В начале каждого сезона, когда планируются большие и не очень поездки, и весь находишься в предвкушении, приятно вспомнить яркие, запомнившиеся покатухи сезонов прошедших. Вспомнить, что получилось, что – не очень, куда хотел бы вернуться, а какие места – впредь объезжать стороной (случается и такое).
В прошлом году, как раз на майские, выдалась особенно приятная поездка между двумя ближайшими к Брянску райцентрами Калужской области, Думиничами и Сухиничами.
Хотелось посмотреть красавицу – Жиздру, в то время, когда все цветет и распускается, взглянуть на ее долину в обрамлении хвойных лесов, растущих по берегам. Одна из красивейших рек центра России, недаром Жиздра, вместе со своим главным притоком Рессетой – один из излюбленных маршрутов среди байдарочников.
И еще – хотелось (если получится) увидеть одни живописные развалины на другом берегу, в Богдановых Колодезях.
Первоначально планировал скатать радиальный маршрут Думиничи – Гурово – Гретня – Думиничи. В связи с чем, оптимальным представлялся вариант заброски на машине. Но поехал на утренней сухиничской электричке от Мальцевской. Удачное стечение обстоятельств на маршруте, в той его точке, которая определяла всю поездку, - на переправе через реку в селе Гретня, позволило небольшую радиалку «развернуть» в еще никогда ранее не езженый на велосипеде маршрут Думиничи – Сухиничи. Отсутствие машины, оставленной в Думиничах, развязало
руки ноги и оправдало себя.
На часах 10.30. Думиничи. Поехали. Нам - налево.
В сторону Чернышено.
Приток Жиздры - Лутовна.
В Чернышено и Хотьково мне не надо, я там
был уже пару раз. Интересные села, но сегодня просто оставляю их справа.
После того, как Чернышено осталось за спиной, воздух свежеет. Приближается река, ради встречи с которой я сегодня и понаехал в Калужскую губернию. Еще один правый поворот, уклон и - жиздринский мост. Вот она, красавица, открывается по обе стороны:
Воскресный день, движение, и без того не слишком оживленное на дороге Думиничи - Ульяново, вообще отсутствует. Можно слезть с велосипеда и послушать птиц прямо на мосту. Свеженькие Schwalbe'овские полуслики
CX Comp весьма радуют накатом. Новая Reba Solo Air, слегка перекачанная до
130 psi, мягко и приятно отрабатывает мелкие дорожные неровности. Всё, как я люблю!
По пути - одно из множества воинских захоронений. Калужанам - респект, все объекты - в идеальном состоянии.
Сама район, по которому еду - эпицентр
боев августа 1942 г., поэтому практически каждый дорожный указатель дополнен характерной табличкой. Название села прямо настраивает на
нехороший лад. Мне здесь уходить с трассы к северу:
За Гурово небольшая деревенька Глинная. И остатки большого глиняного карьера, ныне недействующего и заброшенного. Вместе с инвентарем, судя по всему.
Глинная, вместе со своим металлоломом - позади, уклон становится все более ощутимым. Начало спуска в долину.
Сам спуск оказался неожиданно крутым и сложным технически. Плюс диагонально-поперечные рытвины, оставшиеся с недавнего весеннего таяния снега и ручьев, несущихся вниз, к реке.
Lanser как-то такие вещи назвал "
в рот мне ноги". Зато с громким лаем, в паре десятков метров впереди, через дорогу пронеслось небольшое стадо
косуль. Не ожидал их здесь встретить! Не фотографировал, надо было держаться за руль. Да и не успел бы.
Спуск позади, и открылась Жиздра, очень красивая здесь, окруженная хвойным лесом и множеством цветущих диких плодовых деревьев, яблонь и груш. Очень живописные берега, именно такие, какими я и ожидал их увидеть в это время года, в начале мая. Много текста - ни к чему, просто фотки.
И здесь, как по заказу, меня ожидал неожиданный подарок - укатанная тропка, прямо вдоль берега, через сосновые перелески, березовые рощи и луга! В нужном мне направлении - на Гретню. Тропка настолько хороша, так легка и накатиста, что ноги сами выдали 25-27 км/ч. За каждым поворотом извилистой дорожки (см. это место на схеме) открывается новый вид на реку и хорошее место для фотографирования, но вел идет так хорошо, что приходится заставлять себя останавливаться, чтобы заснять хоть что-то из всей этой весенней речной красоты.
