Карта и
трек третьего дня:
Будильник прозвенел, когда не было и полседьмого. Несмотря на рань, росы на траве уже не было. Что и не мудрено: температура воздуха была комфортной только для голого тела. Плотно завтракать в такую жару совсем не хотелось, да и времени лишнего у нас не было. Обошлись только чаем. С ништяками, естественно
.
Ночью запасы пищи атаковали муравьи... Наш завтрак стал немного сытнее
За чаем я прикинул маршрут на сегодня: надо проехать Колпны и, в идеале, Русский Брод.
В 8:45, наконец-то, тронулись. На фото за живописной зеленью деревня Щурово, которое нам опять нужно было проехать, чтоб выбраться на основную дорогу.
До Золотухино уже рукой подать.
Не смотря на обилие облачности, температура воздуха по ощущениям была уже за 30!
И снова Полевая
Пересекли "железку" Москва-Крым.
В центре мы малость затупили и чуть было не уехали не туда.
После Золотухино дорога пошла в тягун. 1,5-2% тянулись километра два. Помню, что с ранья и без разогрева, еще и при восточном "утреннем бризе" этот подъем пошел туговато.
Встречный ветер еще издали известил нас, что мы приближаемся к полигону ТБО
.
Золотухинская мусорка расположилась прямо на обочине дороги! Странно, что у них за такое не гоняют
Мои старые исостаровские фляжки с колпачками. Сейчас таких уже не делают.
Та самая Николаевка, на озере возле которой я прикидывал один из вариантов вчерашней ночёвки.
Хорошо, что вчера мы остались на Снове: николаевское озеро зацвело и оказалось непригодным к купанию, плюс, нормального места для стоянки из-за близкой "населенки" тут тоже не было.
Сплошная лесополоса хорошо закрывала нас от встречного ветра. Держим неплохую по велопоходным меркам скорость
Относительно качественный асфальт был только до развилки на Казанку и Верейтиново. Нам на Казанку, налево.
Местность изменилась. Стали чаще попадаться перелески. Большие открытые места встречались все реже.
Перед самой Казанкой прямо возле дороги заехали в большущий сад со спелыми яблоками и овцами
и набрали по паре килограмм уже практически спелого Белого Налива
.
Асфальт становился все хуже с каждой сотней метров и в центре Казанки резко закончился, сменившись черноземным грейдером.
Озеро в Казанке. Неплохое место для рыбалки и триатлона (с MTB-велоэтапом).
Вот мужеложец!
Озеро в Бесединке. Еще более подходящее под триатлон.
Церковь Архангела Михаила.
Передача 2х2 (38/24) - тягун как-никак. И встречный ветер на открытой местности заметно ощущался.
В это лето забота о противопожарной защите актуальна как никогда.
Солнце пекло нещадно!
Около очередной лесополосы стало понятно, что дальше дороги нет.
Судя по карте, самая дальняя лесополоса уже в Орловской области. Но дороги были только вдоль лесоолосы, налево или направо. Двинуть прямо отсюда можно было только через поле и потом пару оврагов. Учитывая плотный сухой грунт на полях, это был вполне реальный вариант, но неизвестно, что будет в оврагах: вдруг болото и заросли?!
http://forum.bryansk-velo.ru/photo/20100726/imgp0480.aviНемного покумекав, поехали вдоль лесополосы на юг (направо). По карте дорога в эту сторону должна была скоро выйти к железной дороге Щигры-Колпны, в вдоль нее уж точно будет какая-нибудь грунтовка в сторону Орловской области.
Вот, вроде, и густая ж/д-лесополоса впереди
Вид на юг.
Вид на север. Поле местами выжгли до тла!
Возле леса дорога свернула на север, в нужную нам сторону. Я продрался через заросли, чтобы убедиться, что это действительно железная дорога, а не просто рядовой лес.
Судя по состоянию рельсов, дорогой регулярно пользуются.
Двинулись вдоль лесополосы на север. На одометре 34 км.
Неожиданно попался переезд. Прикинул по карте, нельзя ли воспользоваться его услугами.
