5-9 мая 2013 Калуга-Николо-Ленивец-Поугорье-Безымянная Высота-Жуковка.Отчёт

Автор Dron, 05 февраля 2013, 19:09:49

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Dron


     Утро четвёртого дня – в сосновом бору. Вставалось тяжело. Но надо. Ноги болели и неуверенно гнулись. Мы накануне обгорели на солнце. Витя обнаружил, что сломал багажник накануне. У меня дома 2 штуки валяются – сломаны в том же месте. Вроде, вмотали туда палочку скотчем... Хотя собирая вещи на стоянке в дорогу, отмечаю с радостью, что их меньше и меньше. Осталось 2 дня – а значит, всего лишь 1 порция каш/тушёнки. Четверть от общего начального количества. Кто-то скажет – на кой вообще было тащить тушёнку и крупы?.... Частично соглашусь. Про тушёнку. Можно было взять её только на пару стоянок. А вот крупы в пакетиках – продаются не везде, да и весят не очень много. Одному, свобода – это налегке до забронированного отеля. Другому – свобода это палатка на багажнике и возможность пару дней прожить без мыслей о магазинах. Я себя отношу ко вторым, подгадывать к отелям – не наш метод. К тому ж, у 15-килограммовых велоштанов, есть плюс – пища поедается и они становятся легче. Это придаёт сил. "Чукча несёт бревно. Зачем? – если медведь погонится, он бревно бросит и побежит налегке!" Вот и мы так же. :)


     Ну что, "бревно" упаковано, трогаемся в путь в предпоследний день. Нам предстоит точно за сотню - побывать на мемориале Гнездиловская Высота, подобраться максимально близко к Безымянной Высоте, стать от неё не далее чем в 20-30 км расстояния. В идеале, стать на Снопоте. Мечты, мечты...
     Вот такой вышел трек 4-го дня – 126,5 км
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ukiwkamuvwjzhgrl

     А пока подъезжаем к композиции "Катюшин берег", где были накануне вечером. Берег и правда высок.




     По лесу, снова те же цветы, что были и в лесах у Собжи. Потом дальше тоже их видел. Только теперь – белые.


     Снова Всходы. Тогда ещё не знал, что в парке в братской могиле на воинском кладбище 7,5 тысяч советских воинов... Столько людей во Всходах никогда не жило, и сейчас население не более тысячи. Сейчас задумался – каково это - ощущать рядом с собой такую энергию, тысяч молодых парней, и как надо жить во Всходах чтоб не было перед ними стыдно. На каждого живого – по 7-9 ушедших... это не "ну и что", это страшно. Страшно быть одному за десяток. За десяток достойных. Давит, наверное. Сюда в 1952-1956гг перезахоронены останки погибших воинов из окрестных деревень. Освобождены Всходы 17 марта 43-го... к апрелю 43-го наше наступление выдохлось, были очень большие потери. Линия фронта вновь остановилась – до августа, западнее, и южнее Всход.

     Проезжаем мост через Угру во Всходах - покидаем Поугорье. Нам как раз на юго-запад...


     Солнце печёт с самого утра. Набираем всходской воды. Находим грейдер на Холмы. Скорость для грейдера сойдёт – порядка 17-20. Но уныло. До Холмов встретили машины две.


     Холмы. Распознаём ощущение начала конца цивилизации. Полный тупик.  Тупик пока не в плане дорог, а в плане развития, что ли... Безнадёга какая-то... Зелёная трава, неукатанная машинами. Ехать ведь некуда...


     Гнездиловскую Высоту здесь конечно знают. И даже не особо удивлены нашим к ней интересом накануне 9 мая, разве что в эти даты, тут изредка проезжают велотуристы или трофи-рейды. Дорогу нам указали – вот она сразу у деревни.... Грунтовка со смоленского в соседний калужский регион.


     Я обычно ехал, но часто на 1:1. Витя периодически шёл. Совсем вскоре вышли в места, где по-чёрному палят прошлогоднюю траву. Характерная фотка для первой декады мая!


     Водная преграда. Интересно, единственная? Мы с Витей разулись и перешли – по колено. Володя же что-то химичил с пакетами, и остался с ненамоченными пятками.



     Потом были лужи, мелкие ручейки. Ещё 1 или 2 раза мы переходили низины с трудом, но не разуваясь, используя подножные стволы лежащих деревьев, преодолевая по ним метров по 30-50.

     Наконец, мы в калужском регионе.


     Но радость была не особо долгой... мягкий грунт, иногда лужи, следов свежих этого года мало (и хорошо, а то бы расквасили всё), палящее солнце. На фото  - место бывшей деревушки Веселуха. Куски военного железа. Раскопы. Скорость почти не выходит за 10. Здесь в 43-м была линия немецких укреплений на подступах к Гнездиловской Высоте.... С этих рубежей наши шли в атаку на Высоту 10 августа 43-го.
     ...В апреле 42-го, после гибели армии Ефремова, боевые действия в Поугорье затихли, все – и наши и немцы – перешли к обороне. Устраивали прочные оборонительные сооружения. Линия фронта почти на год остановилась на месте. Но толчком, сдвинувшим её на запад, стала наша победа  в Сталинградской битве в феврале 43-го. Огромные немецкие потери, в том числе, сотни тысяч – пленными. Нехватка войск для удержания столь непрямолинейной линии фронта ощущалась всё сильнее. И в начале марта, они уходят с занимаемых позиций, на вновь подготовленный ими рубеж, отходят организованно, сдавая некогда неприступные твердыни почти без боя. То была операция "Бюффель". Так в марте 43-го ими был оставлен Ржев, Вязьма, район высоты Зайцева Гора, и многие-многие населёнки советской страны. Наши войска преследовали по пятам отступающих, но те активно оборонялись арьергардными отрядами. Линия фронта пришла сюда, под Спас-Дёменск, на высоты, в районе которых берут свои начала реки Десна, Угра, Болва... Тогда же (17 марта 43-го), были освобождены и Всходы, где мы были утром. В дальнейшем линия фронта снова остановилась. Как раз, где-то в этих краях, была линия немецкой обороны.




