Покатушка 19.11.2013 Брянск-Пунка-Верхи-Огорь-Улемец-Березино-Брянск

Автор Dron, 17 ноября 2013, 11:47:49

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Dron

Подумываю вот в среду 20-го ноября куда-нибудь поехать на целый день. (отработал когда-то выходной в ноябре, когда была плохая погода и аврал на работе, теперь вот надо компенсировать интересной покатушкой :) ) 70-100 км, процентов 60-80 - грунт. Кто там свободный и жаждущий ноябрьского солнышка - дайте знать, поеду куда-то на север от Бежицы, хочется зацепить и поля восточнее Березино. По возможности, без поездов и в светлое время суток, темп средний. Ну, либо в другой ноябрьский и хоть чуть-чуть солнечный день. Скорее всего, Бежица - Радица-Орл. Дворики-Верхи - Огорь-Улемец - Березино - Слободище - Бежица. Для меня, тут всего 7-8 км асфальта из ~90 км  :mosking0: Поеду в берцах, т.е. пара неглубоких шагов по воде кое-где возможно. Ну да подморозит, проблема грязи будет не столь критична.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

krutyashiy_pedali

Цитата: Dron от 17 ноября 2013, 11:47:49
Скорее всего, Бежица - Радица-Орл. Дворики-Верхи - Огорь-Улемец - Березино - Слободище - Бежица. Для меня, тут всего 7-8 км асфальта из ~90 км  :mosking0: Поеду в берцах, т.е. пара неглубоких шагов по воде кое-где возможно. Ну да подморозит, проблема грязи будет не столь критична.
Отчет о недавней покатушке по тем местам: http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=7971.msg58270#msg58270. Спустя время помнится только хорошее, но до сих пор в глазах стоят эти несметные полчища говен :crazy000:

karlson

Цитата: Dron от 17 ноября 2013, 11:47:49
Подумываю вот в среду 20-го ноября куда-нибудь поехать на целый день.

В силе?
Strava
Я - мужчина хоть куда! Ну в полном расцвете сил!

Dron

Цитата: karlson от 19 ноября 2013, 14:05:41
Цитата: Dron от 17 ноября 2013, 11:47:49
Подумываю вот в среду 20-го ноября куда-нибудь поехать на целый день.

В силе?
В силе, но на сутки раньше захотелось... Ничего, колёса круглые, сезон длинный – покатаемся ещё! А в этот раз – оно очень брутально получилось. Ну, сократили б наверно... Значит, это ты звонил, когда я шибенецкий подъём брал.

     9-05. Выкатываю с гаража в пойму Болвы. Встречаю обалденной красоты рассвет. Вернее, сам рассвет был так себе. Но когда облачности более 50 процентов – то всё подсвеченное оранжевым в 10 раз красивее смотрится именно на фоне тёмного цвета. Луг весь белый в инее, как в снегу. Катит отлично. Колёса сухие.

     Облачно. Переехал Болву по жд мосту, потом вдоль Болвы. 1 раз перенёс велик через ручей – колёса остались сухими, берцы снаружи сырыми. Перед въездом с поймы в лес, стало чуть солнечнее.

     Лесом – до места на большаке с табличной что там были бои партизан 16.10.41 и 5.11.41, по большаку 150м на север (мёрзлый песок едется отлично а грязи обходил), и вот он первый момент истины – ломить ли по просеке на ст. Пунка как когда-то на лыжах.... Где наша ни пропадала – попробуем. Первый квартал 500м – почти всё ехал, почти не завалено. Второй завален больше + пара длинных луж. Снова слава берцам! Разбирать что там под ногами особо не приходилось. Потом – как и тогда на лыжах – сворот налево по дороге, слегка заваленной. Потом перекрёсточек – и попытка возврата на ту просеку как я шёл на лыжах не удалась – завалено и лужах ну очень длинная. Понятно. Знать, мне надо по той же дороге но севернее. Вскоре, стало просматриваться что-то типа тропы по дороге. Потом была низина – возможно верховье р. Чистенки (в карту пока не вникал - завтра). Шагов 7 по воде, 5см глубиной. Ноги сухие. Обувь держит. Потом становилось всё лучше, наконец, ЛЭП. Перекус бананчиком. Пунка слышна вдали – 1км до неё. Распогодилось. Когда я бы перед жд, как и тогда на лыжах, пролетела та ж матриса в то ж время – 11-45. Ну вот, хоть дорожку новую разведал. Но больше для пешеходников годна.

     Перехожу жд, однако, её можно перейти не везде – там между автодорогой и жд низина с водой. Нашёл тропку, место запомнил где прохоже.

     По краю леса и деревни, качу дальше. Столько времени тут не был... дача у нас тут была, дача номер 2. Оставили 4 года назад. Ибо много. Ну, ностальгия, сразу, вспомнилось, сколько раз по этой тропке, утром, вечером, в дождь и зной...

     Асфальт. На краю Стеклянной Радицы, положили новейшего асфальта 1,5км. Дальше – всё по-старому. Посетил наш участок – земля везде зарастает, сосны поднялись уже у соседей, кто бросил свои участки раньше. Берёзки. Дуб, посаженный мной в 1992-м, растёт, немаленький уж.