Карта показала, что дорога через него идет в ненужную нам сторону, и максимум, он может принести пользу, если только ехать дальше вдоль железной дороги, но уже с другой, солнечной стороны. К такой жертве мы не были готовы и вернулись обратно на свою хотя бы местами тенистую грунтовку.
Нашей сиюминутной целью было попасть на асфальт Колпны-Дровосечное. Выбираясь к железной дороге, мы рассчитывали, что вдоль нее будет неплохая грунтовка до этого самого асфальта.
Но надеждам не суждено было сбыться. Не успели мы отъехать от переезда и километр, как грунтовка, по которой мы ехали, без каких-либо развилок плавно взяла левее и стала удаляться от лесополосы
.
Но крен всё же был небольшой, и я решил ехать по этой грунтовке дальше. По-идее, она все равно выйдет на нужный нам асфальт, просто подальше от Колпнов. Кстати, мы только что въехали в Орловскую область
.
Ехать было приятно: твердая, ровная, накатистая дорога вкупе с хорошим попутно-боковым ветром провоцировала на хорошие скорости
.
А под уклон я вообще расслабился за 45
.
Расплата не заставила себя ждать. Вове с его высоким и смещенным назад центром тяжести было непросто карабкаться в 12-15% гору из оврага, в который мы так долго скатывались.
Небольшой рывок…
и мы на асфальте! На часах 12:30. До Колпен (или Колпнов?) где-то 20 км. Там и пообедаем.
У колхозников страда.
Один из страдальцев на следующем перекрестке выезжал на трассу и, видимо, собирался рвануть вслед за нами.
Да… Сразу видно, что мы уже не в Курской области...
Дон-1500 не предназначен для установления рекордов скорости и имеет максималку лишь 20+ км/ч, но при таком сильном встречном ветре противостоять ему мы не могли даже на спуске
.
От греха подальше пропустили этого гиганта, остановившись на обочине.
Через пару минут стало понятно, что он спешил на помощь к своим корешам на соседнем поле.
Воспользовавшись остановкой, брат быстро подмазал начавший скрипеть шток ашано-амортизатора, и мы покатили дальше.
После спуска начался тягунок. Уклон был небольшой, около 1-го процента, но на фоне встречного полуураганного ветра на открытом поле он ощущался, как все 5!
http://forum.bryansk-velo.ru/photo/20100726/imgp0534.aviВ «высокий сезон» зерна на дорогах Черноземья больше, чем песка
.
Кусты справа – это та самая лесополоса у железной дороги. Если бы мы пробирались вдоль нее, то выехали бы куда-то сюда.
Через некоторое время деревья подобрались вплотную к дороге и закрыли нас от встречного юго-восточного ветра.
Станция Нетрубеж названа по одноименной речке, которая протекает тут неподалеку. Интересно, откуда взялось это название. Ведь есть еще река Трубеж, на ней Переславль-Залесский стоит. Они как-то связаны?
Кусты слева иногда ненадолго расступались, открывая замечательные виды на пойму Быстрой Сосны, самой крупной реки в радиусе нескольких десятков километров. Она течет до самого Дона, постепенно набирая полноводность. Длина русла почти 300 километров. Название "Быстрая" река получила из-за того, что ближе к устью часто попадаются каменистые пороги, на которых течение заметно ускоряется.
Быстрая Сосна уже совсем близко.
Под Березовкой железная дорога оголилась и стала видна невооруженным взглядом.
Запас воды, набранный еще в Золотухино, подходил к концу. Но до Колпен уже близко, должно хватить, хоть и "на лампочке"
.
Вот уже и промышленные окраины показались…
Возле Колпнянского АТП попали в объектив два "монумента" - памятники легендарной "Полуторке" и Камазу.
По ссылкам фото этих монументов, взятые с интернета
Колпны (или Колпна) - поселок небольшой, около 6 тыс. населения. История самого населенного пункта Колпны насчитывает более 430 лет (434 года). Поселок возник по указу царя Ивана Грозного в 1571 году как сторожевая крепость южного рубежа Московского княжества. Основателем крепости был князь М.И. Воротынский. Затем его сменил боярин Никита Романович Юрьев (дед будущего царя Михаила Романова).
В архивных документах поселение получило название «село Колпенское» по названию реки Колпянка. Впоследствии поселок стал называться Колпной.
