Выбор контактных педалей

Автор RED32, 07 октября 2008, 18:55:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 18 гостей просматривают эту тему.

RED32

Контактные педали

Статья написана на основе «разжёвываний» в конференции kraft.vehicles.bikes.

Введение
Однажды в конференции в очередной раз поднялся вопрос, «А можно ли купить контактные педали и уложится в $100?», следом задались вопросом, а какие собственно они бывают и что кроме собственно педалек нужно. Об этом и будет наш рассказ. Душещипательные истории о первых километрах на контактах, первых шишках и как набить шишки поменьше — отдельная песня.

Итак, как говорится,
Вот бежит олень...

Обувь
Сначала самое простое — ботинки, они же велотуфли. В нашем, туристическом понимании, всё будет довольно просто. Их назначение — обеспечить твёрдую подошву и позиции для закрепления контактной площадки (в простонародье — «шипа»).

Шипы всех трёх систем ставятся на любые ботинки.

Ботинки различают туристические и спортивные. Отличаются жёсткостью подошвы и колодкой. Собственно туристические больше походят на обычную треккинговую обувь, с позициями под крепление шипа. В них можно походить, побродить. Спортивные — чисто пластиковая, очень жёсткая подошва, более совершенная система фиксации на ноге, более правльное положение ноги (некоторые производители даже делают не горизонтальную подошву, а наклоняют её внутрь, чтобы обеспечить правильную работу коленного сустава при педалировании). В силу этого педалирование более эффективно, но в них особо не походишь: жутко неудобно, так как нога в них находится в довольно специфической позиции, неестественной для ходьбы. К тому же пластиковая подошва не рассчитана на длительную ходьбу и при марш-бросках просто довольно быстро погибнет.

Теперь собственно о системах контактных педалей
Мне известны и в России наиболее распростнанены (в порядке убывания распространённости) 3 системы:

SPD (разработанная фирмой Shimano).
Crank Brothers
Time
SPD — единственная платформа, с регулируемым усилием выстёгивания (последний двум это, впрочем, не требуется, но тут уже на вкус и цвет как говорится). В Самаре можно встретить только первые 2. Собственно под систему Crank Brothers (далее СВ) делает, насколько мне известно, только одноимённая фирма и педали и шипы. SPD — шипы распространены в основном прозводства Shimano. Также их делают BBB и пр. Педали делают все кому не лень. Из того, что можно просто найти в Самаре — это собственно Shimano, BBB, Author, Wellgo. Видел ещё Ritchey. Да много разных.

Вместе со всеми педалями поставляются пластиковые или даже интегрированные платформы. Для кросс-кантри и туризма видимо предполагается их необходимость на первых порах, во время привыкания. Даунхиллеры предпочитают ставить педали с интегрированный платформой. Лично я никогда не пользовался — отработал рефлекс быстро, всего после 3-х падений, когда не успевал выстегнуться. 1 раз не заехал в бордюр, другие 2 — поскользнулся на грязи на Ленинградской и на мокром бревне в лесу. Больше проблем не было — выстёгивался быстрее, чем успевал подумать. У СВ платформа крепится путём встёгивания. При попытке встегнуться с другой стороны педали, платформа может вылететь. Соответственно подходит она только чтобы «до булочной в кроссовках» сгонять.
Ставить платформу или нет — выбирать вам. Единственное — не надейтесь, что пластиковая платформка, идущая в комплекте с обычными контактами (без интегрированной платформы) долго прослужит. Видимо как раз именно для привыкания.

Достоинства и недостатки
SPD — можно регулировать усилие выстёгивания вплоть до того, что выстегнуться будет невозможно. Встёгиваются при наличии навыка относительно легко. Если хорошо затянуты — не люфтят и ногу невозможно вырвать при педалировании. Если слишком расслаблены — шип немного болтается в педали (что раздражает) и если уж совсем расслабленно — ногу можно вырвать из педалей в прыжке или при энергичном педалировании. Выстёгиваются только поворотом ноги (на угол поряда 15 градусов). Шип сделан из стали и практически вечен — некоторые даже в качестве развлечения высекают ими искры из асфальта. Минус этого — изнашивается не шип, а педали.

