(Старый отчет) 1 октября 2008 – 200-ка Клинцы-Ляличи-Мглин-Балыки-Жирятино-Брянск
Был я в отпуске, проводил его дома в Брянске. Обожаю осень, особенно красно-жёлтые солнечные дни. И вот, именно в такой день хотелось прокатиться на велике, увидеть новые места.
Отпуск заканчивался, прогнозы погоды не радовали, на несколько дней вперёд +10…+12, в основном облачно и изредка небольшие дожди. Окончание отпуска и осыпание листьев гнало быстрее ехать. Ну не опасно ведь под дождь попасть разок?!
Выбрал путешествие в Брянск из самого дальнего уголка нашей области – из Клинцов. Но заезжать туда нужно на раннем поезде, матриса с Брянска в 4:13, в Клинцах около 8 утра.
Велик еще был тогда старенький Урал, последний яркий маршрут на нём… За пару дней до поездки, перегнал его к родителям на 1-й Брянск – нужно будет ночевать у них чтоб успеть к поезду. Накануне поездки поехал в лес за грибами на поезде в Орловские Дворики – набрал немало, привёз всё это родителям, ну и состояние после таких нагрузок было уже под-убитое, у родителей был в 8 вечера, чуть помог с грибами, набрал у них пищи в велопоездку, и лёг спать только около 0:30. Вставать в 2:40-2:50. Еще посмотрел прогноз – может, не ехать? – нет, погоду обещали лучше чем потом. Кроме того, ожидался сильнейший юго-юго-западный ветер, который по идее должен был гнать меня домой.
2:50. Недолга ночь путешественника. Состояние вроде неплохое, ехать можно. Уложил всё в сумку на багажник, в 4:05 уже сижу в матрисе. Утро очень холодное, в матрисе холоднее чем на улице. В вагоне одеваю зимние перчатки, при выходе из дома было +4. Надежда что за холодным утром будет солнечный день.
После 2-го Брянска подошла проводница, взял билет от Брянска-2 до Клинцов, зона стоила 10р, получился билет за 160 р.
В вагоне лишь несколько человек, проводница при каждом проходе приглашает в тёплый 1-й вагон, дубак крепчает, греюсь чаем. Я б и рад уйти, но велик же рядом стоит, в 1-м вагоне ему не место. Осталось 2 пассажира – я и мужичок один ехавший до Клинцов а потом до Погара. Разговорились…
В Районе Почепа, через 2 часа после начала движения, чуть что-то стало видно в окно, уже веселее. В Унече поезд простоял минут 20, перед Унечей людей в вагоне стало много и потеплело.
Клинцы. Чуть позже 8 утра, вроде солнечно, и очень холодно. Разгоняюсь чтоб согреться. Город производит очень приятное впечатление.
Немного покатался по центру.
Новые Торговые Ряды. 1905г.
Единственное сохранившееся в области здание ратуши.
Не знаю что за здание – поленился подъезжать. Очень красивое.
По стилю и месту, здесь обязано быть клинцовское управление. Некие намёки на солнце в его окнах.
Своеобразно, в Брянске таких домов не видел.
Еще один мини-шедевр
Детсадик “Колобок”, красивый и приветливый. Не то что типовые наглухо-бетонные коробки…
Дом специалистов Сапожкова. Начало 20-го века.
А вот и дом самого Сапожкова. Тоже начало 20-го века. Как видим, в отличие от Брянска, Клинцы выстояли несожжёнными в Великую Отечественную.
Никольская церковь
Частные домики выдержаны в едином стиле, чистенькие.
Редкое исключение из правил по общности стиля.
Выехал из Клинцов, вскоре остановился у санатория Вьюнки. Чуть зашёл за забор от центрального входа, рядом липовая аллея.
И сам санаторий – бывший загородный дом с парком фабриканта Сапожкова.
Заметив меня, какая-то служащая на крыльце поднесла к уху трубку телефона, и я решил что пора путь держать дальше. Мне к Суражу.
Погода не шибко радовала, солнце спряталось. Асфальт радовал больше.
Родители позвонили – в Брянске всё утро идёт дождь…. Да, ну что ж, ехать всё равно в Брянск.
В деревнях домики тоже очень похожи по стилю на то, что я видел в Клинцах.
Спуск в Кулагах. Машин мало, лишь каждые 5-7 минут обгоняют камазы с асфальтом – где-то большая дорожная стройка (так и не видел где).