     Возвращаюсь на асфальт, несколько км тихого счастья. Даже ветер попутный.

     Верхи. Поворот на право, перекус на лавочке у края леса. В 12-37 выдвигаюсь покорять Огорь. Ну, всё ж мёрзлое. Немёрзлое – только под сенью леса. Там грязнее чуток. Лужи, которыми Паша пугал в своём отчёте от 26.10.2013 – обрамлены твёрдой оправой в виде грунта со следами квадроциклистов. И накатисто, и нескользко. Почти всё еду. Красиво. Тепло. Благодать. Был вскоре от асфальта, примерно через 1,2-1,5км, поворот налево. Нехило раскатанный. Я думал, это объезд грязи. Но нет. Даже кажется не сфоткал. Не знаю точно, но не исключаю что полтора года назад я может и там ехал. Надо фотки глядеть завтра, что там было по пути. Треков же не пишу... Так вот, тот самый поворот на Барино, где Паша дал маху. Естественно, мне налево. По раскатанной. Ещё 200м – и вот он перекрёсток – слабенько и чуть завалено -  прямо на Барино, а мне чуть правее. Ещё метров через 150 – тоже перекрёсток. Тут задумался. Присмотрелся. Взял снова вправо. Полтора  года назад ехал – скорее всего вот здесь если бы взять налево. Но я не стремился ничего повторять, равно как не стремлюсь принципиально в грязь или вброд или ещё куда. Просто, люблю новые пути и запоминающиеся моменты жизни. А занесёт в грязь – что ж, будет и грязь. А не занесёт – значит, покатушку туда ещё раз устроим. Логика тут проста.

     Но грязи не было. Порядка 2-2,5 км снова было тихое счастье. Теперь на грунте. Лес смешанный, листики шуршат, раскатано так что можно ехать и не боишься что развернутся впереди. Мегафон принял в калужский регион. А дорога идёт! Вскоре я понял, что он чуть погорячился. Вот вывеска – стык охотхозяйств. При виде меня, выехавшего с одного (брянского) в другое (калужское), с калужского в брянское перелетели пара куропаток. Птицы, а учёные :)

     А под колёсами начинался полный финиш.... Начались лужи. Листья мёрзлые, ехать объезжать тяжело. Часто иду. Чаще и чаще. Вскоре ручей. Перешёл кое-как. Наконец, конец леса. Открытое пространство. Очень неровно. Скорость 7-9. Подходят наконец ещё дороги, сначала слева (менее торная чем моя) и потом справа – более торная, квадроциклы. Снова ручей. Перехожу по брёвнышку. Размесили... жутко. Правда, всё твёрдое – и на том спасибо! Ещё ручей! Дома за ним – вот оно Куликово. Этот переходил труднее предыдущих, но не вымок. 13-50 – я в Куликово!!! 8км дались за 1ч 13 мин. Но я не спешил особо.

     2-3 жилых дома. А... ребят, улицы у вас тут есть? Замечаю вскоре квадроциклетные следы, которые вьются по деревне. По ним. Тяжко и медленно. Копны сена лежат неубранные. Сажусь спиной к одной из них – тут быть обеду! Гречка, мясо, чай. Упс, пробка термоса снова развинтилась (деталька где-то в чае на дне).... Поставил в рюкзак чтоб стоял вертикально. Больше, кстати, чай не пил – осталось 0,3л из 0,5л, а компота суммарно было 1,3л – ушёл весь к концу дня. Больше воды не набирал.

     14-19. Отобедал, пора путь дальше держать. А солнышко, грунт подмяк на припёках. Основа – мёрзлая, и пару миллиметров сверху подтаяло. Начались заносы. А вскоре и грязи. Грязи были всё больше в тени – т.е. сухие, но были и всякие. Жуть. Паша-то ехал по "всяким" :) ему жесточе было. Правда, дождей с тех пор прошло несколько нехилых. Тут я много шёл. Разворачивало на таких буераках сильно. А твёрдые – держали.
Где там эта Огорь?.... Домучал, наконец, путь до неё. По ней поехалось нормально. Чуть заблудился в Гололобовке. И грунт (потом грейдер) на Улемец. Пейзажи снова пошли!

     15-24. Улемец. Разворот с попутного на встречно-боковой ветер. 53км на одометре и около 40км впереди. Перехожу р. Огорь. Упс, а вот Ур. Мертвель – всё перепахано!!!!!!!!!! Сбоку идёт лесовозная дорога. Я-то думал – сейчас с ветерком, да по полям-лугам до самого Березино.... А тут – куда-то в лес. Но идёт вроде недалеко от моей. Колеи глубоченные, но между или рядом ехать можно. Еду-еду. Несколько неторных дорожек влево. Вправо ничего. Вскоре – перекрёсточек, прямо уходит старая лесовозная с одиноким следом уаза, влево – новая лесовозная и следы УАЗов. Вот тут принимаю верное решение и еду прямо по слабой!!! Кое-где иду т.к. завалы, да и палок под колёсами тут много, а всё скользкое, в инее. Вскоре ещё перекрёсток. Наконец, достаю карту. Оцениваю где я. Поздняк, направо мне уже не надо. Есть перспектива вылезти в Ур. Бердовка. Еду сначала даже получше. Несколько вырубок. Тут низкое солнце бьёт в глаза так, что ничего не видно. Чудом не заваливаюсь на незамеченном бревне под углом к моей траектории. Потом похуже – завалы, неровности. Потом ручей – и табличка о границе охотохозяйств. Но ручей мелкий, не Бердовка. А граница-то областей вроде по ней по карте... Ну да ладно, впереди вырубка, и лес возят уже в брянский регион!!! Т.е. проломил и этот путь!!! Вот уж не ожидал, что тут будет такой облом после Улемца.

