Отчет о велопоходе Комаричи-Орел. 24-27.07.2010

Автор krutyashiy_pedali, 12 августа 2017, 00:28:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

krutyashiy_pedali

Отчет этот я начал писать еще давно, но все не было времени его закончить и привести в порядок. И вот наконец-то это свершилось. В принципе, можно считать его мемуарами :biggrin0:

Общая карта похода (50 МБ! для просмотра нужно скачивать), сшитая из генштабовских километровок и общий трек


krutyashiy_pedali

Карта и трек первого дня похода:



Маршрут похода начал прикидываться лишь за день до старта, так как возможность его поехать возникла спонтанно, и еще пару дней назад мы никуда не собирались :crazy000:. Времени на тщательную проработку не было, поэтому обозначались лишь ключевые точки маршрута. Изначально вариантов было два: первый, основной - поехать по северу Калужской области и через Вяземские леса выехать к Ельне, Десногорску; второй, запасной - сделать кольцо по Черноземью со стартом из Комарич. По интересности, количеству дней, километров и прогнозируемой погоде оба варианта были примерно одинаковы. Я рассчитывал ехать по первому маршруту и проработал его более тщательно, но все сложилось так, что накануне собираться мы начали поздно и, чтобы успеть на сухиничскую электричку рано утром, нужно было почти не спать. Так как был запасной вариант, ранний старт мы благополучно слили :blush000:, спокойно собрались к обеду и выехали в Комаричи на матрисе в 2 часа дня :).
Сразу оговорюсь, личного фотика на тот момент у меня не было (сдох), снимал одолженным старинным 5-мегапиксельным Пентаксом, способности фотосъемки которого не выдерживали никакой критики :(
Предпоследний, непроходной, тамбур матрисы. В электричке (до Сухинич) такой халявы бы не было...



Жарко...



После Второго Брянска пришла кондукторша и обилетила нас по 105 рублей (7 зон по 15 р, я просил билеты до Локтя), не потребовав деньги за велосипеды. Расчет не брать билеты до Комарич оказался верен, кондукторша после Локтя больше не приходила :).

Комаричи. 16:30. Стартуем :rolleyes:!



Но не тут-то было! Вова долго привязывал свою рюкзак к багажнику. На 40-градусной жаре ожидание тянулось особенно медленно.



В итоге стартовали лишь в начале шестого :dash2000:!
Комаричи ничем примечательным не запомнились, обычный райцентр с одноэтажной застройкой и огородами. Разве что ворон было полно.



Асфальт в целом неплохой. Вокруг зелено, приятно глазу :rolleyes:



Впечатление портил лишь жаркий юго-восточный ветер,



который заметно мешал нашему движению.



Нам на Кузнецовку, последнюю деревню Брянской области.



Дорога плавно забирала вниз, но на открытой местности встречный ветер не давал в полной мере реализовывать это ее преимущество





Кузнецовка - необычная деревня. Одна ее часть находится в Брянской области, другая - уже в Курской :crazy000:. На фото брянскую часть мы уже проехали, впереди слева - домики в ее курской части.



На развилке свернули налево, на Ямное, как и подсказывал здравый смысл и более накатанная колея (в асфальте :zlorad:).



Аппетитное озеро :rolleyes:...



Тут меня взяли сомнения... Прикинул по карте: до Ямного-то дорога точно будет (грейдер), но будет ли потом мост через речку Усожу?.. Решили вернуться и поехать на Неварь прямо через поле и пересечь Усожу здесь. Как говорится, не отходя от кассы. Если тут моста не будет, тогда и поедем через Ямное.

Запруды на Усоже.



Мост существовал! Уже через минуту мы были на левом берегу речки.



Сразу после моста асфальт сменился пыльнющей грунтовкой. Время 17:50. До Невари около пары километров.



Пыль как мука!







Все, мы в Курской области.







Вот это радость! Первая работающая колонка на всем пути из Комарич! Да еще какая! Музейная редкость!







Проехав почти два километра по заросшей улице, мы, наконец, выехали к асфальту на другом конце деревни. Нам направо.



Налево, в сторону Ямного, тоже было асфальтировано. Помню, тогда меня заинтересовал вопрос, насколько далеко заходил этот асфальт, не до Ямного ли, и не лошары ли мы :dash2000:. В то время (2010 год и последующие несколько лет) узнать это было нельзя из-за некачественных спутниковых снимков. И лишь недавно, когда Яндекс.Карты обновили свою базу, стало понятно, что хорошая дорога шла только до конца Невари. Значит, срезая по пыльному полю, мы, как минимум, не прогадали :).



Асфальт







Почти сразу за Неварью начался несвойственный для этой местности большой лес.

















Деревня Бычки. 7 вечера.



После Бычков дорога свернула налево, и перед нами предстала ужасающая картина. С востока быстро наползали черные тучи. Не хватало попасть под ливень перед ночевкой :help0000:!





Дорога повернула на юг, заметно усилился встречный ветер. Вова стал отставать.





Надвигается аппокалипсис!!!





Быстрее, быстрее, надо где-то укрыться!



Не только нам сильный встречный ветер давался нелегко. Этот грузовик с трубами догонял и обгонял нас минуты 3 :pardon00:.



Первая остановка, которая попалась нам по пути, была прямо перед выездом на трассу (А-142). Дырявая архитектура и полное отсутствие лавочек досадовали, но все же лучше такой вариант, чем мокнуть под дождём в голом поле.





Если он пойдет! Прошло несколько минут. Ветер гнал пыль, гнул деревья, но дождя не было ни капли!







Пока мы перекусывали, ветер начал стихать.



Проведя на остановке полчаса, выехали дальше. Ветер к тому времени совсем стих, так и не уронив на землю ни капли дождя :wacko200:. Вмести с облаками принесло и приятную прохладу.

















Городок оказался небольшим, и мы быстро докатили до его центра. Пока Вова закупал необходимые продукты, я немного поснимал вокруг.