Недалеко от Суража запечатлел разноцветные штрихи осени. Увы, пасмурная погода…
Мост через Ипуть, на том берегу Сураж. В сам Сураж не поехал.
Даже немного просветлело небо.
Но осталось пасмурно. На север я ехал при безветрии, недалеко от Суража перекусил и поехал на восток, ветер ощутился юго-восточный…. Вскоре, поворот на Ляличи.
Что такое Ляличи? Село Ляличи было пожаловано Екатериной Второй графу Петру Завадовскому в 1775 году. В 1780-90 годах граф Завадовский осуществил в Ляличах строительство огромного усадебного комплекса по проекту крупнейшего столичного зодчего Джакомо Кваренги. Комплекс состоял из большого дворца с галереями и флигелями, различных хозяйственных и служебных построек, церкви Екатерины и обширного парка, сочетавшего ландшафтные особенности (речка Излучье и овраг в котором она течёт) с творением рук многочисленных садовников (много деревьев самых разнообразных видов было тут посажено). При строительстве дворца, сгоняли пару десятков тысяч местных крестьян, и выстраивалась живая цепь по передаче кирпичей (не помню откуда кирпичи доставляли, и книжку забыл где читал…) Есть также легенда, что по обычаю тех лет когда усадьба Завадовского процветала, ни одно здание не могло быть выше царских строений в Петербурге. Павлу Первому донесли, что ляличский дом Завадовского выше царского дворца в Гатчине. Возмущенный император послал в Ляличи комиссию, но Завадовского предупредили и первый этаж к приезду комиссии был засыпан, став полуподвалом, и Завадовский миновал не очень завидной участи. Потом Ляличи переходили из рук в руки разным помещикам, которые постепенно распродавали интерьеры дворца и всё прочее, и к революции тут уже мало что осталось. После революции местные мужики частенько тут “искали клады” – а попросту разбивали стены здания, перекрытия, и .т.д. Верили в клады, вот и искали.
А что же мы видим? Остатки стены. Она огораживала парк. Тут же старейшие деревья. Я таких старых лип больше нигде по области не видел.
А вот и сам дворец. То что от него осталось.
Зайдём внутрь.
Буйная растительность - там где когда-то ни одна соринка не могла лежать неправильно…
Церковь Екатерины вполне возможно восстановить.
Поехал по парку и окрестностям.
Да, я тут рановато
Деревья еще не пожелтели. Только клёнов коснулась осень.
Снова небольшое просветление. Пашня.
По дорожкам парка.
Самое красивое место парка.
Еще немного покатался, перекусил.
И выехал на асфальт. Запруда на Излучье.
Что делать дальше… планировал либо на Почеп и на поезд - но это наверно не осуществимо – около 70км за 3 с небольшим часа я не осилю, особенно принимая во внимание сильнейший юго-восточный ветер (будет встречный, обещали юго-западный…). Другой вариант – тоже на Почеп и потом до Красного Рога- тогда еще ходил поезд, прибывавший в Брянск порядка 23:30 (сейчас отменён) – не хотелось из-за того что от Почепа до Красного Рога по трассе. Ну, тогда другой вариант – без поездов и встречного ветра. (вернее, ветер встречный но не совсем, больше справа) – это от Мглина поехать в Жирятино деревнями, неизвестными мне дорогами. Этот вариант и выбрал. Фара есть…
Подъём от пруда на Излучье проезжал стоя на педалях со скоростью 10-12 – меня просто сдувало вниз
Началась более овражистая местность. На фото – подъём… либо в Лопазне, либо в Высоком. Забыл. Деревни были очень похожи тяжелейшим подъёмом.
Там же, очень чётко смотрелось – нарезанная прямоугольниками земля.
После Высокого стало чуть ровнее, и я привык к ветру. Скорость даже стала доходить до 20-ти по ровному, впрочем небольшая смена направления дорогой примерно на 30 градусов тоже хорошо на этом сказалась. Перед Мглином проехал Беловодку – уже вторую за день. Первая деревня с таким названием была перед Суражом.
Храм в Мглине.
Потом было питьё из колонки, вода очень понравилась.
Расспрашиваю у мужичка в Мглине – он сказал что я не проеду. “Автобусы ходят до Деремны, дальше нет дорог”, - твердил он… Ну, мне ничего не остаётся кроме как ехать.
Дальше в отчете нет фото… это явный признак что и в жизни было не до них. Потому что началась жесть. Надо сказать, к Мглину я проехал всего около 80 км, а время уже около 16 часов. В 8 вечера темно….
