Неформальный отчёт о походе 1-й категории сложности 2-7.01.2011 года.

Автор MiKe, 13 января 2011, 23:36:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

MiKe

Неформальный отчёт о походе 1-й категории сложности 2-7.01.2011 года.

Маршрут похода:  пос.Белая Берёзка – Жеринские озёра – дер.Непорень – мост через р.Нерусса (урочище Рум) – БАМ – мост через р.Солька (хут.Нижний) – партизанский мемориальный комплекс Хотунцево – с.Гуры – р.Коломина – мост через р.Навля (напротив села Монастырище) – хут.Халькино – дер.Вздружное – дер.Кукуевка – дер.Пролысово. (общая длина 113,4 км).

Состав группы:  Бакин Павел (руководитель), Гамзина Анна, Добродей Анна, Замалаев Денис, Карпенко Михаил, Мальковская Ольга, Новицкий Константин.

Вес рюкзаков:
- на старте: у мальчиков 24-27 кг, у девочек 16-20 кг;
- на финише: у мальчиков 18-22 кг, у девочек 11-15 кг;

Стартовали явно перегруженными по еде: 55 кг на 7 человек на 7 дней (1,12 кг на человека в день). Думаю, что по еде можно было безболезненно облегчаться килограмм на 10, а то и больше.

Способ ночлега: палатки.

Оценка ночёвок в тексте дается применительно к зимним условиям. Т.е., когда нет проблем с водой (кругом снег), но есть проблемы с хорошим костром (хороший костер в нашем понимании это хорошая, желательно сосновая нодья).

Общее описание событий


День 1-й (2.01). [пос.Белая Берёзка – Жеринские озёра]. Стартовали в 9.30 на автомашине (18-местный Форд). До места добрались быстро и с комфортом – 130 км до Белой Берёзки прошли за 2 часа. Час ушёл на всевозможные перепаковки, туалеты, перекусы, и, наконец, в 12.40  мы начали движение по маршруту. Целью первого дня было добраться до Большого Жеринского озера. Что нам и удалось. Первый день не принёс никаких неожиданностей. Дорога по большей части была прокатана. Своеобразно правда: прошёл УАЗик – колея узкая – идешь как манекенщица, по одной линии (с рюкзаком неудобно). Палками тоже не очень удобно пользоваться – глубина снега по бокам колеи 40-50 см. Но, километра 3-4 в час делали, всё ж быстрее, чем по целине. Потоптали с полчаса лишь в конце дня, уже по темноте. Минут 15 шли по встречному следу двух лосей. Разминулись с ними не больше чем на час. Ночевка была удобная, молодой сосновый лес, много сушняка.
Трек: http://gpsloglabs.com/share/3c57498d7f009ce91b81377bbf7cda33c78b8921/

День 2-й (3.01). [Жеринские озёра – мост через р.Нерусса (урочище Рум) – дер.Воловня]. Без рюкзаков сходили на озеро (потихоньку зарастает). Осмотрели памятники. В 11 начали движение по маршруту. На первом же привале вместо отдыха вытолкали застрявший в луже УАЗик. На третьем привале (он же перекус) на подходе к Неруссе пообщались с егерями. Получили ценную консультацию по пути дальнейшего движения. Мост через Неруссу прошли в 15.10. А спустя 20 минут начались первые приключения. За Неруссой по северу заповедника до заброшенной деревни Скуты идет дорога, которую местные называют БАМом. В пойме на этой дороге имеется семь(!) мостов (кстати, на карте обозначены лишь пять из них (далее нумерация от Неруссы): нет 4-го (он идет сразу, метров через 150 за 3-м) и между 4-м и 5-м из обозначенных есть ещё один). В 2001 году мы группой сотрудников ЦДЮТ шли по БАМу, правда, в обратном направлении. Состояние мостов было таково, что я вообще не помню, что они здесь были – т.е. шли как по дороге. Сейчас же...  Только после 4-го моста, до меня дошли слова егеря: «как сильно здесь всё изменилось». В общем, для тех, кто соберётся в те места: мостов в настоящий момент там нет. Точнее по одному, седьмому сейчас пройти можно (но осторожно). Сейчас, это означает, что дырки между брёвнами забиты снегом, нет оледенения и т.п. Все остальные мосты в непроходимом состоянии. А протоки меж тем немаленькие – длинны мостов, указанные на карте 40-60 метров. По словам егеря, все мосты имеют тропы обхода с севера от дороги. Это и так и не так. Во всяком случае, на обход первого моста мы потратили 2 часа: по ходу тропы та же открытая вода, в смысле лёд. Лёд ломается. Все такие места преодолевали либо по вырубленным длинным слегам, положенным на лёд, либо по поваленным деревьям. В итоге на 3 км дороги ушло 5,5(!) часов. За последним мостом ожидала небольшая радость – к нему с севера подходил УАЗик (какая-никакая, а всё не целина). До запланированной ночевки (дер.Воловня) не дошли один переход (3 км). Стали, как только по бокам насыпи-дороги кончился болотный лес, и появилась сосна (как раз на повороте БАМа). Ночевка хорошая.