Историки считают, что Дмитриев был заложен в VII–VIII веках н.э. для укрепления связей древнерусских племён и защиты от набегов врагов. В IX веке строительством города занимался князь Олег Вещий. Он распорядился строить город на месте современного Старогородского городища, расположенного в селе Старый Город (южная окраина города) на правом берегу реки Свапы. Старогородское городище отнесено к славянским памятникам IX — XIII веков.
Жизнь на городище существовала до монгольского нашествия, которое продолжалось с 1237 по 1240 год. В последующие века земли, на которых сегодня находится Дмитриев, не раз разорялись, а население полностью уничтожалось.
И только в 17 веке на развалинах возникло поселение, которое впоследствии стало именоваться экономическим селом Дмитриевским.
Село Дмитриевское находилось на изрезанном оврагами берегу Свапы. Его местоположение было живописно, но неудобно, потому что жители доставали воду из реки с «великим трудом», как отметил составитель плана.
В двух верстах от села «на месте ровном и к населению весьма способном» решили строить новый город. В 1780 году после указа (23 мая 1779 года) Екатерины II, переименовавшей село Дмитриевское в уездный город Дмитриев был составлен план Дмитриева с окрестными селениями. В 1785 году город переименован в Дмитриев-на-Свапе (или Дмитросвапск) – для отличения от города Дмитровск Орловской губернии.




В начале 90-х годов позапрошлого столетия был разработан проект постройки железной дороги из Рыльска в Брянск. По этому проекту железная дорога должна была проходить в 40 км к западу от города Дмитриева. Но затем проект был изменен, и в 1898 году железная дорога прошла в непосредственной  близости к городу.

Официальных документов о переименовании города Дмитриева в Дмитриев-Льговский нет. Везде упоминается именно Дмитриев. Путаница идет и сейчас, так как до сих пор Дмитриев-Льговский называется ж/д станция в городе Дмитриеве.




Можно было б получше посмотреть город, но нужно уже искать место для ночевки. Начало девятого, темно будет меньше чем через два часа.
Едем из города в юго-восточном направлении.







Река Свапа, вид на запад.



Неплохим вариантом было бы заночевать где-нибудь тут на берегу, но близость дороги и города совершенно этому не способствовали. Мало ли, какие алканафты могут ночью прийти :nea00000:.



Вид вперед.



Вид назад.



Но несмотря на общую стрёмность местности, фактически выбора у нас не было. Дальше по карте шло много деревень и отсутствовали какие-либо водоемы. А после такой жары и пыли ложиться спать не обмывшись совершенно не хотелось.



Помыкавшись минут 20 по окрестностям, наткнулись на подходящее местечко рядом с общагой стрижей :) и какими-то заброшенными катакомбами. Эти развалины, по сути, находились прямо "внутри" деревни, но мы нашли небольшую полянку возле них, скрытую от окружающего пространства густыми зарослями молодых кленов.



Брата я послал искать воду в деревне, а сам занялся дровами, установкой палатки и разведением костра. С дровами тут было не очень, но нам нужно было лишь вскипятить чай и сварить пару пакетиков риса. Казалось, этих тонких сухих веток будет вполне достаточно.
Одной пары рук на все сразу не хватало, рогатюлины для котелка вырубать было особо некогда, и эти кирпичи подвернулись как нельзя кстати.



Лишь потом, после того, как я полчаса упорно пытался вскипятить сразу 2,5 литра воды на чай и рис, пришло "озарение", что надо было не лениться и сделать для котелка нормальную вешалку.
Ужинали, когда солнце уже совсем село. Довольно много времени заняло размещения велосипедов и костровых принадлежностей. Нужно было сделать так, чтобы пока мы спим, никто не смог по-тихому ничего сделать. Велики положили рядом, под ними разместили посуду, котелки и через это все протянули оттяжные веревки от палатки. В итоге спать легли лишь в 12-м часу.

Показания приборов:

Дневной километраж - 52 км
Время движения - 2:43
Сред. скорость - 19,15 км/ч
Сред. каденс - 72 об/мин
Макс. скорость 54,7 км/ч
Сред. пульс - 127 уд/мин
Затрачено - 1236 ккал


Продолжение следует

krutyashiy_pedali

Карта и трек второго дня:




В 8:15 прозвенел будильник. К этому времени было уже жарко.
Ночью я спал полностью без одежды в незастегнутом суперлайтовом спальнике, и холодно не было. Ночи тогда были теплые, внутри палатки даже под утро было не меньше 23-24 градусов.



Связанные двумя противоугонками и переложенные звонкой металлической посудой велосипеды никто ночью украсть не пытался, мы бы услышали :acute:.



В пиковской (2+1)-местной палатке места хватало и для рюкзаков.



Из-за жары и отсутствия нормального костра сегодня наш завтрак – мятый шоколад с чаем. Для его приготовления (завтрака) нужно лишь вскипятить воды.   



Не прошло и 15 минут с момента подъема, как костер уже полноценно горел.



Повторюсь, к моменту старта похода маршрут был определен очень примерно, и планировалось более точно его прикидывать уже по пути. Из точного также был финиш в Орле.



За чаем я проработал примерный маршрут оставшейся части похода: отсюда мы едем на восток до куда сможем, потом сделаем мертвую петлю на север и финишируем в Орле. Сегодняшний ориентир – Золотухино. Отсюда до него около 100 км. С учетом прогнозируемого встречно-бокового ветра это вполне хватит, чтоб упороться и не думать вечером, что день прожит зря :biggrin0:

На завтрак, разработку примерного маршрута, сборы и обшаривание развалин ушло порядка двух с половиной часов. Ближе к 11 утра мы выдвинулись к реке, чтобы напоследок искупаться.



Пока ехали полкилометра до реки, купаться я передумал, остался на берегу снимать.



Такие классные речки попадаются очень редко. Высокий крутой берег и резко уходящее в глубину дно позволяли нырять без разгона и риска воткнуться головой в ил :mosking0:.





Вова был счастлив :i-m_so_h:.















В полдвенадцатого, наконец-то, выдвигаемся в дорогу.





Олдскульная заправка. Еще работает!



По фото этого не скажешь, но даже в эту пасмурную погоду было уже жарко, не меньше 28-30°.



Ветер, как и вчера, встречный.











Железная дорога Орел-Льгов. Не знаю, как тогда, но сейчас по ней ходит необычная матриса Орел-Комаричи. Мало того, что маршрут этого пригородного поезда весьма непрямолинейный, так он еще пролегает сразу по трем областям!









Хлебная страда в самом разгаре.