     После вырубки 500-700м еду со скоростью 6-8. Наконец, впереди знакомый мост через р. Бердовку (до сюда ровно 10км от Улемца) и дальше Ур. Бердовка. Озеро, кстати, так с весны пустое и стоит. Дальше ожидаемо грязновато, Березино, асфальт, ветер в лицо. В 18-25 в гараже.

     92 км, из которых 63км грунт, 5км грейдер и 24 км асфальт (почти весь против ветра). Вот такой велопролом получился. С меня отчёт! Красиво было кое-где.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

krutyashiy_pedali

Цитата: Dron от 19 ноября 2013, 23:58:15
С меня отчёт!
Да-да. И карту обязательно! Со слов плохо понятно, где именно ты ехал :pardon00:

Получается, та моя квадрациклетная дорога, встреченая перед Куликово, не тупиковая и идет на Барино?

Dron

    Как-то вначале ноября я отработал ненастный выходной - было много работы тогда. Это давало шанс выбрать себе по вкусу любой рабочий день месяца для покатушки  :)  Ну вот, наконец, 19 ноября - морозный, солнечный, бесснежный и сухой день. Значит, можно постараться его незабываемо отъездить. Хотя это и вторник. Планировалась на 60-80% грунтовая покатушка на целый день, с двумя некатаными грунтовыми участками. Так примерно и получилось, только некатаных участков неожиданно оказалось три.

    В те края с Брянск-вело до того ездили всего лишь 2 раза (может и больше, но больше нет точной информации в виде отчётов).
    Я – 10 мая 2012 (Брянск-Любохна-Пупково-Улемец-Огорь-Коробино-Верхи-Брянск)
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=6407.0

    Паша – 26 октября 2013, притом тогда идея маршрута была моя, но я поехать не смог, а Паша отгрёб грязи по полной (Брянск-Радица-Верхи-Куликово-Огорь-М3-Журиничи).
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=7971.0

    Края эти привлекают меня тем, что если узнать нормальную быструю дорогу на участке Верхи-Огорь, то можно ездить в целодневные покатушки около 100 км почти без асфальта. Так уж мне нравится – любимый асфальт == пересечённый под 90 градусов :)


    Карта:
Красным – мой маршрут в этой покатушке (19.11.2013).
Фиолетовым  – Пашины (26.10.2013) участки пути, отличающиеся от моего.
Оранжевым  - мои (10.05.2012) участки пути, отличающиеся от моего (19.11.2013) и Пашиного.
Жёлтым – мой неоконченный план на эту покатушку (19.11.2013), задача-супермаксимум. (хотя задачу-максимум я проехал в итоге).
Треки я не пишу, карта нарисована от руки. Асфальтовые участки (кроме красного трека) я не обводил.



    9-05. Выкатываю с гаража в пойму Болвы. На краю леса скопилось штуки 4 камаза – ждут экскаватора чтоб набирать землю для строительства какого-нибудь очередного развлекательного центра. Грязь, которую они намесили за прежние дни и месяцы, прочно сковалась морозом, и досадным недоразумением на ней выглядели позавчерашние глубокие следы рыбаков, с лёгким касанием поверх их широкой резины грузовиков, даже не сдеформировавшей грязь.
    Пойма страдает – ни дороги, ни тропы напрямую к Болве теперь уж точно никогда здесь не будет. А ведь ещё года 3 назад, традиционно в марте, когда с лесных лыжней выгоняет покрывающая их хвоя, я стартовал за Болву именно здесь, на месте этого карьера. И тропка тут просматривалась.

    Но прочь грустные мысли! Небо готовится к рассвету.


    Всходит солнце. Освещён район камвольного.


    Подкатываю к старице Болвы. Сквозь заслоны могучих дубов пробивается солнце.


    Луг весь белый в инее, как в снегу. Катит отлично. Колёса сухие.


    И финальный рассветный аккорд. Это ж надо – оказаться именно у берёз в это время. Длилось такое чудо всего минуты две. А березняк в зоне видимости - это единственный.


    Стало облачно. Еду по частному сектору. День рабочий – все спешат по делам. Хотя и ощущение здесь полной окраины и отрешённости от суеты.

    Подкатываю к платформе Красный Профинтерн. А ведь раньше, когда-то давно, именно тут начинался посёлок Бежица. Начинался с Брянского рельсопрокатного и железоделательного завода (ныне БМЗ). Это были 1870-е. Купцы Губонин, Голубев, князь Тенишев – основатели завода. Тогда посёлок у завода звали сельцо Губонино. Вспомним Некрасова – "Кому на Руси жить хорошо", -
"А ныне, милость божия!-

Досыта у Губонина

Дают ржаного хлебушка,

Жую - не нажуюсь!"


