Отчет о лыжном походе 1 к.с. 2-7 января 2013 г.

Автор DimaB, 06 июня 2014, 14:02:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

DimaB

ОТЧЁТ

о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 1 категории сложност по Смоленской и Калужской областям,
совершённом группой из г. Брянска в период со 2 по 7 января 2013 года

Маршрутная книжка:  № 02/ 13
Руководитель группы:  Бакин П.Е.

Содержание
1.1     Проводящая организация
1.2     Место проведения
1.3    Общие справочные сведения о маршруте
1.4     Подробная нитка маршрута
1.5     Обзорная карта региона
1.6     Определяющие препятствия маршрута
1.7     Данные участников
1.8     Адрес хранения отчёта
1.9     Поход рассмотрен МКК
2.       Содержание отчета
2.1     Общая идея похода
2.2     Варианты подъезда и отъезда и другие полезные сведения
2.3     Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.4     Изменения маршрута и их причины
2.5     График движения
2.6     Техническое описание прохождения группой маршрута
2.7     Потенциально опасные участки на маршруте
2.8     Перечень наиболее интересных объектов на маршруте
2.9     Дополнительные сведения о походе
2.10  Стоимость питания, средств передвижения
2.11   Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

1. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода)

1. 1 Проводящая организация
Поход совершила группа туристов из г. Брянска.
Руководитель Бакин Павел Евгеньевич.

1.2 Место проведения
Российская Федерация, Смоленская и Калужская области.

1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина маршрута (вид туризма Лыжный
Категория сложности похода 1
Протяженность активной части похода, км      124
Продолжительность, дней:    
– общая 6
– ходовых дней 6
Сроки проведения 2.01.2013 – 7.01.2013
1.4 Подробная нитка маршрута
Гагарин – Нов. Слобода – Стар. Слобода – Будаево – Ивановское – Городище – Новое – Дор – Холм – Ореховня – Челищево – Угрюмово – Ивановское – Захарово – Строево – Юхнов.

1.5 Обзорная карта региона

1.6 Определяющие препятствия маршрута














Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия (для протяженных) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Путь прохождения (для локальных препятствий)
Снежный участок н/к 4,5 км Лесничество - ур. Фролово На лыжах
Снежный участок н/к 14 км д. Будаево - ур. Дятлово На лыжах
Снежный участок 1A 3 км ур. Дятлово - д. Ферма-Новое На лыжах
Снежный участок н/к 13,5 км д. Ферма-Новое – д.Курьяново На лыжах
Снежный участок н/к 15,5 км д. Скугорево - р. Желонья На лыжах
Переправа н/к     р. Востовка На лыжах, ледовая переправа
Переправа н/к     Р. Иловка На лыжах, ледовая переправа
Переправа н/к     Р. Городня На лыжах, ледовая переправа
Снежный участок н/к 5 км р. Городня - 10 лесной квартал На лыжах
Снежный участок 4 км 10 лесной квартал - д. Челищево На лыжах
Снежный участок н/к 4,5 км д. Захарово - ур. Крапивка На лыжах
Снежный участок 2,5 км ур. Крапивка - ур. Федюки На лыжах
Снежный участок н/к 8 км ур. Федюки - д. Новоуспенск На лыжах
1.7 Данные участников







ФИО Туристский опыт Обязанности в группе
Руководитель
Зам. руководителя
2ПУ (Калужская и Брянская области)          Завпит, казначей
Хронометрист
Чекулаева Татьяна Сергеевна
Фотограф
Кудашев Юрий Владимирович
1ПУ (Горный Крым) Реммастер, краевед
1.8 Адрес хранения отчёта
Адрес интернет-сайта нахождения отчёта: www.forum.bryansk-velo.ru

1.9 Поход рассмотрен МКК
МООО РСФСТ. Шифр полномочий: 15 - 01 -  434400000

2 Содержание отчета
2.1 Общая идея похода
      Общая идея похода состояла в прохождении группой маршрута на лыжах, протяжённостью 120км (г. Гагарин (Смоленская область) – г. Юхнов (Калужской области), подготовка участников и руководителя к последующим зимним походам более сложных категорий трудности, получение туристского опыта на лыжных маршрутах.
      Маршрут старались прокладывать в незаселённых или малозаселённых территориях Центральной России.
      Движение осуществлялось по классической схеме и методике лыжных походов. Использовался опыт других групп, совершивших лыжные походы по равнинной местности.
      Максимально старались уменьшить вес рюкзаков на маршруте.

