Усадьба графа Петра Завадовского в селе Ляличи (Суражский район)

Автор Чёрт, 17 июня 2011, 16:03:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Чёрт

Прочитал в новостях, что собираются реставрировать парк в Ляличах http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=www.interfax-russia.ru%2FCenter%2Fnews.asp%3Fid%3D238955%26sec%3D1671
и глазам своим не поверил!
Интересно, когда и что там теперь будет? Отличный повод съездить посмотреть, как там всё есть на сегодняшний день. Будет потом что сравнить. И ещё не факт, что после реставрации можно будет просто туда попасть.
"Делать что-либо не трудно, трудно желать что-либо делать" китайская пословица.
http://ru-bykov.livejournal.com/1001646.html

http://www.evtushenko.net/093.html

"Встретит Чёрта обыватель,
Он узнает первым делом:
Сколько стоит обувь в аде
И почем хлеб чёрный с белым."
       Николай Гладков

Dikij

Что бы ни случилось, нужно помнить — это всего лишь жизнь, и мы прорвемся!

Dron

В 2008-м было так -
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=3532.0
На матрисе до Унечи (мой опыт до Клинцов повторять думаю не стоит - уж очень сильно надоедает в поезде сидеть 4ч :( ), потом в сторону Суража и т.д. Летом можно успеть вернуться не очень затемно даже если уехать на матрисе в 8-24 с Бр-1 (в Унече в 11-25).

Кстати, в новостях вроде речь лишь о реставрации церкви. Она в достаточно неплохом состоянии, там именно есть что реставрировать. Закрывать парк не вижу смысла - туда не такой наплыв туристов как в Овстуг например, это подальше. Экономически невыгодно  :biggrin0:

Да и воссоздание всего заново дорого -
В администрации отметили, что существует инвестиционный проект по созданию туристско-рекреационной зоны в усадьбе графа Петра Завадовского в селе Ляличи, который включает воссоздание в первоначальном виде трехэтажного дворца с флигелями и старинного парка. Общая стоимость проекта вместе с организацией необходимой для туризма инфраструктуры - 6 млрд рублей, но вопрос финансирования еще не решен
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

lesikiv

Радует весть о восстановлении, лишь бы только довели начатое до конца
Были с другом в Ляличах в прошлом году, впечатляющие сооружения))))
в этом тоже собираемся.
http://zizis.livejournal.com/139721.html?view=2326985#t2326985
http://zizis.livejournal.com/137960.html

Чёрт

    Поеду завтра, 19 июня. На матрисе в 8-24 с Бр-1 (в Унече в 11-25), билет - 210 р. Обратно - Мглин, Почеп, Выгоничи.
От Почепа попытаюсь прорваться к Карповке через Громыки-Азарово-Дмитрово, ибо от Карповки дорога ровная, с хорошим асфальтом и без машин.
   Подробно рисовать не вижу смысла, так как вряд ли сыщется много желающих разделить впечатления от этой покатушки. Но кто хочет, пишите, звоните, приезжайте утром на вокзал.
   Как и в большинстве случаев, есть интересная цель - запустевшая усадьба екатерининского вельможи графа Завадовского, сооружённая по проекту известного итальянского архитектора Джакомо Кварнеги, авантюрная составляющая будет выражаться в отыскивании дороги после Почепа, кроме того, Яндекс сулит встречно-боковой ветер 6-7 м/с., gismeteo пророчит дождь с грозой. Скорость максимальная по обстоятельствам, километраж 170-190 км.
"Делать что-либо не трудно, трудно желать что-либо делать" китайская пословица.
http://ru-bykov.livejournal.com/1001646.html

http://www.evtushenko.net/093.html

"Встретит Чёрта обыватель,
Он узнает первым делом:
Сколько стоит обувь в аде
И почем хлеб чёрный с белым."
       Николай Гладков

