День 5-й. С Днём Победы! 9-е мая.
Осмотримся. Край сосняка, где мы стали, когда уже совсем смеркалось.
Пошёл посмотреть на Снопот, от стоянки до него метров 200. Побродил с километр туда-сюда.
Но надо собираться в путь. Сейчас по трассе поблизости от нас поедут многочисленные машины, повезут участников торжеств и просто гостей. Кажется, эти края оживают 2 раза в год – на 9-е мая, и 13-14 сентября, в годовщину тех событий.
…. В сентябре 43-го продолжалась Смоленская операция. С 7 сентября был введён в прорыв кавкорпус генерала Крюкова, который с этих мест юго-западнее Кирова, прорвал немецкую оборону и вышел к Десне, успешно форсировал её (немцы отсюда угроз не ждали), и 10 сентября перерезал жд Брянск-Смоленск в районе Рековичей, занял переправы по Десне. В Брянске была сильнейшая группировка немецких войск, и она тем самым попала в полуокружение. Кавалеристы сами оказались фактически в полном окружении, шедшие за ними в прорыв войска и их же обозы с медсанбатами были отрезаны немцами. С 10 по 14 сентября, здесь разворачиваются упорнейшие бои – немцы стремятся выйти из окружения, и уничтожить нашу кавалерию. Для облегчения действий кавалеристов, началось наступление и на других участках фронта, чтобы рассредоточить мощнейший натиск наших противников с кавалерии на всю линию фронта. Потери у кавалеристов в процентном соотношении были огромны, счёт времени шёл уже на часы, и они выстояли, удержали этот плацдарм у Десны, дождались пробившихся на помощь стрелковых дивизий.
В ходе Смоленской наступательной операции советских войск осенью 1943 года, в полосе наступления 139-й стрелковой дивизии (10-я Армия), путь советским воинам к реке Десна и городу Рославль преграждала господствующая над местностью, сильно укрепленная высота 224,1. Она была укреплена тремя рядами траншей, густо усеянная пулеметными гнездами, двумя танками, самоходной установкой «скрипач». Окруженная минными полями, высота занимала важное стратегическое положение и представлялась неприступной. Многочисленные попытки 718-го полка подполковника Е. Г. Салова овладеть опорным пунктом врага успеха не принесли. Было принято решение создать штурмовую группу и возложить на нее выполнение этой задачи. Добровольцев оказалось много. Выбрали взвод уральца младшего лейтенанта Е. И. Порошина, который в прошедших боях уже отличился. В ночь на 14 сентября штурмовая группа выступила на выполнение задания. Незаметно подкравшись к укреплениям, они забросали гранатами первую траншею и находящихся в ней гитлеровцев, выбили их и ринулись ко второму ряду укреплений. Внезапность атаки, стремительность действий позволили молниеносно преодолеть 600 метров и ворваться на высоту! Однако следовавшая за ними восьмая пехотная рота третьего батальона была отсечена пулеметным огнем и штурмовая группа оказалась в окружении превосходящих сил противника. Заняв круговую оборону, смельчаки вели неравный кровопролитный бой в течение всей ночи. 18 человек против 200…
Ведя этот смертельный бой, группа сковала значительные силы противника, что дало возможность основным силам 718-го полка нанести врагу удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт. Утром 14 сентября 1943 года, когда бойцы 718-го стрелкового полка прорвались на высоту, перед ними предстала картина жестокого кровопролитного побоища. Кроме шестнадцати погибших наших бойцов, там было больше сотни трупов немецких солдат и офицеров из подразделений 317-го гренадерского и 365-го пехотного полков германской армии. А в одной из воронок, засыпанной землей, наши бойцы увидели торчащий ботинок, а когда стали откапывать, то обнаружили своего однополчанина Герасима Лапина, у которого еще бился пульс. Взрывом мины его контузило и отбросило в воронку, а потом присыпало. В медсанбате бойца подлечили, и потом он продолжал воевать в составе этого же полка, был дважды ранен, но оба раза после излечения возвращался в свою часть. Затем был направлен на учебу и переведен в другую часть, с которой и дошел до Берлина. После войны Лапин вернулся в родной Донецк.