2.2 Варианты подъезда и отъезда и другие полезные сведения
      2.2.1.  Варианты подъезда.
      Нами было рассмотрен один вариант подъезда к месту старта (железнодорожный вокзал г. Гагарина) из г. Брянска: поезд 076Щ (Брест- Москва)- отправление от ж/д станции Брянск- Орловский 2 января 2013 г в 3.10, прибытие на ж/д станцию Гагарин 2 января 2013 г в 9.23. Это самый оптимальный вариант подъезда на общественном транспорте.
      2.2.2.  Варианты отъезда.
Отъезд  от автостанции г. Юхнов (место нашего финиша). Нас интересуют автобусы, идущие до г. Калуги после 14.00. Следует учесть, что нам необходимо было отъехать от ж/д станции Калуга-2. Подходит рейсовый автобус Юхнов- Калуга, с отправлением в 14.50. Необходимо  выйти на остановке по требованию в 2 км от ж/д станции Калуга-2 (прибытие в 16.40) . Из Калуги- 2 возможно добраться до ж/д станции Брянск-Орловский либо проходящими поездами дальнего следования (без пересадки), либо пригородными поездами от ж/д станции Калуга- 2 до ж/д Сухиничи- Главные ( с одной пересадкой в г. Сухиничи), и ж/д станции Сухиничи- Главные до Брянска- Орловского.
      1-ый вариант отъезда: поезда дальнего следования, которые подходят нам ( во временном интервале (17.00- 21.00, с прибытием в Брянск, не позднее 24.00 7.01.2013 года): поезд №073А Москва- Львов (отправление в 18.13, прибытие в 21.19); поезд №061Х Москва- Николаев (отправление в 18.30, прибытие в 21.32); поезд №065М Москва- Кишинёв (отправление в 19.17, прибытие в 22.36); поезд №077М Москва- Ковель (отправление в 19.27, прибытие в 23.07); поезд №041В Москва- Киев (отправление в 19.44, прибытие в 23.15); поезд №055М Москва- Хмельницкий (отправление в 20.28, прибытие в 23.48).
      2-ой вариант отъезда (принятый нами): пригородный поезд Калуга2- Сухиничи- Главные с отправлением в 17.49 и прибытием в 19.09 (цена билета- 124 рубля); пригородный поезд Сухиничи- Главные- Брянск-1-Орловский с отправлением в 20.30 и прибытием в 22.54 (цена билета- 200 рублей).
      2.2.3.    Наличие заповедников и других зон ограниченного доступа на маршруте.
Наш маршрут пересекал ФГБУ Национальный парк «Угра», на участке с урочища Крапивка (Калужская область) до г. Юхнов (калужской области) в 5 и 6 ходовые дни похода. Национальный парк «Угра» относится к сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Калужской области.  Адрес национального парка «Угра»: 248007, Калуга, Природное лесничество, д. 3а. Электронная почта : parkugra@list.ru. Телефон отдела туризма: 7 (4842) 277-023. Телефон ответственного дежурного: +7 (920) 611-50-62. Оформления каких-либо пропусков для посещения Национального парка не требуются.
      2.2.4  Наличие медучреждений.
Наш маршрут проходил по территориям Смоленской области (Гагаринский район, Темкинский район) и Калужской области (Износковский район, Юхновский район), что обеспечивало группе возможность, в случае экстренной необходимости, воспользоваться следующими, ближайшими к нитке маршрута, медицинскими учреждениями:
      - ОГБУЗ " Гагаринская центральная районная больница ", Смоленская область, г. Гагарин, ул. П. Алексеева, д.9, +7(48135) 34009.
      - Никольская врачебная амбулатория, 215027, Смоленская область, Гагаринский район, д. Никольское, +7(48135) 73244.
      - ОГБУЗ " Темкинская центральная районная больница ",  Смоленская область, Темкинский район, с. Темкино, ул. Советская, д.24,  +7(48135) 41703.
      - Горковский фельдшерско- акушерский пункт, 215363, Смоленская область, Темкинский район, деревня Горки.
      - ГБУЗКО "Центральная районная больница Износковского района", 249880, Калужская область, Износковский район, с. Износки, ул. 40 Лет Октября, д.1, +7(48449)45792.
      - Фельдшерско- акушерский пункт деревни Ивановское Износковского район Калужской области, почтовый индекс 249890.
      - ГБУЗКО " Центральная районная больница Юхновского района ", 249910, калужская область, г. Юхнов, ул. Братьев Лукашиных, д. 66, +7(848436) 21144.

2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
      2.3.1  Аварийные выходы с маршрута.
      Исходя из географических и административных условий места прохождения похода, нами были рассмотрены следующие аварийные сходы с маршрута:
      - Первый день похода (по графику: город Гагарин – урочище Ромашково): город Гагарин, Федеральная трасса М 1 "Беларусь".
      - Второй день похода (по графику: урочище Ромашково – урочище Игнатово): деревня Токарево – деревня Никольское- город Гагарин.
      - Третий день похода (по графику: урочище Игнатово – деревня Теплихово): деревня Скугорево – д. Холмино – посёлок Темкино.
      - Четвёртый день похода (по графику: деревня Теплихово – деревня Челищево): деревня Ореховня – посёлок Темкино или деревня Ивановское (ж/д разъезд Угрюмово).
      - Пятый день похода (по графику: деревня Челищево – урочище Федюки): деревня ивановское (ж/д разъезд Угрюмово).
      - Шестой день похода (по графику: урочище Федюки – город Юхнов): деревня Беляево – город Юхнов или деревня Кувшиново – город Юхнов).
      2.3.2.  Запасные варианта похода.
      В случае аварийных выходов из похода, группа могла двигаться дальше из следующих населённых пунктов, с сохранением дальнейшей нитки похода:
      - Первый день похода: Гагарин – Новая Слобода – Старая Слобода – Будаево – Ивановское – Городище – Новое – Дор – Холм – Ореховня – Челищево – Угрюмово – Ивановское – Захарово – Строево – Юхнов.
      - Второй день похода: Никольское – Колесники – Родионово – Макеевское – Новое – Дор – Холм – Ореховня – Челищево – Урюмово – Ивановское – Захарово – Строево – Юхнов.
      - Третий день похода: Темкино – Савостьяново – Шибнево – Угрюмово – Ивановское – Захарово – Строево – Юхнов.
      В случае решения не переправляться через реку Угра (шестой день похода, участок маршрута между деревней Мокрово и городом Юхнов), запасной вариант маршрута на этом участке планировался следующий: деревня Мокрово – деревня Кувшиново – урочище Красный Столб – деревня Колыхмаково – город Юхнов.

2.4 Изменения маршрута и их причины
      На участке маршрута: урочище Дятлово - Новое. Вместо запланированного движения по лесной дороге с азимутом 160 до деревни Городище, пошли по просеке с азимутом 200, вышли на кромку поля, северо-восточнее  деревни Ферма Новое и с азимутом 110 через 1300 м вышли к мосту через реку Воря в деревне Городище. Причина - отсутствие лесной дороги на этом участке, с расстоянием 2800 м.

