На Рессету и Жиздру. 11 мая 2018. 200км. Разведочная. Отчёт

Автор Dron, 22 марта 2016, 10:01:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Dron

Мечтаю найти один целый свободный день в первой половине мая. Оцениваю вероятность этого на 60-70%.
Интересуют Жиздра и Рессета. Народ на байдарках там ходит и радуется, но при наличии велика можно что-то увидеть и за 1 день. Более всего интересует этот участок, весьма примерно, где уж дороги окажутся в жизни -
https://old.maps.yandex.ru/-/CVHOB-yO
Там не был. По спутнику, дороги есть. Где будет возможность, подкатывать к берегу. В случае проблем, сливаться асфальтом. Может, где в брод удастся перейти, где неглубоко и машины переезжают.
От Хвастович путь не рисую – тут хоть элька с сухиничской линии, хоть Фроловка-Мирный-Журиничи-Брянск, хоть на трассу и через 7км на карьеры и в Брянск, хоть через Улемец-Пупково в Бежицу, хоть через Батагово в Бежицу, хоть через Батагово в Орловские Дворики, Радицу и в Бежицу... не суть важно, за концовку я никак не держусь.
Т.е. минимум тут 130 выйдет, если элькой сливаться. И не меньше 160 если не сливаться. А то и 200. Грунтов много. Чуть ли не 100км. Но 50км грунтов точно.

Элька в 4-55 с Бр-1, в Думиничах она в 6-36.
Если кто чего знает о покрытии местных дорог (пески в сушь или грязь в сырь), скажите. Чего красивого или интересного есть – ткните куда заехать. Тему Zakhar'а об этих краях перечитаю ещё подробнее. Пищи очень много можно не тащить - по пути будут населёнки.
Приглашаю проехать это дело – уверен что запомнится надолго!

"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

shraybikus

#1
Цитата: Dron от 22 марта 2016, 10:01:54
Там не был. По спутнику, дороги есть. Где будет возможность, подкатывать к берегу. В случае проблем, сливаться асфальтом. Может, где в брод удастся перейти, где неглубоко и машины переезжают.
В детстве прокатился по маршруту Еленский - Долина - река Рессета вброд у д.Рессета https://maps.yandex.ru/-/CVHSbI1u
- Кцынь - Милеево - Хвастовичи - Красное - Теребень - Еленский
Рессета у одноимённой деревни была по щиколотку, как сейчас, хз...
От Долины там два основных места отдыха местных: "Железный мост" (моста там нет никакого) и "Катюха". Были построены охотничьи домики, даже ночевал как-то на "Железном", но там его спалили пару лет назад, и остался, вроде, один, - на "Катюхе".
Рассвет на реке под пенье птиц просто бесподобен.


Послушайте: https://youtu.be/iFLUfVFF-VE

Dron

Цитата: shraybikus от 23 марта 2016, 12:17:21
Рассвет на реке под пенье птиц просто бесподобен.
Спасибо, пташек послушаю.

У меня вопрос, видимо всё больше к байдарочникам. Вот тут -
https://old.maps.yandex.ru/-/CVHo70K-#
по спутнику если увеличить, то в трёх отмеченных мной точках видно что-то вроде пешеходных мостиков через Рессету (1-я точка) и Жиздру (2-я и 3-я точки). Что там за мосты? С великом реально перейти?

И уточнение про даты. Хочется до того, как полетят мошки. Так что, конец апреля - начало мая. В идеале, на первых майских.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dron

Поменял дату на первую половину августа. Какой-то выходной. От и до. День выберем по погоде. Чтоб не жара, не ливень и не ветродуй в лицо весь день.
Нужен хотя бы один попутчик. Надеюсь на Debr'а, но может ещё кто захочет (с кем хоть раз ездил), чего и пишу. Если с попутчиком облом, то загружусь с великом в машину и "как законченный поэт, уеду вдаль..."  :biggrin0:
Дорогоразведка. Край потенциально красивый и интересный. И совсем мне неизвестный. По неизвестному быстро обычно не получается. + фото-фото-фото, то брод проверить, то своротку какую к реке... как всегда бывает. Сложность высокая.

P.S. Задачка была на май, но не поехал т.к. Витя катанул тогда в белорусский поход, а я свой свободный день ездил встречать группу Гвоздева. Но в мае сюда тоже очень хочется. Каком-нибудь следующем.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dron

Решили с Витей на 14 августа (элька около 5 утра с Бр-1). Ждём теперь новостей от погоды. Ну и чтоб у нас самих, обломов каких не случилось.
Могу взять ещё человека 3 (тут всё ж высокая сложность - и разведки, и километраж). Если мерять до Брянска, то 160-190 выйдет, притом первая сотня до Хвастович - по сути сплошь разведка для меня, и почти всё грунтовки.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Zakhar

Получите удовольствие. Жиздра в мае меня очаровала. Всё не выберусь отчет написать.
Вышло так, что я ехал в конкретное место, а получилась обзорная двухсотка по большей части долины.

















