Не мешай байку ехать (новичкам)

Автор Lanser, 23 сентября 2009, 20:48:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Lanser

Пять элементарных приемов, которые сделают тебя быстрее
__________________________
Автор: Роман Никитин            
Источник  www.cuberussia.ru  
__________________________

В автоспорте есть то ли шутка, то ли напутствие начинающему спортсмену. Звучит так: «не мешай машине ехать». Вкратце суть такова, что не надо «ломать» машину, бороться с ней, направляя и управляя. Нужно ее чувствовать, здраво оценивать ее возможности и наиболее рационально пользоваться этой оценкой.

Применительно к велосипеду, то есть механизму, лишенному собственного движителя, мысль «не мешай ехать» особенно актуальна. Ведь каждый ватт энергии, потерянный в результате «борьбы с байком» так или иначе рожден самим байкером – непосредственно или посредством силы земного тяготения. Обидно стараться изо всех сил, крутить педали что есть мочи, чтобы потом просто просадить эту энергию. Между тем, существуют простые правила, прислушиваясь к которым можно уменьшить потери выстраданной энергии.

Правило №1. Больше скорость – меньше ям
Проблема: «А-а-а! Впереди корнявый (каменистый) участок!»

Есть два Закона велосипеда. Первый также изложен в Законах Мерфи: «Куда бы вы не ехали – это в гору и против ветра». Второй оптимистичнее и звучит так: «Пока велосипед едет – он не падает». Более того, если проанализировать причины досадных падений, то окажется, что виноваты или сцепные способности покрышек, или потеря управления велосипедистом. И то, и другое в основном происходит при попытке сменить или направление, или скорость движения. Говоря проще, львиная часть всех падений происходит при маневре или на торможении. Отсюда вполне разумный вывод: если твоя траектория пролегает прямо – не тормози! Особенно на приличной скорости. Какой бы расколбас не пробегал под колесами, если он не превышает разумных пределов (вполне безопасными можно считать ухабы размером до ¼ диаметра колеса) – ничего он вам не сделает. Ну да, потрясет и протрясет. Но поверьте, торможение на упомянутом расколбасе или попытка его объехать куда опаснее, чем несколько секунд долбежки.

Решение: расслабляемся, привстаем с седла и к одному-двум уже существующим амортизаторам велосипеда добавляем как минимум еще два – они зовутся ногами. Несколько секунд дискомфорта – и опасный участок пройден.

Правило №2. Весовые хитрости
Проблема: велосипед или «козлит» на подъеме, или норовит выбросить хозяина через руль на спуске.

В обоих случаях восстановить контакт обоих колес с грунтом не так сложно. Беда в том, что многие велосипедисты, особенно новички, очень зажаты. Как будто их пятая точка намазана клеем и прилеплена к седлу без малейшей свободы. Между тем, маунтинбайк проповедует вольности с расположением центра тяжести байкера. Логично предположить, что на подъеме следует перемещаться ближе к переднему колесу, практически нависая над рулем. Но во избежание пробуксовки заднего колеса, сдвигаться вперед надо осторожно. Если под колесами хороший, плотный грунт с отличной зацепляемостью, можно и зависнуть в области надрулевого пространства. Но если подъем крутой, а грунт рыхловат, то лучшим способом будет присесть на самый кончик седла, не допуская избыточной разгрузки заднего колеса. Отрыв переднего шасси от грунта легко отслеживаются и компенсируются сбросом тяги или смешением вперед. Ну и конечно, крутить педали надо как можно равномернее. Если игры с развесовкой окажутся проигранными, то потеря времени обеспечена. Ведь сначала надо слезть с байка (не загремев при этом костями), потом затащить велосипеда на вершину (поскольку заново оседлать его на крутом подъеме крайне проблематично), на а потом еще снова залезть в седло... туча потерянного времени!