Только сходить с дороги нужно на север (в охранную зону), а не на юг. Сошел на юг – ты в заповеднике без пропуска. Сама дорога (БАМ) разделяет заповедник и охранную зону заповедника и разрешена для движения. Кстати, заповедник обнесен табличками, на дорогах стоят шлагбаумы и щиты с информацией. Так что в случае встречи с работниками заповедника, чтоб закосить под дурака надо ещё постараться.
Трек: http://gpsloglabs.com/share/ad68313e125d4c05eae33436191b523c84b1e910/

День 3-й (4.01). [дер.Воловня – партизанский мемориальный комплекс Хотунцево]. До Скутов шли по БАМу, а вот дальше, чтоб попасть на Хотунцево, есть варианты. Если быть законопослушными и не лезть в заповедник, надо тропить по просеке на север через пойму р.Сольки и потом 2 км на восток. Похоже, что служителями заповедника двигали гуманные соображения по отношению к туристам при установке шлагбаума и щита, гласящего о входе в заповедник. Они стоят в аккурат в том месте, где дорогу пересекает вышеуказанная просека – типа, вот он, обходной путь, искать не надо. Однако, кому ж охота в болото, да ещё по колено в снегу, да по проваливающемуся льду. В общем, если проскакивать по дороге, то получается примерно 3,5 км по заповеднику.

На подходе к Хотунцево немного «плывут» на карте дороги, но в итоге всё приходит куда надо. Заночевали 10 минут не доходя до комплекса. Ночевка хорошая, летом там, наверное, вообще красота.
Трек: http://gpsloglabs.com/share/691733072717ed3578e56edd2b70b738d05242c6/

День 4-й (5.01). [партизанский мемориальный комплекс Хотунцево – хутор Халькино]. С утра долго совещались, где переходить р.Навлю. Штатный путь через с.Глинное подразумевал дневной переход до следующей ночевки (Халькино) около 30 км. Мы же мечтали о тёплом ночлеге, а может даже и баньке. И понимали, что приди мы в 10 вечера, никто нас встречать не будет. В итоге, пройдя с.Гуры, решили идти на север через р.Коломину и далее на северо-запад в пойму Десны к месту впадения в неё Навли. Лет 10 назад там был мост, на карте он есть. Шли, понимая, что моста может и не быть, а река может быть открыта. И тогда придется возвращаться и идти-таки через Глинное (а это +1 день). По пойме подошли к стрелке Десна-Навля можно сказать быстро – по снегоходному следу. Кстати, не верьте тому, кто скажет, что снегоход тяжелее человека, и там где прошел снегоход, человек может идти смело. Фигня всё это – человек проваливается. Как, говорится, риск – благородное дело. Мы рискнули и... проиграли. Моста в устье Навли сейчас нет (только сваи торчат). Ясно это стало когда были уже густые сумерки. Счастье, что лёд на реке оказался более-менее прочным – одну протоку (до острова) шириной метров 8-10 мы с Пашей прошли без всякой подстраховки (правда, налегке, без рюкзаков) ещё на разведке во время поисков моста. А вот вторую не рискнули. Снова рубили слеги и стелили на лёд. На роль первопроходца-камикадзе вызвался Дэн. Потом прошли девчонки. Мужицкие рюкзаки перетащили волоком по льду репшнуром. Нюанс в том, что самая лёгкая девочка с рюкзаком – это меньше 60 кг, а самый тяжёлый мужик с рюкзаком – это больше 105 кг. В общем 1,5 часа работы и мы на северном берегу самого опасного препятствия похода. Было это в 18.30. До Халькино отсюда 3,5 км. К 23 часам мы туда добрались. Главная причина задержки – болота на заливных лугах в пойме. На старицах лёд нормальный – шли с рюкзаками, не трещал. А вот по кочкам с водой – увы. Поначалу подолгу блукали в поисках путей обхода каждой очередной болотины. До последнего старались не промочить ноги. Но в итоге, когда уже окончательно задолбало искать обходы, а цель (сухой берег) была так близка, таки влетели. По колено. Не смертельно, конечно, но неприятно. Опять же не поотдыхаешь особо потом – лапки мёрзнут. С тропёжкой на этой стороне отскочили опять неплохо – снова часть пути прошли по следу снегохода.

