами от Сергея, в итоге у меня одно место пустовало,  а Сергей со своим великом поместился к Иванычу. Ехали через Хотынец, асфальт в целом нормальный. До Жудерского (зоовольеры) от Сергея оказалось 106км. Стартовали на великах около 10-30.Машины оставили на стоянке у зоовольеров, хотя там и написано что только для посетителей. Пока штрафных санкций на себе не заметил.

Покатили. Кто не верит что снято в Полесье а не в лесу рядом с Брянском – вот табличка. Немного криво, ну да хотелось участников поймать на её фоне.


Сворачиваем на экотропу. Вот, собственно, её схема. Разок тут я уже был. На треке – участок 2 – 3,4км в форме петли.


Один из остановочных пунктов на тропе. Что, не очень дикая природа? – да. Жаль? Мне тоже жаль. Сюда пешком с детишками гулять, отойдя с машины на полчаса, а не таким боевым составом на разведку... Но нужен точный трек этого места – и мы здесь.


Рядом родники – Совы, Гремячий. Тот который Совы (см. фото) – тёк ручейком, вода вкусная. Гремячий тихо сочился.


Продолжение этой экотропы на северо-запад, если следовать карте родников Полесья, выводило нас в июле 2013-го на свалку, сейчас туда вообще путь был закрыт шлагбаумом. Не, тратить на это время сейчас влом, тут и с заброской поездом можно, главное – всё ж вдоль Вытебети проехать. Возвращаемся на асфальт. Почти сразу – родник "Журавлик". Да он и не родник, а ручеёк из мелких родников поблизости.


Асфальт приятен. Часто он шириной под одну машину. Фото в районе 3,6км по треку.


Вскоре уходим на другую экологическую тропу – тропу Кудияра.


Резкие подъёмы и спуски, сосновый лес. По треку, эта тропа длиной 1 км с 4км по 5км.

Мы объехали тропой то место у асфальта, где городище племён Почепской культуры. Фраза "почепская культура" в отношении неких племён всегда меня улыбала, - ибо Почеп – это райцентр брянской области, и хотя о культуре в нём никаких явных свидетельств не имею, но всё ж забавно :)

Снова на асфальт. Что имел ввиду Иваныч?


Заезжаем на Льговский пруд, по треку около 10,8км - свернули с асфальта налево. Тут можно немного перекусить, пока нас самих никто не кусает. Всё, вперёд. У нас там 20 км неизвестного леса впереди. Но попытка ехать лесом оказалась неудачной, – там трудновато-проезжие пески, хотя и слабокатано (ехать можно но без удовольствия, лес сразу угадался – ехали мы по нему со Старого в Кудрявец ровно 4 года назад, помню я сколько там песка, а тут лес выглядит так же...). Ладно, халява пока. Вкатываем во Льгов по асфальту. Кстати, Вытебеть, вид с моста (13,6км по треку). Первое свидание в этот день.



Церковь во Льгове. Отчего-то у меня все её фото в точно такую погоду.


По пути асфальтом на Булатово, была постоянно видна церковь. И становилось понятно, что мы едем по окружности. Это проще всего увидеть по треку с 14 по 16,3 км, грунтовкой можно срезать в 2 раза (это и сделали на обратном пути). А рядом поля, простор!


Один из поворотов в Булатово привёл нас к мосту через Вытебеть. Спасибо Иванычу и Андрею, указали поворот вовремя     :) На фото путь к мосту.


Вот такой мост. В паводок сюда соваться стрёмно. Ну, или разуться придётся у моста. По треку, 17,6км.


Вытебеть тут неприятно удивила – я ждал живого потока в крутых берегах посреди живописной равнины, а увидел малоподвижную глубокую лужу... или бобры её запрудили?... А в остальном – красиво тут!


Дорога не спешила остаться без асфальта, так было ещё метров 300. Асфальт даже раздвоился – налево пойдёшь – водоём найдёшь (это если спутнику верить, а вообще я предполагал сюда приехать как раз откуда-то с окрестностей того водоёма, это если б песок после Льгова не обломал). Направо пойдёшь – путь по треку найдёшь. :) Мы свернули вправо.


