[Куплю] Втулочные конусы, шарики (немного мыслей внутри)

Автор duplet, 13 февраля 2016, 18:51:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

duplet

 Добрый день, уважаемые форумчане. Вопрос далеко не новый, т.к. все детали велосипеда изнашивают по-разному, отсюда мысль - зачем менять целиком, если можно поменять небольшую часть. К сожалению, от основных торговых путей мы далеко, от Москвы тоже, потому становиться очевидно, - в брянске туго с запчастями. И если в "магазине на Набережной" или "на Камозина" бывают и шарики, и конуса, остается большой проблемой - проверить их качество. Пару раз уже разочаровывался, т.к. в "магазине на Набережной" продаются вообще пластилиновые конусы, которые в течении первых 10 км принимают форму шаров... На Камозина дела обстояли получше (в плане качества), но отдельно конуса, сколько себя помню, никогда не продавались (в сборе с осью, эксцентриком, что есть переплата). Как  в "Триалах" и прочих магазинах (они там вообще отсутствуют как наименование). Лишь иногда говорили , что вообще бывают, но сейчас нет.  Не лучше дела и с КАЧЕСТВЕННЫМИ шариками, потому как "китайские" шарики превращаются в квадратики.
Свои наблюдения, проверенные по опыту хороших веломастеров - конуса изнашиваются обычно так: переднее колесо - слева, заднее - справа. Т.е. в местах наибольшей нагрузки. Чаще всего, причинами каверн на качественных конусах и втулках является их жесткое "перецементирование" (нарушение режима термообработки - самая частая причина), когда металл становиться слишком хрупким (точнее верхняя его поверхность). В этом случае характерным на вид становится "слоистость" поверхности и разноцветные "разводы" вокруг. Точечные повреждения обычно происходят из-за чрезмерного отпуска конусов и, как следствие, люфта колеса, "дорожки" разрушений - наоборот, из-за перетяжки.
Возможно, для новичков и некоторых любителей эта информация будет полезной. Оказалось, что даже не все "мастера" владеют такой вот "матчастью", в т.ч. и на форуме - не будем тыкать пальцами. Это не только теория, это множество собственных экспериментальных заключений.

А теперь математическая (ну почти) задачка для самых маленьких. На фото красным обозначены каверны на частях колеса, переданного мне для переборки по-дружески (даже не за сок). Судя по опыту, я понимаю, что они небольшие, только начали расти. С другой стороны, возник вопрос - поменять ли этот конус, на конус справа, который девственно чист, или не стоит? В теории, если я оставлю как есть, ничего не потеряю в плане физического разрушения втулки (как было, так и будет разрушаться). С другой стороны, могу выиграть по качеству качения (доли процентов, может, но выигрыш будет). Однако, через энное расстояние, каверны начнут сдирать шарики, те начнут цеплять конус и все вернется в кручи своя. Но будет теперь уже 2 конуса с кавернами. Вопрос? Вопрос! Кто что подскажет из практики? Насколько, по вашему, большие разрушения и что посоветовать человеку (задним числом я понимаю, что в таком состоянии втулка еще может пережить кучу новых, но все же, перфекционизм, блин). В общем то, вопрос довольно тривиальный, но для себя в таких ситуациях хотелось бы однозначно решить, как поступать лучше.






И раз уж пошла такая пьянка, что показывают "штампы", обведенные зеленым? Встречал такие только у некоторых моделей втулок и только Шимано, но зачем они (или от чего)?
Блок политинформации окончен, теперь к делу...

Приобрету конусы, шарики, - как от передних шимановских втулок, так и от задних.  Размеры стандартные, на всякий случай точные замеры: на перед 4,8 мм (11 шариков на каждой стороне), на зад 6,4 мм (9 на сторону).

Xean

обратись к Крутящему, у него этого добра полно должно быть... а вообще если крутится все, не трещит и не клинит, смазывай 1-2 раза в сезон и меняй когда уже есть явные признаки износа и деформации... на мой взгляд все нормально...

duplet

Цитата: Xean от 13 февраля 2016, 19:32:03
обратись к Крутящему, у него этого добра полно должно быть... а вообще если крутится все, не трещит и не клинит, смазывай 1-2 раза в сезон и меняй когда уже есть явные признаки износа и деформации... на мой взгляд все нормально...
Ты уж прости, но сообщение совершенно не по теме. О "не забывайте смазывать и менять по мере износа", это из серии "здравствуйте, служба поддержки - а вы пробовали перезагружаться?". Не набивай посты таким образом...  :mosking0: Разумеется, обратился к крутящему, у него "этого добра" сейчас нет, как и у других "парней первой помощи".  А по теме, интересует физика процесса, и как лучше поступить, например, при похожей ситуации, с аргументами людей, которые проехали не один десяток тысяч километров. Мне интересно, строго говоря, сколько что выхаживает и при каких условиях эксплуатации. При нынешних ценах на все, думаю именно тот случай, когда экономика должна быть экономной.

Zakhar

Есть две новых втулки Shimano, передняя и задняя.
Под V-brake, поэтому никогда не ставились.
RM-30 и RM-40 (уровень Altus - Acera).

