Брянский велофорум
20 Апреля 2024, 10:28:19 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
 
   Главная   Помощь Поиск Календарь Пользователи Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Велопоход по Алтаю, сентябрь 2018г  (Прочитано 2980 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
nekto
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 8


« : 07 Февраля 2019, 23:58:00 »

В сентябре 2018 г. прокатились с друзьями по Алтаю, от плато Укок до Телецкого озера через Кош-Агач, Чуйский тракт, с заездом в Курайскую степь.

трек поездки: https://livegpstracks.com/default.php?ch=trips&trip=80025
На сайте трекера зарегистрируйтесь, тогда будут доступны привязанные к треку фотографии.
Длина маршрута по показаниям велокомпьютера 615 км, мой трекер вместе с пешими вылазками показал 651 км, на самом деле не менее 680, т.к. я поначалу его отключал для экономии заряда.
Подробные отчёты написали мои спутники:
https://sebram.livejournal.com/67322.html
https://an-2.livejournal.com/55886.html
оба с продолжениями, это ссылки на начало.
Я же ограничусь картинками с краткими пояснениями.
По клику полный размер на майл-облаке, весь альбом: https://cloud.mail.ru/public/N3nk/mksAiCwEA
День 0: прилетели в Барнаул, на газели доехали до Кош-Агача.
День 1: Заброска из Кош-Агача на плато Укок к погранзаставе.
Начало нашего маршрута: Акалахская погранзастава, едва виднеется справа. Ну и сам Акалаха, ставшая нашей спутницей на ближайшие 4 дня.

Хотя с утра было солнечно, уже при высадке погода стала портиться, что и на верхней фотографии заметно. А чуть позже погода испортилась окончательно, всего через 2 часа нас накрыл мокрый снег:

Мало того, что пока сообразил, что надо бы дождевик одеть, успел промокнуть, так под этим снегом пришлось ещё и речку вброд переходить - сначала через Акалаху, потом через ещё один ручей, после которого остановились на ночлег. Благо, неглубоко, всего лишь по колено.
День 2 - вылазка к истоку Акалахи
Впрочем, следующий день был прекрасен: солнечно и тепло. Наша стоянка:

Здесь мы провели два дня, совершив пешие вылазки к террасе,

 с которой стекает Акалаха,

День 3 -  вылазка к озеру Белому, отъезд
и по другой стороне долины попытались подобраться к леднику мимо озера Белое.

Ледник за конусом выноса, слева, скрыт туманом. Вообще, этот ледник и горы вокруг - генератор постоянных облаков. Невозможно было дождаться, пока солнце выйдет.
Белое озеро потому, что, как и Акалаха, вода в нём наполнена взвесью глины, которая на солнце делает воду бирюзовой:

Озёра в долине не зря называются птичьими

Панорама долины: слева озеро Белое, справа Птичьи озёра, ещё правее и за кадром терраса-источник Акалахи

Пешие потому, что несмотря на наличие колей, ехать невозможно: вода, сочащаяся со склона, заполняет их водой, рядом земля под ногами чавкает, а то и норовит провалиться по щиколотку.
Вообще, броды через многочисленные речушки и ручьи - очень отдельная тема. Пока ехали по плато, при околонулевой температуре переходы рек были довольно экстремальным занятием. Только когда подъехали к Джзатору, потеплело, и появилась возможность, не стуча зубами, неторопливо сфотографировать процесс перехода.
К озеру Белому бегали быстро, чтобы успеть до конца дня проехать мимо погранзаставы - истекал срок пропуска в погранзону.
Вернувшись, быстренько собрались и покатили, наш поход вновь стал велосипедным. Вдогонку ледник опять наслал на нас мокрый снег - чем встречал, тем и проводил.
Уже в темноте проскочили мимо заставы, под гребнем складки местности поставили палатку.

