Отчет о походе 2 к.с. 31.12.10 - 8.01.11

Автор DimaB, 16 февраля 2011, 13:25:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

DimaB

Поход заявлялся в Орловской МКК при содействии Брянской МКК. Отчет написан руководителем похода Печенкиным Андреем для МКК. Мной на этом этапе были внесены незначительные правки.
Здесь публикую часть отчета, посвященную прохождению маршрута (обычный шрифт), разбавленную фотографиями.
Синим цветом внесены мои комментарии уже при написании отчета для форума.

Маршрут:
П. Шибенец – мемориал «Стоянка Виноградова» – ур. Ляды – Ур. Першино – Святое озеро – ур.  Новые Умысличи – п. Кленовский – п. Старь – п. Бытошь – п. Немеричи – п. Косеват – п. Дубровка – п. Старое Хотмирово – п. Копаль – п. Взголяжье – ур. Марьевка – п. Нижнее Бунево – п. Подковка – Шаровичи – п. Большая Лутна – п. Милеево – п. Высокое – Мемориал «Безымянная высота» - п. Милеево – п. Бетлица

Состав:

  • Печенкин Андрей  – руководитель
  • Печенкина Светлана
  • Баранов Дмитрий (DimaB)
  • Дёмина Мария
  • Шаталова Елена
  • Островзоров Дмитрий (Борисыч)

Для меня поход начался не очень удачно. Перед походом я заболел. За два дня но выхода понял, что вылечиться не успею, поэтому начал колоть антибиотики. В походе Света научилась колоть уколы, антибиотики продолжались до дневки. Особенно в первые дни разум был затуманен, шлось тяжелее, чем могло бы быть

ДЕНЬ 1 (31 декабря) 12,4 км

П. Шибенец – мемориал «Стоянка Виноградова»
Выход: 16:38
Погода: день -9...-10 небольшой снег, ночь -6...-8 снег
Ходовое время: 3 часа

В связи с тем, что  не все участники похода смогли уйти с работы рано, мы решили для экономии времени перенести место старта нашего похода в п. Шибенец, поскольку от него до мемориала отходит хорошо накатанная дорога, в народе именуемая «Денинский тракт». Приехали мы в п. Шибенец в 16 часов 20 минут. Зашли в магазин, поставили штамп в маршрутной книжке, совершили некоторые покупки и тронулись в путь.
Дорога эта известна практически всем брянским туристам, проходит она через несколько памятников и Круглое озеро.
Добрались на место  празднования нового года и нашей ночёвки в 19 часов 50 минут, где нас уже ждали товарищи по походам.
Когда готовили ужин, обнаружили, что забыли соль. Пришлось звонить товарищу (Dron'у), который как раз собирался утром покататься на лыжах в тех местах.
Ближе к новому году подошли последние опоздающие – air-blast и Neva-83, которых мы уже отчаялись дождаться.  Была информация, что они вышли раньше Маши из Шибенца. Но Маша пришла, а этих двух алкоголиков не было. Оказалось, что они по пьяни зашли зачем-то в Искорку, потому и прозевали Машу.
На новый год было народа больше, чем шло в поход. Поэтому в отчете возникают неучтенные личности.
Командир волновался, что у нас нет приемника, чтобы услышать послание президента на 2011 г. Радио в моем телефоне без наушников поймать не получилось. А волновался командир не напрасно. Когда пришло время встречать НГ, я его заставил толкать речь вместо президента, как самого главного среди нас. Речь на новый год Печенка А.С. вместо Медведева Д.А. – это круто... мало кому довелось так встречать НГ.
air-blast и Neva-83 должны были подготовить конкурсы, что и было сделано.


Ночевала группа в землянке без печки, но, несмотря на это, было достаточно тепло (температура внутри землянки +3...+5).

ДЕНЬ 2 (1 января) 15,4 км

Мемориал «Стоянка Виноградова» – ур. Ляды – Ур. Першино
Выход: 12:50
Погода: день -6...-7 снег, ночь -1...-5 небольшой снег
Ходовое время: 10 часов

Проснувшись утром, участники группы чувствовали себя довольно бодро и весело. Завтраком послужили остатки с празднования нового года. Товарищ с солью приехал в 12 часов 30 минут. К тому времени мы уже были готовы выходить. Немного постояли, пообщались и выдвинулись до памятника.

