Если долго смотреть на фото, можно увидеть, как я превращаюсь в негра
Спасибо, Lanser, за отчет, но фото не могут передать всю атмосферу этой страны. Надеюсь, вдохновленные нашими отчетами туда поедут велотуристы и откроют для себя свою Черногорию.
В этом посте постараюсь собрать воедино все бытовые мелочи и финансовую статистику.
Для подготовки, а также для активного использования в походе рекомендую пользоваться путеводителем «Вокруг света» по Черногории. У нас был 2008 года издания, содержавший некоторые неточности, но в целом написанный интересно и имеющий полезные сведения.
Билеты авиакомпании Montenegro Airlines мы купили в феврале по достаточно демократичной цене 20 271 рубль (аэропортовый сбор для Черногории уже включен в стоимость билета) на двоих туда и обратно с вылетом и прилетом в Домодедово. Машину оставляли на стоянке возле аэропорта (150 р/сутки), трансфер – 600 р в одну сторону. Велосипеды упаковывали дома как всегда в пленку, откручивая переднее колесо, педали, руль, роторы (Lanser себе снять поленился, и его погнули в самолете). На официальном сайте написано, что перевозка велосипеда в
любом состоянии – 50 евро за 1 шт. Деньги мы припасли, но платить очень не хотелось. В Домодедово нас предупредили, что велосипед относится к спортивному инвентарю и… не взяли с нас ничего. Может быть у нас был слишком нищебродский вид?...
Улетая из Черногории, платить за велы не хотелось еще больше. Мы судорожно думали, что нам делать и как не платить. Было решено велосипеды скомпоновать вместе, а если что, сказать, что у нас тандем. Из мешков для мусора на 120 л. и скотча сделали из велосипедов какую-то огромную картину весом 19.5 кг:
В итоге на регистрации с нас ничего не взяли. Так как с банкоматами в здании аэропорта туго (а до Подгорицы 10 км) надо иметь с собой запас евро.
Была куплена на двоих страховка на 10 дней, стоимость – 20 евро. К счастью, не пригодилась, но экономить на этом не советую никому.
Передвижение по Черногории Основным видом транспорта, естественно, был велосипед. Хотя над нами и посмеивались местные жители и говорили, что у них никто не ворует, велосипеды мы всегда сцепляли и на ночь убирали, ибо не очень хотелось создавать прецедент.
Из Подгорицы до Колашина вкрутили на автобусе, заранее обязательно уточняйте, возьмут ли вас с велосипедом туда или нет, не все автобусыоборудованы багажным отделением.
Чтобы не объезжать Которскую бухту обратно, мы воспользовались паромом Каменари-Лепетани (минус 43 км). Провоз велосипедов – 1 евро/шт. Актуальные данные на 2012 год:
Один раз пришлось воспользоваться такси: за 5 км отдали 10 евро.
Еда Организация питания была простой. Утром плотный завтрак из остатков вчерашнего ужина, йогурт и батон. Обеда как такового не было – у нас было 5 литров изотоника на двоих и 1 литр гейнера, а также бутылка с питьевой водой, какие-нибудь бутерброды и печенье. Зато каждый вечер мы ходили в ресторан и ни в чем себе не отказывали. После Черногории в наши рестораны и кафе я даже не хочу заходить, а почему напишет ниже Lanser (с картинками).
Покупать еду лучше всего в супермаркетах Voli – там все свежее и очень вкусное, мы покупали там обычно воду (обычную питьевую и минеральную Knjaz Milos), очень вкусный хлеб, колбасу, сыр, йогурты, печенье. В горных районах пить можно из-под крана, кое-где попадаются родники на обочине дороги. На побережье питьевую воду мы покупали всегда.
Вода питьевая (5 литров) – 1.2-1.5 €.