Вот и колонка! Мы спасены!
Колонка сама выключаться не умела. Наши усилия ее выключить к успеху тоже не привели. Лужа возле конки продолжила наполняться, на радость местной зелени
.
Знаменитый советский писатель К. Г. Паустовский посвятил реке Сосне в «Книге скитаний» такие строки:
Из окна докторского кабинета виднелись такие дали и такие мягкие и округлые взгорья, что замирало даже от взгляда на них сердце. А у подножия этих далей, увалов, оврагов и взгорий широкой (по весне) лентой протекала под железнодорожный мост река Быстрая Сосна. Она действительно была быстрая, струистая, несла последние коричневые льдины, шуршала, особенно громко по ночам и с каждым часом подымалась, качая и затапливая кусты лозняка.
Железнодорожный мост, описываемый автором, находится в 50 км ниже по течению в соседнем райцентре - городе Ливны.
Центр городка (пгт) был сразу после поймы реки.
Местный Дом культуры.
Справа от ДК располагался небольшой парк с фонтаном.
На противоположной стороне дороги находилась церковная лавка в сарае-подобном здании с решетками на окнах, стилизованными под распятие
.
Тут же рядом, справа от основной дороги, словно большой квадратный аквариум, возвышался «Центральный» супермаркет.
На одометре было уже больше 60 километров, на часах начало третьего, неплохо было б уже и пообедать. Вова быстро сбегал в центромаркет за едой, и мы поехали к фонтану.
В 40-градусное пекло действующий фонтан был весьма кстати!
Единственная тенистая лавочка вблизи фонтана. Под елкой
Нехитрый обед велотуриста: батон, кефир и сникерс (на десерт
).
Чтобы хоть на время расслабиться и не чувствовать жару, Вова вымочил рубашку и шлем в фонтане.
Около трёх часов дня выезжаем из города в сторону трассы Елец-Орел. Отсюда это примерно 35 километров.
Однако! Обед вошел хорошо, поэтому на эту короткую 8-10% горку я еле залез.
Закончилась КолпнА, начался новый ровный асфальт.
Запахло крутым спуском. И не менее крутым подъемом...
Та самая Колпёнка
Карабкаться в подъем после Колпёнки было очень тяжело. Пришлось включить все, что слева - передачу 1х1, 28х28 зубов.
Надпись на табличке "ЗАО Орел Нобель-Агро, гречиха, сорт Девятка"
Вскоре дорога стала забирать на север, северо-запад, и впервые за три дня ветер стал нашим союзником, а не противником
.
Передача 2х8 - 38х12
http://forum.bryansk-velo.ru/photo/20100726/imgp0613.aviОстановка-мотель! На такой ночевать можно!
Стелла в отличном состоянии для своего возраста.
Очередной глубокий овраг. Речка Фошня, вторая по крупности река района.
Красиво!
Еще кусок овражины
На этом фото хорошо видна сила ветра.
Но ветер был горячий. Вовина рубашка давно высохла, и он быстро перегрелся. Не надолго останавливаемся на какой-то остановке странной формы - без пола и лавочек, зато с окном (хотя и не с той стороны
), чтобы залить неприятно теплой воды в себя и пустую нарамную тару.
На открытых местах я постоянно работал на большой передней звезде. Держать на равнине 40 км/ч было более чем реально.
А вот уже и трасса!
Дальше нам нужно было двигаться на Русский Брод. Если верить карте, отсюда на него шла прямая асфальтированная дорога. Населёнки до самого Русского Брода не предполагалось (опять же, по карте), и запас воды на ночевку нужно было пополнить здесь, в Дросково.
Действующая колонка с подсказки местных бабушек нашлась довольно быстро.
Немного прокатились по трассе и свернули на нужном повороте налево
на Русский Брод.
Видно, что дорога капитально ремонтируется. Или еще строится...
Остановки по последним ГОСТам
Ну прям взлетная полоса!
Дорога шла на северо-восток, поэтому ветер был ближе к боковому, чем к попутному. Но эффект еще оставался.
Мы проехали от трассы не меньше пяти километров, а до сих пор мимо не проехала ни одна машина. Это нехороший знак...
Так и есть! Стройка, да еще какая! Практически с нуля!