Изначально маршрут планировался через ур. Липово, но буквально за пару дней до старта выяснили, что за памятником находится землянка Сталелитейщиков, о которой раньше мы не слышали, и существует дорога, не обозначенная на карте, огибающая поле с юга. Поэтому решили «пробить» эту дорогу и посмотреть новую землянку. 
От памятника до землянки идти меньше километра. Место, на котором стоит землянка,  ухожено, есть 2 больших навеса со столиками и скамейками. Также есть каменная печка, типа мангала. Сама землянка большая и в ней есть каменная печка. Для тёплой ночевки зимой она мало пригодна, поскольку, чтобы её протопить, надо очень много дров. Но как место для отдыха оно очень даже приличное. Лес в основном еловый, но также встречается осина и дуб.
При выходе на эту дорогу, стало ясно, что первые дни будут не самыми лёгкими, так как снега было от 30 до 40 сантиметров (примерно чуть ниже колена).
После моста дорога стала ещё хуже. Никто по ней в ближайшую неделю точно не ездил и не ходил, поэтому её занесло основательно. С этого момента высота снежного покрова стабильно сохранялась примерно 50 см. При выходе на поле ур. Ляды колея вообще перестала просматриваться. Шли исключительно по навигатору, сохраняя основное направление, чтобы не сбиться с дороги на выходе с поля. На поле местами участники проваливались выше, чем по колено.
Зайдя в лес, колея снова стала просматриваться, но идти было проще по центру, а не по колее. Высота снега такая же, но, несмотря на это, группа двигалась со средней скоростью 1,5 - 2 км в час.
Когда выходили на поле ур. Першино, было совсем темно, и начался снегопад, что значительно усложнило задачу поиска мостика через ручей. Когда группа подошла к краю леса, начали искать дорогу с мостиком по навигатору, но поиски закончили, потому что нашли хорошее место для ночёвки, и времени было уже 23 часа. Лес на месте ночёвки смешанный. В основном ель, орешник, редко встречается дуб.

ДЕНЬ 3 (2 января) 15 км

Ур. Першино – Святое озеро – ур.  Новые Умысличи
Выход: 9:50
Погода: день -1...-5, ночь -4...-7 небольшой снег   
Ходовое время: 10 часов

С утра было решено встать всем вместе, чтобы ускорить сбор. Встали в 7 часов 40 минут. Распределили обязанности по сборам и готовке еды. В итоге за 2 часа 10 минут группа была готова выйти на маршрут.
Сразу же отправились на поиски дороги с мостиком и нашли её, пройдя примерно 100 метров от места ночевки.
Пошли в сторону Святого озера, на котором неоднократно бывали ранее. Дорога такая же плохая, как и во второй день. Снег выше колена, однако, дороги читаются хорошо. Подойдя к развилке дорог, одной из которой нет на карте, и которая ведёт в Слободище, а другая с юга огибает озеро, была обнаружена ещё третья дорога, которая обходит озеро с востока и летом не читается. Решили пойти по ней.
Начало дороги показалось лучше, чем те которые были до неё. Но, пройдя буквально 70 метров, начались завалы. Обходя их, приходилось пробираться по пояс в снегу. Вся затея подрезать около 2-х километров времени не сэкономила, потому что за завалами дорога потерялась. Пошли по азимуту на север, зная, что там есть  ещё одна дорога и случайно выскочили на ту, которую потеряли, через 300 метров. Оказалось, что за завалами она резко свернула сначала на северо-восток, от озера, а потом на северо-запад, как и обозначено на карте.

Нашли озеро, устроили на нём перекус. Решили пойти по дороге от озера на северо-запад. Дорога сделана по насыпи. Думали, что она будет прокатана. Оказалось, что ни она, ни та, по которой планировалось пойти, не езженая.
В итоге решили выходить по северо-западной дороге – она пересекает широкую хорошую дорогу, которая вряд ли будет в таком снегу. Вышли  на планируемую дорогу и не прогадали.
После двухдневного хождения по целине мы оказались на более-менее хорошей дороге. По дороге пошли на север с лёгким уклоном на восток, как планировали, но перед р. Серижа оказалась вырубка и дорога кончилась. Пошли назад к полю ур. Новые Умысличи.
На краю поля устроили ночевку. Лес вокруг еловый, часто встречаются сосны.
По итогам 2-х последних дней стало ясно, что до ближайшей точно прокатанной дороги идти около 9 км. Сделав ставку на 1 км в час по плохой дороге, решили немного изменить маршрут 3 дня и воспользоваться подъездом на автобусе до п. Бытошь от п. Старь, иначе мы отставали от графика на один день.

