Брянский велофорум
25 Апреля 2018, 19:22:31 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
 
   Главная   Помощь Поиск Календарь Пользователи Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Денёк в междуречье Десны и Снопота. 3 января 2016. Отчёт  (Прочитано 384 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Dron
Модератор
*****
Offline Offline

Сообщений: 3333


Откуда: Брянск, камвольный
Езжу на: Kellys Axis'09, Kellys Cliff'13


« : 13 Декабря 2017, 00:53:05 »

Денёк в междуречье Десны и Снопота. 3 января 2016. Отчёт

Витя уехал к родственникам в Шаровичи. Мне это как намёк, что надо на день его отъезда ехать туда же – и походить там вместе, и машину оставить есть где, и подбросить оттуда до Брянска на обратном пути. Новогодние праздники – спасибо домашним, 2 свободных дня у меня было. Когда озвучил идею с Шаровичами BookMaster’у, тот был рад и обещался прихватить с собой ещё 1 человека. Четверо. Плюс, Ира pivo была в принципе за куда-нибудь сходить, но с конкретным вопросом к Ире обратился поздновато – она уже не могла. И у Алекса накануне вечером обнаружились дела на 3-е. Писать накануне вечером что “завтра в 5 утра выезд из Брянска” – издевательство над мечтой многих отоспаться за праздники, и не более. Значит, будет не 25-32км как хотелось изначально, а…. 35 наверно. Двое-то схоженных манёвреннее чем четверо несхоженных. До темноты больше не осилить. Кстати, годом ранее тоже 3 января тоже смотрели рогнединский район, но тогда ходили в Каменку и около…
Плюсы за поход – малоснежье, твердогрунтовость, лужезамерзание. Оставленное BookMaster’ом описание – что примерно и где можно посмотреть. Ну и Витя там тоже не чужой человек, много чего знает и расскажет. Минус – мороз. А может, и не минус…

5-30 утра. Сажусь в промёрзшую машину. Пишет что -20 за окном. Прогреваю. Выезжаю. По городу становится -22. По трассе хорошо, машин мало, едется быстро, льда нет. У поворота на Дубровку (порядка 7-10 утра) забираю двух женщин – подвезти до дубровского молокозавода. Говорят, работы в Дубровке больше нет никакой. По Дубровке и по пути на Рогнедино наблюдаю несколько велосипедистов. Вернее, велосипедисток. Все видимо на тот же молокозавод. Кто-то стоит и греет руки. За окном -23. Праздники, транспорт не ходит. А может, и всегда не ходит в это время.
Останавливаюсь напиться компота, пока тёплый. Было 1,5л компота, 1л чая, 0,6л воды, контейнер гречки с курицей, какие-то сладкие булочки, 6 яблок… Замечаю что на улице совсем дубак. Выхожу оценить температуру. 2 свитера + осенняя куртка…. Хватит?... Не хватит. Пододеваю под куртку ещё куртку – лёгкую от спортивного костюма, пока ещё есть время согреть это всё собой в машине. Получаю отличный непродуваемый вариант одежды. Боязно только за лицо. Ну да это уже ничего, отогрею, и балаклава есть. Докатываю в Шаровичи как раз к 8 утра. Они немного в низине. Спустившись туда, вижу что уже -26. Почти что витин дом.


Что-то около 145км я проехал до сюда на машине. Асфальт оказался вполне достойным. Лишь километра 3 по рогнединскому району было неважнецки. Считая долгий прогрев машины у дома, средний расход бензина составил 7,1 или 7,2л/100км. Т.е. путь до сюда мне вышел где-то около 350р.

Витя удивился, что я один. Но частица Алекса была всё же с нами – оставленное описание и советы. Пару минут обсудили примерное направление. Порядка 8-15, мы вышли в предрассветную стужу. Впереди нам предстояло не менее 30км нехоженных мной ранее земель, на которых две немаленьких реки (Десна, Снопот) в кайме высоких берегов, поднимающихся  выше макушек прибрежных деревьев, почти нет живых деревень, есть несколько памятников Великой Отечественной, и ещё следы войны – ДОТы, окопы, противотанковые рвы. Маршрут более чем просто насыщенный…В итоге путь получился таким –
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=zsuqesheblydpido

Шлось бодро. Дышать было не холодно. Пальцы собирались мёрзнуть, если ими брать фотик. Давно перед этим не ходили с Витей, уже отвык даже… За разговором, дошли до железнодорожного моста через Снопот. На нём установлен памятник Герою Советского Союза, ценой своей жизни взорвавшему мост при отступлении в начале октября 41-го.
http://www.poisk32.ru/index.php?s=&showtopic=16487&view=findpost&p=159903