     Где-то там встречаем невнятного вида мужика с неприятным лицом. Может, он и запалил траву. Обычно таких у пунктов приёма металла встречаешь. Что-то пробуровил вслед. Мы решили притопить до 12-14-ти, чтоб не связываться, и продемонстрировать критичную разницу в наших с ним скоростях.

     Наконец, выскакиваем на дорогу, грейдер. Дорога та оказалась прямо и налево-назад. Притом когда смотришь вдоль неё в то место откуда мы вылезли, то там лишь какие-то невнятные колеи, и не скажешь что это путь в соседнюю область. Я не знал, где точно мемориал. Метров 700 улетаем прямо. Его всё нет. Хотели уж развернуться, но встретили автогрейдер, который ровнял дорогу. Водитель сказал, что дорога как раз до мемориала. Вернулись. Проехали мимо нашей дорожки. Подкатываем к мемориалу.






     Наконец, спасительная тень. Отдых..... осмотр... вдумаемся, что здесь было в 43-м.
Август 43-го. 7 августа начинается Смоленская Наступательная. 7-20 августа проводится Спас-Дёменская операция, являющаяся частью Смоленской операции. Цель – создание условий для последующего наступления на Рославль. Под Спас-Дёменском к этому моменту с марта 43-го сильная группировка немцев, мощнейшая оборонительная система... именно сюда они откатились много откуда в марте 43-го – с направления Вязьмы, с Поугорья... отступали на ранее подготовленную линию обороны. Теперь советским войскам предстояло взломать эту оборону, которую немцы считали неприступной.
     Далее отсюда - http://wap.pougorec.forum24.ru/?1-14-0-00000029-000-0-0
     Войска ударной группировки Западного фронта 7 августа 1943 года в 6 часов 30 минут перешли в наступление из района восточнее Спас-Деменска в направлении Рославля после артиллерийской подготовки, продолжавшейся 1 час 50 минут. Передний край атаковали главные силы дивизий первого эшелона трех общевойсковых армий: 5-й - под командованием генерала В. С. Поленова, 10-й гвардейской -генерала К. П. Трубникова и 33-й - под командованием генерала В. Н. Гордова. Бои сразу же приняли напряженный и затяжной характер. Противник предпринимал одну контратаку за другой, поддерживая их массированным огнем орудий и минометов. Преодолевая упорное сопротивление фашистов и отбивая контратаки пехоты и танков, войска ударной группировки фронта продвинулись к исходу 7 августа на направлении главного удара всего лишь на 4 км. Уже в первый день наступления солдаты и офицеры проявили героизм и мужество. Среди них особенно отличились воины 10-й гвардейской армии коммунисты старший лейтенант И. С. Поворознюк, командир взвода 119-го отдельного танкового полка и гвардии лейтенант А. В. Сосновский, командир взвода 257-го стрелкового полка 65-й гвардейской стрелковой дивизии. Танкист Поворознюк проявил высокое умение вести бой в глубине вражеской обороны в районе деревни Веселуха. Его экипаж в неравном бою уничтожил несколько огневых точек, танк и два самоходных орудия гитлеровцев. А. В. Сосновский храбро дрался в районе населенного пункта Буда (1 км юго-западнее Холма). Вместе с боевыми товарищами он отбил несколько контратак фашистов, не оставил занимаемую позицию, но в тяжелом бою погиб. Обоим воинам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. И все же, несмотря на самоотверженность и высокий наступательный дух наших воинов, становилось очевидным, что прорвать оборону противника силами только 10-й гвардейской и 33-й армий не удастся. Поэтому было принято решение ввести в сражение второй эшелон фронта - 68-ю армию и тем самым нарастить силу удара. Во второй половине дня 7 августа 68-я армия под командованием генерала Е. П. Журавлева начала выдвигаться на рубеж ввода в сражение. Удар двух дивизий этой армии в полосе 10-й гвардейской армии с рубежа севернее Шимени не привел к успеху. Незначительных результатов достиг и ввод в бой остальных сил 68-й армии. Утром 8 августа наступление на направлении главного удара возобновилось, однако и в этот день достичь существенных результатов не удалось. Стремясь отстоять свои позиции, вражеское командование ввело в сражение срочно переброшенные сюда с орловского направления 2-ю танковую, 36-ю и 56-ю пехотные дивизии. Отражая контратаки противника и преодолевая огневое сопротивление, наступающие войска овладели Замошье, Гнездилово, Слузна. 5-й армии в течение первых двух дней боев удалось вклиниться в оборону гитлеровцев в районе Секарево лишь на 2-4 км. Противник, непрерывно подтягивавший резервы и опиравшийся на инженерные сооружения и заграждения в глубине обороны, продолжал оказывать сильное огневое сопротивление, часто переходил в контратаки. Ожесточенное сопротивление фашистов и тяжелые условия лесисто-болотистой местности сказывались на темпах продвижения. Однако советские воины проявляли мужество и героизм, умело обходили опорные пункты, теснили гитлеровцев, овладевая одним рубежом за другим, но потери росли, а продвижение замедлялось.
     Было принято решение использовать штурмовые инженерно-саперные бригады резерва Верховного Главнокомандования (ШИСБр РВГК), по тем временам новинку в военном деле. Уже в августе 1943 года прошедшие ускоренный курс подготовки штурмовые инженерно-саперные бригады прибыли на фронт. 1-я ШИСБр приняла свой первый бой в районе Спас-Деменска  10 августа 1943 года. После безуспешных попыток 7-10 августа нашей пехоты 10-й Гвардейской армии при поддержке артиллерии и авиации взять высоту 233,3, советское командование решило поручить задачу специальным частям, имевшим необходимую подготовку для штурма вражеских укреплений и обеспеченных для этого специальной экипировкой. 10 августа 1-й батальон получил задание совместно с учебной ротой 5-го батальона при поддержке артиллерии атаковать высоту 233,3, выбить оттуда противника, занять высоту и закрепиться на ней до подхода стрелковых подразделений. Вершина высоты была окружена глубоким противотанковым рвом протяженностью до 900 метров, подходы к высоте со всех направлений были заминированы и обнесены проволокой в два ряда кольев. В системе обороны имелись хорошо замаскированные управляемые мины, была организована четкая система сигнализации. Из Германии сюда были доставлены цельнометаллические колпаки для дотов, удобные для ведения мощного огня с круговым сектором наблюдения и обстрела. Под землей находились казармы, склады, мастерские и даже баня и клуб. Гарнизон этого подземного городка насчитывал 800 солдат и офицеров. ... Перед штурмом высоты майор Белоконь обошел ряды своих бойцов, выстроившихся на опушке леса западнее деревни Веселуха. - Перед нами поставлена трудная задача: взять штурмом высоту, которую враг считает неприступной. Нам дана возможность совершить подвиг, о котором каждый из нас мечтал. Водрузим на вершине высоты вот этот флаг. Комбат развернул знамя, и заходящие лучи солнца осветили алое полотнище. Ветер расправил его. - Возьмем высоту? Не согнемся? - громко спросил майор. Командир 1-го штурмового решил захватить высоту внезапно, дерзко. Он отказался от артиллерийской подготовки, являющейся обычно предвестником атаки, договорившись с артиллеристами о том, что они откроют огонь по сигналу саперов. Штурм высоты был назначен вскоре после сумерек 10 августа 1943 года. В это время гитлеровцы обычно ужинали. Белоконь и выбрал это время для начала штурма, чтобы застигнуть гитлеровцев врасплох. Каждый боец хорошо изучил направление движения и свою задачу. Штурмовики были вооружены гранатами, автоматами, финскими ножами, на груди у каждого был бронированный щиток, защищавший от пуль и осколков. Подобравшись к немецким позициям на 150 метров, четыре роты после нескольких залпов катюш атаковали немцев со всех сторон, а наша артиллерия сразу перенесла огонь в глубину обороны противника, не давая ему подтянуть резервы. Саперы-штурмовики, достигнув вражеских траншей, вступили с противником в рукопашный бой. Вырвавшись вперед, старший сержант Лазарев побежал к блиндажу противника. Навстречу ему выскочил фашистский офицер, который в упор разрядил всю обойму пистолета в грудь штурмовика, но пули не брали смельчака. Лазарев ударил офицера прикладом по голове. Перезарядив автомат, он вошел в блиндаж и там уложил еще нескольких фашистов, обезумевших от увиденного: офицер стрелял в упор в русского, а тот остался невредим. В ходе данного боя таких случаев было несколько. А уже после операции пленные неоднократно просили объяснить им причину "неубиваемости" русской пехоты. Приходилось показывать щиток. Два часа продолжался бой. Почти вся высота была в руках воинов Белоконя, который с группой бойцов поднялся на вершину высоты и водрузил там красный флаг. Захваченный в плен обер-ефрейтор Рудольф Швайге на допросе рассказал, что фашистское командование считало высоту 233,3 неприступной, и что она была оставлена только под натиском какой-то новой и очень странной русской пехоты, действовавшей стремительно, смело и дерзко без поддержки танков и при незначительной поддержке артиллерии. Военный совет Западного фронта высоко оценил действия комсомольцев штурмовой бригады, наградив орденами и медалями 91 человека. Командир батальона майор Белоконь был награжден орденом Александра Невского.