Крутой спуск на этом фоне куда более простая задача. Если грунт относительно ровный, и выкат после спуска тоже не выглядит разбитым, можно воспользоваться Правилом №1, то есть просто отпустить тормоза и скатиться с ветерком. Если же наклонная трасса под колесами изрыта, избита и вообще выглядит подозрительной, то выход один: до предела сместиться назад, за седло и, подыгрывая тормозами (преимущественно задним) соскоблиться вниз. Передним тормозом следует работать только на заведомо ровных участках, да и то с осторожностью. Смещение центра тяжести назад необходимо, чтобы вертикальная проекция этого центра оставалась гарантированно позади точки контакта переднего колеса с грунтом. Это уменьшает риск полета через руль.

Решение: играем с распределением веса по колесам велосипеда, стараемся избегать пробуксовки на подъемах и перетормаживания передним тормозом на спусках.

Правило №3. Байкер – не землекоп!
Проблема: «А-а-а! Я цепляюсь шатунами за землю!»

Эта проблема новичков касается не только тех, кто управляет маунтинбайком, но и дорожно-ориентированных велосипедистов. У шоссейного велосипеда каретка находится ближе к земле, и шанс «цепануть асфальт педалью», обычно в повороте с изрядным наклоном, весьма велик.

В обоих случаях есть универсальный рецепт поворачивать с поднятой вверх «внутренней ногой». В общем-то, навык остановки кручения педалей повороте формируется быстро, для шоссе этого достаточно. С маунтинбайком сложнее, поскольку протаранить шатуном грунт до нефтеносных слоев можно даже в том случае, если о повороте и не думалось. Например, при переезде через невысокие, казалось бы, поваленные стволы, или на ухабистом подъеме (на сложном спуске обычно вращением педалей никто себя не утомляет). В этом случае рецепт всего один: стараться холодным разумом просчитывать «дорожную обстановку». Благо, большая часть велосипедов имеет механизм свободного хода, и всегда можно поддернуть назад ушедший уж слишком низко шатун.

Решение: в поворотах – внутренняя нога вверх, на расколбасе работать головой, а не только мышцами ног.

Правило №4. Скользкий вопрос

Проблема: «А-а-а! Колесо заблокировалось – и я тут же упал!».

Возвращаясь к Правилу №1, несложно сделать вывод, что велосипед, как и любое другое колесное транспортное средство, максимально послушен владельцу лишь тогда, когда между колесами и грунтом действует сила трения качения. Стоит заблокировать одно или два колеса – и проблемы не заставят себя ждать.

Если заблокированное колесо заднее – это полбеды. На самом деле велосипед в заносе вполне управляем. Достаточно вспомнить свое велосипедное детство, когда разворот «юзом» на 180, а то и больше градусов считался безопасным и в то же время эффектным способом похвастать перед друзьями. Действительно, при блокировании заднего колеса, и как следствие, потери большей части силы трения между ним и грунтом, физические законы известной нам области Вселенной пытаются стабилизировать велосипед, вернуть его к прямолинейному движению. Поэтому езда с полу- или полностью заблокированным задним колесом не только допустима, но иногда и просто необходима. Например, для крутых и коротких поворотов.

Другое дело, когда блокируется колесо переднее. Здесь все куда хуже – велосипед просто выскальзывает из-под байкера, как будто его выдернули. Конечно, можно бороться и со сносом, но практика показывает, что это уже из области высшего пилотажа. Поэтому лучше понежнее обращаться с ручкой переднего тормоза.

Частный случай – срыв колес в скольжение без участия тормоза. Тут можно сказать следующее: при движении по косогорам, неплотному грунту или просто в поворотах на приличных скоростях следует вспомнить Правило №2 и догружать переднее колесо велосипеда. Помните, занос предпочтительнее сноса!

Решение: запанибратски можно общаться лишь с задним тормозом. Передний – капризуля, и вольностей в обращении может не допустить. И вообще, старайтесь избегать скольжения переднего колеса.

Правило №5. Пользуйся всем, что у тебя есть!
Проблема: «...а потом я въехал в глубокую грязь, не смог провернуть педали и упал...».

Типичнейший случай для новичка: катиться-катиться, потом остановиться, упасть и поехать домой грязным и недовольным. А все из-за того, что позабыто Правило №1, которое гласит: велосипед не падает, пока едет.