    Недалеко от нынешней платформы Красный Профинтерн стоял красивейший храм – Бежицкий Преображенский, построенный в 1880г и разрушенный в 1935г. Что, не верится? Да, гаражи, свалка...  Осталось лишь здание богадельни, бывшей тогда неподалёку от храма. Подробнее – можно прочитать здесь –
http://drevo-info.ru/articles/19623.html


     Тропка вдоль железнодорожных путей, кое-где засыпанная крупным щебнем. Переехал Болву по жд мосту.


    И Радичку переехал.


    Далее мой путь пролегает по пойме Болвы на расстоянии от 10 до 300м от реки. Вскоре, не далее 500м от ж/д моста через Болву, мне на глаза попался этот старый большак, настроивший на обращение к истории. А ведь тут был мост через Болву – для машин, конных повозок, таким вот образом когда-то ездили в Бежицу из Радицы, а заодно и из посёлков нынешнего Володарского района – ведь автомобильного моста через Болву тогда не было, вернее, был, но только вот этот!


    Большак упирается в Болву в это место (см. фото). Когда-то раньше, возможно при более низком уровне воды, и возможно до 100 метров куда-то в сторону, видел тут невысокие столбы в воде – остатки моста. Не знаю, в какие годы функционировал этот мост в последний раз.


    На лугу множество дорог. Весной тут всё залито водой, до конца июня по лугу довольно сыро, а осенью количество дорог максимально. Выбирай любую дорогу – не ошибёшься!


    Хоть даже и такую. Спасибо морозу!


    Небо потихоньку светлело, но в том его краю, где солнце, было пока облачно. Хотя надо мной уже прорисовывались таинственные узоры на голубом фоне.


    Одно из любимых мест на Болве. Почти напротив камвольного. Около часа назад я был на том берегу, не более километра отсюда. В начале 2000-х дорога здесь стала тропкой – после очередного сильного разлива машинная грунтовка переместилась в лес после подмыва берега. А до того, тут и грузовики могли проехать, что они собственно и делали. Сосны неподвижны, а речка наступает! Вода в паводок часто на уровне метра выше корней этих сосен, а изредка бывает и метра два. Паводок тут зависит от сбросов воды с Людиновского водохранилища.



    Здесь бежицкие лыжники форсируют скованную льдом реку, устремляя свои пути куда-нибудь в сторону партизанского источника. Либо просто здесь спускаются на лёд, чтоб побегать вверх и вниз по течению.



    Один раз перенёс велик через ручеёк - колёса остались сухими, берцы снаружи сырыми. Нет-нет, в мороз воде на велике не место!

    Перекрёсток номер раз.


Влево – метров через 700 труднопереходимый ручей, сделавший эту дорогу почти некатаной после того, как лет 10 назад тут украли трубу где он тёк под дорогой – на металл! Далее сыроватая кое-где пойма, озеро Гришино (старица), крест на месте захоронения партизана, партизанский источник снизу у воды (тихонько журчащая труба), вскоре табличка с информацией о том, что тут в ночь с 5 на 6 ноября 1941 была переправа партизанского отряда после тяжёлого боя с карателями, отряд ушёл в леса на Сенне (это отряд Виноградова). Ещё далее – бывший пионерлагерь "Лесные голоса". Часто здесь бывал проездом. Последний раз – 20-го октября 2013.
Вправо – мой путь, в этот раз сюда.
В детстве часто ездили сюда на рыбалку (чуть ближе к Радице), жил тогда в Володарском районе Брянска. Случалось, я отпрашивался у отца покататься, и ехал с рыболовного места до этого перекрёстка и дальше по лесам – уезжал направо, приезжал слева. Мне было лет 11-15. И ведь отпускали же. Компас был  с собой, умел им пользоваться, знал в каком направлении город. Сейчас бы – "ой, убьют, ребёнок, в лес, один" – шок... а тогда ничего так, интересно! И мобильников же ещё не было! Ездил к партизанскому источнику. Дорогу эту, кстати, "нащупал" тогда совершенно случайно – просто ехал поглядывая на часы. В "точке невозврата" уже ехал обратно, так и замкнулось кольцо маршрута, который очень полюбился. И велик был – "школьник", потом, правда, "урал" – этот уже с 5 передачами. Какие там рабочие вилки, да ещё и на детском велике, да ещё и 20 лет назад.... Было б желание ездить. И было б с кем (пока маленький). Спасибо, детство прошло с велосипедом!

    Еду вправо. Перед въездом с поймы в лес, стало чуть солнечнее. Грунтовки отлично проезжались, хотя под сенью леса оказались не мёрзлыми. Наконец, урочище Чистенка – по старым картам, здесь был дом лесника. Сейчас же тут недавно стоит крестик чуть поодаль от дороги.