     Всего в захоронении прах около 3500 воинов. Проходят вахты памяти, количество похороненных бойцов растёт. Они сражались здесь у Высоты, либо были перезахоронены сюда из окрестных деревень в 50-е годы 20-го века. Многие деревни по округе стали нежилыми после войны... и сейчас, единственная по сути дорога ведёт к мемориалу, подчёркивая, что этот край живёт памятью тех лет.










     Изначально я не исключал варианта заехать в походе на ещё одну политую кровью высоту – Зайцеву Гору, самую высокую точку калужской области, в окрестностях которой полнокровные свежие дивизии в считанные дни становились малокомплектными и откатывались в тыл на пополнение... наши потери там тысяч 60 убитыми и ранеными, бои в окрестностях шли больше года, нашим войскам приходилось наступать по телам павших несколько месяцев назад советских воинов... Увы, в этом походе мы туда уже не поехали, т.к.это потребует дополнительно 4-6 часов, которыми мы не располагали. Как и в 3-й день похода, было очень трудное начало и 4-го дня. Жара, мы уставшие, и сотня впереди. В путь на Спас-Дёменск и Бетлицу...

     Дорога на Павлиново оказалась неожиданно плохой. Тот самый автогрейдер выровнял дорогу(грейдер) к празднику, намешав в центр песка с обочины. Встречный ветер, открытое пространство, палящее солнце, песок... скорость 9-12, большие трудозатраты. Порядка 3км так. У Вити снова слегка обнаруживается кровь из носа, но едем дальше. Гнездилово чуть живое. В Павлиново набрали воды. Умылись. Более-менее асфальт, полегче. Выезжаем на недостроенную трассу Р-96, которая со Спас-Дёменска на Ельню. Тут асфальт. А в районе стыка областей, его нет, потому трасса не используется.