День 4 - продолжение выезда с плато Укок, брод через Калгуты под свистом ветра и начинающимся снежком, ночёвка возле озерка и домика скотоводов

Утром небо очистилось, солнышко заблистало по наметённым сугробам, и мы, кое-как откопав велосипеды из-под снега, опять полезли через реку.
Температура была откровенно отрицательная, мало того что вчерашний снег налип на цепи и звёздочки, ещё и свежей водичкой мы его побрызгали, переходя реку. Несмотря на все наши старания, переключатели начали кое-как работать только часа через три, когда солнце поднялось повыше.
По-прежнему едем вдоль Акалахи, только теперь на восток:

Как видите, дорожка пошла отличная, да ещё чуть-чуть под горку, едем с ветерком. На "буханке" по такой шпарили под 80 км/час

Справа остатки с советских ещё времён забора, огораживавшего погранзону.
Чтобы не петлять по краю долины, объезжая озеро Птичье, решили срезать и махнули напрямик, прямо по склону

В общем, не прогадали в смысле расстояния, хоть и потряхивало на кочках, около 10 км/час можно было ехать, если челюсти держать крепко сжатыми.
Попадались хорошо натоптанные сусличьи дороги, жалко, что поперёк направления нашего движения, и короткие.

Прогадали, как выяснилось позже, двумя лишними бродами


Наконец, по случайно обнаружившемуся приличному просёлку, попетляв по и между забавными холмиками и озерцами, подъехали в сгущавшихся сумерках к последнему в этот день броду уже через речку Калгуты. Под налетевшим резким ветром, засыпавшим нас жёсткой снежной крупкой, преодолели и его. Как выяснилось, дорога вела к зимовью скотоводов, не доезжая метров 100 до которого, и на бережке Калгуты мы на негнущихся ногах и задеревенелыми руками поставили палатку.

День 5  — осмотр долины Калгуты с «сотовой»поймой, езда по «долинам и по взгорьям» — перевал Карсулу, урочище Аккол, ночёвка перед перевалом, «сфинкс»

Утром ветер стих, тучи разбежались, а морозец остался.

 Трава покрыта ледяной глазурью, сверкающей на утреннем солнце.


Специально сделали небольшой крюк назад, чтобы с отрога горы полюбоваться и запечатлеть необычный пейзаж долины Калгуты с её петлями и старицами


Насмотревшись, двинулись на север, к перевалу Карсулу

обратите внимание, как местные бережно относятся к экологии, сплошь возобновляемые источники энергии: правее домика на фотографии кучи кизяка, которым печки топят, а на самом домике солнечная панель. Дальше видели ещё большего размера панель на ещё более неказистом домике.
Взгляд назад с перевала Карсулу

Начали спуск в долину Аккол

Стало так тепло, что при переходе Аккола вброд появилась возможность попозировать

Свернули опять на север, в узкую долину, почти ущелье

Приблизившись к выходу из этого ущелья и повороту на прямую дорогу к перевалу, заночевали. Выход сторожил практически сфинкс:


день 6 — преодоление перевала Аккол, ночёвка в красивой долине, лошадки

Утро оказалось самым холодным за весь поход - и небо чистое, и наибольшая высота ночёвки. Лёд в котелке рукой разбить не удалось, только греть на костре.
Примерно 500 метров от места стоянки, до самого перевала пешком

Ну вот и перевал, и ещё немножечко выше.

Что значит акклиматизация: во время заброски на подъёме на перевал на высоте около 2800 сто метров пешком за машиной чуть не привели к потере сознания из-за нехватки воздуха. После 5 дней на 2000 м гружёными зашли на те же 2800 почти без одышки.
Начали спускаться. Тоже, между прочим, дорогой считается.

Долина реки Жумалы, настолько уютная, что нам не захотелось ехать дальше, хотя ещё часа полтора в запасе было. Решили остановиться здесь, палатку разбили на месте ранее стоявшего дома, прямо внутри полусгнившего венца. Оставшееся светлое время посвятили фотографированию красот.

табун лошадок

заводи реки с кочками и камнями

поближе "пруд камней"

А это вершины Южного Чуйского хребта, вдоль которого течёт река Джазатор (Жасатер), к которому мы направимся завтра

... продолжение следует....

« Последнее редактирование: 10 Февраля 2019, 21:41:09 от nekto » Записан
Lanser
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 5826


Откуда: Брянск
Езжу на: Rorwild R.X2


« Ответ #1 : 08 Февраля 2019, 21:38:21 »

Я бы не рискнул осенью туда сунуться.
Феноменальные фото осеннего Алтая.