    В урочище Чистенка моя дорога разделяется на две  -

Влево – путь на Орловские Дворики, некогда накатистый, сейчас часто запорченный лесовозами. Спасибо Паше, ехавшему тут 26-го октября, что предупредил об очередной вырубке. Так я выбрал правый путь. А тут, если не ехать на Орловские Дворики, дорога выводит прямо к партизанскому источнику. После Чистенки вскоре поворот налево – на мемориал Белая Круча (пока не был, недавно узнал). Это место первой стоянки отряда Виноградова, где он находился до 5-го ноября 1941-го, пока предатели не привели немцев. В одной из землянок были заживо сожжены 11 партизан.
Вправо – мой путь.

    Вскоре встретил лесных зверей. В наших краях, это как правило охотничьи собаки :)


     Этой дорогой доехал (скорость около 15-ти) до места на большаке с табличкой, что там были бои партизан 16.10.41 и 5.11.41.


    А вот рядом  - большак – это не просто лесовозная дорога! Это – ни много ни мало – наш бывший путь на Москву! Жиздринский большак. Брянск-Радица-Орловские Дворики-Верхи-Бердовка-Улемец-Жиздра... нет-нет, надо наверно уйти на недельку в лес, а потом представить это себе ещё раз! Ага. Ж/д на Москву появилась давно. М3 ещё нет. На Дятьково ездят через лес прямо от Даркович, да и в Дарковичи – по нынешней ул. Почтовой через Чайковичи. Дятьково-Людиново – старая дорога (пронзает Дятьково насквозь) сейчас в лесах, завалена сильно у стыка областей, Болву пересекала в Куяве. Трассы на Рославль, на Орёл – в целом идут как раньше. "Медвежий край", попробуй попади в эту Белокаменную, если ты не поезд! :) Но шутки в сторону – вот так это выглядит сейчас.


    По большаку 150м на север (мёрзлый песок едется отлично, а грязи обходил), и вот он первый момент истины - ломить ли по просеке на станцию Пунка, как когда-то шёл на лыжах.


    Время – 10-55. Где наша ни пропадала - попробуем. Первый квартал 500м - почти всё ехал, почти не завалено. Второй завален больше + пара длинных луж. Снова слава берцам! Разбирать что там под ногами особо не приходилось.


Травка постигает новую реальность – ледок!


Потом - как и тогда на лыжах - сворот налево по дороге, слегка заваленной. Потом перекрёсточек - и попытка возврата на ту просеку как я шёл на лыжах не удалась - завалено и лужа, ну очень длинная. (см. небольшой тупиковый отрезок на карте)


    Понятно. Знать, мне надо по той же дороге но севернее. Вскоре, стало просматриваться что-то типа тропы по дороге, но завалы продолжались.


    Потом была низина - верховье р. Чистенки. Шагов 7 по воде, 5см глубиной. Ноги сухие. Обувь держит. Фото – почти "с переправы".


    Ехать становилось всё лучше, наконец, ЛЭП. Перекус бананчиком. Пунка слышна вдали - 1км до неё. Распогодилось.


    Преодолел ручеёк незадолго до выхода к ж/д.


    Когда я был перед жд, как и 09.03.2012 когда прорывался сюда на лыжах, пролетела та же матриса в то же время - 11-45. Перехожу жд, однако, её можно перейти не везде - там между автодорогой и жд низина с водой. Нашёл тропку, место запомнил где прохоже.




     Ну вот, хоть дорожку новую разведал. Но больше для пешеходников годна. По карте, торная дорога ожидалась по просеке на 500 м южнее (по которой я проехал первый километр). Но там давно не ездят. Давным-давно, с начала 30-х годов, лесничим здесь был отец моей бабушки. Получается, отряд Виноградова до 5-го ноября 1941-го обитал во "владениях" моего прадеда. А бабушка, 14-летней девчонкой, провела первых порядка 2 месяцев немецкой оккупации в Орловских Двориках. Спросил на днях своего отца, может она что рассказывала ему о войне. Про партизан ответить он затруднился, не было разговоров об этом. Рассказывала, как однажды по ней открыли огонь, когда она собирала цветы возле ж/д – охрана, чтоб не взорвала. Рассказывала, как однажды ночью прибежал к ним мальчишка с семьи лесника с домика в районе пионерлагеря "Лесные Голоса", сказал что всю семью перебили, он один убежал. Возможно, свои. Кушать-то нечего было, да и "партизанили" люди разные. А по большаку, который и сейчас отлично просматривается от платформы 214-й километр на Верхи,  в октябре 41-го потянулись колонны наших отступающих с Брянска в сторону Хвастович военных частей. Весь большак был в технике. М3 ещё не было, восточнее тоже было не проехать никак. Разве что через Журиничи. Впрочем, нет, этот путь был негодным – Брянск-то немцы взяли с востока, выдавливая наши части с города на север. В общем, надо ещё читать для большего понимания. Паша ехал по этому большаку до Верхов 26-го октября. Да и я бываю часто. Фото – от 29.09.2007.


     Вернёмся в 2013-й. По краю леса и деревни, качу дальше, от ж/д севернее. Столько времени тут не был: дача у нас за Стеклянной Радицей была, дача номер 2. Оставили 4 года назад. Ибо много. Ну, ностальгия, сразу, вспомнилось, сколько раз по этой тропке, утром, вечером, в дождь и зной:


     Деревенский ноябрьский пейзаж. Небо обещает яркий день!


