Как правильно использовать передний тормоз

Автор dAnc1k, 23 июля 2009, 15:14:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Lanser

КАК ТОРМОЗИТЬ?

ЗАДНИМ ТОРМОЗОМ, ПЕРЕДНИМ ТОРМОЗОМ, ИЛИ ОБОИМИ?


автор: Шелдон Браун
оригинал: http://www.sheldonbrown.com/brakturn.html

Как тормозить? Задним тормозом, передним тормозом, или обоими?

Раз уж на велосипеде два тормоза, по одному на каждую руку, то неплохо бы уделить внимание их правильному использованию. Если, конечно, вы хотите научиться тормозить плавно и безопасно.

Народная мудрость

Народная мудрость рекомендует нажимать на два тормоза одновременно. Возможно, это и неплохой совет для новичков, еще не научившихся в совершенстве играть тормозами — но эти несчастные никогда не смогут затормозить так быстро и спокойно, как велосипедист, научившийся использовать передний тормоз.
Максимальное торможение — прекратите панику

Самый быстрый способ остановить байк с обычной колесной базой — это зажать передний тормоз так сильно и резко, что заднее колесо почти оторвется от земли. В этой ситуации задний тормоз никак не влияет на торможение, потому что само заднее колесо просто теряет на некоторое время сцепление с грунтом.

Я не полечу через руль?

Задний тормоз вполне годится в ситуациях, когда сцепление с грунтом плохое, или когда переднее колесо скользит. Но для торможения на сухой мостовой хороший передний тормоз и без помощи заднего обеспечивает максимальное тормозное усилие как в теории, так и на практике.

Если вы научитесь правильно использовать передний тормоз, то ваши поездки станут гораздо безопаснее.

Многие байкеры воздерживаются от использования переднего тормоза — боятся перелететь через руль. Такое бывает, но главным образом с теми, кто не научился регулировать усилие, передаваемое на тормоза.

Тот, кто надеется на задний тормоз во всех обстоятельствах, может попасть в неприятную ситуацию: потребуется резко затормозить, и, в панике зажав изо всех сил передний тормоз в надежде мгновенно остановится, велосипедист совершит классический «кувырок через руль».

Jobst Brandt выдвинул правдоподобную теорию, согласно которой «кувырок через руль» происходит не столько из-за слишком резкого торможения, сколько из-за того, что во время собственно торможения велосипедист не работает руками «против торможения»: сам велосипед останавливается, тело же байкера продолжает движение, пока бедра не наткнутся на руль — и байк, не поддерживаемый весом седока, переворачивается.

Этого не произойдет, если вы используете только задний тормоз, потому что как только заднее колесо окажется в воздухе, сила торможения перестает действовать. Однако, к сожалению, торможение только задним тормозом вдвое менее эффективно, чем торможение исключительно передним тормозом. Так что упование на задний тормоз небезопасно для тех, кто ездит быстро. Важно использовать собственные руки для контроля положения тела во время экстренного торможения — тогда и кувырков не будет. Фактически хорошая техника торможения подразумевает перенос веса за седло как можно быстрее, и перемещение центра тяжести как можно дальше. Этот принцип хорошо действует независимо от того, применяете ли вы задний, передний или оба тормоза. Использование обоих тормозов может вызвать так называемый «рыбий хвост» (fishtailing). Если заднее колесо заносит, задняя часть байка попытается «обогнать» переднюю, потому что в этот момент они имеют разные скорости. Как только задняя шина начинает скользить, она !
может сдвинуться в сторону так же легко, как и вперед — чего же в этом хорошего?

Если вы не верите мне, возможно, John Forester убедит вас... см. его «Краткие инструкции по использованию переднего тормоза». (К сожалению, вышеупомянутый сайт не отличается постоянством содержания, поэтому, возможно, вам придется искать эту статью в «FAQ эхоконференции rec.bicycles». Английское название статьи: "Entry in the rec.bicycles FAQ on Front Brake Usage").