Чёрт

Вернулся. Всё, что хотел, увидел. Всё, что искал, нашёл.
"Делать что-либо не трудно, трудно желать что-либо делать" китайская пословица.
http://ru-bykov.livejournal.com/1001646.html

http://www.evtushenko.net/093.html

"Встретит Чёрта обыватель,
Он узнает первым делом:
Сколько стоит обувь в аде
И почем хлеб чёрный с белым."
       Николай Гладков

MusT


Чёрт

   Как неожиданно возникла идея прокатиться на усадьбу графа Завадовского в Ляличи, так и сборы – были недолги. Да и что там собирать: карта, компас, информация, запас еды и воды.  Как я и ожидал, поехать вместе желающих не сыскалось: никто не звонил и к поезду не приехал. Но это делало меня и свободнее, так как, организовывая неблизкую покатушку, я отвечаю перед другими участниками за маршрут, дороги, время возвращения. И, в то же время, хочется сохранить интригующую крупицу авантюры, ниезвестности, возможности поиска, приключения и, наконец, самопреодоления. В этой поездке мне нужно было не просто проехать запланированные 190 км., а проехать этот путь,  учитывая вероятность встречного ветра, за полдня, поскольку поезд приходит в Унечу в 11.25; успеть осмотреть интересующие объекты; отыскать двадцатикилометровый участок дороги от ещё незнакомого Почепа до хорошо знакомой Карповки.
  При этом запланированная  поездка ожидалась весьма насыщенной на трофеи-объекты: Унеча – Сураж - цель – Ляличи (Суражский район) – Мглин – Почеп - дорога до Карповки – возвращение в Брянск через Выгоничи. Дело оставалось за малым – проехать и всё это успеть посмотреть.
  8.24 поезд на Злынку до Унечи с вокзала Брянск-1



Ехать в поезде 3 часа было весьма непривычно и потому скучно.
  11.25 в Унече на вокзале



Тут же спросил дорогу на Сураж. Объяснили. Выезжал из города по длинным улицам 25-30 минут. Асфальт удовлетворительный, латанный, с кочками.
  На выезде – пруд с островом



монумент



И (не знаю, как правильно называются такие сооружения)



   Километров семь дорога вот такая: прямой пологий спуск с крупно-зернистым асфальтом, отчего покрышки поменяли привычный сероватый цвет на радикально-чёрный.



Только тут на фотографии по сторонам сосны с берёзками. Участков с такой растительностью было всего два, а – большей частью – ольха, ракитник, очень густой подлесок и, вообще, сыро. Не хотел бы я искать здесь место для ночевки, но нашёл бы.

Ну и – оглянемся напоследок, покидая Унечу



Дальше - вдоль дороги луга и поля с разнотравьем и выколосившейся рожью. Машин мало. Слышно, главным образом, кузнечиков и жаворонка, пахнет сеном и свежескошенной травой. Около деревень встречаются и копны, и трава – в рядах. Начинаются пологие подъёмы. Скорость 27-30.



   После указателя – кольцо. Налево – Сураж, направо – Мглин, за спиной – Унеча



Ляличи – это Суражский район, значит еду к Суражу. Времени 12.40.

   Живописно. Чем-то похоже на Орловское Полесье, когда едешь там по асфальту. А деревья, увитые хмелем, напоминают о родном Рогнединском районе. Только у нас – хмель взбирается на сосны.



Через 3 км. – Сураж.



Любопытная символика. Я уже успел отвыкнуть от такой. Но – мне нравится.
  Указателя на Ляличи не видел, приехал в Сураж. Оказывается, Ляличи – это в сторону Мглина.
Поскольку в Сураже я был прошлой осенью, не тратя времени, - к цели.
Возвращаюсь на кольцо. Фото со стороны Суража. Я приехал из Унечи. Мне - на Мглин. До Ляличей 6-7 км.



