Основы правильной посадки

Автор Златеника, 27 января 2009, 20:14:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Златеника

Простите, картинок на эту тему удалось найти крайне немного...


ПОСАДКА ДЛЯ ТУРИЗМА НА ГОРНОМ ВЕЛОСИПЕДЕ


Для велотуриста, кроме эффективности передачи мощности и аэродинамических качеств, как для спорта, очень важным фактором является и комфортность езды, удобство посадки. И это понятно. Одно дело - промчаться в гонке один-два часа, и совсем другое - провести в седле целый день (или много дней подряд) и иметь возможность при этом любоваться окрестностями. Известно, что удобна та посадка, к которой привык. Но если Вам еще предстоит пройти процесс привыкания или хочется что-то исправить, то возможно, наши рекомендации будут полезны. Так вот, чем выше класс горного велосипеда, тем ниже (растянутей) посадку предполагает его геометрия. И это понятно. Логика гонки требует низкую, "агрессивную" посадку, а прогулка совсем наоборот. И вот здесь мы впервые сталкиваемся с противоречием при выборе горного велосипеда для спортивного ("агрессивного") туризма. Посадка для туризма не должна быть очень низкой, иначе через некоторое время даст знать о себе шея и поясница, да и любоваться красотами природы удобнее из положения "сидя", а не "лежа". Следует также иметь в виду, что чем выше класс велосипеда, тем меньше угол подъема выноса, а сам вынос длиннее. Более того большинство современных горных велосипедов имеют безрезьбовую рулевую колонку типа "aheadset" (двух типоразмеров: oversize - 1 1/8" и king size - 1 1/4"), высота установки выноса, в которых имеет очень ограниченный диапазон регулировки (5-15 мм) проставочными кольцами. Это обстоятельство требует особой тщательности при выборе удобного велосипеда. Хотим предостеречь от ошибки. Не надо приобретать велосипед с высокой рамой, пытаясь уменьшить  расстояние между плоскостью седла и плоскостью руля (по вертикали) , как бы поднять руль, так как с увеличением роста увеличивается длина верхней трубы, длина выноса, и Вы на высокой раме опять оказываетесь в лежачем положении. Положение усугубляется и тем, что еще больше приходится тянутся к рулю, по сравнению с рамой меньшего размера. В итоге, если вдруг на крутом спуске, надо будет сместить корпус за седло, то длины рук просто не хватит.

При определении высоты установки руля можно ориентироваться на следующие данные:

• гонки - седло выше руля на 50-100 мм и более.
• "агрессивный туризм" - седло выше руля на 20-60 мм. Для пожилых людей - седло на уровне руля (или даже седло немного ниже).
• легкие прогулки - седло на уровне руля или несколько ниже.


Источник: http://www.x-3m.ru/news.html?action=more&id=253&id_p roj=0&count=0


ПОСАДКА НА ШОССЕЙНОМ ВЕЛОСИПЕДЕ

Для достижения правильной посадки необходимо начать с выбора базового нейтрального положения, которое должно служить вам отправной точкой. При нейтральном положении ваш вес равномерно распределен на седле, руле и педалях. Начиная с этого положения, вы можете изменять свою посадку в зависимости от рельефа местности и других условий.
После того, как вы приобрели велосипед с рамой, которая хорошо подходит для вас (более полная информация представлена в разделе «Велосипедное оборудование»), необходимо произвести рядрегулировок, чтобы определить свою посадку на велосипеде. Доктор Пруит провел долгие годы, обследуя пациентов, которые жаловались на болях в коленях и в пояснице, что было связано с неправильно выбранной посадкой на велосипеде. «Велосипед и гонщик, использующий его, должны быть слиты воедино. Велосипед героя не всегда подходит каждому».
Для подтверждения этого мнения доктор Пруит отмечает, что Лэнс и его товарищи но команде Ю.С. Постал пользуются одной и той же моделью велосипеда и теми же велосипедными компонентами. На первый взгляд все велосипеды в команде выглядят абсолютно одинаково. Однако рама велосипеда Лэнса разработана специально под его посадку и отличается от рамы Джорджа Хинкэппи, Кевина Левингстона, Тайлера Хэмильтона и других членов команды.
Чтобы выбрать правильную посадку необходимо первоначально установить ваш велосипед на стационарный велотренажер. При этом переднее колесо велосипеда должно находиться на одном уровне с задним колесом. Если у вас нет стационарного тренажера, попросите кого-нибудь, чтобы он удерживал вас, пока вы определяете свое положение на велосипеде.