Грязестойкость педалей зависит от производителя. Дешёвые Wellgo забиваются в хлам жидкой глинистой грязью, встегнуться становится невозможно. Чтобы их прочистить придёться пару минут повозится. Под комарами (которые рядом с грязью всегда) это некомфортно. Плюс я свои Wellgo таки сломал в такой грязи (срубил лепестки, удерживающие шип в встёгнутом положении). То же относится и к Author. Ritchey — чисто конструктивно должны быть немного получше, но я в них в грязь не попадал. Shimano. Имеет смысл брать только модели 520, 540, 959 (последняя разработка, конструктивно одно и то же, различаются материалами и весом). Грязестойкость не очень — забиваются, но относительно легко прочищаются (там мало куда может грязь залезть). Насчёт встёгивания в грязную педаль не знаю, по отзывам — можно, но с трудом. Выстёгиваться потом также с затруднениями. Другие модели имеют более ущербную конструкцию, но бывают совмещены с платформами. Например, 505-е страдают относительно более быстрым износом педали. Плюс конструктивно они попроще, менее грязестойкие и система крепления не внушает такого доверия, как на 520. SPD шип чаще всего немного выступает из ботинка и смешно так цокает при ходьбе.

СВ — нерегулируемые. В целом, им это и не нужно. Встёгивание — легче и проще, чем на SPD. Когда привыкнешь — встёгиваешься в одно движение просто метким попаданием. Четырёх сторонние (SPD — двух). Конструкция педали — просто четыре проволоки, образующих как бы рёбра куба. Соответственно поэтому они и называются Egg Beaters.


Грязестойкость — великолепная (а куда там грязи забиваться?). Также грязь иногда забивает пространство вокруг шипа на ботинке, но опять же, в силу конструкции педалей, это не проблема. В худшем случае (1-2 см слой грязи или снега на подошве) педальки «продавливали» его с 2-3 раза. Или же можно было грязь «сбить» об педаль, благо конструкция педали располагает и можно не бояться её «забить» грязью. Пример: ездил под дождём на груше. Всю Грушу отходил в велотуфлях — шипы забились грязью. Когда уезжал домой — сел и поехал.

Выстёгивание: два угла. 12 и 20 градусов (устанавливается путём смены шипов (правый на левую ногу и наоборот)). ВНИМАНИЕ: конструкция педали допускает просто боковой срыв ноги (не поворотом, а резко дёрнув в направлении перпендикулярном плоскости рамы). Это хорошо тем, что именно это движение заложено в рефлексе у тех, кто ездит на топталках при попытке опереться на ногу при завале байка. Выстёгивание — идеальное, без каких либо проблем. Даже в условиях сильно загрязнения или забивания шипов и педалей снегом.

Встёгивание: в силу конструкции, если вы не попали сразу шипом в педаль, а попали носком или серединой ноги, то просто ведёте ногу с усилием вперёд или назад соответственно и встёгиваетесь. Назад у меня плохо получалось — а всёгивание путём установки носка на педаль и ведения потом вперёд — обычное дело.

Шипы в отличие от SPD у CB бронзовые и подвержены износу. Когда ходил в них по камням, сердце кровью обливалось. В целом, шипы снашиваются при интенсивном катании тяжёлого райдера за сезон-полтора. Менее интенсивном — соответственно дольше. Цена вопроса (шипы) — 600р. Но: их довольно мало, так как педали не очень распространены. Однако найти и купить можно. Cама педаль почти не снашивается (учитывая цены на них, см. ниже). Износу в ней подвержен подшипник скольжения. Цена вопроса ремонта — $19. Шип почти никогда не выступает из подошвы, поэтому практически никогда не цокает. Недостаток — слишком свободная фиксация. Как на поворот (ногда немного вихляется), так и на перемещение в поперечном направлении. Однако, лично мне это как правило не мешает и удаётся удачно встегнуться.

О деньгах
Самые простые туристические ботинки (если вы не участвуете хотя бы в Кубке ВелоСамары — спортивные вам не нужны) стоят около 1000-1500р. Очень даже приличные. Получше — около 2000-2200.