Сначала дорога в сторону Почепа, по ней около 5км. Ветер жуткий, еду 13-14 км/ч. Кстати, от Мглина до Почепа около 55км, мне кажется я бы не вытянул против такого ветра…
В Ветлевке начинает накрапывать, небо сереет – очень дурной знак… похоже, скоро польёт. Сворачиваю с Почепской трассы, вскоре после речки Воронусы. Дорога поразительно пустая и слишком чистая… явный признак что пользуются ей мало.
Перекрёсток без указателей, достаю карту, мне направо на Вельжичи. Сначала немного полей, потом лесополоса справа (хоть чуть-чуть защищала от ветра) и всё какое-то заброшенно-ничьё. Местность сыроватая, полей нет. Дорога - неплохой асфальт, лежат листья. Т.е. лежат не придавленные и не сдвинутые машинами. Вижу стоит пазик – рядом трое дорожных рабочих красят что-то у дороги, кажется ограничители на повороте. И никого больше… даже страшно.
Перекусываю еще раз. По дороге до Вельжичей встретил ровно 2 легковых машины, примерно за 10 км… ну и пазик с теми, кто красит непойми для кого…
Въехал в Вельжичи, всматриваюсь в отходящие в стороны грунты – мне куда-то сюда… грунты доверия не внушают
Первая половина деревни вполне жилая, возле большинства домов стоят машины. Дальняя половина оказалась больше заброшенной. Встретил там единственного прохожего (не хотелось во дворы к людям проситься спрашивать) – он оказался пьян и на вопрос “Как проехать в деревню Балыки?” бормотал что-то вроде “я не деревня!...”
Так незаметно я проехал все Вельжичи, а покрытие не кончилось, вопреки карте. Через километр непонятная населёнка, я думал – это всё еще Вельжичи. Дорога шла ровно до забитого дома культуры возле склона оврага и потом рассыпалась. С той стороны оврага доносится громкая музыка… вот-вот, только местных весельчаков мне в компанию не хватало, мне точно не туда. Компас, нужное направление, дорога… овраг… уже тропка…неторная… к чьему-то дому… за дом… до сада… и всё, болото, товарищи. Спросить не у кого. Потыркался еще по паре дорожек в деревне – всё глухое, по оврагу. Вернулся к дому культуры… эх, была – не была – мне туда где музыка… пешеходный мостик через ручей, переношу велик. Открывается вид празднества (я ожидал увидеть что угодно)… но стоит стол, на нём магнитофон стоит с громадными колонками, старый, позднесоветский, поёт “вот кто-то с горочки спустился, наверно милый мой идёт” и рядом за другим столом сидят 3 бабки лет по 70, стол накрыт - перед каждой по тарелке, торт по центру, картошка сваренная, селёдка, огурцы-помидоры маринованные, колбаса копчёная, ну не без бутылки конечно же. Они на меня выставились будто им это после той бутылки привиделось, а тут песня орёт “наверно милый мой идёт!”. У меня немного отлегло – особей мужского пола тут нет… Спрашиваю – как в Балыки проехать и что это за деревня?... Они оказались вполне адекватными, одна мне только не очень понравилась с одним глазом каким-то заплывшим – та всё уговаривала остаться у них. Показали дорожку прямо от этого дома (для меня так и осталось загадкой где эта дорога переходила овраг), сказали что деревня Трусовка. “А ты сам-то кто, корреспондент?”, - спрашивали меня. “Нет, просто поехал покататься. Сегодня очень нужно быть в Жирятино…” “Жирятино – да это ж тебе милок еще ехать-то столько.. да и дорог тут нет почти” – “Ну, ничего, проеду”
От них я узнал что в слове Рябцы ударение на 1-й слог, а не на 2-й, как говорил я. Очень уговаривали сесть за стол, я ограничился парой кусочков колбасы и поехал дальше.
Грунтовка была неплохая. Рябцы она обходила за огородами, мне показалось что деревня маложивая. Потом были Балыки (ударение на 2-й слог, я делал на 3-й) – это мне поведали пожилые женщины, у которых я спрашивал дорогу дальше. Потом – Козловка. Чуть более длинный путь был до Бельково.