И дело здесь даже не столько в неумении пользоваться переключателями передач и целым арсеналом звезд, которому позавидует матерый ниндзя – метатель сюрикенов. Вынесенное в заголовок побуждение пользоваться всем, что имеется в наличии, не ограничивает байкера одной лишь технической частью велосипеда. Да, конечно, надо уметь быстро и желательно заранее переключаться на оптимальную передачу. Но самое главное, что отличает вид разумной жизни bikerus sapiens от просто «чайника велосипедного» - это умение задействовать все ресурсы системы «человек – велосипед». Мозговые среди них едва ли не на первом месте. Так же, как опытный водитель способен на несколько секунд вперед предсказать дорожную обстановку рядом с собой, так и умелый велосипедист обязан продумывать тактику и стратегию своего перемещения в пространстве. Если есть желание проехать по луже – нужно убедиться, что вы в ней не останетесь. Если на пути сложный участок – неплохо бы к нему подготовиться и морально, и физически-технически. Помните, что хоть трудности и делают нас сильнее, незачем создавать себе лишние проблемы. В конце концов, думать – не менее приятно, чем крутить педали.

Решение: прогнозируйте свою езду, и она станет куда легче и безопаснее.

Успехов!

zlobognev

Хочу поделить горьким опытом... Не нужно ездить по свежей разметке, старайтесь ее объезжать... иначе снос колес неизбежен. Езда по свежей разметке сродни езде по маслу...

RED32

отлично написано!
Всегда говорил не мешайте велу на сложных участках, не держите со всей силы руль, отпустите вел - пусть едет как может по накату. Но вот доступно объяснить не получалось.
центр тяжести вела находится не далеко от оси каретки - держите вес там, а не на седле и руле. При горизонтальном положении шатунов весь вел по ухабам должжен вращаться тоносительно каретки и ваших ног - отпустите вел и дайте ему свободу движения. при таком движении сразу возрастает средняя скорость (энергия не тратится на гашение ухабов  - нужно пролетать над ними) и меньше потеря сил и энергии при движении - незачем гасить ухабы силой свой мышц - все, по возможности, должно отдыхать.
Можете проверить - опытный велосипедист с горы по ухабам всегда скатится быстрее чем новичок(без вращения педалей)  и силы и мастерство педалирования тут не будут играть роли.

Arceny

Я как-то тут пытался съехать http://maps.yandex.ru/?ll=34.365222%2C53.272677&spn=0.014786%2C0.00489&l=sat&rl=34.364584%2C53.272198~-0.00014373045%2C0.00045772253~0.00012576414%2C0.00030155568~0.000080848376%2C0.00038771131~0.00013474729%2C0.00026385707~0.00013474729%2C0.00017231394

Было самоубийственно. Вначале пытался тормозить, потом понял что это приведет к падению и отпустил тормоз. Итог - 60+ км/ч по грунтовому склону :shok0000: страшно было весьма и похоже на свободное падение. DH я никогда не катал, так что сравнивать не могу как на тех трассах.
Jabber:arceny@jabber.bryansk.ru

maxfer

#4
а вот это вообще смотрел кто-небудь??
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=441.msg5454#msg5454
или я один книгу скачал и прочитал??
ps. книга с картинками, для большего понимания!
Пше

krutyashiy_pedali

#5
Цитата: Arceny от 23 сентября 2009, 23:27:13
Я как-то тут пытался съехать http://maps.yandex.ru/?ll=34.365222%2C53.272677&spn=0.014786%2C0.00489&l=sat&rl=34.364584%2C53.272198~-0.00014373045%2C0.00045772253~0.00012576414%2C0.00030155568~0.000080848376%2C0.00038771131~0.00013474729%2C0.00026385707~0.00013474729%2C0.00017231394

Было самоубийственно. Вначале пытался тормозить, потом понял что это приведет к падению и отпустил тормоз. Итог - 60+ км/ч по грунтовому склону :shok0000: страшно было весьма и похоже на свободное падение. DH я никогда не катал, так что сравнивать не могу как на тех трассах.
Что-то сомнительно, что ты выжил на этом спуске без тормозов :angel:. Это ж самоубийство :suicide0: :crazy000: Там деревья внизу!!!

