Брянский велофорум
28 Марта 2024, 13:15:45 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
 
   Главная   Помощь Поиск Календарь Пользователи Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Не мешай байку ехать (новичкам)  (Прочитано 12211 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Lanser
Модератор
*****
Offline Offline

Сообщений: 5826


Откуда: Брянск
Езжу на: Rorwild R.X2


« : 23 Сентября 2009, 20:48:04 »

Пять элементарных приемов, которые сделают тебя быстрее
__________________________
Автор: Роман Никитин            
Источник  www.cuberussia.ru  
__________________________

В автоспорте есть то ли шутка, то ли напутствие начинающему спортсмену. Звучит так: «не мешай машине ехать». Вкратце суть такова, что не надо «ломать» машину, бороться с ней, направляя и управляя. Нужно ее чувствовать, здраво оценивать ее возможности и наиболее рационально пользоваться этой оценкой.

Применительно к велосипеду, то есть механизму, лишенному собственного движителя, мысль «не мешай ехать» особенно актуальна. Ведь каждый ватт энергии, потерянный в результате «борьбы с байком» так или иначе рожден самим байкером – непосредственно или посредством силы земного тяготения. Обидно стараться изо всех сил, крутить педали что есть мочи, чтобы потом просто просадить эту энергию. Между тем, существуют простые правила, прислушиваясь к которым можно уменьшить потери выстраданной энергии.

Правило №1. Больше скорость – меньше ям
Проблема: «А-а-а! Впереди корнявый (каменистый) участок!»

Есть два Закона велосипеда. Первый также изложен в Законах Мерфи: «Куда бы вы не ехали – это в гору и против ветра». Второй оптимистичнее и звучит так: «Пока велосипед едет – он не падает». Более того, если проанализировать причины досадных падений, то окажется, что виноваты или сцепные способности покрышек, или потеря управления велосипедистом. И то, и другое в основном происходит при попытке сменить или направление, или скорость движения. Говоря проще, львиная часть всех падений происходит при маневре или на торможении. Отсюда вполне разумный вывод: если твоя траектория пролегает прямо – не тормози! Особенно на приличной скорости. Какой бы расколбас не пробегал под колесами, если он не превышает разумных пределов (вполне безопасными можно считать ухабы размером до ¼ диаметра колеса) – ничего он вам не сделает. Ну да, потрясет и протрясет. Но поверьте, торможение на упомянутом расколбасе или попытка его объехать куда опаснее, чем несколько секунд долбежки.

Решение: расслабляемся, привстаем с седла и к одному-двум уже существующим амортизаторам велосипеда добавляем как минимум еще два – они зовутся ногами. Несколько секунд дискомфорта – и опасный участок пройден.

Правило №2. Весовые хитрости
Проблема: велосипед или «козлит» на подъеме, или норовит выбросить хозяина через руль на спуске.

В обоих случаях восстановить контакт обоих колес с грунтом не так сложно. Беда в том, что многие велосипедисты, особенно новички, очень зажаты. Как будто их пятая точка намазана клеем и прилеплена к седлу без малейшей свободы. Между тем, маунтинбайк проповедует вольности с расположением центра тяжести байкера. Логично предположить, что на подъеме следует перемещаться ближе к переднему колесу, практически нависая над рулем. Но во избежание пробуксовки заднего колеса, сдвигаться вперед надо осторожно. Если под колесами хороший, плотный грунт с отличной зацепляемостью, можно и зависнуть в области надрулевого пространства. Но если подъем крутой, а грунт рыхловат, то лучшим способом будет присесть на самый кончик седла, не допуская избыточной разгрузки заднего колеса. Отрыв переднего шасси от грунта легко отслеживаются и компенсируются сбросом тяги или смешением вперед. Ну и конечно, крутить педали надо как можно равномернее. Если игры с развесовкой окажутся проигранными, то потеря времени обеспечена. Ведь сначала надо слезть с байка (не загремев при этом костями), потом затащить велосипеда на вершину (поскольку заново оседлать его на крутом подъеме крайне проблематично), на а потом еще снова залезть в седло… туча потерянного времени!

Крутой спуск на этом фоне куда более простая задача. Если грунт относительно ровный, и выкат после спуска тоже не выглядит разбитым, можно воспользоваться Правилом №1, то есть просто отпустить тормоза и скатиться с ветерком. Если же наклонная трасса под колесами изрыта, избита и вообще выглядит подозрительной, то выход один: до предела сместиться назад, за седло и, подыгрывая тормозами (преимущественно задним) соскоблиться вниз. Передним тормозом следует работать только на заведомо ровных участках, да и то с осторожностью. Смещение центра тяжести назад необходимо, чтобы вертикальная проекция этого центра оставалась гарантированно позади точки контакта переднего колеса с грунтом. Это уменьшает риск полета через руль.

