Рогнединских лесов гранитный исполин в венке преданий и забывшихся былин

Автор Debr, 08 декабря 2014, 01:16:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Debr

Рогнединских лесов гранитный исполин
в венке преданий и забывшихся былин

 
         
                   
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам...
                                                                                                   А. П.


     
... неожиданно на карте подсветился Рогнединский край.

                Есть в лесах Рогнединского района - если быть точным, это уже Калужская область, самая её окраина – любопытный монумент природы – огромных размеров камень. С ним связаны некоторые интересные старинные предания. Одно из них называет этот камень, почему-то, «Свинья и двенадцать поросят». Рассказывают, что тут где-то спрятаны несметные сокровища и что этот камень каким-то образом может на них указывать, служит картой, системой знаков. Правда или нет, не знаю, но как-то историю про клад подтверждало то обстоятельство, что в советские времена будто бы предпринимались попытки этот клад искать. Правда это или нет, не знаю, сам не видел, но такое слышал. Нет так давно, человек, увлекающийся поиском всего такого, говорил мне, что находил в Интернете точно такие же истории про клад и камень с таким же названием ещё в трёх регионах нашей страны, что одна легенда может быть настоящей, а остальные - просто похожие её повторения. Мне такой информации     найти не удалось.
          Встречаются только ссылки на пару статей: калужской газеты «Весть» 2014 года и сайта любителей загадок Земли и Космоса Там сказано, что на камне, возможно, могло иметься изображение свиньи с поросятами (отсюда название). Непонятно только, пример ли это древнего рисунка – петроглифы, или новодел, выполненный в наше время. Пишут также, что камень мог иметь культовое применение в языческих обрядах (в дохристианскую эпоху?). Будто бы у камня собирались каторжане, и что они у большого камня поставили тринадцать маленьких камней «поросят», и получилось, будто бы они свинью сосут. И что разбойники могли прятать у камня награбленное: меха, золото, серебро.
          Выглядит, по-моему, непонятным и странным интерес авторов тех статей найти в этом камне объект употребления его человеком, использования, какого-то бытового применения.
          Мне до умопомрачения нравится неброская, спокойная, простая, такая естественная, такая настоящая красота природы этой местности, окраины Калужской области и Рогнединского района Брянской. И этот камень, про который я слышал ещё маленьким ребёнком, одна из прекрасных изюминок, жемчужин природы этого края.
          Бытует и одно старинное предание про клад, которое я слышал в детстве. Рассказывали, что у этого камня был спрятан драгоценный клад. Многие пробовали его отыскать. Но найти этот клад может лишь добрый человек с чистым сердцем и только один раз в жизни (вот это обстоятельство больше всего будоражило воображение). И вот, однажды, может, двести, а может, триста лет назад один человек пошёл и нашёл этот клад. Ему удалось пройти в какое-то место или помещение, где он увидел несметные сокровища невиданной красоты. Он брал их горстями, набрал в карманы и одежду, хотел взять столько, сколько можно забрать с собой. Но драгоценностей было так много, и они были так прекрасны, что то, что он набирал, казалось     почти ничем в сравнении с остальными сокровищами. Тогда этот человек решил пойти позвать с собой людей, взять лошадей, чтобы вместе увезти больше драгоценностей, и чтобы другим была польза. А когда вернулся – то не смог больше      найти этого места, снова найти этот клад.
          Когда-то меня увлекала эта красивая загадка: что может быть зашифровано в этих сокровищах, которые может найти только добрый человек и только один раз.
      Таким образом, с детства я знал о существовании это камня. Но попыток найти его, чтобы увидеть, никогда не предпринимал, хотя мысли такие порой возникали. Так же ни разу не побывал и на Безымянной Высоте, пока не перебрался подальше оттуда, в Брянск.

      Недавно меня, почему-то, очень потянуло туда. Я вспомнил, почему-то, про этот камень. Достаточной информацией считал номер квартала леса, где этот камень находится. Спросил у знающих местных жителей. И пока лес не завалило снегом, покатил туда на велосипеде.