Работают не покладая комбайнов





Встречный ветер крепчал... Противостоять ему можно было только на повышенном пульсе. Чтобы брат не отставал, тяну его "на колесе". Но на его 19-килограммовом ашано-подвесе и дешевой ненакатистой резине особо не порассекаешь...



В Курской области в 2008-2010 годах была целевая программа по ремонту автодорог местного и регионального назначения. Благодаря ей покрытие почти на всех дорогах было переложено, нередко с уширением обочины. Вот если бы они еще научились бы каменную крошку на поверхность асфальта не стелить... :rolleyes:









После поворота на Конышёвку камни кончились и начался нормальный ровный асфальт!













На открытой местности встречно-боковой ветер стал мешать ощутимо сильнее.



С пологого спуска в среднем темпе скорость как при матрасе в безветренную погоду по плоскачу.



Еще одна старинная заправка. Судя по всему, действующая :scratch_:. У нас в области они встречаются гораздо реже.



На часах 13:00. Впереди Линец.



Остановились у первого попавшегося ларька магазина приобрести чего-нибудь на обеденный перекус.





Кефир и вафли. Типичный велотуристский пищевой набор.



Можно было перекусить и здесь, но мы предпочли сделать это где-нибудь подальше на природе, а не в этом свинарнике.
Кстати, по составу мусора на остановке можно определить предпочтения молодежи Линца: большинство, 70-80%, выбирает слабоалкогольные напитки, 20-25% пьют безалкогольное питье и совсем небольшая часть (3-5%) выбирает тосол :biggrin0:.



Ручей Ленчик. Он делит Линец на две части, Северную и Южную улицу.











К обеду стало выглядывать солнце. Если до обеда было пасмурно, и то было жарко, то теперь стало конкретно печь. Вова не отличался высокой солнцестойкостью, и в походах обычно быстро обгорал.









Река Усожа. 13:45. Останавливаемся под мостом (в теньке и у реки) на перекус.



Сворачивая к реке мы думали совместить обед с купанием, но река оказалась мелкой и с неровным дном. В единственном месте, где можно было нормально ополоснуться, оказалось занято «отдыхающими».



Не сильно обламываясь, мы заменили купание намачиванием футболок. В 40-градусную жару можно было не бояться замерзнуть в мокрой одежде :pardon00:





Вид на реку снизу, течение довольно быстрое





Вид на ту же реку уже с моста. С этого ракурса больше похоже на застойное болото.



Масштаб дорожных работ поражает







При въезде в Фатежский район началась 4-полосная дорога.





Полосы на ней были узкие (вон, зерновозы еле вмешаются в свою полосу), обочины практически не было, но с точки зрения автомобилиста лучше такая 4-полоска, чем широкая двухполосная дорога с широкой асфальтированной обочиной.







Селфи :)







Фатеж. Ближайший с северной стороны к Курску райцентр.



О Фатеже можно почитать в википедии



15:00. В центре, уже на перекрестке с трассой М2, проходящей прямо через город, остановились на перекур и легкий закуп провианта. Из-за отсутствия по пути колонок пришлось купить еще и полторушку минералки.







15:30 От центра Фатежа двинулись на юг. Дальше, до поворота на Золотухино, наш путь лежал по М2.



Кабельное ТВ сюда еще не дошло...



Сразу за Фатежом еще раз пересекли Усожу.



На Золотухино можно было поехать двумя путями: относительно прямым – по пойме Усожи через обилие деревень и, наверняка, местами отсутствующим асфальтом и более длинным - в объезд этих деревень южнее по точно существующему на всем протяжении асфальту.



Выбрали второй вариант. Бонусом к этому выбору были четыре километра по узкой трассе с битым краем дороги.





Встречный южный ветер обжигал своим дыханием.





Наш поворот! Наконец-то сворачиваем с этой стрёмной трассы! До Золотухино около 40 километров.



Сразу после развилки пошел сочный свежий асфальт :).



Дорога плавно свернула на восток, поднялась в гору, и вскоре мы выскочили на открытую местность, открытую всем ветрам.



Если бы мы поехали по первому варианту в пойме Усожи, сейчас были бы где-то там...



На этой фотке хорошо видно, насколько сильным был боковой ветер. Хорошо, что разрывы в лесополосе были нечастыми.







Вова потихоньку обгорал дальше...



Фатежанам было мало просто нового асфальта. Местами они еще и полосы расширяли.



Дорога резко свернула на северо-восток, чтобы обойти деревню Кочеток, через которую течет речка Большая Курица, вытекающая, в свою очередь, из леса с циничным названием "Кругляк" :crazy000:







Въехали в Золотухинский район. Дорога из широкой гладкой превратилась в узкую и шершавую.



К этому времени (около часа от Фатежа) я высосал полный бачок (0,6л) минералки практически до сухого состояния, хотя всегда отлично переносил недостаток воды и всегда мог растянуть такой бачок на 2-3 часа. Но по такой жаре переносить жажду грозило тепловым ударом.





И как назло, на всем пути от Фатежа не попалось ни одной деревни по пути, все было где-то в стороне от дороги.







Неужели?!





Счастье есть!!!  Первая деревня (и колонка) за 27 километров!



Как можно носить шерсть в такую жару?!





После продолжительных купаний на колонке дальше ехалось уже веселее







Сход-развал? Не, не слышал :unknw000: :mosking0:



Тут налево



Помню, помню Коренную... Там я впервые прокалил передний ротор в далёком весеннем велопоходе 2008 года :)







Дорога взяла заметно севернее, и ветер стал даже немного попутным





Передача 2х7, 38х13. Надо отметить, что система на момент похода стояла 48-38-28, а кассета - 9-скоростная 11-28 с раскладом 11-12-13-14-16-18-21-24-28





Брат давно жаловался, что устал, да и я за день уже наломался против ветра, поэтому остановились на подъезде к Щурово поизучать карту. Ночевать в такую жару нужно было в любом случае где-то недалеко от воды. Подходящих мест в обозримой перспективе было только два: тут неподалеку на речке Снова и в 10 километрах за Золотухино на каком-то озере, окруженным тремя деревнями. C точки зрения графика движения второе место подходило лучше, но пугала близость населёнки. Было еще одно, даже два, подходящих места в 25-30 км после Золотухино, но брат решительно запротестовал против еще часа-полутора движения.



