Предлагаемый велосипед с независимым ручным приводом переднего колеса решает задачу подключения мускулатуры плечевого пояса и корпуса для создания дополнительного полезного усилия за счет шарнирного закрепления руля на передней вилке, позволяющего ему поворачиваться (качаться) из стороны в сторону, так что его рукоятки перемещаются по дуге окружности поочередно вверх-вниз. При нормальной (несколько наклонной, с опорой на руль) посадке велосипедиста полезное усилие создается поочередным перекладыванием опорного усилия с одной рукоятки на другую. Движения рук и ног естественно координируются, как, например, при ходьбе. Поскольку оси поворотного и приводного движений руля взаимно перпендикулярны, эти два движения кинематически развязаны и потому поворот (вираж) необходимой крутизны в любую сторону возможен без потери полезного усилия ручного привода, а при движении по прямой не возникает непроизвольных поворотов. Впрочем, как показывает практика, для приобретения навыка езды на таком велосипеде требуется некоторое дополнительное обучение.
Естественное сочетание ножного и ручного привода является основным режимом передвижения, хотя, по усмотрению велосипедиста, можно пользоваться только ножным или даже только ручным приводом или вообще двигаться накатом.
В качестве силового элемента передачи используется гибкий шнур, определенным образом протянутый между рукоятками руля через элементы передней втулки, а сам процесс передачи основан на поочередном перетягивании рабочей зоны этого шнура с одной стороны колеса на другую. Все устройство, кроме шнура, состоит из двух направляющих и одного натяжного роликов, закрепленных на передней вилке. Разумеется, передняя втулка имеет специальную конструкцию. Все устройство полностью симметрично относительно плоскости колеса.
Разработан и испытывается вариант конструкции привода с использованием металлической кольчатой цепи вместо гибкого шнура.
Сохраняя традиционную компоновку, конфигурацию и весогабаритные характеристики обычного велосипеда, обычную посадку велосипедиста, предлагаемый велосипед по назначению соответствует машине повседневного пользования, обеспечивая при этом ходовые преимущества на тяжелых участках дороги (подъем, мягкий грунт), а также эффективную тренировку плечевого пояса и спинной мускулатуры; может представлять интерес для лиц с ограниченными возможностями ног.
С точки зрения потенциальногого производителя, сохранение обычной конструктивной схемы, отсутствие каких-либо новых выступающих частей не требуют дополнительных проработок в части прочности, жесткости, а также уязвимости в аварийных ситуациях для велосипедиста и самой машины. В связи с этим узел передней вилки с колесом, рулем и ручным приводом может представлять и отдельное изделие - сменный блок для выбранной базовой модели обычного велосипеда.
Действующий образец предлагаемого велосипеда изготовлен как модификация стандартной советской модели дорожного велосипеда, находится в регулярной эксплуатации в течение нескольких лет (общий пробег около 20 тыс. км) в дорожных условиях Москвы и Московской области. Образец оснащен штатной тормозной задней втулкой. Испытана также тормозная задняя втулка с внутренним переключением передач ( Втулка “SHIMANO”, три передачи.) Совмещение ручного привода с ручными тормозами и с широким выбором передач представляет отдельную и непростую инженерную задачу, а потому использование такого велосипеда для горного туризма и в других экстремальных условиях пока не предусматривается.
Вопросы и предложения - к автору: РАБИНОВИЧ А.З. Россия, 105187, Москва, Окружной проезд, д.24, кв.24. E-mail:
AZRabinovich@mail.ru Велосипед с активным подключением мускулатуры рук и корпуса. Практичное средство передвижения и эффективный тренажер в рамках традиционного дизайна обычного дорожного велосипеда. Интересно и полезно для молодёжи и не только, а также для людей с проблемами двигательного аппарата. Автор собственноручно изготовил и испытал несколько образцов и использует в повседневных поездках.
Имеется один экземпляр полноприводного велосипеда усовершенствованного дизайна и товарного вида (изготовление 2003 г., пробег 350 км) для продажи.
Автор заинтересован во внедрении своего детища и готов к разнообразному сотрудничеству.
Материалы предоставлены автором - Александром Рабиновичем