И приехали на такое вот место отдыха.


Но грунтовка послабее всё ж ушла в лес. По ней. Нас немного преследуют насекомые, но тут началась земляника, крупная и вкусная. Сколько раз она заставляла нас спешиваться! Грунтовка = 10-20 % песка, в целом едем.


Вскоре перекрёсток (около 19-19,5км по треку), более торная дорога уходит чуть левее, мы едем прямо. Тут накануне прошёл сильнейший дождь, намывы песка и грязи, поперёк дороги несколько свежих деревьев.



Понятно, кого благодарить за малую прокатанность дороги. Ручеёк промыл мостик, тут машина не проедет. Это метров за 200 до Малой Михайловки.


Рядом на ручейке - спущенная бобровая плотина.


В Малой Михайловке дороги видны очень слабо, наша раздвоилась, едем вправо. Влево – видимо на Большую Михайловку. Несколько жилых домов или дач, несколько человек копаются в огородах.


Дальше катим берегом Вытебети. Местность становится более живописной, речка – темновата для того, чтоб назвать её красивой. Но берега высокие. Подходов к воде особо и нет. Некому купаться или ловить рыбу, видимо.




Как всё-таки преображается мир под лучами солнца!!!


Вот такая Вытебеть с моста по дороге на Большую Михайловку. 22,5 км по треку. Мост высокий.


Катим на Большую Михайловку. Дорога эта является грунтовкой, довольно твёрдой. Это был самый приятный участок пути, в смысле, мы относительно долго ехали и при этом было проезже :)


В Большой Михайловке два жилых дома.


Возле одного из них общаемся с местным жителем. Молодцы люди, держатся. Да и нестарые ещё, лет под 60, огородик обработан. Топят буржуйку во дворе, что-то готовят. Какой я дурак – поздравил его с праздником 12 июня, хотя он и поблагодарил. День Независимости. Городским-то не так заметно, а в таких вот деревнях по 2 дома – та самая независимость означает качественный переход от жизни к борьбе за выживание. Как вам в День России поехать не на бело-сине-красный пробег по центру города, а куда-то в глубинку? И тут я вспомнил – а ведь год назад, как раз 12 июня, мы стартовали на байдарках по Угре, и точно такое же чувство было – какие просторы, красоты, и никого вокруг...
Конечно, я завёл разговор и о дорогах. Житель Михайловки отвечал. Что на Елёнку (наш путь) всё заросло (это правда, см. этот отчёт дальше), от Елёнки на Клён - видимо тоже (хотя, по мне - это спорно, ездить тут уж очень логично выглядит). Что-то спрашивал ещё. Говорит - мы уже вторые туристы за этот день, первые были пешие, шли с Болхова. А так, на квадроциклах тут часто гоняют. "Теперь и на великах будут гонять", - сказал кто-то из нас. Ну, гонять - не гонять, а изредка навещать этих людей, я бы попробовал. Не проехать деревню, а именно остановиться и поговорить, что произошло за эти месяцы или годы.

Сергей оседлал единственное (кроме великов) видимое транспортное средство.


Всё, в путь. Больше оводов и слепней, песок под колёсами, особенно неприятный для Андрея. На фото - песочек, который через мгновение приведёт к касанию Кирилла с Сергеем. Дороги на фото – предположительно соединяются вскоре.


Едем по лесу, но вместо севера получаем запад. Стоп! На Кудрявец не прикольно. Развернулись в точке трека 25,9км. Это в другой раз. Да и песка тут наверно хватит впереди. Дорога точно торная и накатанная, кроме как в калужскую область (Кудрявец) тут вроде больше некуда.


Возврат метров 300, находим слабенькую дорогу в нужном направлении. Почти сразу, мост через Шковку. Фото с моста. 26,5 км трека. Очень удивило, что есть мост.