Утро. Дорога за селом



В лесу



Думаю, что лавочка в лесу, выполненная таким образом – первый и явный признак, что началось Калужское лесничество



Дальше – лесовозней



Состояние просек, но, думаю, что далеко не всех. Хотя утром было сильное воодушевление даже от этих



Угробленная дорога. Дальше там ещё страшней. Весной эти колеи наполнятся водой. Пока она высохнет, земля затвердеет, возьмётся травой. Колеи останутся. Ничего, кроме спец.техники тут не пройдёт. Если так, то года через три дорогу завалит деревьями. Они падают туда, где нет опоры, на открытое пространство.



          До нужного квартала я добрался быстро. Пересек его по диагонали, обошёл часть периметра. Знал, что дороги к камню нет. Камень есть камень – это не дом, издали не увидишь. Каких он размеров? Да и низин тут полно. На него нужно только выйти.
          Решил искать, прочёсывая квартал, всего лишь один квадратный километр леса. Я ходил с севера на юг и обратно с интервалом в 50-80 метров, в зависимости от видимости в лесу. Так вот чтобы пройти километр в лесу у меня уходило от тридцати до сорока минут. Навигатор не помогал совсем. С просеки я ориентировался по направлению. Шёл от точки к точке по ориентирам. Метров через 200-300 включал карту, чтобы скорректировать направление. Обычно, небольшое отклонение наблюдалось, лес очень сильно завален. Как только я сознательно менял первоначальное направление, чтобы выйти на верное направление, меня начинало так крутить, что ни карта, ни компас не помогали. Начинались сплошные отклонения и попытки их исправить. Таким образом из одного километра выходило почти два, да ещё время на остановки. Пройдя так трижды, решил убрать навигатор и пошёл по чувству направления. Стало заметно лучше. Любопытно, что с юга на север идти по прямой легче, чем с севера на юг. С севера на юг – больше шума.
          Выбранная тактика работала, пространство квадрата я отрабатывал. Результата пока не было.
Когда так ходить надоело, решил пойти по интуиции. Если и так не найду, вернусь, спрошу, где этот камень точно расположен, и приду сюда снова.
Нашёл с первого раза!



Для сравнения пропорций









Такого я не ожидал. Это гранитная глыба в длину метра четыре с половиной, и чуть меньше полутора метров в высоту. Хотя говорили, что раньше он лежал выше, а сейчас вдавился в землю. Структура зернистая, местами крошится крупными кристаллами. Есть трещины или полосы, из-за снега сейчас не видно. Камень сильно оброс мхом и сверху присыпан палой листвой. Под ней должны быть видны следы круглых отверстий. Камень пытались сверлить, чтобы взорвать. Я их не видел.     Да и не искал. Искал камень – нашел и был под впечатлением!





Этот красавец-камень грандиозен, лежит себе спокойно в лесу. До него с юга на север тянется узкая ложбинка. Возможно, это след, оставленный камнем, когда его тащил ледник. Но ложбинка продолжается и дальше, севернее, переходя местами в ручеёк, который, впрочем, кажется, никуда дальше не течёт, хотя местами отчетливо присутствует. Шёл к камню я как-раз с севера, краем этой ложбины. Если б не сухая осень, не пройти мне тут. А так вышел точно на камень.

Трек один

Трек второй

     Пока собирался сюда, раздумывал над той моей загадкой. Главное, ответ на свой вопрос я получил.
     А к этому камню хорошо бы прийти поздней весной, взглянуть, когда от будет в ярком моховом наряде!
Шумел кедровый брянский лес... !!!

Макс

Спасибо за отчёт. Честно говоря, по второму треку совсем не понятно, где этот камень находится. Можно примерный километр указать?

Всё-таки какие разные люди, кто-то бы в двух шагах мимо прошёл и внимания не обратил, а кто-то специально за этим едет.

PS

А камень с первого фото при определённой доли фантазии, и правда, на свинью смахивает.

Debr

Цитата: Макс от 08 декабря 2014, 23:18:30
Спасибо за отчёт. Честно говоря, по второму треку совсем не понятно, где этот камень находится. Можно примерный километр указать?