Передняя - в сборе, задняя - разобрана, но комплект (пытался барабан пересадить на другую втулку - не подошел).

Как доноры шариков и конусов - самое оно. Мне они без надобности, нужны - забирай.


duplet

Zakhar, :) Спасибо, попробую шарики-конусы переинкарнировать, если приобрету в наличие ваши втулки. Соответственно с контрольными замерами, на сколько конусы Альтуса мягче (или не мягче), Deore.

Но все-таки, вопрос остается открытым. Поможет ли перемена с больного  на здоровое (конусов) оттянуть неизбежное? И второй вопрос - у кого взять качественные расходники? Полагаю, вся соль ситуации даже не  в том, где взять,а где взять качественное, гарантированное из нормального металла.
Пока выход видится в том, чтобы заменить комплектом шарики (есть те, которые со щербинами) и конус... А со втулкой уже ничего не поделаешь..

Zakhar

Цитата: duplet от 13 февраля 2016, 20:38:19
где взять качественное, гарантированное из нормального металла.

Во втулках линейки XTR тела качения (шарики) и дорожки покрыты нитридом бора. Стоимость - соответствующая.
Во всех прочих, имхо, металл - стандартный. В верхних линейках (XT и Saint) - более качественная обработка поверхностей.

Про Hope, Nukeproof и прочие - ничего не скажу, у меня их никогда не было.

Lanser

Цитата: Zakhar от 13 февраля 2016, 20:51:24
Цитата: duplet от 13 февраля 2016, 20:38:19
где взять качественное, гарантированное из нормального металла.

Во втулках линейки XTR тела качения (шарики) и дорожки покрыты нитридом бора. Стоимость - соответствующая.
Во всех прочих, имхо, металл - стандартный. В верхних линейках (XT и Saint) - более качественная обработка поверхностей.

Ждать чуда от бюджетных шимановских и др. втулок на насыпных подшипниках не стоит.

На сколько я помню, у шимано Deore, LX (SLX) и XT отличались допусками по шарикам (т.е. более одинаковые по диаметру в XT).
Информация в интернете была где-то.
Т.е. если хочешь заморочиться и собрать качественную втулку на шариках - покупай шарики, бери микрометр, вымеряй шарики и собирай на них втулку.

С конусами особо ничего не сделаешь, если не ошибаюсь они разные в разных втулках (т.е. в 475ю (аливио) нельзя воткнуть от XT).

Еще у шимано относительная проблема с грязеустойчивостью втулок со стороны тормозного диска.
Шарики со стороны диска приходят в негодность раза в 2 быстрее.
У Асера/Аливио с этим совсем беда (т.е. по сути отсутствует пыльник как таковой), у XT уже лучше.

В закромах посмотрю что есть из насыпных подшипников, может быть найду что на продажу.

shell

Я бы откатал эти втулки до фатального износа. Потом заменил бы на новые (мало б\у) или заменил бы "внутренности" (конусы, чашки, шарики) одновременно. Совмещать старые и новые детальки в данном случае не стоит.
Дорогу осилит идущий

Serega

Вставлю и я свои 1,5 копейки.
По поводу качественных шариков. Добыть их можно из промышленных подшипников,они там будут одинакового размера и по качеству лучше.Сделай замер шарика и по Справочнику конструктора-машиностроителя определи нужную маркировку промышленного подшипника.
Как то так.
Жизнь как в курятнике: каждый пытается спихнуть ближнего и обгадить нижнего!

duplet

#9
Lanser, по нынешним ценникам все стоит просто космических денег (ну тут уже даже не маркетинг, а... ну , в общем, не будем о наболевшем), так что чуда может ждать и не стоит, а выбрасывать вещи и потребительствовать уже не получается (во всяком случае лично у меня и большинства знакомых). Про остальное, - тоже читал про допуски, насколько актуально - хз, ибо было в свое время кучу тем-недовольств качеством XT и что они также выедались чуть ли не за 2-3 тыс. км.
Конуса не все подходят, это да (нужно смотреть по подходящему профилю визуально), насколько помню - отличаются только у XT: Deore, SLX, Acera, Altus... совместимы (во всяком случае визуально вроде так запомнил).
Насчет грязеустойчивости - не то чтобы не согласен, скорее скептически отношусь к утверждению. Ибо в литературе и в порядочных экспертных мнениях всегда утверждается про порядок износа (как уже писал) - переднее - левая сторона, задняя правая. Мотивируется это нагрузочными характеристиками (какими, не вникал - по логике на переднем - тормозной диск,  а на заднем с правой стороны - звезды). Кроме того, когда открыл - смазка была чистая с обеих сторон...
Признателен, если что найдешь - пиши в личку.

shell колесо не мое, но товарища понимаю. При должной теоретической базе, можно сообразить, как все скомпоновать, чтобы выжать максимум. Это в любой области так... Самое логичное и простое решение, таки да, - поменять все поверхности. Но что ты имел ввиду под поменять чашку? Во-первых, где найти такую по размеру, во-вторых, как запрессовывать, у меня под рукой пресса нет... А если менять только шарики и конус, они все равно сотруться о поверхность втулки...