ДЕНЬ 4 (3 января) 21 км

Ур.  Новые Умысличи – п. Кленовский – п. Старь – п. Бытошь
Выход: 10:00
Погода: день -7...-13, ночь -10...-14, переменная облачность
Ходовое время: 9 часов

Утром каждый вставал как мог. Но в течении 20 минут после первого проснувшегося вся группа была уже в процессе сборов. Выйти удалось в 10 часов утра.
[brue]Весь поход у нас была проблема с пробуждением командира. Поэтому он не всегда адекватен в плане того, кто когда встал. Вообще, надо вести дневник, особенно для категорийного похода. Когда встали, вышли, пришли и т.п., а то забывается. Мне так кажется, что вышли несколько позже десяти утра и вставали не так хорошо... Но, в общем-то это не столь принципиально.[/blue]
Сразу же было интересно то, что дорога на поле была заметена, но снег не глубокий, порядка 30 сантиметров.
Дойдя до начала предполагаемой дороги, стало ясно, что худшие ожидания подтвердились – дороги нет, а снег в этой части поля довольно глубокий (50 см). Но спустя пару минут мы услышали гремящий звук со стороны д. Новониколаевка, который приближался к нам довольно быстро.
Явление трактора нашему взору можно назвать настоящим чудом. Остановили его и спросили тракториста, куда он едет. Получив от него ответ, что он едет в п. Кленовский, мы обрадовались и отправились по свежей колее до п. Кленовский. Идти по узкой тракторной колее было не очень удобно, но после двух дней по целине, было счастьем для нас. Средняя скорость по проезженной дороге увеличилась до 3 км/ч.

До п. Кленовский дошли быстро. От п. Кленовский до п. Старь дорога, как и ожидалось, была широкой и прокатанной, напоминала «Денинский тракт». Скорость группы на этом участке дороге местами достигала 5 километров в час. Но, не смотря на хорошую дорогу, потрёпанные двумя предыдущими днями, участники особо не торопились, поэтому шли в расслабленном состоянии.
Дорога на Любегощь оказалась заснеженной. Не было ни малейшего намека, что зимой ей кто-либо пользуется. Решили не отказываться от вчерашнего плана и идти в Старь. К тому же уже наступили сумерки.
В п. Старь пришли по темноте приблизительно в 18.50. Прогулка по Стари была довольно забавной. Подошли к 2-м прохожим женщинам, лет 50, спросили, как пройти на местный автовокзал. Так они, мало того, что постоянно друг друга перебивали и повторяли одно и тоже по несколько раз, решили проводить нас до переулка, в котором надо было сворачивать, а после того как свернули в переулок, ещё долго кричали нам в спину, куда идти дальше.
Автовокзал в п. Старь представлял собой обычную остановку с киоском, в котором продаётся всякая продуктовая мелочь, типа чипсов, сухариков пива, минералки и пр. Выяснили в этом самом киоске, когда автобус до Бытоши. Полученная информация нас слегка не обрадовала. Автобус уже уехал и больше не будет, а ближайший, который подойдёт, довезёт нас только до поворота дороги  Брянск-Бытошь.
Тогда Дёмина Мария позвонила своему отцу, который живёт в Бытоши, и попросила подвезти нас от поворота на машине. Так и сделали. На автобусе доехали до поворота, где нас уже ждали. Поехали двумя партиями:  сначала отправили девушек с рюкзаками, а сами выдвинулись до п. Ивот. Когда вошли в п. Ивот, машина уже приехала.
В 22 часа вся группа была уже в полном составе. Пока мы ехали, девушки помогли накрыть на стол и успели принять душ. Парни тоже посетили душ. Все хорошо поужинали. Спать легли приблизительно в 2 часа ночи.