Батон (раза в 2,5 больше нашего обычного и в разы вкуснее нашего) – 1-1.5 €
Вино (мы брали в основном Vranac) - 3-15 €
Молоко (литр) - 1 €
Йогурт - 0,95-1,15 €
Колбаса сырокопченая – 8-20 €
Пиво Nikšićko, бут. 0.5 – 0.7 €
Сок Bravo (горячо рекомендуем к употреблению, Rich и J7 тихо курят), 1 л. – 1.15 €
Фрукты мы брали на местных рынках и иногда в супермаркетах. Виноград очень сладкий, мы такого никогда не ели, а арбуз, купленный в Вирпазаре, надолго оставил след в наших сердцах
Инжир растет повсеместно и в больших количествах валяется прямо на дорогах. У нас в спрессованном виде продается его жалкое подобие. Настоящий инжир мягкий и сладкий как мед. Lanser так к нему пристрастился, что в последний день купил себе 10 штук инжира и с печалью доел их в аэропорту.
Кому колбаски на завтрак?
Стоимость проживания, питания, средств передвижения Расходы на двух человек:
Авиабилет Москва-Подгорица-Москва - 20271 руб
Стоянка + трансфер - 2700 руб.
Бензин до Домодедово ~ 1700 руб.
Международная медицинская страховка ~ 800 руб.
Проживание в собе, апартаментах, отелях и др. - 265 €
Питание (ужины в ресторанах 216 €) ~ 136 €
Карты Черногории и национальных парков - 6 €
Автобусы - 27 €
Въезд в национальные парки, посещение музеев, экскурсии. - 41 € (из них 8 въезд на территорию Скадарского озера на лодке, 25 - часовая экскурсия на двоих человек)
Итого: ~ 25471 руб. + ~ 691 €
Подводя итог, могу сказать следующее:
1. Страна очень красивая, кататься по ней одно удовольствие, люди в большинстве доброжелательные и всегда помогут и подскажут, если что. С жильем, в принципе, проблем тоже быть не должно, если задаться целью, то можно находить собе по 10 евро с человека в любом городе.
2. Знание английского не критично, но приветствуется (особенно при общении с работниками отелей, в магазинах, кафе, на побережье). Был единичный случай отказа с нами разговаривать по-русски и назначение цены на собе 100 евро за ночь, но, видимо, в голове у человека сидят какие-то свои тараканы, и продолжать диалог с ним мы не стали. Вас поймут по-русски, многие слова похожи.
3. Велосипедистов, путешествующих таким способом мы встретили немного, все они были иностранцы. Причина проста – непростой рельеф, отсутствие ровных дорог. Без нормальной подготовки ехать в поход даже такого формата не стоит. Нас с Lanser’ом за нашу славянскую внешность так и называли – «польские учителя физкультуры».
4. Оптимальная группа для таких поездок – 2-3 человека, т.к. легче вписаться в жилье, нет долгой раскачки группы по утрам, процесс стирки и мытья при наличии 1 ванной не занимает несколько часов.
5. По нашему мнению, ехать в Черногорию с палаткой как делают многие нет большого смысла, так как ровных мест для ее установки мало, реки в основном в ущельях, разведение костров запрещено и надо брать горелку, газ продается только для местных нелепых горелок (с) Lanser. Бивуачное снаряжение неплохо добавляет веса.
6. Лично мое мнение, что наиболее интересный маршрут пролегает по горной части страны, а на море с велосипедом делать нечего. Lanser разработал "идеальный" 7-дневный маршрут:
Аэропорт Подгорицы-Подгорица-(автобус)-Колашин - Жабляк - Плужине - Никшич - Цетинье - Котор-(вокруг бухты)- Тиват -улет из Тивата.
7. У нас был достаточно строгий распорядок дня - мы вставали в 6- 6.30 по местному времени (8 по Москве), на сборы+завтрак уходило не более 1,5 часов. В конечную точку маршрута как правило приезжали не позднее 15-00 по местному времени. Это позволяло нам найти жилье (в пределах 1 часа), помыться, постираться в течение часа, выйти на осмотр города, поесть не торопять в ресторане. В 7 вечера в Черногории уже сумерки, в 8 темно, в 9 отбой.
Такой график позволял нам крутить не по самой жаре (+35-+36 в тени), успеть посмотреть достопримечательности.