Непримятая трава на единственном пути придаёт всегда ощущение начала конца.


Вот и Бутырки... Однако, дома даже пока стоят.


На этом доме табличка – тут живёт участник войны. Внимательно присматриваюсь к двери и калитке.. двоякое чувство. Если и живёт, то почти не выходит. Можно ли в таком захолустье жить и почти не выходить из дома? – нет. Социальные службы не приедут сюда купить хлеба или убрать в помещении... вывод – дом нежилой, увы. Совсем недавно, несколько месяцев.


Деревенская улица... отсутствует. Слабый квадроциклетный след, сухое место для большой лужи, изредка колеи в траве – вот и все черты этой улицы. Наша скорость 7-8. Впереди дома. 2 дома. Неожиданно, ехавший первым из нас вступил в диалог с нестарым местным жителем. Вот это да, есть тут и люди около 40-ка... Встреченный нами – пасечник. Как оказалось, на этой земле работал ещё его прадед. Рядом дом тоже жилой – сюда на лето приезжает какая-то пенсионерка. Хотя как приезжает... история умалчивает. Может, пешком с той стороны Вытебети... или на уазике с этой дети/внуки помогают. Хозяин приглашает посетить его дом – угоститься мёдом.


Как оказалось, пасеку его в округе знают, за мёдом приезжают аж с Хотынца и Знаменского. Говорит, жену научил обращаться с пасекой за месяц, и видимо оттого она от него ушла. Говорит об этом легко, с улыбкой. Мёд вкусен, в доме прохладно, ноги подзабились, и мы впитываем сказанное гостеприимным хозяином особенно вдумчиво и никуда не порываясь убежать. Взгляды блуждают по бревенчатым стенам, от полки с книгами напротив до корыта с водой в углу.

Рассказывает, что был у него прирученный волк, да отравился. "Мёдом?", - весело переспросили наши. "Нет", - ответил пасечник с улыбкой, - "я мышей травил, а он съел мёртвую в сарае. Жалко... Сейчас у сестры в Знаменском подрастает ещё один, немаленький уж, агрессивным становится, забирать надо. Нет-нет, на своих не кидается, - успокоил пасечник,- сестру увидит – и так радостно подбегает к ней - "у - у", почти как собака, знает – что-то вкусное принесла". "А кормят мёдом?", – не унималась шутка. "Нет. Недавно я поросёнка зарезал, так сколько вы думаете нам осталось?..."

Жалею, что не спросил о пути с Бутырок "на большую землю", но это видимо не наш путь, ни сюда ни отсюда, а куда-то за Вытебеть сразу, по карте тут брод, да и речка малая здесь. Он упоминал что ездит через Узкое. Ездит на велике, у него обычный дорожный.


Ну, а наш путь зарос. Дорога шла там, дальше, за огородами, карта не даст соврать, да толку с неё в этих "орловских джунглях" :) Пасечник повёл нас сам.


Дорога шла по следам егеря, который двигался на квадроцикле пару дней назад, и смог найти дорогу лишь благодаря пасечнику. Пройдя метров 200-300 (тут можно было и ехать), упёрлись в крутой спуск (метров 5, см. сброс высоты в районе отметки 28,3км на треке) с леса на луга – к пойме Вытебети. Там наш проводник пожелал нам приятного пути и добраться до дома. А в ответ сказал - "я-то дома, а вам сколько ехать ещё!" На том и расстались.

Вот такие люди живут у нас в сельской местности. Тут можно спорить – съезжай, мужик, ближе к деревням со своей пасекой, там и магазины есть... А он отчего-то не съехал. То ли земля прадедов, то ли лень что-то менять, то ли чёткое понимание того, что ты должен пригодиться там, где тебя посеяли, не пустило его отсюда под Знаменское. Островок человеческого существа в Полесском крае, сохранённый путникам в помощь, а обстоятельствам вопреки. Спасибо, что он есть. А я ведь даже имени его не знаю.