Учитывая позднее время, на ночлег на хуторе проситься не стали (хотя свет в доме горел). Стали в лесу метров 500 по дороге в сторону Вздружного. Лес для нодьи плохонький – орешник и дуб. Сосны мало (сухой практически нет) и та слишком толстая. До 4 часов ночи сидели сушились у костра.
Трек: http://gpsloglabs.com/share/51e4b7c5b06ec6dc14724c20ac65ad636e387c17/

День 5-й (6.01). [хутор Халькино – дер.Гавань].  По случаю позднего прихода накануне подъем решили не делать ранним – дежурные встали в 9 часов. Однако с выходом явно затянули. Цель дня – дойти до Гавани. После вчерашнего 12-часовго рабочего дня, видимо, малореальная, ибо это снова 27 км.

До Вздружного идет хорошая укатанная дорога. В 30 минутах от Халькино к западу от дороги уютный сосновый лесок. Из Вздружного на Навлю идет хороший асфальт. 3 раза в день ходит автобус (если верить расписанию на остановке). Магазинов 3 штуки (в центре села один). Обеденный перерыв до 16 часов. Мы ждать не стали и пошли дальше. До Кукуевки дорога такая же хорошая. Магазинов там нет.

Паша кинул бредовую идею: не идти через Сытенки (Пролысово), а пойти на север по какой-то стрёмной дороге до поймы р.Волковки и дальше непонятно как. Мною идея была категорически отвергнута, и мы пошли в сторону Пролысово. (Следует отметить, что местные жители на выходе из деревни, сказали, будто бы есть какая-то копоткая дорога на Гавань – в следующий раз разведаем). Километра 3 прошли по колее. Потом начали топтать. Километров за 6 до Сытенок дорога вообще исчезла как таковая. В темноте по кустам и глубокому снегу скорость упала совсем (не делали и 1 км за 50 минутный переход). В 19.30 стало понятно: чтобы завтра уехать из Переторгов, нужно сегодня любой ценой прорываться до Сытёнок. Если же завтра уезжаем из Пролысово, то можно ночевать и здесь. В результате жаркого спора, учитывая, что на единицу уже находили, было решено становиться на ночлег. Стали в молодом ельнике. С сушняком проблем не было. Одно плохо – ёлка в костре сильно стреляет, надо беречь глаза и одежду.

На этом последнем биваке у нас случилось серьёзное ЧП (нас к тому времени осталось пятеро – Оля и Миша, приболев кто чем, остались во Вздружном ждать автобуса на Навлю), которое при меньшей доле везения могло закончиться, говоря мягко, плачевно. Ребята валили сухую березу неподалёку от костра, и береза упала на меня и Аню. Ей досталось по спине, мне по голове. Не буду описывать подробности, но первые минут 10, пока не стало ясно, что самого худшего мы избежали и в ближайшие часы от травм никто не умрет, в группе царило лёгкое замешательство. Ситуацию подогревало то обстоятельство, что от места стоянки до ближайшей потенциальной помощи несколько часов ходьбы. Дальнейший вечер прошел скромно и без шума.
Трек: http://gpsloglabs.com/share/a10ea70ec86cdc57936c0045cf7219a6c1044496/

День 6-й (7.01). [дер.Гавань – пос.Переторги]. Утром оказалось, что самочувствие травмированных удовлетворительное – без удовольствия, но идти сами могут. И даже рюкзаки свои нести. По светлому со свежими силами выбрались в Сытенки меньше чем за 2 часа (в 13.40 были на асфальте). Но попетляли прилично. Ночью точно бы ушло часа четыре.

