Мифы и легенды советского велоспорта: Юрий Петрович Самойлов.

Автор morsa, 11 февраля 2012, 23:43:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

morsa

Юрий Петрович Самойлов — спортсмен, веломеханик, рамостроитель и без сомнения легенда советского, да и российского велоспорта. Но попробуйте набрать это имя в окошке любого поисковика и что вы найдете — мифы! Пару баек, много домыслов и никакой ценной информации об этом человеке, и это при том, что Самойлов посвятил более чем 50 лет своей жизни велоспорту. Многие даже не знают, жив ли он еще. А Юрий Петрович тем временем очень даже жив и здоров, находится в светлом уме и ясной памяти, может многое рассказать про велоспорт, свою работу веломеханика и веломастера.

Тем не менее, история интервью которое вы прочтёте далее, достаточно сложная.

Ведь нам удалось встретиться с этим человеком еще в середине лета 2011 года. Впервые мы ехали к нему пообщаться по поводу рамостроения и инструментария. И конечно же троим из пяти, посетившим его в тот первый раз людей, не терпелось проинтервьюировать мастера. Но человек предполагает, а Юрий Петрович, услышав об интервью, сказал как отрезал: «Нет ребята, давайте по делу, без интервью. Я старый, устаю быстро, не надо интервью». Не лишним будет сказать, что после первой нашей поездки мы с Юрием Петровичем нашли общий язык и подружились, после чего стали часто его навещать. Он нашёл в нас достойных преемников своего опыта, а мы в нём отличного учителя. Об интервью уже никто даже не заикался, но я всё равно не оставил желания проинтервьюировать великого рамостроителя, и в голове моей потихоньку собирались вопросы, которые так или иначе висели в воздухе.


Тем временем нам довелось познакомиться с удивительным фотоархивом Самойлова, услышать множество рассказов о спортивном прошлом и узнать об истории его жизни. В соответствии с этой информацией требовалось подобрать вопросы, которые хоть немного раскрыли бы жизненные вехи мастера. И вот, в один из холодных осенних дней мы снова поехали к Юрию Петровичу, но не с пустыми руками, а с рамой, собранной при его активной поддержке. Раму он оценил, напоил нас чаем, а когда мы уже собирались уезжать, вдруг неожиданно спросил: «А что ребята, пишут ли обо мне в интернете?!». И тут нас как прорвало, мы рассказали о том, что никакой достоверной информации о нём найти почти невозможно и скрепя сердцем, снова попросили дать нам интервью. Самойлов согласился. Мы договорились встретиться ровно через неделю. После этого всю неделю я в панике заряжал диктофоны, собирал вопросник из тысячи вопросов которые проскакивали в интернете, крутились в голове, ну и опять же висели в воздухе. Также я готовил фотографии и информацию, чтобы хоть как то объяснить Юрию Петровичу чем мы занимаемся и как теперь используются его рамы. И вот через неделю это случилось, мы приехали, я включил аж два диктофона для перестраховки и мы расспросили мастера обо всём что нас интересовало. А после интервью Юрий Петрович поделился с нами фотографиями из своего архива, для того чтобы мы смогли оформить эту статью. Переходим к сути.

статья на fixedgearmoscow.ru  http://www.fixedgearmoscow.ru/2011/12/6483/

morsa

А пока спортсмены забылись в тревожном сне, их боевые велосипеды моет, чистит, проверяет Юрий Самойлов, лучший механик нашей страны, человек, который в дни гонки практически не знает, ни сна, ни отдыха.   «Вот финишируем, тогда лягу и просплю в прекрасной Варшаве все свои выходные дни, а пока... не имею права».

Виктор Капитонов.


История редко забывает чемпионов. В 70х годах прошлого века советские велогонщики были настоящими «рок — звездами», им рукоплескали стадионы. Они выигрывали престижные гонки, получали медали и венки победителей, всходили на пьедесталы. Газетные полосы пестрели описанием их подвигов и побед. Поэтому даже в наше время легко найти краткую биографию любого спортсмена прошлого века. В этой биографии будут прописаны все награды и достижения. А механики? Ну а что механики, они всегда были в тени, не всходили на пьедесталы почёта и о них редко писали газеты. Поэтому история велоспорта почти забыла их. Но вот спортсмены никогда не забывали о людях, от которых часто зависела победа всей команды.

Во время подготовки первой части статьи я искал книги по велоспорту советских времен, интересовали конечно же мемуары тренеров и спортсменов. И было совершенно не удивительно, что во всех найденных книгах приведены воспоминания о Юрии Петровиче Самойлове. И какие! Это всегда воспоминания о «Человеке» с большой буквы. Их то я и собрал в этой части статьи.   Первое, с чего хотелось бы начать, мемуары о гонках тренера советской сборной — Леонида Михайловича Шелешнева, человека который привёл Самойлова в большой спорт. В его книге «Большие гонки» Самойлову посвящена целая глава под названием «Механик», которую я привожу здесь целиком.


далее на http://www.fixedgearmoscow.ru/2012/02/6734/

Spartak

Мне довелось видеть и немного пообщаться с Ю.Самойловым где-то в году 1989-90.Было зто в Москве на Ленинских горах.Там проводились Всесоюзные ветеранские соревнования Велоклуба "Пелетон"-кольцевая гонка.Он приехал на своем велосипеде,чем привлек всеобщее внимание.Особенно когда к нему подкатили бывшие его подопечные из сборной.Вокруг сразу собралась внушительная группа,Очень эмоциональная встреча.Там я у него впервые увидел на системе изогтутые шатуны,по поводу которых над ним подшучивали-"Петрович,шатуны по дороге погнул?"Вот не помню учавствовал ли он в заездах.Вообще личность конечно легендарная.Помнится,говорили,что рамы от Самойлова ценились намного выше чем "Тахион",который делался в КБ при ХВЗ специально для сборников.Да и сейчас тоже они в чести.
И вечный бой, покой нам только снится.
Дорогу осилит идущий.

IvanIvanych

Я на веломании видел в продаже раму Samoilov. Не помню, сколько за нее просили, но мне показалось, что очень дорого. Тогда я не знал кто такой Самойлов.
Он же сам вручную рамы делал. Я так из текста статьи понял. Паял  серебром.
В этом месте должна быть умная фраза заставляющая задуматься.

Spartak

Да, Ю.Воронцов пожалуй первый у нас в стране начал делать рамы экстра класса из Рейнольдовских и Колумбовских труб.В Харькове Р.Воронцов занимался темже,но он вроде  позже.Рамы обоих сейчас достаточно редки и потому стоят не дешево,также как все стальное тех лет.Велоантиквариат особенно популярен на западе,где клубы любителей велоретро устраивают гонки на таких велах восстановленных и в оригинальном обвесе и раскрасе.Что касается серебра,то все просто и ничего удивительного.Пайкой серебра  всегда ремонтировали рамы (узлы меньше перегревались),ну и в целом паять серебрянным припоем лучше,но дороже,поэтому в СССР и паяли на ХВЗ латунью.Сам многократно занимался этим делом, в те далекие времена-ремонт и переделка рам,обычно трековые в шоссейные.Кстати сварка в производсте велосипедных спортивных стальных рам никогда не применяласть,только пайка.Алюминиевые,да сваривают с применением аргона.
И вечный бой, покой нам только снится.
Дорогу осилит идущий.