Виды посадки на велосипеде

Высота седла. Существуют различные формулы определения правильной высоты седла, однако, вам не надо быть математиком, чтобы сделать правильный выбор. В нижнем положении, когда ступня находится на педали, ваша нога должна быть слегка согнута, а ваши бедра не должны качаться из стороны в сторону, если смотреть сзади. Это быстрый метод определения высоты седла, широко распространенный в США.
Олимпийский тренировочный центр: Установите высоту седла так, чтобы между вашей ступней и педалью, находящейся в горизонтальном нижнем положении оставался зазор 5 мм. Прибавьте несколько миллиметров, если ваши велотуфли имеют очень тонкую подошву в середине стопы. Можно поднять седло на 2-3 мм, если у вас длинные ноги. Для тех людей, которые испытывают боль в коленях в результате хондромаляции (размягчение хрящевой ткани) или износа суставных хрящей, подход при выборе высоты седла должен носить терапевтический характер. Постепенно поднимайте седло до тех пор, пока ваши бедра не начнут «гулять», а затем немного опустите его. Чтобы избежать напряжения в ногах, можно время от времени изменять высоту седла на 2 мм.
Переднее/заднее положение седла. Чтобы вырабатывать больше энергии на подъемах седло обычно сдвигают назад. Выбор положения седла следует начинать со следующего. Сядьте удобнее на центре седла, когда шатуны расположены горизонтально. Установите отвес (нитка с небольшим предметом на конце) от коленной чашечки. Отвес должен проходить через центр оси педали. Это нейтральное положение, и от этого положения вы можете сдвигать седло вперед или назад. Велосипедисты-горняки, специалисты в индивидуальных гонках на время и некоторые велосипедисты-шоссейники предпочитают, чтобы линия находилась на пару сантиметров от конца шатуна, чтобы увеличить рычаговое усилие при работе на больших передачах. Наоборот, трековики и специалисты по критериумам предпочитают выдвинутое вперед положение, чтобы увеличить скорость ног. Если после выбора положения седла вам стало неудобно держаться за руль, измените длину выноса руля в ту или другую сторону, но не меняйте выбранного вами положения седла.
Наклон седла. Эдди Мерке установил для Лэнса точное положение седла горизонтально верхней трубы рамы с помощью уровня, который обычно используют плотники. С того времени Лэнс постоянно использует такой же уровень для установки горизонтального положения седла. Наклон седла может быть изменен во время велосипедных прогулок и туристических путешествий. Если вы используете сильно выдвинутое вперед положение при езде на велосипеде небольшой наклон седла вперед может быть удобным, особенно если используете рулевую аэродинамическую насадку и ваши руки находятся на подлокотниках. Однако, при слишком большом наклоне седла вы сильно сдвигаетесь вперед и чрезмерно нагружаете свои руки.
Высота рулевого выноса. При сильно поднятом выносе (нормальное положение - вынос расположен ниже поверхности седла при близительно на один дюйм (25,4 мм)) ваш корпус более распрямлен, и вам легко дотянуться до низа руля. При низко опущенном выносе ваша аэродинамика улучшается, но при этом ваша грудь сдавлена и дыхание затруднено.
Учитывая проблемы Лэнса со спиной, ему трудно вытягиваться вперед, а поэтому высота выноса его велосипеда несколько больше, чем у других профессиональных велогонщиков. Никогда не поднимайте вынос руля выше отметки, указанной на нем, в противном случае он может сломаться под действием веса вашего тела.