ДЕНЬ 5 (4 января)

Дневка в п. Бытошь
                   
Погода: день -15...-20, ночь -12...-17, ясно

Подъём был у всех в разное время. К 11 часам все были уже на ногах. Позавтракав, отправились гулять по п. Бытошь. Зашли в магазины, побывали на местном водохранилище.



Так в Бытоши спасаю машины от угона.
У Маши нас угощали по царски. Малюсенькие белые грибы запомнили все без исключения.
Испытали гитару, которую командир весь поход таскал на энтузиазме. Зачем, было не понятно, играть времени все равно не было, но он таскал...
Ёжик.
Пиво с яблоками – это здорово.
Отец Дёминой Марии ходит гулять по окрестным лесам и знает все дороги. Он поделился с нами информацией о состоянии дорог и решил с нами дойти до вымершей деревни Косеват. В связи с тем, что ожидания дорог оказались на редкость плохими, выход решили назначить на 5 часов утра, и отбой для всех был в 10 часов вечера. 

ДЕНЬ 6 (5 января) 29 км

П. Бытошь – п. Немеричи – п. Косеват – п. Дубровка – п. Старое Хотмирово – п. Копаль

Выход: 5:00
Погода: день -9...-12, ночь -7...-11, переменная облачность
Ходовое время: 12 часов

Подъём был у всех в 4 часа 10 минут. Раньше всех встали родители Маши и приготовили нам завтрак.
Вышли, как и планировали, в 5  часов ровно. Вдоль озера дороги до Смолигово не было, поэтому решили идти по асфальту 7,5 километров. Шли довольно быстро – на поле, на краю деревни, где пролегала наша основная дорога, пришли в 6 часов 40 минут.
Дальше нас ожидало тяжёлое испытание – 3 километра целины по полю. Первые 100 метров глубина снега была около 30 см, дальше стало ещё хуже – около 60 - 70 см (выше колена). Местами проваливались в ямки по пояс.
Шли очень медленно, скорость 0,8 – 1 км в час.
На входе в лес нас ожидал брод р. Колпа. Нашли самое узкое место, которое было заледенелым. Ширина переправы около 6 метров. Накидали на лёд веток и по очереди перешли, первым делом переправив по цепочке рюкзаки, чтобы не создавать нагрузку на лёд и не провалиться. В центре ручья лед был крепким, на него можно было наступать, не боясь провалиться. Возле берегов лед был хрупким, его проходили особенно осторожно.
После переправы обнаружили полянку, длинной 10 метров и шириной около 8, на которой было много следов. На первый взгляд казалось, что там топталось много людей, но при ближайшем рассмотрении, разглядели, что это копыта крупного животного.
За полянкой нас ожидала всё та же дорожная целина. Глубина снега меньше, чем на поле – 40 - 50 сантиметров. Целина длилась около 1 километра. Потом началась свежая колея и разгадка вытоптанной полянки стала ясна. Оказалось, что из д. Колпа охотники до брода гнали животных. Отец Маши рассказал, что это популярное место среди охотников и по пути нам встретится навес со столиками, а до стоянки охотников точно будет прокатка. Так и было. 3 километра шли по колее. На месте стоянки охотников, видно было что машины развернулись и дальше шла только лыжня. Лыжня шла до поля, где была деревня Косеват. Идти по лыжне было тяжелее, чем по целине, так как становясь на лыжню, резко проваливаешься ниже на 30-40 сантиметров. При такой ходьбе создаётся большая нагрузка  на колени. Идти сбоку по засыпанной колее тоже неудобно – высота снега 60 сантиметров и по колее разбросаны ветки, так как дорога очень старая и заброшенная.
Дорога продолжается за деревней и пересекает ручей. На ручье есть некое подобие мостика, по которому мы успешно переправились. Дороги по прежнему нет – сплошная целина. Решили идти вдоль кромки леса и через 700 метров обнаружили свежую прокатку.
Пошли по прокатке, которая привела нас сначала в вымершую деревню Дубровка, а потом в поселок Старое Хотмирово, откуда начинался асфальт.
Дороги на поселок Копань (на самом деле назывался Копаль – на карте ошибка) из дубровки на прямую не обнаружили - видимо её давно уже нет.
За посёлком есть возвышенность (примерный перепад 20 - 25 метров). На возвышенности хороший хвойный лес (ель и сосна).  Там и устроили ночёвку.
В Копали отдельные участники нашей группы сделали большую глупость – погладили местную собаку. Собаке было явно скучно и она увязалась за нами. На ночевке собака ко всем лезла, мешала, тырила вещи.