В этих лесах немало интересного есть. Но отыскивается оно вовсе не вдруг: поискать хорошо обычно приходится. Километр указать могу - 23.5 примерно. Но смысла особого не вижу. Для заинтересованных - отдам маршрутные точки, точное описание пути и местности. Только такими предметами интересуются редко.
Шумел кедровый брянский лес... !!!

vovaludoed

РОГНЕДИНСКАЯ ЛЕГЕНДА

"Рогнедино - районный центр. В народе и по сей день ходит предание, что в Х веке в брянские дремучие леса от преследований своего мужа бежала язычница Рогнеда, которая поселилась якобы на том месте, где находится нынешнее Рогнедино.
Эта легенда имеет некоторые подтверждения в исторической науке. Князь Владимир, принявший христианство, женился на дочери византийского императора. И вполне возможно, что одна из его жен была изгнана. О том, что в основе предания лежит реальное событие, говорит и такой факт: неподалёку от Рогнедино, под тысячелетними дубами, стоит огромный камень «болван» - грубо вытесанное каменное языческое божество.
Возможно, что здесь было одно из крупных языческих святилищ, «требищ»."
А. Шкроб В. Соколов «Брянская старина» г. 1961

О каком именно камне идёт речь, где он находится, и есть ли он вообще - мы пока не знаем. Авторами это обозначено как "говорит такой факт", но более об этом "факте" не сказано ни слова. В интернете я ничего не нашел. По рассказам знакомых, возможно речь идёт о дубах в деревне с говорящим названием Княгинино.Так же возможно, что это место скрыто где-то в лесах Рогнединского района...
слава руси!

Debr

Раз уж тема преданий вынесена в заголовок, то...

Итак, Рогнеда... Рогнедино

Цитата: Debr от 08 декабря 2014, 23:35:47

  Рюрик - основатель древнерусской княжеской династии умер в 879 году. Его сын Игорь был ещё ребёнком. Поэтому власть получил родич Рюрика Олег, тот который Вещий, известный завоеванием Византии (907 г.) и смертью от укуса змеи из черепа своего коня (912 г.).

  Великий князь Игорь, женился на Псковской княгине Ольге. Известен походом на Византию и тем, что был убит древлянами за то, что хотел собрать с них двойную дань (945 г.).

  Княгиня Ольга - правила Русью после смерти мужа (945-962 гг.) - отомстила за убийство Игоря. Древляне после убийства Игоря прислали Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Первых послов она приказала закопать живьём, вторых сожгли в бане. Позже с небольшой дружиной княгиня приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян. Потом Ольга вышла с войском против древлян, осадила их город. После безуспешной осады город сожгли с помощью птиц, привязав к ним горящую паклю с серой. Часть древлян были перебиты. Остальные покорились.
  Княгиня Ольга - первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси.

  У Игоря и Ольги был единственный сын – Святослав. По преданию, когда был убит князь Игорь, Святославу было 3 года. Ольга стала регентшей  при трёхлетнем сыне. Через год княгиня Ольга пошла с войском в землю Древлян. Сражение открыл  четырёхлетний Святослав, бросив копьё.
  Святослав был искусным и успешным полководцем. Сокрушил Хазарский Каганат, Болгарское царство. Пока он там воевал, печенеги  напали на Киев. Вторично и окончательно разгромил хазар. Успешно воевал против Византии: дошёл до Царьграда и взял большую дань. Заключил военный союз с Византией и выгодные торговые отношения.
  Возвращаясь из византийского похода с небольшими силами, в устье Днепра был осажден печенегами, вынужден там зимовать. Весной, прорываясь, погиб в бою с печенегами. Печенеги убили Святослава, взяли его голову, сделали чашу из черепа, оковав, и пили из неё.
  Святослав – первый русский правитель с исконно-славянским именем.