Dron

Саш, вливайся сейчас!
В мае круче то, что нет зелёных джунглей. В мае нет проблемы с утренней росой. Сложнее то, что повыше вода в реках и низинах. Сейчас я надеюсь, что места бродов через Рессету будут попадаться часто. Первая половина этого мая была сухая, а потом в конце уже сложней было бы.
Нарисуй по карте, примерно, дороги где бывал (между Хвастовичами и Чернышено). Ты ж не один раз ездил :)  . Например, жёлтым где предполагаешь что хорошо, красным где могут быть всякие проблемы. И стрелочками указать, куда примерно с твоего пути уходили дороги, которые могут пригодиться... :)

А ещё, давай на Ревну на тех выхах (2 дота покажу... если найду  :pardon00: )
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dron

В итоге, скатал один, обсуждение шло в другой теме. Но надеюсь за этот год побывать там ещё 1-2 раза.
Трек - без утренней части и примерно 8-9км вечерней -
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=dnrknzklpaqscflm
Отчёт будет большой, хочу описать всё нормально. Даже уже начал, на днях.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dron

На Рессету и Жиздру. 11 мая 2018. 200км. Разведочная. Отчёт

Существует одна карта местности, общая для всех. Там не утаишь, - тут река, здесь лесок, там глина, тут песок :) И вся информация на ней есть, значимая в пределах масштаба. Она исчерпывающе-точно прояснит наполнение пространства в точке с парой координат. Математика, друзья, в глубину земли не лезу, а на поверхности – лишь пара чисел. Река – это река, дорога - это дорога. Лес – это лес. Но фишка в том, что пока там не побываешь хоть один раз, река – это абстрактная река, дорога – это просто дорога из пункта в пункт (не факт что существующих поныне), ну а лес, даже если надписано что он берёзовый, бывает в жизни такой разный... К чему такая мутная преамбула в этот раз? – да к тому, что я ехал в совершенно новую для себя часть калужской области. Многократно изученные спутниковые снимки... да взятый у Вити навигатор... одно дело что по спутнику у реки песчаные берега, и совсем другое – фактор остаточных явлений паводка, отсутствия привязки спутника к карте в пути... спутник мне больше говорит чем карта. Глядя на карту, мысленно трансформирую точку на спутниковый снимок. Надо хоть раз побывать, и тогда местность "запоёт" совсем по-другому – если я был у реки где пляж и вижу по спутнику пляжи выше и ниже – то уже можно представить себе, как там будет. Дороги – увидев раз, можно оценивать их потом, добавив фактор дождя... После первого раза, дальше становится менее интересно – казалось бы всё видел.... Хотя тоже, можно приезжать в разные времена года, к примеру, что добавит интереса ещё на несколько поездок к каждому маршруту. Можно добавлять всё новые попутные дорожки. А если ещё и с компанией заинтересованных попутчиков, то вообще каждая поездка становится как новая! Тут же, был первый раз. Максимальные эмоции, максимальный тупёж с дорогами, максимально неоптимальный маршрут (в сравнении с будущими, которые надеюсь случатся), и т.д. Поэтому, повествование будет многословно.

Идея побывать на Рессете появилась уже давно. Ну, как бы, а где?... Районы с заброской сухиничской электричкой мной исследованы относительно слабо. Отчёты Zakhar'а тоже туда звали – понятно что там интересно получится, это и природа и война... Хотелось с попутчиками... но тоже, там не глушь, глушь была когда я за полтора дня до того 2км вблизи Брянска пешком через завалы шёл с велосипедом, по заваленной 7-10 лет назад дороге без следов хотя бы какой-то свежей тропы, и притом всего в 2км от асфальта. Так что один... "Один" у меня – синоним слову "упахаться". Вот не сидится на месте когда один, перекусы на ходу, двигаться пока есть силы, и так далее... Цели поездки – посещение мест где в 1942-43 проходила линия фронта, да увидеть красоту рек - Жиздры и Рессеты, и проехать это всё во время цветения – на пике силы пробудившейся природы. Электричка в 5 утра с Брянска-1, финиш до темна... и поехали!

Погода относительно прохладная и ярко-солнечная, 9-го мая было +25, потом ветер сменился на северо-восточный (попутный), и уже +18 днём, да +6 утром. Это хорошо, особенно ветер такой. Попутный. Да и нежарко, меньше забот о воде. Но заботы об одежде... свитерок на утро уже не прокатит, даже с шарфиком. Одеваю под него термуху. Одеваю балаклаву, длиннопальцевые перчатки... и выходя с дома в 3-55 утра и разгоняясь на спуске за 30, с радостью отмечаю что одет по погоде. Еду без света – зачем таскать, всё видно. День длинный. Машин за 3км асфальта было штуки две. Ехать на Брянск-1 было слишком банально, и я поехал через жд мост на Радицу, на ул. Королёва, чтобы потом лесом проехать на станцию Чернец, так порядка 21-22км, всё накатистое, половина грунтовками, примерно так (трек от руки). Там электричка в 5-18.
Пока же 4-10. Месяц взят в заложники геометрией.


А как поют в это время в болвинской пойме соловьи!!! Пойма уже просохла, местами (над открытой водой) клубится туман.


4-20. Радица. Все спят. Долетаю до ул. Королёва, 4-36. Остаётся 2км асфальта и под 7км грунтовок.




Совсем не спешу, но даже так вынужден постоять на платформе минут 12. Обилечен за 200р до Думинич. Дальше 1ч 20 минут полной расслабухи – смотреть в окошко. Велик стоит рядом, едет за бесплатно. В вагоне человека 3. Уже взошло солнце, хотя пока ехал – его не видел. Одна из главных черт ранних электричек – это дубак внутри. Балаклаву одевать не стал, мало ли, не так поймут. А решил покушать. Водицы в организм припасти. На всех полустанках цвели яблони, а на платформах ждавшие встречную электричку пассажиры то ли ёжились от холода, то ли подставляли всех себя под первые солнечные и ещё не греющие лучи.

Вышел в Думиничах. Оделся. Трек дальнейшего пути до дома, без последних ~10км. То ли вымерз в поезде, то ли тут холоднее чем в Брянске, но казалось что чуть не заморозок. Колени мёрзнут, прочее терпимо. И это при ярком солнце, через 2 часа после рассвета! В Думиничах была замечена такая техника. Доедет это колесо до Москвы? – не доедет. Гос. номеров нет. :)


Почти сразу дорога стала каменистым и пылючим (при наличии машин) грейдером.