Учимся использовать передний тормоз

Максимальный эффект от торможения проявляется тогда, когда передний тормоз зажат столь сильно, что заднее колесо оказывается на грани отрыва от земли. Когда такое случается, даже легчайшее нажатие на задний тормоз приведет к заносу заднего колеса.

Если вы ездите на обычном велосипеде, то лучший способ попрактиковаться в использовании переднего тормоза — поездить по пустой автомобильной стоянке или другому безопасному пространству. Зажимайте при торможении оба тормоза, но все же большие усилия направляйте на передний. Продолжайте педалировать во время торможения, чтобы ваши ноги немедленно сообщили вам о том, что начался занос заднего колеса. Тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь, пока не почувствуете, что у вас получается быстрое, на грани подскока заднего колеса, торможение.

Некоторые предпочитают велосипеды без системы передач (в России это подавляющее большинство велосипедов — будем считать, что у них ручной, а не ножной тормоз). Когда вы резко тормозите передним тормозом на таком велосипеде, цепь прекрасно «доводит до вашего сведения» ситуацию в районе заднего колеса. Это, кстати, одна из причин, по которой велосипеды без системы передач предпочтительней для зимнего катания.

Если вы едете на таком велосипеде только с передним тормозом, ваши ноги абсолютно точно сообщают вам о том, что торможение достигло максимума. Как только ваш «простой» велосипед научит вас этому, вы сразу поймете, как эффективно тормозить только передним тормозом на более «продвинутых» велосипедах.

Когда использовать задний тормоз

Опытные велосипедисты используют только передний тормоз примерно в 95% случаев, но бывают ситуации, когда задний тормоз все-таки предпочтительнее:

     * Скользкое покрытие. На хорошей, сухой мостовой совершенно невозможно при торможении увести переднее колесо в занос. На скользком покрытии это вполне возможно. Почти невозможно вывести переднее колесо из заноса, поэтому если риск велик, лучше контролировать скорость велосипеда при помощи заднего тормоза.
     * Ухабы и неровности дороги. На плохих дорогах ваши колеса постоянно скачут и висят в воздухе. В таких случаях не стоит использовать передний тормоз. Если вы зажмете передний тормоз в тот момент, когда переднее колесо оторвано от земли, оно остановится, а приземление на неподвижное переднее колесо — это Очень Большая Гадость.
     * Прокол переднего колеса. Если покрышка переднего колеса внезапно порвется, или камера внезапно сдуется, вам придется использовать задний тормоз, чтобы затормозить безопасно. Торможение колесом, шина которого повреждена, может привести к тому, что шина вылетит из обода, и дело закончится аварией.
     * Порван тросик... или какая-нибудь другая поломка переднего тормоза.

Какой тормоз с какой стороны?

Существует важное разногласие по вопросу о том, как ставить тормоза на руль:

     * Некоторые велосипедисты считают, что лучше всего справа ставить тот тормоз, который требует больше усилий (т.е., как они полагают, задний тормоз). Конечно, это велосипедисты-правши, для левшей — наоборот.
     * Мотоциклисты всегда ставят справа рукоятку переднего тормоза, так что велосипедисты, по совместительству являющиеся мотоциклистами, предпочитают систему «передний — справа, задний — слева».


Есть и заметные национальные традиции:

     * В странах с правосторонним движением принято ставить тормоза так, чтобы передний тормоз управлялся левой рукой.
     * В страна с левосторонним движением, соответственно, все наоборот — передний тормоз управляется правой рукой.

Мне кажется, что эти национальные стандарты есть следствие того, что велосипедист должен подавать сигналы руками, а во время подачи сигналов необходимо контролировать основной тормоз. Эта логичная мысль, к сожалению, сопровождается неверным предположением о том, что основной тормоз — задний.

Из-за всего этого я ставлю на своих велосипедах рукоятку переднего тормоза справа, что, вообще говоря, необычно для США (но вполне обычно для России — прим. переводчика).

Конечно, я делаю это еще и потому, что я правша, и мне удобнее управлять наиболее часто используемым тормозом именно правой рукой.