  У Святослава было три сына - Ярополк Святославич, князь киевский, Олег Святославич, князь древлянский и Владимир Святославич, князь новгородский, позже  князь киевский и креститель Руси.  Мать Ярополка и Олега – некая угорская княгиня. Её имя история не сохранила, в отличие от матери Владимира Малуши – ключницы, которую княгиня Ольга сослала, разгневанная тем, что та нарушила христианскую заповедь «не прелюбодействуй».
  После гибели Святослава (972 г.) Киевом управлял его старший сын Ярополк. В 977 г. разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Олег, в бою с Ярополком, отступая, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Узнав об этом, Владимир вместе с дядей (по другим данным – наставником) Добрыней – воеводой Святослава – бежал в Норвегию. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.
  Тем временем Владимир с Добрыней набрал войско в Скандинавии и в 980 г. вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.
  Владимир хотел взять в жёны Рогнеду – дочь Рогволда, правителя Полоцка. На сватовство Владимира Рогнеда ответила отказом. Она считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Кроме того она была посватана за Ярополка (хотя это странно: у Ярополка была жена – бывшая греческая монахиня. Тоже – да?).
  Тогда Владимир захватил Полоцк, по совету Добрыни, сначала изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду он насильно взял в жёны.
  С большим варяжским войском Владимир осадил Киев, где заперся Ярополк. Воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

  По летописи, Владимир вокняжился в Киеве в 978 (980) г.
  Владимир воевал с Польшей за приграничные земли (981 г.).
  Присоединил к Древнерусскому государству территорию вятичей (981-982 гг.).
  В 983 г покорил балто-литовских ятвягов, что открывало путь к Балтике.  
  В 984 году Владимир окончательно покорил радимичей.
  В 985 году Владимир воевал против болгар. Одержав победу, Владимир заключил с болгарами мир на выгодных для Руси условиях.
  В том же 985 году он обложил данью Хазарию.
  В 988 году Владимир осадил Корсунь в Крыму. По "Повести временных лет" город сдался после длительной осады, когда русские перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.
 В 991 году присоединил прикарпатские земли белых хорватов, впервые включив их в состав Древнерусского государства.
 В 1000 году 6 тыс. русских участвовали в византийском походе в Армению.
 В 1015 году Владимир умер во время похода на печенегов.

  Владимир был до крещения известен как «великий распутник». Имел несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Помимо этого он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с уже упоминавшейся Рогнедой. Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов»; Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира — узурпатором.

  После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.

  Владимир отличался щедростью: щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных.
Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра.»

  Владимир имел 13 сыновей и не менее 10 дочерей.

  Ярослав Мудрый – сын Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. При нём был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».

  Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого.

  Именно князь Владимир в 988 г. выбрал христианство государственной религией. Известен как Владимир Святой, Владимир Креститель в церковной истории и Владимир Красное Солнышко в былинах.

  Наконец, Рогнеда
  Дочь Рогволда. Рогволд пришёл в Полоцк из-за моря. Предполагают, он был варягом, но не принадлежал к Рюриковичам. По одним данным, имя Рогнеда – скандинавского происхождения. По другим – славянского, со значением «Неженная властью, рождённая для власти».
  События, связанные с Рогнедой, изложены в «Повести временных лет».

  Рогнеда была известна своей красотой. Объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Владимир, тогда ещё князь Новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «робичичем» и получил отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир.
  Оскорблённый отказом, с варяжским войском в 978 году он захватил Полоцк. По призыву (своего дяди) Добрыни Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, после чего убил её отца и двух братьев. Победив Ярополка,  Владимир стал великим князем киевским. Рогнеду он принудительно взял в жёны. В это же время, по преданию, она получила имя Горислава.
  Примерно в 987 Рогнеда решилась отомстить за содеянное и убить мужа. Однако эта попытка завершилась неудачей. За покушение на великого князя Рогнеде грозила смертная казнь. Разгневанный Владимир приказал жене нарядно одеться и взял в руки меч, однако на крик прибежал их первенец Изяслав и стал на защиту матери также с мечом в руках. Владимир не смог убить Рогнеду на глазах сына. (это Владимр-то?!!) Вместо этого он созвал бояр, которые посоветовали: «Не убивай её ради дитяти сего, но воздвигни отчину отца её, и отдай ей с сыном твоим».
  Средневековое городище Заславля — местопребывание Рогнеды и Изяслава.
Владимир поселил Рогнеду и Изяслава в их полоцкой земле — городе в верховьях реки Свислочь, который был назван Изяславль (город современной Белорусии, Минская область). Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. Князья этой ветви считали себя Рогволодовыми внуками — по женской линии, и отчину свою вели не от пожалования Владимира Изяславу, а по наследованию от Рогволода. В Беларуси Рогволодовичи рассматриваются как династия, стоявшая у основания белорусской государственности.
   Согласно относительно поздней «Тверской летописи», в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. Историки затрудняются оценить степень достоверности этого сообщения, которое не встречается в других источниках.
   Рогнеда Рогволодовна умерла, вероятно, в городе Изяславле около 1000 года. Место её захоронения неизвестно. В 1866 году у деревни Черница найден склеп с богатым убранством. Предполагают, что это место захоронения Рогнеды.