В Бельково встретил нетрезвого пастуха, спросил дорогу в Котелки (ударение на 2-й слог - Котёлки, я делал на 3-й)… Услышав Котелки (с ударением на 3-й), мой встречный видимо потерял веру в то что я могу что-то понять, и начиная рассказывать куда ехать, всё махал рукой:”А, да что я тебе рассказываю всё равно не поймёшь!...” Так я его и не понял
В Бельково есть асфальт. Но не на Жирятино, а на Почеп. Полседьмого. Еду по этому асфальту чуть в сторону Почепа, встречаю способных объяснять людей. Они и сказали, что в районе автбусной остановки будет сворот с асфальта на Чемоданово, потом Котёлки. Чемоданово пронеслось как-то незаметно, а вот Котёлки… разбросаны по склонам оврагов. Снова дороги исчезают. Сначала спросил одного человека, очень приятного и с такой речью что городским обзавидоваться, несмотря на то что до городов как до светлого будущего... Он всерьёз предлагал переночевать у него, я отказывался, и в итоге поехал куда он сказал. Дорога была меньше и меньше, и за деревней это была просто слегка примятая трава… что-то не то. Возвращаюсь в деревню, внизу в овраге ручей запружен, чтобы перейти пришлось вернуться к началу. Поехал по краю оврага. Нашёл жилой дом. Парень лет 20-ти с мотоциклом возится, мама его рядом в огороде копается. Спрашиваю – как на Норино? Они немного в шоке – куда дальше? – Жирятино, Брянск. Они еще больше в шоке. Парень садится на мопед, говорит - давай за мной. Тут дорога вначале незаметная, а потом лучше но не съезжать с неё, недалеко еще небольшая ЛЭП идёт как раз на Норино. Обнаружилось, что недалеко от его дома был мост через речку, мы переправили технику и я оказался там, где уже был 20 минут назад. С километр мы ехали, потом дорога стала заметна. “Ну вот слушай, как ты так? – в ночь и на велике?” – “да сам не знаю, ничего, и не такое проезжал, не зима, не замёрзну
”. На том и расстались. Я ехал быстро как мог, и через 6км лугов был в Норино. Тьма как раз стала полной, включил фару.
Ребятишки играли в футбол возле школы, я спросил направление на Брянск (карту в темноте доставать было лень). Они сказали, и я поехал. Ветер уже был слабее. Около полдевятого…
Километры тянулись долго. Клинок, Буда… что-то неожиданно затемнелось впереди – это я чуть не снёс конную повозку, на ней ничего не отражает. Машин очень мало, вернее, до Воробейни их было штук 5.
Остановился на остановке – читаю – Бобыничи. Поел. Поспать бы… Тьма полная, изредка где-то собаки лают. Начало моросить. Асфальт стал чёрным. Вода на исходе
Проехал Воробейню, ноги не везут, спать хочется. Держусь по центру – центральная белая полоса – единственное что отгоняло сон и не пускало улететь с проезжей части. Машины редки.
Остановился на перекрёстке возле Жирятино, где отходит дорога на Савлуково, на автобусной остановке. Снова ем. Не хочется…. Дурной знак. Совсем вымотался
Сильнейшее желание поспать.
Кое-как дотягиваю до Жирятино. Кое-как нахожу колонку… Счастью не было предела, даже несмотря на то, что я пил самую невкусную воду в своей жизни. Более 10-ти глотков не осилил (из-за ее привкуса), налил бутылку и поехал. В Жирятино полная тьма, на всякий случай уточняю дорогу на Брянск, мужики шутливо говорят что если перед Брянском свернуть направо то будет Орёл…
Проехал около 3 км, ощущаю что с трудом сижу в седле. Это уже опасно… нужен сон. Съезжаю на край поля за лесополосу, обнаруживаю копну сена, выстилаю себе место. Время 0:03. Завёл будильник на 0:30… посыпал сильный мелкий дождь. Отрубился.
В 0:30 встал обновлённым. Менее 50 км осталось, чуть-чуть…
Снова по центру проезжей части, в подъёмы еле еду, в сон уже не так клонит, машины очень редкие. Подъём в Госоме прошёл пешком – там крутой подъём. Рославская трасса оживлена даже ночью. Свернул на Хотылево. Проехал мимо дома тёщи – ну, не будить же в пол-третьего?
Тут уже в колонке набрал наконец вкусной воды.
Потом зачем-то решил набрать воды в Бордовичах (хотя у меня была, наверно это уже психическое…) – не заметил глубокую лужу там где люк и сильно вымочил ногу… кстати, колонка рядом была недействующая
Дома в 3:40, около 220 км.
Несмотря на прогнозы, на следующий день была отличная солнечная погода, правда ветер юго-восточный, не такой сильный. Так вот бывает
А потом пересел на нынешний велик, более лёгкий.