Serega я делал в свое время проще, шел на склад всяких автозапчастей. Там на коробках промов были указаны диаметры шариков внутри. Но, тут тоже не все безоблачно. Во-первых, иные промы хрен разберешь, во-вторых, к сожалению моему великому, качество нашей продукции существенно упало в последнее время, а "иномарочные" промы стоят тех еще денег...

И вот такое наблюдение. В один из своих "говномесов" в свое время запихал шарики от старого (ну прямо очень, года 1955-1965) советского дорожника (они оказались подходящими по размерам). Я не знаю, сколько они прошли в составе своего "родного" велосипеда, но вот уже...ну чтобы не преувеличить, но более 10 тысяч пробежали уже в моем. Я поменял все - несколько комплектов конусов, ось, 2 втулки. Но каждый раз вытаскиваю эти шарики - они как  блестели и были идеально ровными, так и остались. При том, что я не являюсь лютым совком "раньше трава была зеленее и т.д.", но в плане механики, допусков, контроля качества, что и говорить.  Информация к размышлению... Мир потребительства и разовых стаканчиков...

IvanIvanych

Цитата: duplet от 14 февраля 2016, 01:28:01
shell колесо не мое, но товарища понимаю. При должной теоретической базе, модно сообразить, как все скомпоновать, чтобы выжать максимум. Это в любой области так... Самое логичное и простое решение, таки да, - поменять все поверхности. Но что ты имел ввиду под поменять чашку? Во-первых, где найти такую по размеру, во-вторых, как запрессовывать, у меня под рукой пресса нет... А если менять только шарики и конус, они все равно сотруться о поверхность втулки...
Читать интересно. Много хороших советов и идей.

Замена поверхностей может и не такой сложной выйти. Чашки вынимал, был опыт. Выбивал. Новый запресовывал шпилькой-шайбами-болтами.
Вот интересно посмотреть, можно ли впихнуть внутрянку от втулок Захара в твои. Но это только при наличии втулок на руках будет видно.

Новые подшипники по вытертым чашкам проходят, но не долго. Я раза два их менял, не на долго в режиме эндуро.
Я полюбил втулки на промах. A2Z.
В этом месте должна быть умная фраза заставляющая задуматься.

Serega

Цитата: duplet от 14 февраля 2016, 01:28:01

Serega  иые промы хрен разберешь,
Нашел проблему,оборачиваешь подшипник в материю или кладешь его в рукавицу и после зажимаешь\сдавливаешь в тисках.Сепаратор лопается на раз.Бить\разбивать молотком или кувалдой не надо,чтобы не навредить себе.
Жизнь как в курятнике: каждый пытается спихнуть ближнего и обгадить нижнего!

duplet

Цитата: Serega от 14 февраля 2016, 14:08:56
Цитата: duplet от 14 февраля 2016, 01:28:01

Serega  иые промы хрен разберешь,
Нашел проблему,оборачиваешь подшипник в материю или кладешь его в рукавицу и после зажимаешь\сдавливаешь в тисках.Сепаратор лопается на раз.Бить\разбивать молотком или кувалдой не надо,чтобы не навредить себе.
Ну так я не спорю, ты же меришь по своим меркам, тиски, токарный станок и так далее. у обычных людей как я ничего такого нет (ну уж точно не слесарных масштабов).

Serega

Цитата: duplet от 14 февраля 2016, 15:29:19
Цитата: Serega от 14 февраля 2016, 14:08:56
Цитата: duplet от 14 февраля 2016, 01:28:01

Serega  иые промы хрен разберешь,
Нашел проблему,оборачиваешь подшипник в материю или кладешь его в рукавицу и после зажимаешь\сдавливаешь в тисках.Сепаратор лопается на раз.Бить\разбивать молотком или кувалдой не надо,чтобы не навредить себе.
Ну так я не спорю, ты же меришь по своим меркам, тиски, токарный станок и так далее. у обычных людей как я ничего такого нет (ну уж точно не слесарных масштабов).
:facepalm:,беги к соседу в гараж,тогда!
Жизнь как в курятнике: каждый пытается спихнуть ближнего и обгадить нижнего!

duplet

Товарищи, напомните - собрал втулку (чтобы не потерять запчасти, в макетное состояние), что-то лень было фотографировать пыльники и поставил "по логике". В общем - обычный диск -  с одной стороны гладкий, с другой - имеется желобок. Совместил этот пыльник с пыльником, который идет с конусом - они "вкладываются в друг друга. В общем, поставил стороной с желобком наружу (на выход из втулки) с обоих концов. по ередине промазал смазкой, чтобы при трении о пыльник с конусом меньше изнашивалось все это. Правильно же? Сомнения возникли потому, что на задней втулке один из пыльников (ну как объяснить, посередине есть отверстие куда проходит конус... Так вот "заусенцы" резиновые на этом пыльнике были наружу...Как будто он должен устанавливаться желобком к подшипникам. Или все же я правильно все сделал, а это какой дефект (установил все и на заднем и на переднем желобком наружу ?