Жиздра с автомоста.


А брянцам, похоже, всё можно...


Грейдер на Речицу продолжался. Обожаю такие грейдера, особенно когда они не сильно пылят. Нет таких в брянской области, но в калужской и смоленской встречаются.


Пылящая часть грейдера сворачивает к карьеру. Подъезжаю и я. Почти 7 утра, но работа уже началась.


Первая цель – найти памятник почти в 1км от дороги, он есть на карте. Еду туда. Последние 300м просто поле, без дороги... понятно, не будет. И правда, он должен был быть здесь. Перенесли захоронение.


Возвращаюсь к дороге.


На ней древо-склад и древо-воз.


Памятник в Речице – увы без надписей. О нём   отсюда .
В январе 1942 года в районе деревни Речица и Будские Выселки шли жестокие бои. Речица, оказавшаяся в прифронтовой полосе, занятая фашистами, неоднократно переходила из рук в руки . Обозленные стойкостью советских воинов, фашисты устроили расправу над мирными жителями. Гитлеровцы выгнали из домов жителей. Согнав всех людей на деревенскую площадь, фашисты отделили мужчин и подростков. Потом, оттеснив их в конец площади, открыли по людям огонь. Толпа расстреливаемых мужчин, ища спасения, бросилась в другой конец улицы, но и там их встретил шквал пулеметных и автоматных очередей. Примкнув штыки, гитлеровцы обходили свои жертвы и добивали раненых. Свыше восьмидесяти стариков и подростков расстреляли фашисты в деревне Речица. В тот же день из Речицы фашисты повели наступление на деревню Будские Выселки, где занимал оборону 3-й батальон 1087 стрелкового полка. Фашисты много раз предпринимали атаки, но каждый раз, встреченные огнем наших бойцов, откатывались с большими потерями назад. Тогда гитлеровцы выгнали из домов и землянок женщин и детей и погнали их впереди себя через минное поле по дороге на Будские Выселки. Вскоре начали рваться мины, а фашисты шли сзади, подгоняя обреченных прикладами. Наши бойцы увидели, что позади женщин и детей идут фашисты. Командир батальона, старший лейтенант Голубев, приказал выдвинуть на фланги пулеметы. И как только толпа женщин и детей прошла пулеметы, он приказал открыть огонь. По оставшимся гитлеровцам ударили наши минометы. Мало кому из фашистов удалось спастись. Но погибло много и женщин, и детей. Много лет прошло с тех пор. Тихая, заброшенная, почти без жителей сейчас деревня Речица словно доживает свой век. Не осталось в живых свидетелей тех событий, и только скромный обелиск как напоминание о злодеяниях фашистов и стойкости и мужестве защитников и мирных жителей. Речицкие события легли в основу фильма «Сын бойца», снятого режиссером Мосфильма Верой Строевой по сценарию Сергея Михалкова. Эта картина снималась летом 1942 года в Казахстане, поэтому вместо снегов в кадрах степь. Но трагическая история гибели мирных людей от рук фашистов передана с документальной точностью.


После Речицы по моему маршруту было около 8 км шикарной насыпи. Крайне рекомендуется к посещению на велосипедах!






Принимаю предложение одной из свороток к реке, видя по навигатору что она тут совсем близко. Метров 200 – и вот снова Жиздра.


Потом было согревание, и как следствие - раздевание. Сразу – длиннопальцевые перчатки сменил на беспальцевые, балаклаву снял, термуху тоже... штаны и свитер пока оставил. Дорога вертает на асфальт на северо-восток, тут спуск и против обнаружившегося на открытом пространстве ветра. Холодно. Но обошлось.


Жиздра с автомоста у Чернышено. Вот-вот в неё впадёт Рессета.


Чернышено мне определённо понравилось. Домики стоят среди сосен, тут же река рядом. Жаль, моста пешеходного нет (спрашивал), а оба автомоста машинных удалены от села на пару километров. В поездке через 3 недели, обнаружил бродо-место чуть выше кладбища по течению, думаю по пояс можно. На фото – Жиздра, но уже включающая Рессету.


Про Чернышено - отсюда .
В 1708 году была построена первая церковь. До 1882 года село принадлежало выдающемуся военачальнику Скобелеву Михаилу Дмитриевичу, покорителю Ферганы и освободителю Болгарии.
Из глубины веков: Брюсы и Скобелевы — помещики села Чернышено.
Иван Никитич Скобелев (1778—1849), дед великого полководца, за ратные подвиги в войне с французами в 1807 г. получил звание прапорщика и был пожалован потомственным дворянством. Это давало ему право покупать поместья с крепостными крестьянами, и первым его приобретением стало Чернышено. И. Н. Скобелев быстро продвигался по службе и в 1817 г. был уже генерал-майором. Он часто бывал в своем имении. В 1844 г. Скобелевы построили Успенскую церковь. В 90-е годы XIX века поместье приобрел известный промышленник Густав Шлиппе, который в 1909—1910 гг. построил в Чернышено фанерную фабрику, первую в Калужской губернии.


