Брянский велофорум
29 Марта 2024, 16:22:03 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
 
   Главная   Помощь Поиск Календарь Пользователи Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: День памяти и скорби - 2. Место последнего боя 839-го артполка.  (Прочитано 2028 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Zakhar
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 660


Откуда: Брянск, Бежица
Езжу на: Vortrieb SL Custom


« : 26 Июня 2015, 03:01:56 »

     В канун нынешнего Дня Памяти и Скорби решил катануть в один из "медвежьих углов" в окрестностях нашего города, связанный с началом войны,
с трагической и кровавой историей 50-й Армии, почти полностью погибшей недалеко от Брянска в октябре 1941-го года.
     В этом месте не стоят памятники, кроме специалистов-историков и энтузиастов-поисковиков о нем мало кто знает.
     Лес между несуществующими ныне населенными пунктами Сергеевский и Семеновский - место последнего боя и гибели 839-го артиллерийского
полка 260-й тверской (сформирована в г. Кимры) стрелковой дивизии.



     839-й АП в составе 260-й СД в августе-сентябре сражался на территории Жирятинского района, а когда 50-я Армия под ударами 2-й танковой группы
Гудериана начала отход на восток, в первых числах октября начал обход Брянска с севера, с целью пробиться из окружения на восток, к Белеву и Туле.

Из очерка тверских краеведов Е. В. Вороненко, А. С. Жемчугова и В. П. Покудина
                                                                 "Подвиг и трагедия 260-й стрелковой дивизии (первого формирования):


"Артиллерийский полк пройти к станции Батогово не смог - все дороги и просеки были забиты обозами трёх дивизий. Командир принял решение вести
полк в обход, через д. Огорь. Оказавшись вечером 9 октября в д. Березовка, 839 ап обнаружил в деревне штаб 50-й Армии. Оказалось, что соседние
деревни, и большое село Подбужье, уже заняты немцами, и пройти к пункту сбора в Нехочи кратчайшим путем, по открытой местности, невозможно.
Утром 10 октября колонна 839-го артиллерийского полка выдвинулась из д. Слобода на север, с намерением обойти опасный участок по лесу. В 10 часов
утра колонна вошла в лес в районе д. Семеновка, и на узкой лесной дороге попала в засаду. Обозы сгрудились, образовалась пробка, которую немцы постоянно обстреливали из автоматического оружия и минометов. После двухчасового боя невозможность двигаться дальше стала очевидной. Приведя в
негодность орудия и расстреляв лошадей, уцелевшие бойцы и командиры 839 ап, разбившись на группы, ушли в лес и двинулись на восток. Из всего
полка, вместе с командиром, вышел к концу октября к Туле 221 человек..."


Стартовал со станции Березовский. Березовка:



Березовка "процветает". В 1941-м, наверное, было так же:



Выезд из Березовки в сторону Слободы:



Обратил внимание на характер дороги. Очень старый "большак", мощеный булыжником. Березовские старики сказали, что эти камни - старше их самих.
По ним и шел утром 10 октября полк майора Дёмина:



Между Березовкой и Слободой, слева, - маленькая деревенька Долгое:



Смотрю по сторонам:







Въезд в Слободу. Достаточно большое село:



Памятник в Слободе. Новодел. Позапрошлой осенью на этом месте стоял совсем другой обелиск советских времен.
Под памятником - бойцы 1943-го года, так что к описываемым событиям он относится лишь косвенно:



Слободское водохранилище. Made in после войны. Плотиной перекрыта речка Лахава:





Командир 839-го артполка майор Дёмин:

"По прибытию в Слобода я получил указания полковника Панкина объединить всю имеющуюся артиллерию в Слобода и занять огневую позицию на северных и южных окраинах Слобода. К 4.00 10.10 артиллерия в составе 4 дивизионов 30 орудий была готова на ОП - поддержке наступления 958 и
960 сп на Подбужье, но в течение ночи была выяснена обстановка и от наступления на Подбужье отказались. Тогда было принято решение обойти
Подбужье с севера через Семеновка. Начальником колонны был назначен майор Баранов."


