Многие сталкиваются с проблемой при установке бескамерных покрышек на велосипед, и отказываются от них со словами: «не хочу заморачиваться».
При этом, бескамерные покрышки — это более прогрессивная технология, чем камеры.
Плюсы бескамерных колес общеизвестны, но я напомню:
1. Большая устойчивость к проколам (тонкостенной камере достаточно прокола иглой чтобы начать спускать, а на бескамерной покрышке, особенно с герметиком такой прокол либо будет незаметным, либо заклеится сам).
2. Медленное спускание колеса при проколе. Т.е. при серьезном повреждении покрышки есть шанс спокойно безопасно затормозить.
3. Возможность езды на низком давлении, не боясь проколов типа «змеиный укус» (об обод).
При этом, минусы: нужны бескамерные (tubeless, UST) или тьюблесс-рэди (TLR) покрышки, нужен (не всегда) герметик и напольный насос.
В этой теме я решил поделится собственным опытом, и пояснить когда покрышка нормально ставится бескамерно, а когда начинаются «танцы с бубном».
Покажу на примере своего второго комплекта колес.
Итак, имеются колеса с ободами DT 420.
Обода не являются истинно бескамерными, но профиль достаточно высокий и позволяет ставить покрышки бескамерно.
Делаем гетто-тьюблесс, т. е. «колхозный» бескамерный обод.
Для герметизации обода лучше пользоваться специально заводской лентой типа NoTubes, но за неимением ленты, подойдет и армированный скотч в 2 слоя.
Один обод я просто проклеил, второй предварительно нагревал феном. Разницы пока не увидел.
Кроме того, есть рекомендации после проклейки обода, установить покрышку с камерной, накачать и оставить на сутки, чтобы лента лучше приклеилась.
Я оставил примерно на час.
Если обода бескамерные (нет дырок для продевания спиц) — ничего клеить, естественно, не надо.
В обод вставляем бескамерный ниппель. Кстати, они бывают разные.
Ниппели Преста - это стандарные ниппели для бескамерок, все дорогие обода с дыркой 6.5мм (под ниппель Преста).
Слева направо: Shimano (с XT 775), DT (шел в комплекте с колесами), NoTubes.
Видно, что они отличаются резинкой, которая торчит внутри обода, и самое главное - ниппель NoTubes разборный.
На мой взгляд, это наиболее правильный ниппель.
Обода DT 420 были рассверлены под автониппель. Поэтому придется использовать редкий бескамерный автониппель (Шредера).
Вставляем ниппель в обод (с выкрученным собственно ниппелем, как на фото) , натягиваем покрышку, в данном случае Michelin tubeless (UST).
UST покрышка как правило достаточно тяжело натягивается на обод, по сравнению с обычной камерной. TLR примерно так же. Чем тяжелее натягивается покрышка — тем проще она встанет на обод без камеры.
Теперь понадобится хороший насос. Я пользуюсь и рекомендую Topeak Joe Blow Mountain, т. к. он имеет очень большой объем. Небольшим напольным насосом поставить бескамерно покрышку тоже можно, но качать придется быстрее, а ручным чаще всего вообще не получится установить.
Насос подсоединяем к ниппелю. Напомню, что внутренняя часть выкручена, т. к. она создает основное сопротивление накачиванию.
Быстро качаем. Иногда бывает необходимо расправить покрышку по ободу, особенно в области ниппеля. Покрышка должна встать на обод с хлопком.
Накачиваем до 4 атмосфер. Покрышка плотно встает на обод.
Отсоединяем насос — покрышка начинает очень быстро спускать, т. к. внутренняя часть ниппеля отсутствует.
Теперь надо залить герметик. Если ниппель разборный — то можно залить через него, это гораздо удобнее, особенно большим шприцем с трубочкой.
Если ниппель не разборный — придется снимать часть покрышки, заливать герметик и ставить покрышку назад.
Кстати, о герметиках. Пользуюсь Effetto Caffe Latex.
Герметик Stan's NoTubes не понравился — быстрее высыхает, хуже герметизирует.
Попробовал отечественный Tyre Doctor — просто жуть: воняет, быстро выпадает в осадок прямо в банке.
Существует спорный вопрос, когда надо или не надо лить герметик.
Покрышки TLR как правило имеют тонкие боковины, через которые спускает воздух. Они предназначены для установки только с герметиком для заделывания этих отверстий.
UST не спускают и без герметика. Но в случае прокола заклеивать покрышку будет не чем.
Я лью герметик и в TLR и в UST.
С гетто-тублесс ободами, наверное лучше налить для герметизации самого обода и ниппеля.
В итоге имеем UST-покрышку, сидящую на гетто-тьюблесс ободе.
Течей герметика нет. Покрышка не спускает.
К вопросу о монтажках.
Есть рекомендации не пользоваться посторонними предметами, т.ч. монтажками при надевании покрышки. Но далеко не всегда это получается при установке бескамерных покрышек. И уж тем более, при их снимании. Подлезть обычной монтажкой между бортировочным шнуром UST покрышки и ободом бывает очень тяжело.
Поэтому я использую специальные монтажки для «трудных» (бескамерных и данхильных) покрышек ParkTool. У них более тонкий носик и прочный пластик.
Слева обычная китайская безродная, справа ParkTool.