Поехали присматривать стоянку на Снове. Воду сразу искать не стали, решив, что если место для ночевки подойдет, кто-нибудь за ней съездит.





У речки нашли отличную уютную полянку с недавно, недели 2 назад, скошенной травой. Сама же речка представляла собой вялотекущее русло с илистыми краями, но относительно чистой серединой.  



Оставив брата разводить костер, я метнулся в соседнее Щурово за водой.



На стоянке было немало обломков силикатных кирпичей, и поначалу мы пытались наступить на те же грабли использовать их для поддерживания котелка.



Но костер нормально гореть не хотел, пришлось рыскать по соседним кустам в поисках рогатюлин. В итоге ужин, гречка с тушенкой, был готов только к 8-ми вечера.





Вечерело...







Где-то к половине десятого, еще засветло, все необходимые дела были сделаны, и можно было укладываться спать.



Велы опять привязали к палатке (точнее, наоборот), заодно переложив эту конструкцию посудой.










Показания приборов:

Дистанция - 106,41 км
Время  -  5:04:33
Сред. скорость - 20,96 км/ч
Макс. скорость - 48,72 км/ч
Сред. каденс - 78 об/мин
Сред. пульс - 137 уд/мин
Расход  -  2938 ккал

Продолжение следует

krutyashiy_pedali

Карта и трек третьего дня:



Будильник прозвенел, когда не было и полседьмого. Несмотря на рань, росы на траве уже не было. Что и не мудрено: температура воздуха была комфортной только для голого тела. Плотно завтракать в такую жару совсем не хотелось, да и времени лишнего у нас не было. Обошлись только чаем. С ништяками, естественно :rolleyes:.



Ночью запасы пищи атаковали муравьи... Наш завтрак стал немного сытнее :pardon00:



За чаем я прикинул маршрут на сегодня: надо проехать Колпны и, в идеале, Русский Брод.

В 8:45, наконец-то, тронулись. На фото за живописной зеленью деревня Щурово, которое нам опять нужно было проехать, чтоб выбраться на основную дорогу.









До Золотухино уже рукой подать.



Не смотря на обилие облачности, температура воздуха по ощущениям была уже за 30!



И снова Полевая :)



Пересекли "железку" Москва-Крым.



В центре мы малость затупили и чуть было не уехали не туда.





После Золотухино дорога пошла в тягун. 1,5-2% тянулись километра два. Помню, что с ранья и без разогрева, еще и при восточном "утреннем бризе" этот подъем пошел туговато.





Встречный ветер еще издали известил нас, что мы приближаемся к полигону ТБО :bad00000:.



Золотухинская мусорка расположилась прямо на обочине дороги! Странно, что у них за такое не гоняют :unknw000:













Мои старые исостаровские фляжки с колпачками. Сейчас таких уже не делают.



Та самая Николаевка, на озере возле которой я прикидывал один из вариантов вчерашней ночёвки.





Хорошо, что вчера мы остались на Снове: николаевское озеро зацвело и оказалось непригодным к купанию, плюс, нормального места для стоянки из-за близкой "населенки" тут тоже не было.









Сплошная лесополоса хорошо закрывала нас от встречного ветра. Держим неплохую по велопоходным меркам скорость







Относительно качественный асфальт был только до развилки на Казанку и Верейтиново. Нам на Казанку, налево.



Местность изменилась. Стали чаще попадаться перелески. Большие открытые места встречались все реже.









Перед самой Казанкой прямо возле дороги заехали в большущий сад со спелыми яблоками и овцами :)





и набрали по паре килограмм уже практически спелого Белого Налива :).





Асфальт становился все хуже с каждой сотней метров и в центре Казанки резко закончился, сменившись черноземным грейдером.











Озеро в Казанке. Неплохое место для рыбалки и триатлона (с MTB-велоэтапом).







Вот мужеложец!









Озеро в Бесединке. Еще более подходящее под триатлон.



Церковь Архангела Михаила.







Передача 2х2 (38/24) - тягун как-никак. И встречный ветер на открытой местности заметно ощущался.





В это лето забота о противопожарной защите актуальна как никогда.



Солнце пекло нещадно!



Около очередной лесополосы стало понятно, что дальше дороги нет.



Судя по карте, самая дальняя лесополоса уже в Орловской области. Но дороги были только вдоль лесоолосы, налево или направо. Двинуть прямо отсюда можно было только через поле и потом пару оврагов. Учитывая плотный сухой грунт на полях, это был вполне реальный вариант, но неизвестно, что будет в оврагах: вдруг болото и заросли?!

http://forum.bryansk-velo.ru/photo/20100726/imgp0480.avi



Немного покумекав, поехали вдоль лесополосы на юг (направо). По карте дорога в эту сторону должна была скоро выйти к железной дороге Щигры-Колпны, в вдоль нее уж точно будет какая-нибудь грунтовка в сторону Орловской области.



Вот, вроде, и густая ж/д-лесополоса впереди



Вид на юг.



Вид на север. Поле местами выжгли до тла!



Возле леса дорога свернула на север, в нужную нам сторону. Я продрался через заросли, чтобы убедиться, что это действительно железная дорога, а не просто рядовой лес.
Судя по состоянию рельсов, дорогой регулярно пользуются.



Двинулись вдоль лесополосы на север. На одометре 34 км.



Неожиданно попался переезд. Прикинул по карте, нельзя ли воспользоваться его услугами.



Карта показала, что дорога через него идет в ненужную нам сторону, и максимум, он может принести пользу, если только ехать дальше вдоль железной дороги, но уже с другой, солнечной стороны. К такой жертве мы не были готовы и вернулись обратно на свою хотя бы местами тенистую грунтовку.



Нашей сиюминутной целью было попасть на асфальт Колпны-Дровосечное. Выбираясь к железной дороге, мы рассчитывали, что вдоль нее будет неплохая грунтовка до этого самого асфальта.







Но надеждам не суждено было сбыться. Не успели мы отъехать от переезда и километр, как грунтовка, по которой мы ехали, без каких-либо развилок плавно взяла левее и стала удаляться от лесополосы :help0000:.





Но крен всё же был небольшой, и я решил ехать по этой грунтовке дальше. По-идее, она все равно выйдет на нужный нам асфальт, просто подальше от Колпнов. Кстати, мы только что въехали в Орловскую область :).