Положение тела при езде на велосипеде

Голова и шея. Постарайтесь не опускать голову вниз, особенно когда вы устали. Во время езды периодически поворачивайте свою голову. Это позволит вам расслабить мышцы шеи.
Торс и плечи. Чем меньше посторонних движений, тем лучше. Подумайте о калориях, которые вы тратите при лишних движениях с каждым оборотом шатунов во время поездки протяженностью 25 миль. Используйте всю свою энергию только на педалирование. Избегайте сползания на седле вперед и не опускайте вниз свою голову, особенно, когда вы начали ощущать усталость. Периодически переключайтесь на большую передачу и вставайте с седла. Это снимет напряжение ваших бедер и спины.
Руки. Держите свои локти в согнутом положении и старайтесь расслаблять их для амортизации ударов при столкновении с неровностями дороги. Старайтесь держать руки вдоль своего тела и не выворачивать их наружу. Это поможет вам достичь наиболее компактной посадки и улучшить аэродинамику.
Кисти рук. Чаще меняйте положение рук на руле, чтобы предотвратить онемение пальцев и снизить напряжение на поясницу. Руль следует держать крепко, но «нежно»; слишком крепко держаться за руль до «поселения» костяшек ваших пальцев не следует так, как это повышает напряженность мышц плечевого пояса и рук.
• Держась за низ руля, вы лучше управляете велосипедом на поворотах и при торможении. Такое положение рук на руле хорошо использовать на спусках и во время езды на большой скорости.
• Держа руки на выступе тормозных ручек вам лучше управлять велосипедом, и при этом вы не нарушаете свою аэродинамику. Кроме того, при таком положении вам тормозить удобнее. Положение рук на выступе тормозных ручек дает возможность гонщику вставать с седла, когда он преодолевает крутые подъемы.
• Положение рук на руле рядом с выносом является любимым положением Лэнса, когда он преодолевает подъемы. При таком положении его грудная клетка свободна и он может изменять положение своих бедер, чтобы лучше использовать свои подколенные
сухожилия, икры, поясничные мышцы и руки.
• Работая стоя, следует держаться за выступы тормозных рукояток без напряжения, при этом раскачивая велосипед из стороны в сторону синхронно с ходом педали. Всегда следует держать пальцы на выступе тормозных рукояток или руле, чтобы предотвратить судорожные движения при столкновении с неровностями дороги.
Ягодицы. Перемещаясь на седле вперед-назад, вы можете включать в работу различные группы мышц. Это особенно полезно на длинных подъемах. Движение вперед включает в работу четырехглавые мышцы в передней части бедер, в то время как движение назад включает в работу подколенные сухожилия и ягодицы.
Ступня. Чтобы исключить возможные проблемы с коленями, необходимо выбрать положение шипов на велотуфлях, которое наилучшим образом подходит для ваших ног, неважно какого размера ваша стопа. Проведите регулировку шипов и попытайтесь достичь наиболее правильного для вас положения. Лучше всего использовать контактные педали, позволяющие вашей ноге легко пристегиваться к педали. Для педалей такого типа точная регулировка не требуется. Положение шипов на велотуфлях (вперед-назад) должно выбираться так, чтобы наиболее широкая часть ступни находилась над осью педали или была немного сдвинута вперед.


Источник :  "Программа подготовки Ленса Армстронга" (Ленс Армстронг и Крис Кармайкл при участии Питера Жоффре Нье) стр. 38-45.

статья взята отсюда: http://www.sportextrem.ru/section_Osnovy_pravilnoj_posadki_na_velosipede.html
Я сначала не думаю, а потом думаю - почему я не думала, когда надо было думать?..

Kruck

Спасибо Златенике! Полезная статья. Год катаюсь, и на очень длинные дистанции и постоянно испытываю некоторые неудобства. Может конечно с кривой спиной связано ))). Для новичков думаю, будет особенно полезно почитать!

krutyashiy_pedali

Хорошая статья  :good2000:
Как раз сейчас занимаюсь подбором правильной посадки :), чтобы еще немного увеличить среднюю скорость движения по шоссе. Скоро весна, и надо готовиться к соревнованиям.