2.5 График движения







Дни пути Дата Участок пути Протяжённость, км Чистое ходовое время, ч Определяющие препятствия на участке Метеоусловия
1 02.01.2013 Гагарин – Будаево 18,9 6:01 Снежные участки от Гагаринского лесничества до ур. Фролово и от д. Будаево до места ночёвки. -2ºC Днём ясно. Ночью пошел мелкий снег
2 03.01.2013 Ивановское – ур. Матюково 19 5:53 Снежные участки от места 1 ночёвки до Ферма-Новое и от Ферма-Новое до места 2 ночёвки 0 ºC Снег
3 04.01.2013 ур. Матюково – Теплихово 24,8 6:53 Снежные участки от места 2 ночёвки до д. Курьяново и от д. Скугорево -1...+1 ºC Снег
4 05.01.2013 ур. Замухино – Челищево 21,4 8:58 Снежный участок от места 3 ночёвки до р.Желонья; реки: Востовка, Иловка, Городня; снежный участок от р.Городня до Челищево -1...+1 ºC Снег
5 06.01.2013 Угрюмово – ур. Щелоки 21,1 6:09 Снежный участок от Захарово до места ночёвки -7...-6 ºC Пасмурно, снег
6 07.01.2013 ур. Железинка – Юхнов 18,8 4:37 Снежный участок от места ночёвки до д. Новоуспенское -5...-6 ºC Пасмурно, снег
2.6 Техническое описание прохождения группой маршрута
День 1. (02.01.2013)
     В 9:23 наш поезд прибыл на станцию Гагарин.
     Перепаковали вещи, взвесили рюкзаки.
     Вес рюкзаков:
     Паша: 20,3 кг
     Миша: 17 кг
     Дима: 21,45 кг
     Юра: 19,3 кг
     Оля: 14,2 кг
     Таня: 14,1 кг
     В 10:00 тронулись в путь. По железной дороге прошли 2,7км за 27мин до лесничества и устроили перекус. В этом месте планировалось уйти с железной дороги на лесную дорогу, ведущую в ур. Фролово. Эта дорога не нанесена на карту, но она просматривается на космоснимке, и на более старых картах она есть. На местности она оказалась сильно заросшей и заваленной.
     11:10. Встали на лыжи, пошли по почти несуществующей дороге в сторону ур. Фролово. За 50мин продвинулись на 900м и остановились на привал.
     12:20. Закончили привал, двинулись дальше. Дорога стала лучше. Сломался элемент крепления лыжи Оли, ремонт занял 5 мин. В 12:58 вышли в поле ур. Фролово. По полю шла попутная старая лыжня – поехали быстро. В 13:13 остановились на привал в этом же поле. За этот переход прошли 1,8 км. 
     13:25. Закончили привал, идём дальше. Через 17 мин и 1,1км вышли на асфальтированную автодорогу Петрецово – М1.
     13:51. Сняли лыжи и пошли пешком по асфальту до трассы М1 и далее до поворота на д. Нов. Слобода (2,8 км, 35 мин). Там очередной привал.
     14:37. Закончили привал, пошли дальше пешком по хорошей расчищенной дороге через деревни Нов. Слобода и Стар. Слобода.
     Прошли 2,8км за 38 мин до поворота на Будаево. Дальше в сторону д. Будаево пошла заснеженная непрокатанная дорога, поэтому остановились, чтобы обуть лыжи.
     15:23. На лыжах выходим в сторону д. Будаево. Через  13 мин. и 600 метров останавливаемся на перекус  вблизи водонапорной башни на юго-западной окраине д. Будаево.
     16:10. Закончили перекус, двинулись в путь по дороге в южном направлении. Пройдя 2,7км, в 17:10 остановились на привал. Незадолго до привала у Димы соскочил с палки наконечник и потерялся в снегу. Для ремонта пришлось использовать верхушку молодой ели.
     17:29. Закончили привал идём дальше. Через 1,8 км выходим из леса на поле. Дальше по полю на юг 1,2км до места первой ночёвки (угол леса). На место ночёвки пришли в 18:37. Лес – ельник, с дровами проблем не было. Ночью пошёл мелкий снег.
     23:00. Отбой. Спать было жарко, тесно и душно.

День 2. (3.01.2013)
     6:00. Подъём.
     7:45. Завтрак
     9:15. Выходим на маршрут. Ещё темно, снег продолжает идти. Прошли 3,5км по дороге в направлении д. Ивановское и остановились на привал в 10:15. Снег прекратился.
     10:25. Закончили привал. Идём дальше, через 10 мин. у Димы сломался элемент крепления лыжи (потерялась серьга), ремонт занял 5 мин. Проходим д. Ивановское и далее на юг до р. Локна. Там очередной привал. За 1ч 3мин прошли 4,2 км.
     На привале взвесили рюкзаки:
     Паша: 18,3 кг
     Миша: 17,1 кг
     Дима: 21,8 кг
     Юра: 16,7 кг
     Оля: 13,7 кг
     Таня: 12,9 кг
     11:40. Закончили привал, идём дальше на юг по дороге. Через 15 мин. и 900 метров пересекаем ручей, после которого дорога должна повернуть налево и дальше выйти к д. Городище. На самом деле этой дороги нет. На её поиски мы безрезультатно потратили 49 мин.
     Лес в этом районе сильно заросший, с завалами, поэтому двигаться по азимуту без дороги в направлении д. Городище было бы проблематично. Решили изменить нитку маршрута: выходить на д. Ферма Новое а дальше выйти на запланированный маршрут.
     12:44. Начинаем движение по полю в сторону просеки. В 13:04 вышли на просеку. Она оказалась широкой и чистой, без завалов, но глубина снежного покрова на ней была выше колена. Снег рыхлый, глубоко проваливались даже на лыжах. Вдоль просеки расположены охотничьи вышки. Просека служит для отстрела загоняемых зверей – "печальная дорога смерти".
     Прошли по просеке 700 метров на юг и остановились на привал в 13:18. По пути у Димы оторвалось крепление от лыжи. Выяснилось, что его лыжи сверху обшиты тонким слоем пластика, а внутри состоят из какого-то «пенопласта», который не держит в себе саморезы – в результате крепления разбалтываются и отрываются.
     Прикрутили крепление и в 13:43 двинулись дальше на юг по просеке. Через 700 метров в 13:56 вышли на поле.
     Дальше по полю, через 500 метров вышли на дорогу, идущую в д. Ферма-Новое и по ней 1,8 км до деревни. На подходе к деревне у Оли сломался элемент крепления лыжи. На краю деревни в 14:50 устроили перекус и ремонт Олиной лыжи.
     15:21. Выходим пешком, проходим через д. Ферма-Новое, пересекаем р.Воря по льду. Дальше в поле начинается крутой подъём.
     Взбираемся не него и останавливаемся для того, чтобы обуть лыжи. Время 15:43.
      15:52. Начинаем движение по полю в направлении того места, где от поля отходит дорога на юг. В 16:03 нашли дорогу, входим в лес. Дорога старая, но вполне проходимая. Через 900 метров дорога выходит на полосу поля, обозначенную на карте и пропадает, поле представляет собой заросли молодых берёз. После этого заросшего поля дорога продолжается, но на подходе к деревне Дор – дорога опять пропала. В 16:41 остановились на привал недалеко от д. Дор.
     17:02. Закончили привал, начинаем движение напрямую через поле в сторону моста через р. Могиленка. Переходим мост и в ур. Матюково становимся на ночёвку в небольшом участке леса справа от дороги в 17:45. Лес не очень, хмызник, но нашли поваленный сухой дуб. Идёт мелкий снег, натягиваем над костром тент.
     22:35. Отбой. Приоткрыли палатку до сетки, но спать было всё равно жарко.