Ехать было приятно: твердая, ровная, накатистая дорога вкупе с хорошим попутно-боковым ветром провоцировала на хорошие скорости :rolleyes:.



А под уклон я вообще расслабился за 45 :).



Расплата не заставила себя ждать. Вове с его высоким и смещенным назад центром тяжести было непросто карабкаться в 12-15% гору из оврага, в который мы так долго скатывались.



Небольшой рывок...



и мы на асфальте! На часах 12:30. До Колпен (или Колпнов?) где-то 20 км. Там и пообедаем.



У колхозников страда.



Один из страдальцев на следующем перекрестке выезжал на трассу и, видимо, собирался рвануть вслед за нами.



Да... Сразу видно, что мы уже не в Курской области...



Дон-1500 не предназначен для установления рекордов скорости и имеет максималку лишь 20+ км/ч, но при таком сильном встречном ветре противостоять ему мы не могли даже на спуске :facepalm:.



От греха подальше пропустили этого гиганта, остановившись на обочине.





Через пару минут стало понятно, что он спешил на помощь к своим корешам на соседнем поле.



Воспользовавшись остановкой, брат быстро подмазал начавший скрипеть шток ашано-амортизатора, и мы покатили дальше.



После спуска начался тягунок. Уклон был небольшой, около 1-го процента, но на фоне встречного полуураганного ветра на открытом поле он ощущался, как все 5!

http://forum.bryansk-velo.ru/photo/20100726/imgp0534.avi





В «высокий сезон» зерна на дорогах Черноземья больше, чем песка :).
Кусты справа – это та самая лесополоса у железной дороги. Если бы мы пробирались вдоль нее, то выехали бы куда-то сюда.



Через некоторое время деревья подобрались вплотную к дороге и закрыли нас от встречного юго-восточного ветра.





Станция Нетрубеж названа по одноименной речке, которая протекает тут неподалеку. Интересно, откуда взялось это название. Ведь есть еще река Трубеж, на ней Переславль-Залесский стоит. Они как-то связаны? :scratch_:



Кусты слева иногда ненадолго расступались, открывая замечательные виды на пойму Быстрой Сосны, самой крупной реки в радиусе нескольких десятков километров. Она течет до самого Дона, постепенно набирая полноводность. Длина русла почти 300 километров. Название "Быстрая" река получила из-за того, что ближе к устью часто попадаются каменистые пороги, на которых течение заметно ускоряется.









Быстрая Сосна уже совсем близко.







Под Березовкой железная дорога оголилась и стала видна невооруженным взглядом.





Запас воды, набранный еще в Золотухино, подходил к концу. Но до Колпен уже близко, должно хватить, хоть и "на лампочке"  :mosking0:.



Вот уже и промышленные окраины показались...









Возле Колпнянского АТП попали в объектив два "монумента" - памятники легендарной "Полуторке" и Камазу.



По ссылкам фото этих монументов, взятые с интернета





Колпны (или Колпна) - поселок небольшой, около 6 тыс. населения. История самого населенного пункта Колпны насчитывает более 430 лет (434 года). Поселок возник по указу царя Ивана Грозного в 1571 году как сторожевая крепость южного рубежа Московского княжества. Основателем крепости был князь М.И. Воротынский. Затем его сменил боярин Никита Романович Юрьев (дед будущего царя Михаила Романова).
В архивных документах поселение получило название «село Колпенское» по названию реки Колпянка. Впоследствии поселок стал называться Колпной.

Вот и колонка! Мы спасены!



Колонка сама выключаться не умела. Наши усилия ее выключить к успеху тоже не привели. Лужа возле конки продолжила наполняться, на радость местной зелени :pardon00:.



Знаменитый советский писатель К. Г. Паустовский посвятил реке Сосне в «Книге скитаний» такие строки:

Из окна докторского кабинета виднелись такие дали и такие мягкие и округлые взгорья, что замирало даже от взгляда на них сердце. А у подножия этих далей, увалов, оврагов и взгорий широкой (по весне) лентой протекала под железнодорожный мост река Быстрая Сосна. Она действительно была быстрая, струистая, несла последние коричневые льдины, шуршала, особенно громко по ночам и с каждым часом подымалась, качая и затапливая кусты лозняка.

Железнодорожный мост, описываемый автором, находится в 50 км ниже по течению в соседнем райцентре - городе Ливны.



Центр городка (пгт) был сразу после поймы реки.



Местный Дом культуры.



Справа от ДК располагался  небольшой парк с фонтаном.



На противоположной стороне дороги находилась церковная лавка в сарае-подобном здании с решетками на окнах, стилизованными под распятие :crazy000: :facepalm:.



Тут же рядом, справа от основной дороги, словно большой квадратный аквариум, возвышался «Центральный» супермаркет.



На одометре было уже больше 60 километров, на часах начало третьего, неплохо было б уже и пообедать. Вова быстро сбегал в центромаркет за едой, и мы поехали к фонтану.



В 40-градусное пекло действующий фонтан был весьма кстати!





Единственная тенистая лавочка вблизи фонтана. Под елкой :)



Нехитрый обед велотуриста: батон, кефир и сникерс (на десерт :mosking0:).



Чтобы хоть на время расслабиться и не чувствовать жару, Вова вымочил рубашку и шлем в фонтане.





Около трёх часов дня выезжаем из города в сторону трассы Елец-Орел. Отсюда это примерно 35 километров.



Однако! Обед вошел хорошо, поэтому на эту короткую 8-10% горку я еле залез.



Закончилась КолпнА, начался новый ровный асфальт.





Запахло крутым спуском. И не менее крутым подъемом...



Та самая Колпёнка



Карабкаться в подъем после Колпёнки было очень тяжело. Пришлось включить все, что слева - передачу 1х1, 28х28 зубов.



Надпись на табличке "ЗАО Орел Нобель-Агро, гречиха, сорт Девятка"







Вскоре дорога стала забирать на север, северо-запад, и впервые за три дня ветер стал нашим союзником, а не противником :rolleyes:.



Передача 2х8 - 38х12



http://forum.bryansk-velo.ru/photo/20100726/imgp0613.avi





Остановка-мотель! На такой ночевать можно!





Стелла в отличном состоянии для своего возраста.



Очередной глубокий овраг. Речка Фошня, вторая по крупности река района.



Красиво!