Что мы имеем. Скорость 5-7. Полное отсутствие дороги, если не считать однократно примятую квадроциклом траву. Однократно или двукратно? Он там вообще проехал, не развернулся? Прыгать по кротовым холмикам – это жесть. Особенно с велоштанами. Ну так, в них-то 5-6 кг, а не 20 как в нормальном велопоходе. Оводы, слепни – пока терпимо, немного, кружат но не кусают. Андрей решил идти пешком – у него это получалось с той же скоростью, как ехали прочие. Впереди 5-6 км всего этого же до Елёнки. Перспективы низин впереди, куда ж без них, притоков Вытебети, особенно речка Лисичка, по карте она немалая, сразу вспомнилось как за неделю до того небольшая по карте речка длиной километров 10 оказалась в жизни стоячей водой с глубиной по шейку и шириной 7-10 метров.... , обрыва единственного следа, его разворота. Но нам-то что, у нас там и машины есть, и путь обратно. Чего бояться – дождей давно не было, и последних пара километров просто обязаны стать более проезжими, чем здесь – там населёнка жилая и асфальт к ней.


Ну а видимые плюсы? Это Вытебеть!!! Она тут, рядом, трек подтвердит. Мы катим по сути вдоль неё, в самом сердце нац. парка "Орловское Полесье", будь тут жилые деревушки – был бы наш путь по рыбацкой тропе.  Часто подходим к речке, и тогда она открывается сквозь ветви прибрежных берёз, дубов и лип.




Дорога подходит к лесу, тут виден всё тот же преодолённый нами перепад высот метров 5. Похоже, как резко лес спускается к пойме Ревны у Рёвен, даже лес похожий, и фотка схожая у меня оттуда была.


Где-то в Вытебеть впадал ручеёк. Нужно солнце...


Кое-как мы всё же двигались. А если б не квадроциклист?... В одном месте казалось что всё, конец, надо разворачиваться. Там в стороне была кормушка для животных, егерь поехал туда, а там видимо низинно – трава метра полтора. Едешь по следу егеря как в туннеле.  :) Он покрутился около кормушки, и всё.... След вроде бы идёт обратно. Но нам повезло – увидели в лабиринте ходов в высокой траве выход отсюда дальше. А из памяти не выходило, что нам пересекать лисичку. Болото, или быстрый чистый поток с яркими камешками или песком?...

Вот и приехали к её устью. Как оказалось, эти 1-1,5 км от Бутырок были самой тяжёлой частью всего нашего пути, дальше скорость уже хотя бы 10-12 была. Отлично, болота нет, а есть мост! Неужели, тут кто-то ездит?...


Место удивительной красоты. Если б ещё солнышка. Позволю себе "засорить" отчёт несколькими необязательными фото.

Вот оно, устье Лисички. Понятно, почему Лисичка? :) Пески здесь, вот она и рыжеватая, как лисица. Да и видимо несёт песка в Вытебеть немало, Вытебеть-то сразу пожелтела как!


Лисичка. Выше моста.


Лисичка. Ниже моста. Устье.


Наши. Мечтают залезть в воду. И я мечтаю. Но надо всё ж ехать, да и кусаются...


Наличие моста вселило ещё больше уверенности, что мы доедем. Мы резво стартовали. Вышло солнце. Оставляю велик на тропе, бегу к речке. Да, вот этого мы и ждали!!!

Сейчас вот сижу пишу, и очень жалею что всё ж не разулся перейти Вытебеть – снять это место с того берега, и вообще тут задержаться на 10-15 минут хотя бы. Оно того стоит. И сюда точно вернусь ещё.

Теперь уж точно в путь! Как видно, после моста характер "дороги" в целом не изменился. Это было катание по лугу. Разве только трава пониже и почти не стало кротовых холмиков.


Пару раз возле нашего пути мы замечали старые колеи, поросшие 25-30-летними деревьями. Ольха, в основном. Как раз по колеям и выросла, рядом нет :) Пару раз въезжали в полутораметровую растительность. После Лисички, нас стали активнее кушать насекомые. Что тоже добавило темпа.