Не совсем понял почему вы размышляли над переходом Чуи вброд (что крайне мало вероятно), а не поехали от оз. Караколь вниз через реку Маашей, а далее в Чибит (как это сделали мы)?
Записан
nekto
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 8


« Ответ #2 : 08 Февраля 2019, 23:34:35 »

Да не совсем и осенью, всего лишь сентябрь, с 9 по 22, и не так там и страшно, прохладно поначалу, пора с гор не слезли.
Первые 4 дня мы шутили очень желчно над нашим заводилой, который, пригашая в поездку, говорил: "мне местные говорили, что в сентябре тепло". Только не учёл, что это были скотоводы из Чуйской долины, где и в самом деле было тепло, когда мы туда спустились.
А насчёт Маашей и Чибита вопрос не ко мне, а к нашему предводителю Sebram, который маршрут прокладывал. Так что в следующий раз, может, там и поедем.
П.С. На спутниковой карте не заметна дорога вниз от оз. Караколь, и на местности мы её не видели. Впрочем, не сильно и пытались - время начинало поджимать, и ехать наудачу, вопреки плану и ранее приобретённому опыту не хотелось. А в ту сторону пришлось бы сделать изрядный крюк по пересечённой местности. Короче, это было не по плану.
« Последнее редактирование: 09 Февраля 2019, 09:01:46 от nekto » Записан
nekto
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 8


« Ответ #3 : 10 Февраля 2019, 21:37:37 »

день 7 — выезд на Джазаторскую дорогу, ночёвка на стрелке
Проехали немного вниз по долине Жумалы, и Южный Чуйский хребет начал приоткрываться из-за склона

Солнышко хоть и пригревает, а в тени всё равно снег лежит - ещё достаточно высоко

Круто спустились к Жумалы, перешли вброд

теперь так же круто и ещё выше нужно выбраться снова наверх. Примерно -50, +80.
Вышли из долины Жумалы на относительное плато, хребет  открылся во все красе:

теперь только вниз, к Жасатеру!
Вместо того чтобы вывести нас к мосту, дорога вильнула вправо и довольно долго вела нас вдоль реки, причём о весьма паршивому рельефу: 10-15-метровые горки с периодичностью метров 150-200. Наконец-то брод:

И вперёд по "Джазаторской" дороге, опять вверх. Благо, что подниматься достаточно долго, километров 20.

Взгляд назад:

А на противоположном берегу этого великолепия нам предстоит заночевать
                    

день 8 — перевал перед заставой, доезд до Кош-Агач

Нам предстоял "технический" день доезда до Кош-Агача. Несмотря на то, что по-прежнему вокруг расстилались прекрасные просторы и громоздились величественные горы, сама дорога была довольно скучной:

пыльный грейдер, после не то что малопроезжих, но и труднопроходимых дорог плато Укок и перевалов.
Ну вот, перевалив достаточно условный перевал между долинами Джазатора и Курука, начали спускаться к Чуйской степи.
Это ещё не сама степь, её пока не видно из-за плато предгорья, зато южный край Курайского хребта во всей красе.

А вот и Чуйская степь с края этого плато. Предстоит ещё метров 100 спуститься.

На выезде из ущелья, кстати, грейдер перестал казаться скучным. Во-первых, он пошёл гребёнкой - "стиральной доской", а во-вторых, на крутых спусках я испытал пару неприятных моментов, когда на скорости около 50 км/ч велосипед начинает "плыть" по щебёнке. Бр-р-р!
Примерно на середине степи с нами вдруг наперегонки побежал подскочивший откуда-то сбоку табун лошадей. Возможно, приняли нас за маленький табунчик жеребят.

В Кош-Агач въехали уже затемно. В этот день впервые проехали значительное расстояние, более 80 км.

день 9 — пилим по Чуйскому тракту, сворачиваем в Чаган-Узун, ночёвка в домике
Пару предыдущих дней в нашей команде начали циркулировать намёки насчёт днёвки, или хотя бы полуднёвки. Коллективное суперЭго пошло на компромисс: полуднёвкой считать ночёвку в гостинице и утренний поход в магазин за порцией продуктов на вторую часть похода. Так что, выспавшись в комфорте после душа, мы с Антоном метнулись в местный аналог Магнита, пока Сергей перебирал втулку переднего колеса.
По сути, нам предстоял ещё один "технический" день доезда до очередной точки маршрута.
Прощай, Чуйская степь!