Еще кусок овражины



На этом фото хорошо видна сила ветра.



Но ветер был горячий. Вовина рубашка давно высохла, и он быстро перегрелся. Не надолго останавливаемся на какой-то остановке странной формы - без пола и лавочек, зато с окном (хотя и не с той стороны :biggrin0:), чтобы залить неприятно теплой воды в себя и пустую нарамную тару.



На открытых местах я постоянно работал на большой передней звезде. Держать на равнине 40 км/ч было более чем реально.









А вот уже и трасса!







Дальше нам нужно было двигаться на Русский Брод. Если верить карте, отсюда на него шла прямая асфальтированная дорога. Населёнки до самого Русского Брода не предполагалось (опять же, по карте), и запас воды на ночевку нужно было пополнить здесь, в Дросково.



Действующая колонка с подсказки местных бабушек нашлась довольно быстро.



Немного прокатились по трассе и свернули на нужном повороте налево



на Русский Брод.





Видно, что дорога капитально ремонтируется. Или еще строится...



Остановки по последним ГОСТам



Ну прям взлетная полоса!



Дорога шла на северо-восток, поэтому ветер был ближе к боковому, чем к попутному. Но эффект еще оставался.



Мы проехали от трассы не меньше пяти километров, а до сих пор мимо не проехала ни одна машина. Это нехороший знак...



Так и есть! Стройка, да еще какая! Практически с нуля!





Буквально за 200 метров асфальт перешел в грунтовку!



Впрочем, грунтовка неплохого качества и идет в нужном направлении. Едем дальше.





Дорога здесь все-таки планируется...





Каменный чернозем.









Хорошо, что ветер боковой, и такой сильный.



Пыльная буря нас практически не зацепила!



Чернозем был укатан до состояния асфальта. Вполне можно было ехать даже на шоссере.



Вскоре мы добрались до перекрестка с другой широкой и раскатанной грунтовкой. По карте было не совсем понятно, где именно мы находимся. До Руского Брода можно было добраться только пересекши реку Труды. Какой глубины река, где и в каком состоянии мосты и вообще есть ли они - не было никакой информации. Наверняка можно было сказать лишь о существовании моста в Пеньшино. По-идее, отсюда нужно было ехать и дальше вперед, выезжать к реке, пересекать ее (попутно купаясь :rolleyes:) и становиться на ночевку. Но засада была в том, что дороги вперед не было: либо налево, либо направо... Логичнее направо: восточнее Пеньшино точно не уедем, и мост там наверняка есть. Плюс, дорога вправо шла в тягун и против ветра, что по старым велотуристским приметам сулило богатство и успех :zlorad:.







Эта поперечная дорога пользовалась куда большим спросом, чем наша предыдущая асфальтированная. Ее ширина и ровность позволяла двигаться на высокой скорости. Незадолго до этого фото нам навстречу пролетел Опель на скорости хорошо за 60.



Как можно было сжечь поле так, чтобы не осталось вообще ничего. Земля голая, как после ядерного взрыва!



На соседнем поле, с противоположной стороны дороги, мучались от жажды вялые бураки.



Дорога плавно забирала левее, и вскоре мы ехали уже на северо-восток, в нужном нам направлении. Но когда я уже начал тихо радоваться, что все идет отлично и мы скоро подъедем к реке, наша накатанная камазами колея резко свернула вправо. Немного сверившись с картой и компасом, мы решили этого не делать и поехали прямо.



Вдоль бескрайних бураков.



Дорога становилась все менее и менее накатанной



и через пару километров закончилась спуском в заросший высокой травой овраг. Впереди на расстоянии около 1-1,5 км уже были отчетливо видны сочные кроны деревьев в узкой пойме реки Труды.



Прикинув, что эту полторушку по такой траве мы будем лезть минимум 40 минут, набьем обувь и носки семенами растений, я решил вернуться на предыдущий перекресток и двигаться дальше по основной дороге. В конце концов, она идет на восток, в сторону асфальта на Пеньшино и Русский Брод. Плюс, на карте недалеко от предполагаемого выезда на асфальт было нарисовано небольшое озеро. Будем надеяться, что оно окажется пригодным для ночёвки.
Ветер был совсем не в нашу пользу: дул почти навстречу и пыль от проезжавших мимо машин в сторону не отводил :(.



Вскоре, лесополоса слева кончилась, и вдали, на расстоянии 6-7 километров уже был виден Русский Брод.



Грунтовать пришлось недолго. Вон, уже дорожный знак показался вдали.







Вот и то озеро! Вода не зеленая!!! Всё, ночуем здесь! Тем более, на часах уже полвосьмого вечера, а в ногах - 120 километров.



Поиск конкретного места ночевки занял относительно немного времени, и к 8-ми костёр уже полыхал. C сырьем для него проблем не было вообще! Мы сгребли эту кучу шишек,



сверху наложили сухих еловых веток



и подожгли.



С рогатюлинами в этот раз решили не заморачиваться.



Большой запас легкогорючих дров позволил вскипятить воду просто обложив котелок вокруг ветками.



Озеро оказало хорошим: вода чистая, дно в меру илистое, глубина ближе к центру - "с головой". После ужина мы искупались, попутно выстирав свою пыльную ездовую одежду.



Легли спать около 10-ти, сразу после захода солнца.



Показания приборов:

Дистанция - 118,62 км
Время  -  6:37:24
Сред. скорость - 17,91 км/ч
Макс. скорость - 60,34 км/ч
Сред. каденс - 72 об/мин
Сред. пульс - 116 уд/мин
Расход  -  2712 ккал

Продолжение следует

krutyashiy_pedali

#4
Общая карта похода


Карта и трек четвертого дня:



План на этот день был прост в идее, но сложен в реализиции:
- план А - успеть на матрису Орел-Брянск отправлением  в 16:20
- план Б - успеть на матрису Орел-Брянск отправлением в 20:15.
До Орла отсюда примерно 140 километров. Направление ветра преимущественно попутное, поэтому эту дистанцию возможно проехать за 5-6 часов "чистого" времени. План А был вполне осуществим, если нигде надолго не останавливаться и рано выехать с ночевки. Так как на следующий день мне нужно было пойти на работу, приезжать домой с похода в 12 ночи не хотелось, пришлось встать пораньше.
Будильник прозвенел полседьмого, вырвав меня из глубокого сна. Мы ночевали на восточной стороне лесополосы, от солнца палатку ничего не загораживало, и внутри было уже жарко. Брат остался досыпать, я же быстро развел костер из сухих сосновых веток и шишек, которых вокруг было в изобилии.