В Пролысово вызвали машину и в 15.30 уехали в Брянск. В Пролысово работают два магазина в центре села. До Навли хороший асфальт, утром и вечером ходит автобус. По словам местных, автобус ходит до Гавани.
Трек: http://gpsloglabs.com/share/8840cc8c53734209ebcfe99b8dc18d72161b2ac1/

Трек маршрута (на километровке):


Некоторые соображения и выводы, касательно зимних походов по Брянской области (для тех, кто не считает себя крутым)


1). Категорийный поход, в отличие от просто похода, подразумевает более-менее строгое соблюдение графика и, как следствие, ежедневное прохождение немаленького (до 20 км и более) для зимних условий километража.  За световой день это сделать, как правило, не удается. Это значит, что группа должна обладать способностью эффективно (т.е. в нужном направлении) перемещаться в ночном лесу. В т.ч в состоянии усталости. Наивно полагать, что эта проблема всегда легко решается при наличии GPS-навигатора.

2). Ночёвки, если нет проблем со снегом, рекомендуется привязывать к хвойному лесу. В лиственном лесу больше проблем с хорошим костром. Помимо того хвойный лес психологически уютнее.

3). Вечером, после ходового дня, помимо хорошего ужина, группе требуется 3-4 часа у жаркого костра на релаксацию.

4). У групп, не обладающих высокой организованностью, от подъема дежурных до выхода (при морозе до 15 градусов) проходит 3-4 часа. (С нарастанием усталости по мере прохождения маршрута этот показатель возрастает).

5). По мере прохождения маршрута нарастает вероятность травм и заболеваний (простуда, мозоли, растяжения, травмы полученные по невнимательности и проч.)

6). На протяжении всего похода группа должна сохранять запас прочности, позволяющий ей автономно (т.е. без посторонней помощи) существовать в течение времени, необходимого для прихода этой самой посторонней помощи. В том числе в случае серьёзных травм и заболеваний участников.

7). Как ни неожиданно это звучит, но получается, что наиболее опасным временным периодом для получения травм является не движение по маршруту (если, конечно, маршрут не содержит откровенно опасных препятствий), а нахождение на бивуаке. Опасные факторы здесь: – работа с топором, пилой, ножом; – валка сухостоя для костра; – обращение с котлами, наполненными горячими жидкостями; – стреляющий икрами костёр. Вывод: места ночевок следует планировать с учётом быстрого прихода посторонней помощи, в случае, если это понадобится.

8). Переправы по льду, если нет полной уверенности в прочности льда, следует производить со всеми возможными мерами предосторожности:

- в местах с наиболее слабым течением;
- в наиболее узких местах водоемов (не всегда это требование противоречит первому);
- вдали (либо выше по течению) от впадения в пересекаемый водоем рек и ручьев с более теплой водой;  
- с верёвочной страховкой;
- с перетаскиванием рюкзаков волоком;
- с движением по льду по слегам;

Лед прочнее на открытой воде и слабее по кустам и траве, способным удерживать снег.

9). По соображениям безопасности не рекомендуется выход на маршрут при составе группы менее 6 человек.

Некоторые расклады по времени.


* – (в часах, минутах) вместе с привалами и дневным перекусом;
** – (в часах, минутах) время от окончания движения в предыдущий день до начала движения в следующий день.