Редкая в пойме ёлка привлекла внимание. Мы уже катили со скоростью под 15, к Вытебети подъезжали редко. Она была всё в тех же высоких берегах в 50-200 метрах справа, окаймлённая дубами и берёзами. Слепни гнали вперёд.


А в лугах – цветы, запахи, бабочки. Останавливаюсь рассмотреть и запечатлеть. Как уж смог.


Под нами появляются намёки на слабые колеи. Скорость под 20. Осталось порядка 1,5 км всего-то.


Ощутив скорую разлуку с этой поймой, решили ещё разок подойти к Вытебети. Увидели уже совсем другую речку – медленную и в тенистых берегах, с глубокой чёрной водой.


Резкий подъём с поймы в лес, см. "торчок" на треке в отметке 33км. И вскоре – Елёнка. "Еленка-Сити", - как было написано на деревянном указателе. Половина фоток сделаны "с хода", чем объясняется заваленный горизонт, как здесь.


Рядом таблички о запрете покидать дороги, заповедник как-никак. Тут поблизости севернее уже начинается запрещённая для посещения часть Орловского Полесья. Заметив пару брёвен, мы останавливаемся на полчаса на обед и отдых. Пёс-абориген надеется на нескудность наших пищевых запасов. Щас же!


Чуть отъезжаю по грунтовке в западном направлении. Она раскатана и песка многовато. Без удовольствия тут ехать. Хотя тут рядом ещё какая-то населённая часть Елёнки, так что показатель только песок. Дальше может быть раскатано слабее.


Трогаемся в 15-30 в сторону Знаменского по асфальту (точка 33,8 км по треку). Спуск к Вытебети, раскатываемся под 40. Вот такой она втекает в заповедник.


Асфальтом этим пользуются нечасто. После речки – долгий тягун (на реке правобережье Вытебети выглядит горой), асфальт ровный. Кстати, метров через 300-500 после Вытебети был торный грунтовый поворот направо. Но ребята чуть оторвались вперёд пока я Вытебеть снимал, с асфальта уходить сразу не хотелось, да и там по карте болота дальше с этого берега Вытебети, сразу в пойму я не планировал. Поворотом не воспользовались. Потом таких торных направо уже не было.
Неожиданным был знак "уступи дорогу". Я думал, дороги от деревень на нашу точно не будут главными. Поворот на д. Пешкова.


Едем по асфальту ещё с километр. Пара поворотов направо, едва прокатаны до земли. Сворачиваем в одном из них – точка 39,4км по треку. Метров через 300 от дороги – почти целина. Нет, не грязь, не колдобины с колеями. Просто ровная дорога. Ровно заросшая травой высотой 50-80 см. Перекрёсток таких дорог впереди. Равнозначны. Как и наша. Выбрали вроде вправо.


Справа – лес. Слева – жиденький березнячок. Думаю, до начала 90-х это всё пахалось. А потом заросло. Такими вот березняками у нас рогнединский район "славится", тоже бело-березовый самосейный частокол, примерно того ж возраста.


Сергей о чём-то задумался.


Задуматься было о чём. Рядом с дорогой было как-то так, и всё это пахло, бросалось в глаза... Но мы не останавливались – насекомые...


Самое фантастичное место в пути. Хвощи придали лесу такой вид, будто там вот-вот сядет НЛО. Метров 200-300 (в районе 40,5 км по треку) дорога была такой.


Долгая фотосессия.








Наконец, поехали. Флешмоб "правой-правой". Редкая, чуть ли не единственная лужа. Хотя в не столь сухое лето, тут будет зелёный ад с оводами, травищей до подбородка и грязью. А вот будь мы тут в конце мая – так, кажется, и трава бы раза в 2 ниже была, и насекомых меньше, и вообще летели бы сейчас.


Едят, нас снова едят. Но всё ж тормознулись на очередной землянике.