Иначе сложилась судьба другого оставшегося в живых героя безымянной высоты, сержанта Константина Власова. Когда у него уже кончились патроны, из трех гранат он сделал связку, а четвертую оставил на самый крайний случай. Когда четверо фрицев стали приближаться к нему, он бросил связку гранат и уложил их на месте. Потом показались еще семеро. Власов решил подпустить их поближе и подорвать вместе с собой последней гранатой, но граната не взорвалась, и он раненым был захвачен в плен. Сутки провел сержант Власов в рославльской тюрьме, 49 суток в бобруйском лагере военнопленных. 4 ноября 1943 года пленных погрузили в эшелон и повезли на запад, в Германию. Перед самой отправкой Костя спрятал под стелькой ботинка примитивный складной нож с плоской ручкой. Уже в пути, под стук колес, Власов вместе с другими пленными поочередно надрезали этим ножом доску против наружного запора двери, выдавили надрезанную доску, раскрутили проволоку на щеколде и, откатив тяжелую вагонную дверь, на полном ходу выпрыгнули из вагона. В ночной темноте они разбежались по окрестным кустам. Через несколько минут их окликнули партизаны. Вместе с другими бойцами, спасшимися от немецкого рабства, Власов был зачислен в белорусский партизанский отряд «Мститель», участвовал во многих партизанских операциях, беспощадно мстил за погибших товарищей. После войны работал в Новосибирске на родном заводе. Скончался в 1978 году.
Песня “на безымянной высоте” написана поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером для кинокартины «Тишина» по роману Юрия Бондарева. Задача ее в картине — показать близость двух фронтовых друзей, напомнить о погибших товарищах. Поэт нарисовал в этой песне картину, достоверно передающую боевую обстановку, рассказывал эпизод, который мог бы показаться придуманным — мало ли было на пути от Бреста до Волги и от Волги до Эльбы безымянных высот, тяжелых сражений и потерь. Но поиск, проведенный редакцией газеты «Советская Сибирь», подтвердил, что в основу песни «На безымянной высоте» положена действительная история, что в Новосибирске помнят имена всех «восемнадцати ребят», что, как ни много безымянных высот, но в песне речь шла об одной — о высоте, которая находится у поселка Рубеженка Куйбышевского района Калужской области. Только ребят осталось всего двое…
Среди героев Безымянной Высоты были и наши земляки – брянцы. Дмитрий Шляхов, Николай Галенкин, Даниил Денисов.
Так уж получилось, что мы ездили на Безымянную Высоту на 9 мая – в 2010-м –
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=2055.msg12714#msg12714и в 2011м –
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=3891.msg25440#msg25440на велосипедах, оба раза однодневно, более чем по 200 км. В 2010 туда и обратно через Бытошь, в 2011-м туда через Бытошь, обратно через Шаровичи, Рогнедино, Лутовиновку в Жуковку, с которой на электричке до дома. Сейчас нам предстоял тот же путь. Путь через Бытошь, хотя и ведёт к дому а не к электричке, но более унылый, и с машинами. То ли дело сотня с Высоты до Жуковки, почти без машин, живописно, правда местами покрытие разбитое.
В 2010-м это было простое любопытство. Вскоре “ко мне постучали”, нашу тему в интернете заметил внук Дмитрия Шляхова Дмитрий Якушев, с Брянска. Он появился на форуме под ником Спутник. Мы тогда приехали поздновато, когда все мероприятия уже закончились, к часу-двум дня, Дмитрий потом сказал что даже видел нас из окна транспорта. Дмитрия история нашего любопытства заинтересовала, и в местной газете появилась о нас статья. Годом позже, когда нас на Высоте ждали уже как гостей, в музее Безымянной Высоты была та самая газета со статьёй о нас… шокировало немного
А пока в путь. Трек 5-го дня
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=yutgfnfnzcpocpbxЕщё немного, ещё чуть-чуть… Стартуем часов в 10. Ноги не выносят никакой нагрузки, в подъёмчики поначалу мы очень тяжелы. День снова жаркий, ветер снова южный. Снова встречный. Володя, бедняга, везущий на спине палатку, кажется уже не может сидеть. Но настрой у всех боевой – мы ехали 4 дня по таким интересным местам, и вот почти приехали!
Трасса. Ожила трасса. Машины, автобусы. И мы снова в роли пришельцев, как в первый день в Калуге. Оно и понятно, в прочие-то дни народу совсем мало видели, от людей отвыкли. Доезжаем до какой-то пробки, машин на 20. Оказывается, легкоатлетическая эстафета. Видимо, от Бетлицы до Высоты. Нас вроде пропустили. Потом и машинам ехать позволили, они нас снова обогнали.
За километр или даже раньше, все обочины заставлены машинами. Последние метры!