Мой дальнейший путь пролегает через деревни Клинцы, Хотьково, Сусеи, Мойлово. История боевых действий здесь в Великую Отечественную - отсюда -
В январе 1942 г. в ходе контрнаступления под Москвой сюда возвращаются войска Красной Армии (10 армия Западного фронта). Наступление 10 армии в направлении Зикеево – Жиздра наталкивается на сопротивление переброшенных из Франции 208, 211 и 216 пехотных дивизий вермахта. В начале февраля 1942 г. фронт стабилизируется по р. Рессета и р.Жиздра (выше устья р. Рессета). Находящиеся здесь 322, 324, 326 и 328 (31 гв.) сд с февраля 1942 г. входят в состав 16 армии.
Советские войска предпринимают две (в феврале и в июле 1942 г.) серьезные попытки прорвать германскую оборону по р. Рессета. Обе операции заканчиваются безрезультатно.
11 августа 1942 г. германские войска силами до пяти танковых и значительного числа пехотных дивизий перешли в наступление против советских войск Западного и Брянского фронта в общем направлении – Сухиничи (операция «Вирбельвинд» («Смерч»)). В 4 часа 15 минут противник после артподготовки, сопровождаемой сильной бомбардировкой, перешел в наступление. Основной удар противник нанес по 350 сд и 387 сд 61 армии Брянского фронта. Остатки этих соединений, преследуемые противником, начали беспорядочный отход через полосу 61 армии. 322 сд располагалась на левом фланге 16 армии на участке устье р. Рессета – д. Мойлово, непосредственно справа от 387 сд. С прорывом фронта 387 сд 17 тд противника, 322 сд оказывается в тяжелом положении. 17 тд противника, нанося удар на участке д. Сусея – д. Мойлово, прорывается у хут. Караинов, обходит левый фланг 322 сд и охватывает ее боевые порядки с тыла. Против центра 322 сд переходит в наступление 52 пд, а против правого фланга 211 пд. К исходу дня 12 августа противник занял д. Ляцы. 13 августа противник овладел д.д. Холмищи, Желябово, Вяльцево. д. Ляцы и хут. Караинов переходили из рук в руки дважды.
В середине августа леса на правом берегу рр. Рессета и Жиздра от д. Холмищи до д. Глинная становятся ареной ожесточенных боев, в ходе которых советские части и подразделения попадают в окружение и пытаются прорваться на левый берег на участке дд. Чернышено – Гретня (полоса 324 и 326 сд). 16 августа противник бросил группу пехоты от д. Гретня в юго-западном направлении вдоль берега р. Жиздра, пытаясь обойти и отрезать наши части с тыла.
Тем временем противник развивает наступление на Сухиничи и 15 августа форсирует р. Жиздра на участке Гретня – Восты в полосе 11 гв. сд. Танковые подразделения 9, 10, 17 и 19 тд противника при поддержке 134 пд занимают с. Богдановы Колодези, д. Алешинка, д. Клинцы и др. населенные пункты на левом бер. р. Жиздра. 52 пд противника ведет бои с остатками советских войск на правом бер. в р-не Озерны – Гретня. 18 августа противник форсирует р. Жиздра западнее д. Гретня. Отдельные группы противника просочились в р-н дд. Климова, Протычино и повели наступление в направлении д. Коща. 1 батальон 1089 сп 322 сд после дня боя отбросил противника на восточный берег р. Жиздра.
Советское командование подтягивает значительные резервы (9 и 10 тк, 32 тбр, 217 сд и др. части и соединения) и к 28 августа 1942 г. противник с большими потерями отброшен за р. Жиздра к дд. Гретня, Глинная, Восты. Линия фронта устанавливается по р. Жиздра до июля 1943 г.
Бои местного значения продолжаются вплоть до 12 июля 1943 г., когда оборона противника была прорвана 11 гв. (быв. 16) армией в р-не д. Дретово – устье р. Вытебеть и 50 армией в р-не д. Речица, что вынудило вражеские войска очистить район среднего течения р. Жиздра. В этом же наступлении 16 – 17 июля 1943 г. 169 сд овладела сильным опорным пунктом противника Хотьково.
Таким образом, укрепленный рубеж, сформированный на участке рек Рессета - Жиздра, с населенными пунктами Хотьково – Клинцы – Чернышено – Речица, стал стартовым плацдармом для начала операций на Орловском, Брянском и Жиздринско – Людиновском направлении, операции по ликвидации Болховского плацдарма немцев 12-18 июля 1943 года. В результате местных боев, некоторые населенные пункты переходили несколько раз из рук в руки. Особенно кровопролитные и жестокие бои проходили за д.Речица.


Воинское захоронение в Чернышено. Линия фронта тут проходила полтора года.
Отсюда
Могила возникла в апреле 1942 г., когда в нее похоронили советских воинов, погибших в Чернышене и его окрестностях. В 1950-х гг. сюда были перенесены останки погибших из одиночных и небольших братских могил в населенных пунктах Климово, Корнево, Коща, Красная Заря, Лутовня, Осиновое Болото, Притычино и из некоторых у ст. Думиничи. В братскую могилу перезахоронены партизаны Думиничского отряда «За Родину!».С 2001-го года проводились захоронения бойцов, найденных во время Вахт Памяти. Всего в братской могиле по данным сельской администрации захоронено 1310 человек.









В центре Чернышено есть церковь.


А на Чернышенских стенах пишут сменившие Брюсов и Скобелевых поколения.


Хотя быт и контекст зачастую решают всё...


Я набрал воды, напился. Ножки тяжелы – недосып, усталость за полтора дня до. Чувствую что 200 км за день мне не светит. Ноги крутят никак не больше чем на 150... Лечу отличным асфальтом с Чернышено в сторону Хотьково. Надо кушать. Но где, как не на берегу Рессеты!!!


Приметил своротку после моста, еду туда. Упрётся в речки как раз в районе рессетинского устья.


И наконец, Рессета. Яблонька цветёт в пойме.


А река как я и представлял. Небольшая, песчаная, и манящая заглянуть, что там дальше за поворотом.