Небольшой фото-отчёт №1
Фотографии в альбоме «KVN» m-s-karpenko на Яндекс.Фотках




Небольшой фото-отчёт №2
Фотографии в альбоме «my photo» m-s-karpenko на Яндекс.Фотках



Отчёт написал КВН, взято с http://outdoor.inbryansk.ru/ediniza-2011/
По коням! сказали рюкзаки.

hrummsa

 Позитив, однако.
   Но, не поймите меня правильно :mosking0:, 7 дней....    Монстры!!! :bb:
        Всё таки я городской житель. Более того, веложитель . Поэтому точно вам говорю - зимой! без велосипеда! в лесу! делать нечего  :blum3000: (пока сам не попробую обратное - не поверю  :rofl0000:)

Миша, на фото видел одну палатку ( или плохо разглядывал? ) И что, все  :viannenP: в ней умещались ?
https://vk.com/remont_v_bryanske32

   ...а скорее физкультурник. (с)

Dron

Меня больше всего поразило преодоление водных препятствий, вот что действительно круто!!!! Сам бы ни за что не попёрся переходить Навлю по льду сомнительной толщины.

А расскажите пожалуйста, какие бы там можно маршруты на велике придумать? - "БАМ" из-за мостов я так понял - непроходим летом? Вернее, даже так - какая часть из пройденного вами пути будет летом проезжабельна? И где пересекали асфальтовые дороги? Надо б в тот уголок области разок смотаться...  :scratch_:
И еще вопрос - как выглядит "БАМ"? - это грунтовка, грейдер или кто? И зачем он был сделан? - лес возить, или там узкоколейка была?
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

DimaB

Цитата: MiKe от 13 января 2011, 23:36:52
прошёл УАЗик – колея узкая – идешь как манекенщица, по одной линии (с рюкзаком неудобно).
Уазик - это счастье, поверьте нашему опыту :-)
Цитата: Dron от 14 января 2011, 08:58:37
А расскажите пожалуйста, какие бы там можно маршруты на велике придумать? - "БАМ" из-за мостов я так понял - непроходим летом? Вернее, даже так - какая часть из пройденного вами пути будет летом проезжабельна? И где пересекали асфальтовые дороги? Надо б в тот уголок области разок смотаться...  :scratch_:
И еще вопрос - как выглядит "БАМ"? - это грунтовка, грейдер или кто? И зачем он был сделан? - лес возить, или там узкоколейка была?
Суземка - Трубчевск асфальт. На нее выходит дорога из Белой Березки. Белая Березка - Трубчевск возможны альтернативные грунтовые маршруты.
БАМ строился еще до заповедника. Строили дорогу, потом бросили. В итоге Через Неруссу хороший железобетонный мост. Дальше раньше были деревянные мостики в пойме Неруссы. Правый берег Неруссы сильно заболочен. Пойма идет километра 3. Левый берег высокий сухой. БАМ летом представляет собой сильно песчаную дорогу. С велосипедом там грозит велопонос как по пойме, так и потом. Еще возникает сложность с обходом заповедника. Заповедник так удачно расположили, что чтобы выбраться из части леса, ограниченной Десной, Неруссой и заповедником надо азимутовать, т.к. дорога проходит через заповедник. Еще вариант: в определенное время года открывают проход через заповедник по дороге на Чухрай (надо знать), либо в д. Солька просить местных, чтобы на лодке перевезли через Десну (не пробовал).
Но места интересные. В Хотунцево есть родник – вода бьет из трубы.

kvn

Мое мнение, как участника, на предмет прохождения нашего маршрута летом на велосипедах. Ну, во-первых, надо увеличивать километраж и соответственно смещать места ночевок. Но летом их и так придется смещать (привязывать к воде). Теперь по маршруту. От Белой Берёзки до Неруссы все едется. Не знаю, конечно как насчет песка и "поноса", но по крайней мере хорошие лесные дороги идут (есть опять же параллельный асфальтный вариант Б.Берёзка - Трубчевск). За Неруссой эти пресловутые 3 км с семью мостами. Мосты однозначно надо обходить. Думаю летом это можно сделать. С великами даже прикольней, чем просто так. БАМ (насыпь) между мостами как-то едется. Может ветки кустов и могут мешать, но провести велик можно. Через заповедник 3,5 км проскакивается быстро. А дальше хоть до самого Брянска всё по дорогам (можно для интереса какое-нибудь отклонение запланировать, точнее нооборот, подрезать где-нибудь через пойму той же Волковки). Интересно, конечно, было бы в пойму Десны-Навли влезть (как мы шли), а не объезжать через Глинное по мосту, но летом там скорее всего придется навесную переправу через Навлю бить и всё переправлять по ней, ибо не верится мне в какие-либо броды в том районе.
Об асфальте: помимо уже указанных дорог Трубчевск-Суземка, Трубчевск-Б.Берёзка, асфальт подходит от пос.Навля к деревням Глинное, Вздружное (Кукуевка), Пролысово (Гавань), бетонка от трассы Москва-Киев через Синезёрки до Гаврилково (Рёвны).
Вопрос: а что, дер.Солька жилая?