Рассусоливаться было некогда, поэтому завтрак планировался в виде чаепития. Тем более, посуда уже была затоптана муравьями, уплетавшими остатки вчерашнего ужина.



Наше место ночевки. Вид на запад.



Вид в противоположную сторону.



Вид на место ночевки от дороги



Отъезжаем. Сильный встречный юго-восточный ветер. На часах полдесятого, долго провозились с завтраком.
Небольшой кусок по укатанной грунтовке,



и мы на асфальте. Хотя с асфальтом то г..но, куда мы выехали, имело лишь сходную хим. формулу. Обилие глубоких ям и других неровностей не позволяло там сколь-нибудь быстро ехать, и мы были вынуждены выбраться на гораздо более ровный грунтовый объезд справа от дороги.



Через полкилометра наше поле закончилось, пришлось вернуться на асфальт. Впрочем, асфальт за это время стал относительно неплох.



Капремонт, видимо, тут никогда не делался, и кое-где асфальт сошёл на столько, что полотно дороги местами уже не отличалось от грейдера.





И вот та река Труды, которую мы вчера искали. Течение было довольно быстрое, незаболоченные берега... Жаль, что мы до нее вчера так и не добрались

















Светофор перед переездом был установлен за два поворота дороги до него самого еще и за пределом видимости. Русский Брод... :pardon00:



Центр Русского Брода оказался совершенно непримечательным. Обычное село. Немного об этом месте можно найти в Википедии



Зато асфальт стал не сопоставимо лучше :).





От Р. Брода до следующего крупного населенного пункта, райцентра Верховье, около 27 км. При периодически помогающем ветре домчим примерно за час



Родстер :biggrin0:



Только-только привыкли мы к ровному асфальту... Русский Брод не отпускает!!





Вид направо



Несмотря на изредка встречающиеся битые куски, сам по себе асфальт "катил" отлично.  



Вкупе с сильным попутным (местами) ветром это позволяло держать великолепный темп, и скорость уходила за 40 уже при минимальном спуске.



В реальности этот пожар на поле выглядел намного эпичнее, чем на фото. Языки пламени, раздуваемые сильным ветром, вздымались иной раз метра на три!









Путь в хорошем состоянии, шпалы бетонные. Значит, этой дорогой часто пользуются. Ветка идет от Верховья (ж/д Орел-Липецк) до Кшени (ж/д Курск-Воронеж).



После небольшого куска по лесу дорога вышла на открытое пространство и стала постепенно забирать левее, на северо-восток, подставляя нас под чисто попутный ветер :rolleyes:







Когда до Верховья оставалось не больше 6-7 км и вдали уже стали видны высотки его предприятий, начался плавный спуск к какому-то ручью.



Решили зря не матрасить, а в очередной раз попробовать поставить личный рекорд скорости. В итоге у меня получилось без малого 76 км/ч, у Вовы - около 68-ми. На такой скорости прикольно: половину подъема после спуска, я заехал накатом, подгазовывая лишь слегка!





Около этой деревни начинается та самая речка Труды, что мы проезжали пару часов назад. Здесь же она была лишь узеньким ручейком.



А вот и Верховье. Дорога от Русского Брода заняла 58 минут.













Со времени завтрака прошло уже больше трёх часов. Останавливаемся на короткий перекус у первого цивильного ларька.



На часах около 11:30. До электрички меньше 5 часов и 100 км. Надо торопиться!



Йогурт и булочки - что еще нужно велотуристу! Разве что, пару бананов :)



Я ехал поход на своей родной меридовской резине, Вова - на полуашановской кенде.



Последняя фотка стала последней для фотика. Окончательно сел уже и второй аккумулятор. Дальше пришлось снимать своей Нокией 5320.
В 12:00 трогаемся дальше в путь. "Сделать" сотню при сильном попутном ветре вполне реально, по крайней мере, мне. Но вот вытянет ли брат?..







До Орла несколько ближе, чем я думал, это радует :). Залегощь - следующий райцентр.





Асфальт хоть и не особо ровный,



но гладкий и довольно накатистый.



На йогурте Вова темп держал относительно хорошо. Я периодически (в среднем один раз за 2-3 км) останавливался на 5-10 секунд сделать снимок (на ходу и телефоном это было очень непросто). И между эти остановками мне не всегда удавалось догнать Вову :).



При попутном ветре ломить катить по такому асфальту одно удовольствие.  











Дорога шла без заметных подъемов. И это хорошо. При +40° попутный ветер в подъеме намного хуже, чем встречный. Чем-то напоминает интервалы на станке без вентилятора - можно свариться вкрутую буквально за пять минут :crazy000:!



Эх... Жаль, нет нормального фотика...



Попутный ветер выворачивал листья кустов наизнанку. Значит, его скорость не меньше 4-5 м/с.











Неожиданно перебираемся на другую сторону нашей железной дороги.





В этом году урожай тюков, девать некуда, бросают прямо на улице :).



Приближаемся к Залегощи.





Накатили по попутно-боковому ветру 40+. Обогнать старый Газон не составило сложности.





Речка Залегощь. Русло узкое, течение медленное.



Колонка!! Как раз вовремя. Наши бачки уже подходили к концу. Вова заодно прошел очередную процедуру омовения :biggrin0:. Сегодня было жарче, чем в предыдущие дни, 36-37°С в тени, на солнце - наверное, под 50°!





Вид направо назад.



Спуск к Залегощи был очень длинным. Теперь, судя по всему, предстоит обратно набирать всю эту высоту...



А вот и тот самый пресловутый подъем в +40° и при попутном ветре. Печёмся заживо :afro:!!





Когда длинный полуторакилометровый тягун стал заканчиваться, неожиданно возник указатель налево "Орел 60". По карте-то нам надо прямо :scratch_:...



Спросить было не у кого. До матрисы времени тоже было в обрез, уже меньше трех часов. Поэтому решили не рисковать и поехать по указателю.
Новая дорога оказалась автобаном. За последние пару дней мы уже отвыкли от широкого и ровного асфальта. Картину портил лишь сильный встречно-боковой ветер (мы повернули налево на 100-110°), против которого удавалось ехать лишь 18-20 км/ч.