И снова – о символике





   Та-ак! Сердце начинает биться радостно и тревожно. Велосипед вырывется из-под меня вперёд. После, как городищенского, только длиннее раза в два подъёма попадаю в Ляличи. Прямо на въезде слева – развалины усадьбы графа Завадовского. Времени 13.20. До 14.00 надо бы успеть всё посмотреть.



   Две башни – это когда-то были ворота. Там, где колонны – центральный вход. Слева и справа – двухэтажные крылья с хозяйственными помещениями и комнатами для гостей. Ещё правее от меня – конюшни. За дворцом – парк. Справа, должно быть, усадьбу закрывала длинная липовая аллея. С левой стороны – сохранились остатки кирпичной стены.
   Столбы ворот полые



Туда можно войти



Фасад, как видите, основательно разрушился и зарос



Постройка слева сохранилась чуть лучше



Но и на её крыше растут берёзки



Интерьер



Десятью минутами после меня приехала семья тоже туристов на машине: женщина, молодой парень и дед преклонных лет. Говорят, что приезжали сюда лет семь назад, и тогда ещё были лепные изображения ангелов под потолком с внутренней стороны. Сейчас – ничего нет. Интересные, приятные люди, фотографировали – я их, они меня, общались.
  Фасад. С внутренней стороны



Вся территория бывшего дворца представляет собой вот такие провалы



В один такой колодец я забрался



Там весьма живописно, только неуютно





Это парк, густой, сумрачный и дремучий. Говорят, за ним раньше были пруды.



   Поглядываю на часы. Надо ещё посмотреть церковь. Она немного дальше по дороге к центру села.
   Надо сказать, впечатление производит





Строительные леса, стопки нового кирпича и местные жители говорят о том, что церковь реставрируется.



Настоящие, такие колонны вижу впервые



Должно быть, колокольня



Картинка на память



   Фасад ляличской средней школы оформлен так



Интересно всё это, но пока я тут удовлетворял своё любопытство, времени уже полтретьего. И ехать пора, и поесть нужно. Выехал из Ляличей. Сразу за ними – пруд



Берег там с берёзами, тенистый. Сделал привал. В 15.00 – дальше, на Мглин.
   Начались частые спуски и неприятные подъёмы. Местность делается всё более открытой. Справа дует обещанный встречно-боковой ветер, но пока не мешает.
   В деревне Высокое вот такая церковь – Николая Чудотворца, о чём написано на информационной табличке на дороге.



Еду дальше. Возвращаясь к теме символики,-



Такой дизайн мне, почему-то, совсем не нравится. Да и аисты тут бутафорские...
   А вот такая остановка – согревает



Наконец, Мглин



Вездесущий памятник (есть в нашей области райцентры, где центральная площадь оформлена как-нибудь иначе?) – а эти памятники я просто коллекционирую, так что у меня тут свой интерес.



Сквер перед школой (или аллея?)







Впечатляет сильнее, чем стандартный типовой обелиск.
   И жданная мглинская церковь





Здесь же рядом Успенский собор, тоже позапрошлого века – 1830 года



Дальше – Почеп



Было около 17 часов. Я рассчитывал пробежать эти 50 километров меньше чем за два часа. Дорога там с очень плавными подъёмами и спусками, тянущимися на километры и километры. Нагрузка почти неощутима. Асфальт старенький, но добротный, для шоссеров – подойдёт (пишу, ибо спрашивали). Двадцать минут держал скорость 27-30, но тут меня ударил ветер, который сбил скорость до 17-19 км./ч. Местность ровная, открытая



там, где появлялся хоть какой-то придорожный кустарник, удавалось выжать 22-23 км./ч.
Выглядит всё очень однообразно, все 50 км. как на этой одной фотографии. Почти не встречается деревень (было три или четыре). Такое впечатление, что едешь по каким-то бесконечным прериям. Если б не ветер, точно уснул бы от монотонности. Не люблю однообразных дорог.
Ещё, кажется, тут экономят на дорожных указателях. Дважды слева подходила такая же асфальтовая дорога - куда, откуда - загадка.
  Немного о топонимах.
  По истине, велик и могуч живой русский язык! Это вам даже не Нижнее Болваново, что в Смоленской области, это – Дивовка



Ну, тут есть повод собраться табуну тёзок и приехать сфотографироваться – чем больше голов, тем интереснее



А тут я сначала не понял, надпись это или орнамент такой



Может быть, такое название как-то связано с особенностями местного диалектного произношения, но это только предположение.