Чем уже ущелье, тем промозглее, тем более сомнительные облака наползают с заснеженных вершин

Подъехав к повороту на Чаган-Узун, самые малодушные из нас, памятуя мокрый снег Акалахи и холод Аккола, запросились на ночлег в гостевом домике,
суперЭго в лице Серёги уступило. Так и получилась у нас в этот день полуднёвка, хотя и неполноценная, из двух половинок.
 
день 10 — осмотр «Марсов», езда в потёмках до моста через Чую, ночёвка под «верблюжьей» горой

Утром опять порасслаблялись, выехали довольно поздно. И обнаружили, что зря вчера убоялись непогоды: чуть поодаль от хребта небо чистое,
а над по-прежнему клубятся тёмные тучи

"Марс" - довольно популярное (даже попсовое) место посещения туристами, всего около 10 км от Чуйского тракта по ровной степи. Вот он, уже виднеется вдали цветная горка:

именно за красный цвет это место получило своё название. Впрочем, окрестности тоже внушают - чем не кратер.
Характерный вид выветренного склона, сложенного из породы красного цвета:

таких и гораздо более интересных фотографий в сети полно, я и не старался фотографировать.
Проехав чуть дальше и оставив велосипеды в тополёвой роще, мы пошли посмотреть на "марс-2" - ещё один выход разноцветной породы.
Эта красивая горка по дороге туда. Обязательно посмотрите полноразмерную фотографию по ссылке!

Вообще-то такие разноцветные скалы попадаются довольно часто, просто здесь их количество и размеры наиболее велики в сочетании в доступностью.
Вот ещё интересное сочетание: булыжник явно вулканического происхождения поверх осадочных пород.

Не меньшее, чем разноцветные скалы, впечатление на меня произвела тополёвая роща, практически парк, между Чуей и деревней:

За всё приходится расплачиваться: из-за ночёвки в доме и позднего выезда сворачивали с шоссе в степь уже в темноте, и ещё часа два ехали по степи с фонариками.
Ехали в прямом смысле "по приборам": в темноте ориентиров не видно, степь плоская как стол, дороги примерно одинаковой накатанности то сходятся, то расходятся.
Очень странное ощущение, от того, что в конусе света однородная поверхность, впадаешь в некий транс, как бы полусон. Только благодаря навигатору не промазали мимо моста через Чую и подъехали точно к намеченному месту ночёвки - густющему ельнику.
« Последнее редактирование: 13 Февраля 2019, 19:41:15 от nekto » Записан
nekto
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 8


« Ответ #4 : 13 Февраля 2019, 20:08:06 »

день 11 — вылазка к леднику

Утром точность прибытия подтвердилась, и ребята полезли на рядом стоящую "верблюжью" (двугорбую) горку фотографировать в лучах рассветного солнца "рябь течения" - намывы почвы валом воды, стекавшей при прорыве ледника. Я потом пожалел, что не сходил с ними, посмотрите у них в ЖЖ, очень красиво и впечатляюще.
Этот день опять почти весь стал пешеходным. Отъехав около 10 км от места ночёвки
 
(обернулся назад, вдали справа - Курай),

полезли поближе к леднику, служащему источником Курумды.

Спрятали велосипеды в кустах, довольно долго лезли по склону,  сначала по заброшенной лесовозной дороге, а потом продирались сквозь молодую поросль лиственницы.
Ну вот, вскарабкались на хребет склона, прорезанного Курумдой.

Всего-то на 600 метров выше вполне тёплой погоды, а уже по колено снега.
А вот наша сегодняшняя цель - ледник.

Курайская степь как на ладони, за ней - всё тот же Курайский хребет

Эта прогулка всего-то на 600 метров далась нам, особенно мне, очень тяжело, тяжелее, чем через пару дней гонка на 100 с лишним км и подъёмами километра на 2, а то и больше.

день 12 — выезд к озёрам Джанисколь и Караколь, попытка посмотреть на ущелье Чуи, выезжаем обратно на Чуйский тракт, едем опять в потёмках до Акташа

Переночевав около слияния Курумды и Актуру, погнали посмотреть на озёра, а главное - на ущелье Чуи.
Джанисколь и вчерашняя горка:

Вид на ущелье Чуи, к сожалению, оказался недоступен сверху из-за густо заросшего лесом склона.
Взамен пришлось поискать другие фотосюжеты. Например, вот эта упавшая от ветра сосна: посмотрите, на каком тонком слой земли она росла.