Какой разный с Жиздрой характер. Вдоль Жиздры - нет длинных дорог, до устья Рессеты. А Рессета пестрит пляжами с жёлтым песочком, и кажется чуть быстрее, и как бы даже не больше Жиздры. Жиздра после устья Рессеты, принимает её характер, но эта дама уже не тех объёмов, чтобы быть мечтой поэта или художника...
Завтракаю, время к 9-ти утра. Рядом стоит компания – палаток 15, они просыпаются, начинают что-то готовить. Ни машин, ни байдарок у них не видел.

Качу в сторону асфальта. Дорога идёт вдоль бывших окопов, отрытых вдоль реки.


Но на асфальт не сворачиваю, а еду на деревню со знакомым брянскому жителю названием Клинцы.


Она вполне живая, утопает в букете яблонь, сирени, да одуванчиков.






Была попытка уйти к реке. Но дорога что есть по карте – оказалась распахана. Терпел её метров 300-500... сдвинул шлемом десяток ореховых кустов, надоело. Следы по распашке тоже прекратились, развернулся.


Но буквально следующая дорога с асфальта, к реке пустила.


Веет праздником, отпуском, и летом. Край взрослых детей, или детства взрослых. Ведь все они прибыли сюда чтобы удивляться, радоваться, двигаться.... Как дети! Тема природы тут в противовес теме войны. А может, они и вместе, как на Угре, где после войны обжитость территорий стала совсем слабой, хотя природа тоже манит своей красотой.






За каждым поворотом реки сидит компания байдарочников, или тех кто мечтает ими стать, ведь каждый кто сидит у реки и у кого нет велика – хочет по ней поплыть. :)


Редкая для калужской части моего пути, черёмуха.


Встречаю двоих байдарочников с Новомосковска. Общаемся минут 5. Говорю им, что мне ещё под 150. А они – что им 12 до Чернышено. Налетают комарики. Мои новые знакомые говорят, что накануне поужинали минуты за две, по этой причине. Еду ещё ниже по течению, но там дальше лужа, кусты нависают кажется с зимы, и прокат никакой. Еду вдоль реки выше – но там тоже лужи, хотя когда сухо – до Хотьково доехать вдоль реки должно получиться. Так на асфальт и вернулся. А впереди – Хотьково. Ветер попутный северный. Благоухание сирени. Хорошо...


Отсюда:
Хотьково образовалось предположительно в первой половине XVI века, после устройства Сенецкой засеки. Село расположено около реки Сенек — притока Рессеты на холме.
Существует красивая легенда, что Екатерина II, следуя в южные губернии, заночевала в лесной деревеньке. А наутро она и многие её попутчики недосчитались ценных вещей, на что императрица сказала: «Да, тут ограбят хоть кого». Отсюда и пошло название деревни — Хотьково.
То, что Екатерина Великая бывала в тех краях, вполне вероятно: В XVII—XVIII веках вдоль реки Рессета проходила дорога из Москвы в Новгород-Северский (через Калугу, Брынь, Карачев). Однако Хотьково обрело своё название задолго до рождения великой императрицы. Оно упоминается в Засечной книге 1638 года в описании Кцынской засеки: «А лесу от села Кцени до городка полторы версты, а против деревни Меховой и деревни Хотковой лесу большого до завалу верст по шести».
От Хотькова до с. Усты в правление царя Ивана Грозного была устроена Сенецкая засечная черта, которая проходила вдоль реки Сенек (Сенета), по обоим берегам которой были устроены лесные завалы.


С Хотьково лечу в пойму.


Распугивая пернатых


И вот снова


Что-то было... мотокросс в том году.


Мост на замке


Потому что тут трасса


А она – лишь поставщик песка для трассы...


Парадокс. Те кто не осиливают замок – осиливают речку вброд.


И едут по жёлтой дорожке


Качу другой дорогой с поймы на Хотьково. Рядом течёт Сенек.


Одуванчики – как главная неожиданная радость дня!


И линия фронта – как вечный спутник Рессеты. Думиничский район фашисты заняли 5 октября 1941 г. В начале января 1942-го его освободили, но ненадолго. Хотьково фашисты вновь заняли 5 февраля. Село освободили в середине июля 1943 года 50-я и 11-я гвардейская армия. Братская могила в Хотьково возникла в 1956 г., когда в нее перенесли из одиночных и небольших братских могил останки советских воинов, погибших при освобождении с.Хотьково. Тогда же был воздвигнут памятник. В 1980-е — 90-е гг. сюда были перезахоронены поисковиками останки воинов, найденные в населенных пунктах Будские Выселки, Клинцы, Лошево, Шубник. Всего в могиле похоронено 805 воинов.




Пол-одиннадцатого. Доезжаю до лавочки на берегу озера.


Дальнейший путь был выбран после прочтения отчёта Zakhar'а

Из книги "Туристские тропы Калужской области":
За Мойловом, километрах в трех ниже ее, в Рессету впадает слева незаметная речушка с названием Болото. На ней находятся деревни Сусея и Брусны. В июле 1942 г. в этих местах форсировали Рессету наши части, в составе которых находился сын поэта П. Г. Антокольского, Владимир. При наступлении на Сусею младший лейтенант Антокольский был убит разрывной пулей. Памятником погибшему сыну и всем безвременно павшим сыновьям стала поэма Павла Антокольского «Сын». Поэма переведена на многие языки в нашей стране и за рубежом. Сын поэта был похоронен у д. Сусеи, а потом перезахоронен в братскую могилу в д. Брусны.