Такие они, дороги Орловского Полесья.


А где-то здесь несколько десятилетий назад была деревушка Лесная Кащеева. Я радуюсь – наконец, вроде бы, пролысины травы по колеям. Скорость 15-17 даже.


Но счастье было недолгим. Снова перекрёстки с непримятой травой выше руля, а порой и до козырька шлема. Снова скорость 10-11. Едем, и то хорошо. Слепни. Хорошо, что всего градуса 22 тепла... наконец, поле.


Байкер в поле не пойдёт, байкер поле обойдёт. А если подвернётся дорога, то и объедет. Хотел Кирилл рвануть через поле, но вовремя заметили дорожку по его краю. Ещё метров 300 – и мы на раскатанной грунтовке с изрядно примятыми кустарниками на поворотах. Явный признак, что пользуются ей сколь активно, столь и недавно. Стремноватый путь – по такому очень легко приехать в тупик на какую-нибудь стройку газопровода, или на вырубку. Идею вырубки я отсеял – всё ж нац. парк как бы, да и брёвен нигде не валялось по пути, колеи были не очень утоплены в землю. Кто ж тут ездит... узнаем в другой раз. Дорога становилась всё лучше и лучше, были перекрёстки с парой перспективных дорог в сторону Вытебети.

И наконец, асфальт. Перекус, отдых... минут 20-30. Отмучались с грунтом и оводами на сегодня, похоже.

Трогаемся в путь. Затяжной спуск со скоростью 40 против ветра, кончающийся речкой Ракитней. И вот снова Булатово.


От Булатово на Льгов катим напрямую грунтовкой, так намного быстрее (по треку – с 54 до 55 км). Асфальт до Жудерского в темпе 25-30 (с 55 по 65 км по треку).


Сворачиваем на озёра – Центральное, Рясник и Обмеж. А ведь прямая дорога (асфальт) после точки 65 км – не просто так дорога. Тут нужно погрузиться в историю освоения человеком этих краёв. С 1927-го года начала строиться белобережская электростанция. Работала на торфе. Десятки километров отсюда, и чего я о ней?... – а того, что торф сначала брали в окрестностях Белых Берегов, потом проложили узкоколейку – на Пальцо (там огромное торфяное болото было), потом на Берёзовое, Жудре. Тут, в окрестностях посёлка Жудерский, тоже были торфяные болота, "сгоревшие в печах" белобережской электростанции, а на местности после того заполненные водой и ставшие озёрами. Вот и сейчас, наш путь после 65км – по бывшей узкоколейке, ныне заасфальтированной до озера Центрального. Дальнейшее состояние узкоколейки (до Пальцо) мне неизвестно, всё не доходит очередь её проехать. А пока мы сворачиваем на Рясник и Обмеж.


Родник Рясник. Метров за 100-200 до озера Рясник. В 2012-м тут была чудная табличка – "Родник Рясник. Спонсор ООО Кока-кола". В районе родника Рясник – поворот налево - на Обельну, Ляды, Желтоводье... ездил как-то.


Озеро Рясник. 70,3 км по треку. До сюда от точки 65 км – сплошь асфальт – ровный, приятный, по лесу. Несколько компаний на берегу. Рядом таблички о небесплатной парковке. Красиво. Но дно такое, что в воду трезвым не пойдёшь. Неглубоко и тина с водорослями – как слизь.




Точка 73,5 км – озеро Обмеж. До сюда тоже сплошь асфальт. Но тут асфальт пару раз завален деревьями, и на нём немало хвои. Ездят сюда нечасто. Ощущение – как на фосфоритных карьерах у Брянска.


Тут нужно вспомнить, зачем вообще мы здесь. Асфальт – он и в Брянске асфальт. Экологическую тропку бы... Кстати, да. В точке 74,2 км сворачиваем на то, что на сайте Полесья именовалось экологической тропой. Там впереди родники.... Но отъехав несколько сот метров по грунтовке, замечаем прекращение её прокатанности дальше. И в финале вот это.