Письмо в Bike Culture

Здесь приведено письмо, которое я написал в журнал Bike Culture в 1995 году. Оно касается некоторых идей, изложенных выше.

     В Bike Culture # 6/95 Marek Utkin высмеивает «Дурацкие стандарты» в велосипедной индустрии. Он начинает с чудесной разминки: «Во все времена деспоты уставали регулировать каждый аспект жизни общества...» Он ссылается на Гитлера с его DIN и на Сталина с его ГОСТ. Удивительно, что он при этом забывает упомянуть о тесной связи между Наполеоном и метрической системой — может быть, ему нравится метрическая система, и он не хочет ворошить ее «деспотическое» прошое.

     Особенно он измывается над новыми правилами Европейского Союза, предписывающими устанавливать справа ручку переднего тормоза. «Проблемы начнутся, когда байк с такой установкой тормозных ручек поедет... по стране с правосторонним движением. Сигнализация левой рукой, близкой к дорожному потоку, гораздо более опасна, чем сигнализация правой рукой. При таком расположении тормозных ручек возрастает потенциальная опасность. Торможение только передним колесом, с одной рукой на руле, может привести к нестабильности переднего колеса. Также верхняя часть тела велосипедиста двигается вперед, в то время как сам велосипед внезапно тормозит, что приводит к еще большему усилению давления на правую сторону руля.»

     Я вынужден объяснить, что эта позиция демонстрирует совершенное непонимание принципов работы тормозов. На велосипедах, как и на всех колесных транспортных средствах, передний тормоз гораздо более важен и эффективен. Один только передний тормоз останавливает обычный велосипед в два раза быстрее, чем задний — и так же быстро, как оба тормоза, примененные вместе, кроме случаев скользких поверхностей.

     К сожалению, многие неопытные велосипедисты и не велосипедисты думают, что использование переднего тормоза опасно, и что при нажатии на передний тормоз вы неизбежно блокируете переднее колесо, перелетаете через руль и проламываете себе череп. Это случается, но крайне редко, и уж никак не с теми, кто едет на исправном велосипеде и умеет правильно обращаться с передним тормозом.

     Опасность более реальна для велосипедов с поврежденными ободами или неверно настроенными тормозами. Опасность даже больше для велосипедистов, которые привычно полагаются на один только задний тормоз, будучи поставлены в ситуацию, когда необходимо экстренно затормозить. Паникер, не привычный к использованию переднего тормоза, действительно может надавить на него изо всех сил, и свернуть себе шею.

     Если вы простите мне автомобильную аналогию: водитель, никогда не управлявший машиной с сильными тормозами, пару раз попадает в занос, когда начинает их использовать. Это не значит, что не в порядке тормоза — однако это значит, что водителю нужно научиться правильно их использовать.

     Я часто езжу на дорожном велосипеде с одним только передним тормозом. Это прекрасный способ научиться аккуратно контролировать передний тормоз, так как велосипед без системы переключения передач очень чутко реагирует на все, что происходит в его задней части.

     В начале 80-х я совершенно помешался на горном велосипеде и езде по лесу, и полностью переделал свой стиль торможения, чтобы удержаться на неровных поверхностях, обычных на лесных тропинках.

     В 1988 году я на год уехал во Францию, и вернулся к дорожному покрытию. Около моего дома был чудесный участок дороги, ведущий вниз в долину под названием La Route des Sept Tournants. Это была серия стремительных разворотов, красивых мостовых, очень хорошо спланированная. Я привык регулярно спускаться в эту долину по одному из любимых маршрутов. Проблема была в том, что я никогда не мог действительно быстро спуститься, я всегда чувстовал, что балансирую на грани потери сцепления, и что заднее колесо прокручивается. После нескольких месяцев такого катания я пришел к выводу, что возраст дает знать о себе — я просто боюсь. Я помнил, что привык ездить гораздо быстрее по похожим холмам на своем старом дорожнике без заднего тормоза — подождите минутку, может быть, это как раз то, что надо! В следующий раз я решил не использовать задний тормоз, пока не почувствую настоятельную в том необходимость — и я шел медленнее только в самом начале, а уж потом — так быстро, насколько позво!
ляло благоразумие.