Выезд из Слободы на Сергеевку. Здесь они выходили из Слободы, в надежде обойти немецкий заслон в Подбужье:



Взгляд назад, на Слободу, оставшуюся за спиной:



Остатки Сергеевского (Сергеевки). Сейчас уже неживая:



Семеновский (Семеновка). Мертва аналогично:







Командир 839-го артполка майор Дёмин:

"Весь состав колонны в 7.00 10.10 начал вытягиваться из Слобода и к 10.00 головой проходил Сергеевка, втягиваясь в узкую лесную дорогу.
Противник, пропустив часть обозов, которые двигались в голове, начал обстрел колонны из автоматов, ведя стрельбу по лошадям и машинам.
Обозы, шедшие впереди, сгрудились на дороге и создали пробку. Противник усилил огонь из пулеметов и минометов. Полк в течение двух часов
с 10.00 до 12.00 вел огонь по противнику прямой наводкой, стараясь пробиться, но запруженность дороги и болотистость местности не позволяли
продвигаться вперед. Вся матчасть была выведена из строя, а конский состав оставшийся уничтожался из орудий. После уничтожения матчасти,
людской состав полка, разбившись на группы, начал выход из боя."


Место боя:





Жутковатое место. Вроде и населёнка - близко, но ощущение полной глухомани. Лес, густой подлесок, а по обеим сторонам - топкое болото.
Оглянулся я по сторонам - и словил ощущение какой-то безнадеги и опустошения. Вошел в лес, оставив велосипед на поляне - а вышел обратно
совсем в другом месте. Искал байк минут сорок в квадрате со сторонами пятнадцать на пятнадцать.  Когда попытался разыскать изрядно заросшую
дорогу, сучьями порвал провод геркона велокомпа и лишился заглушек на обоих рогах. Эхо войны... dntknw00





Пора выбираться. Отступаю коротким путём, обратно к Березовке:





Доклад о боевых действиях 839 ап в октябре 1941 г.

"...к 1.11.41 вышло в гор. Тула:

старшего комначсостава       7 чел.
среднего комначсостава      38 чел.
младшего начсостава          42 чел.
рядового состава              134 чел.

... Не вышло из окружения безвести пропавшие
 
командно-начальствующего состава       51 человек,
младшего и рядового состава                  460 человек."


Командир 839 артиллерийского полка 260 сд
                     Майор /Демин/
                     6.11.41


ЦАМО, ф. 1548, оп. 1, д. 11а, л. 1-4. Подлинник

Выжившие в этом бою люди уже к началу ноября, после кромешного ада окружения, после изнурительной дороги по осенним голодным лесам
и бездорожью, вышли на сборные пункты у города Тулы. И вместе с другими солдатами 50-й Армии, вместе с Рабочим Ополчением города отстояли
Тулу в жестоком оборонительном сражении. Благодаря им немцы не пробились к Москве с юга, а Тула сейчас носит звание город-герой.

Будем их помнить...  


P.S. Последним из оставшихся в живых бойцов 839-го артполка (и всей 260-й дивизии) в 2010 году был Яков Гольдфайнбейн.


 
Человек удивительной судьбы, в октябре 1941-го - лейтенант, командир разведвзвода полка. При выходе из окружения, в неразберихе,
потерял связь с полком и выходил отдельно. В лесу севернее Брянска повстречал Бежицкий партизанский отряд милиционеров и пожарных
(тот самый, землянка которого находится в комплексе Виноградова, на повороте - слева). Партизаны показали ему дорогу, и выходил из котла
он отдельно от полка, в районе села Красное, южнее Хвастовичей. Потом была вся война - Сталинград, Миус-фронт, Севастополь, Белоруссия,
Польша. В 2010-м Яков Аронович был жив и здоров и жил в Канаде. Я общался с ним по электронной почте.

Записан
Spartak
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 4293


Откуда: Брянск,Бежица
Езжу на: Colnago concept, Colnago C64


« Ответ #1 : 26 Июня 2015, 08:33:43 »

!!!
Записан
matveich62
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 1


« Ответ #2 : 12 Июля 2015, 13:41:16 »

Спасибо за интересный, познавательный рассказ.
Записан
Nikolay
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 27

Откуда: Брянск
Езжу на: Forward


« Ответ #3 : 12 Июля 2015, 22:56:25 »

 Очень познавательно! Спасибо
Записан
Dron
Модератор
*****
Offline Offline

Сообщений: 3656


Откуда: Брянск, камвольный
Езжу на: Kellys Axis'09, Kellys Cliff'13, merida big nine


« Ответ #4 : 12 Июля 2015, 23:31:39 »

Да, Саш, спасибо! А сколько ещё мест последних боёв неизвестно! Сколько документов уничтожено в 41-м при отступлении, переведя погибших в пропавших без вести!