     Асфальт. На краю Стеклянной Радицы, положили новейшего асфальта 1,5км. Дальше - всё по-старому. Стеклянная Радица – старинный населённый пункт, не зря на въезде стоит табличка "1767". В 18-м веке тут была стекольная фабрика.


     Посетил наш участок - земля везде зарастает, сосны поднялись уже у соседей, кто бросил свои участки раньше. Берёзки. Дуб, посаженный мной в 1992-м или 1993-м, растёт, немаленький уж.

Возвращаюсь на асфальт, несколько км тихого счастья. Даже ветер попутный.

     Верхи. Поворот направо, перекус на лавочке у края леса.






     Просто облако. День был богат на необычные небесные картинки.


     В 12-37 выдвигаюсь покорять Огорь. Лесничество, памятник на месте гибели героя Советского Союза – командира комсомольского молодёжного отряда В. Рябка.


     Дороги мёрзлые. Немёрзлые - только под сенью леса. Там грязнее чуток. Лужи, которыми Паша пугал в своём отчёте от 26.10.2013 - обрамлены твёрдой оправой в виде грунта со следами квадроциклистов. И накатисто, и нескользко. Почти всё еду.






     Красиво. Тепло. Благодать. Пейзажи радуют глаз и душу.








     Ах, да. Был вскоре от асфальта, примерно через 1,2-1,5км, поворот налево. Нехило раскатанный. Я думал, это объезд грязи. Но нет. Даже не сфоткал. Эта дорога потом с моей не соединилась! Отличный сигнал, - поехать туда в другой раз. Может, тем путём дорога на Огорь покорится легче.

     А вот и перекрёсток (поворот на ур. Барино), тут Паша поехал направо. Я был уверен, что полтора года назад я ехал слева.

Как оказалось, я ошибся. Мы с Пашей ехали тут одним путём, а в этот раз я выбрал новый вариант. Ну, надо ж разведать, в конце концов!

     Ещё 200м - и вот он перекрёсток - слабенько и чуть завалено -  прямо на Барино, а мне чуть правее.


     Ещё метров через 150 - тоже перекрёсток. Тут задумался. Присмотрелся. Взял снова вправо.

     В тот момент, я думал, что полтора  года назад ехал - скорее всего вот здесь если бы взять налево. Но я не стремился ничего повторять, равно как не стремлюсь принципиально в грязь или вброд или ещё куда. Просто, люблю новые пути и запоминающиеся моменты жизни. А занесёт в грязь - что ж, будет и грязь. А не занесёт - значит, покатушку туда ещё раз устроим. Логика тут проста.

     Но грязи не было. Порядка 2-2,5 км снова было тихое счастье. Теперь на грунте. Лес смешанный, листики шуршат, раскатано так что можно ехать и не боишься что развернутся впереди. Мегафон принял в калужский регион. А дорога идёт!






     Вскоре я понял, что он чуть погорячился. Вот вывеска - стык охотхозяйств. При виде меня, выехавшего с одного (брянского) в другое (калужское), с калужского в брянское перелетели пара куропаток. Птицы, а учёные :)




     А под колёсами начинался полный финиш - начались лужи. Листья мёрзлые, ехать объезжать тяжело. Часто иду. Чаще и чаще.


     Вскоре ручей. Перешёл кое-как.


     Наконец, конец леса.


     Открытое пространство. Очень неровно. Скорость 7-9.




     Подходят наконец ещё дороги, сначала слева (менее торная чем моя) – на фото взгляд назад – я приехал по фотке слева


и потом справа - более торная, квадроциклы. На фото взгляд назад, я приехал справа.


     Стоп-стоп-стоп! Отсюда поподробнее. Треков не пишу ведь... порылся в фотках. А ведь деревце обведённое на фото – одно и то же. Вывод – полтора года назад я выехал на свою нынешнюю дорогу на предыдущем перекрёстке слева (и притом своей нынешней тогда не видел – не катана была в мае), и уехал с неё направо (и надеялся разведать ту, на которой остался в этот раз). Карты сходятся!!!




     Охотничье местечко!


     Снова ручей. Перехожу по брёвнышку. Размесили жутко. Правда, всё твёрдое - и на том спасибо!


     Дорога мягкая, едется тяжело. Где-то здесь на неё вылез Паша месяц назад.


     Погода благодарит (а за что меня благодарить?... ну, благодарит – и спасибо!) чудесными пейзажами. :)


      Ещё ручей! Дома за ним - вот оно Куликово. Этот переходил труднее предыдущих, но не вымок.




     13-50 - я в Куликово!!! 8км дались за 1ч 13 мин. Но я не спешил особо.






     2-3 жилых дома. А улицы у вас тут есть? Замечаю вскоре квадроциклетные следы, которые вьются по деревне. По ним. Тяжко и медленно. Рядом заросли сухой крапивы.


     Копны сена лежат неубранные.