DimaB

Цитата: kvn от 14 января 2011, 14:10:11
Вопрос: а что, дер.Солька жилая?
Жилая, как это ни странно. Причем там было меньше запустения, чем обычно. Связь с внешним миром через Десну с помощью лодки. Правда там уже давно был, но не думаю, что она успела вымереть.

BookMaster

Цитата: Dron от 14 января 2011, 08:58:37
Меня больше всего поразило преодоление водных препятствий, вот что действительно круто!!!! Сам бы ни за что не попёрся переходить Навлю по льду сомнительной толщины.

А расскажите пожалуйста, какие бы там можно маршруты на велике придумать? - "БАМ" из-за мостов я так понял - непроходим летом? Вернее, даже так - какая часть из пройденного вами пути будет летом проезжабельна? И где пересекали асфальтовые дороги? Надо б в тот уголок области разок смотаться...  :scratch_:
И еще вопрос - как выглядит "БАМ"? - это грунтовка, грейдер или кто? И зачем он был сделан? - лес возить, или там узкоколейка была?

БАМ летом проходим, ходил по нему тока в обратном направлении, в сторону Неруссы. НО - мороки на каждом мосту много. Очень. БАМ летом это ужжасный песчаный грейдер в сосновом бору ( на его протяжении около заповедника ). Ближе к Неруссе - обычная нормальная грунтовка, по бокам орешник и хмезник. Потом мосты :-D


Солька летом - очень даже бодрая деревня. Зимой не был :-)

Dron

Цитата: MiKe от 13 января 2011, 23:36:52
День 3-й (4.01). [дер.Воловня – партизанский мемориальный комплекс Хотунцево]. До Скутов шли по БАМу, а вот дальше, чтоб попасть на Хотунцево, есть варианты. Если быть законопослушными и не лезть в заповедник, надо тропить по просеке на север через пойму р.Сольки и потом 2 км на восток. Похоже, что служителями заповедника двигали гуманные соображения по отношению к туристам при установке шлагбаума и щита, гласящего о входе в заповедник. Они стоят в аккурат в том месте, где дорогу пересекает вышеуказанная просека – типа, вот он, обходной путь, искать не надо. Однако, кому ж охота в болото, да ещё по колено в снегу, да по проваливающемуся льду. В общем, если проскакивать по дороге, то получается примерно 3,5 км по заповеднику.

На подходе к Хотунцево немного «плывут» на карте дороги, но в итоге всё приходит куда надо. Заночевали 10 минут не доходя до комплекса. Ночевка хорошая, летом там, наверное, вообще красота.
Трек: http://gpsloglabs.com/share/691733072717ed3578e56edd2b70b738d05242c6/

Вот уже 2 покатушки было по этим краям, спасибо за отчет!  :thank_yo: Хочу 3-ю :) Поэтому вопрос. Как там от Скутов до Хотунцево? На вид, реально ли прорваться (с велосипедом на велосипеде) там где вы видели обходной путь, он торный? И нарисуйте пожалуйста примерный обходной путь, чтоб не лезть в Заповедник. Хотя если соберёмся, я всё ж позвоню в заповедник, может через него идёт такая же дорога общего пользования, как Чухраи-БАМ, по которой мы ехали 23 мая и куда нас пустили.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Quick_hunter

Очень круто, молодцы!!!
Посмотрел, почитал и вдохновился ) Очень интересно, здоровски!