Ознакомиться с поэмой Антокольского "Сын" можно здесь.
....
Прощай. Поезда не приходят оттуда.
Прощай. Самолёты туда не летают.
Прощай. Никакого не сбудется чуда.
А сны только снятся нам. Снятся и тают.
Мне снится, что ты ещё малый ребёнок,
И счастлив, и ножками топчешь босыми
Ту землю, где столько лежит погребённых.
На этом кончается повесть о сыне.


Захотелось пробывать и в Сусее, и в Бруснах. Впрочем, тогда я ещё не знал, что захоронения из с. Брусны и из с. Мойлово перенесены в Дудоровский .

С этими целями, отдохнул и перекусил в Хотьково, ожидая непростых дорог... Намазал шею от солнца. Воды у меня пока было много, но тут ставлю себе явный минус – в Хотьково надо было хоть напиться, даже если и не набирать (почти с литр у меня было, и нежарко). Покидаю Хотьково... Конец асфальту. Объезжаю коровники слева.


Потом так. Лесовозка. Но сухо.


Лесовозная часть окончилась перед этой ЛЭП


После ЛЭП задумался. Была дорога вправо, вся под наклонёнными берёзами. И будто бы некатаная ещё в этом году. Но еду по основной сюда. Это на юг. Мне же явно западнее.


"Тебя здесь не должно было быть". Речка Болото. Я таки надеялся что дорога её не пересечёт. Значит, будет лишний километраж.


Портится. И эта калужская зелёнка, которая бывает на неплохой высоте над уровнем моря, но внизу-то глина, и рельеф предательски-ровный. Хорошо, что техника проехала тут лишь несколько раз.


Вот и я о том. По брянской области такого пейзажика – очень даже поискать ...


Кажется, что ближе к цивилизации вообще идти придётся.


А вот и перекрёсток. Направо – деревни Сусеи и Брусны. Куда я и хотел. Жаль, но до Сусеи ещё 2-3 км, а поехал бы я от ЛЭП прямо – кто знает, может уже бы был там.


Так что, мне направо назад. Поначалу счастье. Разве что ветер встречный. Да дороги на Брусны (налево) не видать, кроме одной невнятной своротки катанной раза 2 машинами в этом году.


Но стоящие нивы копарей не предвещали ничего хорошего. Не, я не против копарей. Но я за дороги... А если нивам не проехать...


И правда. Только-только вода ушла.




Овраг. Снова речка Болото. Там за ним – Сусеи. Были.




Под этими двумя лиственницами, как писал Zakhar пару лет назад, стояла изба с надписью "не трогать. Память фронта".


Увы, её нет. Пожар сгубил.






Там же рядом. Дата 5 февраля 1942 – дата начала повторной оккупации этих мест.




И всё. Деревня Сусеи окончательно стала урочищем.


А как же деревня Брусны?... До туда около 3км. В основном вдоль всё той же речки Болото. Да дорога такая (прямо по центру вперёд... кто не видит)... и это только начало.


Кто-то один ехал недавно. Может, приурочив это к едва прошедшему 9 мая.


Ехать трудно, да и скорость 6-8 т.к. кочки. Решаю больше идти. Комаров мало, оводов пара штук. Да, идти вполне можно. Другое дело, что ноги уже забитые. И неизвестность впереди. И навигатор без точной карты этих мест. Пару раз боязнь потерять дорогу из виду в этой зелени.




Наконец, окраина Брусны.


Но легче не стало.


Остатки единственного каменного дома.


Но мне на тот берег. На тот берег Болота...


Тут была дорога.


А это мой путь, приходится удлинять.


И – о радость – я пересекаю Болото, шириной не больше метра! Тут особенно порадовали эти уложенные чьими-то руками деревяшки. Значит, это не совсем дикий край!


Ветер гнал. И я шёл. Тупо лугом, т.к. моя дорога ушла западнее. Утыкался в овражек. Спускался 5м, переходил ручеёк, поднимался, шёл.... Оврагов было 2 или 3. Хорошо что не жарко, вода уже на экономии и я ещё в штанах. Боязнь словить клеща.


Центр деревни Брусны.


Наконец, ловлю дорогу.




Захоронений по деревне не было. Я не знаю где оно было, в интернете находил фото. Возможно, на кладбище. Но уже перенесено в Дудоровский, как сказано ранее.

Я же наконец получаю возможность ехать! Тяжело... жарковато, хотя обещали +18. Воды грамм 300 осталось. На радостях выпил грамм 50, чуть перекусил наконец. В 2-3 км от меня должны были быть нормальные дороги...


По дороге когда-то ходил лось. Но некрупный.


Но в целом, скорость уже под 15, частенько прочёсываю шлемом свесившиеся деревья. Но еду сплошняком уже.


В итоге, вылезаю на дорогу по которой ехал в Сусею, на тот самый слабенький поворотик что видел. Да, будь тут захоронение – уверен что 9 мая сюда намяли бы знатную грязноколейку...

А я  - с попутным ветерком да лёгким спуском, влетаю в Мойлово. Влетаю – это громко сказано. Тут поле, как в него влетишь. Никаких намёков на то что тут была населёнка, не осталось, кроме цветущих плодово-ягодных.


Со страхом смотрю на часы, боясь увидеть полчетвёртого... но о чудо, всего 13-50! Чуть больше трёх часов до сюда вышло от лавочки в Хотьково у озера, со всеми приключениями. Сажусь на гору брёвен, наконец одеваю шорты вместо штанов. Буреломить в этот день больше ни за что не буду! А значит, и клеща поймать голыми ногами не должен. Свитер трогать не хочется, кармашек удобный под навигатор есть, и руки на палящем, да отнюдь не жарком солнце, не сгорают.