Здесь, по берегам Десны и Снопота, проходила линия обороны советских войск. Возводили её в спешке в июле-августе 41-го. Для этого сюда были мобилизованы даже столичные жители – студенты, служащие. Ну и разумеется, все местные. Читаем в донесениях того времени – отсюда –
http://bryanskfront.mybb.ru/viewtopic.php?id=82#p28658
Работы начались 13 июля 1941-го

“Боевое донесение №1. Комдиву 217.
Штаполк 755. 7.00  14.7.41  ГЛУХОВКА.
Карта 1:50000.
1. Рекогносцировка участка произведена:
а/ Передний край – установлен.
б/ Районы батальонам нарезаны.
Система огня командирам батальонов не организована, так как время одного дня недостаточно. На участке полка мной встречен майор КУРЕНКО, являющийся представителем 28 Армии, последний меня информировал: рекогносцировочная группа Армии уточнила батальонные районы, произвела посадку огневых точек, наметила противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, однако на мои требования вручить мне схему произведенных рекогносцировочных работ и произвести передачу всего выполненного рекогносцировочной группой – майор КУРЕНКО может в 13.00, для чего мы с ним и встретимся в Н. БУНЕВО.
2. На участке полка в районе КОПАНЬ сосредоточено тысячи комсомольцев к работе по заболачиванию, отрывке рвов и эскарпов по плану Штарма приступили.
В районе Н.  БУНЕВО к вечеру 14.7.41 сосредотачивается одна тысяча комсомольцев, план работ подготовлен, к работе будет приступлено 15.7.41 г.
В районе БУДА сосредоточено 3 тысячи осужденных. Задания на производство работ не имеют, веду переговоры с майором КУРЕНКО, на передачу их в мое распоряжение к 15.7 для производства работ в полосе предполья.
3. Для согласования вопросов использования местных ресурсов и сил, я посетил председателя РОГНЕДЕНСКОГО Райисполкома, последний меня информирован, что вся рабочая сила и шансовый инструмент мобилизованы и отправлены на работу в распоряжение начальника Жуковского гарнизона, таким образом полк из местных средств  может использовать крайне ограниченное количество инструмента, рабочей силы до 15-17 числа получить не сможет.
Комполка 755  /НИЖЕГОРОДОВ/ ”

В последующие дни, на участке 755-го полка, по донесениям, работало по 1-2 тысячи человек. Вернёмся в 2016-й. Нам предстоит, в том числе, и увидеть результаты деятельности тех тысяч человек.

Ещё немного по жд полотну, потом по тропке. Выходим на дорогу. Новоалександровка.




Идём в Буду, в ней есть воинское захоронение. Тропок к нему нет, оно в 50м от дороги. Двое партизан и двое десантников.
http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=18859




Дальше Витя повёл лесом. Запомнились эти успевшие подняться ёлочки между колей.

Лес негустой, идти да идти. Где-то по просеке.




Выходим на уверенную грунтовку. Часа полтора в пути… перекусить. Достаю яблоки. Как я их ни укладывал в рюкзаке в рукавицы и к термосу, а всё равно морозец уже прихватил. Побыстрее съесть.  Денёк занимался яркий. Но пока ядрёно.


Идём куда-то в сторону ур. Красная Гора. Алекс советовал нам там что-то посетить… Дороги приятны.




Характер рельефа опишу так. Мы в междуречье Десны и Снопота. Восточнее Снопот. Западнее неподалёку Десна. К ней очень ощутимый рельеф, и края оврага как щупальца вцепились в поля и перелески. Вот этот-то рельеф и явился естественной основой линии обороны советских войск летом 1941-го года. Зачем мы шли в Красную Гору… кажется, там в окрестностях нам Алекс обещал двух-амбразурный ДОТ. Но мы до туда не дошли, с километр. Мне тут всё ново, и прикинув расстояние и время, и то что хотим немного увидеть и берег Снопота, решили повернуть здесь. Что значит повернуть – значит спуститься в овраг. И оврагом идти на юг, т.е. почти обратно.
Спустились. В овраге однако темнее, чем там, наверху. Но тут память о тех годах хранит противотанковый ров.








Впрочем, ещё немного ниже рва, идёт пропашка, по которой мы частенько шли.


Неожиданно, Витя заметил первый ДОТ. Он был метрах в 70-100 за противотанковым рвом. Даже целый. Витя говорит, много дотов тут разрушено в советское и пост-советское время, на металл.