Ещё порадовало вдруг откуда ни возьмись взявшееся посреди поля сооружение с надписью





По-видимому, местные жители любовь к родине понимают как способность её защищать, и – пока спокоен враг – упражняются в стрельбе из огнестрельного оружия по этому сооружению.
   Речки я старался не фотографировать, из-за времени, да и не было крупных их. Но тут сделал исключение





Всё-таки, красиво.

Сражаясь с ветром, к 20.10 я приехал в Почеп



Отставание на лицо. Для шоссеров тут лучше по М13 вот сюда



Дорога прямее, лучше и короче. Трасса, правда, но по трассе ездить очень даже нормально.
   Меня же интересовала возможность выбраться к Карповке, чтобы от неё асфальтом выехать на дорогу Жирятино – Выгоничи. От Карповки я ездил неоднократно. Поговорил с водителями, никто с уверенностью не сказал, есть ли там дорога, просто объяснили как выехать из Почепа в нужном направлении. Выбирался из города я минут пятьдесят – не меньше, большой он, этот Почеп.

Ну, тут я сегодня не мог проехать мимо



Еще интересная деталь: видел пять-шесть домов со ставнями на окнах. Вот такие



Если принято ставить на окна ставни, то почему они не у всех?
   Местный житель объяснил, что раньше это было связано с состоятельностью семьи, так как не каждые могли себе позволить иметь ставни на окнах. Может быть, это и так, но мне не понятно – не такая уж это ценная деталь интерьера. По деревням, где принято – были у всех.
  Там ещё две интересные церкви, но узкие улочки, большие деревья и рельефность не позволили их сфотографировать.
   Когда выезжал из Почепа, поднялся шквалистый ветер. Встречный, чуть слева. На дорогу стало бросать сломанные ветки деревьев, песок полетел в лицо, как будто его бросали горстями, Вихрь начал поднимать и закручивать пыль так сильно, что она выглядела как густые русые женские волосы - красиво, но ни смотреть, ни дышать было нельзя. А ехать – надо. Времени около 21.00. Тучи сделались тёмными и низкими, начал сыпать редкий дождь.
   Решил остановиться поесть вот в этой избушке



   Когда тронулся дальше, ветер понемногу стих, тучи куда-то делись. До Карповки 20 км. неизвестности, от Капровки – 24 до выезда на дорогу из Жирятино, 12 до Выгоничей и 30 до Брянска + 8-10 до дома = около 80 км. Времени – полдесятого.
   Проехал Громыки, Дмитрово асфальтом. Спрашивать о дороге было особенно не у кого: воскресный вечер, да и поздно. Приходилось брать языка , и те на мои вопросы больше разводили руками. Потом, прадва, в Папсуевке, попался толковый мужик, объяснивший, где свернуть с асфальта. Через 4,5 км грунта я приехал в Карповку.
   Дальше был асфальт, несильный попутный ветер и скорость. В Брянске я был в 24.00. От Автовокзала до Набережной трижды чуть не сбили – ночью правила соблюдать, как я понял, у водителей тут не заведено – едут по встречной, на перекрёстках сворачивают с главной на второстепенную, и не думают меня пропустить, когда положено, так же выезжают на главную. Хотя фара у меня довольно ярко светит.
   У себя был в 0.30. Километраж – 227 км.
    Путь http://maps.yandex.ru/-/CBQgmSZ0
    Возвращаясь к развалинам усадьбы, думаю, что было бы особенно интересно приехать туда поздней осенью, когда первый мороз собьёт с деревьев одичавшего парка последнюю листву, и осенний пейзаж умирания природы будет усиливать и дополнять впечатление от развалин графского дворца.
"Делать что-либо не трудно, трудно желать что-либо делать" китайская пословица.
http://ru-bykov.livejournal.com/1001646.html