     Таким образом, я вновь вернул себе молодость! Дело действительно было в проскальзывающем заднем колесе, и скользило-то оно лишь потому, что я использовал задний тормоз. Без него все было в порядке. Переднее колесо, благодаря распределению веса во время торможения, также имело достаточное сцепление с дорогой.

     Многие скажут вам, что опасно использовать передний тормоз на повороте; я бы ответил, что это так, если ваша техника поворота неправильная. Центр тяжести велосипедиста должен наклоняться в сторону; это требуют законы физики. Есть три способа сделать это. Первый способ — наклонить только байк. Второй — наклонить только тело. Третий, и в большинстве случаев правильный — наклонить и тело, и байк в одной плоскости, как единое целое.

     Наклон байка и велосипедиста в разных режимах мешает управлению, выводя центр тяжести из плоскости колес. Если вы применяете в этот момент передний тормоз, сила торможения влияет на ручное управление, которое теперь также не находится в одной плоскости с вектором силы. Jobst Brandt придумал прекрасный способ доказательства этого факта: попробуйте ехать прямо, но стойте на одной педали на «перекошенном» байке. Если вы смелы, нажмите-ка передний тормоз — только осторожнее.

     Следует допустить некоторую амбивалентность относительно государственных постановлений о единообразной настройке велосипедов. В США фактически государство требует установки системы «передний — слева» на все новые велосипеды. Я очень возражаю против этого. Однажды из-за такой системы я попал в аварию: ехал на незнакомом велосипеде с системой «передний — слева», а думал, что использую систему «передний — справа». Я выехал на перекресток — и тут меня подрезала машина. Инстинктивно я сжал тормоз правой рукой — и, поскольку это был задний тормоз, то затормозил с большим трудом!

     Добавлю еще один аргумент в пользу системы «передний — справа»: большинство из нас — правши. Я думаю, вы согласитесь, что передний тормоз требует большего усилия, чем задний — таким образом, он и должен управляться более сильной рукой.
___________________________________________
Источник: velo-club.narod.ru

RED32

Добавлю от себя.
По поводу расположения тормозов слева или справа: ИМХО дело привычки. А для новичка обычно в начале еще проблема запомнить с какой стороны какой тормоз.  В свое время запоминал - где передний переклюк там и передний тормоз, где задний переклюк - там и задний тормоз. Привычка сильная штука - к другому расположения пожалуй уже не привыкну.

Торможу практически всегда двумя сразу. На длительных спусках притормаживаю поочередно то задним, то передним, чтобы не перегревать колодки, а то эффективность торможения может сильно уменьшиться

Kruck

Цитата: RED32 от 24 июля 2009, 12:44:40
В свое время запоминал - где передний переклюк там и передний тормоз, где задний переклюк - там и задний тормоз. Привычка сильная штука - к другому расположения пожалуй уже не привыкну.

Торможу практически всегда двумя сразу. На длительных спусках притормаживаю поочередно то задним, то передним, чтобы не перегревать колодки, а то эффективность торможения может сильно уменьшиться

+1
дааа, видать мы с тобой не только по гороскопу близнецы и имеем суражские корни.

RED32

Хотел сюда прилепить фотку тормозного диска Крутящего_Педали, после того как он на спуске под Курском с 50 км/ч затормозил только передним тормозом да еще и со здоровым рюкзаком :) да вот не нашел.
Мож есть у кого?

BOPOH

регулярно проверяю передний тормоз . . .что бы максимально притормаживал но колесо не останавливал. . .
(разве что по рыхлому песку может отановицца полностью). . .
для спорта может быть такая настройка и не годицца. . .но для безопастности самое он. . я так думаю. .
Я личность творческая - хочу творю, хочу вытворяю.

Kruck

А если проверка тебе покажет что колесо блокируется, что ты будешь делать?