Но страдания были недолгими. Скоро дорога стала забирать вправо, и ветер задувал со всё более удобной стороны :).







Начались "качели". Спуск почти сразу сменялся подъемом, подъем - спуском. Равнины было мало. Но при попутном ветре это не напрягало.











Трактор матрасил свои привычные 25 км/ч. При таком попутном ветре шансов, естественно, у него не было :acute:.



Но уязвленное самолюбие не позволило трактористу спокойно отстать, и на первом же тягуне за деревней он взял реванш!







Бедный ашановод полз не больше 10-12 км/ч против ветра.



Когда до Орла оставалось километров 40, я начал замечать, что Вова все чаще и чаще отстает. Сказывалась сильная жара и ашано-резина.



Как всегда, не успели положить новый асфальт, и тут же испортили его камнями антигололёдным покрытием :facepalm:.



Километров через 8-10 Вова окончательно перегрелся и потерял мощность. Пришлось остановиться в первом же теньке (судя по всему, возле деревни Ржавец).



Стало понятно, что оставшиеся 30 км за час он все равно не проедет. Тем более, ближе к Орлу ожидался заметный рельеф, плюс, по городу дороги наизусть я не знал, пришлось бы терять время на ориентирование. В общем, цель успеть на матрису в четыре стала неосуществимой.
В итоге перекусывая и отдыхая, мы провели на этой остановке минут 40. Теплый воздух на фоне усталости отлично размаривал :boredom0:.







Жара расслабляла не только нас. Свекла уже совсем уронила свои лопухи в томительном ожидании небесной влаги.





Новенькие зерновозы. Все их было штук 10, но я поздновато сообразил и заснял только последние машины из колонны.



Орловский район. До границ города отсюда лишь 20-ка.





Дорога запетляла из стороны в сторону, поочередно подставляя нас то под боковой, то под попутный ветер.



После одного из правых поворотов дорога стала забирать вниз.



Я решил себя не сдерживать (не ждать Вову) и "натянул" в свое удовольствие на 6-8 м/с попутном ветре. Вышло около 65 км/ч.



У нас заканчивались запасы воды, нужно было срочно их пополнять. Остановились на капитальной остановке после спуска. Вова, как самый младший :zlorad:, был послан в деревню (за остановкой) ее искать. Я остался сторожить велы.





Вовы не было около получаса. Но воды он все равно не принес. Нигде не было ни колонок, ни колодцев, ни родников...
Та самая железная дорога Орел-Елец, вдоль которой мы ехали еще от Верховья.



Свободного времени у нас было много, поэтому на остановке мы провели много времени. Чистота и наличие хороших лавочек этому благоприятствовали.

Выезжаем дальше уже в седьмом часу вечера. На одометре уже 115 километров.



После долгого отдыха, еще и с перекусом, в 3-4% ехалось как-то совсем тяжело.



Солнце ничуть не сбавляло свой пыл, хоть уже и начало клониться к закату.



Будь это озеро поближе к финишу сегодняшнего этапа, можно было б искупаться. Но пока мы были на остановке, я спланировал путь по Орлу (не на вокзал, а на "Цон", юго-западную окраину), а также предусмотрел купание в Оке :).



Хочется пить... Оно такое сочное!..



Возможно, это покажется странным, но нам тут на Белгород :).



Вывернули на орловскую Объездную.



Наша железная дорога, вдоль которой мы ехали почти весь день.



ДТП камаза с мотоциклом. Было не совсем понятно, что произошло. Скорее всего, камаз с трассы поворачивал налево, а мотоциклист в этот момент попытался по встречной его обогнать, но не успел полностью оттормозиться.



Последняя вода уже давно кончилась. И чтобы выжить, пришлось покупать воду на заправке. Точно уже не помню, но литр воды по цене вышел дороже литра самого дорогого бензина на этой же станции :crazy000:.



Не ведёмся на указатели и проезжаем прямо.





Вот и Ока. По дачам не сразу нашли спуск к ней.



Вода была отличная: теплая, как парное молоко :i-m_so_h:. Медленное, практически незаметное течение создавало ощущение, что купаешься в озере. Дно круто уходило вниз, можно было заныривать с разгона прямо с берега! Эх, надо было не томиться на той остановке в поисках воды, а ехать сразу сюда!



До матрисы около 40 минут и 6 километров пути.











После купания жара уже воспринималась лишь как комфортное тепло.







Еще одно ДТП...



Можно только поностальгировать, как дешев был раньше бензин.







На платформе "Цон" оказываемся за несколько минут до прибытия матрисы на Брянск.





Народа было относительно немного, и разместить велосипеды в тамбуре оказалось несложно. Кстати, платить за них опять не пришлось :).

Показания приборов:

Дистанция - 146,77 км
Время  -  6:42:52
Сред. скорость - 21,85 км/ч
Макс. скорость - 75,83 км/ч
Сред. каденс - 75 об/мин
Сред. пульс - 124 уд/мин
Расход  -  3197 ккал


За весь поход:

Дистанция - 423,78 км
Время в движении - 21:07:39

Макс

Спасибо за отчёт. Теперь имеем представление об этой местности. Правда особого желания повторить этот маршрут не возникло :).

Кому не верится что в походе можно преодолевать такие расстояния с такой скоростью - то подтверждаю, так оно всё у Паши и происходит. Странно что ещё не указан вес велоштанов, этот параметр при мне фиксировался и он далеко не маленький.

Ждём ещё отчётов :).

krutyashiy_pedali

Цитата: Макс от 20 декабря 2017, 19:06:33
Странно что ещё не указан вес велоштанов, этот параметр при мне фиксировался и он далеко не маленький.
В "чистовом" отчете про вес велоштанов я как-то забыл написать, хотя в черновике заметки об этом делал :scratch_:. В том июле погода стояла жаркая (33...36 в тени, ночью 20+ даже в оврагах), теплые спальники и вещи брать с собой не нужно было. Перед стартом похода общий вес вещей на двоих вышел где-то 20-25 кг. Я предложил обойтись одним велорюкзаком, везти его по очереди или по силам, но Вова почему-то такую модель не принял, и пришлось каждому ехать со своими полупустыми велоштанами :pardon00:.