Ну а эти камнеломки прямо на камнях растут

Вид на Караколь:


Весь остальной день опять стал техническим: ехали обратно через всю Курайскую степь до Курая и по шоссе до Акташа, где и переночевали в очередном гостевом домике.

день 13 — едем до позднего вечера через многочисленные перевалы в сторону Телецкого озера,  ночуем возле перевала Кату-Ярык.

Столь же "техническими, к сожалению, стали и последние дни нашей поездки: за следующие два дня мы проехали почти 200 километров, т.е. почти треть пути, въехали на бесчисленное количество подъёмов, проводили по 12-14 часов на сиденье велосипедов. Из-за такой гонки ни красотами не полюбоваться, но пофотографировать толком не успевали. Но по порядку.
Выехав из Акташа, проехали многочисленные вывески "гостевой дом", размещённые от вполне приличных зданий, огороженных территорий с аккуратными домиками до откровенных развалюх - в общем, на любой вкус.
Ущелье Чибитки довольно-таки крутое и очень узкое:


Как видите, не только на "марсе" есть красная порода, есть она и на склоне долины Чибитки:

Странно, что перевалом называют спуск в долину Чулышмана, по-моему, верхняя точка дороги находится километров за 15 до него, по меньшей мере

Ну а мы встали на ночлег на склоне урочища Тураля, возле надписи на карте "зим. Батуринская будка". Впрочем, поутру будка там и в самом деле обнаружилась, вполне свежая и в туристический сезон активно используемая.

день 14 — по долине Чулышмана опять в потёмках доезжаем до Балыкчи

День начали с обзора долины Чулышмана со смотровой площадки.

и начали спуск. Это ещё не самое узкое место, есть у'же.

На этом серпантине нам повстречалось стадо коров, которое местные пастухи гнали снизу наверх, мы с им с трудом разминулись. А там в это же время ещё и машины ездили. Километров через 40 нам повстречался гружёный Камаз, и он тоже по этому серпантину поехал - другой дороги просто нет.

Доехали до пологого участка, можно выдохнуть и оглядеться. Рощица на берегу, кстати, как и в Чаган-узуне, тополёвая, и дальше по течению тоже. Если абстрагироваться от окружающих гор и бурного течения, можно подумать, что эти тополя где-нибудь в Брянске.

Дорога, как и ущелье,

то узенькая, не протиснуться, то широкая, как весь Алтай, в четыре фактически полосы.

Лиственничные потоки стекают со склонов.


день 15 — последний бросок до берега Телецкого озера, отплытие

В последний день и погода пасмурная, и настроение чемоданное. От окраины Балыкчи километров 10 оставшихся доехали до турбазы в дельте Чулышмана, дождались моторки.
За 2,5 часа долетели пролетели вдоль Телецкого озера, которое само по себе достойного отдельного (пешего или байдарочного) похода, погрузились в ту же газель, что везла нас до Кош-Агача. Вот и сказочке конец ...
"
« Последнее редактирование: 14 Февраля 2019, 22:11:32 от nekto » Записан
Lanser
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 5826


Откуда: Брянск
Езжу на: Rorwild R.X2


« Ответ #5 : 04 Марта 2019, 21:51:38 »

Странно, что перевалом называют спуск в долину Чулышмана, по-моему, верхняя точка дороги находится километров за 15 до него, по меньшей мере

Да, перевал Кату-Ярык (высота 1640 м.) в 10 км от серпантинного спуска в долину Чулышмана.
На моем треке это хорошо видно https://www.gpsies.com/map.do;jsessionid=874FE30804557DB5D1618CDA97B6227A.fe3?fileId=fvllnffddufwbnnm

Спасибо за отчет.
Фото шикарные.


Джанисколь и вчерашняя горка:

Это как раз так красота Северо-Чуйского хребта, которую мы, к сожалению, не увидели из-за облаков.
Как говорится, почувствуйте разницу
День 10. р. Тытугем - р. Маашей – Чибит
Спустились к озеру Джингызколь в урочище Ештыккёль.
Вот тут слева должен был быть головокружительный вид на горы, в т.ч. четырехтысячник Мааше-Баши с ледниками.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

запчасти для велосипеда
Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2011, Simple Machines
© 2008-2018, Баранов Дмитрий (DimaB), Лебедев Павел (krutyashiy_pedali)
Страница сгенерирована за 0.077 секунд. Запросов: 22.