Хана тропе, короче. Отсюда хода нет. Но когда-то, однако, был.

Канал впечатляет полной безнадёгой...


Участок 76,9км – 77,9 км – нормальная грунтовка. Отлично вырезали кусок асфальта. И вот мы у озера Центрального (78,5 км). Асфальт, роскошь, косые взгляды отдыхающих. Перекусываем.






В 8 с копейками выкатываем отсюда. Смотрю налево... сначала было пара дорог в окрестностях озера Центрального, которые возможно и выводят к родникам. Но надо проверять отдельно.
Несколько км асфальта до машин. Там, правда, стоянка для посетителей зоовольерного комплекса, а он до 8-ми... ну да ничего.

Машинки наши никто не тронул, народ рядом у зоовольеров сидел на опушке леса, их машины тут же стояли. Собрались мы быстро – минут за 15. Пробег на великах за день составил около 82км. Покатили на машинах к озеру Старому (это уже наверно не вырыто для карьеров, а запружено) – тут рядом Святой источник и купель. Источник – крупный блуждающий родник в песчаной чаше, рукотворно окаймлённой камнем. Красиво. По треку Иваныча , путь до Святого источника с 72 км до 79,5км (всё асфальт), но Иваныч начал писать трек не с начала, и там косяки с высотой.


Иваныч и Серёга освежаются в купели. В 21-10 трогаемся домой, мы с Андреем чуть раньше Иваныча. Я был уверен, что путь отсюда через Хвастовичи короче километров на 15 чем через Хотынец, а оказалось то же самое. Но тут километров 20-30 убитых дорог. Проклял их. Было получше год назад. И когда тут ехал в последний раз тем летом, то тут был ремонт в процессе. Иваныч чуть отстал, и поехал отсюда тем же путём что и сюда, так что наверно минут на 15-20 раньше въехал в город.
В 23-10 высадил Андрея у телецентра.

Вот такая покатушка. Духом Полесья прониклись, а вернуться некуда :)
А дух Полесья показался мне таким. Есть неплохой асфальт, с местами для шашлыков и прочей инфраструктурой для автотуристов. Есть природные объекты, расположенные неподалёку от этого асфальта. Озёра, несколько родников. На карте Полесья есть родники и экотропы. Где-то тропы есть на самом деле. А где-то... чего-то я не понял. Грунтовки = всё больше песок. Увы, тут чуда не случилось, нормальных грунтовок мы не увидели. Почти. Есть кое-какие мысли, как зацеплять пески Полесья совсем слабо. Но нужна ещё разведка и разведка. Пока самый лучший для меня лес – всё ж тот, который севернее Бежицы, он 100% едется. Но я-то его знаю. Возможно, и Полесье можно узнать и полюбить там ездить. Время покажет. Хотя Бежица ближе, и не утомляет машина. Вело-часть меня не утомила, я б покатался ещё часа 3-4 (в смысле, раньше начать, позже закончить), авто-часть – утомила. Очень напряжённо езжу в сумерки.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dron

#27
Ну и в завершении, небольшой обзор отчётов, упоминаний о Полесье на Брянск-вело. Взял лишь то, где есть треки, либо хотя бы читается информация о дорогах по тексту. Упомяну, что где ехали.

1. 14 июня 2010 ехали участок Карачев-Одрино-Новокульнево-Хотынец-Льгов-оз. Старое – лесами на Кудрявец.
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=2298.msg14109#msg14109
Это единственный отчёт, где мы пересекали лес юго-восточнее Кудрявца, т.е. катили с Орловской в Калужскую область лесами. Трека нет. Фоток много. Представление где примерно ехали – есть. Покатушка для меня вышла на 248км, т.е. именно Полесьем мы особо не интересовались.