Движение по оврагу требовало немалых затрат физических сил. Приходилось набирать – сбрасывать по метров 5 высоты, то перешагивать деревья. Кроме того, мы частенько поднимались с низа, в поисках дотов, забегая эти метров 20 высоты почти до верха. Согрелись. Это было самое тёплое время этого дня, я чуть было не снял что-то одно из двух курток и двух свитеров. Но не стал этого делать чтоб в руках не таскать, оно и к месту оказалось. Потом теплее не стало…
Пообедали. Идём дальше, часто по насыпи рва. Его направление как раз нам по пути.


ДОТ. Развалины.


Периодически пересекаем ручейки, из подгорных родников.  Один раз видели захоронение недалеко от рва.




Выходим к солнышку наверх. Внизу пойма Десны, перепад внушает… Витя кажется сказал что где-то тут спускался вниз, и было метров 40 по вертикали.








ДОТ. Развалины. Обзор… впечатляет!




Подходим к посёлку Будянский. Солнце в зените этого яркого но всё же короткого дня.






Домов 10. Большинство жилые.






3 девИцы под окном…


Но какой же красивой в этот день была приснеженная трава! И пусть солнышко радует теплом глаз, да мороз щёки кусает…


Тропка на жд платформу…


Хороша чистота, хороша когда та…

Жив посёлок Будянский. Да нет уж здесь поездов. Ветка с Кирова на Рославль. Забытое направление. С Кирова раньше ходила матриса только до Бетлицы, один вагон раз  в день. Вроде нет уж и его. А раньше-то Витя сюда и по жд ездил… Вот и глядит ровной снежной гладью жд платформа Жалынец.

Дорога… куда тут может вести дорога?…


Правильно, к кладбищу.


Впрочем, идёт и дальше. Зачем нам туда? Там тоже велись работы в “полосе предполья”… ров, ДОТы… Лес  местами не шибко прохожий, много завалов. Тут и склоны рва выражены чётче.




Очередной.


Рельеф местности слабее. Возможно, это причина того, что в тех краях рвы не только прорыты, но и прорыты не в один ряд, местами пересекаются под 90 градусов. Чудовищная работа… и всё впустую. Увы, это не помогло нашим войскам. Да и в тех случаях если танки доходили до рвов, то в ров загонялся 1 танк, остальные переезжали по нему…




Выходим на какую-то дорогу. Как говорит Витя, там есть брод через Десну. Тем интереснее здесь оказаться летом… но пока всё никак.


Обедаем второй раз. Солнышко становится закатным. А нам ещё километров 12… а то и 15…


Ещё один. Неожиданно так, выходишь из леса – и вот он.


Дороги хороши. И вечер тоже.




Движемся в сторону Сокольего Бора. Снова склоном. Красивый и отнюдь не молодой лес.










И ещё


Вырубка.








Получается, лес пилить всё равно можно…


Наконец, Соколий Бор. Населёнка на большой высоте над Снопотом и Десной, без мостов напрямик, как на полуострове.




Воинское захоронение
http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=18862


ДОТ и здесь. Витя сказал, что после войны здесь жила семья.


От Сокольего Бора прямой путь – на Шаровичи. Куда мы и идём. Качество дорог меня особо не впечатлило – для велосипеда не самые лучшие. Много вырубок, намекающих, что качество дорог тут очень непостоянно.




А вот и Снопот. Прямо возле дороги.




Заходим к воинскому захоронению в бывшем посёлке Мамочкин.
http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=18863




Вскоре делаем одну ошибку, пытаясь тут срезать. Сворачиваем направо.

С километр отходим но понимаем, что хоть до моста через Снопот с километр, но дорога полностью глохнет, остаётся слабая тропка, и уже почти темень… у меня фонаря не было, у Вити как потом оказалось, был…. Вернулись на дорогу, 2-3 км (колейность, на велике я бы напрягся) – и мы у жд. Поднимаемся на полотно. Полная тьма.. светит лишь луна, да снежок отражает. Ноги тяжелы, не то слово… кое-как доходим последние 2км до Шарович до машины. Включаю её, показывает минус 18 градусов… так и не прогрело особо за день. Витя смотрит навигатор, чуть за 40 км. При сохранении трека километраж уменьшился, т.к. мы частенько ходили без больших перемещений в поисках ДОТов.
Потом дорога домой в борьбе со сном…. И всё, финиш этого одного из самых ярких для меня, выходов.
Записан
BookMaster
Модератор
*****
Offline Offline

Сообщений: 438


Езжу на: Ride Agenda


WWW
« Ответ #1 : 18 Декабря 2017, 10:14:17 »

замечательнейшие места, ага
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2011, Simple Machines
© 2008-2018, Баранов Дмитрий (DimaB), Лебедев Павел (krutyashiy_pedali)
Страница сгенерирована за 0.158 секунд. Запросов: 23.