День 3. (4.01.2013)
     6:00. Подъём.
     9:25. Смазали лыжи, выходим на маршрут. Через 1,4 км ошиблись с дорогой: слишком рано повернули на восток – в результате оказались на дороге, которая идёт вдоль правого берега р. Жилинка (на карту она не нанесена). Пришлось идти по азимуту на юг, пересекать р.Жилинку и выбираться на свою дорогу. На дорогу вышли в 10:30 и остановились на привал. Взвесили рюкзаки:
     Паша 17 кг
     Миша 15,8 кг
     Дима 21,3 кг
     Юра 16,7 кг
     Оля 13,1 кг
     Таня 12,9 кг
     10:44. Начинаем движение в сторону д. Курьяново. На лыжи начал налипать снег, половина группы идёт пешком. Пройдя 2 км, в 11:30 выходим в деревню Курьяново. Здесь очередной привал.
     11:42. Выходим из д. Курьяново по прокатанной дороге пешком в юго-восточном направлении. В 12:06 вышли на асфальтированную дорогу Басманово – Горки. Прошли по ней 2,2 км в сторону п. Горки и остановились на привал в 12:30.
     12:45. Возобновляем движение. Через 3 минуты свернули на запад на асфальтированную дорогу. Пройдя по ней 1,3 км, повернули на юг на грунтовую заснеженную дорогу в сторону д. Холм. Через 400 м пересекли р. Полоть, дальше дорога пошла с набором высоты и через 1,3 км вышла в д. Холм. На входе в деревню есть оборудованный источник, возле него в 13:30 остановились на привал.
     Пополнили запасы воды в роднике и в 13:49 двинулись на юг через деревню. Через  8 мин на северном краю деревни обнаружили обитаемый дом с хозяйством, живностью и баней (хотя на карте деревня отмечена как нежилая).
     Оказалось, что хозяин дома понимает карты, он подсказал нам дальнейший путь, а заодно рассказал о местном фермерстве и лесной живности.
14:13. Попрощались с местным жителем и вышли из д. Холм в сторону д. Скугорево. Дорога сначала просматривалась, но вскоре совсем пропала – пошли по азимуту в юго-западном направлении. В 14:33 подошли к лесу. Вдоль леса в нужном нам направлении проходит дорога, по ней свежий снегоходный след.
     Выйдя на дорогу, остановились чтобы обуть лыжи.
     14:42. На лыжах по прокатанной снегоходом дороге выдвигаемся в сторону д. Скугорево. Через 1,5 км в 15:00 останавливаемся на перекус на центральном перекрёстке д. Скугорево.
     15:33. Вышли из д. Скугорево по дороге, идущей азимутом 140о. От края деревни начинается продолжительный спуск, дорога не прокатана. Внизу на дорогу выходит снегоходный след, дальше едем по нему. Встречаем поляну с кормушкой для кабанов. Лес красивый – гармоничное сочетание березы и ели. В 16:30 подходим к ур. Троица-Оселки и останавливаемся на привал.
     16:50. Закончили привал, продолжаем двигаться в сторону д. Теплихово. Прошли 400 метров за 10 минут – и снова пришлось остановиться: у Димы сломалась лыжная палка пополам. Отремонтировали, наложив шину. Ремонт занял 22 мин.
     17:22. Тронулись в путь. За 51 мин проехали 3 км и остановились на привал на краю д.Теплихово. Стемнело.
     18:35. Начинаем последний на сегодня переход – до места ночёвки. Пересекаем р. Истра по мосту, поворачиваем на юг и через 300 метров замечаем снегоходный след, идущий напрямую через заросшее хмызником поле в юго-восточном направлении. По нему доходим до леса и становимся на ночёвку, немного не доходя до ур. Замухино. По пути у Миши оторвалось крепление от лыжи, но он самостоятельно быстро его прикрутил на место, так что группу это не задержало. Лес на месте ночёвки в основном лиственный, в плане дров не очень хорошее место.
     0:30. Отбой.