Буквально за 200 метров асфальт перешел в грунтовку!
Впрочем, грунтовка неплохого качества и идет в нужном направлении. Едем дальше.
Дорога здесь все-таки планируется...
Каменный чернозем.
Хорошо, что ветер боковой, и такой сильный.
Пыльная буря нас практически не зацепила!
Чернозем был укатан до состояния асфальта. Вполне можно было ехать даже на шоссере.
Вскоре мы добрались до перекрестка с другой широкой и раскатанной грунтовкой. По карте было не совсем понятно, где именно мы находимся. До Руского Брода можно было добраться только пересекши реку Труды. Какой глубины река, где и в каком состоянии мосты и вообще есть ли они - не было никакой информации. Наверняка можно было сказать лишь о существовании моста в Пеньшино. По-идее, отсюда нужно было ехать и дальше вперед, выезжать к реке, пересекать ее (попутно купаясь
) и становиться на ночевку. Но засада была в том, что дороги вперед не было: либо налево, либо направо... Логичнее направо: восточнее Пеньшино точно не уедем, и мост там наверняка есть. Плюс, дорога вправо шла в тягун и против ветра, что по старым велотуристским приметам сулило
богатство и успех
.
Эта поперечная дорога пользовалась куда большим спросом, чем наша предыдущая асфальтированная. Ее ширина и ровность позволяла двигаться на высокой скорости. Незадолго до этого фото нам навстречу пролетел Опель на скорости хорошо за 60.
Как можно было сжечь поле так, чтобы не осталось вообще ничего. Земля голая, как после ядерного взрыва!
На соседнем поле, с противоположной стороны дороги, мучались от жажды вялые бураки.
Дорога плавно забирала левее, и вскоре мы ехали уже на северо-восток, в нужном нам направлении. Но когда я уже начал тихо радоваться, что все идет отлично и мы скоро подъедем к реке, наша накатанная камазами колея резко свернула вправо. Немного сверившись с картой и компасом, мы решили этого не делать и поехали прямо.
Вдоль бескрайних бураков.
Дорога становилась все менее и менее накатанной
и через пару километров закончилась спуском в заросший высокой травой овраг. Впереди на расстоянии около 1-1,5 км уже были отчетливо видны сочные кроны деревьев в узкой пойме реки Труды.
Прикинув, что эту полторушку по такой траве мы будем лезть минимум 40 минут, набьем обувь и носки семенами растений, я решил вернуться на предыдущий перекресток и двигаться дальше по основной дороге. В конце концов, она идет на восток, в сторону асфальта на Пеньшино и Русский Брод. Плюс, на карте недалеко от предполагаемого выезда на асфальт было нарисовано небольшое озеро. Будем надеяться, что оно окажется пригодным для ночёвки.
Ветер был совсем не в нашу пользу: дул почти навстречу и пыль от проезжавших мимо машин в сторону не отводил
.
Вскоре, лесополоса слева кончилась, и вдали, на расстоянии 6-7 километров уже был виден Русский Брод.
Грунтовать пришлось недолго. Вон, уже дорожный знак показался вдали.
Вот и то озеро! Вода не зеленая!!! Всё, ночуем здесь! Тем более, на часах уже полвосьмого вечера, а в ногах - 120 километров.
Поиск конкретного места ночевки занял относительно немного времени, и к 8-ми костёр уже полыхал. C сырьем для него проблем не было вообще! Мы сгребли эту кучу шишек,
сверху наложили сухих еловых веток
и подожгли.
С рогатюлинами в этот раз решили не заморачиваться.
Большой запас легкогорючих дров позволил вскипятить воду просто обложив котелок вокруг ветками.
Озеро оказало хорошим: вода чистая, дно в меру илистое, глубина ближе к центру - "с головой". После ужина мы искупались, попутно выстирав свою пыльную ездовую одежду.
Легли спать около 10-ти, сразу после захода солнца.
Показания приборов:Дистанция - 118,62 км
Время - 6:37:24
Сред. скорость - 17,91 км/ч
Макс. скорость - 60,34 км/ч
Сред. каденс - 72 об/мин
Сред. пульс - 116 уд/мин
Расход - 2712 ккал
Продолжение следует