Подо мной отличный грейдер  с попутным ветром, врубаю под 30, море по колено!... Видел сбоку дороги ниву с чем-то длинным тщательно укрытым в прицепе ... мужиков в ней я походу удивил больше, чем если б с леса вышел какой зверь... дёрнулись... то ли в прицепе чего такого было...     а у меня фотик на шее вечно наготове.


5км до Кцыни по этой насыпи пролетели чудесным сном!


Кцынь. Асфальт. Zakhar говорил про магазин где-то в стороне от асфальта... не видать. И людей у дороги не видать. И колонок-колодцев не видать.... И  что... дальше. Пусть 30 до Хвастович. Пусть 70 от Хвастович до дома. Первые 30 проеду до 16-00 точно, ветер-то попутный. Потом, спокойно успеваю на эльку в Батагово  в 18  с небольшим (это +35 км от Хвастович), если совсем сдохну, иначе  своим ходом ещё +35км притом 10 км грунт ( можно и больше доля грунта). Это что, это 8 вечера с небольшим,  а если выжать из ветра максимум – то возврат   к 19-30... 13 часов пути... выйдет где-то 190 от старта в Чернышено... добрать     ещё десятку у Брянска чтоб сделать бреветную норму (200 за 13ч 30 минут)... или нет, не у Брянска. В конце концов, я ж Рессету смотрю... надо здесь, глянуть чуть выше и чуть ниже. С этой мыслью вертаю против ветра, пару км. Хороша Рессета с моста!!!!




Выше по течению – ближний к Кцыни берег - песчаная лесовозка выходит, пока туда неохота. Дальний... не доехал, своротка вверх по течению за  мостом была чуть раньше, скатал туда. Песочек проезжий, в низинках прямо по песочку пара луж, однако форсируя одну из них как-то даже песка в трансмиссию насыпал, обидно. Первая своротка с грунтовки к реке – было влом смотреть, нут типа близко от трассы... а зря, там красивое место было, по спутнику потом оценил. Еду дальше.


Нахожу Рессету такой.


Немного  расстроившись т.к. здесь не искупаться (хотелось пляжик коих дефицита у Рессеты нет),  делаю два глотка и ещё что-то кусаю... ах да, у меня осталось 100 грамм и чёрти-какой долг водой перед организмом... печалька... ладно, хорош исследовать, давай на трассу,  Рессете с моста пока-пока,   включал  максимум зрения на колонки – нема их в Кцыни. Ладно, Бересна близко, 8км. Еду тяжеловато, но 25-27 по ровному с попутным, да и подъёмы не мру.


Вот, Берестна. Тьфу, перепутал её с Колодяссами, она совсем маложивая, ещё  несколько км... снова свои 100г трогать нельзя.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dron

И вот тут оно случилось. Наполеоновские бревето-планы  отступили на второй план, и в конце концов я здесь не за этим,  я покататься, узнать, и техника соответствующая. Я увидел поворот на Высокое.


Это ведь была мечта тут побывать, я не катал так до Брянска ни разу. 90 впереди.. или около того. Классная насыпь вначале, точно видимая дорожка по спутнику потом, 5-7 км, как-то оценивал несколько лет назад но тогда не поехал. Высокое должно быть живое. Воды там набрать... а если нет – ну что я 5-7км грунта со 100г воды не проеду?..... Проеду!

Дорога манила на Высокое.


Хотя  на вершине где оно должно было быть – его не оказалось. 2-3 жилых дома было уже значительно ниже, да ещё пара домов где-то в стороне.


Понятно, про воду – закатать губу обратно... да поплотнее... а то рот уже сохнет, язык по щекам как наждаком... Ручей  впереди. В нём плита, по ней течёт. Проезжаю его по плите. А где дорога? Впереди вялый тягун со следами 2-3 проездов за этот год грязноватым лугом... и всё. Чёрт!...




Ладно, тягун заехал. Дальше была надежда на подход ещё дороги, у входа в лес. Что-то подошло. Тут же опоры небольшой ЛЭП. И вот моя дорога по лесу...... Внезапно оказываюсь  в плену  у калужской зелёнки. К чёрту  что тут верхи и над уровнем моря  за 200м, но тут какой-то глинозём, и колейный расколбас... Преодолев метров 300, подумал – до Высокого 1км, да потом до асфальта не больше 3... до Колодяссов ещё 5... а тут.. 7 по навигатору до Ловати. А до неё деревни по пути – теперь уже не факт что живые. Хотя, если не вертану обратно, я гляну наконец этот путь. Ну и стал глядеть... с километр в значительной доле пешком.


Ноги длинные, отлично находили где стать на кочки, я не особо парился о  сухости ног, но они остались сухими.  Шёл быстро. Ехал ещё чуть быстрее,  со скоростью 8-9, когда дорога позволяла, часто перепрыгивая с колеи в колею или выпрыгивая наружу и  прочищая кусты от пыли рукавами и шлемом. Барановка,  под 3км жести позади, и в неё уже приехал. Следов жизни нет.


Жажда неописуемая. Допиваю каплю компота. Запиваю пол-глотком воды. Остаётся с глоток и 5км до Ловати. Но я ведь еду уже! Пейзажи вот...


Потом ещё  метров 500 то ли ехал то ли шёл.... Потом снова ехал.


Нормально поехал за 1,5км до окраины Ловати, тут появились верные спутники не-жестяных дорог – следы легковушек. И наконец...


Время 16-10. В Ловать я прибыл маньяком. Не веломаньяком, как наверно многие подумали, а маньяком водным... глаза  искали колонок...и.. нашли!!!!