     Трасса эта, кроме того что видели всего пару машин на ней, запомнилась тем, как тут организован водосток. Паводок в 2013 был немалый. И во многих низинках у дороги скопилось множество воды, с желанием дорогу эту пересечь. А труб под дорогой не было. В паре мест, ручейки текли прямо по проезжей части сверху, давая понять что у обочины там до двух метров глубины.
     У Спас-Дёменска хотелось посмотреть и на ручеёк Болву. Тут она лишь ручеёк. А в Брянске она впадает в Десну вполне себе речкой. Впадает кстати так же, как Десна потом впадает в Днепр в Киеве. Тоже напротив старейшей части города. Но отставание заставило нас резать Болву с маршрута, и Спас-Дёменск вместе с ней. Поехали деревнями. Грейдерами. Убитыми асфальтами. См. трек 4-го дня. Встречный ветер. Жуткая трясучка, которую усугубляло наличие большого количества груза на багажниках. Скорость 12-14. Лишь на спуске перед Любунью, раскатились за 25, там и ровнее было. Уж лучше бы ровная трасса...
     Наконец, и трасса А101 (Варшавка). Обочина есть. Ровно. Скорость сразу 25-27. Быстро долетаем до поворота на Безымянную Высоту. Чуть дальше – заправка. Володя говорит что неплохо б туда заехать и поесть в кафе. Обычной еды. Не утренней каши с тушёнкой, а борща. Моё же мнение было – ехать пока едется, ибо стать уставшим здесь – значит стать здесь почти что на ночёвку... Володя это воспринял грустно и нехотя, но вот мы вертаем на Безымянную Высоту....


     Потом был долгий перекус и отдых в Жерелево, купили сладостей, и вообще много чего купили и съели. Где мы приняли решение собраться с силами и доехать по максимуму в этот день, что получится. Тем более что солнышко становилось ниже, и пейзажи приобрели тот вечереющий оттенок с ещё юной майской зеленью, который зовёт в путь. 90 за спиной, ещё каких-то 30-35... это 2 часа, плюс набор воды. Значит, чуть больше. Асфальт был где-то на 4, иногда похуже из-за постоянных латок, машин не было, рельеф тоже не особо донимал.


     Грибовка. Не катим в Бетлицу, Бетлицу тут можно вырезать с маршрута даже без грунта. Набираем воды. Вернее, во всей Грибовке долго ищем воду. Находим только в виде чьей-то колонки у дороги, подключенной к насосу. Рядом спросить разрешения было не у кого, так что воду для нас качал чей-то насос. На удивление, тут оказались комары, и немало. Покусали чуток.
     Вода набрана. И последних 10км, до места ночёвки. Солнышко садится. Мы спешим. Асфальт довольно битый. Катим к реке Снопот. Перед мостом на спуске сворачиваем направо, отъезжаем с километр от асфальта. Никого. Всё, тут и ночуем!
     Долго отпивались чаем у костра. Да и вообще, долго сидели, часов до двух. Комаров здесь не оказалось! Ночь была волшебна – тепла, единственна в своём роде предварителей последнего походного дня, и под разговоры с попутчиками, которые завтра в конце дня выберут свой, отличный от моего путь. Костёр то тихо оранжево поблёскивал у наших ног, то взлетал в своей окислительной пляске и отражался в стволах уходящих ввысь сосен, обнаруживая их высоту и расширяя пространство нашей полянки с размеров комнаты до огромного зала с соснами-колоннами. Хорошо. Просто хо-ро-шо. Утром хоть место рассмотреть, где стали, а то уж полутьма наседала с момента как приехали, и спешка развернуться пока не совсем потёмки...
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Макс

Наверное самый эпичный отчёт на форуме.
Справочную информацию о войне желательно было бы вынести за отчёт. Из за них выглядит немного перегруженным и тяжело читается. Тем кому интересен сам поход не отвлекаясь прочитали бы о походе, а те кому интересна история прочитали бы дополнительно.

Из самого похода для себя отметил Калугу и Николо Ленивец. Надо будет придумать как посмотреть вложившись в два - три дня.

Спасибо за старания, боюсь даже представить сколько на отчёт ушло время. 

Zakhar

Эпично! Прочитал внимательно и с удовольствием!  :good0000:
Сначала - большой труд проехать все это  :shok0000:, потом - большой труд оформить.  :JC_clap0: Супер!

Dron

     День 5-й. С Днём Победы! 9-е мая.
     Осмотримся. Край сосняка, где мы стали, когда уже совсем смеркалось.


     Пошёл посмотреть на Снопот, от стоянки до него метров 200. Побродил с километр туда-сюда.












