В этой поездке было всё: гляделки, бродилки, гонялки, не было, разве что, блудилок. На этот раз я более тщательно продумал предполагаемое расположение сосны и просчитал возможные варианты маршрута.
В субботу на электричке в 6.55 доехал до Жуковки. Дальше – на велосипеде. Дорогу уточнил у водителей, если бы этого не сделал, то не знаю, куда бы я приехал, потому что сегодня, пытаясь разобраться, на карте не нашёл такой дороги, не говоря уже об исковерканных топонимах.
Ссылка на карту
http://maps.yandex.ru/-/CRVHFsc Из Жуковки выехал в 8.40 до Гришиной слободы. Там свернул налево по дороге на Олсуфьево. Очень холодно. Только после 9 стало чуть теплеть. Проехав 5-6 километров, как объяснили, увидел одинокую автобусную остановку и напротив неё поворот вправо. Дорога со старым, но вполне приемлемым асфальтовым покрытием привела меня в Семёновку
Я не проезжал никаких деревень и не закладывал никаких виражей! Возможно, данные, по которым составлены карты, безнадёжно устарели.
Остаётся добавить, что плотность движения на этой дороге равна 4 машины на 30 километров. Ехал небыстро, вертел головой во все стороны и много фотографировал - осень во всём великолепии присущих ей цветов и оттенков.
В Семёновке напротив здания школы, около обелиска, свернул влево на незамеченную поначалу дорогу, покрытую щебнем. Давно укатанную щебёнку недавно выравнивали. Первые три километра – это аккуратные поперечные грядки щебня (специально их делают, что ли?), и ещё три километра, где мелкие камешки превратились в пыль, и ты едешь по дороге, мощённой булыжником. Скорость – 14. После шести километров снова начался асфальт.
Проехав Хацынь, в Лутовиновке по деревянному мостику переехал через Десну
и перед Гатьково выехал на дорогу Дубровка – Рогнедино. От Жуковки до этого выезда – 48 км., до Рогнедина 52,5 км. Время в пути – 2,5 часа. До поворота в лес – ещё 30-35 км.
До Рогнедина я ехал небыстро – 22-23 км./ч. Шёл двенадцатый час дня. Лелея мысль успеть на последнюю электричку из Жуковки в Брянск, (а впереди ещё 35), на поиски оставалось лишь полтора часа. Надо бы поторопиться. На 35 км. при скорости 27-30 ушло чуть больше часа. Был вынужден останавливаться, чтобы фотографировать
Что тут скажешь:
Заехал на Марьевку – это деревня, в которой в 1942 году полицейские сожгли живьём всё население, согнав жителей в один дом, из-за подозрения в помощи партизанам.
Наконец, доехав до Нижнего Бунёва, свернул направо, проехал Верхнее Бунёво. Там через речку деревянный мостик, за ним подъём и развилка – мне налево и прямо через поле, а потом через лес.
Скажу сразу, что в этот день я опять ничего не нашёл. Меня ориентировали по старым зарастающим лесным дорогам с развилками и поворотами, а тут летом шла заготовка леса, и всё разбито лесовозами, поди разберись, где старая моя.
К тому же описания пути в лесу к сосне, данные несколькими людьми, совпадают лишь в деталях, но совершенно разные по сути. Я заехал в лес, потом пять километров в одну сторону шел пешком по одной из дорог, чтобы уж точно убедиться в том, что там этой сосны нет. Пять – возвращался. Велосипед местами приходилось нести. Велокомп, желая, наверное, меня подбодрить, пытался меня убедить, что я иду со скорость 9 км./ч., хотя реально мы двигались не быстрее четырёх. Потом он и вовсе отрубился. Мой план, где я предполагал отыскать сосну, оказался неверным. Оставалась ещё одна идея, и она после «разведки боем» - как выяснилось, была ошибочной. Когда, наконец я выбрался из леса, было около 17 часов. Времени на обратную дорогу уже не было.
Ничего не оставалось, как поехать к деду, в Шаровичи, в дом, где вырос. Я часто тут проезжаю, но не позволяю себе в покатушке заезжать домой (остановишься, и никуда больше ехать не захочется). Зашёл к охотнику, поговорил с лесником. Оба объясняют дорогу и говорят, что сосна – рядом, но где?