ДЕНЬ 7 (6 января) 19,4

П. Копаль – п. Взголяжье – ур. Марьевка – п. Нижнее Бунево – п. Подковка - Шаровичи
Выход: 11:00
Погода: день -10...-12, ночь -12...-16, переменная облачность   
Ходовое время: 6 часов

После столь героического по ходовому времени и километражу дня, решили рано не вставать. Выход был назначен на 11 часов.
Ночью собака сгрызла банку с солью, пришлось остатки соли завернуть в пакет. Также сперла у меня из рюкзака пакет с вещами, за что я на нее сильно обиделся. Позже обнаружилось, что носок собака все-таки смогла заныкать и валяла его в снегу. Носок отнял и повесил сушить. Сушку носок не пережил, сгорел :(
За посёлком Копаль, планируемой дроги не оказалось, поэтому решили особо не совершать подвигов и с мыслью, что здоровье и нервы дороже, да ещё и праздник на носу висит, пошли по асфальту до деревни Шаровичи. До похода мы точно не знали, как проходит асфальт и в этот день мы выяснили всё. Шли особо не напрягаясь. По дороге встретили указатель, который повествовал, что недалеко находится памятник сожжённой деревне Марьевка (около 800). Тогда созрел план, что возможно дальше будет планируемая изначально дорога и можно по ней пойти. Но, дойдя до памятника, стало ясно, что дальше снова целина. Так как пункт назначения обеих дорог один – поселок Шаровичи, было решено поступить более разумно и пойти по асфальту.
Вернулись на асфальт и не прогадали – под посёлком Нижнее Бунево находится небольшой мемориал и братская могила.
Отдохнули, сфотографировали памятник и пошли дальше в место назначения.
На входе в посёлок находится магазин, в котором нам любезно разрешили перекусить. Закупив дополнительной провизии для празднования наступления рождества, группа отправилась за железную дорогу в поисках места ночевки. На краю Шарович находится плотина, которая образовала озеро. По центру озера был расчищен небольшой каток.
За железной дорогой нашли укромное место для ночёвки, не видное с дороги в хорошем лесу. Встали засветло, наготовили дров и отпраздновали наступление рождества. Спать легли довольно рано, потому что на следующий день нас ждал штурм финиша – Безымянной высоты.
У местных жителей узнали, что по планируемой дороге пройти будет очень трудно  из-за её отсутствия, и логичным действием будет идти дальше по асфальту.

ДЕНЬ 8 (7 января) 27,4 км

П. Шаровичи – п. Большая Лутна – п. Милеево – п. Высокое – Мемориал «Безымянная высота» - п. Милеево
Выход: 10:00
Погода: день -8...-12, ночь -8...-10, переменная облачность
Ходовое время: 7 часов

Утром вышли в планируемое время. Когда дошли до посёлка Милеево, Островзоров Дима выдвинул предложение: оставить его в ближайшем хвойном лесу для разбивки бивуака, оставить рюкзаки и совершить радиальный выход до мемориала впятером.
От места бивуака до мемориала расстояние 8,7  километров.
Налегке наша группа смогла преодолеть это расстояние за 1 час 30 минут. На мемориале сделали несколько фотографий, перекусили и выдвинулись назад. Назад шли немного дольше по времени – около 2 часов.



Пришли на место бивуака по светлому, где уже горел костёр и было заготовлено много дров.