Vadim028

При езде по городу частенько приходится преодолевать препятствия в виде бардюров, ям, ступеней, крутых склонов и прочих неровностей, поэтому я ставлю седло ниже чем при велопоходе, чтобы можно было управлять своим весом.

Видел "неправильных" велосипедистов, которые указанные выше препятствия преодолевают пешком... ХЗ, но лучше выучить немного трюков, чем каждый раз спешиваться.  :pardon00:

Ponchik

Оффтоп.
Гм... Мне в городе бордюры почему-то не попадаются, как и ступени. Наверное, я по тротуарам не езжу :). А ямки и без трюков преодолеваются вполне неплохо. Но основами стрита овладеть полюбас невредно. Только вот к теме посадки это за уши притянуто :)

Edit. Посмотрел на первую картинку... Это ж какой левый шатун должен быть, чтоб так ногу задрать? :scratch_:

Vadim028

Цитата: Ponchik от 02 июля 2009, 11:47:46
Оффтоп.
Гм... Мне в городе бордюры почему-то не попадаются, как и ступени. Наверное, я по тротуарам не езжу :). А ямки и без трюков преодолеваются вполне неплохо. Но основами стрита овладеть полюбас невредно. Только вот к теме посадки это за уши притянуто :)
Очень странно... Лично я, зачастую, еду по самому короткому пути, а так же учитывая безопасно-комфортное перемещение. Если надо по тротуару - значит надо  :)

Смысл в том, что при езде по городу я делаю поправку на указанные в первом сообщении советы, потому как указанные в них правиала посадки мало подходят для преодолевания препятствий.

BOPOH

месяц "камасутры" с посадкой . . (благо шарнирный вынос и форма руля позволяет сие)
и вот я нашёл эту "точку джи" !!! )))))) более 4 часов в седле. . . без особого дискамфорта!!!
но недавно довелось прокатиццо медленно и долго 12-14 км/ч . . и с ЭТОЙ посадкой у меня отвалились руки,спина. . .
действительно . . .чем больше нагрузка на ноги, тем ниже должна быть посадка
(речь о руле истестно. . седло я бы опустил децл только в случае экстримальных спусков)
так что, покупая байк с фиксированым рулём . .мы одновременно выбираем стиль катания . .
для новичка это серьёзная проблемма т.к. дискамфорт может возникнуть много позже покупки. .

з.ы. так что желание "лосячить" иногда не осознанное, даже для спокойной покатушки вполне естественно, если посадка "диктует" другую динамику. . .
Я личность творческая - хочу творю, хочу вытворяю.

TirbyCat

На MTB с обычном выносом в общем то тож можно немного корректировать высоту руля, точнее опускать ниже, если конечно производитель сам не поставил его на минимум и не отпилил рулевую трубу от вилки. Я у себя опускал руль см на 6-7

В городе даж при езде через тротуары я не вижу препятствий ради которых надо было бы опускать сиденье. Не опуская сиденье без проблем можно съезжать с лестниц и заезжать на бордюры, суперкрутых гор, где можно перелететь через руль, если не опустил седла, я не знаю.
Аве мне!

maxfer

У меня не всегда получается заехать на бордюр...последний раз это стоило мне велокомпьютера и пары синяков :black_ey: Поднятое седенье не дает переместить корпус назад и высоко поднять переднее колесо, или потренироваться мне надо :scratch_:?
Пше

krutyashiy_pedali

#9
Цитата: zlobognev от 14 июля 2009, 07:32:08
нее дружок тебе ума немножко надо... Тебе дорог мало что ли?
У человека как раз все в порядке с мозгами, особенно, если он пытается защитить их шлемом :).
Преодолевать препятствия надо уметь каждому. Дорог у нас действительно немного, да и велосипеды у многих из нас не для асфальта. Профессиональных шоссейных велогонщиков и то учат перепрыгивать через крупные камни, ямы, и, не дай Бог, лежащих на дороге в результате завала, других шоссеров. Про кросс-кантри и говорить нечего: трассы в этой дисциплине прокладывают нередко по побревнам, ступенькам, камням.

