День 3. Калевала — водопад Куми — ВойницаНесмотря на забитые ноги после разведки дороги по грейдеру и бега с собаками, мы решили не откладывать тяжелую покатушку.
Самой ответственным и главным маршрутом была запланирована поездка к водопаду Куми-порог.
Как известно, в советские времена чуть ли не половина Карелии считалась погранзоной, и Куми (который от границы отделяют всего 17 км) был практически недоступен, а потому и неизвестен широкому кругу жителей нашей страны. Хотя о водопаде можно было прочитать в обзорной книжечке "Калевала" из некогда популярной серии "Города и районы Карелии" и даже увидеть его фотографии
Старовали в 10 утра и скоро выехали по разведанной дороге из Калевалы на грейдер.
Кстати, она является частью завершенного российско-финского проекта по реконструкции этой дороги, о чем свидетельствует знак. Однако, сразу за знаком асфальт и заканчивается.
Достаточно быстро докрутили по горочкам до высоты Кис-кис.
На отечественный мемориал не стали заходить, остановились километра через полтора на финском.
На месте финско-немецких укреплений финской стороной установлен памятный знак в виде двух валунов естественной формы с закрепленными на одном из них металлической табличкой с надписью, на другом- металлическим крестом.
Еще километров через пять встретили трактор, который ровнял грейдер.
Для машин, конечно он сделал хорошо, но для нас плохо. Из плотной дороги с ямками, где можно было ехать 20+ км/ч, стала плавно превращаться в рыхлый песчаный грейдер со щебнем. Особенно тяжело стали даваться подъемы, на которых велосипед закапывался.
Еще километров через 5, после карьера, грейдер стал сплошняком щебеночным. Тяжело пришлось
bekstar на хардтейле с покрышками 1.95.
На очередном привале возникла мысль, что если такая дорога до водопада — то не доедем
И вот оно счастье — перед рекой Писта грейдер опять стал плотным и пропал крупный щебень
А перед рекой Войница вообще ремонт дороги
Плотный песчаный грейдер засыпан специальной мелкой щебенкой и укатан
Наконец, к 14:30 доехали до деревни Войница. Сразу заскочили в гостевой дом и забронировали места на ночевку.
В 15:00 стартовали в сторону водопада. Скоро въехали в приграничную зону.
С середины 90-х годов прошлого века, в связи с частичным упразднением приграничного режима, началось бурное туристическое освоение (главным образом, туристами-водниками) ранее закрытых районов Северо-Запада России. Тогда же и был "открыт" Куми, а также ряд крупных водопадов на других реках Карелии и Мурманской области.
Обязательно при себе иметь гражданский паспорт.
Дорога идет вдоль порожистой реки Куржма
Дорога песчаная, катит хорошо, несмотря на постоянный набор высоты.
Доехали до КПП, пограничников не было, документы не потребовались.
Сразу за КПП сворачиваем направо
Дорога становится совсем песчаной. Спасает только то, что песок влажный из-за недавно растаявшего снега. Местами катится с трудом
Полноводная речка перелилась через мост
Развилка. Как выяснилось позже, основная автомобильная дорога налево (рукотворная разметка в виде белого пакета на дереве), вокруг озера Коко. Мы же поехали направо.
Вниз катится совсем хорошо
Вот этот мост регулярно смывает, поэтому автомобили чаще едут в объезд.
Вдалеке показался водопад. До него еще около 600 метров, а шум воды уже отчетливо различим
Водопад-великан Куми (Кумо-порог) на реке Войница впечатлил большем, чем Учар на Алтае.
Это одна из самых выдающихся природных достопримечательностей Северной Карелии.
Высота Куми, измеренная в 2003 году, составляет 14.3 ± 0.2 метра. Другие водопады Карелии несколько уступают ему: и Юкан-коски на Кулисмайоки (около 12-13 м), и Кивакка-коски на Оланге (12 м), и знаменитый Кивач на Суне (10.7 м), и даже несуществующий ныне Ужма на Кеми (11.8 м).
Отдохнули, перекусили и в 18:10 стартовали назад
Обратная дорога показалась легче, видимо помог попутный ветер и небольшой сброс высоты
В Войницу вернулись около 20:00.
Поужинали и заночевали в гостевом доме.
Пробег 106 км. Набор 1000 м.
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=pohloayqemzocbwv