Начинают встречаться байдарочники. После взаимных приветствий каждый раз выясняется, что народ по реке идёт, в основном, не местный - Воронеж, Москва, Питер, Петрозаводск, Ставрополь. Известность Жиздры и Рессеты, как байдарочного места, судя по всему, весьма широка. Я их понимаю.
Река радует и удивляет за каждым изгибом:
Перед Гретней дорога ненадолго дорога уходит в лесок и отдаляется от берега.
Лес яркий и сочно-зеленый, таким он бывает только в мае.
Открывается деревня Гретня. Хотя, в Гретне есть часовня, а значит, - это не деревня, а село. Промежуточная цель моего первоначального плана.
Я ожидал, почему-то, увидеть полуразрушенную, полузаброшенную деревеньку. Оказалось - подобие летнего дачного кооператива для калужан и москвичей.
Многие местные семьи - построили в этом укромном месте летние дома и приезжают сюда на всё лето. Река - чиста и глубока и прозрачна, отлична для купания, в лесах вокруг - полно грибов, орехов и ягод. Воздух, которым трудно надышаться. И полная оторванность от цивилизации - недоступный для автомобилей спуск со стороны Гурово-Глинной (на велосипеде бы не убраться!) и единственная проселочная дорога от трассы за незаметным поворотом вскорости после чернышенского моста. Между Гретней и трассой - огромный глухой лес с манящими названиями на топографической карте - Дача Ершова, Жерковский Лес, Шлиповский лес... Достойное место, в общем. Я б здесь пожил... летом, недельку-другую.
На Шир похоже, местный, калужский.
Дачники по-пижонски гоняют по реке на моторке:
В Гретне есть своя часовенка, и посвящение ее совсем не абстрактно.
Гретня и Богдановы Колодези на том берегу - это был маленький Сталинград. Здесь в августе 1942 г. было очень жарко. За селом есть такое:
Дата:
Берег у западной окраины села достаточно высокий. Когда-то здесь был свой мост через реку. Восстанавливали ли его после
известных событий - неизвестно.
Байдарочники, тем временем, идут сплошным косяком, как лосось на нерест.
На берегу стояли на отдыхе ребята из Воронежа. Они начали сплав достаточно далеко отсюда - у моста через Рессету у села Красного и шли уже второй день с ночевкой. Поскольку крутизну предстоящего обратного подъема я уже оценил, да и пилить обратно в Думиничи не сильно хотелось, мне пришла мысль попросить их переправить меня на другой берег. Этот заманчивый вариант предоставлял возможность увидеть Богдановы Колодези и вкрутить до самых Сухиничей по совершенно некатанной местности юга Сухиничского района. Проблем договориться не возникло и глава воронежской группы собственноручно перевёз меня на тот берег.
Воронежцы-байдарочники на привале:
Водоплавающие брянцы-велосипедисты:
Вперед, на Сухиничи!
Гретня остается на том берегу. Перекусываю, обозреваю окрестности. Пора двигать на Богдановы Колодези.
На левом берегу Жиздры дорога первое время идет по болотистой низине. Впрочем, грунтовка хорошо укатана и едется неплохо. Параллельно наблюдаю подготовительные дорожные работы. Готовят основание. Интересно было бы вернуться туда сейчас и посмотреть, что из этого получилось в итоге. Хорошая дорога от Сухинич через Колодези, и дальше - до стыковки с трассой Думиничи - Ульяново выглядит очень заманчиво. Чем не альтернатива для "Сухиничской Тропы"?
Внезапно дорогу преграждает большое количество мяса.
В коровьих глазах - недоумение.
Какой-то безымянный ручеек на подходе к Колодезям:
Небольшой рывок через насыпные пески будущей дороги - и я в Богдановых Колодезях. Песок на 2.0 полусликах сразу дал по ногам. В этом месте почуствовал первую дневную усталость.
В географическом плане, Богдановы Колодези (до революции 1917 г. просто - Колодези) - старинное село на высоком берегу жиздринской долины.
"Село Колодези относилась к Козельскому уезду и являлась волостным центром (Колодезская волость). В 1859 г. село значилось владельческим при речке Медведке в 30 верстах от уездного города Козельск на левой стороне Карачевской большой дороге. В 23 дворах проживало 146 мужского и 159 женского населения. В 1914 г. в селе насчитывалось 255 мужчин и 260 женщин.