     Но надо собираться в путь. Сейчас по трассе поблизости от нас поедут многочисленные машины, повезут участников торжеств и просто гостей. Кажется, эти края оживают 2 раза в год – на 9-е мая, и 13-14 сентября, в годовщину тех событий.
.... В сентябре 43-го продолжалась Смоленская операция. С 7 сентября был введён в прорыв кавкорпус генерала Крюкова, который с этих мест юго-западнее Кирова, прорвал немецкую оборону и вышел к Десне, успешно форсировал её (немцы отсюда угроз не ждали), и 10 сентября перерезал жд Брянск-Смоленск в районе Рековичей, занял переправы по Десне. В Брянске была сильнейшая группировка немецких войск, и она тем самым попала в полуокружение. Кавалеристы сами оказались фактически в полном окружении, шедшие за ними в прорыв войска и их же обозы с медсанбатами были отрезаны немцами. С 10 по 14 сентября, здесь разворачиваются упорнейшие бои – немцы стремятся выйти из окружения, и уничтожить нашу кавалерию. Для облегчения действий кавалеристов, началось наступление и на других участках фронта, чтобы рассредоточить мощнейший натиск наших противников с кавалерии на всю линию фронта. Потери у кавалеристов в процентном соотношении были огромны, счёт времени шёл уже на часы, и они выстояли, удержали этот плацдарм у Десны, дождались пробившихся на помощь стрелковых дивизий.
     В ходе Смоленской наступательной операции советских войск осенью 1943 года, в полосе наступления 139-й стрелковой дивизии (10-я Армия), путь советским воинам к реке Десна и городу Рославль преграждала господствующая над местностью, сильно укрепленная высота 224,1. Она была укреплена тремя рядами траншей, густо усеянная пулеметными гнездами, двумя танками, самоходной установкой «скрипач». Окруженная минными полями, высота занимала важное стратегическое положение и представлялась неприступной. Многочисленные попытки 718-го полка подполковника Е. Г. Салова овладеть опорным пунктом врага успеха не принесли. Было принято решение создать штурмовую группу и возложить на нее выполнение этой задачи. Добровольцев оказалось много. Выбрали взвод уральца младшего лейтенанта Е. И. Порошина, который в прошедших боях уже отличился. В ночь на 14 сентября штурмовая группа выступила на выполнение задания. Незаметно подкравшись к укреплениям, они забросали гранатами первую траншею и находящихся в ней гитлеровцев, выбили их и ринулись ко второму ряду укреплений. Внезапность атаки, стремительность действий позволили молниеносно преодолеть 600 метров и ворваться на высоту! Однако следовавшая за ними восьмая пехотная рота третьего батальона была отсечена пулеметным огнем и штурмовая группа оказалась в окружении превосходящих сил противника. Заняв круговую оборону, смельчаки вели неравный кровопролитный бой в течение всей ночи. 18 человек против 200...
     Ведя этот смертельный бой, группа сковала значительные силы противника, что дало возможность основным силам 718-го полка нанести врагу удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт. Утром 14 сентября 1943 года, когда бойцы 718-го стрелкового полка прорвались на высоту, перед ними предстала картина жестокого кровопролитного побоища. Кроме шестнадцати погибших наших бойцов, там было больше сотни трупов немецких солдат и офицеров из подразделений 317-го гренадерского и 365-го пехотного полков германской армии. А в одной из воронок, засыпанной землей, наши бойцы увидели торчащий ботинок, а когда стали откапывать, то обнаружили своего однополчанина Герасима Лапина, у которого еще бился пульс. Взрывом мины его контузило и отбросило в воронку, а потом присыпало. В медсанбате бойца подлечили, и потом он продолжал воевать в составе этого же полка, был дважды ранен, но оба раза после излечения возвращался в свою часть. Затем был направлен на учебу и переведен в другую часть, с которой и дошел до Берлина. После войны Лапин вернулся в родной Донецк.
     Иначе сложилась судьба другого оставшегося в живых героя безымянной высоты, сержанта Константина Власова. Когда у него уже кончились патроны, из трех гранат он сделал связку, а четвертую оставил на самый крайний случай. Когда четверо фрицев стали приближаться к нему, он бросил связку гранат и уложил их на месте. Потом показались еще семеро. Власов решил подпустить их поближе и подорвать вместе с собой последней гранатой, но граната не взорвалась, и он раненым был захвачен в плен. Сутки провел сержант Власов в рославльской тюрьме, 49 суток в бобруйском лагере военнопленных. 4 ноября 1943 года пленных погрузили в эшелон и повезли на запад, в Германию. Перед самой отправкой Костя спрятал под стелькой ботинка примитивный складной нож с плоской ручкой. Уже в пути, под стук колес, Власов вместе с другими пленными поочередно надрезали этим ножом доску против наружного запора двери, выдавили надрезанную доску, раскрутили проволоку на щеколде и, откатив тяжелую вагонную дверь, на полном ходу выпрыгнули из вагона. В ночной темноте они разбежались по окрестным кустам. Через несколько минут их окликнули партизаны. Вместе с другими бойцами, спасшимися от немецкого рабства, Власов был зачислен в белорусский партизанский отряд «Мститель», участвовал во многих партизанских операциях, беспощадно мстил за погибших товарищей. После войны работал в Новосибирске на родном заводе. Скончался в 1978 году.
     Песня "на безымянной высоте" написана поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером для кинокартины «Тишина» по роману Юрия Бондарева. Задача ее в картине — показать близость двух фронтовых друзей, напомнить о погибших товарищах. Поэт нарисовал в этой песне картину, достоверно передающую боевую обстановку, рассказывал эпизод, который мог бы показаться придуманным — мало ли было на пути от Бреста до Волги и от Волги до Эльбы безымянных высот, тяжелых сражений и потерь. Но поиск, проведенный редакцией газеты «Советская Сибирь», подтвердил, что в основу песни «На безымянной высоте» положена действительная история, что в Новосибирске помнят имена всех «восемнадцати ребят», что, как ни много безымянных высот, но в песне речь шла об одной — о высоте, которая находится у поселка Рубеженка Куйбышевского района Калужской области. Только ребят осталось всего двое...
     Среди героев Безымянной Высоты были и наши земляки – брянцы. Дмитрий Шляхов, Николай Галенкин, Даниил Денисов.

     Так уж получилось, что мы ездили на Безымянную Высоту на 9 мая – в 2010-м –
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=2055.msg12714#msg12714
и в 2011м –
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=3891.msg25440#msg25440
на велосипедах, оба раза однодневно, более чем по 200 км. В 2010 туда и обратно через Бытошь, в 2011-м туда через Бытошь, обратно через Шаровичи, Рогнедино, Лутовиновку в Жуковку, с которой на электричке до дома. Сейчас нам предстоял тот же путь. Путь через Бытошь, хотя и ведёт к дому а не к электричке, но более унылый, и с машинами. То ли дело сотня с Высоты до Жуковки, почти без машин, живописно, правда местами покрытие разбитое.