Сажусь спиной к одной из них - тут быть обеду! Гречка, мясо, чай. Упс, пробка термоса снова развинтилась (деталька где-то в чае на дне). Поставил в рюкзак чтоб стоял вертикально. Больше, кстати, чай не пил - осталось 0,3л из 0,5л, а компота суммарно было 1,3л - ушёл весь к концу дня. Больше воды не набирал.

     14-19. Отобедал, пора путь дальше держать. А солнышко, грунт подмяк на припёках. Основа - мёрзлая, и пару миллиметров сверху подтаяло. Начались заносы. А вскоре и грязи. Подошла дорога со стороны Скурынска.


     Грязи были всё больше в тени - т.е. сухие, но были и всякие. Жуть. Паша-то ехал по "всяким"  ему жесточе было. Правда, дождей с тех пор прошло несколько нехилых. Тут я много шёл. Разворачивало на таких буераках сильно. А твёрдые - держали.




     Сбоку промелькнула деревня Тихоновка.


     И снова гряземесно, теперь ещё и с подъёмом. Жарко. Классно, что поставил поильник на раму, а не в рюкзак. Пока не замёрзнет. Жалею, что еду в 2 штанах, а наколенники снял на стоянке. Рискую завалиться при заносах, и жарко всё равно.




     Где там эта Огорь?.... Домучал, наконец, путь до неё. Это ещё и с попутным ветром... На фото – плотина.


     По Огори поехалось нормально, скорость сразу под 20 – накатисто! Чуть заблудился в Гололобовке, пришлось ехать на соседнюю улицу по территории школы.

Кому интересны фото с Огори – заходите в мою тему от 10 мая 2012, там были. Тут не привожу. Просто, большая вполне живая деревня по краям оврагов.

     А в октябре 41-го тут скопилось несколько дивизий 50-й Армии, отступавших с Брянска и области. Все они потом хлынули с окрестностей Огори в брешь – между жд станциями Батагово и Березовский. Немцы тут особо не препятствовали пока – впереди-то Рессета, и, как известно, там с 13-го октября наших ждал кошмар. Всего из более 100тысяч человек 50-й Армии вышли к своим лишь порядка 10-ти тысяч...
     Какими дорогами они двигались на Огорь? – наверное, через Бердовку, через Павловку. Может, и моим путём – через Верхи. Прямой путь с Огори на Бердовку сейчас точно отсутствует – была поездка 17.06.2012 (отчёта нет), дорога не обнаружена, как позже мне сказали – заросла, и даже ещё несколько лет назад по ней были деревья с руку толщиной. Я тогда шёл по ЛЭП, часто по колено в воде. ЛЭП дороги тоже не пересекали! Вот тема, напишу как-нибудь –
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=5819.0

     Продолжим... Покидаю Огорь. Грунт в сторону Улемца – проезж даже на легковушке.




     Выкатываю на грейдер Павловка-Улемец. Под ЛЭП, чуть севернее речки Огорь.


     Чёткое освещение, яркие пейзажи.






     15-24. Окраина Улемца.


     Разворот с попутного на встречно-боковой ветер. 53км на одометре и около 40км впереди. Взгляд назад. Ветер кушает всю скорость от энергии на сбросе высоты  :(


     Перехожу р. Огорь.




     Упс, а вот ур. Деберки и возможно ур. Мертвель - всё перепахано!!!!!!!!!! Вон моя дорожка, упирается в пашню.


     Сбоку идёт лесовозная дорога. Я-то думал - сейчас с ветерком, да по полям-лугам до самого Березино. А тут - куда-то в лес. Красиво пока. Эх, как неохота уезжать с предзакатного солнца в тёмный лес! Фото – сделаны назад, по солнышку.








     Но дорога идёт вроде недалеко от моей. Вот вырубка, за ней что-то знакомое. Я не очень отдалился от своего известно пути.


     Колеи глубоченные, но между или рядом ехать можно. Еду-еду. Несколько неторных дорожек влево. Вправо ничего. Кстати, ветра в лесу нет. Одна радость!




     Вскоре - перекрёсточек, прямо уходит старая лесовозная с одиноким следом уаза, влево - новая лесовозная и следы УАЗов. Вот тут принимаю верное решение и еду прямо по слабой!!!


     Кое-где иду т.к. завалы, да и палок под колёсами тут много, а всё скользкое, в инее. Почти не фоткаю.


     Вскоре ещё перекрёсток. Подошла дорога справа сзади – откуда-то с ур. Клёнки. Наконец, достаю карту. Оцениваю где я. Поздняк, направо мне уже не надо. Есть перспектива вылезти в Ур. Бердовка. Еду сначала даже получше. Несколько вырубок. Тут низкое солнце бьёт в глаза так, что ничего не видно. Чудом не заваливаюсь на незамеченном бревне под углом к моей траектории.




     Потом похуже - завалы, неровности.


     Подходит более торная дорога справа сзади – есть на карте. 50м до ручья.


     Ручей - и табличка о границе охотохозяйств. Но ручей мелкий, не Бердовка. Это и есть граница областей. Впереди вырубка, и лес возят уже в брянский регион!!! Т.е. проломил и этот путь!!! Вот уж не ожидал, что тут будет такой облом после Улемца.