2. 13 июня 2011. Из-за облома с электричкой, получилось 360км за 24 ч 20 мин (с парой часов пешки).
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=4168.msg30779#msg30779
По Полесью и окрестностям ехали так – Карачев – Одрино – Новокульнево – побруляли полями - Жудерский – Льгов – Болхов-Ягодная-Ульяново... Полесская часть вполне обычна и пролетелась галопом, почти всё по асфальту. Зато есть участок Болхов-Ягодная...Трека нет. Представление где ехали есть совершенно точное.

3. 18 сентября 2011. Ехали Карачев-Одрино-Новокульнево – побруляли по полям- Жудерский-Оз.Старое – по асфальту в Кудрявец. Трека нет. Есть видеоотчёт –
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=4605.msg29612#msg29612

4. 13 сентября 2012. Суровая альтернатива... суровые люди едут с Брянска в Полесье суровыми лесами, кое-где идут по суровым пескам. Отчёта пока нет, только кратко словесно. Наверно когда-то будет. Есть о чём. Зато есть трек!
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=6185.msg40710#msg40710

5. 21 октября 2012, 9 мая 2013, 20 октября 2013, 9 мая 2014. Много народу, спокойная езда по асфальту с Хотынца до Батагово (или даже Брянска). Есть видеоотчёт -
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=6330.msg42307#msg42307
Есть трек –
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=twipdukhiimhmldh
Отчёт об одной из покатушек –
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=7842.60

6. 24 ноября 2012. Мороз -7, иней. Альтернатива из п.4 но в обратном направлении. Есть трек. Отчёта пока нет, а он очень бы не помешал. У Крутящего должен быть трек. Словесное описание –
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=6467.msg42891#msg42891
Ехали с ст. Одринская на Жудерский, мимо оз. Рясник на Обельну, Ляды, Желтоводье, Пальцо, и по бывшей узкоколейке 20 км до Белых Берегов.

Кроме того, обязательно скажу о том, что поблизости отсюда происходило 13-20 октября 41-го на Рессете. А происходил тут разгром нашей 50-й Армии, отступавшей с Брянска. Рекомендую почитать эту тему, ездили туда.
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=8072.msg65743#msg65743

Т.е. просматривается ехать напрямую лесами с Коссов на Боев, Желтянку и т.д. на Брянск. Пока так весь путь никто из нас ещё не ездил. Но я надеюсь, всё впереди.

Ещё перспективы лыжные. Я б погулял как-нибудь на лыжах по Вытебети зимой, заехав во Льгов на машине. Ну и множество озёр, тоже есть где погулять.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dragomir

Собираюсь на следующих выхах в Полесье(по пути из Москвы) на пару дней. Ищу подходящие треки на gpsies.com. И даже особо не удивился, когда самый интересный трек оказался со ссылкой на брянск-вело))

Dron

Цитата: Dragomir от 02 июня 2016, 08:50:29
Собираюсь на следующих выхах в Полесье(по пути из Москвы) на пару дней. Ищу подходящие треки на gpsies.com. И даже особо не удивился, когда самый интересный трек оказался со ссылкой на брянск-вело))
Да, интересно тогда получилось! Спасибо, перечитал ещё раз... себя же :)
Сейчас на веле туда не тянет. Ибо грунты не совсем те и не совсем столько, как мне нравится. Да и асфальта там не очень много, надолго не хватит. Очень тянет туда по нормальной зиме по льду Вытебети на лыжах. Посмотрим, что будет этой зимой. Если соберёшь свой трек – пиши, подкорректируем.
Если с Москвы будешь ехать, рассмотри также и варианты с Поугорьем. Я б сам туда ездил с удовольствием, будь побольше времени. А ещё, темы Fathom'а с веломании, по смоленскому региону многие из его маршрутов.

Цитата: Dron от 19 июля 2014, 01:17:26
Т.е. просматривается ехать напрямую лесами с Коссов на Боев, Желтянку и т.д. на Брянск. Пока так весь путь никто из нас ещё не ездил. Но я надеюсь, всё впереди.
Реализовали той же осенью!!!!
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=10821.msg90721#msg90721
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."