     В 2010-м это было простое любопытство. Вскоре "ко мне постучали", нашу тему в интернете заметил внук Дмитрия Шляхова Дмитрий Якушев, с Брянска. Он появился на форуме под ником Спутник. Мы тогда приехали поздновато, когда все мероприятия уже закончились, к часу-двум дня, Дмитрий потом сказал что даже видел нас из окна транспорта. Дмитрия история нашего любопытства заинтересовала, и в местной газете появилась о нас статья. Годом позже, когда нас на Высоте ждали уже как гостей, в музее Безымянной Высоты была та самая газета со статьёй о нас... шокировало немного :) 

     А пока в путь. Трек 5-го дня
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=yutgfnfnzcpocpbx
Ещё немного, ещё чуть-чуть... Стартуем часов в 10. Ноги не выносят никакой нагрузки, в подъёмчики поначалу мы очень тяжелы. День снова жаркий, ветер снова южный. Снова встречный. Володя, бедняга, везущий на спине палатку, кажется уже не может сидеть. Но настрой у всех боевой – мы ехали 4 дня по таким интересным местам, и вот почти приехали!

     Трасса. Ожила трасса. Машины, автобусы. И мы снова в роли пришельцев, как в первый день в Калуге. Оно и понятно, в прочие-то дни народу совсем мало видели, от людей отвыкли. Доезжаем до какой-то пробки, машин на 20. Оказывается, легкоатлетическая эстафета. Видимо, от Бетлицы до Высоты. Нас вроде пропустили. Потом и машинам ехать позволили, они нас снова обогнали.

     За километр или даже раньше, все обочины заставлены машинами. Последние метры!


     Говорит само за себя.

Вдали стоит нас снимает Юра, парень с форума. Приехал сюда тоже.

     Встретились с Дмитрием, и вот мы все вместе!


"Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте."




     Дмитрий предлагает нам выйти на трибуну, и в какой-то момент объявляют о нашем приезде, мы поднимаемся на трибуну. Поздравили собравшихся с Днём Победы, сказали что-то о нашем походе.

     Потом какое-то время мы там были, смотрели и слушали выступления, атмосфера праздника  и единения – это здорово! Подходили к захоронению героев Безымянной, к музею. Об этом подробнее – в отчётах за предыдущие поездки, и в темах Вити и Дмитрия на форуме.

     Время шло, а впереди маячила сотня против ветра... наконец, сели пообедать, и собрались в путь к дому, т.е. к Жуковке. Выкатили порядка 14-00 – 14-30.... Впереди 100 км, и электричка в 8 вечера. Есть и позднее, но там рославльский поезд в 10, в который мы в 2011-м 9-го мая тут еле влезли с великами, а сейчас ещё и гружёные. Надо успеть к 8 вечера!

     Поехали, вчетвером! Последнее фото оттуда. Обязательно вернёмся!


     Дорога описана например в отчёте от 2011-го года. До Милеево нормальный асфальт. Потом грейдер, или что-то такое до Шарович, притом участок Большая Лутна – Шаровичи – весьма ухабист для машин. Дальше отличный безмашинный асфальт до Селиловичей, вот фото с похода вскоре после моста через Десну.

     Скорость порядка 20, чуть выше, против ветра стараемся катить посменно.


     Вспомнилось, о Володе. Он весь поход отрицал езду "на колесе", когда я предлагал ему прикрыть его от ветра, или садился ему на колесо сам. Тут же в пятый день, и Володя стал пользоваться спинами товарищей. Мы часто перестраивались, стараясь минимизировать энергозатраты. Я старался везти нас вперёд сам, ибо не задашь темп – не увидишь электричку, ломил против ветра "через немогу". Частенько выезжал вперёд и Витя. Володе было тяжело, особенно от нагрузки на спине.

     От Селиловичей до Рогнедино асфальт похуже. Резать грунтом на Косилово – было совсем не вариант, там ближе к Косилово точно сыро. В Рогнедино устроили перекус, мы тяжёлые, и очень жарко. И еда не особо лезет, что совсем нехорошо. Гонка пятого дня выбивает из сил. Ну что, 50км, и часа 3 – сможем?....

     Рельеф ближе к Лутовиновке, кажется, даже ускорил нас. Быстро разгоняемся на спусках, залетаем почти до верха оврагов. Тут я отставал – не люблю разгоны на спусках, т.к. асфальт подбитый. Хотя и без машин. В Лутовиновке пересекаем Десну по мосту, потом вскоре порядка 4км белого каменисто-ухабистого грейдера, скорость 15-20, это главное испытание обратного пути.

     Вечерняя прохлада придаёт сил, и часа за полтора до Жуковки, я думал что мы скорее успеем чем нет. Так и случилось, прикатили в 19-35 на эльку в 19-55. Но загнанные как не с похода, а с соревнований....

     Электричка была поначалу почти пустая, удачно сели. Ближе к Сельцо значительно заполнилась, в Хотылёво - набилась. Нетрезвые граждане, нарядно одетые женщины боящиеся испачкать шёлк платьев о наши колёса в тамбуре, но готовые при этом не платить за проезд и оттого давку в тамбуре и устроившие.... Вот мелочно это всё, просто мелочно. Да ещё в этот день... Вот наши деды и прадеды, они не такие были...

     Раскатились мы по домам. С кучей походных эмоций, чувств и дум для размышлений. Я на следующий день был никакой. Володя говорил что стёр то на чём эти 5 дней сидел... Витя... не помню уже. Но в общем и целом, гонка 5-го дня нас добила. Юра 9-го проехал почти 200, тоже немало! Проехали почти максимум, около 550км за 5 дней, местами по влажному грунту, во что до старта верилось с трудом, ведь у меня до похода было 150км наката за сезон.