День 4. (5.01.2013)
     6:00. Подъём.
     9:30. Выходим на маршрут. Ещё на ночёвке мы решили немного изменить этот участок маршрута. Изначально планировалось идти по дороге до устья р. Востовка, а затем азимутом 1500 напрямую через лес, пересекая р. Востовка и р. Иловка – выйти на дорогу, идущую в Ореховню.  Решили свернуть с дороги раньше и идти через  ур. Синеево в надежде, что это бывшая деревня и там остались какие-то дороги. На подходе к р. Востовка у Димы в глубоком снегу пополам поломалась одна лыжа. В 9:57 переправились по льду на противоположный берег реки и остановились для ремонта Диминой лыжи.
     Сняли крепление; выпилили из трёхслойной фанеры накладки и приделали их к месту перелома на саморезах и клею; поставили крепление на место. Ремонт занял 1ч23мин.
     11:20. Отходим от реки в сторону ур. Синеево. Идём по азимуту пешком, т.к. лес заросший. В 11:35 выходим на попутную дорогу. Дорога старая, заросшая, но без завалов, идти по ней можно на лыжах.
     Останавливаемся и обуваем лыжи. Здесь оказалось, что утренний ремонт был напрасным. Вся наша конструкция с треском разломалась, и Дима опять оказался с одной переломанной лыжей. Не нашли другого способа, кроме как отпилить лыжу в месте перелома и сдвинуть крепление вперёд. Получилась такая короткая «полулыжа». Пока производили ремонт, Таня, Миша и Оля протропили путь вперёд до поля, отмеченного на карте к западу от ур. Синеево, и вернулись с плохими вестями: дорога на выходе в поле заканчивается, а поле представляет собой заросли труднопроходимые  заросли молодых деревьев.
     12:35. Тронулись в путь.
     Диме идти неудобно: одна нога проваливается в снег глубже другой. Выйдя на заросшее поле, нашли какую-то лыжню. Она, петляя, вывела нас на снегоходный след. Снегоход, тоже петляя через заросли, в 12:50 вывел нас на дорогу, идущую по южному краю поля в направлении восток-запад. Остановились. Паша побежал на разведку по дороге в сторону ур. Синеево. Вернулся с хорошими новостями: поле ур. Синеево чистое, не заросшее и по нему идёт дорога, прокатанная снегоходом в нужном нам направлении.
     12:57. Выходим в сторону ур. Синеево. В самом урочище на берёзе прибит щит охотхозяйства.
     В 13:19 подошли к р. Иловка. Здесь развилка. Группа остановилась, Паша и Миша разделились и разведали обе дороги. Одна из них идёт на юго-запад вдоль правого берега Иловки, вторая – пересекает реку и идёт в том же направлении вдоль левого берега. Решили идти по второй.
     13:30. Перешли по льду р. Иловка, двигаемся дальше. Дорога, петляя, идёт вдоль реки, но через 200 метров резко поворачивает на 900 влево и уходит от реки на юго-восток. Ещё через 300 метров выходим на просеку, обозначенную на карте и по ней в южном направлении 700 метров до дороги, идущей на Ореховню. На дорогу вышли в 14:00. Остановились на привал. Отпилили Диме вторую лыжу пополам, чтобы обе ноги у него проваливались в снег на одинаковую глубину.
     14:10. Закончили привал, двинулись по дороге в сторону д. Ореховня. Идём пешком, т.к. дорога изрыта каким-то мощным трактором, местами до земли. Дорога идёт по болоту, время от времени по очереди проваливаемся. Через р. Желонья есть мост, на карте он не обозначен.
     В 15:05 остановились на перекус не доходя 1,5 км до д. Ореховня. На горизонте видны элеваторы от бывшего зернохранилища.
     15:40. Закончили перекус, идём в д. Ореховня. В 16:02 зашли в магазин в центре. В деревне много молодежи, приехавшей на каникулы.
     16:24. Отходим от магазина и идём по улице на южный край деревни. В 16:39 подходим к памятнику жителям д. Ореховня, павшим в боях за Родину.
     От памятника идём на юг. Пересекаем р. Городня, дальше выходим в поле. Дорога прокатана снегоходом. В южной части поля начинаютс я заросли. Дорога уходит в юго-восточном напливлении. Нам необходимо найти ответвление дороги на юго-запад в сторону д. Челищево. В 17:04 останавливаемся и начинаем поиск дороги. Потратили на поиск 26 мин., оказалось, что этой дороги нет. Решили изменить маршрут: вернуться немного назад и уйти по дороге с азимутом 2500 до ур. Химино, а оттуда 3,5 км по азимуту или чему-либо попутному до д. Челищево.
     17:30. Возвращаемся немного назад и уходим по дороге в сторону ур. Химино. Дорога прокатана. В 17:49, пройдя 1,2 км, пересекли ручей. Отсюда прокатанная дорога поворачивает направо и идёт на северо-запад, а прямо продолжается непрокатанная заросшая дорога. Остановились, Миша пошёл в разведку по прокатанной дороге. Когда вернулся – рассказал, что нам с этой дорогой не по пути.
     17:55. Начали движение по заросшей дороге в сторону ур. Химино. Дорога сильно заросла, местами почти теряется. В 18:47, пройдя 1,1 км вышли в поле ур. Химино. Здесь группа остановилась на привал, а Паша и Миша пошли на равзведку.
     Разведчики нашли попутный снегоходный след, и в 19:01 мы тронулись в путь. Сначала прошли 700 метров на юго запад по полю, затем свернули в лес на дорогу, не отмеченную на карте и пошли по ней в южном направлении, через 500 метров, в 19:24 вышли на вырубку, не отмеченную на карте. Кроме того, это место пересечения с дорогой, которую пытались найти, но не нашли двумя часами ранее. Эта дорога здесь была, но уходила только в одном направлении: в сторону д. Ореховня. На подходе к этому месту у Димы оторвалось крепление от его «полулыжи». На ремонт потратили 35 мин, но нормально приделать крепление уже не получилось. «Полулыжи» были признаны неремонтопригодными. Дальнейший путь Диме пришлось преодолевать пешком. У него забрали часть вещей из рюкзака, чтобы он мог быстрее передвигаться по глубокому снегу.
     19:59. Начали движение вдоль северного края вырубки на запад. Через 200 метров вырубка закончилась и мы остановились для поиска дороги в лесу. Время 20:14. На поиск хоть каких-то попутных дорог потратили 1ч23мин. Ничего попутного найти не удалось.
     21:37. Пошли по азимуту в сторону д. Челищево. Идём пешком, т.к. лес заросший и с завалами. Глубина снега выше колена. За 23 мин прошли 400 метров, пересекли ручей и остановились на привал.
     22:10. Продолжили движение по азимуту. За 50 мин продвинулись на 1,1 км и пересекли второй ручей. Здесь появилась дорога. Заросшая, непрокатанная, но всёж лучше, чем просто через лес.
     23:10. Обули лыжи, едем по дороге в сторону д. Челищево. Через 800 метров вышли на прокатанную снегоходами дорогу из ур. Буканово. По ней – до д. Челищево. В деревне привал. Время 0:15.
     0:25. Выходим с привала по дороге в сторону ст. Угрюмово. Через 1,6 км в 1:30 встаёмна ночёвку в лесу не доезжая ручья. До запланированного места ночёвки не дошли 1 км. Пошёл снег, над костром повесили тент.
     4:00. Отбой.