Решение: играем с распределением веса по колесам велосипеда, стараемся избегать пробуксовки на подъемах и перетормаживания передним тормозом на спусках.

Правило №3. Байкер – не землекоп!
Проблема: «А-а-а! Я цепляюсь шатунами за землю!»

Эта проблема новичков касается не только тех, кто управляет маунтинбайком, но и дорожно-ориентированных велосипедистов. У шоссейного велосипеда каретка находится ближе к земле, и шанс «цепануть асфальт педалью», обычно в повороте с изрядным наклоном, весьма велик.

В обоих случаях есть универсальный рецепт поворачивать с поднятой вверх «внутренней ногой». В общем-то, навык остановки кручения педалей повороте формируется быстро, для шоссе этого достаточно. С маунтинбайком сложнее, поскольку протаранить шатуном грунт до нефтеносных слоев можно даже в том случае, если о повороте и не думалось. Например, при переезде через невысокие, казалось бы, поваленные стволы, или на ухабистом подъеме (на сложном спуске обычно вращением педалей никто себя не утомляет). В этом случае рецепт всего один: стараться холодным разумом просчитывать «дорожную обстановку». Благо, большая часть велосипедов имеет механизм свободного хода, и всегда можно поддернуть назад ушедший уж слишком низко шатун.

Решение: в поворотах – внутренняя нога вверх, на расколбасе работать головой, а не только мышцами ног.

Правило №4. Скользкий вопрос

Проблема: «А-а-а! Колесо заблокировалось – и я тут же упал!».

Возвращаясь к Правилу №1, несложно сделать вывод, что велосипед, как и любое другое колесное транспортное средство, максимально послушен владельцу лишь тогда, когда между колесами и грунтом действует сила трения качения. Стоит заблокировать одно или два колеса – и проблемы не заставят себя ждать.

Если заблокированное колесо заднее – это полбеды. На самом деле велосипед в заносе вполне управляем. Достаточно вспомнить свое велосипедное детство, когда разворот «юзом» на 180, а то и больше градусов считался безопасным и в то же время эффектным способом похвастать перед друзьями. Действительно, при блокировании заднего колеса, и как следствие, потери большей части силы трения между ним и грунтом, физические законы известной нам области Вселенной пытаются стабилизировать велосипед, вернуть его к прямолинейному движению. Поэтому езда с полу- или полностью заблокированным задним колесом не только допустима, но иногда и просто необходима. Например, для крутых и коротких поворотов.

Другое дело, когда блокируется колесо переднее. Здесь все куда хуже – велосипед просто выскальзывает из-под байкера, как будто его выдернули. Конечно, можно бороться и со сносом, но практика показывает, что это уже из области высшего пилотажа. Поэтому лучше понежнее обращаться с ручкой переднего тормоза.

Частный случай – срыв колес в скольжение без участия тормоза. Тут можно сказать следующее: при движении по косогорам, неплотному грунту или просто в поворотах на приличных скоростях следует вспомнить Правило №2 и догружать переднее колесо велосипеда. Помните, занос предпочтительнее сноса!

Решение: запанибратски можно общаться лишь с задним тормозом. Передний – капризуля, и вольностей в обращении может не допустить. И вообще, старайтесь избегать скольжения переднего колеса.

Правило №5. Пользуйся всем, что у тебя есть!
Проблема: «…а потом я въехал в глубокую грязь, не смог провернуть педали и упал…».

Типичнейший случай для новичка: катиться-катиться, потом остановиться, упасть и поехать домой грязным и недовольным. А все из-за того, что позабыто Правило №1, которое гласит: велосипед не падает, пока едет.

И дело здесь даже не столько в неумении пользоваться переключателями передач и целым арсеналом звезд, которому позавидует матерый ниндзя – метатель сюрикенов. Вынесенное в заголовок побуждение пользоваться всем, что имеется в наличии, не ограничивает байкера одной лишь технической частью велосипеда. Да, конечно, надо уметь быстро и желательно заранее переключаться на оптимальную передачу. Но самое главное, что отличает вид разумной жизни bikerus sapiens от просто «чайника велосипедного» - это умение задействовать все ресурсы системы «человек – велосипед». Мозговые среди них едва ли не на первом месте. Так же, как опытный водитель способен на несколько секунд вперед предсказать дорожную обстановку рядом с собой, так и умелый велосипедист обязан продумывать тактику и стратегию своего перемещения в пространстве. Если есть желание проехать по луже – нужно убедиться, что вы в ней не останетесь. Если на пути сложный участок – неплохо бы к нему подготовиться и морально, и физически-технически. Помните, что хоть трудности и делают нас сильнее, незачем создавать себе лишние проблемы. В конце концов, думать – не менее приятно, чем крутить педали.