     "Ещё одно последнее мгновенье, и летопись окончена моя... "
     Когда-то давно, в апреле 2010-го, когда у нас на работе в почту ещё сыпался всякий спам, прилетело однажды письмо – с заголовком "За дорогу к сердцам людей!" Там авторы приглашали принять участие в автопробеге, посвящённом 9 мая, и проходившем по маршруту Москва – Сухиничи-Думиничи-Котовичи. Москва – это понятно, там добрая половина всех дел начинается. Сухиничи, Думиничи – тоже понятно. Котовичей не слышал. Нашёл на карте не с первой попытки, и уже не жилые. Обязательно решил туда поехать. Но в 2010-м за неделю до плановой поездки неслабо расколотился на велике, отложили. В 2011-м было некогда, так получалось что подворачивались маршруты но не через эти места. В 2012-м тоже вышла история, решили уже ехать, но я по привычке минимизировать поезда, в пути на одну дальнюю платформу обнаружил полное отсутствие дорог, и на электричку минут на 10 опоздал, маршрут тогда изменили. Наконец, скатал в октябре 2012-го. Ощущение осталось тяжёлое, больше половины фотографий с поездки были с мемориалами, на трёх из которых было по 2-4 тысячи фамилий. Я с Брянска, тут война была в октябре 41-го и сентябре 43-го. Остальное время были изредка партизанские операции в тылу, но война была "где-то там", куда я по сути впервые тогда попал. Может, где-то бывал и раньше, но не замечал.
     Стал читать книжки. Про Угру. Про Ржев. Про ефремовцев. Про то, как линия фронта с Сухинич до Жиздры (часа 4 на велике) ползла больше полутора лет. Про смоленских партизан. Про Зайцеву Гору. Про кавкорпус Белова. Про кавкорпус Крюкова. Про отступление 50-й армии с Брянска и героическую оборону Тулы. Удивительно, но имея "5" по истории, я почти ничего об этом не знал. Вернее, ничего, кроме Ржева, и каких-то совершенно оторванных от местности и реальных дел партизанских фамилий и названий партизанских отрядов, и то скорей запомнились они по названным в их честь их улицам Брянска. А что подтолкнуло узнать? – памятники. А что подтолкнуло их заметить, отнестись не как к точке карты, которая благодаря пометке памятником становится однозначно определимой когда ты без навигатора, а как к сигналу из прошлого, громкому сигналу, что вот здесь на этом месте состоялось что-то повлиявшее на десятки человеческих судеб, и совокупно на судьбу всей страны? Не знаю, на эту "волну" настроился, в том числе и то письмо наверно повлияло. "Давайте делать паузы в пути, смотреть вокруг внимательно и строго..." Сейчас видя памятник, смотришь не на его внешний вид и количество фамилий, а отмечаешь для себя, когда и что тут было, в какие даты, что за войсковые соединения тут сражались, что было до того и стало после. Так проезжаемые края получают потихоньку особый оттенок – ссылку на страницу из прошлого. Везде было прошлое – старое, очень старое, или ещё поминаемое старожилами. Чтобы знать его, нужно интересоваться краеведением. Но оно везде примерно одинаково, от деревни к деревне. То ли дело по войне, тут и памятники есть, и архивы какие-никакие... а по старине, только краеведческий музей что-то скажет. В общем, из всей истории, заинтересовала именно тема войны. В январе 2013-го обратился с вопросами к калужанам. Получил ответы. Прочитал их отчёты. Сложился примерный маршрут этого похода на май 2013-го.
     Оглядываясь назад, что сделано по этой теме. Сам поход, а потом попытки как-то это всё изложить, а изложить не зная что и не владея темой – это уже обман. Читал книжки, форумы, статьи... Разбирался, шло время. Так потихоньку написал за почти 3 года...
     История рядом. Разнообразьте свои маршруты, придав им новое, четвёртое измерение – время! По войне это очень интересно всё, да и события, людей вспоминаем, а значит лозунг "ничто не забыто, никто не забыт" претворяется тем самым в жизнь.
     9-го мая многие поедут на велопробеги. Там будут цветы. Но главное – чтобы там были организаторы, которые расскажут о том, что у вас по пути, или приоткроют перед вами страницы эпохи 75-летней давности. Я ни разу не покупал георгиевские ленточки, и мне их не дарили. Но у меня их есть несколько штук. Не могу проезжать мимо, когда после праздника вижу их у обочины дороги, выцветшие и присыпанные пылью, привязанные изначально на чьи-то машины и оборванные ветром и скоростью. Символика – хорошо, а суть-то всегда лучше. Так и с пробегами. Суть в том, чтобы шла внутренняя работа. А не только внешнее великолепие и стройность колонн. Ищите суть, и в добрый путь!
Спасибо за внимание!
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Dron

Цитата: Макс от 17 апреля 2016, 14:41:41
Наверное самый эпичный отчёт на форуме.
Справочную информацию о войне желательно было бы вынести за отчёт. Из за них выглядит немного перегруженным и тяжело читается. Тем кому интересен сам поход не отвлекаясь прочитали бы о походе, а те кому интересна история прочитали бы дополнительно.

Из самого похода для себя отметил Калугу и Николо Ленивец. Надо будет придумать как посмотреть вложившись в два - три дня.