День 5. (6.01.2013)
     7:00. Подъём.
Ночью подморозило – ботинки встали колом.
     11:07. Выходим на маршрут. Дорога прокатанная, идём пешком. Через 15 минут, пройдя 500 метров, останавливаемся и обуваем лыжи.
     11:28. Идём на лыжах в сторону ст. Угрюмово. Но уже через 7 минут и 800 метров, снова останавливаемся, чтобы снять лыжи: началась разъезженная дорога местами с землёй.
     11:40. Сняли лыжи, идём пешком. Через 700 метров выходим на станцию. Дальше идём через  д. Угрюмово в п. Ивановское. В 12:08 в п. Ивановское покупаем Диме лыжи у местных жителей.
     12:21. Дима прикрепил новые лыжи к рюкзаку и мы двинулись дальше. Через 7 минут вышли к памятнику в центре п. Ивановское.
     Здесь же два магазина.
     13:01. Идём дальше пешком по асфальтированной дороге. Через 1,6 км проходим братскую могилу.
     Ещё через 1,7 км в 13:54 останавливаемся на привал.
     14:07. Продолжаем движение по асфальту пешком. Через 2 км в 14:34 останавливаемся на южном краю д. Савино, чтобы встать на лыжи (и поставить Диме крепления на новые лыжи). По счастливой случайности на лыжи вставали около какой-то ремонтной базы и для изготовления крепления для Димы нашли тиски.
     15:18. На лыжах вышли из д. Савино на юг по заснеженной полевой дороге. В 15:38, на подходе к д. Захарово обнаружили в поле братскую могилу.
     У Миши треснул носок лыжи, ремонтировать не стали.
     15:54. Двинулись дальше. Через 400 метров пересекли р. Ращена по какой-то плотине
     Ещё через 1,2 км в 16:30 остановились на привал. Дорога отклонилась вправо от нашего маршрута, поэтому Паша пошёл вперёд на разведку.
     16:40. Разведка показала, что дорога через 200 метров забирает влево и выходит на запланированный маршрут, поэтому пошли дальше по ней. Через 1,8 км в 17:55 подошли к братской могиле в ур. Крапивка.
     Здесь организовали перекус.
     18:20. Закончили перекус и тронулись в путь. Дорога пошла прокатанная каким-то снегоходным трактором. Наша скорость увеличилась. За 24 мин. прошли 3,2 км и вышли в ур. Федюки. Здесь пришлось поискать нужную дорогу, потратили на это 14 мин.
     18:58. Нашли дорогу, идём дальше. Через 600 метров прокатанная дорога уходит на восток. Останавливаемся в 19:09 для разведки выбора пути дальнейшего движения.
     19:20. Нашли непрокатанную дорогу, по полоске леса между двумя полями и двинулись по ней. Дорога постепенно становилась всё более и более заросшей. За 25 мин прошли по ней 600 метров и упёрлись в непроходимые заросли. Дальше дорога представляла из себя полосу заросшую кустарником и какими-то странными погнутыми, покорёженными деревьями. Идти по ней стало невозможным. Решили идти напрямую через лес вдоль этой дороги. Сняли лыжи и ушли метров на 20 вправо от дороги. Здесь оказалась ещё одна дорога, идущая параллельно той.
     20:02. Обули лыжи и поехали по найденной дороге на юг в сторону ур. Щелоки. Дорога не прокатанная, периодически на неё выходил снегоходный след. Через 2,2 км в 20:43 остановились на ночёвку в лесу, недалеко от северного края озера ур. Железинка. В лесу много трухлявых берёз – сделали нодью.
     1:45. Отбой.

DimaB

День 6. (7.01.2013)
     5:00. Подъём. Спать было тепло, но мало.
     8:40. Выходим на маршрут. За 55 мин прошли 3,9 км и остановились на привал между д. Моисейково и д. Новоуспенское. На привале взвесили рюкзаки:
     Паша 13,7 кг
     Миша 11,3 кг
     Дима 16,1 кг
     Юра 15 кг
     Оля 11,3 кг
     Таня 10,7 кг
     9:47. Тронулись в путь. Пройдя 2,7 км вышли к ур.Корцево. Здесь на перекрёстке дорог – памятник погибшей деревне.
     Прошли ещё 700 метров и остановились на привал в 10:45. По пути встретили охотников. Они спросили у нас про следы лосей, а мы у них – про переправу через р. Угра. Они сказали, что лёд достаточно крепкий. Они переехали Угру на снегоходе немного выше впадения в неё р. Кунова.
     11:05. Закончили привал, поехали дальше. После д. Строево выехали на асфальтированную дорогу. Дальше, не снимая лыж по заснеженной обочине дороги. Из стенда у дороги узнали, что раньше города Гагарин и Юхнов соединяла прямая дорога, называемая «Гжатским трактом» , и часть нашего маршрута проходила именно по этой дороге.
     Проехав 4 км, в 12:10 остановились на привал на автобусной остановке, недалеко от д. Козловка.
     12:20. Закончили привал, и двинулись дальше. Ушли с асфальтированной дороги и поехали напрямую через д. Мокрое к р. Угра.
     Через 4,6 км от места привала подошли к реке, нашли снегоходный след охотников и по нему в 13:25 пересекли реку. Ещё через 800 метров остановились перед входом г. Юхнов, чтобы снять лыжи. Время 13:38.
     13:54. Пешком входим в город и идём к автовокзалу. В 14:15 мы на автовокзале. Расстояние от входа в город до автовокзала – 1,5 км.

      Поход закончился.