Решение: прогнозируйте свою езду, и она станет куда легче и безопаснее.

Успехов!
« Последнее редактирование: 23 Сентября 2009, 21:42:54 от Lanser » Записан
zlobognev
Гость
« Ответ #1 : 23 Сентября 2009, 20:56:18 »

Хочу поделить горьким опытом... Не нужно ездить по свежей разметке, старайтесь ее объезжать... иначе снос колес неизбежен. Езда по свежей разметке сродни езде по маслу...
Записан
RED32
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 804


Откуда: Москва&Брянск
Езжу на: Orbea Orca, Giant Yukon Enduro 07, M-Wave 20"


« Ответ #2 : 23 Сентября 2009, 21:06:45 »

отлично написано!
Всегда говорил не мешайте велу на сложных участках, не держите со всей силы руль, отпустите вел - пусть едет как может по накату. Но вот доступно объяснить не получалось.
центр тяжести вела находится не далеко от оси каретки - держите вес там, а не на седле и руле. При горизонтальном положении шатунов весь вел по ухабам должжен вращаться тоносительно каретки и ваших ног - отпустите вел и дайте ему свободу движения. при таком движении сразу возрастает средняя скорость (энергия не тратится на гашение ухабов  - нужно пролетать над ними) и меньше потеря сил и энергии при движении - незачем гасить ухабы силой свой мышц - все, по возможности, должно отдыхать.
Можете проверить - опытный велосипедист с горы по ухабам всегда скатится быстрее чем новичок(без вращения педалей)  и силы и мастерство педалирования тут не будут играть роли.
Записан
Arceny
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1386


Откуда: Бежица
Езжу на: GT Avalanche 1.0 Disc 2008


WWW
« Ответ #3 : 23 Сентября 2009, 23:27:13 »

Я как-то тут пытался съехать http://maps.yandex.ru/?ll=34.365222%2C53.272677&spn=0.014786%2C0.00489&l=sat&rl=34.364584%2C53.272198~-0.00014373045%2C0.00045772253~0.00012576414%2C0.00030155568~0.000080848376%2C0.00038771131~0.00013474729%2C0.00026385707~0.00013474729%2C0.00017231394

Было самоубийственно. Вначале пытался тормозить, потом понял что это приведет к падению и отпустил тормоз. Итог - 60+ км/ч по грунтовому склону shok0000 страшно было весьма и похоже на свободное падение. DH я никогда не катал, так что сравнивать не могу как на тех трассах.
Записан
maxfer
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1531


Откуда: Брянск, Новостройка
Езжу на: Stels Navigator 750


« Ответ #4 : 24 Сентября 2009, 15:25:34 »

а вот это вообще смотрел кто-небудь??
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=441.msg5454#msg5454
или я один книгу скачал и прочитал??
ps. книга с картинками, для большего понимания!
« Последнее редактирование: 24 Сентября 2009, 15:40:21 от maxfer » Записан
krutyashiy_pedali
Администратор
*****
Offline Offline

Сообщений: 5636


Откуда: Брянск, Советский
Езжу на: Merida TFS 300-D'07; Cube AMS'10; Carrera'10;


WWW
« Ответ #5 : 24 Сентября 2009, 17:34:03 »

Я как-то тут пытался съехать http://maps.yandex.ru/?ll=34.365222%2C53.272677&spn=0.014786%2C0.00489&l=sat&rl=34.364584%2C53.272198~-0.00014373045%2C0.00045772253~0.00012576414%2C0.00030155568~0.000080848376%2C0.00038771131~0.00013474729%2C0.00026385707~0.00013474729%2C0.00017231394

Было самоубийственно. Вначале пытался тормозить, потом понял что это приведет к падению и отпустил тормоз. Итог - 60+ км/ч по грунтовому склону shok0000 страшно было весьма и похоже на свободное падение. DH я никогда не катал, так что сравнивать не могу как на тех трассах.
Что-то сомнительно, что ты выжил на этом спуске без тормозов Ангел. Это ж самоубийство suicide0 crazy000 Там деревья внизу!!!