Спасибо за старания, боюсь даже представить сколько на отчёт ушло время. 
В каком смысле "эпичный"?
Справочную информацию за отчёт? - да щас же.  :rofl0000: Его и так никто не читает, а из прочитавших едва ли 10% пойдут по ссылкам. Нет, в том как раз была и основная работа, чтобы изложить это всё что не относится к кручению педалей - кратко и по возможности читаемо. "Тем кому интересен сам поход не отвлекаясь прочитали бы о походе" - это как, 10-ти-минутное видео как кто-то крутит педали или разжигает костёр и печёт сосиски? Не, в моих темах, надеюсь, кроме вечного праздника жизни всегда будет ещё что-то, где автор пытается что-то понять или найти, или на худой конец, рассказать...  :rolleyes:

Сейчас жене показал и рассказал по диагонали. Сказала примерно так - что Николо-Ленивец вообще не в тему и что это плод чьей-то больной фантазии, для жизни и творчества это видится излишним, нормальным людям там делать нечего  :pardon00:

Времени ушло 3 года. С перерывами на написание всяких мелких отчётов (к коим отношу и июльский 2013-го года- тот где-то за месяц сделал). Зато теперь лафа, можно отдохнуть от освоения новых материалов и написать десяток старых отчётов... жду когда Паша выдаст свои фотки с майского похода 2014, у меня там только 3 дня нормально отснято, и фотик сдох.

Цитата: Zakhar от 18 апреля 2016, 14:39:52
Эпично! Прочитал внимательно и с удовольствием!  :good0000:
Сначала - большой труд проехать все это  :shok0000:, потом - большой труд оформить.  :JC_clap0: Супер!
Это 5 дней моей жизни. 5 интересных дней. К которым захочется вернуться ещё и ещё, и за которые мне не стыдно написать 50 страниц текста в ворде...
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Lanser


wu07

Поколение 90-х :facepalm:
Про войну исторические данные называют справочной информацией!! Ахренеть.

Если не Андрей Дрон, то где вы еще почитаете про эти события войны.
Прочитал с большим интересом, спасибо!!
Велопоход с духом патриотизма, а не сосичная покатушка!!


Макс

Опять один негатив, что на этом форуме не удивительно.

У нас в первую очередь велофорум, и тем посвящённой именно второй мировой не так много, обсуждений там почти нет. Предположение что не всем может быть интересно читать об этом именно в отчёте о велопоходе, вполне нормальное. Опять таки, автор имеет право писать в своём отчёте то, что посчитает нужным, по этому я только внёс предложение.

Мне лично это не настолько интересно, начиная со второй половины отчёта смотрел эту информацию по диагонали. У нас в стране и так более чем достаточно памятников и праздников посвящённому этому событию. И это правильно, единственное что огорчает, что помимо этого у нас к сожалению ничего нет.

ЦитироватьСейчас жене показал и рассказал по диагонали. Сказала примерно так - что Николо-Ленивец вообще не в тему и что это плод чьей-то больной фантазии, для жизни и творчества это видится излишним, нормальным людям там делать нечего 

Никола Ленивец, это один из самых крупнейших ландшафтных парков европы и уникальное место у нас в России. Здесь трудились известные архитекторы включая иностранные, проводятся фестивали. Количество посещения данного парка во много раз превосходит посещения памятников что вы посещали. Печально что для информации о походе ты так много времени уделил истории мёртвых людей, не узнав ничего о ныне живущих. А утверждение что это "что это плод чьей-то больной фантазии, для жизни и творчества это видится излишним, нормальным людям там делать нечего" просто характеризует твою жену и ничего больше.

У каждого из нас свои цели и свои увлечения, надо относится к ним с уважением. А не считать что то что делаешь сам это самое правильное и важное, а те кто жарят сосиски на природе неучи и неудачники.

plesenfo

Продам колеса под вибрейки. Съем трещеток
Фонарики,аккумуляторы,зарядки-закупка,модернизация,ремонт,изготовление.
Детали из пластика 3D печать и/или композитов
Лазерная гравировка на мелких деревянных предметах
Ремонт и обслуживание вела на Новостройке

Zakhar

Цитата: Макс от 19 апреля 2016, 14:00:22
Мне лично это не настолько интересно...
    ...У нас в стране и так более чем достаточно памятников и праздников посвящённому этому событию...
         ...Печально что для информации о походе ты так много времени уделил истории мёртвых людей...

Клиника. Печально!  :facepalm:


pivo

Цитата: Макс от 19 апреля 2016, 14:00:22
Опять один негатив, что на этом форуме не удивительно.

Прискорбно, что человек до сих пор не понял, что он - один из главнейших источников негатива на форуме.

У Макса характер старой девы, до всех докопаться и всех обос...ть. Давно я говорила, что ему звездюлей не хватает!
Шариков.


Кстати, насчет Николы -Ленивца. Была несколько раз. Позырить можно, не все так печально. Вид на Угру с маяка красив. Хотя каждому свое. Мне в тех поездках больше понравилось Чертово городище. Да и вообще природные объекты как цель покатушки больше прикалывают.
Современное искусство стремится к упрощению. Чудиков много. Кто-то вон к Красной площади себя прибивает.
Хочу осуществить все свои мечты!

LV

Андрей, спасибо за отчет! читала его не спеша, дня 3...
Хорошо, что ты еще раз напомнил нам и не важно, что некоторые - :dash2000:
Кто хотел-тот нашел для себя нужное.
Одна голова хорошо,а с туловищем лучше <Жванецкий>

Zaliv32


Спутник

 Этот велопоход не остался незамеченным. Наши ребята на обложке буклета музея "Безымянная высота"



Алкоголь убивает клетки мозга!
Живу медленно.
Счастье велосипедиста - это запчасти на его велосипед!
Счастье грибника - это потом найти свой велосипед!
Нет у меня рюкзачка - у меня багажник!

GraySaint

Андрей потрудился на славу. сейчас пока просто пролистал и просмотрел фоточки. все само вновь пролетело перед глазами. и дождь, и жара, и пейзажи, и памятники, и дороги, и бездорожье, а самое главное - люди) надеюсь еще хоть раз выбить время для подобного похода
вот мы и в Выползово доехали из этих ваших Дерминок))