Педали:
SPD можно найти за 600-800р новые (Author, Wellgo, Shimano 520-е). Идут в комплекте с шипами — смотрите, чтобы ушлые продавцы не забыли дать вам шипы. Итого — можно вписаться в 3000р. Если ваш выбор SPD — рекомендую поискать 520-е. Их в этом году снимали с байков — когда покупателям контакты были не нужны, меняли на платформы, а контакты продавали отдельно относительно дешёво. 520-е шли по 800р.

Сrank Brothers — нет песни печальнее. В «Провокаторе» самая простая модель из линейки лежит за 4500р (вот почему я говорил про неизнашиваемость педалей как о плюсе). Но не всё так плохо — в этом году СВ шли на GT Avalanche 0.5, с которого их снимали в приличных объёмах и продавали по 1500р отдельно. Может быть остались где ещё или в следующем сезоне традиция будет продолжена. Моё имхо — 4500 они не стоят (Провокатор славится завышенными ценами на компоненты). Красная цена им 2500р. Дороже смысла нет — преимущества не оправдывают вложений.

Ищите.

Мои Рекомендации:
Если найдёте — Crank Brothers Egg Beaters. Если вам конечно не требуется беспрецедентно точная и жёсткая фиксация ноги. В остальном — они один сплошной большой плюс. Если найдёте за 1500р — радуйтесь жизни! Если не найдёте — Shimano PD-M520. Или 540. Или 959 (это уже топовая модель) :). Сколько позволят финансы.


24.03.2007

Автор: Андрей Овчинников AKA Ghostknight

©http://velosamara.ru

PS: Не стОит сильно ориентироваться на цены. Написана все таки в прошлом году.

krutyashiy_pedali

#1
Контактную обувь надо брать так, чтобы она была вдлину почти впритык и жала в ширину. Иначе, когда разносится, придется лишний носок одевать на ногу, чтобы был толк от контакта с педалью.
Если слегка жмут пальцы - не страшно, туфли немного подразносятся, примут форму ноги. Лишь бы сначала обувь с застегнутыми липучками и клипсами не вызывала болевых ощущений.

Campione del Mondo

Хорошие туфли практически не разнашиваются. При всех застегнутых клипсах обувь должна плотно облегать ногу, однако болевых ощущений возникать не должно. Пятка должна быть зафиксирована и не "гулять" в туфле, вообще никакие люфты не допускаются. Объем и ширина фиксируется соотвествующими клипсами.

Den

+1 Действительно, нормальные туфли не разнашиваются до такой степени, что придется одевать еще один носок!!!
Когда я брал туфли - то при всех зафиксированных клипсах они не жали, а плотно облегали ногу, езжу в них второй сезон и никаких люфтов не наблюдаю.

Vitya

Подниму старую тему. Какие на сегодня педали оптимальны по соотношению цена - качество - удобство использования?

SPD 540 в лидерах или что-то еще есть подобное? Работа в гряземесе не очень интересует, в основном устройчивость к самопроизвольному выстегиванию, и адекватное встегивание-выстегивание + износостойкость (тыщ 5 хотелось бы, чтобы все отходило без проблем, в т.ч. шипы)


Бюджет до 50 евро в немецких  магазинах.

Lanser

Цитата: Vitya от 22 апреля 2012, 21:06:46
SPD 540 в лидерах или что-то еще есть подобное? (тыщ 5 хотелось бы, чтобы все отходило без проблем, в т.ч. шипы)
Тыщ 5 ходят и Shimano 520, но на твой велосипед я бы ставил не меньше, чем 540е из-за веса.
Тем более что за 50 евро наверное можно и XT найти.

warnet

Что лучше?
Это: http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=91462
или
Это: http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=86651

И где-то видел таблицу размеров разных фирм на одном листе. Не могу найти  :scratch_:

Педали 520-е. Для начала..
Жизни слишком мало, чтобы узнать зачем она дана, смерти слишком много, чтобы понять, что жизнь всего одна.


cheerfulcow

Есть шимановские и диадоровские тапки. Шимановские развалились за год (но я в них круглый год был, на работу и в универ частенько тоже в них ходил :secret00:).

По удобству шимановские нравятся больше. Так что я за шимано.