Вопрос - пишешь -
Обратил внимание на характер дороги. Очень старый "большак", мощеный булыжником. Березовские старики сказали, что эти камни - старше их самих.
Но когда мы там с Витей ехали в 2012, то чего-то дядьку спросил местного - та ли это дорога на Слободу. Он ответил, что да, и что строили её ещё в 70-е и "смотрите, ребята, как добротно строили"....  Тогда тоже усомнился про булыжник - ибо булыжных дорог по округе не много, и интересно, каких они лет... кажется что старше 70-х. Или нет? Кто знает?
Записан
Zakhar
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 660


Откуда: Брянск, Бежица
Езжу на: Vortrieb SL Custom


« Ответ #5 : 13 Июля 2015, 09:09:59 »

Спасибо за интересный, познавательный рассказ.

Очень познавательно! Спасибо

Не за что! Посмотрите еще вот эти темы, они также могут быть Вам интересны:

http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=11522.0
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=10821.0
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=8072.0

Вопрос - пишешь -
Обратил внимание на характер дороги. Очень старый "большак", мощеный булыжником. Березовские старики сказали, что эти камни - старше их самих.
Но когда мы там с Витей ехали в 2012, то чего-то дядьку спросил местного - та ли это дорога на Слободу. Он ответил, что да, и что строили её ещё в 70-е и "смотрите, ребята, как добротно строили"....  Тогда тоже усомнился про булыжник - ибо булыжных дорог по округе не много, и интересно, каких они лет... кажется что старше 70-х. Или нет? Кто знает?

Думаю, эта дорога все же гораздо старше "70-х гг." В 70-х, при имевшихся технологиях дорожного строительства, уже никто бы не стал мостить сельскую дорогу булыгой. Ну, бросили бы бетонные плиты. Или щебенки бы насыпали...
Вот типичный участок тех времен:



В случае с этой конкретной "мощенкой", по-моему, все просто. Слобода, скорее всего, в давние времена была волостным центром. И эта дорожка вела "из волости" либо к уже существовавшей "железке", либо, через Огорь и Бердовку - к Цементному и на старый дятьковский большак в Брянск.
Между прочим, точно такие же мощеные дороги часто встречаются в Крыму (главным образом - горном), и соединяют старые татарские села. В новые времена их уже "не делали".
Записан
Lanser
Модератор
*****
Offline Offline

Сообщений: 5826


Откуда: Брянск
Езжу на: Rorwild R.X2


« Ответ #6 : 13 Июля 2015, 10:47:51 »

Между прочим, точно такие же мощеные дороги часто встречаются в Крыму (главным образом - горном), и соединяют старые татарские села. В новые времена их уже "не делали".

Мощеные булыжником дороги я встречал недалеко от Смоленска (старая Велижская дорога)


и на границе Калужской и Московской областей (мужичок при нас там раскапывал монеты царских времен) - вроде как это были дороги 19 века.  
Записан
maxx32
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 459

Езжу на: чем придеца


« Ответ #7 : 13 Июля 2015, 10:55:22 »

Да пол Севска раньше было в такой
Записан
bekstar
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 871


Езжу на: Scapin Vyrus


« Ответ #8 : 13 Июля 2015, 11:45:47 »

Zakhar, большое спасибо за познавательный и достаточно лаконичный отчет, очень интересно было почитать.
Записан
Zakhar
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 660


Откуда: Брянск, Бежица
Езжу на: Vortrieb SL Custom


« Ответ #9 : 13 Июля 2015, 11:52:34 »

Zakhar, большое спасибо за познавательный и достаточно лаконичный отчет, очень интересно было почитать.

Спасибо, Юля! Это История нашей земли. И наших предков...
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2011, Simple Machines
© 2008-2018, Баранов Дмитрий (DimaB), Лебедев Павел (krutyashiy_pedali)
Страница сгенерирована за 0.065 секунд. Запросов: 23.