TirbyCat

Наверно колодки смазывать  :biggrin0:
Извиняйте, но это маразм, в одних условиях колесо будет блокироваться(сухая погода, низкая нагрузка на колесо, слабое сцепление с дорогой), в других колесо при таком же услии на тормозной рычаг будет свободно крутиться(высокая влажность, высока нагрузка на колесо, очень хорошее сцепление с дорогой)

Надо учиться тормозить, а не ломать оборудование!
Аве мне!

BOPOH

дык ни хто и не ломает . . ориентируюсь по асфальту. . если колесо блокируется. . ослабляю тросик децл(натяжным винтом). . .
учиццо тормозить обязательно нужно . . но для начала самое оно. .
ведь как правило запланированное торможение будет безопастным. . .а вот экстренно далеко не всегда можно расчитать силу . . . а для появления рефлекторно регулируемого торможения . . необходимы месяцы тренеровок. . . . .тут некоторые ручки путают(задний/передний). . так что для начала смысл имеет если не в точности то хотябы задний настроить жёстче чем передний. . уже будет не плохо. . .
Я личность творческая - хочу творю, хочу вытворяю.

TirbyCat

А ты знаешь в какой момент тебе надо будет применить экстренное торможение? Начнешь экстренно тормозить под дождем, а колесо то как крутилось, так и крутится...авария
Аве мне!

Lanser

Цитата: BOPOH
если колесо блокируется. . ослабляю тросик децл(натяжным винтом). . .
учиццо тормозить обязательно нужно . . но для начала самое оно. .

Вот подробное руководство - Мастерство езды на маунтинбайке Брайана Лопеса.

Цитата: BOPOH
.тут некоторые ручки путают(задний/передний). . так что для начала смысл имеет если не в точности то хотябы задний настроить жёстче чем передний. . уже будет не плохо. . .

Некоторые и педали в машине путают, даже когда их 2.

На техничных спусках (гравий, сырая грунтовка с корнями, мелкие сыпучие камни) в Сочи сейчас выхожу из положения так: на передний тормоз нажимаю 1 пальцем, на задний - 2 (тормоза Avid Juicy 3.5, роторы 180/160 перед/зад). Мощности хватает не всегда.

RED32

Цитата: Lanser от 24 июля 2009, 19:33:22
Цитата: BOPOH
если колесо блокируется. . ослабляю тросик децл(натяжным винтом). . .
учиццо тормозить обязательно нужно . . но для начала самое оно. .

Вот подробное руководство - Мастерство езды на маунтинбайке Брайана Лопеса.

Настоятельно всем рекомендую. Хорошая книга

BOPOH

я не имею ввиду спортивную езду или экстримальную. . . .IMHO:в обычном режиме торможение передним колесом считаю дополнительным средством, основное торможение должно приходится на заднее колесо. .

те кого мучали термехом в вузах(заздел динамика) смогут более грамотно расписать . .
при трможении перевес в сторону передка снижает нагрузку на заднем что сводит его действие к нулю отрывая от земли т.е как ни тормози задним, передним или двумя сразу то в полной мере работает только одно колесо.. .
по мне лучше заднее . . при этом разгружая вилку и давая хоть какой то шанс манёвра рулём. .
а чрезмерно нагрузив вилку, управлять ей уже не выйдет. . . .

З.Ы. неплохой вариант с АБС на передке. . .но денег нуна мешок. . ))))
Я личность творческая - хочу творю, хочу вытворяю.

Arceny

Я обычно торможу задним в неэкстремальных ситуациях. Сегодня чуть не впаялся в остановившуюся спереди маршрутку, вдавимл задний, колесо пошло юзом.. Еле удержался. Надо бы рефлекс на торможение передним развивать...
Jabber:arceny@jabber.bryansk.ru

zlobognev

а я задний вообще почти не использую, ток на скорости выше 30 начинаю его юзать, или если надо резко затормозить, а так постоянно на переднем езжу

BOPOH

вот к стати ТУТ есть видюшки типа теста АБС . .

Я личность творческая - хочу творю, хочу вытворяю.