В воскресенье утром – опять в лес. Солнечно и росисто. Прошёл краем леса километр в одном направлении. Вернулся. Прошёл километр в другом. Ничего. А что если этот лес – поле, заросшее больше 30 лет назад? Тогда я ищу не там. Возможно, нужный мне поворот дороги был много раньше. Нужно вернуться и внимательнее приглядеться к дороге. Поехал обратно. Действительно, здесь есть совсем заросшая дорога через лес. Пошёл по ней. Через два километра остановился: идти дальше не было смысла. Чтобы скорее выйти на хорошую дорогу, достал компас.
Выбравшись, решил начать с самого начала. Из леса выехал обратно в деревню. Там увидел знакомого человека, который здесь родился и вырос, а теперь живет в другом месте. Он что-то делал в старом заколоченном доме. Расспросил его. Он также объяснил, где растёт эта сосна, только приблизительно, сказал, что всё сильно заросло, что если не знаешь – в этом лесу можно ходить и ходить.
Обдумав ещё раз всё, как следует, если рациональные методы не действуют, решил положиться на интуицию. Зашел в лес, почему-то, совершенно уверенный, что на этот раз найду. Когда прошёл около четырёхсот метров, подумалось, а может там? Оказалось, и вправду там.
Далее, фотостудия «Свой взгляд» представляет:
Эта исполинская сосна представляет собой восемь скрученных и плотно сросшихся у основания стволов («осьминог»
), немного расходящихся выше. По высоте она не очень отличается от других деревьев. Когда-то была обнесена невысокой деревянной оградкой.
В обхвате она - 4 метра 10 сантиметров (измерено ремешком от чехла фотокамеры)
Пробыв здесь около полутора часа, поехал обратно. Стараюсь ехать быстро – 25-27км./ч. В Рогнедино остановился поесть. Достал расписание электричек из Жуковки на Брянск. Там 18.55 и 19.48. Одна из них в воскресенье не идёт. Конечно же последняя. На часах 16.40. Расстояние 52 километра. Если постараться, то я успею на 18.55 (не хотелось ехать в холодной темноте от Жуковки). И я полетел. Скорость – 26-27 км./ч., небольшой встречный ветер. Проехал участок щебёнки, проехал Семёновку. Остановился попить воды, 18.10. Расправляясь с шоколадным батончиком и прикинув расстояние, посчитал, что впереди 25 километров и около 50 минут времени. Если бы был час, то, чтобы успеть, мне нужна скорость 25км./ч., чтобы успеть за 50 минут, нужно ехать быстрее - 27 км./ч., дорога здесь довольно ровная, но подъёмы где-нибудь обязательно будут. На подъём я не смогу держать 27, значит надо ехать ещё быстрее…
Выезжая на дорогу перед Гришиной слободой, понимаю, что ещё реально далеко, времени меньше 20 минут. Быстрее! Поворот на Жуковку, за ним – подъём, скорость 20. Въехав в гору, чувствую, что мышцы ног забиты. Встаю на педали – 22, 24. Вижу Жуковку – 26. Не смотрю на часы. На поле на открытом пространстве скорость не чувствуется. Въезжаю в город – мимо ГИБДД – 28, где-то у них тут должен быть рынок, вот он – 30. Парк, поворот, выезжаю на перрон – 18.50 – электрички нет!
Взглянув на стенд с расписанием, читаю, что электричка на 18.55 – по рабочим дням (сегодня воскресенье).
Моя – 19.48.
Покатался по Жуковке, встретил вчерашнего таксиста и поблагодарил за верно указанную дорогу, попил горячего чаю… Потом сел в электричку и стал с интересом рассматривать сделанные фотографии.
Общий километраж за два дня - 215.5 километров. В первый день - 130, и 85,5 - во второй.
Думая о двух ярких и немного по-сумасшедшему прожитых днях, дороге, поисках этой огромной сосны, пришёл к интересному выводу.
Отправляясь её искать, я спрашивал, где она растёт у четверых человек, двое из них – охотники: первый - мой давнишний друг, второй – мой школьный учитель дисциплин естественно-научного цикла, ещё один – человек, родившийся и выросший в этих местах, и четвёртый – лесник, работавший когда-то в этом обходе, где растёт сосна. Всё они хорошо знают, где она находится, каждый подробно, как мог, объяснял, как к ней подойти. И у каждого выходил свой, только для него подходящий и ему понятный путь к сосне. Поразительно, насколько каждый человек, даже внимательный, хорошо знающий, понимающий природу, не похож на других и уникален восприятии окружающего мира.
Когда-нибудь я подберу более точные слова, чтобы это выразить
, а пока пусть останется так.