ДЕНЬ 9 (8 января) 10,5 км

П. Милеево – п. Бетлица
Выход: 9:00
Погода: день -4...-7, переменная облачность
Ходовое время: 2,5 часа

В связи с тем, что информации об автобусах из п. Бетлица до г. Кирова у нас не было, решили выдвинуться в 9 утра. По дороге у местных в деревнях узнали, что ближайший автобус из п. Бетлица в г. Киров в 12 часов.
На краю посёлка, прямо около указателя, стояла чёрная «Волга» и, незнакомый на тот момент мужчина, открыл дверь и с непонятной интонацией произнёс: «Куда это вы собрались? Не проходите мимо!» Сначала мы насторожились, но потом он поинтересовался: «Лена в вашей группе или есть ещё сумасшедшие группы?» и тогда всё стало ясно. Шаталова Лена, которая не предупредила, что за ней приедет отец, немного отстала с Димой. Ну а напряжение остальных участников превратилось в расслабление. Сфотографировались с указателем и отец Лены нас партиями довёз до местного автовокзала, где уже ждал ещё один родитель. Приехал из Бытоши на машине наш старый знакомый – отец Маши. Пока руководитель ставил штамп на вокзале, группа подсуетилась и организовала стол под навесом автовокзала, на котором были термоса с вкусным чаем, пирожки и бутерброды, привезённые родителями.


На этом наш поход завершился, и мы отправились на автобусе в г. Киров.
По приезду на кировский автовокзал, выяснили, что автобус до Брянска отправляется в 14.00, но билетов на него нет. Основным вариантом отъезда была электричка Фаянсовая-Дятьково-Брянск, но ждать её было долго. Подумали, что быстрее было бы поехать в Людиново, а оттуда на автобусе в Брянск. Приехали в Людиново. Автобус оттуда в 17.20, но по пояснению билетного кассира, он сломан и поэтому не поедет.
В итоге пошли на железнодорожный вокзал Людиново-2 и поехали на электричке до Дятьково (на той электричке, которую не стали ждать в Кирове). Из Дятьково на автостанции стояла маршрутка до Брянска. На ней мы и уехали.

Действующие лица



Печенкин Андрей
руководитель

Печенкина Светлана

Баранов Дмитрий
(DimaB)

Шаталова Елена

Островзоров Дмитрий
(Борисыч)

Дёмина Мария
Так мы выглядели перед отъездом.

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
   
1. Планировать расстояние больше 15 километров в день не стоит, если заведомо не известно их состояние;
2. Если есть снегоступы, лучше их взять;
3. Становиться на ночевку лучше в хвойном лесу – это обеспечит запас дров и облегчит их поиск в тёмное время суток;
4. Лучше всего утром вставать всей группе сразу – это обеспечит более оперативный сбор и выход;
5. Становиться на ночёвки надо дальше от населённых пунктов;
6. Не следует в населённых пунктах гладить или подкармливать собак – это чревато тем, что собака увяжется и не отстанет;
7. В 4-местной палатке вполне комфортно вмещается 6 человек в 2-х спарках, лучше из коконов.

P.S. По последним данным МКК зачла 2 к.с., но справки из Орла еще не пришли.

Dron

Молодцы, что тут скажешь!  :good0000:

>>Товарищ с солью приехал в 12 часов 30 минут. К тому времени мы уже были готовы выходить. Немного постояли, пообщались и выдвинулись до памятника.
Неа, в 11-55  :) Из 16км пути (двигался 3ч 5мин) - по целине шёл около половины... Лыжню основательно подзанесло за новогоднюю ночь.

Карта 1-го января - а дорога там идёт точно по границе 33-го и 46-го кварталов  :acute: Или вы не по ней шли?

Перед Першино - думал, рискнёте Упарой в устье перейти, хотя там куча деревьев лежит, но по ним перелезть можно. Минус пару километров целины.

А насыпь от озера Святого и дальше на северо-запад - действительно не раскатана до того места где вы на ней оказались по следам трактора. Там колеи с грязью - когда нет снега, то там на вид и зилу 131-му местами будет трудно. Когда есть снег - это только кажется что ровно  :)
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

DimaB

Цитата: Dron от 17 февраля 2011, 12:46:53
Карта 1-го января - а дорога там идёт точно по границе 33-го и 46-го кварталов  :acute: Или вы не по ней шли?
Андрей 1-2 января трек с GPS писал, путь должен быть нарисован точно.

Radriggo

Да, довольно прикольным поход получился.
По поводу дороги - вполне возможно что она идёт ровно по просеке, просто я рисовал как ощущал по ходу движения, потому что OziExplorer почему-то оборвал начало трека когда сохранял (хотя я в настройках выставил максимум точек длины трека) как раз до границы 32 и 33 квадрата.
Мой дом - лес!