Добавлено: 15 июля 2013, 07:56:01

Кстати, у шимано мне еще больше нравится подошва. И стельки у них анатомические.
Я очень удивился, когда в диадоровской обуви (ррц 130-150 евро) обнаружил абсолютно "плоскую" стельку.
Диадоровская, вроде как, чуть пошире обычной шимановской (у шимано для шикорой ступни есть отдельная маркировка на обуви - "wide").


waldemaras

Если сравнивать SHIMANO и  DIADORA то велотуфли SHIMANO то они лучше.У меня были DIADORA PRORIDER 1 & PRORIDER 2 ,то они мне не понравились.За стоимость DIADORA около 10-14 тысяч рублей можно приобрести шикарные туфли от SHIMANO, SIDI,  MAVIC.Больше всего мне понравились туфли VITTORIA и SIDI -мягкие внутри ,жесткие с наружи-сидят по ноге идеально. А если брать контактные педали то для шоссе лучше  LOOK (DELTA, KEO) я ничего не видел,хотя и ест очень удачные педали у SHIMANO .А стоимость аналогичных моделей и шипов у этих фирм практически одинакова.Так что выбор между SPD , DELTA и  KEO только за ВАМИ
I was born to be first

warnet

А где у нас вообще тема про контакты? Не помню, не могу найти, потому сюда пишу.

Вчера перешел на контакты, можно маленькое ура!! Ребята я с вами.  :) Сегодня с 7 утра начал падать  :zlorad:
Матчасть я выучил, но есть вопросы. Опытные "контактники", вы выстёгиваете ногу в верхнем положении шатуна? Или же когда нога внизу?
И всегда ли стараетесь выстёгивать одну и ту же ногу? А то я выстегнул сегодня левую ногу, а валиться начал вправо.

Жизни слишком мало, чтобы узнать зачем она дана, смерти слишком много, чтобы понять, что жизнь всего одна.

Lanser

Цитата: warnet от 20 августа 2013, 21:59:01
Сегодня с 7 утра начал падать  
Матчасть я выучил, но есть вопросы. Опытные "контактники", вы выстёгиваете ногу в верхнем положении шатуна? Или же когда нога внизу?
И всегда ли стараетесь выстёгивать одну и ту же ногу? А то я выстегнул сегодня левую ногу, а валиться начал вправо.

Сначала тебе лучше выстегивать ногу вверху, и на нее опускать вниз и начинать туда переносить вес (читай заваливаться).

Когда встегнутая нога в нижнем положении - ее по-началу очень сложно выстегнуть, т.к. на нее приходится вес.

Сейчас я уже не замечаю какую ногу и когда выстегиваю.

ZGuzhov

Выстёгиваю в любом положении. Если просто в спокойном состоянии, то выстёгиваю внизу. Если летишь по буеракам, то думаешь как не навернуться и нога сама выстёгивается где бы ни была.
Ещё рекомендую для начала ослабить зажим на педали, будет легче научиться, а потом сам поймёшь надо затягивать её или нет. По тряским местам зажимать надо больше, по асфальту можно наверно на самом слабом зажиме ездить без проблем.

warnet

Ну меня консультировал, лично, сам Крутящий. Ослабили сразу. В нижнем положении почему-то мне легче пятку вывернуть в сторону. Вверху как-то не удобно. Еще бы балансировать научиться или стоять на месте..
Спасибо за советы!
Жизни слишком мало, чтобы узнать зачем она дана, смерти слишком много, чтобы понять, что жизнь всего одна.

IvanIvanych

Цитата: warnet от 20 августа 2013, 21:59:01
...Опытные "контактники", вы выстёгиваете ногу в верхнем положении шатуна? Или же когда нога внизу?
И всегда ли стараетесь выстёгивать одну и ту же ногу? А то я выстегнул сегодня левую ногу, а валиться начал вправо.
"Профессор, Вы когда спите бородку на одеяло кладете или под одеяло."
Я теперь падать начну, думая, в каком положении выстегиватся  :)
Да хрен его знает. А ослабить до максимума - самый важный сейчас совет.
В этом месте должна быть умная фраза заставляющая задуматься.