Церковь построена в 1788 г. тщанием бывшего помещика Ивана Яковлевича Богданова. Благодаря деятельности И.Я. Богданова село стали именовать Богданово-Колодези. Престолов было пять: холодной во имя Иоанна Златоуста в приходе, холодной при колокольне во имя Божьей Матери Одигитрии Смоленской, теплых в приделе при колокольне во имя Святителя Дмитрия Ростовского, мученицы Прасковьи и Святителя Николая Чудотворца. Церковь располагала землёй, так в 1895 г. было 36 десятин и 1200 кв. саженей земли. Под церковью с каменной оградой в длину 30 саж. в ширину 21 саж., усадебной земли - 3 десятины 305 кв. саж., пахотной земли - 26 десятин 350 кв. саж., под протоками и дорогой – 1 десятина 1140 кв. саж., под сенокосами – 8 десятин 805 кв. саж. Кроме того церковь владела землёй госпожи С.С. Щербачевой площадью 5 десятин и 1773 кв. саж. Это была пахотная и сенокосная земля в поле называемым «Тербеки», на которую имелась дарственная, выданная 30 августа 1862 г. капитаншей Софьей Сергеевной Щербачевой. Земля под церковный дом священника площадью 49 кв. саж. также была подарена С.С. Щербачевой в 1878 г. В 1895 г. священником церкви был Сергей Андреевич Лебедев, который родился в 1847 г. в селе Дальнее Березово Лихвинского уезда. На содержание церковнослужителей было положено казённое жалование 144 руб. в год, а именно: священнику 108 руб., псаломщику 36 руб., дьякон жалование не получал.
Ближайшие церкви: на севере Святого Духа в с. Избищи в 5 верстах, на западе Успенская в с. Чернышено в 10 верстах, на юго-востоке Покровская в с. Дудины (Дубино) в 8 верстах." (ведомости церквей Козельского уезда за 1895 г.)
Меня здесь интересуют, в первую очередь, живописные развалины колокольни церкви Иоанна Златоуста. Церковь эта в старину считалась одной из красивейших в Калужской губернии. Датирована 70-ми гг. XVIII века.
"История храма в селе Богдановы Колодези уходит к концу 18 века, когда здесь была усадьба Ивана Яковлевича Богданова, включавшая в 1782 г. господский деревянный дом и при нем регулярный сад; на реке – пруд и мельницу.
Необычный по составу храмовый комплекс из двух кирпичных сооружений был построен И.Я. Богдановым в 1770-80-е гг. Церковная территория была окружена оградой, которая не сохранилась. В 1773 г. была завершена сложной структуры проездная колокольня с надвратной церковью в честь иконы Смоленской иконы Божией Матери (освящена в 1773 г.) и с южным приделом в честь святителя Димитрия Ростовского на первом этаже (освящен в 1773 г.). На северной стороне первого этажа были устроены дополнительно приделы Параскевы Пятницы – в 1858 г. и святителя Николая Чудотворца – в 1859 г. В 1777 г. в 8 саженях от колокольни был построен храм в честь святителя Иоанна Златоуста (не сохранился): прямоугольный, одноэтажный, с полукруглой аспидой и западным прямоугольным притвором-трапезной.
Согласно метрике 1887 года, над четвериком храма помещался глухой восьмерик, завершенный одной главой. Апсида, храм и трапезная имели по четыре окна нижнего уровня; на боковых фасадах четверика храма помещались по одному круглому окну второго света, а над ними – по одному большего размера полуциркульному окну. О внутреннем убранстве известно, что в 1887 г. в храме святителя Иоанна Златоуста был устроенный в 19 в. резной позолоченный пятиярусный иконостас. Над главным престолом стояла деревянная сень на четырех столбах с шатровым завершением. Стены в интерьере были расписаны. В колокольне было семь колоколов. В приделе святителя Димитрия Ростовского на медной доске помещалась надпись о погребении в этом храме Ивана Яковлевича Богданова, его супруги и 4-х детей.
В храме было древнее Евангелие, серебряно-вызолоченное в 1771 г., и ковчег с 1805 г. Церковная библиотека насчитывала 80 томов. К храму по штату полагались священник и псаломщик, а с 1889 г. был определен и дьякон.
В 1921 г. храм святителя Иоанна Златоуста был закрыт и в последующие годы разрушен. В нескольких метрах от колокольни находится холм, возникший после обрушения храма. Существующее здание колокольни также сильно разрушено: от верхнего яруса звона осталась одна грань, стены остальных частей повреждены. Стены кирпичные, со следами обмазки; многие декоративные элементы из белого камня; в венчающем фризе верхнего яруса сохранились цветные изразцы.
