Общие впечатления.
День1. Сначала жарко, потом пасмурно прохладно, попутный ветер некислый до Бетлицы, потом боковой и встречно-боковой. В Бытоши и Немеричах немного помочило. Паша тормознул наш старт на час-полтора, т.к. ему накануне некогда было готовиться, и так спал всего пару часов за ночь, бедняга. Алексей неожиданно взял свою палатку, хотя с Пашей накануне разговор об общественном шёл (знато дело, Паша взял бы не 4-ку а 3-ку). Инфа о том была в теме, но Паша, отвечая на то моё сообщение, случайно выбрал вместо “цитировать” “правку”, т.е. откорректировал его, а потом просто грохнул т.к. оно уже не имело смысла. С другой стороны, Алексей фотографировал на гонке накануне, так что у него с Пашей вообще по идее никаких размолвок по вещам не должно было быть, вживую ведь виделись меньше чем за сутки до похода. То что Алексей приехал с сумкой – в принципе нормально, можно нагрузить и ту сумку. Другой вопрос, как вообще поведёт себя консольный багажник, и сколь он годен к нагрузкам – я например не знаю, с таким не ездил, и внешнего его вида боюсь – несерьёзная штука, на вид, для похода, с нагрузкой от 10кг (а меньше грузоподъёмность – так и зачем он тогда нужен?!). Кое-чего отгрузили у Паши, а встречались с ним уже ближе к Слободищу. Ждавши его, даже зарулили на заброшенные базы ПВО тут за Бежицей, я там не был до того. Катили очень бодро. Часто посменно.
Неприятный момент в Бетлице – хотели посмотреть памятник в сквере, но там дядька-рабочий и рядом с ним какой-то начальник просто показали рукой – мол, разворачивайтесь. Я уточнил причину. Причина – что мы на велосипедах. Да, согласен, пешком с велосипедом в руках можно? – нет, нельзя, оставьте там за оградой. Ну, дядя, вот и разговаривай так сам со своими гостями, которые к тебе ходят на пиво и блины, а с брянскими велосипедистами не смей! Общение принято начинать со слова приветствия, а не отмашкой рукой в ту сторону, откуда пришли. Ну, мы и развернулись.
Посетили Высоту. Там Паше позвонили. Дима с Десногорска. Грунт до Даниловичей – на оценку 4. Познакомились с Димой. Набрали воды в Святом источнике. Дима подсказал, где лучше остановиться, наготовил дров, накормил пиццей…. Мы смотрели на него немного офигевшими… и голод напоминал о себе. Я проехал за день 143 км, а Паша и Алексей на 15-17 км больше…. Но чтобы так вот пришёл какой-то человек с улицы и устроил нам тут нормальный быт… не укладывалось в голове! Посетили нас и лесники – по-доброму попросили поосторожнее с огнём, это участок воспроизводства леса. Человечные люди в десногорских краях!
День2 – выкатили навстречу Диме. Жарко. Чуть промазали с дорогой, и мы, и видимо он. Ну, на плотине встретились. 3-4км лишних мы накрутили. Посмотрели скалодром, водохранилище. Подкатил Женя. Поехали по Десногорску, посмотрели город. Я бы это назвал Меккой для любого электрика
Город понравился.
Побывали в том самом месте, где этот слив воды. Я чего-то всегда думал, что это слив с водохранилища в Десну, но прошу меня простить, это технологические процессы Десногорской АЭС, а вода там теплее руки… Десна в тех краях свободно проходит в метровую трубу….
Женя уехал по делам, а с Димой мы доехали до Новоспасского – усадьбы Глинки, потом Дима поехал обратно. Намесились грейдера до Новоспасского. Погода неожиданно подсунула нам попутный ветер, обещали совсем другой.
Ельня – примерно такой её и представлял…. Часто одноэтажная в центре, и с громадным парком, посвящённым памяти Великой Отечественной.
Докатываем до Богородицкого, до Бобровичей. Подвернулись нам 3 тракториста, отговоривших нас от начального плана – там рубят лес, а с велорюкзаками…. ходить трудно. И поехали мы за семь вёрст киселя хлебать, вернее дорог через леса искать. В последней деревне (Лопатино) набрали воды. В лесу вскоре стали. 112 км за день. Отставание от плана сразу на 2-3 часа.
У меня весь день расклёпывалась цепь, слегка проскакивая, но так и не расклепалась. Утром удалил 2 звена, всё стало в порядке.
День3 начался с пешки, больше километра, дорога сначала лесовозная, потом старая десятки лет некатаная. Потом луга со скоростью 7-9. Наконец, долгожданное Чамово. Потом на спуске Алексей ломает свой консольный багажник, хотя скорость его наверно была под 50. Сумку (12 кг Паша намерял) – Лехе на плечи, и неспеша до Алексино. Там осмотрели полузапущенную усадьбу Барышникова. К памятнику битве 1500-го года не подъезжали – это если ехать с Алесино в сторону Мархоткино, но не до него было уже. Шутка ли, 3,5 км за более часа пути от старта…
Распотрошили Лёхину сумку. Лёхе вручили на плечи мой рюкзачок, кой-чего туда поднабив, повесив на седло Алексея сумочку с Пашиным железом и блокировки на раму. И медленно, со скрипом, покатили дальше. Это был самый тяжёлый момент похода. Ибо ветер сильный, встречно-боковой, а рельеф – ожидаемые адские овраги южнее Дорогобужа. Паша сказал, что за первых 40км этого дня мы набрали 400м высоты.
Кое-как приползли в Дорогобуж, багажников по магазинам нет. Посмотрели глобус на заводе удобрений. Дорогобуж – главное разочарование похода, ожидал от города большего. Мы не видели центра, но там где центр ожидался - асфальт был с такими ямами, что лови змеиный укус с нашим перегрузом. А вот завод удобрений запомнился много позитивнее – процесс кипит, снова люто-индустриальные фотки, как и с Десногорска.