Цитата: maxfer от 24 сентября 2009, 15:25:34
или я один книгу скачал и прочитал??
Да, почитайте, многим книга лишней не будет :yes30000:

TirbyCat

Цитата: Arceny от 23 сентября 2009, 23:27:13
Я как-то тут пытался съехать http://maps.yandex.ru/?ll=34.365222%2C53.272677&spn=0.014786%2C0.00489&l=sat&rl=34.364584%2C53.272198~-0.00014373045%2C0.00045772253~0.00012576414%2C0.00030155568~0.000080848376%2C0.00038771131~0.00013474729%2C0.00026385707~0.00013474729%2C0.00017231394

Было самоубийственно. Вначале пытался тормозить, потом понял что это приведет к падению и отпустил тормоз. Итог - 60+ км/ч по грунтовому склону :shok0000: страшно было весьма и похоже на свободное падение. DH я никогда не катал, так что сравнивать не могу как на тех трассах.
Круто, я там тоже спускался 2 года назад, на сликах, чуть не  :shit:
Аве мне!

radist13

я правее спускался  (где зимой скейтборд, прямо к речке выходит) на ашане. первый раз медленно и вдумччево. третий раз быстро и коротко, потом ЛЕТЕЛ  :mr47_060: , но тоже не долго  :JC_see_s:  :crazy000:
а на счёт не мешать велу ехать, это надо не рассказывать, это тока со временем и опытом допираешь.
почётный Флудер'атор  :bb:

Arceny

Цитата: krutyashiy_pedali от 24 сентября 2009, 17:34:03Что-то сомнительно, что ты выжил на этом спуске без тормозов :angel:. Это ж самоубийство :suicide0: :crazy000: Там деревья внизу!!!
Там дорога дальше в лесу вполне адекватная, вот перед ней я и успел оттормозиться более менее. Спускался на полусликах. Больше так делать никогда не буду. Тем более в контактах
Jabber:arceny@jabber.bryansk.ru

Никанор

универсальный рецепт поворачивать с поднятой вверх «внутренней ногой»

У тех, кто катает шоссе, это правило применяется не столько для избежания зацепа шатуна о землю, сколько для увеличения силы сцепления вела с асфальтом, за счет повышения нагрузки на педаль "внешней ноги".

Lanser

Цитата: Никанор от 15 июня 2012, 12:37:59
универсальный рецепт поворачивать с поднятой вверх «внутренней ногой»
У тех, кто катает шоссе, это правило применяется не столько для избежания зацепа шатуна о землю, сколько для увеличения силы сцепления вела с асфальтом, за счет повышения нагрузки на педаль "внешней ноги".
А те, кто катает МТБ это не используют?
Я бы сказал что в МТБ применяется загрузка с внешней стороны не только заднего колеса (давлением на внешнюю педаль), но и переднего - давлением на наружную грипсу и потягивание вверх внутренней грипсы.

cheerfulcow

А ещё в МТБ смещают задницу на внешнюю сторону - тоже увеличивает сцепление.  А также применяются такие методы, как "нагрузка" вела во время поворота, но этот приём  с ходу не выучишь

Ponchik

На шоссере тоже сползают на внешнюю сторону, фактически, на седле бедро лежит. Сам видел, на последнем этапе (разделка) Джиро д'Италия :)

AndreiSedykh

Цитата: Arceny от 23 сентября 2009, 23:27:13
Я как-то тут пытался съехать http://maps.yandex.ru/?ll=34.365222%2C53.272677&spn=0.014786%2C0.00489&l=sat&rl=34.364584%2C53.272198~-0.00014373045%2C0.00045772253~0.00012576414%2C0.00030155568~0.000080848376%2C0.00038771131~0.00013474729%2C0.00026385707~0.00013474729%2C0.00017231394

Было самоубийственно. Вначале пытался тормозить, потом понял что это приведет к падению и отпустил тормоз. Итог - 60+ км/ч по грунтовому склону :shok0000: страшно было весьма и похоже на свободное падение. DH я никогда не катал, так что сравнивать не могу как на тех трассах.

сейчас там круто летать)) зимой лыжники летом велосипедисты ))))))) :good0000:
Катай так,как душа просит!