Несмотря на значительные утраты, уцелевшая часть постройки представляет большую историко-архитектурную ценность, как пример усадебного церковного сооружения в формах позднего барокко уникальной типологии: двухэтажного храма с проездом в нижнем уровне и с колокольней, водруженной над верхней церковью. Зданий подобного вида в Калужской области всего два."Сегодня от храма остался лишь остов колокольни. Но зато какой! Он виден издалека, от самой реки. Вот здесь, она хорошо просматривается:
Несколькими уступами улицы поднимаются и заводят меня в центр села. Как только лесная тень и прохлада реки остаются позади, начинаю ощущать, какой жаркий выдался денёк, несмотря на начало мая.
Колокольня подпустила меня к себе и предстала во всем своем неприбранном великолепии.
Чем-то меня всегда привлекают старинные разрушенные церкви. Смотря на них, как бы прикасаешься к той России, которая ушла безвозвратно и никогда уже не вернется, но, вместе с тем, незримо присутствует на нашей земле и сегодня, передавая привет из прошлых времен.
За счет своего расположения, в 1942 г., колокольня являлась ориентиром для арткорректировщиков, и наших, и немецких. И до сих пор хранит на своих стенах следы обстрелов.
Вот здесь, в одной из выщербин, в стене на верхнем ярусе, застрял осколок. Так и остался этот кусок железа в стене на долгие десятилетия:
Можно забраться на верх колокольни и обозреть окрестности. К югу открывается прекрасный вид на долину Жиздры и массивы по-весеннему зеленых думиничских лесов. Где-то в тех краях осталось начало моего маршрута. Ради этого простора стоило сюда ехать!
Вообще, события на пятачке Гретня - Богдановы Колодези в жарком августе 1942 г. были очень важны для обеих сторон, поэтому участники их оставили подробнейшие описания произошедшего. В Мордовии (г. Саранск) живет
профессиональный историк, который многие годы изучает именно эти бои.
Интересующиеся могут прочесть у него в ЖЖ
здесь и
здесь.
Еще раз отметив окружающую меня красоту и историчность этого места, хорошо перекусываю и понимаю, что надо двигать дальше к финишу всего мероприятия. Спускаюсь с колокольни, сажусь в седло и выдвигаюсь. Колодези - совсем небольшие и главная улица быстро выводит меня на сухиничскую дорогу.
Здесь ждало небольшое разочарование, поскольку то, что я рассчитывал увидеть в качестве хорошего асфальта, оказалось достаточно неприятным, пыльным и каменистым грейдером. Перспектива 20-километрового грейдерного броска совсем не обрадовала, но делать нечего, не возвращаться же в Гретню! Да и душевные воронежцы со своими байдарками уже далеко!
На этом участке пути было всего две небольших населенки. Фролово:
и Романково:
Ничем не примечательные равнинные села, без какой-то своей изюминки, так присущей Богдановым Колодезям и Гретне.
Ложбинка за Романково:
Грейдер, наконец, вывел на хорошую дорогу, ведущую от п. Середейский к Сухиничам с юга. Заблокировал вилку и - вперёд, финиш близок!
Пыльный грейдер за 20 км порядком подзадолбал, и ровный асфальт дороги воспринимается как награда.
Нам - прямо, не сворачивая!
Наконец-то Сухиничи!
На часах - полвосьмого вечера и до девятичасовой эльки 6007 на Брянск - еще около полутора часов. Посвящаю это время катанию по городу и беглому осмотру его достопримечательностей. В детстве и ранней юности часто приходилось ездить по маршруту Суворов (Тульская обл.) - Калуга - Брянск, и Сухиничи были точкой пересадки между двумя электричками. Поэтому у меня название Сухиничи прочно ассоциировалось с ж/д вокзалом и каких-то особо положительных впечатлений не несло. Сейчас же, благодаря этой поездке и полуторачасовому свободному куску времени, увидел, что городок очень ухоженный и симпатичный. Покататься по нему, хоть и на остатках энергии и достаточно тяжелых, забитых ногах, было удовольствием!
Садящееся солнышко в витражах ж/д вокзала как бы намекает, что пора закругляться, забираться в пустой вагон мотрисы и возвращаться домой, по пути перебирая в голове все интересные места и впечатления сегодняшней покатухи. Она, безусловно, удалась на славу, т.к. планировалось одно - а получилось, в итоге, нечто совершенно другое. Посмотрел большой кусок ранее некатаной территории. Незнакомые леса, населенки, река, - стали близки и понятны. Сразу же появилось желание выбраться в те края еще раз.
В Брянск мотриса пришла в начале двенадцатого. Дома был еще спустя полчаса.
Отлично скатал!