Конец неприятностям дня3. Переезжаем Днепр. На вид, с Болву у Брянска, но покрасивее. Дальше – Старая Смоленская дорога. Машин очень мало, попутный ветер, шикарный асфальт до Болдинского монастыря. Потом грейдер, потом снова асфальт…. Я ожидал 30-35 км грунта, было меньше раза в 3. Тяжёлый грунт был – первых 6 км. Я раз 7-8 шёл по песку, но каждый раз не более 50м. Станешь в песке – а он как якорь, велик непросто сдвинуть… Дальше грунт твёрдый, скорость около 20. И так до деревни Зарубежье. Вскоре асфальт, снова отличный. К Семлёво подлетали по асфальту по ветру со скоростью за 30 по ровному. День 3 ассоциируется именно со Старой Смоленской дорогой, прочее, думаю, скоро забудется.
Ночёвка в отличном месте – лучшая ночёвка похода – через 3км после Семлёво у реки Осьма. Там песчаные карьеры, и они подпортили машинную дорогу, на машине к речке не подъехать. Место как раз для нас! Редколесье, закат, высокий берег Осьмы. Устраиваем купание. Вернее, обмывание. Свежесть, конечно, сразу. 95 км.
День4. Утром в котлах лёд. Были заморозки. Всё тот же попутный ветер, быстро долетаем до Вязьмы. 1-е мая. Праздник, народные гуляния, а тут мы припёрлись с Брянска
Смотрим множество церквей, едем вдоль городского парка, кишащего праздничным народом. Время тикает, кушать нечего. Нет продуктовых магазинов больших, на удивление. Вскоре, нам советуют “Магнит”, но мы теряем Алексея, не уследившего наше с Пашей движение, и не оставшегося на месте где виделись в последний раз, и куда я вернулся минуты через 3 после того. Но повезло, встретились быстро. Закупились. Едем в парк на лавочку – а ребята чего-то решают что не в этот парк, а Вязьма скоро кончается. Лютый встречный ветер. Я реально дохну. 2 часа дня, не ел с 9 утра, подступает тошнота, начинает водить по полосе. Бросаю тщетные попытки догнать ребят, торможу на первой остановке, съедаю половину своего риса с контейнера. Тошнота отступает. Раскатываюсь. Догоняю и нахожу их вскоре на ещё более загаженной остановке. Обедаем, отдыхаем…. Прихожу в чувства ещё больше.
Дальше борьба с ветром до Знаменки, порядка 35км. Езда на колесе. Трасса терпимая, главное что асфальт ровный.
В Знаменке ветер становится ещё более встречным. Но к вечеру слегка успокаивается. У Паши проблемы с задней покрышкой, которая критически вытерлась – залечил подкладыванием в неё ещё чего-то. Останавливаемся за 10км до Всход у устья Маковки, где она впадает в Угру. Место тоже очень хорошее и почти безлюдное, если не считать деревню в несколько домов напротив, и то что на нашем берегу в 150м от нас стояло несколько машин с той деревни. Такая вот бесплатная парковка на берегу Угры. 118 км за день. Ребята называют самым сложным 3-й день, а я - 4-й. Воду кипятили и пили с Маковки. Снова обмывались в речке. С вечера слегка ходили тучки. Но пронесло. Когда сидели у костра, резко подул ветер в обратную сторону…
День5. Лютый северный ветер, холодина. Северный ветер – это нам как подарок судьбы. Будет гнать к дому.
Проезжаем Всходы, дальше дорога на Спас-Дёменск хоть и без машин, но вот вернусь ли я туда – большой вопрос. Местность в целом малоприглядная, есть 3 участка грейдера, 2 из которых сильно пылят, либо содержат щебёнку….
Спас-Дёменск понравился. Ухоженный городок, отличительная черта которого – яркие красные и жёлтые оттенки домов, тротуаров. Тротуары выложены больше нигде не встречавшейся плиткой. Город ни с чем не спутаешь!
Дальше путь на Киров через Понизовье немного омрачился тем, что мы там возле него подзаблудились, и на 35км до поезда (из которых 10 км - грунт) осталось порядка 1ч 55 мин… Правда, попутный ветер. Грунт оказался 7км и был почти весь сухим и быстрым – 20-22 км/ч. Потом 3-4 км грейдера с той же скоростью. Потом плохенький асфальт. И где-то в районе Песочни начался новейший асфальт. Сразу пошли за 30. Где-то объехали трактор на слабом спуске, наша скорость была 38-40, его – на треть меньше. Долго крутились по Кирову, нашли Фаянсовую, - там мы были за 20 минут до поезда. Взяли билеты. Поезд = 2 детских вагона матрисы, один из которых закрыт. Загрузились. Шокировали перекрытием всех проходов в вагоне машиниста, он предложил открыть нам тот второй вагон, мы с радостью согласились. Вышли наружу. Загрузились снова. И ехали как короли! Народ на остановках матом негодовал что закрыт вагон, а мы пригибались чтоб нас не было видно в окна.
От Дятьково – Алексей с сумкой за плечами на матрисе до Брянска, а мы с Пашей – полетели по попутному ветерку в Брянск своим ходом. Ощущения от этой скорости – очень позитивные. 142 км за день.
Всего 610 км. Многого не видели, где-то нам говорили что дороги очень плохие (Юшково, например), и мы туда не ехали. Но в целом поход понравился, да и мы сами не устали. Все стоянки в отличных местах, а готовка вкуснейшего супа вечером 4-го дня – это вообще эффектнейший ход
Дороги теперь представляем, будет повод – туда вернёмся!