Говорит само за себя.
Вдали стоит нас снимает Юра, парень с форума. Приехал сюда тоже.
Встретились с Дмитрием, и вот мы все вместе!
“Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.”
Дмитрий предлагает нам выйти на трибуну, и в какой-то момент объявляют о нашем приезде, мы поднимаемся на трибуну. Поздравили собравшихся с Днём Победы, сказали что-то о нашем походе.
Потом какое-то время мы там были, смотрели и слушали выступления, атмосфера праздника и единения – это здорово! Подходили к захоронению героев Безымянной, к музею. Об этом подробнее – в отчётах за предыдущие поездки, и в темах Вити и Дмитрия на форуме.
Время шло, а впереди маячила сотня против ветра… наконец, сели пообедать, и собрались в путь к дому, т.е. к Жуковке. Выкатили порядка 14-00 – 14-30…. Впереди 100 км, и электричка в 8 вечера. Есть и позднее, но там рославльский поезд в 10, в который мы в 2011-м 9-го мая тут еле влезли с великами, а сейчас ещё и гружёные. Надо успеть к 8 вечера!
Поехали, вчетвером! Последнее фото оттуда. Обязательно вернёмся!
Дорога описана например в отчёте от 2011-го года. До Милеево нормальный асфальт. Потом грейдер, или что-то такое до Шарович, притом участок Большая Лутна – Шаровичи – весьма ухабист для машин. Дальше отличный безмашинный асфальт до Селиловичей, вот фото с похода вскоре после моста через Десну.
Скорость порядка 20, чуть выше, против ветра стараемся катить посменно.
Вспомнилось, о Володе. Он весь поход отрицал езду “на колесе”, когда я предлагал ему прикрыть его от ветра, или садился ему на колесо сам. Тут же в пятый день, и Володя стал пользоваться спинами товарищей. Мы часто перестраивались, стараясь минимизировать энергозатраты. Я старался везти нас вперёд сам, ибо не задашь темп – не увидишь электричку, ломил против ветра “через немогу”. Частенько выезжал вперёд и Витя. Володе было тяжело, особенно от нагрузки на спине.
От Селиловичей до Рогнедино асфальт похуже. Резать грунтом на Косилово – было совсем не вариант, там ближе к Косилово точно сыро. В Рогнедино устроили перекус, мы тяжёлые, и очень жарко. И еда не особо лезет, что совсем нехорошо. Гонка пятого дня выбивает из сил. Ну что, 50км, и часа 3 – сможем?....
Рельеф ближе к Лутовиновке, кажется, даже ускорил нас. Быстро разгоняемся на спусках, залетаем почти до верха оврагов. Тут я отставал – не люблю разгоны на спусках, т.к. асфальт подбитый. Хотя и без машин. В Лутовиновке пересекаем Десну по мосту, потом вскоре порядка 4км белого каменисто-ухабистого грейдера, скорость 15-20, это главное испытание обратного пути.
Вечерняя прохлада придаёт сил, и часа за полтора до Жуковки, я думал что мы скорее успеем чем нет. Так и случилось, прикатили в 19-35 на эльку в 19-55. Но загнанные как не с похода, а с соревнований….
Электричка была поначалу почти пустая, удачно сели. Ближе к Сельцо значительно заполнилась, в Хотылёво - набилась. Нетрезвые граждане, нарядно одетые женщины боящиеся испачкать шёлк платьев о наши колёса в тамбуре, но готовые при этом не платить за проезд и оттого давку в тамбуре и устроившие…. Вот мелочно это всё, просто мелочно. Да ещё в этот день… Вот наши деды и прадеды, они не такие были…
Раскатились мы по домам. С кучей походных эмоций, чувств и дум для размышлений. Я на следующий день был никакой. Володя говорил что стёр то на чём эти 5 дней сидел… Витя… не помню уже. Но в общем и целом, гонка 5-го дня нас добила. Юра 9-го проехал почти 200, тоже немало! Проехали почти максимум, около 550км за 5 дней, местами по влажному грунту, во что до старта верилось с трудом, ведь у меня до похода было 150км наката за сезон.