Составлено по материалам Википедии и немного Словаря Брокгауза и Эфрона.

Таким образом, причем тут наше брянское Рогнедино?

Цитата: Debr от 08 декабря 2014, 23:35:47

   Впервые упоминается в 1168 году, название дано по имени княгини Рогнеды, сестры смоленского (позднее — киевского) князя Ростислава Мстиславича – внука Владимира Мономаха.

Составлено по материалам Википедии и немного Словаря Брокгауза и Эфрона.

  Теперь, что касается камней на территории Рогнединского района. Их там превеликое множество.
  Причина – ледник.
  Хотя, судя по местам расположения... но это догадка, пришедшая в голову только что.

Пока писал этот текст, вспомнил, что в стихах поэта Николая Рыленкова, уроженца села Тюнино Рогнединского района упоминается камень, служивший прежде идолом. Сейчас поищу это стихотворение...

  Электронные библиотеки такого знать не хотят.

Точно читал его, когда брал в библиотеке трёхтомник Рыленкова. Возможно, это стихотворение "Из камня высеченный идол..." Но надо посмотреть.
Нужна книга Рыленков Николай Отчий край: Избранные стихотворения. М., 1977. Или трёхтомник.

  Однако, спасибо Владимиру. Благодаря его последней записи в теме я о многом подумал, вспомнил и кое-что узнал  :)



Добавлено: 22 февраля 2015, 12:15:35

  Княжна или княгиня Рогнеда, к имени которой восходит название современно села Рогнедино, всё равно принадлежала к этой же самой семье, только жила на столетие позже.
  Рогнеда Мстиславовна и смоленский, а впоследствии киевский князь Ростислав Мстиславич были внуками Владимира Мономаха, детьми великого князя Мстислава Владимировича Храброго (1076—1132).
 
Цитата: Debr от 08 декабря 2014, 23:35:47

  Молодой смоленский князь Ростислав Мстиславич стремился к мирной организаторской деятельности. Цель его внутренней политики -  сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств.
  Ещё в 1137 году Ростислав Мстиславич задумал привести в известность пространство всех земель и угодий, находившихся в пользовании смолян, а также количество городов, погостов, сел, промыслов, состояние торговли, с тем, чтобы на основании собранных данных точнее и равномернее распределить сумму налога, какую могло бы платить ему Смоленское княжество. Для этого он собрал в Смоленске вече, состоявшее из представителей всех городов и селений; результатом совещания явилась 30 сентября 1150 известная «уставная грамота», данная смоленской епископии.
  Ростислав много заботился о собирании и списывании книг и рукописей. В самом Смоленске, в других городах и селениях в его время появились книгохранилища светской и духовной литературы.
  Могущество Ростислава возросло настолько, что в 1147 г. Рязанское княжество добровольно признало вассальную зависимость от Смоленска.
  Когда умер киевский князь Изяслав Мстиславич (в ноябре 1154 г.) соправитель последнего — старый Вячеслав — призвал Ростислава на киевский трон, чтобы разделить с ним власть. Старшинство Ростислава признали рязанские князья и Новгород.
  Ростислав был князем киевским с 1161 по 1167 гг.
  В 1166 году половцы заняли пороги и начали грабить русских и византийских купцов. Ростислав разослал гонцов к князьям, повелев собраться в Киеве со всеми полками. На зов великого князя откликнулись. Огромное русское войско спустилось к Каневу и простояло там до окончания речной навигации, охраняя торговые суда.
  В конце его княжения новгородцы невзлюбили своего князя Святослава, сына Ростислава, и выгнали его из Новгорода. Ростислав отправился в Новгород в 1167 году, чтобы примирить своего сына с новгородцами. Путь лежал через Смоленск. Когда смоляне узнали, что к ним едет любимый князь их, «мало не весь город Смоленск» выехал к нему навстречу за 300 вёрст. Богато одаренный смолянами, Ростислав отправился к Новгороду, но в дороге занемог и потому послал сказать к сыну в Новгород, чтобы тот явился в Великие Луки вместе со знатными новгородцами. Ростислав упросил новгородских послов примириться с сыном, держаться союза со смолянами; сына Святослава он упросил ладить с новгородцами. Обе стороны скрепили свой союз, и новгородцы обещали быть верными Святославу до гроба.
  На обратном пути, в Смоленске, Ростислав почувствовал себя ещё хуже. Перед смертью он хотел принять монашеский постриг. Для этого он стремился в Киев во что бы то ни стало. Поэтому, несмотря на болезнь, из Смоленска он продолжил путь к Киеву.