или я один книгу скачал и прочитал??
Да, почитайте, многим книга лишней не будет yes30000
« Последнее редактирование: 24 Сентября 2009, 17:49:03 от krutyashiy_pedali » Записан
TirbyCat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 798


Откуда: Бря
Езжу на: Stels 970 '09


« Ответ #6 : 24 Сентября 2009, 18:44:08 »

Я как-то тут пытался съехать http://maps.yandex.ru/?ll=34.365222%2C53.272677&spn=0.014786%2C0.00489&l=sat&rl=34.364584%2C53.272198~-0.00014373045%2C0.00045772253~0.00012576414%2C0.00030155568~0.000080848376%2C0.00038771131~0.00013474729%2C0.00026385707~0.00013474729%2C0.00017231394

Было самоубийственно. Вначале пытался тормозить, потом понял что это приведет к падению и отпустил тормоз. Итог - 60+ км/ч по грунтовому склону shok0000 страшно было весьма и похоже на свободное падение. DH я никогда не катал, так что сравнивать не могу как на тех трассах.
Круто, я там тоже спускался 2 года назад, на сликах, чуть не  shit
Записан
radist13
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 737


Откуда: Краснодар
Езжу на: gta1d 2008 + gax4 2011


« Ответ #7 : 24 Сентября 2009, 19:06:12 »

я правее спускался  (где зимой скейтборд, прямо к речке выходит) на ашане. первый раз медленно и вдумччево. третий раз быстро и коротко, потом ЛЕТЕЛ  mr47_060 , но тоже не долго  JC_see_s  crazy000
а на счёт не мешать велу ехать, это надо не рассказывать, это тока со временем и опытом допираешь.
Записан
Arceny
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1386


Откуда: Бежица
Езжу на: GT Avalanche 1.0 Disc 2008


WWW
« Ответ #8 : 24 Сентября 2009, 21:23:39 »

Что-то сомнительно, что ты выжил на этом спуске без тормозов Ангел. Это ж самоубийство suicide0 crazy000 Там деревья внизу!!!
Там дорога дальше в лесу вполне адекватная, вот перед ней я и успел оттормозиться более менее. Спускался на полусликах. Больше так делать никогда не буду. Тем более в контактах
Записан
Никанор
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 11

Езжу на: Trek 4300


WWW
« Ответ #9 : 15 Июня 2012, 12:37:59 »

универсальный рецепт поворачивать с поднятой вверх «внутренней ногой»

У тех, кто катает шоссе, это правило применяется не столько для избежания зацепа шатуна о землю, сколько для увеличения силы сцепления вела с асфальтом, за счет повышения нагрузки на педаль "внешней ноги".
Записан
Lanser
Модератор
*****
Offline Offline

Сообщений: 5826


Откуда: Брянск
Езжу на: Rorwild R.X2


« Ответ #10 : 15 Июня 2012, 20:11:45 »

универсальный рецепт поворачивать с поднятой вверх «внутренней ногой»
У тех, кто катает шоссе, это правило применяется не столько для избежания зацепа шатуна о землю, сколько для увеличения силы сцепления вела с асфальтом, за счет повышения нагрузки на педаль "внешней ноги".
А те, кто катает МТБ это не используют?
Я бы сказал что в МТБ применяется загрузка с внешней стороны не только заднего колеса (давлением на внешнюю педаль), но и переднего - давлением на наружную грипсу и потягивание вверх внутренней грипсы.
Записан
cheerfulcow
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 4553


Откуда: Бежица
Езжу на: |Trail| БЕДРО custom; |Enduro| Orbea Rallon


« Ответ #11 : 15 Июня 2012, 23:26:26 »

А ещё в МТБ смещают задницу на внешнюю сторону - тоже увеличивает сцепление.  А также применяются такие методы, как "нагрузка" вела во время поворота, но этот приём  с ходу не выучишь
Записан
Ponchik
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1067


Откуда: Брянск, мкр. Московский
Езжу на: BMC-cосиска N2


« Ответ #12 : 16 Июня 2012, 11:31:22 »

На шоссере тоже сползают на внешнюю сторону, фактически, на седле бедро лежит. Сам видел, на последнем этапе (разделка) Джиро д'Италия Улыбка
Записан
AndreiSedykh
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 127

Откуда: Брянск
Езжу на: GT Zaskar Comp 2014


« Ответ #13 : 02 Сентября 2014, 10:42:39 »

Я как-то тут пытался съехать http://maps.yandex.ru/?ll=34.365222%2C53.272677&spn=0.014786%2C0.00489&l=sat&rl=34.364584%2C53.272198~-0.00014373045%2C0.00045772253~0.00012576414%2C0.00030155568~0.000080848376%2C0.00038771131~0.00013474729%2C0.00026385707~0.00013474729%2C0.00017231394

Было самоубийственно. Вначале пытался тормозить, потом понял что это приведет к падению и отпустил тормоз. Итог - 60+ км/ч по грунтовому склону shok0000 страшно было весьма и похоже на свободное падение. DH я никогда не катал, так что сравнивать не могу как на тех трассах.

сейчас там круто летать)) зимой лыжники летом велосипедисты ))))))) good0000
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2011, Simple Machines
© 2008-2018, Баранов Дмитрий (DimaB), Лебедев Павел (krutyashiy_pedali)
Страница сгенерирована за 0.072 секунд. Запросов: 23.