“Ещё одно последнее мгновенье, и летопись окончена моя… ”
Когда-то давно, в апреле 2010-го, когда у нас на работе в почту ещё сыпался всякий спам, прилетело однажды письмо – с заголовком “За дорогу к сердцам людей!” Там авторы приглашали принять участие в автопробеге, посвящённом 9 мая, и проходившем по маршруту Москва – Сухиничи-Думиничи-Котовичи. Москва – это понятно, там добрая половина всех дел начинается. Сухиничи, Думиничи – тоже понятно. Котовичей не слышал. Нашёл на карте не с первой попытки, и уже не жилые. Обязательно решил туда поехать. Но в 2010-м за неделю до плановой поездки неслабо расколотился на велике, отложили. В 2011-м было некогда, так получалось что подворачивались маршруты но не через эти места. В 2012-м тоже вышла история, решили уже ехать, но я по привычке минимизировать поезда, в пути на одну дальнюю платформу обнаружил полное отсутствие дорог, и на электричку минут на 10 опоздал, маршрут тогда изменили. Наконец, скатал в октябре 2012-го. Ощущение осталось тяжёлое, больше половины фотографий с поездки были с мемориалами, на трёх из которых было по 2-4 тысячи фамилий. Я с Брянска, тут война была в октябре 41-го и сентябре 43-го. Остальное время были изредка партизанские операции в тылу, но война была “где-то там”, куда я по сути впервые тогда попал. Может, где-то бывал и раньше, но не замечал.
Стал читать книжки. Про Угру. Про Ржев. Про ефремовцев. Про то, как линия фронта с Сухинич до Жиздры (часа 4 на велике) ползла больше полутора лет. Про смоленских партизан. Про Зайцеву Гору. Про кавкорпус Белова. Про кавкорпус Крюкова. Про отступление 50-й армии с Брянска и героическую оборону Тулы. Удивительно, но имея “5” по истории, я почти ничего об этом не знал. Вернее, ничего, кроме Ржева, и каких-то совершенно оторванных от местности и реальных дел партизанских фамилий и названий партизанских отрядов, и то скорей запомнились они по названным в их честь их улицам Брянска. А что подтолкнуло узнать? – памятники. А что подтолкнуло их заметить, отнестись не как к точке карты, которая благодаря пометке памятником становится однозначно определимой когда ты без навигатора, а как к сигналу из прошлого, громкому сигналу, что вот здесь на этом месте состоялось что-то повлиявшее на десятки человеческих судеб, и совокупно на судьбу всей страны? Не знаю, на эту “волну” настроился, в том числе и то письмо наверно повлияло. “Давайте делать паузы в пути, смотреть вокруг внимательно и строго…” Сейчас видя памятник, смотришь не на его внешний вид и количество фамилий, а отмечаешь для себя, когда и что тут было, в какие даты, что за войсковые соединения тут сражались, что было до того и стало после. Так проезжаемые края получают потихоньку особый оттенок – ссылку на страницу из прошлого. Везде было прошлое – старое, очень старое, или ещё поминаемое старожилами. Чтобы знать его, нужно интересоваться краеведением. Но оно везде примерно одинаково, от деревни к деревне. То ли дело по войне, тут и памятники есть, и архивы какие-никакие… а по старине, только краеведческий музей что-то скажет. В общем, из всей истории, заинтересовала именно тема войны. В январе 2013-го обратился с вопросами к калужанам. Получил ответы. Прочитал их отчёты. Сложился примерный маршрут этого похода на май 2013-го.
Оглядываясь назад, что сделано по этой теме. Сам поход, а потом попытки как-то это всё изложить, а изложить не зная что и не владея темой – это уже обман. Читал книжки, форумы, статьи… Разбирался, шло время. Так потихоньку написал за почти 3 года…
История рядом. Разнообразьте свои маршруты, придав им новое, четвёртое измерение – время! По войне это очень интересно всё, да и события, людей вспоминаем, а значит лозунг “ничто не забыто, никто не забыт” претворяется тем самым в жизнь.
9-го мая многие поедут на велопробеги. Там будут цветы. Но главное – чтобы там были организаторы, которые расскажут о том, что у вас по пути, или приоткроют перед вами страницы эпохи 75-летней давности. Я ни разу не покупал георгиевские ленточки, и мне их не дарили. Но у меня их есть несколько штук. Не могу проезжать мимо, когда после праздника вижу их у обочины дороги, выцветшие и присыпанные пылью, привязанные изначально на чьи-то машины и оборванные ветром и скоростью. Символика – хорошо, а суть-то всегда лучше. Так и с пробегами. Суть в том, чтобы шла внутренняя работа. А не только внешнее великолепие и стройность колонн. Ищите суть, и в добрый путь!
Спасибо за внимание!