  Великий киевский князь Ростислав Мстиславич умер в 1167 г., возвращаясь из поездки в Новгородскую землю, "в селъ в Рогнъдине в Зарубъ", после чего его тело перевезли в Киев и похоронили в киевском монастыре Св. Фёдора.


  Таким образом, село принадлежавшее нашей, если хотите, рогнединской, Рогнеде, внучке Владимира Мономаха и сестре Ростислава Мстиславича - рогнедено село - называлось тогда Заруб.

  А Рогнеда восходит к родоначальнику древнерусских князей скандинавского происхождения варягу Рюрику.


Цитата: vovaludoed от 21 февраля 2015, 16:27:26

РОГНЕДИНСКАЯ ЛЕГЕНДА

"Рогнедино - районный центр. В народе и по сей день ходит предание, что в Х веке в брянские дремучие леса от преследований своего мужа бежала язычница Рогнеда, которая поселилась якобы на том месте, где находится нынешнее Рогнедино.
Эта легенда имеет некоторые подтверждения в исторической науке. Князь Владимир, принявший христианство, женился на дочери византийского императора. И вполне возможно, что одна из его жен была изгнана. О том, что в основе предания лежит реальное событие, говорит и такой факт: неподалёку от Рогнедино, под тысячелетними дубами, стоит огромный камень «болван» - грубо вытесанное каменное языческое божество.
Возможно, что здесь было одно из крупных языческих святилищ, «требищ»."
А. Шкроб В. Соколов «Брянская старина» г. 1961

О каком именно камне идёт речь, где он находится, и есть ли он вообще - мы пока не знаем. Авторами это обозначено как "говорит такой факт", но более об этом "факте" не сказано ни слова. В интернете я ничего не нашел. По рассказам знакомых, возможно речь идёт о дубах в деревне с говорящим названием Княгинино.Так же возможно, что это место скрыто где-то в лесах Рогнединского района...

   Всё больше становится ясно, что упомянутая статья указанных авторов имеет мало отношения к исторической науке.
   Но задан конкретный вопрос:
Цитата: vovaludoed от 21 февраля 2015, 16:27:26

О каком именно камне идёт речь, где он находится, и есть ли он вообще ...?


  Попробуем разобраться.

Цитата: Debr от 21 февраля 2015, 21:54:24

Пока писал этот текст, вспомнил, что в стихах поэта Николая Рыленкова, уроженца села Тюнино Рогнединского района упоминается камень, служивший прежде идолом. Сейчас поищу это стихотворение...


   Поиски в сети Интернет успеха не принесли. Нужно было пойти в читальный зал Областной библиотеки им. Тютчева.
   Славное место! Здесь прожиты почти полностью пять студенческих лет. Славное время!