2.7 Потенциально опасные участки на маршруте.
      2.7.1.  Потенциально опасными препятствиями на маршруте стоит отметить ледовые переправы через р. Воря, р. Востовка, р. Иловка, р. Городня, р. Угра. При использовании ледовых переправ выбирали светлое время суток, сложных метеоусловий не наблюдалось. Движение группы - "по одному", с интервалом 6-7 метров, на лыжах. Рекомендуем также расстёгивать или ослаблять крепления лыж, не надевать петли (темляки) лыжных палок.
      2.7.2.  Поскольку поход состоялся зимой, следует учитывать низкие температуры января в Центральной России. В связи с этим, правильно выбирать одежду, обувь, личное и групповое снаряжение. Уделить внимание устройству бивуака.

2.8 Перечень наиболее интересных объектов на маршруте.
      1.  Городище раннего железного века на северной окраине деревни Будаево Гагаринского района Смоленской области, на берегу реки Алешня. Использовалось племенами Дьяковской культуры, впоследствии древнерусским населением в 12-15 вв.
      2.  Двухэтажный усадебный дом дворян Воейковых в деревне Скугорево Тёмкинского района Смоленской области. В Отечественную войну 1812 года усадьба стала известна как первая ставка партизана Дениса Давыдова.
      3.  Братская могила советских воинов в деревне Ореховня Износковского района Калужской области.
      4.  Братская могила  в деревне Ивановское Износковского района Калужской области. Памятник на могиле 3455 погибшим советским воинам.
      5.  Ивановское поле. Место крупнейших боёв Ржевско-Вяземской оборонительной операции 1942 и Ржевско- Вяземской наступательной операции 1943 г., 33-ей, 43-ей и 49-ой армий. В этом  месте около года проходила линия фронта. Южнее деревни установлен памятник на братской могиле советских воинов.
      6.  Национальный парк "Угра". Является самой крупной охраняемой природной территорией Калужской области.
      7.  Поклонный крест на месте деревни Никитино Юхновского района Калужской области. В 1942 году деревня была уничтожена вместе со всеми жителями.
      8.  Участок Гжатского тракта. Одна из древнейших российских дорог, заложенных, вероятно, в 16-17вв. Свое развитие и торговое значение тракт приобрел в 18-19вв. как часть пути, связывающего центральные и южные губернии России с Санкт-Петербургом. Заканчивался он в г.Гжатске (г.Гагарин Смоленской области), где по Указу Петра I были построены пристани. От них водным путем товары доставлялись в столицу.
      Дорога представляла собой трехрядное полотно, разделенное кюветами и аллеями. Вдоль дороги располагались многочисленные, но ныне практически исчезнувшие, деревни и постоялые дворы.
      В годы Великой Отечественной войны (1941-43гг.) тракт был рокадной (прифронтовой) дорогой.

2.9 Дополнительные сведения о походе.
      Район похода расположен в средней полосе центральной России. Это густонаселённый район. На протяжении маршрута довольно часто встречаются различные населённые пункты. При подготовке походов в зимнее время по данному району следует учитывать, что здесь возможны как оттепели, так и заморозки до -300С.
      В походе использовались различные типы лыж и лыжных креплений:
      1) Паша: туристские деревопластиковые с туристскими креплениями (с тросиком).
      2) Миша: беговые деревянные с туристскими креплениями (с тросиком).
      3) Юра: туристские деревопластиковые с полужёсткими креплениями (с резинкой).
      4) Дима: беговые пластиковые/беговые деревянные с полужёсткими креплениями (с резинкой).
      5) Оля: беговые деревянные с полужёсткими креплениями (с резинкой).
      6) Таня: беговые пластиковые с полужёсткими креплениями (с резинкой).

2.10 Стоимость питания, средств передвижения
      На поезде от Брянска до Гагарина: 482,3 руб./чел.
      На автобусе от Юхнова до Калуги: 156 руб./чел.
      От Калуги до Брянска добирались электричками.
      Стоимость питания: 6 дней +1 резервный день: 1500 руб./чел.

2.11 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
      Поход показал, что очень важную роль играет подбор снаряжения. В нашем случае – это лыжи. Ненадёжные лыжи могут сильно осложнить жизнь туристской группе. Следует тщательно подходить как к подбору лыж, так и к комплектации ремнабора для них. Как показала практика, мы были готовы ко всем типам поломок, кроме перелома лыжи пополам. Наверное, проще таскать с собой «манюню», чем заморачиваться с таким ремонтом.
      Если сравнивать туристские и беговые лыжи, то преимущество первых ощущается на насте или плотном снегу, в рыхлый снег они проваливаются примерно на такую же глубину, как и беговые.
      На лыжи с пластиковой скользящей поверхностью снег в тёплую погоду налипает значительно меньше, чем на деревянные.
      С туристскими тросиковыми креплениями возникает меньше проблем, чем с полужёсткими на резинке.

Категорирование маршрута.

      Производим категорирование нашего маршрута на основе "Методики категорирования лыжных маршрутов" (приложения 3, радела 2 Регламента по спортивному туризму, вариант 6 от 23.09.05 г.) и на основе п. 98 Правил соревнований по спортивному туризму.

      1.  Определение соответствия района.

      Лыжный поход 1 к.с. совершён в Смоленской и Калужской областях Российской Федерации. Оба этих региона географически расположены на Восточно- Европейской части (Русской) равнины. Следовательно, данный район соответствует району в котором можно пройти лыжный спортивный маршрут 1 к.с. (п.2, табл. 5, приложение 3 раздела 2 Регламента "Максимальные категории сложности лыжных маршрутов в различных районах").

      2.  Определяем протяжённость маршрута по карте (Д).

      Д= 124 км, радиальных выходов не делали.

      Для расчёта используем топографические карты Генерального штаба СССР, издания 1983- 1984 гг с номерами 36- 023 (г. Гагарин); 36- 035 (п. Темкино); 36- 047 (г. Юхнов). Масштаб карт 1: 100000 (в 1 см - 1 км, сплошные горизонтали проведены через 20 м).

      3.  Определение суммарной величины работы (Т), затраченной на преодоление локальных препятствий.
 