zlobognev

признаю не прав, не бейте сильно, поеду учиться по ступенькам прыгать и через бордюры особенно на мостах и эстакадах))

bas

ЦитироватьПоднятое седенье не дает переместить корпус назад и высоко поднять переднее колесо, или потренироваться мне надо
Один из трюков для КК - езда на заднем колесе. В КК он сидя на сиденьи... Так что колесо подымается ;)
Сам пытаюсь научиться ездать на заднем колесе, пока не очень, но уже что-то получаться стало.
Вроде бы где-то здесь http://www.x-bikers.ru/lessons/index.php видео есть как делать.

А я на бардюры тратуарные заезжаю выдергнув переднее колесо, а заднее само залазит :) Хотя бы хотелось научиться прыгать банни.

Bookworm

maxfer, когда я пересел на MTB первое время вообще не мог оторвать толком переднее колесо, хотя на старом харьковском Туристе получалось нормально, по крайней мере вполне достаточно для того, чтобы действительно заехать на бордюр, перескочить через корень. Причина была в том, что совсем забывал, что вилка-то теперь подрессорена, поэтому максимум чего добивался - выбирал сжатие пружины, а колесо как катилось по земле, так и продолжало.
Решение в том, что не столько смещаться за седло нужно, сколько использовать энергию рессор вилки и педалирования.

По материалам книжки "mastering mountain bike Skills":
1. Из нейтрального положения (как обычно едешь, в седле, не перегружая ни перед ни зад)
2. Наклонись вперед и вниз, _сидя в седле_ (это прижмет амортизатор вилки). Педаль, на которую ты будешь жать, должна быть в положении "на 2 часа".
3. Резко отклони корпус вверх и назад, одновременно начни мощно крутить педали. Колесо поднимется.

Реально работает :)

radist13

моё мнение таково что на низкой скорости на 15см бырдюр вообще просто так заезжаешь ничего не поднимая.
а при высокой скорости хоть поднимай хоть не поднимай - удар в заднее колесо будет (не придераться, ПО заднему , как то так)
в общем надо именно залетать\перелетать препядствие. в этом плане бмх надо изучать.
лично я так толком и не научился поднимать велик это раз.
а два - учиться не мануалами в инете, а найти толкового человека разбирающегося в этом и взять пару уроков, а потом просто тренироваться.
почётный Флудер'атор  :bb:

RED32

Мануалы бывают и хорошие.

При правильном заезде на бордюр удара ни по какому колесу не будет.

Мастерство езды на MTB это не мастерство хорошо сидеть в седле и крутить педали (ну эт канеш тоже но не главное), а умения правильно переносить центр тяжести в нужную точку.

Сначала центр тяжести максимально ближе к заднему колесу. По началу не старайтесь поднимать колесо, старайтесь просто как можно дальше сместиться назад всем телом,  выпрямленные до конца руки в горизонтальном положении и зад где то над задним колесом. Веса на переднем колесо быть не должно и оно невесомое спокойно без удара заедет на подъем. Как только переднее колесо окажется на бордюре - весь вес нужно перенести на него, разгрузив заднее колесо - невесомое заднее спокойно без удара тоже заедет на бордюр. При достаточном опыте при такой технике, не вращая педали можно заезжать на ступени не теряя скорости.

Покороче если, то колесо, которое в дынный момент времени преодолевает препятствие, должно быть максимально разгружено.
При съезде со ступенек последовательность действий такая же.

На оч крутом спуске смещаться назад - задний край седла должен быть в районе пупка.
При подъеме стараться быть ближе к рулю, чтобы не поднимать вел на дыбы.
На крутых поворотах стараться вжаться в вел, прижиматься к раме, тем самым опуская центр тяжести, чтобы не вылететь из поворота
ну и т.д.