   Взял трёхтомник Рыленкова и нашёл нужное стихотворение.
   Чтобы понять, насколько актуально данное стихотворение в настоящем изыскании, нужно сказать несколько слов о его авторе – Николае Ивановиче Рыленкове (1909-1969).
   Н. И Рыленков родился в деревне Ломня Тюнинской волости, что на границе Смоленской и Брянской областей, получил образование в известной на всю волость Тюнинской школе – говорит один источник. Второй называет местом рождения поэта деревню Алексеевка Рославльского уезда. На картах деревни Ломня я не нашёл. Зато есть река с таким названием, на берегу которой и находится посёлок Алексеевка. Кстати, он расположен рядом с дорогой Гобики – Екимовичи (мы тут проезжали на велосипедах вместе с Dron`ом). Скорее всего речь идет об одном и том же населённом пункте. В Советскую эпоху часто менялись административно-территориальные границы и названия.
   Зато точно известно, что Рыленков учился в тюнинской школе. Работал сельским учителем. С 1930 по 1933 год учился в Смоленском педагогическом институте. Приблизительно в это же время здесь также учился Твардовский. Исаковский – ещё один уроженец Смоленщины - оказывал поддержку молодым поэтам. В 25 лет Н.И. Рыленков был принят в Союз советских писателей. Во время войны ушёл добровольцем на фронт, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Сначала командовал сапёрным взводом. Потом был военным корреспондентом. Был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, официально признан одним из лучших поэтов России.

   Поэт Н. И. Рыленков знаменит своеобразной пейзажной лирикой, отразившей неброскую красоту родного края и стихами о любви. Первое удивительно красиво. Второе мне не близко. Его поэзия  тяготеет к классическим и фольклорным традициям. Он автор стихотворного пересказа на современный русский язык «Слова о полку Игореве» наряду с  Жуковским, Бальмонтом, Заболоцким, Евтушенко.
   Стихи о родной природе автобиографичнее и заметнее в первой половине творчества. В послевоенные годы появляется много других тем.
   Стихотворение «Из камня высеченный идол...» относится к 1938 году.

Цитата: Рыленков Н. И. от 21 февраля 2015, 21:54:24

Из камня высеченный идол
У росстаней стоял века.
Его прохожий каждый видел,
Сворачивая с большака.

Немой ровесник древней Руси,
Он вырастал из-под земли,
Над ним весной летали гуси,
Вокруг него хлеба росли.

Шли мимо люди по дорогам,
Встречая шумную весну,
Уж им не верилось, что богом
Был камень этот в старину.

Когда ж зарёй пылал пригорок,
Где сосны медные рябят,
К нему спешил седой историк
С толпой весёлою ребят.

Он говорил, и были строги
Глаза под крыльями бровей:
-- Глядите – умирают боги,
Бессмертно – творчество людей.

1938


   Здесь нет точных координат, но вероятно, легенда о каменном языческом идоле возникла не на пустом месте. Так что это ещё один хороший повод присмотреться повнимательнее к местности нас окружающей, своей истории и родной природе.
   Всё это ещё больше привлекает внимание к Рогнединскому краю, в уникальности которого я никогда и не сомневался. Там найдется ещё много интересных загадок и ждёт немало открытий. Нужно только интересоваться, больше узнавать, научиться собирать любопытную информацию и бережно с ней обращаться.

   Хорошо бы съезить в Тюнино, поговорить с людьми, присмотреться к Рогнединским большакам да поискать на них росстани.  
Кто хочет взяться?  :)

Шумел кедровый брянский лес... !!!

Михалыч

Ничего себе да это же камень из полигональной кладки , для тех кто не в курсе предлагаю ознакомиться с видео снятым весной 2014 года экспедицией из РГО https://www.youtube.com/watch?v=kwefYfuQNZQ
Быть Добру!

denito

Всем Привет!

Обнаружил в лесу Рогнединского района вот такой вот камень. Есть предположения у кого-нибудь что он может значить? Заранее благодарю!

Spartak

Когда то камень был маленький,его перевязали веревкой и потеряли.Он рос,рос веревка врезалась в него(как в дерево),а потом сгнила.Вот след и остался.И камушек сначала был мягким,но постепенно твердел и превратился в гранит....
Если серьезно-конечно интересно как такое появилось?
И вечный бой, покой нам только снится.
Дорогу осилит идущий.

Dron

Цитата: denito от 11 июня 2015, 12:04:41
Всем Привет!

Обнаружил в лесу Рогнединского района вот такой вот камень. Есть предположения у кого-нибудь что он может значить? Заранее благодарю!
Привет!
Задайте вопрос на историческом форуме, например в этом разделе -
http://www.poisk32.ru/index.php?showforum=8

Ну и ссылочку на тему там можно сюда.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."