     После вырубки 500-700м еду со скоростью 6-8 – свежие грязные следы с вырубки очень мешают. Наконец, впереди знакомый мост через р. Бердовку (до сюда ровно 10км от Улемца).


"Всё, брат, прорвались, прямая дорожка –
Вольное место, да в небе луна.
Ты попридержи-ка лошадку немножко –
Видишь, совсем заморилась она!", -
вспомнилась сразу песня.
     Дальше Ур. Бердовка. Озеро, кстати, так с весны пустое и стоит, с водой небольшая заводь, где была табличка что тут малёк. 2 минуты отдыха. Залпом выпиваю 0,3 л компота с бутылочки из рюкзака – молодец, заслужил.





С таким бы вечерним освещением, да по оранжевому, жёлтому треку!!!! Там перелески, было б очень красиво. И даже тепло. Правда, и ветрено.
     По старым картам, раньше большак отсюда (с дамбы) шёл прямиком на Верхи. Сейчас озеро, видимо, запружено было на более высоком уровне, так что те места где шёл большак - оказались залиты водой. Прямых дорог отсюда на Верхи нет. Кроме того, ещё и карьеры вмешались, навсегда скрыв от нас места старых дорог.

     Дальше ожидаемо грязновато, памятник.


     Песок со льдом. Прячется солнце. Снова дыхание зимы.


     Приближаюсь к Березино.




     Асфальт, ветер в лицо.




     На окраине Фокино, природа не поскупилась на последнюю яркую картинку этого дня.


     Небо почти расчистилось. Почти дятьковская трасса.


     В 18-25 в гараже. Темно стало лишь последних 3км, по освещённому городу. Точь-в-точь приехал.

     Ну, а вообще, от Ур. Деберки предполагалось ехать по оранжевому треку, потом по жёлтому, и старым дятьковским большаком въехать в Дарковичи. Дятьковский большак – это путь, которым раньше ездили в Дятьково, пока не построили нынешнюю трассу. В войну (октябрь 41-го) по нему на север было большое движение наших войск, с перспективой выйти на Огорь и дальше на юго-восток. Много наших тут и погибло от немецких снарядов и пуль. Местным жителям было запрещено входить в этот лес, и хоронили наших солдат уже в феврале-марте – и подальше от большака. Есть памятник в истоке р. Пильня (северный её приток), надо б как-нибудь посетить. Не был.

    От Слободища до Даркович большак находится в отличном велопригодном состоянии (за осень бываю тут 5-10 раз), только ехать нужно именно в этом направлении, иначе постоянный подъём и в песочек изредка придётся идти. И никакой Шибенецкой горки на пути, лишь несколько км плавного спуска!!!

    Как же лучше всего ехать с Верхов в Огорь? – можно попробовать разведать грунтовку налево через примерно 1,5км после асфальта в Верхах. Кроме того, были с моего пути ответвления налево. Но в Куликово меня больше не тянет. Грязь и квадрациклы отбивают желание ехать туда снова. Спрямить путь на Коробино – вот чем надо заняться в следующий раз в этих краях!

     92 км, из которых 63км грунт, 5км грейдер и 24 км асфальт (почти весь против ветра).

Ну, а ещё на Брянск-вело можно почитать по этим местам –

17 сентября 2012 – речка Овсорок. Фотоотчет
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=6238.0


Вечерняя покатушка 27.05.2013 Бежица-Фокино-Бердовка-Слободище-Бежица ~80км
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=7043.15

Кроме того, была первая покатушка на поиски озера в Бердовке. 31 мая 2012. Темы нет, отчёта нет. Может, когда будет. Запомнилась горными пейзажами из карьеров. Тогда пытались ехать как раз несуществующей частью большака с Верхов на Бердовку.
http://forum.bryansk-velo.ru/index.php?topic=134.msg36376#msg36376
(см. чуть ниже - Ответ #1646 : 01 Июня 2012, 13:23:44)

Ещё 2-3 моих покатушки в сторону Бердовки и около на форуме не освещались.

"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

krutyashiy_pedali

Как всегда, интересно было почитать :good0000:. И познавательно :)
P.S. Я так и не понял по отчету, где этот Партизанский источник :scratch_:

Dron

Спасибо!
Касаемо партизанского источника - я ж не могу в одном отчёте объять все грунтовки около Брянска  :mosking0:
Озеро Гришино. Чуть севернее его ещё озерцо-старица. Там около. Завтра, может, карту с работы кину.
А ещё, если к выходным будет 5см снега, то может и съедить как раз сюда, и Белую Кручу наконец посетить. Я не езжу в лёд по асфальту. А сюда прямо от гаража полностью почти грунт. Но это ближе к делу.
"Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами..."

Zakhar

Да, круто! Знатные дебри в том районе! Гонял я года два назад в Жиздру и первоначально планировал с Верхов двинуть как раз на Куликово и Огорь. На карте там такие красивые тропки!  А потом плюнул и двинул через Пастухово на Батагово и на М3.  :biggrin0: Ну а чо, offroad!

cheerfulcow

Ооооеее, обожаю это место, но с другой стороны речки. Красиво там. Спасибо за отчетс фотками, очень интересно было почитать. На неделе обязательно скатаю "на ту сторону реки" :)