Я в  жёстком движении без отдыха уже часов 5, из них часа 3 с явной нехваткой воды. Сажусь на землю прямо у колонки. Местные  косятся... да хрен с вами,  я ж водичку пью, вашу хорошую... холодненькую... хоть и с привкусом. Достаю пищу. Свёрток каши с кусочком печёной рыбы. Что после завтрака  у рессетинского устья осталось. Точнее, каши не свёрток а слепок. Открываю, немного липкий... пофиг, это ж каша! Ничего более страшного чем этот вододефицит - уже не будет! Привкус воды с кашей не критичен. Наливаю литр с собой. Отпиваться. Посидев минут 15, отчаливаю дальше.

С Ловати идёт не асфальт, а пыльноватый грейдер. Но скорость с попутным ветерком нормальная. Ловать - тоже тот ещё пуп земли...


Пью. Привкус всё портит. Или это у меня привкус от сушняка.... Нет, скорей всё же у воды. Не пью – пить хочется. Пью – привкус но хочется ещё и много. Пить больше 2 глотков – чувствую что вывернет к чертям  от привкуса, всю мою кашу... Это нельзя. Глоток.... 1км... глоток...  спуск..27 км/ч... подъём...15 км/ч...  глоток... первая встречная машина... 2км... глоток... ветер немного встречный  -кусочек дороги развернут немного на север.. солнце прячется... как бы не холодно.. одеться.... Нет...


Младенск... магазин?!!!! Квас?.... нет :( разворачиваться к нему влом ... глоток... вторая машина... битый асфальт... ровный асфальт 100м... сколько видно с поезда... тут жд. Так.   Я точно не знал во сколько электричка, но понимал что минут 20-40 до неё, а времени 17-25. А что дальше, в ней? Стоять в тамбуре дышать курилкой? Нафик... вывернет....  Как от передоза ловатянской водицей. Нафиг электричка... 60 или 65... сколько там .... до дома. Поеду. Сам. Я тут чтобы ехать. Сам. Без рельсов. Грейдерами.

Асфальт  был с километр. Но он был без  свежего проката и пыли. Так бывает на тупиковых дорожках. Характер  местности  был отхожий. Не знаю, мелко, обыденно... чего нет тут такого, что  было у Рессеты? Сама Рессета не в счёт...  силы там были... нет, тоже не в счёт. Дорожка тут расколбашенная  и неясной природы, наверно в этом дело.


Асфальт стал тупиком. Грунт дал с него побег... но не дерзкий молодой да быстрый,  а толстый, распаханный, тяжеловесный. Пик  усталости. Это какое-то убийство... только тут ещё пешком идти не пришлось бы.... Но кое-как выкрутил.


Вот и деревня впереди. Спуск, ручей.


А как хорошо у ручья. Ноги не тянут. Отдых. Пить. Привкус... всё равно пить. Пить если хочешь доехать. Ручей.. ручей... купаться. Посмотрят как на дикого что влез в воду увидев первую канаву... да, посмотрят. Ладно.. хоть ноги смочить. Разуваюсь, вхожу в ручей. Стою несколько минут. Хорошо. Спокойно. Нервам  стоп  а мышцам двигать...


Обулся. И оно сработало! Песок... еле еду. Дома. Грейдер. Пересекаю М3 под прямым углом. 6 вечера.


Дальше уже как дома. Под 50.


Улемец, как с водой? Моя снова на нуле почти. Есть! Вкусная! Кайф!!!!! Выпил с поллитра. Дальше. Речка Огорь. Мост.


Надо есть. И отдыхать. Навигатор пишет что остановок пока всего 1ч 20 минут... это за 12 часов движения! Достаю лепёшку вроде небольшой пиццы. Кладу в рот. Не лезет. Рот сухой. Язык сухой. Не пропихивается. Достаю воду. В прикуску с водой. Доставляется в желудок. Хоть так.... Еду снова. Грунт  с песчаным  избытком... как на фото – было нечасто.


Да и я не лыком шит. Овражки, ручейки, песочки, подъёмчики иногда пешком. Но по ровному.. сойдёт. Клёнки. Жарко. Около 7 вечера. Понимаю что не потею т.к. нечем. Додумываюсь впервые за день снять свитер. Внезапно становится легче. Влетаю в брянскую область


Меня с границы встречают цветущие черёмухи, которых было так внезапно мало в течение дня.


Твёрдый грунт. Уже скорость около 20. На идею с Любохной и лесом дальше забиваю, не в тех кондициях... тут не до жиру – быть бы живу. Качу на Березино.










Асфальт. Скорость 25.


Подъём у Фокино. Скорость внезапно не ниже 17. Фокино. Чуть не влетаю в зад маршрутке, давшей по тормозам у ямы, обвиливаю её справа. Шибенецкий подъём впереди.


Дохну где-то  к самому верху. Дальше уже тяжёлый. Ресурс лепёшки с моста на Огори был выработан. Вскоре дохнет навигатор, не видел. Аккумуляторы были. У  Чайкович чувствую что мёрзну. Одеваю и свитер и штаны. Долетаю до дома около 9 вечера, почти  совсем засветло. Забегаю с великом на 7-й этаж, т.к. лифт тупит с соседями не желая закрыть двери. Но вот дар речи вернулся не сразу – после такой нагрузки голос куда-то уходит становясь слабым и почти не моим, и возвращается через полчасика (а вы говорите, биометрия... :) ).
Дом а выпил литра полтора молока.... Постепенно. И всё. Отмотал за день 200, с утренними километрами. А  бревет-200 в этот раз не осилил :) Асфальт за день 55-60км, прочее – грунт и грейдер. Поездкой остался доволен, хотя вымотался знатно.

Через 3 недели катанул в целом в те же края, но асфальта было две трети пути, а общий 227 км за день. Отчётик ещё впереди!

"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."