      Суммарную работу, затраченную на преодоление локальных препятствий рассчитываем и проверяем по следующей формуле:

      а) Локальные препятствия нашего похода (см. п. 1.6. Отчёта) не идут в зачёт, поскольку не соответствуют требованиям классических локальных препятствий, обозначенных в таблице 3 "Оценка классических локальных препятствий" и таблице 4 "Оценка трудности ледопадов, каньонов, траверсов" Методики (приложение 3 раздела 2 Регламента).

      б) Согласно таблице 2 Методики (приложение 3 раздела 2 Регламента) для лыжного маршрута 1 к.с. Тmin= 0.

      в)    Получаем Т = 0 ≥ Tmin

      4.  Определение протяжённости маршрута (П).

      Для расчёта протяжённости используем формулу:

П = Дк, где к = 1,1 (для районов с Т = 0), получаем:

П = 124 х 1,1 = 136,4 (км)

      5.  Соответствие протяжённости маршрута.

      а)    Минимальную протяжённость лыжного маршрута 1 к.с. определяем по таблице 1 Методики (приложение 3 раздела 2 Регламента "Сводная таблица параметров маршрута").

Пmin =  100 км.

      б)    Соответствие минимальной протяжённости.

П = 136,4 км > 100 км

      6. Соответствие продолжительности маршрута (t).

      а)    Продолжительность нашего маршрута t = 6 дней.

      б)    Определяем нормальную продолжительность маршрута 1 к.с. (tн) по таблице 1 "Сводная таблица параметров маршрута" Методики (приложение 3 раздела 2 Регламента).

      tн min = 6 дней; tн max = 8 дней.

      в)  Соответствие продолжительности.

t = 6 дней = tн min;
t = 6 дней < 8 дней, "лишних дней" нет.

      7.  Определение суммарного перепада высот (В).

        Суммарный перепад высот определяем по формуле:


      а)  Строим высотный график маршрута.

      График был построен с использованием топографических карт Генерального штаба СССР, издания 1983- 1984 гг с номерами 36- 023 (г. Гагарин); 36- 035 (п. Темкино); 36- 047 (г. Юхнов). Масштаб карт 1: 100000 (в 1см - 1 км, сплошные горизонтали проведены через 20 м). Система высот Балтийская.

      б.   Перепады высот по дням представлены в таблице. При определениий суммарного перепада высот (В), перепады высот менее 100 м не учитываются.

      Получаем:
В1 = В2 = В3 = В4 = В5 = В6 = 0 (км)
В = 0 (км)























Отметка на графике, м        Географический объект
197,0 город Гагарин
200,8 Федеральная трасса М1
235,0 урочище Ромашково
221,0 река Воря
222,5 урочище Матюково
223,0 река Жилинка
275,8 деревня Холм
251,4 деревня Скугорево
220,0 деревня Теплихово
189,5 река Иловка
229,0 деревня Ореховня
188,2 река Городня
227,0 деревня Челищево
156,0 деревня Ивановское
196,0 урочище Крапивка
190,7 урочище Железинка
163,0 деревня Новоуспенское
132,9 река Угра
148,0 город Юхнов


Таблица  перепадов высот








День похода Подъём, м Спуск, м Перепад Bi, м Примечание
1 38 - 0 не учитываются
2 4 14 0 не учитываются
3 52,8 2 + 55,8 0 не учитываются
4 39,5 + 38,8 14 0 не учитываются
5 40 71 +5,3 0 не учитываются
6 15,1 57,8 0 не учитываются

     8. Определение и проверка соответствия  технической суммы (ТС).

     Для определения и проверки соответствия технической суммы похода, используем формулу:

ТС = В + Т ≥ ТСmin

а)   В п. 7 таблицы 1 Методики "Сводная таблица параметров маршрута" (приложения 3 раздела 2 Регламента) находим ТСmin для лыжного маршрута 1 к.с., ТСmin= 0.

б)  Получаем:

ТС = В + Т = 0 + 0 = 0;
ТС = 0 = ТСmin.
     9. Определение и проверка соответствия эквивалентной протяжённости маршрута (ЭП).

     Для определения и проверки эквивалентной протяжённости маршрута используем формулу:

ЭП = П + К * ТС ≥ ЭПmin, где К= 5

      а) В п. 8 таблицы 1 Методики "Сводная таблица параметров маршрута" (приложения 3  раздела 2 Регламента) находим ЭПmin и ЭПmax для лыжного маршрута 1 к.с. при нормальной продолжительности похода и Т= 0, ЭПmin= 100 км.

     б) Получаем:

ЭП = П + 5 * ТС = 136,4 + 5 * 0 = 136,4 + 0 = 136,4 (км);
ЭП = 136,4 км > ЭПmin = 100 км;


     10. Вывод:
Наш маршрут соответствует лыжному маршруту 1 к.с. по всем параметрам.





Отчет написан Руководителем Бакиным Павлом (большая часть) и Кудашевым Юрием.
Я лишь отредактировал его для размещения на форуме.

Поход засчитан МКК, получены справки.

gys


DimaB

Цитата: gys от 06 июня 2014, 21:34:43
Дима, у тебя лыжи NLK SPEEDSTER? не узковаты для целины?
Нет у меня этих лыж больше.
Ввиду того, что лыжник я никудышный, целину мне тропить не доводилось. А по пробитой лыжне ширины лыж хватало.

Извиняюсь, сразу не заметил. Ввиду ограничения на размер сообщения в 65536 символов окончание отчета обрезалось. Продолжение будет теперь только в понедельник.

IvanIvanych

Я просмотр любимого сериала забил ради этого отчета.
Спали совсем мало.Ну вы терминаторы!  Особенно Дима. Рюкзак самый тяжелый, сам не худышка, явно была 60% вероятность поломки лыж.
Надо было втихую Майку в рюкзак пару кило подкинуть  еще в первый день:).
Серьезная подготовка, судя по справочной информации и проработанности маршрута. Есть чему поучиться.
С нетерпением жду продолжения.
В этом месте должна быть умная фраза заставляющая задуматься.

DimaB