http://www.evtushenko.net/093.html

"Встретит Чёрта обыватель,
Он узнает первым делом:
Сколько стоит обувь в аде
И почем хлеб чёрный с белым."
       Николай Гладков

cheerfulcow

Спасибо, было крайне интересно почитать и посмотреть!!!

Dron

Чётко! Да, осенью вернуться – идея интересная :)
Извиняюсь что не очень определённо написал как туда ехать от Унечи, я думал ты свернёшь и по грунту (если там просматривалась дорога через Мостки) доедешь до Ляличей срезав несколько км. Кстати, интересно было б повторить маршрут от Мглина до Воробейни деревнями. Вот только заезжать придётся на поезде в 4-13 утра.... Скорости осенью уж не те, и темно в 8 вечера.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

bas

>>Еще интересная деталь: видел пять-шесть домов со ставнями на окнах.
Вообще-то ставни для того чтобы окна закрывать, у меня в деревня бабушка с дедушкой все имя пользовались по назначению.

Чёрт

#11
Цитата: bas от 22 июня 2011, 12:29:09
>>Еще интересная деталь: видел пять-шесть домов со ставнями на окнах.
Вообще-то ставни для того чтобы окна закрывать, у меня в деревня бабушка с дедушкой все имя пользовались по назначению.
Странный комментарий. Кто-то мог предположить, что ставни для чего-то ещё?
Просто нечасто и не повсюду в разных районах области их в наш 21 век можно увидеть. Это как лапти, постолы, рушники с ручной вышивкой и такими же кружевами или самопрялка с резьбой... Хотя доводилось встречать "живые" ктацкие станки в Климовском районе. Но вот, оказывается, где-то ставни были выражением социального статуса, как сейчас дорогой мобильник или авто. Для меня это - находка.
"Делать что-либо не трудно, трудно желать что-либо делать" китайская пословица.
http://ru-bykov.livejournal.com/1001646.html

http://www.evtushenko.net/093.html

"Встретит Чёрта обыватель,
Он узнает первым делом:
Сколько стоит обувь в аде
И почем хлеб чёрный с белым."
       Николай Гладков

Dron

Про ставни. Катаясь по разным деревням/городам нашей и соседних областей, всегда естественно обращаешь внимание на различия во внешнем виде домов. В Клинцах и клинцовском районе очень много похожих на этот домов, целые улицы. Притом, попытки "выделиться" как правило смотрятся менее красиво, такие дома кажутся "скачущими влево и вправо" в стройных рядах фасадов построенных в одном стиле домиков. Светлые ставни визуально увеличивают размер окон, что делает дом внешне светлее и приятнее.

Кажется, вспоминаю одну улочку целиком из таких домиков и в Брянском районе, надо фотки старые перерыть, где-то тут рядом видел.

Думаю, это такие же местные обычаи, как например и размер и форма креста на кладбище, которые очень сильно различаются в разных частях нашей области.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

bas

>>Странный комментарий. Кто-то мог предположить, что ставни для чего-то ещё?
Имел ввиду, что не признаком "крутости" у них они в деревне были, а обычным "прибором" закрывающим окна. Думаю уже а вид ставень, в принципе, мог быть уже каким-то критерием.
А почему сейчас не у всех, так у стариков есть и даже используются, у молодых нет, не требуются.

rezor32

Собираюсь ехать в Сураж. Планирую по маршруту Брянск - Жирятино - Мглин - Сураж.
Особенно интересует часть пути Жирятино - Мглин. Мог бы кто нибудь скинуть ссылку на точный маршрут между этими населенными пунктами?